Струны виолончели ноты какие

Урок 4 (освоение первой позиции, гамма до мажор)

На первом занятии мы выяснили строй виолончели: ля, ре, соль, до (начиная от самой верхней). Их также можно обозначить 1,2,3,4 струна соответственно.

Гамму до-мажор наверняка знают все:

И имеет она как и все мажорные гаммы такое строение:

Тон Тон Полутон Тон Тон Тон Полутон

Также мы уже знаем, что между каждым пальцем левой руки в узком расположении полутон. Следовательно, мы уже вполне можем исполнить гамму до-мажор в первой позиции.

1. Первая нота — до, играется самая нижняя 4-я струна (играем щипком, pizzicato),

2. далее ставим 1 палец (указательный), примерно чуть больше сантиметра от порожка — нота ре (ее звучание можно проверить, сравнив с открытой 2-й струной ре),

3. ми — 3 палец (безымянный) 3-й — т.к. между ре и ми тон),

4. фа — 4 палец (мизинец) полтона, поэтому соседний палец,

5. соль – открытая струна (3-я струна, она не зажимается),

6. ля — 1 палец (можно проверить с открытой 1-й струной),

7. си — 3 палец,

8. до — 4 палец.

ПОЗДРАВЛЯЮ, ВЫ СЫГРАЛИ ГАММУ ДО-МАЖОР В 1 ОКТАВУ.

Но мы на этом не останавливаемся, играем вторую октаву, продолжаем:

9. ре – открытая струна,

10. ми -1 палец,

11. фа — 2 палец, т.к. от ми до фа — полтона,

12. соль — 4 палец,

13. ля — открытая струна,

14. си — 1 палец,

15. до — 2 палец, т.к. от си до ноты до — полтона.

Теперь осталось сыграть тоже самое в обратную сторону.

Поздравляю, вы освоили первую позицию на всех струнах!

Осталось только запомнить местоположение их на грифе и на нотном стане. Это достигается путем постоянного повторения.

Немного поговорим о позициях. Мы уже знаем, где находится первая позиция : 1-й палец на ноте ре (струна до), ля — на струне соль и т.д. Указательный палец закрепляет положение руки, и на протяжении всей гаммы до-мажор в 2 октавы рука не двигается вертикально.

Во второй позиции первый палец ставится либо на ми-бемоль, либо на ми (струна до) — там, где был 3-й палец.

Третья позиция — первый палец на ноте фа или на фа-диез (струна до) — там, где был 4-й палец.

Четвертая позиция – первый палец на ноте соль (струна до), она звучит также как и открытая.

На начальном этапе обучения необходимо освоить сначала первую позицию, внимательно следить за постановкой левой руки и интонацией. Успехов!

Источник

Tabik.RU

сайт музыкантов для музыкантов

Струнные смычковые инструменты: Виолончель

  • Разместил Wombat
  • Дата: 1st Май 2011 в 14:00

Виолончель

Виолончель нотируется, главным образом, в басовом и теноровом ключах, и лишь особенно высокие ноты пишут в скрипичном ключе.

Старинная нотация для виолончели имела ту особенность, что скрипичный ключ, примененный сразу после басового, читался на октаву ниже написанного. Наоборот, скрипичный ключ после тенорового читался в соответствии с записью.

Четыре струны виолончели строятся по квинтам на октаву ниже альта:

Тембр 1-й струны светлый, открытый

Тембр 2-й струны певучий, более матовый

Тембр 3-й струны плотный

Тембр 4-й струны густой.

Виолончель — инструмент ножной; она имеет шпиль (па¬лочка с острием на конце, ввинчивающаяся в пуговицу), кото¬рый упирается в пол во время игры. По своему размеру виолончель более чем вдвое превосходит альт.

Отсюда возникает особенность и сложность в аппликатуре левой руки, заключающаяся в том, что из-за больших растя¬жений целый тон невозможно взять в нижних позициях сосед¬ними пальцами (исключение составляет растяжение между 1—2-м пальцами).

