- Ноты на гитаре
- Оглавление
- Схема грифа
- Ноты на открытых струнах
- Принцип полутона
- Двенадцатый лад
- Одинаковые ноты на разных струнах
- Все ноты на грифе
- Упражнения и вопросы для самоконтроля
- Название струн на гитаре
- Обычные наименования
- Буквенные обозначения
- Дополнительные струны
- Аккорды на гитаре для новичков, картинки, расшифровка аккордов
- Вводная информация
- Что такое аккорды на гитаре
- Основы построения аккордов для начинающих: изучаем струны и пальцы
- Два типа аккордов
- Мажорные аккорды
- Минорные аккорды
- Построение мажорных и минорных аккордов
- Как прочитать аппликатуру аккорда
- Как брать аккорды
- Настройка гитары
- Как зажимать аккорды
- Система «CAGED» — что это?
- Что такое открытые формы аккордов?
- Разница между аккордом и аккордовой формой
- Пример разницы между аккордом и аккордовой формой
- Практическое применение системы CAGED
- Открытые формы минорных аккордов
- Аппликатуры простых аккордов для гитары
- Основные аккорды для гитары для начинающих
- Таблица основных аккордов для гитары для начинающих
- Аккорды на гитаре для новичков с расшифровкой пальцев правой руки
- Первые три аккорда
- Am, E, Dm ритмом
- Аккордовые последовательности на трёх аккордах
- Видео аккордов для гитары
- Список аккордов для начинающих
- Аккорд C – До Мажор
- Аккорд Dm – Ре Минор
- Аккорд D – Ре Мажор
- Аккорд Em – Ми Минор
- Песни в ми миноре
- Аккорд E – Ми Мажор
- Аккорд G – Соль Мажор
- Аккорд Am – Ля минор
- Популярные песни на Am, Dm и E
- Аккорд A – Ля мажор
- Схемы аккордов для шестиструнной гитары
- Видео аккордов для гитары
- Баррэ-аккорды
- Другие аккорды
- Популярные песни с простыми аккордами
Ноты на гитаре
Эта статья завершает трёхчастную серию публикаций о нотах и опирается на материал, изложенный в первой и второй частях. Рекомендую предварительно их прочитать.
Оглавление
Схема грифа
В дальнейшем будем пользоваться схемой грифа, показанной ниже. Обратите внимание: лады нумеруются от колков, а струны — от самой тонкой к самой толстой.
Ноты на открытых струнах
При стандартной настройке гитары открытым (то есть не прижатым к ладам) струнам соответствуют следующие ноты:
- 1-я струна (самая тонкая): ми первой октавы (E4)
- 2-я струна: си малой октавы (B3)
- 3-я струна: соль малой октавы (G3)
- 4-я струна: ре малой октавы (D3)
- 5-я струна: ля большой октавы (A2)
- 6-я струна (самая толстая): ми большой октавы (E2)
Получается такая нотная последовательность: ми, си, соль, ре, ля, ми. Для её запоминания можно использовать мнемоническую фразу: « Мис сис Соль резала ляжку Минотавра».
Видно, что чем струна толще, тем ниже её звук.
У струны, прижатой к ладу, звучит только её часть между этим ладом и струнодержателем на корпусе гитары. Эта часть короче, чем вся струна, и потому звучит выше. Таким образом, самый низкий звук струна издаёт в открытом состоянии, а прижатие к любому ладу повышает её звук. Чем больше порядковый номер лада (т. е. чем он дальше от колков и ближе к струнодержателю), тем звук выше.
Принцип полутона
Гитара устроена так, что справедлив следующий принцип: на каждой струне интервал между нотами на любых двух соседних ладах равен полутону. Например, полутон образуют ноты на втором и третьем ладах первой струны, ноты на шестом и седьмом ладах второй струны, ноты на девятом и десятом ладах третьей струны и т. п.
Зная это, а также помня, что интервалы до — ре, ре — ми, фа — соль, соль — ля, ля — си составляют целый тон, а интервалы ми — фа, си — до равны полутону, можно определить ноту на любом ладу любой струны.
Рассмотрим для примера четвёртую струну. В открытом состоянии она издаёт звук ре. Если прижать эту струну на первом ладу, получится нота, которая на полтона выше, чем ре, то есть ре-диез. На втором ладу находится нота, которая ещё на полтона выше, то есть ми. На третьем ладу получаем ноту ещё на полтона выше, то есть фа (между ми и фа полутон). На четвёртом ладу получаем фа-диез, на пятом — соль, на шестом — соль-диез, на седьмом — ля, на восьмом — ля-диез, на девятом — си. На десятом ладу получаем ноту до (между си и до полутон), а на одиннадцатом — до-диез.
На двенадцатом ладу получаем звук ре, который ровно на одну октаву выше исходного звука ре открытой четвёртой струны. На тринадцатом ладу находится ре-диез, который на октаву выше ре-диеза на первом ладу, на четырнадцатом ладу — нота ми, которая на октаву выше ми на втором ладу, и так далее. Всего на грифе обычно около двадцати ладов.
Рассмотренные ноты на четвёртой струне показаны на следующем рисунке. Звук открытой струны обозначен слева от грифа на воображаемом «нулевом ладу». Для наглядности белые клавиши фортепиано соединены пунктирными линиями с соответствующими ладами. Принадлежность нот к октавам и пунктирные линии для чёрных клавиш отсутствуют, чтобы не загромождать рисунок.
Двенадцатый лад
Вернёмся к двенадцатому ладу. Оказывается, что любая струна на двенадцатом ладу даёт звук, который ровно на одну октаву выше звука открытой струны.
Это происходит потому, что каждый последующий лад повышает звук струны на полутон, а интервал октава, как мы помним, состоит именно из двенадцати полутонов.
