Струны для короткомензурных бас гитар

Выбираем струны для бас-гитары

Привет! Часто сталкиваюсь с таким вопросом: «А какие мне струны выбрать? Я всегда прихожу в музыкальный магазин и беру самые дешевые среднего калибра. Они что, правда сильно отличаются и так влияют на звук?» Поэтому сегодня напишу небольшой обзор по этой теме. Для начала рассмотрим несколько общих моментов.

Калибр и натяжение

«Строй ниже стандартного — значит струны надо потолще, а то будут болтаться как веревки» — это не всегда верно. У разных производителей при одном и том же калибре струны могут быть разного натяжения, 45-105 от Ernie Ball и 45-105 от DR например — это совершенно разные вещи. Более того, у некоторых фирм даже встречаются разные натяжения для одного и того же калибра, при выборе надо это учитывать. Не всегда вся эта информация указывается изготовителем, поэтому надо либо пробовать самому, либо полагаться на опыт коллег. Толщина же — дело вкуса, тонкие струны не всегда дадут меньше правильного низа.

Мензура и калибры

Стандартом принято считать мензуру 34″ — это Fender JB/PB, Musicman Stingray/Sterling, Warwick и многие другие. 35″ делают многие фирмы для своих инструментов в пяти- и более-струнном исполнении, четверки из популярных сходу вспоминается разве что Spector. В чем же отличие? Распостранено мнение, что увеличенная мензура в лучшую сторону влияет на звучание толстых струн, в частности струны «си». Лично я с этим мнением не согласен, далеко не все экземпляры с 35″ мензурой обладают уверенной пятой. Этот вопрос вообще сложный, я склоняюсь к тому, что на «си» скорее влияет качество изготовления грифа и правильно подобранные пропорции грифа и корпуса, чем длина мензуры. Так что же дает увеличенная мензура? При прочих равных — просто более сильное натяжение. Несколько другой звук для инструментов со своим характерным звучанием (джазбас 34″ и джазбас 35″ — разница в звуке довольно существенна на мой слух). Так же это вопрос удобства и привычки, ну тут уже кому что нравится. Короче, однозначных преимуществ нет. Более того, при увеличенной мензуре надо учитывать длину струны, может не налезть.

Струны сквозь корпус

Я противник этой технологии на басах. На гитарах — да, эффект есть, и в лучшую сторону, но на бас-гитарах, которые у меня были, струны установленные обычным образом всегда звучали лучше. Может, излишний перегиб на седлах бриджа не дает струнам звучать в полную силу, но мой опыт говорит способу установки струн сквозь корпус решительное «НЕТ»!

Сталь vs никель

Чистая вкусовщина, никаких советов быть не может. Весьма разные ощущения при игре, разный звук. Сталь — в целом более «широкое» звучание, ярче верха, не самые приятные тактильные ощущения при игре, обычно быстрее убиваются. Никель — звучание мягче, более сфокусированная середина, играть однозначно приятнее, чем на стали)) Живут немного дольше стальных по моему опыту, а точнее садятся не так резко. Есть всяки вариации центральных жил струны — сам никогда не заморачивался этим вопросом, не могу сказать, чем они отличаются и как это влияет на звук.

Тэйпированные, или суженные на конце

Есть в этом свой прикол, в первую очередь в ощущениях, отдача струны более полная. На мой взгляд необходимы в случае какого-нибудь идиотского бриджа, типа fender highmass — небольшие пропилы на седлах последнего не дают толстым струнам полноценно прижиматься и звук становится хуже (в случае пятиструнного исполнения конкретно для струны «си», думаю, что на четверках такой проблемы быть не должно)

Брак — слово нехорошее

И весьма печальное, за такие-то деньги! А уж вы то знаете, что басовые струны — удовольствие не из дешевых. У разных производителей дело обстоит по-разному, подробнее остановлюсь на этом позже. Только напомню, что если глаза наливаются кровью, руки начинают трястись, но мензуру отстроить все-таки не получается, дело возможно именно в некачественной струне, а не в бридже/колке/кривых ладах и т.п.