Поэтому аппликатура тетрахордов, заполняющих квинты между открытыми струнами виолончели, такова:

1-я позиция:

Интервал большой секунды берется через палец; интервал малой секунды (полутон) —соседними пальцахми. Выше 1-й позиции, где нет открытых струн, квинта (расстояние между соседними струнами) не может быть заполнена четырьмя пальцами левой руки. В тех случаях, когда 1-й палеи немного отодвинут в сторону порожка и между 1-м и 2-м пальцами образуется целый тон, требуется растяжение указанных пальцев.

2-я позиция:

3-я позиция:

4-я позиция:

Как видно из приведенных выше таблиц, виолончель, в отличие от скрипки и альта, по своим аппликатурным данным как бы является хроматическим инструментом.

5-я позиция:

6-я позиция:

Отсюда видно, что отрезки гаммы, которые можно сыграть на одной струне, могут быть двоякие:

В отличие от ручных инструментов (скрипки и альта), на виолончели, ввиду значительно большей длины струн и расстояний между соседними звуками, кроме пол>позиции, имеются еще 1,5 3,5 4,5 позиции. Позиций 2,5 и 6,5 нет, так как расстояние между 2-й и 3-й позициями и 6-й и 7-й позициями равно 0,5 тону.

Приведем таблицу полупозиций:

Выше 5-й позиции употребляется скрипичная аппликатура. Полупозиции лежат также в основе аппликатуры хроматической гаммы:

Из приведенных примеров становится ясным, что за пределами 1-й позиции (то есть там, где в состав гаммы не входят открытые струны) невозможна игра гамм без смены позиций. Приведем пример трудноисиолняемой гаммы:

Поэтому легатная техника на виолончели несколько менее подвижна, чем на скрипке (тормозят смены позиций).

Определять позиции на виолончели можно по формуле: «интервал минус палец», с обязательным приведением 1-го пальца к нормальному положению. Например: на струне А нота gis 1 берется 4-м пальцем. Следовательно, 1-й палец лежит на eis 1 (5—1=4); таким образом, это будет 4-я позиция, но альтерированная, то есть 472-я позиция.

Все сказанное выше относится к низким позициям. Выше 5-й позиции, где расстояния между тонами почти вдвое меньше, применяется прием, называемый ставкой.

Ставка — вынос большого пальца левой руки на гриф. В этом случае большой палец как бы представляет собой искусственный порожек. При помощи ставки виолончелист приобретает лишний тон тетрахорда.

Ставка обозначается ноликом, дополненным в центре своей нижней части маленькой вертикальной черточкой.

Расстояние между большим и 1-м пальцами не должно превышать кварты:

При ставке на высоких позициях (начиная с 5-й и выше) переходят на скрипичную аппликатуру, то есть соседние тоны берутся смежными пальцами.

На низких позициях ставка употребляется для игры октавами, а также для исполнения некоторых сложных пассажей:

Очень высокие позиции, со скрипичной аппликатурой, применяются только на 1-й и 2-й струнах, так как 3-я и 4-я струны слишком толсты и при сильном укорочении не дают звука нужного качества.

Предельным звуком для мелодических построений является а 2 (в виртуозных сольных пьесах возможно достигнуть и более высоких звуков).

Интервалы. Ввиду большого размера инструмента виолончелист ограничен в возможности растяжения левой руки. Наибольший интервал, который он может взять на одной струне 1—4-м пальцами, равен большой терцин.

Например, на струне С:

Самым простым интервалом на соседних струнах является квинта, которая берется одним пальцем: 1, 2, 3, 4-м.

Интервалы больше квинты берутся в прямом положении левой руки.

Малая секста берется соседними пальцами: 2/1, 3/2, 4/3, большая секста — через палец: 3/1, 4/2

малая септима — крайними пальцами (без растяжения): 1/4, большая септима — крайними пальцами (с растяжением): 1/4.

Интервалы меньше квинты берутся в обратном положении левой руки.

