Открытый урок: «Начальный период обучения на фортепиано»
план-конспект урока по музыке на тему
Урок проведен с ученицей 1 класса Хашиевой Камиллой. Основная цель урока — закрепление пройденного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs_otkrytyh_urokov.docx | 27.07 КБ |
Предварительный просмотр:
«Донотный период обучения на фортепиано»
(Закрепление пройденного материала)
С ученицей 1 класса Хашиевой Камиллой
Тип урока : комбинированный ( закрепление знаний, комплексное применение знаний).
Вид урока: традиционный.
Дата проведения урока: 18.11.2017г.
Цель урока : закрепление ранее пройденного материала.
Закрепление навыков игры на фортепиано (прием non legato)
- Закрепить изученные теоретические знания.
- Продолжить формирование практических навыков.
1. Развивать свободное владение игровым аппаратом с помощью упражнений.
2. Развивать образное мышление, художественное воображение.
3. Развивать творческую активность через различные виды деятельности ( музыкальные загадки, ритмические задания).
- Воспитывать интерес к музыкальным занятиям.
- Воспитывать усидчивость и трудолюбие.
Методы и приемы проведения урока:
— индивидуальная игра на фортепиано;
— сочинение музыкальных историй;
— игра в ансамбле;
— работа по карточкам.
- Организационный момент (сообщение темы урока, представление ученика).
- Повторение пройденного материала:
-посадка за инструментом;
-работа с карточками.
4.Работа с ритмическими карточками.
Тема урока: « Донотный период обучения на фортепиано»
( закрепление пройденного материала).
Урок проводится с ученицей 1 класса Хашиевой Камиллой.
Камилла, предлагаю сегодня на уроке показать все то, что мы с тобой выучили за это время.
Начнем мы с правильной посадки за инструментом. Ты знаешь о том, что посадка должна быть свободной и удобной. Корпус должен иметь две точки опоры. Представь, что ты превратилась в дерево: ноги — это корни дерева, туловище – это ствол, руки – это веточки, а пальчики – это листочки. Начинаем фантазировать: « Стоит на поляне маленькая березка — стройная, красивая. Вдруг налетел ветер, ветки закачались, листики зашелестели, но деревце не упало, так как корни крепко держат ствол». Все это время Камилла инсценирует события. Мы делаем вывод – очень важно для пианиста, чтобы ноги хорошо упирались в подставку. Я прошу ученицу во время урока следить за правильной посадкой.
Далее переходим к повторению регистров, называем их – нижний, средний и высокий. Предлагаю Камилле разложить карточки с изображенными животными на нужные регистры. Играем в ансамбле песенки в разных регистрах: в нижнем регистре- песенку Г.Галынина «Медведь». Камилла играет на двух клавишах ( До диез и Соль диез) в большой октаве, чередуя правую и левую руки. Камилла старается передать шаги медведя – большого, ленивого, неуклюжего.
В верхнем регистре исполняем песенку А. Филлипенко « Цыплята». Камилла, чередуя руки, играет ноту До левой рукой во второй октаве, а правой рукой ноту До третьей октавы.
Хочу остановиться на одном из важнейших аспектов: изучая клавиатуру, играя песенки, нужно сразу же с первого урока, с первых прикосновений к клавишам формировать правильные пианистические движения. Поэтому прошу Камиллу при игре на инструменте следить за округлыми, но не сжатыми пальцами, за свободным запястьем, за глубоким погружением руки в клавиатуру от плеча, за мягким, гибким снятием руки с клавиатуры.
Переходим к повторению октав. Ученица называет и показывает на клавиатуре октавы. Предлагаю усложнить задание:
-Я нажимаю любую клавишу в разных октавах, а Камилла называет ее.
— Я называю любую ноту и октаву, а Камилла находит нужную клавишу.
Для того, чтобы ребенок в поисках нужной клавиши не начинал каждый раз считать от До, используем песенки –попевки и предложенные мной картинки-«маночки».
Там, где две черные клавиши мы «строим» домик. Он опирается на клавиши До и Ми. Поем и играем песенку — попевку на этих двух клавишах:
Домик, домик, До-Ми,
Хорошо ты в нем живи.
На клавишу Ре садим собачку по имени Рекс. Поем и играем на клавише Ре песенку-попевку:
Рекс в доме проживает,
Рекс домик охраняет.
Дальше «строим» забор там, где три черные клавиши. У забора «высаживаем» фасоль. Поем и играем песенку-попевку на клавишах Фа и Соль:
Фа- Соль, Фа- Соль,
Вот и выросла фасоль.
Прошу « посадить» фасоль для слоненка, белочки и т.д. Камилла играет песенку в нужных регистрах.