Кстати, с помощью рулетки можно убедиться в том, что двенадцатый лад делит звучащую часть струны ровно пополам. Это приводит к удвоению частоты звука, что и составляет физическую суть октавы.
Такое свойство делает двенадцатый лад особенным, и на нём обычно стоит отметка, отличающая его от других ладов.
Иногда удобнее искать ноты на грифе, отсчитывая не от открытой струны вверх, т. е. в сторону повышения звука, а от двенадцатого лада вниз. Допустим, мы хотим найти ми-бемоль (ре-диез) на первой струне. Зная, что на двенадцатом ладу находится, как и на открытой струне, нота ми, и помня, что ми-бемоль на полутон ниже ми, от двенадцатого лада отсчитываем один лад (полутон) в сторону понижения звука, т. е. в сторону колков, и находим ми-бемоль на одиннадцатом ладу первой струны. Ещё на полутон ниже — на десятом ладу — нота ре, и так далее.
Одинаковые ноты на разных струнах
Особенность гитары в том, что одну и ту же ноту во многих случаях можно сыграть на разных струнах. К примеру, ноту ми первой октавы можно сыграть и на открытой первой струне, и на пятом ладу второй струны, и на девятом ладу третьей струны, и на четырнадцатом ладу четвёртой струны, как показано на следующем рисунке. Это даёт возможность выбрать в каждой конкретной ситуации наиболее удобный способ и избежать лишних движений руки по грифу.
Все ноты на грифе
Заключительная схема показывает на гитарном грифе все ноты, соответствующие белым клавишам фортепиано, вплоть до двенадцатого лада. Эта схема поможет при занятиях на гитаре. Клик на изображении откроет в новом окне его увеличенную версию.
Упражнения и вопросы для самоконтроля
- Какая гитарная струна считается первой: самая тонкая или самая толстая?
- Выберите верный вариант: звук открытой струны гитары тем ниже, чем струна (толще/тоньше).
- Перечислите ноты, соответствующие открытым струнам гитары. Начните с первой струны, дойдите до шестой, затем перечислите эти же ноты в обратном порядке.
- Выберите верный вариант: звук открытой струны (выше/ниже), чем звук этой же струны, прижатой к любому ладу.
- Выберите верный вариант: на одной и той же струне звук на десятом ладу (выше/ниже), чем звук на пятом ладу.
- Определите, сколько тонов/полутонов между звуками на двух соседних ладах одной и той же струны, между звуком открытой струны и звуком той же струны на пятом ладу, между звуком открытой струны и звуком той же струны на двенадцатом ладу.
- Для каждой струны назовите ноту на двенадцатом ладу.
- Определите, где находится нота фа на первой струне, нота до на второй струне, нота A♯ на третьей струне и нота D♭ на пятой струне.
- Сколько тонов/полутонов между звуками открытых соседних струн гитары?
Эта статья — третья в трёхчастной серии публикаций о нотах: часть 1 | часть 2 | часть 3
Источник
Название струн на гитаре
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
Для того чтобы правильно настроить гитару, а также понимать построение аккордов, необходимо знать, как называется каждая из струн, расположенных на ней. Название состоит из сочетания определённых букв и цифр. Статья расскажет о том, какие бывают наименования гитарных струн, и что означает каждый символ в названии.
Обычные наименования
Расположение и нумерация открытых струн на классической 6-струнной гитаре начинается снизу вверх – от самой тонкой до самой толстой. Каждая из них на порядок отличается от остальных по звучанию, например, самый тонкий звук имеет первая струна (нижняя), а самый низкий – шестая (расположена сверху). Она считается басовой и отличается от других тем, что за счёт толстой металлической обмотки имеет самую низкую тональность. Помимо номеров, каждая струна имеет стандартное обозначение. Обычное название струн на гитаре следующее (в последовательности от первой к шестой):
- нижняя – ми;
- вторая снизу – си (к слову, она единственная, которая должна звучать на полтона выше остальных);
- третья по счёту имеет название соль;
- четвёртая – ре;
- предпоследняя называется ля;
- басовая (шестая) – ми.
Можно заметить, что первая и шестая струны имеют сходное название, однако не стоит считать, что и звучание у них сходное. Диапазон между ними – целых 2 (+1,5 в зависимости от настройки) октавы, поэтому, кроме наименования, сходства между ними нет.
Буквенные обозначения
Помимо вышеуказанных названий, главные элементы классической гитары обозначаются ещё и буквами. Для этого используются начальные символы латинского алфавита. Присваиваются они гитарным струнам в следующей последовательности:
- самая тонкая нижняя струна (ми) обозначается буквой Е;
- вторая (си) имеет буквенное обозначение B;
- следующая (соль) – G;
- четвёртой снизу струне со звучанием ре присвоена буква D;
- ля обозначается буквой A;
- для ми предназначена буква E.
Исходя из данной последовательности, можно сделать вывод, что у всех музыкальных нот имеются свои обозначения символами латиницы. Первой буквой латинского алфавита называется нота ля, после неё под буквой B следует нота си, далее – первая нота до под символом C, ре соответствует D, ноте ми – E, фа обозначается буквой F, соль – G.
Дополнительные струны
Помимо стандартных шести струн на классической гитаре, существуют также аналогичные музыкальные инструменты, имеющие дополнительные струны.
- Семиструнная гитара. Иногда её называют «русская» или «цыганская». Такое название она получила из-за того, что в начале XVIII века семиструнная гитара использовалась для аккомпанемента исполнителям романсов или русских народных песен. Отличием струн данного вида гитары от классической шестиструнной является то, что для их изготовления используется металл другого калибра. По этой причине, а также в связи с тем, что они более плотно натянуты, звук русской гитары получается не такой, какой издаёт классический инструмент.
