Сценарий открытый урок по фортепиано

Открытый урок: «Начальный период обучения на фортепиано»
план-конспект урока по музыке на тему

Урок проведен с ученицей 1 класса Хашиевой Камиллой. Основная цель урока — закрепление пройденного материала.

Скачать:

Вложение Размер
konkurs_otkrytyh_urokov.docx 27.07 КБ

Предварительный просмотр:

«Донотный период обучения на фортепиано»

(Закрепление пройденного материала)

С ученицей 1 класса Хашиевой Камиллой

Тип урока : комбинированный ( закрепление знаний, комплексное применение знаний).

Вид урока: традиционный.

Дата проведения урока: 18.11.2017г.

Цель урока : закрепление ранее пройденного материала.

Закрепление навыков игры на фортепиано (прием non legato)

  1. Закрепить изученные теоретические знания.
  2. Продолжить формирование практических навыков.

1. Развивать свободное владение игровым аппаратом с помощью упражнений.

2. Развивать образное мышление, художественное воображение.

3. Развивать творческую активность через различные виды деятельности ( музыкальные загадки, ритмические задания).

  1. Воспитывать интерес к музыкальным занятиям.
  2. Воспитывать усидчивость и трудолюбие.

Методы и приемы проведения урока:

— индивидуальная игра на фортепиано;

— сочинение музыкальных историй;

— игра в ансамбле;

— работа по карточкам.

  1. Организационный момент (сообщение темы урока, представление ученика).
  2. Повторение пройденного материала:

-посадка за инструментом;

-работа с карточками.

4.Работа с ритмическими карточками.

Тема урока: « Донотный период обучения на фортепиано»

( закрепление пройденного материала).

Урок проводится с ученицей 1 класса Хашиевой Камиллой.

Камилла, предлагаю сегодня на уроке показать все то, что мы с тобой выучили за это время.

Начнем мы с правильной посадки за инструментом. Ты знаешь о том, что посадка должна быть свободной и удобной. Корпус должен иметь две точки опоры. Представь, что ты превратилась в дерево: ноги — это корни дерева, туловище – это ствол, руки – это веточки, а пальчики – это листочки. Начинаем фантазировать: « Стоит на поляне маленькая березка — стройная, красивая. Вдруг налетел ветер, ветки закачались, листики зашелестели, но деревце не упало, так как корни крепко держат ствол». Все это время Камилла инсценирует события. Мы делаем вывод – очень важно для пианиста, чтобы ноги хорошо упирались в подставку. Я прошу ученицу во время урока следить за правильной посадкой.

Далее переходим к повторению регистров, называем их – нижний, средний и высокий. Предлагаю Камилле разложить карточки с изображенными животными на нужные регистры. Играем в ансамбле песенки в разных регистрах: в нижнем регистре- песенку Г.Галынина «Медведь». Камилла играет на двух клавишах ( До диез и Соль диез) в большой октаве, чередуя правую и левую руки. Камилла старается передать шаги медведя – большого, ленивого, неуклюжего.

В верхнем регистре исполняем песенку А. Филлипенко « Цыплята». Камилла, чередуя руки, играет ноту До левой рукой во второй октаве, а правой рукой ноту До третьей октавы.

Хочу остановиться на одном из важнейших аспектов: изучая клавиатуру, играя песенки, нужно сразу же с первого урока, с первых прикосновений к клавишам формировать правильные пианистические движения. Поэтому прошу Камиллу при игре на инструменте следить за округлыми, но не сжатыми пальцами, за свободным запястьем, за глубоким погружением руки в клавиатуру от плеча, за мягким, гибким снятием руки с клавиатуры.

Переходим к повторению октав. Ученица называет и показывает на клавиатуре октавы. Предлагаю усложнить задание:

-Я нажимаю любую клавишу в разных октавах, а Камилла называет ее.

— Я называю любую ноту и октаву, а Камилла находит нужную клавишу.

Для того, чтобы ребенок в поисках нужной клавиши не начинал каждый раз считать от До, используем песенки –попевки и предложенные мной картинки-«маночки».

Там, где две черные клавиши мы «строим» домик. Он опирается на клавиши До и Ми. Поем и играем песенку — попевку на этих двух клавишах:

Домик, домик, До-Ми,

Хорошо ты в нем живи.

На клавишу Ре садим собачку по имени Рекс. Поем и играем на клавише Ре песенку-попевку:

Рекс в доме проживает,

Рекс домик охраняет.

Дальше «строим» забор там, где три черные клавиши. У забора «высаживаем» фасоль. Поем и играем песенку-попевку на клавишах Фа и Соль:

Фа- Соль, Фа- Соль,

Вот и выросла фасоль.

Прошу « посадить» фасоль для слоненка, белочки и т.д. Камилла играет песенку в нужных регистрах.

На клавишах Ля и Си размещаем лягушку. Играем и поем песенку –попевку на клавишах Ля и Си:

Во все стороны глядит.

Все эти схемы рекомендую искать и строить в разных октавах, чтобы ребенок абсолютно свободно находил визуальным образом любую клавишу, быстро узнавал ее по « маночкам».