На клавишах Ля и Си размещаем лягушку. Играем и поем песенку –попевку на клавишах Ля и Си:
Во все стороны глядит.
Все эти схемы рекомендую искать и строить в разных октавах, чтобы ребенок абсолютно свободно находил визуальным образом любую клавишу, быстро узнавал ее по « маночкам».
А сейчас давай поработаем с карточками ( используем карточки с изображенными на них знаками альтерации, паузами, размером и т.д.)
Показывая карточку по отдельности, Камилла должна правильно ответить, что на ней изображено.
Я называю любую ноту с диезом или бемолем, а Камилла должна найти и показать нужную клавишу.
Повторяя размер, играем в ансамбле песенки с разным размером: 2/4- А.Бородин.Полька , 3/4 – А. Артоболевская. Вальс собачек , 4/4-
С. Прокофьев. Марш.
Переходим к упражнениям.
С самого первого урока мы с Камиллой делали упражнения для корпуса, рук и пальцев и Камилла знает, что эти упражнения помогут ее пальцам стать крепкими и проворными.
Камилла, представь, что ты находишься в лесу после дождя. Вдруг видишь радугу, она такая красивая, что тебе сразу захотелось ее нарисовать, а под рукой нет ни красок, ни бумаги. Ничего страшного – нарисуем ее в воздухе, над клавиатурой, проговаривая стихи. В конце каждой строчки нажимаем клавишу До третьим пальцем в разных октавах, сначала правой рукой, затем левой.
Ой, ты радуга- дуга, под тобой лежат луга,
В небе ты повисла, словно коромысло.
Я красивую такую в полминуты нарисую.
Следующее упражнение « Командир и солдаты».
Голова – это командир, пальцы – это солдаты. Солдаты ( пальцы) спят. Командир их будит: « Проснись первый солдат!» Камилла шевелит первым пальцем. Выполняем поочередно всеми пальцами правой и левой руками.
Одновременно кончиками больших пальцев обеих рук поочередно касаемся кончиков указательных, средних, безымянных и мизинцев, проговаривая стихи:
Повстречал ежонка еж:
« Здравствуй, братец! Как живешь»
Следующее задание – работа с ритмом.
— Прошу прохлопать заданный ритмический рисунок;
— Выкладываем ритм на заданное четверостишие:
Выпал снег, первый снег.
Всюду шум и всюду смех.
Я встаю на лыжню.
Всех сейчас обгоню.
— Играем в ансамбле пьесу И.Юсуповой « Колыбельная слоненку»,
где Камилле необходимо выдерживать заданный ритмический рисунок на протяжении всей пьесы.
Используем набор карточек с изображением нот на нотоносце в определенном ключе. Формат карточки — в размер белой клавиши ( до начала черной клавиши).
Я выбираю любую карточку и прошу Камиллу положить ее на нужную клавишу. Камилла справляется с заданием очень быстро.
Когда переходим на ноты басового ключа, я предлагаю Камилле вспомнить про короля Фа, который держит ключ от басового королевства, где все поют низкими голосами. Король Фа всегда появляется в сопровождении двух тайных советников. Обычно их никто не замечает, потому что они прячутся в двух точках справа от басового ключа. Советник Соль- тот, что побольше ростом,- находится выше Короля, а советник Ми — он меньше ростом- ниже Короля. Поем песенку-попевку:
Ми и Соль, Ми и Соль,
Между нами наш Король.
В точках спрятались не зря: охраняем Короля.
Камилла, ты молодец, хорошо освоила данный материал. Я считаю, что ты очень хорошо справилась со всеми задачами и заданиями этого урока. Продолжай повторять пройденный устный материал, не забывай о песенках- попевках и о пьесах, которые мы играем с тобой в ансамбле.
Общеизвестно, что начальное музыкальное обучение заключается в донотном и нотном периодах обучения ученика, между которыми не существует границы, они начинаются вместе. Первоначально преобладает донотный период, постепенно уступая место нотному. Продолжительность донотного периода обучения индивидуальна и зависит от скорости и качества освоения ребенком грамоты. Несомненно, донотный период благотворно влияет на нотный – помогает, дополняет, подготавливает, стимулирует ученика к более интенсивному освоению музыкального материала.
На мой взгляд, педагог может достигнуть больших успехов, если облечет свои уроки, особенно с начинающими, в игровую форму. Каждый урок должен стать маленьким спектаклем, мини- театром! Всегда должен быть в запасе большой выбор игр, они придают уроку динамику. Весь учебный материал, данный в игровой форме, легче воспринимается, увлекает, рождает игровой азарт, желание самому сделать что-то, запомнить, повторить – то есть научиться.
Используемая методическая литература:
Т. Вальчук. « Вверх по музыкальным ступенькам»
Источник
Открытый урок по фортепиано 2013 г.