- Электрогитары с семью струнами. В сравнении с шестиструнными они отличаются тем, что имеют более широкий диапазон звучания и мощность. Названия следующие: нижняя – си, далее идёт ми, третья снизу – ля, затем – ре, пятая – соль, после неё – си, затем опять ми.
- Восьмиструнные гитары используются гораздо реже, чем шести- или семиструнные. Они имеют широкий диапазон и используются для игры в таких стилях музыки, как джаз, классика или металл. Их звучание можно сравнить со звуком фортепиано. Названия струн у восьмиструнной гитары следующие: нижняя – фа диез, далее идут си, ми и ля, после них – ре, соль, си, и последняя – ми.
- Самый редкий вид, овладеть игрой на котором может только опытный музыкант – это девятиструнная гитара. За счёт трёх дополнительных элементов можно создавать нестандартные музыкальные произведения или экспериментировать. Начинается ряд с нижней струны до диез и заканчивается нотами си и ми. Такие гитары бывают двух видов: со спаренными струнами и с расширенным диапазоном звучания. Первый вид, в свою очередь, подразделяется на несколько типов в зависимости от расположения спаренных элементов – трёх тонких или трёх басовых. Девятиструнные гитары с расширенным диапазоном предполагают наличие дополнительных возможностей для того, чтобы за их счёт добиваться звучания с частотой, выходящей за пределы средней.
- Десятиструнная гитара или декакорд. При помощи четырёх дополнительных струн инструмент издаёт более глубокие басовые звуки, на нём можно воссоздавать более богатое звучание. Резонансы, возникающие при использовании всех возможностей гитары, делают музыку разнообразнее, однако репертуар, предназначенный для исполнения на шестиструнной гитаре, декакорд также позволяет сыграть.
В настоящее время гитары с количеством струн более шести набирают огромную популярность. Это неудивительно, ведь такие музыкальные инструменты позволяют разнообразить произведения и сделать их более оригинальными.
Из видео ниже вы узнайте, как называются струны на гитаре.
Источник
Аккорды на гитаре для новичков, картинки, расшифровка аккордов
Вводная информация
Начинающему гитаристу совершенно не обязательно знать все существующие аккорды на гитаре, новичку достаточно ограничится лишь несколькими основными аккордами, это упростит процесс обучения, поможет выработать правильную технику, а «мышечная память» будет способствовать в освоении более сложных гитарных аккордов.
Двигайтесь от простого к сложному, не пытайтесь на первых же уроках взяв аккорд «Am» дотянуться мизинцем до 24-го лада))) Всему своё время. Для начала изучите основные аккорды «для новичков», а картинки с расшифровками вам в этом помогут.
Что такое аккорды на гитаре
Что же такое «аккорд» на гитаре и в музыке в целом? Если совсем просто, то определение будет таким: аккорд — это три одновременно звучащие ноты с определённым интервалом между собой. Сыгранные вместе они образуют музыкальный аккорд — он же аккорд гитарный.
В гитарном аккорде может быть более трёх нот и они могут быть достаточно сложными для новичка, но об этом чуть позже.
Стоит отметить, что сложность аккорда определяется не количеством нот, а их расположением на грифе гитары.
Сыгранные 6 открытых струн(то есть, если левую руку вообще не использовать) тоже будут составлять гитарный аккорд, не смотря на то, что нот аж целых шесть, сыграть такой гитарный аккорд не составит никакого труда ни только начинающему гитаристу, но и человеку абсолютно далёкому от музицирования.
Основы построения аккордов для начинающих: изучаем струны и пальцы
Начнем с самого простого: взгляните на свою гитару. У неё есть некоторое количество струн (будем рассматривать пример с 6-струнной гитарой), а также лады на грифе.
- Все струны пронумерованы с 1-й по 6-ю: первая является самой тонкой, шестая – самой толстой. Также струны с 4 по 6 иногда называют «басовыми» или «низкими», 1-3 струны – «высокими», несмотря на то, что на плоскости гитары они расположены ниже.
Нумерация струн на гитаре
- Для удобства записи гитарных партий и игры гриф гитары по горизонтали разделен на лады – на отдельных ладах есть отметки для быстрого визуального понимания и ориентации на грифе (обычно это 12-й лад, а также 3-5-7-9 лады и 15-17-19-21).
Нумерация ладов на гитаре
Таким образом, гитаристы имеют простую и универсальную схему обозначения зажатых на грифе нот: например, на рисунке показана точка, куда необходимо поставить палец, если вам говорят «зажмите 5-й лад 2-й струны».
Второй этап – нумерация пальцев левой руки. Здесь все достаточно просто:
- Указательный — №1
- Средний – №2
- Безымянный — №3
- Мизинец — №4
- Большой палец – T (от англ. thumb), он в данном уроке участвовать не будет
Два типа аккордов
Если рассматривать два вида аккордов с точки зрения обывателя, то можно с лёгкостью определить какой аккорд вы слышите в данный момент и отнести его к той или иной категории аккордов. Этих категорий всего две. Это мажорные и минорные аккорды.
Мажорные аккорды
На слух мажорные аккорды звучат весело, бодро, хочется петь, танцевать и не ходить на работу))
Минорные аккорды
Минорные аккорды напротив, звучать грустно, печально, хочется плакать и уйти с работы, но уйти нельзя(( Но это конечно же очень упрощённое определение. Для построения мажорных и минорных аккордов существует определённая система, сейчас я вытру рукавом скупые слёзы и расскажу вам о ней более подробно.