Морозная свежесть

Новые струны — лучший «улучшайзер»! Без шуток. На концерт, запись, день рождения, защиту диплома и прочие отвественные мероприятия обязательно ставьте новый комплект. Радуйте себя хорошим звуком! Есть конечно любители струн 2-3 недельной давности, но лично я к ним не отношусь и считаю, что струны с другим типом обмотки в для таких звуковых задач подходят лучше. Собственно:

Плоские, полуплоские и круглые

Все звучат по-разному. Не обладаю большим опытом игры на плоских струнах, многие их выбирают для безлада, мне же они в таком качестве не очень нравятся. Дают свой особенный характер, в первую очередь самых низких частот, так же они несколько другие по атаке и сустейну: первого больше, второго меньше. КРУГЛЫЕ С УБРАННЫМ ТОНОМ НЕ РАВНО ПЛОСКИЕ! Лично у меня один из любимых примеров использования плоских струн — это Snarky Puppy: Fender PB 76′ + D’Addario Chromes. О да, этот чувак кое-что понимает в звуке!))

Фейри, мультиварки и прочие борщи.

Вы все еще кипятите?)) Если честно. сам никогда не пробовал варить струны, не знаю, есть ли от этого рассказываемый старперами эффект)) Считаю этот способ пережитком прошлого и совсем крайней мерой в безвыходной ситуации. НЕ РЕКОМЕНДУЮ

Нанотехнологии против лимонного масла

А точнее так: Elixir VS все остальные струны без покрытия + GHS/Dunlop кондиционеры для струн. Так как у самого есть проблема с живучестью струн (у меня они мрут катастрофически быстро), давно уже изучил этот вопрос. Так вот, эликсиры реально живут дольше всех, и никакие другие, даже при тщательном уходе не сравнятся с ними по этому параметру, к сожалению. Nanoweb-покрытие действительно работает. Про клинеры: фаст фрет мне нравится больше, не так требователен как данлоп в плане того, чтобы протирать сразу после игры, к тому же универсален, подходит и для накладки грифа. Ну и собственно пройдемся по конкретным маркам!