план-конспект урока по теме
Открытый урок по фортепиано с обучающейся 2-го класса по теме «Развивающие формы работы на уроках фортепиано»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_otkrytogo_uroka_may_2013.doc | 48 КБ |
samoanaliz_otkrytogo_uroka_may_2013.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Нижнеодесская детская школа искусств 16.05.2013
Открытый урок по фортепиано преподавателя
Кириленко Г.В. с учащейся 1 класса Уляшёвой Анастасией.
Тема: Развивающие формы работы на уроках фортепиано
Тип урока: Обобщение и закрепление знаний, умений и навыков.
Показать формы работы для воспитания рациональных пианистических приемов, навыков чтения с листа и свободного музицирования.
- Расширить багаж музыкальных впечатлений учащейся
- Продолжить работу над рациональными приемам игры на фортепиано
- Научить грамотно читать нотный текст
- Закрепить знание музыкальной терминологии
- Развитие музыкально-образного мышления, расширение музыкального кругозора
- Развитие двигательно-игровых навыков
- Развитие навыка игры по нотам
- Развитие мелодического, гармонического, звуковысотного слуха
- Развитие чувства ритма
- Развитие творческой инициативы
- Развитие самостоятельности
- Воспитание интереса и любви к предмету и инструменту
- Воспитание чувства любви и уважения к классической музыке
- Воспитание чувства ответственности за результаты своей работы
- Воспитание навыков самоконтроля
- Воспитание культуры поведения за инструментом
1. Организационный этап . 1 мин
- Приветствие. Название темы урока. Вступительное слово педагога с обоснованием выбранной темы.
2 Основной этап.
- Игра упражнений . 3 мин
- Работа над этюдами. Преодоление пианистических неудобств:
— И.Беркович Этюд До мажор
— К.Черни Этюд До мажор (арпеджио)
-Ф.Рыбицкий «Зефир» 4 мин
- Чтение с листа в ансамбле с преподавателем. Краткий анализ нотного текста 2 мин
- Физкультминутка. 2 мин
- Беседа о творчестве композиторов Л.В.Бетховена, В.Ребикова. 4 мин
- Исполнение и работа над музыкальными произведениями:
— Л.Бетховен «К Элизе» (фрагмент)
— ФрНп «Большой олень» 8 мин
- Показ репродукций, портретов композиторов.
- Прослушивание произведений в звукозаписи. 4 мин
- Игра в ансамбле с педагогом:
— С. Подгорная «Буги-вуги» 6 мин
- Разбор средств музыкальной выразительности исполненных ансамблей
- Слуховая разминка. Игра «Угадайка». 2 мин
- Работа с ритмическими карточками 2 мин
3.Заключительный этап. 3 мин
- Подведение итогов
- Оценивание работы учащейся.
- Домашнее задание
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Нижнеодесская детская школа искусств 16.05.2013
Самоанализ открытого урока по фортепиано преподавателя
Кириленко Г.В. с учащейся 1 класса Уляшёвой Анастасией.
Характеристика на обучающуюся:
Уляшева Анастасия – обучающаяся 1 класса, 9 лет. Имеет отличные музыкальные данные: устойчивое, хорошо развитое чувство ритма, развитый внутренний музыкальный слух, достаточно обширный запас слуховых представлений, отличную музыкальную память. Эмоционально отзывчива на музыку, темпераментна. Увлекающаяся натура. Серьезна, самокритична. Отлично учится по всем предметам в музыкальной и общеобразовательной школах. Очень доброжелательна и контактна. К занятиям музыкой относится достаточно серьезно, работает за инструментом увлеченно, с полной отдачей. Умеет грамотно разбирать нотный текст, хорошо читает с листа, уверенно подбирает по слуху. Выступать на сцене не очень любит, мешает сценическое волнение. Игровые приемы усвоены ею в полном объеме, руки достаточно свободны и организованы для игры на инструменте. Ответственна и работоспособна. Может продуктивно работать самостоятельно.
Тема: Развивающие формы работы на уроках фортепиано
Тип урока: Обобщение и закрепление знаний, умений и навыков.
Показать формы работы для воспитания рациональных пианистических приемов, навыков чтения с листа и свободного музицирования.
- Расширить багаж музыкальных впечатлений учащейся
- Продолжить работу над рациональными приемам игры на фортепиано
- Научить грамотно читать нотный текст
- Закрепить знание музыкальной терминологии
- Развитие музыкально-образного мышления, расширение музыкального кругозора
- Развитие двигательно-игровых навыков
- Развитие навыка игры по нотам
- Развитие мелодического, гармонического, звуковысотного слуха
- Развитие чувства ритма
- Развитие творческой инициативы
- Развитие самостоятельности
- Воспитание интереса и любви к предмету и инструменту
- Воспитание чувства любви и уважения к классической музыке
- Воспитание чувства ответственности за результаты своей работы
- Воспитание навыков самоконтроля
- Воспитание культуры поведения за инструментом
1. Организационный этап . 1 мин
- Приветствие. Название темы урока. Вступительное слово педагога с обоснованием выбранной темы.