Увеличенная кварта берется соседними пальцами: 1/2 , 2/3, 3 /4

чистая кварта — через палец: 1/3, 2/4

большая терция — крайними пальцами (без растяжения):1/4;

малая терция — крайними пальцами (с растяжением): 1/4

На виолончели обратное положение левой руки почти так же удобно, как и прямое, и практически менее принимается в расчет, чем на скрипке, так как расстояние между струнами на виолончели больше, поэтому меньше возможности задеть ненужную струну; виолончель держат почти вертикально, отчего левая рука не вывернута так, как при игре на скрипке. В связи с этим упор у виолончелиста больший, чем у скрипача. На виолончели можно свободно принимать любое положение левой руки.

Гаммообразное движение различными интервалами на виолончели представляет значительно большую, чем на скрипке, трудность и поэтому в оркестровой игре применяется очень редко.

Аккорды. Наиболее удобны трехзвучные аккорды, состоящие из квинт и секст, из квинт и кварт и из двух секст (аккорд из двух больших секст требует растяжения пальцев):

*- При получении этого аккорда и ему подобных есть опасность задеть верхний звук fis плоско лежащим на нижней квинте пальцем.

**- Этот аккорд требует большого растяжения (две большие сексты).

Наиболее удобны четырехзвучные аккорды, состоящие из квинт и секст:

В обратном положении левой руки наиболее удобны аккорды, состоящие из квинт и кварт, и только в исключительном случае с участием больших терций:

Флажолеты. Флажолеты на виолончели звучат превосходно. Употребляются все натуральные флажолеты, а из искусственных главным образом квартовые и квинтовые.

Натуральные флажолеты хорошо звучат даже в очень высоком регистре. Например, хорош такой эффект:

или такой пример:

или такой (звучит очень нежно):

Квартовые и квинтовые искусственные флажолеты употребляются со ставкой:

Большие терцовые и малые терцовые искусственные флажолеты менее употребительны, так как они звучат хуже и малонадежны:

Pizzicato. Прием pizzicato на виолончели также звучит превосходно и употребляется на всем протяжении ее диапазона. Выше a 1 pizzicato становится все более сухим. Особенно хорошо pizzicato в нижнем регистре; оно звучит очень гулко и продолжительно. Также хороши и аккорды pizzicato. Самое звучное pizzicato получается в аккордах с открытыми струнами:

Техника правой руки. Все штрихи, употребляемые на скрипке и альте, применимы на виолончели. Следует учесть только то обстоятельство, что смычок виолончели несколько массивнее и слегка короче скрипичного. В сочетании с более толстыми струнами, а следовательно с необходимостью более сильного нажима смычка, последний при игре расходуется быстрее, чем на скрипке. С этим необходимо в некоторой степени считаться при написании долгого legato в pianissimo (много нот на один смычок), которое, тем самым, менее продолжительно, чем скрипичное.

Так как виолончель является ножным инструментом и держат ее грифом вверх, а смычок направлен колодочкой в сторону 4-й струны (тогда как у скрипки наоборот), то на ней одинаково хороши аккорды, взятые смычком как вверх, так и вниз.

Аккорды crescendo получаются на виолончели сильнее именно смычком вверх:

Источник

Урок 2 (нотная грамота, ритм и метр)

Нотная грамота.

Нотным письмом называется исторически установившаяся система записи звуков особыми знаками – нотами (нота, латинское слово, в переводе означает знак).

Нотный знак представляет собой кружок — пустой или затушеванный.

Для обозначения различных длительностей звуков к кружкам прибавляются вертикальные палочки, которые называются «штилями», «хвосты» и «ребра» — прямые линии для связывания коротких длительностей в группы.

Для определения высоты звука ноты размещаются на нотном стане (нотоносце). состоящем из пяти параллельных линий, представляющих вместе одну нотную строку. Счет линиям ведется снизу. В начале нотного стана ставится вертикальная нотная черта, соединяющая все пять линий. Она называется начальной чертой, при однострочной записи начальная черта может не ставиться.

Ноты пишутся на нотном стане — на линиях и между линиями, то есть в промежутках:

над и под линейками, а также (когда ноты слишком высоки или низки) — на коротких добавочных линейках, которые пририсовываются снизу или сверху к нотному стану.