Построение мажорных и минорных аккордов
Для того, чтобы нам было легче понять строение мажорных и минорных аккордов мы с вами обратимся к фортепианной клавиатуре, так как она даёт более наглядную информацию, которую в последствии мы перенесём на гриф гитары.
Сейчас на экране вы видите фрагмент фортепианной клавиатуры состоящей из двух октав.
Как прочитать аппликатуру аккорда
Как уже было сказано выше, для игры аккордами не требуется знание и понимание того, как они построены, а также не надо искать их на грифе – все уже давно сделано и записано в виде особых схем – аппликатур. Зайдя на любой ресурс с подобранными композициями, под названиями аккордов можно увидеть картинку сеткой и точками на разных местах. Это и есть схема аккорда. Для начала, разберемся, что это за сетка.
По сути, это нарисованные четыре лада гитарного грифа. Шесть вертикальных линий обозначают шесть струн, а горизонтальные линии отделяют лады друг от друга. Таким образом, в базовой аппликатуре представлены четыре лада – плюс «нулевой», открытый – а также шесть струн. Точки обозначают лады и струну, которая зажимается в аккорде.
Кроме того, многие точки пронумерованы между собой, и эти цифры соответствуют пальцам, которыми надо зажимать струну.
1 – Указательный палец;
2 – Средний палец;
3 – Безымянный палец;
4 – Мизинец.
Открытая струна либо никак не обозначается, либо же отмечается крестиком или цифрой 0.
Как брать аккорды
Для правильного взятия аккордов важна правильная постановка рук. Расслабьте левую руку и вложите в нее гриф гитары так, чтобы его задняя часть опиралась на большой палец, а пальцы находились напротив струн. Не надо обхватывать гриф и сжимать его – старайтесь, чтобы левая рука всегда была расслаблена.
Согните пальцы и их подушечками зажмите любой аккорд. Если вы делаете это впервые – то, скорее всего, правильно поджать струны у вас не получится. Давите на струны до тех пор, пока не получите четкий звук без какого-то дребезжания, но не перестарайтесь, и не прижимайте их сильно к накладке грифа – иначе звук сильно исказится. Скорее всего, подушечки начнут болеть – и это нормально, просто продолжайте ставить аккорды, пока на пальцах не появятся мозоли, и они не привыкнут к тому, что сталь их режет и трет. Не ставьте пальцы на порожки ладов – иначе будет возникать противное дребезжание.
Когда вы научитесь менять аккорды и уверенно играть песни – попробуйте на некоторых трезвучиях немного обхватить гриф рукой, перекинув большой палец над грифом. Это позволит обрести больше контроля над игрой, а также приглушит нижнюю басовую струну – для чистого звучания аккордов типа D или Am. Помните лишь одно – в процессе игр все руки должны быть расслаблены и не перенапрягаться.
Настройка гитары
Чтобы добиться максимум результатов во время занятий, предварительно:
Убедитесь в том, что высота струн над грифом на оптимальном расстоянии. И при этом все струны хорошо звучат, в прижатом состоянии не бьются об лады. На акустической шестиструнной гитаре расстояние от порожка 12-лада до струн должно составлять примерно 2-5 мм.
В противном случае (если струны высоко над грифом) осваивать аккорды вам будет очень сложно. Пальцы будут быстро уставать. И мозолей на пальцах будет больше обычного (в любом случае они появятся, но если высота струн большая, проблема усугубляется).
Высота струн регулируется путём настройки грифа и другими способами. В рамках этой статьи мы не будем их рассматривать. Если вам сложно отрегулировать высоту, лучше обратитесь к гитарному мастеру.
Настройте гитару. Это можно сделать под тюнер, ориентируясь по шкале высоты звука в соответствие с заданной нотой. Или же на слух – по заданному звуку. В интернете есть множество сервисов онлайн для настройки гитары. Не получается самостоятельно – попросите товарищей-гитаристов настроить. Но ни в коем случае не играйте на расстроенной гитаре. От таких занятий толку мало.
Как зажимать аккорды
Перед тем, как начнём уроки игры на гитаре – последний подготовительный этап. Рекомендации – как избежать распространённых ошибок новичков, возникающих при изучении первых аккордов.
- «Не прячьте», не прогибайте мизинец под гриф. Он должен быть над грифом. Сразу отрабатывайте правильную постановку. В дальнейшем и мизинец «задействуете» в более сложных аккордах, обыгровках, басовых линиях.
- Не выворачивайте слишком кисть левой руки вправо или влево относительно плоскости грифа. Верхние фаланги пальцев на прижатых струнах должны быть примерно в перпендикулярном положении от поверхности ладов.
- Пальцы, прижимая струны, не должны касаться соседних струн.
- Для прижатия струн прилаживайте ровно столько усилий, сколько нужно, чтобы прозвучал звук аккорда. И не слишком слабо (струны не звучат), и не слишком сильно (звучат струны, но чрезмерная нагрузка на пальцы).
Система «CAGED» — что это?
Давайте поговорим о такой популярной системе визуализации грифа и аккордов на нём как система «CAGED». Я постараюсь максимально подробно и просто изложить принципы системы «CAGED», а так же буду использовать много наглядного материала. Так что прошу любить и жаловать — система «CAGED».
Что же такое система «CAGED»? Ответ на этот вопрос заключён в названии самой системы.
C-A-G-E-D — это 5 открытых форм аккордов
Что такое открытые формы аккордов?
Открытые формы — это такие аккорды в которых не используется приём «баррэ».
Сейчас мы остановимся на каждой форме отдельно и вы поймёте о чём идёт речь.
Разница между аккордом и аккордовой формой
Давайте немного остановимся на разнице между самим аккордом и аккордовой формой.
У нас есть аккорд ДО-мажор и аккордовая форма ДО-мажор, так в чём же разница?