Тема выбрана не случайно. Наша задача, как педагогов, состоит в том, чтобы не просто научить исполнять ученика определенные произведения, а развить его музыкальные и общие способности, научить работать с нотным текстом, привить любовь к самостоятельному музицированию за инструментом.
Весь процесс обучения игре на фортепиано направлен на всестороннее развитие ребенка. Уже то, что при игре на инструменте работают кончики пальцев, очень активирует кору больших полушарий головного мозга и развивает интеллект. Это неоднократно доказывалось учеными.
Все дети, которые обучаются музыке, лучше успевают в общеобразовательной школе, так как они действительно оказываются более развитыми.
2 Основной этап.
На этом этапе применялись различные методы:
— словесный (объяснение, беседа)
— наглядный (применение репродукций картин и детских рисунков, портреты композитора)
— практический (слушание музыки, игра на инструменте, решение пианистических и художественных задач.)
— творческий (поиск средств выразительности для образного воспроизведения программных произведений)
— репродуктивный ( воспроизведение выученного текста)
— метод музыкального наблюдения
— метод эмоциональной драматургии
— С целью формирования интереса к изучению произведений использованы ТСО: магнитофон с записью произведений в оригинальном звучании
Традиционно начинаем наш урок с упражнений . Правильная организация игровых движений очень важна на начальном этапе обучения. От постановки рук в 1 год зависит успешность дальнейшего обучения. Скованными и неприспособленными руками невозможно выразить ни одну музыкальную мысль.
Далее был сделан краткий обзор упражнений в той последовательности, в которой я даю их своим ученикам.
- Работа над этюдами. Преодоление пианистических неудобств:
— И.Беркович Этюд До мажор
— К.Черни Этюд До мажор (арпеджио)
При исполнении этюдов перед учащейся ставились различные практические задачи: качественно и быстро делать позиционные переносы рук, соблюдать хорошую координацию рук в разных регистрах (К.Черни Этюд До мажор), показать хорошую пальцевую артикуляцию и беглость, владение кистевыми движениями (И.Беркович Этюд До мажор), следить за своевременной сменой педали и ровностью звучания арпеджированных фигур, глубоким погружением левой руки при исполнении отдельных нот мелодии (Ф.Рыбицкий «Зефир»). Учащаяся успешно справилась со всеми задачами, работала вдумчиво, осознанно.
- Чтение с листа в ансамбле с преподавателем. Краткий анализ нотного текста
Прежде чем начинать играть по нотам, с учащейся были повторены ноты скрипичного и басового ключей, сделано несколько ритмических упражнений на воспроизведение ритмического рисунка по карточкам
Перед игрой пьесы с листа был сделан краткий анализ нотного текста: музыкальный размер, тональность, ритмические и штриховые особенности. Затем в среднем темпе пьеса была исполнена. С заданием Настя справилась.
Ритмические упражнения под музыку позволили переключить внимание ученицы, снять напряжение, расслабиться и отдохнуть от игры на инструменте.
- Исполнение и работа над музыкальными произведениями:
— Л.Бетховен «К Элизе» (фрагмент)
— ФрНп «Большой олень»
- Показ репродукций, портретов композиторов.
- Прослушивание произведений в звукозаписи.
Эти формы работы позволили разнообразить урок, переключить внимание ученицы и расширить музыкальный кругозор.
- Игра в ансамбле с педагогом:
— С. Подгорная «Буги-вуги»
- Разбор средств музыкальной выразительности исполненных ансамблей
- Слуховая разминка. Игра «Угадайка».
Очень интересна для детей. Прекрасно развивает слух . Усложнять игру можно до бесконечности. И в результате добиться даже абсолютного слышания высоты звучания.
- Работа с ритмическими карточками
Даны задания на карточках для прохлопывания ритмического рисунка в определенном музыкальном размере. Карточки для комбинирования ритмических групп. Задания на координацию рук.
- Подведение итогов
- Оценивание работы учащейся.
Работа оценена положительно, ученица получила отличную оценку за урок.
Продолжать работу над произведениями с учетом поставленных на уроке задач.
Вывод: Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности учащейся на протяжении всего урока. Все этапы были взаимосвязаны между собой. В течение всего урока учащаяся была активна, внимательна, заинтересована. Практические задачи, поставленные преподавателем, выполнялись творчески, осмысленно. Урок поставленных задач достиг.
Источник