Счет добавочных линеек ведется: верхних — вверх от первой добавочной линии, а нижних — вниз.

Длительности звуков.

Целая нота — незаштрихованный кружочек (овал), половинная — то же самое, но добавлен штиль, четвертная — как и половинная, но овал уже заштрихован, восьмая — как предыдущая, с добавлением хвостика или ребра (если ноты сгруппированы), шестнадцатая — та же восьмая, но ее хвостик (или ребро) изображается сдвоенным. Далее, по тому же принципу, пишутся более мелкие длительности: тридцатьвторые, шестьдесятчетвертые… см. рисунок.

Ребра имеют тот же смысл, что и хвостики, и применяются для смыслового и логического объединения коротких нот в группы, чтобы не загромождать запись многочисленными закорючками и облегчить беглое чтение нот.

Ключи.

За каждой линией нотного стана условно закрепляется определенная высота звука. Но поскольку в мире много разных инструментов, которые играют слишком разных высотных областях, то в музыке употребляются несколько различных «точек отсчета» высоты. Это делается с помощью условного знака, который называется ключом.

Ключ ставится в начале нотного стана так, чтобы линия, от которой ведется отсчет в этом ключе, пересекала ключ в его узловой точке.

Ключ закрепляет за нотой, стоящей на этой линии, совершенно точную высоту (частоту звука и его название), от которой можно получить высоты и названия всех остальных звуков на нотном стане.

Исторически имело распространение около десятка разных ключей, из-за чего освоение нотной грамоты было довольно трудоемким делом. В настоящее время употребляются только два различных ключа; и еще два — только в специфических ситуациях.

Скрипичный (ключ Соль). Он обозначает на второй линии высоту звука соль первой октавы. Узловая точка ключа находится в центре его спирали, то есть, он должен как бы «наматываться» на вторую линию нотоносца.

Басовый (ключ Фа). Обозначает на четвертой линии высоту звука фа малой октавы. Две жирных точки, входящие в его изображение, должны охватывать четвертую линию.

Это и есть два наиболее употребительных ключа. Для написания нот для некоторых инструментов в применении остаются еще два ключа, вернее, один, но в двух вариантах.

Ключ До двух видов: альтовый и теноровый:

Теноровый ключ обозначает высоту звука до первой октавы на четвертой линии.

Альтовый ключ применяется для альта и тромбона. Теноровый ключ — для виолончели, фагота и тромбона. Его узловая точка прекрасно видна — это центр его симметрии.
На виолончели исполняют произведения в трех ключах: в басовом, теноровом и скрипичном.

Знаки альтерации.

Повышение и понижение основных нот называется альтерацией. Знаков альтерации пять: диез, дубль-диез, бемоль, дубль-бемоль и бекар. Они пишутся следующим образом:

Действие знаков альтерации на высоту нот такое:
Диез — повышает высоту ноты на полтона.
Бемоль — понижает на столько же.
Дубль-диез — повышает на целый тон.
Дубль-бемоль — понижает на столько же.
Бекар — отменяет действие предыдущего знака на той же линейке. Нота становится чистой.

Кроме основных длительностей, с которыми мы уже знакомились, в нотном письме применяются еще знаки, увеличивающие длительности.

К ним относятся:

а) Точка, увеличивающая данную длительность на ее половину; она ставится справа у головки ноты:

б) Лига, дугообразная линия, связывающая стоящие рядом нотные длительности одинаковой высоты:

(продолжительность данных длительностей будет равна их сумме)

в) Фермата, знак, обозначающий неопределенно сильное увеличение длительности. Почему-то многие улыбаются, при знакомстве с этим знаком. Да, действительно, длительность нот надо увеличивать, но все это делается в разумных пределах. А то ведь можно и так увеличить: «…а дальше я завтра сыграю». Фермата представляет собой небольшой полукруг с точкой в середине изгиба:

Паузы.