А сейчас давай поработаем с карточками ( используем карточки с изображенными на них знаками альтерации, паузами, размером и т.д.)

Показывая карточку по отдельности, Камилла должна правильно ответить, что на ней изображено.

Я называю любую ноту с диезом или бемолем, а Камилла должна найти и показать нужную клавишу.

Повторяя размер, играем в ансамбле песенки с разным размером: 2/4- А.Бородин.Полька , 3/4 – А. Артоболевская. Вальс собачек , 4/4-

С. Прокофьев. Марш.

Переходим к упражнениям.

С самого первого урока мы с Камиллой делали упражнения для корпуса, рук и пальцев и Камилла знает, что эти упражнения помогут ее пальцам стать крепкими и проворными.

Камилла, представь, что ты находишься в лесу после дождя. Вдруг видишь радугу, она такая красивая, что тебе сразу захотелось ее нарисовать, а под рукой нет ни красок, ни бумаги. Ничего страшного – нарисуем ее в воздухе, над клавиатурой, проговаривая стихи. В конце каждой строчки нажимаем клавишу До третьим пальцем в разных октавах, сначала правой рукой, затем левой.

Ой, ты радуга- дуга, под тобой лежат луга,

В небе ты повисла, словно коромысло.

Я красивую такую в полминуты нарисую.

Следующее упражнение « Командир и солдаты».

Голова – это командир, пальцы – это солдаты. Солдаты ( пальцы) спят. Командир их будит: « Проснись первый солдат!» Камилла шевелит первым пальцем. Выполняем поочередно всеми пальцами правой и левой руками.

Одновременно кончиками больших пальцев обеих рук поочередно касаемся кончиков указательных, средних, безымянных и мизинцев, проговаривая стихи:

Повстречал ежонка еж:

« Здравствуй, братец! Как живешь»

Следующее задание – работа с ритмом.

— Прошу прохлопать заданный ритмический рисунок;

— Выкладываем ритм на заданное четверостишие:

Выпал снег, первый снег.

Всюду шум и всюду смех.

Я встаю на лыжню.

Всех сейчас обгоню.

— Играем в ансамбле пьесу И.Юсуповой « Колыбельная слоненку»,

где Камилле необходимо выдерживать заданный ритмический рисунок на протяжении всей пьесы.

Используем набор карточек с изображением нот на нотоносце в определенном ключе. Формат карточки — в размер белой клавиши ( до начала черной клавиши).

Я выбираю любую карточку и прошу Камиллу положить ее на нужную клавишу. Камилла справляется с заданием очень быстро.

Когда переходим на ноты басового ключа, я предлагаю Камилле вспомнить про короля Фа, который держит ключ от басового королевства, где все поют низкими голосами. Король Фа всегда появляется в сопровождении двух тайных советников. Обычно их никто не замечает, потому что они прячутся в двух точках справа от басового ключа. Советник Соль- тот, что побольше ростом,- находится выше Короля, а советник Ми — он меньше ростом- ниже Короля. Поем песенку-попевку:

Ми и Соль, Ми и Соль,

Между нами наш Король.

В точках спрятались не зря: охраняем Короля.

Камилла, ты молодец, хорошо освоила данный материал. Я считаю, что ты очень хорошо справилась со всеми задачами и заданиями этого урока. Продолжай повторять пройденный устный материал, не забывай о песенках- попевках и о пьесах, которые мы играем с тобой в ансамбле.

Общеизвестно, что начальное музыкальное обучение заключается в донотном и нотном периодах обучения ученика, между которыми не существует границы, они начинаются вместе. Первоначально преобладает донотный период, постепенно уступая место нотному. Продолжительность донотного периода обучения индивидуальна и зависит от скорости и качества освоения ребенком грамоты. Несомненно, донотный период благотворно влияет на нотный – помогает, дополняет, подготавливает, стимулирует ученика к более интенсивному освоению музыкального материала.

На мой взгляд, педагог может достигнуть больших успехов, если облечет свои уроки, особенно с начинающими, в игровую форму. Каждый урок должен стать маленьким спектаклем, мини- театром! Всегда должен быть в запасе большой выбор игр, они придают уроку динамику. Весь учебный материал, данный в игровой форме, легче воспринимается, увлекает, рождает игровой азарт, желание самому сделать что-то, запомнить, повторить – то есть научиться.

Используемая методическая литература:

Т. Вальчук. « Вверх по музыкальным ступенькам»

Источник

Открытый урок по фортепиано 2011 г.
план-конспект урока по теме

Урок с обучающейся 1-го класса по теме «Комплексный подход к музыкальному воспитанию ученика-пианиста».

Скачать:

Вложение Размер
plan_otkrytogo_uroka_may_2011.doc 46 КБ
samoanaliz_uroka_kirilenko_may_2011doc.doc 57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Нижнеодесская детская школа искусств 25.05.2011

Открытый урок по фортепиано преподавателя

Кириленко Г.В. с учащейся 2 класса Скоровой Евгенией.