  1. Elixir. Долгожители-рекордсмены. на мой вкус слегка мутные сразу, как обычные никелевые двухнедельной давности. Но в таком состоянии они держатся очень долго. Если денег на струны нет — надо брать именно их, а не какие-нибудь дешманские за 500 рэ. От медиатора их покрытие имеет свойство быстро лохматиться, надо это учитывать. Крайне приятны на ощупь при пальцевой игре, немного скользкое ощущение делает слайды весьма приятным занятием. При покупке обращайте внимание указанную длину, Long — это у них стандарт, на 35″ надо брать уже Extra Long. Не так давно появилась стальная вариация, с тем же покрытием, мне пока не довелось их попробовать. С фастфретом не дружат вообще, даже не пробуйте! Ни разу не сталкивался с браком у эликсиров.
  2. DR Sunbeams, Hi-Beams, Lo-riders, Neon — все хороши по-своему. По звуку струны DR на первом месте в моем личном хит-параде, но ставлю я их редко и только на запись, так как умирают они у меня за пару часов. Хайбимы для меня эталон звука стали, если бы играл на ней — пользовался бы только ими. Лоу райдеры никелевые весьма «фанкушные», очень собранный тон и выраженный пинок. НЕОНЫ — красота, но только на концерты. Звучат они так себе, если честно. По натяжению — в целом DR-ки помягче всех других. Налезают на любую мензуру без проблем. Процент брака очень низкий, буквально пару раз встречал за довольно долгую практику их использования. С фаст фретом дружат хорошо.
  3. D’Addario. Много серий, много разных калибров. Одни из самых популярных струн в мире, да и стоят недорого. Раньше пользовался ими, но в какой-то момент качество резко ухудшилось. Не смотря ни на что, они весьма хороши. Я бы сказал, очень «музыкальные» струны, хорошо реагируют на динамику. Печалит только процент брака — по моему опыту примерно в каждой пятой/шестой пачке встречаются проблемы. Рекомендую их, только если нет вариантов получше. Особой живучестью не отличаются. Плоские даддарио — отдельная тема, лично мне они понравились.
  4. Warwick. Желтые, красные и какие-то с покрытием. Последние не пробовал, а красные и желтые — редкостный хлам. На ощупь противные, брак у них — не редкость. Дешево и сердито. Не рекомендую.
  5. Ernie Ball. Для тех, кто любит пожестче! Реально, самые тугие, из всех которые встречал. Для меня такое натяжение — это слишком, но кому-то придется по вкусу. По всем параметрам — уверенные «середняки».
  6. Cleartone. Полная фигня. Заявленное покрытие, как у эликсиров, ни фига не работает, по звуку они ничем не лучше других, а стоят дорого. Не рекомендую.
  7. GHS. Не встречал ни одного комплекта, который бы мне понравился. Все были с какими-либо косяками. Не рекомендую.
  8. La’bella. К сожалению, слишком мало опыта работы с этими струнами, не могу дать какую-либо характеристику. Далеко не самые популярные струны для баса.
  9. Thomastik. Хорошие струны! Рекомендую попробовать плоские Jazz и обычные желтые. Последние сразу после установки НЕ ЗВЕНЯТ ВООБЩЕ, но в них есть свой прикол, очень глубокий и чистый тон, практически идеальный баланс струн друг с другом. Живут не очень долго, но из-за специфичности звучания многим понравятся. С фаст фретом у меня они не подружились. А стальные Powerbass показались весьма обычными, на фоне стальных струн других производителей ничем не выделяются. С браком у томастиков не сталкивался.
  10. Эмузин и прочий дешманский шлак. Даже не рассматривается.
  11. Rotosound. Мое последнее открытие, серия Rotobass. Великолепные струны за свои деньги, а цена весьма демократична! У меня живут гораздо дольше других (за исключением элксиров, разумеется), звучат здорово: что-то среднее между сталью и никелем, тон более открытый, чем обычно у никеля, широкий низ, и в то же время собранная и четкая середина. По ощущениям немного жестковаты поначалу. С фаст фретом подружились идеально. Пробег пока 3 комплекта, брака не встретил, надеюсь, что и не встречу)) На данный момент эти струны — мой выбор. Есть еще много других серий у ротосаунд, но до них пока не добрался.

Приглашаю к обсуждению в комментах к статье!

Источник

Мензура бас гитары. Полное руководство

Привет, читатель! В этой статье мы разберемся с мензурой бас гитары, научимся её настраивать, узнаем о различных длинах мензур, когда они используются, какие выбрать струны в зависимости от мензуры и еще много чего интересного. Поехали!

Что такое мензура?

Mensura — в переводе с латыни, означает мера, размер. Говоря о струнных инструментах, под мензурой (scale lenght) подразумевается рабочая длина струны от верхнего порожка, до седла на бридже или до подставки, если речь идет о смычковых инструментах.

Чаще всего можно встретить обозначение мензуры в дюймах (30″, 34″ и т.п.) иногда в миллиметрах или же словами short, medium, long и extra long. Чтобы найти мензуру своего инструмента просто найдите его спецификацию в интернете или измеряйте расстояние от порожка до 12 лада, а затем умножьте эту величину на 2.

Для инструментов, имеющих различную мензуру струн, таких как акустическая гитара, электрогитара, домра малая и т.п. термин мензура будет обозначать рабочую длину 1-й (самой тонкой) струны. Отклонения в мензурах отдельных струн этих инструментов, как правило, связаны с применением стальных струн, чья возрастающая жесткость с увеличением толщины требует коррекции длин для обеспечения их стройности по ладам. Больше интересной информации о стандартизации и методах вычисления мензур вы можете почитать тут.

Как звучит короткомензурная бас гитара?