Аккорд ДО-мажор — это единственный и неповторимый аккорд ДО-мажор, который мы играем в открытой форме, вот он:
он такой и никакой другой.
А что же такое аккордовая форма? Аккордовая форма это определённая конструкция, прижатые нами определённые струны на определённых ладах.
В данном случае это 5-я прижата на 3-ем ладу, 4-я на 2-ом и 2-я на 1-ом. С помощью этой аккордовой формы мы можем прижать любой другой мажорный аккорд.
Например если я захочу сыграть аккорд РЕ-мажор в аккордовой форме «ДО», что мне нужно сделать? Мы знаем, что между «ДО» и «РЕ» два лада разницы, следовательно мне нужно аккордовую форму «ДО» переместить на 2 лада вверх по грифу.
Для того чтобы это был полноценный аккорд мне ещё придётся прижать баррэ на втором ладу, поскольку когда мы играли открытую форму у нас звучали открытые струны(3-я и 1-я).
Таким образом мы получим аккорд РЕ-мажор в аккордовой форме «ДО»:
И так далее, соответственно, если мы захотим получить аккорд МИ-мажор, мы ещё на два лада сдвигаем эту форму, баррэ у нас точно также идёт следом, прижимается на 4-ом ладу, в результате получаем аккорд МИ-мажор в аккордовой форме «ДО»:
Пример разницы между аккордом и аккордовой формой
Давайте рассмотрим ещё один пример разницы между аккордом и аккордовой формой для того чтобы вы лучше разбирались в этом вопросе. Для примера возьмём аккорд МИ-мажор(E) в аккордовой форме «МИ»:
А вот не любимый всеми новичками аккорд ФА-мажор(F), который играется с баррэ на первом ладу:
Если откинуть баррэ, то вы увидите сходство, вот наш аккорд «МИ»(E):
передвигаем на один лад вверх и снова получается аккорд ФА-мажор(F):
Если вам так будет легче визуализировать и представлять, то когда мы играем аккордовую форму «МИ», а точнее МИ-мажор, то у нас звучат ещё струны первой актавы(1-ая и 2-ая), плюс шестая открытая струна, вы можете это представлять как баррэ на нулевом ладу, благодаря которому они и звучат:
Когда мы берём аккорд ФА-мажор(F), то у нас та же форма сдвигается на 1 лад. То есть аккорд ФА-мажор(F) у нас играется в аккордовой форме «МИ»:
Практическое применение системы CAGED
Сейчас мы перейдём к тому что какой-то один конкретно взятый аккорд прогоним по всем формам и я думаю вы ещё больше начнёте разбираться в этом вопросе.
Сейчас мы приступаем к самому важному и долгожданному этапу в нашем обучении, мы рассмотрим практическое применение системы CAGED(кейджед) и как визуализировать весь гриф с помощью системы CAGED.
Открытые формы минорных аккордов
А теперь давайте поговорим о пяти основных минорных аккордовых формах в рамках системы CAGED. Детально остановимся на каждой форме, научимся её находить, прижимать, а также поговорим о различиях между минорными и мажорными формами и некоторых практических хитростях.
Систему CAGED(кейджед) можно применять не только для мажорных аккордов, также она используется и для минорных аккордов. Для того чтобы нам с вами применить её к минорным аккордам, нам нужно взять 5 основных мажорных форм, которые мы учили с вами в предыдущем уроке и сделать из них минорные формы. Ещё раз напомню:
Мажор от минора отличается тем, что в миноре 3-я ступень на пол тона ниже чем в мажоре
Пол тона на гитаре — это 1 лад
Сейчас мы будем брать каждую мажорную форму в отдельности и делать из неё минорную форму. Начнём мы с формы ДО-мажор(C).
Для того чтобы нам из неё сделать ДО-минорную аккордовую форму, нам нужно с вами ноту «МИ», которая находится на 4-ой струне на 2-ом ладу понизить на пол тона и у нас получится вот такая ДО-минорная аккордовая форма:
Первую и шестую струну мы не играем поскольку это нота «МИ», а нам нужна нота МИ-бемоль(E♭), поэтому играем только по четырём струнам.
Переходим к следующей форме, следующая форма у нас «ЛЯ»(A). В мажоре у нас была вот такая вот конструкция:
Для того чтобы из неё сделать минор, мы на второй струне со второго лада перемещаемся на первый и получается всем нам знакомый аккорд ЛЯ-минор(Am). Вот так будет выглядеть ЛЯ-минорная аккордовая форма:
Следующая аккордовая форма «СОЛЬ»(G):
Для того чтобы сделать из неё минорную форму «Gm», 5-ю струну прижимаем не на втором, а на первом ладу и мизинцем прижимаем такое мини-баррэ, захватываем 1-ю, 2-ю и 3-ю струну, играем по всем струнам:
Эта форма в миноре наверное самая неудобная, позже я покажу вам некоторые хитрости как можно прижимая часть аккордовой формы сделать из неё довольно удобную и правильную форму.
Переходим к следующей форме. Следующая форма у нас «МИ»(E). В мажоре была вот такая форма:
Для того чтобы нам из неё сделать минор, мы просто с третьей струны с первого лада убираем указательный палец, получается самая простая минорная форма «МИ»:
Последняя наша аккордовая форма это форма «РЕ». В мажоре она выглядит вот так:
Для того чтобы нам из неё сделать минорную форму Dm, мы первую струну прижимаем не на 2-ом ладу, а на 1-ом. Таким образом получается РЕ-минорная аккордовая форма.