Перерыв в звучании называется паузой. Продолжительность пауз измеряется такими же длительностями, как и ноты:

Для увеличения длительностей пауз применяются точки и ферматы, так же как для нот. Значение их в этом случае такое же. Только вот лиги для пауз не применяются. Если есть необходимость, Вы можете ставить подряд несколько пауз, и больше ни о чем не заботиться.

Тактовая черта. Такт.

Тактовая черта — это небольшая вертикальная черточка, которая пишется поперек нотоносца. Нота, следующая за тактовой чертой, обычно имеет ударение.
Запись музыкального произведения, заключенная между двумя соседними тактовыми чертами, называется тактом. Такты делят музыкальные произведения на равные по времени и распределению ударений отрезки. Это облегчает чтение нот н исполнение музыкальных произведений.

Счет. Единица счета, или доля такта.

Чтобы правильно исполнить ноты или выдержать паузы различных длительностей, пользуются счетом.

Счет (музыкальный размер) обозначается двумя цифрами, которые пишутся после ключа в начале музыкального произведения: верхняя цифра — число нотных длительностей в такте, принятых за единицу измерения времени (счета); нижняя цифра — название этих длительностей (целая, половинная, четвертная, восьмая). Например:

Ритм.

Ритмом называется соотношение длительностей звуков в их последовательности.
Не слишком заумно? Попробуем проще. В музыке происходит чередование длительностей. Одна нота звучит столько, допустим, времени, а другая дольше (меньше). Вследствие этого между ними создаются различные временные соотношения. Объединяясь в различных вариациях, длительности звуков образуют ритмические группы (фигуры), из которых, в свою очередь, складывается общий ритмический рисунок музыкального произведения.

В музыке применяются длительности: 1) основные (четного деления), о них мы уже знаем, это — целые, половинные, четверти, восьмые и т.д. и 2) длительности, образующиеся от произвольного (условного) деления основных длительностей на любое количество равных частей. К числу их относятся:
а) Триоль, образующаяся от деления основной длительности на три равных части вместо двух.
б) Квинтоль — на пять частей.
в) Секстоль — на шесть частей.
г) Септоль — на семь частей.

То есть, три восьмых в триольной группе в сумме занимают то же время, как одна четверть, так же квинтоль и т.д. Конечно, ноты могут быть не обязательно той же высоты, как в данном примере.

Существует несложный прибор, помогающий музыканту выдержать правильный темп на этапе разучивания новой пьесы. Называется этот прибор «метрономом». Это несложный механизм из двух-трех шестеренок, пружины и длинного маятника с подвижным грузиком, но за последние десятилетия распространились столь же несложные варианты на электронном принципе: два-три транзистора, розетка и ручка-регулятор. Все, что умеет этот прибор — издавать четкие громкие щелчки с очень точно выдерживаемой частотой. Передвигая гирьку на маятнике или поворачивая регулятор, получаем нужную частоту — и метроном щелкает «до посинения», удерживая темп и не позволяя Вам расслабляться во время игры на инструменте. Эти щелчки — это и есть «метр». Иными словами, «метр» — это сам ход времени. Но не следует уподоблять его самим щелчкам метронома. Когда Вы закончите работу над произведением, то вы уберете метроном и пойдете на сцену без него. И тем не менее, во время исполнения произведения пульсация метра продолжает существовать. То есть, метр — это пульсация времени, но пульсация абстрактная, которая может и не выражаться никак в звуках. Ритм может состоять из восьмых, из триолей, из пауз, точек и лиг, он может поминутно изменяться в течение одного произведения, он может дробить длительности на 2, на 3 и так далее. Он может даже переплетаться в несколько слоев одновременно. А вот метр — это всегда одинаковый пульс, он не дробится, он безразличен к звучащей музыке, он неумолим. Его нельзя услышать, но ему подчиняются все звуки до единого.

Использованная литература:

2. А. Илюхин «Самоучитель игры на балалайке»

3. Р. Сапожников «Школа игры на виолончели для начинающих»

Источник

Читайте также:  Голос земли ноты для фортепиано
Оцените статью