В качестве примера давайте послушаем композицию Havona из репертуара Weather Report, исполненную на бас гитаре Supro Huntington II с длиной мензуры 30″.

В чем разница?

Что же дает уменьшение длины струны и как это отражается на звуке? Во-первых, для настройки струны на нужную высоту требуется гораздо меньшее натяжение струны. Прямой аналогией здесь будет игра в пониженных строях на обычной бас гитаре. Струна становится «мягче», не такой жесткой, а звук становится более плотным, таким образом открываются новые звуковые горизонты, и вот почему: каждая нота на бас гитаре, да и вообще на любом музыкальном инструменте, включает в себя также гармоники, с определенными частотами колебаний. С частью из этих гармоник вы можете быть знакомы по флажолетам.

Так вот, соотношение громкостей этих гармоник между собой дает характерную окраску звуку инструмента или другими словами тембр. При изменении длины струны характеристики этих гармоник также изменяются, таким образом, что гармоники более высокого порядка теряют свою силу и становятся менее влиятельными. Таким образом, звук становится более плотным, темным и даже «мутным».

Также, уменьшенное натяжение струны влияет на атаку, сустейн и динамику. Все это станет для вас реальностью, если вы установите стандартный комплект струн (long scale) на инструмент с короткой мензурой. К счастью многие производители струн выпускают комплекты для короткомензурных инструментов, которые позволяют получить ощущения, схожие с игрой на обычных длинномензурных инструментах.

Стандартные размеры мензур бас гитары

Сегодня наибольшее распространение получили long scale бас гитары с длиной мензуры 34’’ (864 мм) благодаря бас гитаре Precision Лео Фендера, которую он представил миру в 1951. Тем не менее, на заре развития бас гитары другие компании, такие как Gibson, Hofner и другие делали бас гитары с мензурой 31’’ и менее, в основном для того, чтобы на инструменте было легче играть, т.к. гриф получался существенно короче. В 60-х годах бас гитары с короткой мензурой были более популярны, чем сейчас, но из-за того, что они позиционировались на рынке как учебные инструменты и звучали не очень хорошо, со временем о них сложилось плохое впечатление, и большинство музыкантов склонялись к выбору «профессионального инструмента» на подобии Fender.

Среди всего разнообразия мензур можно выделить четыре основных группы:

  • Short scale — меньше или равно 30″ (762 мм);
  • Medium scale — все что около 32″ (814 мм). Это деление достаточно условно и встречается не везде. По ощущениям, это как играть на обычном Fender с каподастром на первом ладу. Такая мензура используется на Fender Aerodyne MIJ 32″ и других гитарах;
  • Long scale (стандарт) — 34″ (864 мм) для четырехструнных инструментов и 35» (889 мм) для пятиструнных и шестиструнных басов с низкой B;
  • Extra long scale — 36″ (889 мм) и выше. Такая мензура, например, используется на именной модели Anthony Jackson Signature Fodera Presentation II.

Не стоит также забывать о мультимензурных инструментах (Ex. 1), которые находят все больше своих сторонников. В этой системе у каждой струны своя собственная мензура, что помогает найти оптимальное звучание (тональные характеристики) и добиться одинакового натяжения между всеми струнами.

Ex. 1 — Мультимензурная бас гитара

Несомненным новатором тут можно назвать систему веерных ладов Fanned Frets от Novax.

Мензура и калибр струн

Чем больше мензура у инструмента (т.е. струна более длинная), тем более тонкие струны вам нужны для достижения равного натяжения при настройке на определенную высоту звука. Другими словами, настраивая струну G на басу с мензурой 34″, вам подойдет струна калибра 0.045 . Но, чтобы получить то же самое натяжение струны G на басу с мензурой 30″, вам нужно будет взять струну по-толще, например калибра 0.050 .

При равной мензуре, большее натяжение будет испытывать более толстая струна. Если вы поставите на свой бас струну G калибра 0.045 , а затем поменяете её на калибр 0.050 , то натяжение второй будет чуть больше. Все это, а также строй в котором вы играете, нужно учитывать при покупке струн для своего инструмента.