Аппликатуры простых аккордов для гитары
Изображения вариаций аккордов соответствуют реальному виду (обзору) играющего на гитаре. Представьте, как будто во время игры смотрите сверху вниз на гриф. Поэтому первый лад всегда будет слева (если ваша гитара под правую руку), а первая струна — верхняя полоска рисунка.
Чтобы узнать какие именно пальцы нужно ставить, смотрите ниже пример с фотографиями .
Для более лучшего восприятия — пример в картинках. По нему проще изучить сами аккорды, а на верхнем виде тональности.
Основные аккорды для гитары для начинающих
Как вы уже могли догадаться, для взятия аккорда нам необходимо зажать несколько струн. Нашим первым аккордом будет аккорд Em (ми минор), схема которого очень проста: на втором ладу необходимо зажать пятую и четвертую струны. Струны гитары считаются сверху вниз – от самой толстой к самой тонкой.
Лады принято отличать по их порядковому номеру, нумерация начинается от головки грифа гитары к корпусу. Пятый, седьмой, двенадцатый и двадцать четвертый лад отмечены специальными точками на грифе для более удобной навигации.
Для начала, зажмите пятую струну своим указательным пальцем. Используйте для зажатия самый кончик пальца, чтобы его подушечка не мешала свободному колебанию струн рядом. Обратите внимание на то, как нужно держать гриф гитары – не обхватывайте большим пальцем гриф, а прижимайте к нему палец плашмя.
После того, как вы зажали струну, ударьте по ней. Для этого, на первых порах, мы рекомендуем использовать самый мягкий медиатор – пластинка, которую музыкант зажимает между указательным и большим пальцами правой руки (если он не левша) для ударов по струнам.
Медиатор имеет заостренную и скругленную сторону, и вам необходимо зажать его заостренной стороной к струнам. Если медиатора нет под рукой – используйте для игры большой палец правой руки. Старайтесь чисто извлечь звук, при этом помните о правильной технике игры.
Да, от зажатия струн пальцы могут немного болеть, и если вам станет очень больно – отдохните, но не бросайте начатое. Боль в скором времени пройдет, когда на подушечках ваших пальцев образуется небольшое утолщение кожи. Даже самые простые аккорды на гитаре для начинающих могут вызывать затруднения. Наберитесь терпения — через месяц занятий вы не вспомните об этом дискомфорте, либо уже перестанете обращать на него внимание.
Небольшой трюк – старайтесь зажимать струну ближе к ладу, который её ограничивает. Так вы минимизируете шансы на то, что струна будет звенеть, прижимаясь не плотно.
На рисунке: аккорды для шестиструнной гитары и их обозначения
После того, как вам удалось извлечь чистый звук, запомните это ощущение и зажмите четвертую струну своим средним пальцем, в дополнение к указательному пальцу на пятой струне. Расположите средний палец так, чтобы он не мешал струнам вокруг него свободно звучать, уместив его по соседству с указательным пальцем на втором ладу. На этом аккорде, музыканты располагают указательный палец на втором ладу чуть ближе к грифу, а средний – ближе к корпусу инструмента.
Нежно ударьте медиатором по всем струнам гитары – если вы правильно зажали струны, вы услышите аккорд Em. Потренируйтесь в звукоизвлечении, привыкните к ощущению, когда струны зажаты правильно, и гитара издает чистый, стройный звук. Попробуйте ударять как по всем струнам, так и по каждой струне по отдельности.
Формируя аккорд, гитарист зажимает струны на грифе, а другой рукой, в районе корпуса, бьет по ним – это гитарный бой, особый прием игры.
Таблица основных аккордов для гитары для начинающих
Аккорды на гитаре для новичков с расшифровкой пальцев правой руки
Это общепринятое обозначение пальцев правой руки для взятия аккордов. Пальцы пронумерованы и отмечены на схеме аккорда. Всё предельно просто и не должно вызвать ни каких сложностей в освоении.
Существует техника игры на гитаре, при которой большой палец также участвует в зажимании струн(как правило 6-й струны), в этом случае большому пальцу присваивается цифра 5, но это скорее относится для более продвинутых гитаристов, мы же рассматриваем аккорды на гитаре для новичков, поэтому на картинке в расшифровке не будем использовать большой палец.
Первые три аккорда
Освоим первых три аккорда – Am, Dm, E.
В шутку, говорят, что на них можно сыграть все песни мира. Но в этой шутке и доля правды – да, есть много песен, которые играются именно на этих трёх аккордах.
Am (ля минор) – первая буква аккордового гитарного алфавита. Давайте рассмотрим в сетке этот аккорд и сыграем:
- Указательным прижимаем 2-струну на 1-ом ладу.
- Средним – 4-ую струну на 2-ом ладу.
- Безымянным – 3-ую струну на 2-ом ладу.
- 5-ая и 1-ая струны не прижимаются, но звучат (открытые).
- 6-ая струна не звучит.
Итак, аккорд вы взяли на грифе (согласно аппликатуре, указанной в сетке), теперь извлекаем звук:
Сначала большим пальцем проводим по каждой струне медленно. Проверяем: должен звучать каждый звук аккорда (каждая струна). Не получается – снова пробуем поставить пальцы по аппликатуре и качественно прижать струны.
Затем ударьте вниз по струнам указательным пальцем правой руки, или всеми пальцами (без большого) слегка согнутыми. Удар должен быть резкий, но не слишком сильный, громкий.
Сделайте несколько ударов. Снимите аккорд с грифа. Дайте пальцам отдохнуть и повторите упражнение.
Играйте правой рукой таким же образом и последующие рассматриваемые аккорды. А упражнения с ритмом (как играть боем) рассмотрим отдельно.
Dm (ре минор) – аппликатура на три лада. Пальцы придётся немного растянуть
- Басовые 6-ая и 5-ая не звучат, 4-ая открытая.
- Указательным – 1-ую струну на 1-ом ладу.
- Средним – 3-ую струну на 2-ом ладу.
- Безымянным – 2-ую струну на 3-ем ладу.
Извлекаем звуки Dm, слушаем.
E (ми мажор) – схожая аппликатура с Am, но от 3-ей струны.
- Указательным – 3-ю струну на 1-ом ладу.
- Безымянным – 4-ую на 2-ом ладу.
- Средним – 5-ую на 2-ом ладу.
Аккорд на шесть струн. Проводим большим пальцем по каждой струне. Слушаем – качественно ли прижали струны. Затем удары вниз указательным пальцем или четырьмя пальцами правой руки.
Am, E, Dm ритмом
Тренируйтесь играть три изученных аккорда. Вы должны научиться уверенно ставить пальцы, и чтобы хорошо звучали все струны в аккорде. Без «заминок», и «поправок» в постановке.
Потом разыщите в интернете метроном. Подойдёт любой – онлайн или программа. Задайте очень медленный темп – примерно 60-80 ударов в минуту. Размер установите 4/4 (просто в настройках выберите это значение). Это значит, что отсчёт ударов будет в порядке – раз, два, три, четыре.
Как только настроите метроном, приступайте к упражнению.
Сначала только на Am, сыграйте простейший бой.
Гитарный бой – это ритм-партия, определённый ритмический рисунок, который играется правой рукой посредством ударов по струнам.
Простой вариант записи боя – стрелочками, указывается направление ударов вверх-вниз.
Упражнение на Am:
Сначала удары вниз указательным пальцем правой руки, синхронно на каждый щелчок метронома. И при этом отсчитываем – раз, два, три, четыре. Сразу проговариваем вслух, потом отстукиваем ногой (ступнёй).
Затем на каждый щелчок метронома два удара: первый – вниз, второй – вверх. Считаем так:
- На «Раз» – удар вниз, на «и» – удар вверх.
- Повторяем: на «два» – вниз, на «и» – вверх и т.д.
Таким же образом под метроном играем это упражнение на E (ми мажор) и Dm (ре минор).
Старайтесь, чтобы удары звучали ровно, синхронно под метроном. Не слишком громко и не слишком тихо.
Аккордовые последовательности на трёх аккордах
Проиграв отдельно каждый из аккордов в ритме, тренируйтесь уже играть последовательности аккордов – эти три аккорда, но в определённой очерёдности.
То есть мы уже отрабатываем переходы с аккорда на аккорд, как они играются в песенном аккомпанементе.
Правая рука повторяет ритм из предыдущего упражнения. Сначала играем последовательности ударами вниз на каждый щелчок метронома.
- 4 удара (1, 2, 3, 4) на Am;
- переходим на E (ми мажор) и снова четыре удара вниз в ритме;
- возвращаемся на Am, ещё 4 удара.
Второй вариант упражнения – немного усложняем ритм: на «раз» вверх, на «и» вниз – по два удара на щелчок метронома. На каждый аккорд последовательности получается по 8 ударов.
Если сложно под метроном переставлять аккорды, временно отключите его. Отрабатывайте произвольно. Когда будут получаться переходы без запинок, пробуйте с метрономом. Игра под равномерные удары этого механизма хорошо развивает чувство ритма. В свою очередь этот навык очень помогает при разучивании разных видов боя, переборов.
И таким же образом играем другие упражнения – последовательности:
- Am – Dm – Am
- Am – Dm – E
- Dm – Am – E – Am
Добивайтесь чёткого ритма, без остановок. Быстрый темп пока не обязателен. Лучше медленно, но уверенно.
Видео аккордов для гитары
Список аккордов для начинающих
И вот мы подошли к самой важной части статьи – списку и разбору аккордов для начинающих. Всего их восемь, и для их игры не требуется никаких других навыков кроме зажатия струн. Они без проблем играются на первых трех ладах, и именно из них состоит большая часть популярных песен.
Аккорд C – До Мажор
Более сложный аккорд, особенно в комбинации с некоторыми, однако стоит немного потренироваться и поделать упражнения – и он окажется таким же простым, как и остальные. Состоит из нот До, Ми и Соль.
Палец | Струна | Лад |
Указательный | 2 | 1 |
Средний | 4 | 2 |
Безымянный | 5 | 3 |
Мизинец | — | — |
Аккорд Dm – Ре Минор
Это трезвучие похоже по своему составу на предыдущее, лишь с одним изменением – оно состоит из нот Ре, Фа и Ля.
Палец | Струна | Лад |
Указательный | 1 | 1 |
Средний | 3 | 2 |
Безымянный | 2 | 3 |
Мизинец | — | — |
Как и в случае с предыдущим аккордом, для чистого звучания требуется бить только по первым четырем струнам.
Аккорд D – Ре Мажор
Этот аккорд состоит из нот Ре, Фа Диез и Ля.
Палец | Струна | Лад |
Указательный | 3 | 2 |
Средний | 1 | 2 |
Безымянный | 2 | 3 |
Мизинец | — | — |
Важно отметить, что для чистого звучания этого трезвучия нужно бить по струнам начиная с четвертой – как со струны-тоники. Остальные при этом в идеале звучать не должны.
Аккорд Em – Ми Минор
Еще один популярный аккорд для начинающих, который по частоте использования может соперничать с Am. Состоит из нот Ми, Си, Соль.
Палец | Струна | Лад |
Указательный | 5 | 2 |
Средний | 4 | 2 |
Безымянный | — | — |
Мизинец | — | — |
Это трезвучие также относится к так называемым «пауэр-аккордам», если в нем играть только на последних трех струнах.