Настройка мензуры бас гитары (настройка интонации)

Это один из ключевых моментов при настройке бас гитары. Мензуру следует настраивать после настройки прогиба грифа и высоты струн, а также всегда после установки нового комплекта струн.

Настройка мензуры или по другому настройка интонации — это процесс корректировки длины струны позволяющий добиться идеального (или близкого к нему) строя на каждом ладу.

С возрастанием толщины струны её эластичность уменьшается, она становится жестче, а это приводит к тому, что вибрирующая часть струны становится короче, т.е. мензура уменьшается и ей необходима компенсация. На каждой более толстой струне нам необходимо отодвинуть седло дальше чем на предыдущей, делая тем самым струну длиннее и уходя от «теоретической» мензуры инструмента. Поэтому седла на бридже бас гитары часто настроены «лесенкой».

Для настройки вам понадобится тюнер и крестовая ответка. Процедура настройки очень простая — нужно добиться одинакового звучания ноты на 12-м ладу и флажолета на этом же ладу. В этом нам поможет тюнер, а компенсировать длину струны мы будем поворотом винта на бридже (Ex. 2).

Ex. 2 — Схема настройки мензуры бас гитары

  1. Настройте открытые струны и начинайте настройку интонации с самой тонкой струны.
  2. Извлеките флажолет ровно над 12 ладом. Для этого слегка коснитесь струну пальцем левой руки, как будто хотите остановить вибрацию, а пальцем правой руки извлеките звук.
  3. Когда флажолет зазвучит, подстройте его если необходимо до нужной ноты.
  4. Теперь извлеките ноту (не флажолет) на 12 ладу обычным способом.
  5. Если нота высит как в Ex. 2 — A, тогда вам нужно сдвинуть седло от звукоснимателей, закручивая регулировочный винт по часовой стрелке. Таким образом струна станет длиннее.
  6. Если нота низит как в Ex. 2 — B, тогда вам нужно сдвинуть седло к звукоснимателю, закручивая регулировочный винт против часовой стрелке. Таким образом струна станет короче.
  7. Повторяя пункты 1 — 6, добейтесь идеальной высоты флажолета и ноты на 12 ладу.
  8. Настройте таким образом все струны.

Бас гитары с короткой мензурой (30 дюймов и менее)

Вот небольшой список гитар с короткой мензурой из Википедии:

Название гитары Длина мензуры (inches)
Ashbory Bass 18
Kala U-Bass 21
Marleaux Consat Soprano 22.44
Gold Tone Micro-Electric Bass 23
Greg Bennett Guitars: Samick Corsair MCR 1 24.75
Airline Supro pocket Bass 25
Fender Jaguar Bass VI Custom 28.5
Ibanez miKro basses 28.6
Danelectro 6-string bass, Fender Mustang Bass, Bronco Bass, Fender Musicmaster Bass, Bass VI, Ibanez SRC6 30
Hofner 500 Beatle Bass, Mosrite basses 30.25
Gibson EB-1, EB-0, EB-2, EB-3 and SG basses, Hamer B8S 8-string bass, Epiphone Rivoli 30.5

Какая мензура лучше?

На этот вопрос каждый из вас должен найти ответ самостоятельно. Важен ли этот фактор при выборе инструмента? Безусловно! Выбор в пользу инструмента с короткой мензурой может быть обоснованным если у вас, например, маленькие руки, и играть на стандартном Jazz Bass для вас неудобно, не говоря уже об пяти/шести-струнных инструментах, как Yamaha TRB 6-II. Или же вы хотите более компактный инструмент с меньшим расстоянием между ладами. Также важным фактором могут стать именно звуковые характеристики, которые могут склонить вас либо в одну либо в другую сторону от стандартных 34 дюймов. Надеюсь, эта статья помогла вам сделать определенные выводы о мензуре бас гитары!

Источник

Оцените статью