Песни в ми миноре
Для закрепления изученных аккордов, последовательностей, в ми миноре – поиграть, например, такие песни:
Пачка сигарет – КИНО:
Бой: вниз-вверх – вниз-вверх
Бой: 2 вниз – 2 вверх – 1 вниз
Также в ми миноре несложные песни:
- Когда твоя девушка больна – КИНО
- Метель – ДДТ
- Выхода нет – Сплин
- Танцуй! – Сплин
- Яблони – Ляпис Трубецкой
Аккорд E – Ми Мажор
Один из самых популярных аккордов даже в метал музыке – поскольку хорошо звучит на электрогитаре. Состоит из нот Ми, Си, Соль Диез.
Палец | Струна | Лад |
Указательный | 3 | 1 |
Средний | 5 | 2 |
Безымянный | 4 | 2 |
Мизинец | — | — |
Аккорд G – Соль Мажор
Состоит из нот Соль, Си, Ре.
Палец | Струна | Лад |
Указательный | 5 | 2 |
Средний | 6 | 3 |
Безымянный | — | — |
Мизинец | 1 | 3 |
Аккорд Am – Ля минор
Это трезвучие состоит из трех нот – Ля, До и Ми. Этот аккорд присутствует в огромном количестве песен, и каждый гитарист начинал именно с него.
Палец | Струна | Лад |
Указательный | 2 | 1 |
Средний4 | 4 | 2 |
Безымянный | 3 | 2 |
Мизинец | — | — |
Популярные песни на Am, Dm и E
«Частушки» – народный мотив, просто играем:
Ритм (бой) уже знакомый вам по предыдущим упражнениям: вниз-вверх 2 раза на каждом аккорде.
«Летел голубь» – русская народная песня:
Текст с аккордами:
Сыграть можно так:
Бой – комбинирование двух простых ритмов из упражнений. Можно сразу потренироваться под метроном на одном аккорде медленно: на «раз и» – один удар вниз; на «два» – вниз, на «и» – вверх; на «3 и», «4 и» бой повторяется.
- Первая строчка по куплету: мотив «летел…» начинаем без гитары;
- На слово «голубь» играем Am – бой 1 раз (вниз – вниз-вверх);
- Потом на E – бой 1 раз;
- Am – играем ритм уже 2 раза, из вторым разом мотив 2-ой строчки;
- E – 2 раза;
- Возвращаемся на Am – 2 раза;
- И последние две строчки на каждый аккорд бой 2 раза: Dm/Am/E/Am.
«Коробейники» – всё те же самые популярные 3 аккорда:
Играется таким же боем, как и «Летел голубь», но в более быстром темпе. А разучивать песню, конечно, сначала нужно медленно.
Аккорд A – Ля мажор
Менее популярный аккорд, который, тем не менее, присутствует в огромном количестве знакомых всем песен. Он состоит из нот Ля, Ми и До Диез.
Палец | Струна | Лад |
Указательный | 4 | 2 |
Средний | 3 | 2 |
Безымянный | 2 | 2 |
Мизинец | — | — |
Схемы аккордов для шестиструнной гитары
Разберем схемы — аккорды для шестиструнной гитары и их обозначения. Зажимайте струны как указано ниже – кружки с номерами соответствуют позиции пальцев на струнах, х – струны не трогаем, о – свободные струны, по которым бьём.
Аккорд Аm (Ля минор)
Один из самых часто используемых простых аккордов. При его игре стараются не задевать шестую струну.
Аккорд A (Ля мажор)
Аккорд звучит светло, ярко и позитивно. При его игре стараются не задевать шестую струну, для более чистого звучания.
Аккорд D (Ре мажор)
Заметьте, что этот аккорд играется без задействования пятой и шестой струны.
Аккорд Dm (Ре минор)
Минорная версия аккорда Ре также играется без пятой и шестой струны.
Аккорд E (Ми мажор)
Очень популярный аккорд, на котором все струны гитары звучат хорошо.
Аккорд C (До мажор)
Этот популярный аккорд, состоящий из нот До, Ми, и Соль, хорошо звучит без задействованной шестой струны.
Видео аккордов для гитары
Баррэ-аккорды
Есть специфические баррэ-аккорды – их особенность заключается в том, что при постановке используется прием зажатия нескольких струн сразу указательным пальцем (чаще всего всех) плюс дополнительно необходимо зажимать струны остальными пальцами.
аккорд F без баррэ
Другие аккорды
Таким образом, по своей сути, основных аккордов (не баррэ) всего 9 штук. Их будет достаточно для того, чтобы сыграть 90% песен по аккордам. Если Вы новичок, то Вам обязательно стоит изучить эти аккорды для начинающих, которые я привел выше.
Аккордов — несметное количество (больше 1000), но это не значит, что Вам нужно учить все — или учить много. Есть несколько основных аккордов, которых достаточно для игры практически любой песни по аккордам. Итак, для того, чтобы научиться играть на гитаре, вам нужно начать обучение с аккордов, которые я указал выше.
Популярные песни с простыми аккордами
Лучшим закреплением данной темы будет разучивание песен, где используются указанные трезвучия. Ниже представлен список композиций, которые полностью состоят из данных аккордов, сыгранных в разной последовательности и ритме.
- Кино (В.Цой) — Когда твоя девушка больна
- Кино (В.Цой) — Пачка сигарет
- Кино (В.Цой) — Звезда по имени солнце
- Король и Шут — Ели мясо мужики
- Сектор Газа — Лирика
- Сектор газа — Казачья
- Алиса — Небо славян
- Ляпис Трубецкой — Я верю
- Земфира — Прости меня моя любовь
- Чайф — Не со мной
- Сплин — Выхода нет
- Руки Вверх — Чужие губы
Источник