Комплексный подход к музыкальному воспитанию ученика-пианиста.

Обобщение и закрепление знаний, умений и навыков. Применение знаний на практике

Воспитание художественно-исполнительской инициативы и закрепление пианистических приемов.

  • Расширить багаж музыкальных впечатлений учащейся
  • Продолжить знакомство с музыкой норвежского композитора Эдварда Грига
  • Познакомить с содержанием симфонической сюиты Э.Грига «Пер Гюнт»
  • Продолжить работу над рациональными приемам игры на фортепиано
  • Научить грамотно читать нотный текст
  • Продолжить работу над подбором по слуху мелодий с сопровождением
  • Развитие музыкально-образного мышления, расширение музыкального кругозора
  • Развитие двигательно-игровых навыков
  • Развитие навыка игры по нотам
  • Развитие мелодического, гармонического, звуковысотного слуха
  • Развитие чувства ритма
  • Развитие навыка подбора по слуху и транспонирования
  • Воспитание интереса и любви к предмету и инструменту
  • Воспитание чувства любви и уважения к классической музыке
  • Воспитание чувства ответственности за результаты своей работы
  • Воспитание навыков самоконтроля
  • Воспитание культуры поведения за инструментом

1. Организационный этап . 1 мин

  • Приветствие. Название темы урока. Вступительное слово педагога с обоснованием выбранной темы.

2 Основной этап.

  • Игра упражнений . 2 мин

— позиционные упражнения на мелкую технику

— гаммообразные упражнения на мелкую технику

— упражнения на крупную технику

  • Работа над этюдами. Преодоление пианистических неудобств: 10 мин

— Ф.Лекуппе Этюд соч.17№ 6

— К.Черни(ред.Гермера) Этюд № 28 1 тетр.

— К.Черни(ред.Гермера) Этюд № 29 1 тетр.

— К.Черни (ред.Гермера) Этюд № 5 2 тетр

  • Чтение с листа в ансамбле с преподавателем. Краткий анализ нотного текста
  • Физкульт.минутка. Игровая разминка с мячом. Применение знаний из области музыкальной терминологии, повторение интервалов 2 мин
  • Подбор по слуху мелодии с гармоническим сопровождением (T – D – T – S – T) песни М.Хилла «С днем рождения» и транспонирование ее в тональности первой степени родства. 3 мин
  • Беседа о творчестве Э.Грига. Краткое содержание симфонической сюиты «Пер Гюнт». 4 мин
  • Слушание музыкальных фрагментов из симф.сюиты «Пер Гюнт»: 4 мин

— «В пещере горного короля»

Анализ средств выразительности, характеристика образов, отраженных в этих

  • Просмотр детских рисунков и художественных репродукций, иллюстрирующих музыкальные фрагменты 1 мин
  • Игра на фортепиано учащейся муз. фрагментов «Утро», «В пещере горного короля» в обр. С.Баландина 5 мин
  • Слуховая разминка. Игра «Угадайка». 2 мин
  • Игра на фортепиано любимого произведения: Г.Уоррен «Поезд на Чуттанагу»
  • Прослушивание песни «Поезд на Чуттанагу» в звукозаписи. Анализ жанровой принадлежности, настроения произведения. 2 мин

3.Заключительный этап. 4 мин

  • Подведение итогов
  • Оценивание работы учащейся.
  • Домашнее задание

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Нижнеодесская детская школа искусств 25.05.2011

Самоанализ открытого урока по фортепиано преподавателя

Кириленко Г.В. с учащейся 2 класса Скоровой Евгенией.

Скорова Евгения — учащаяся 2-го класса фортепиано, 10 лет. Без музыкальной подготовки. Имеет отличные музыкальные данные: устойчивое, хорошо развитое чувство ритма, развитый внутренний музыкальный слух, достаточно обширный запас слуховых представлений, отличную музыкальную память. Эмоционально отзывчива на музыку, темпераментна. Увлекающаяся натура. Серьезна, самокритична. Несмотря на возраст, обладает внутренней культурой и интеллигентностью. Отлично учится по всем предметам в музыкальной школе, успевает на «хорошо» и «отлично» в общеобразовательной школе, посещает языковую школу «Лингва» и кружок эстрадных танцев. Очень доброжелательна и контактна. К занятиям музыкой относится серьезно, работает за инструментом увлеченно, с полной отдачей. Справляется с репертуаром повышенной сложности. Любит выступать на сцене, хорошо справляется с эстрадным волнением. Игровые приемы усвоены ею в полном объеме, руки свободны и хорошо организованы для игры на инструменте. Есть небольшое неудобство в постановке рук – низкая кисть, что обусловлено слабостью ладонных мышц. Женя многого уже добилась, чтобы исправить это неудобство, продолжает активно работать над постановкой рук. Очень ответственна и работоспособна, умеет ставить цели и добиваться их выполнения. Может продуктивно работать самостоятельно.

Тема: Комплексный подход к музыкальному воспитанию ученика-пианиста.

Тип урока: Обобщение и закрепление знаний, умений и навыков. Применение знаний на практике

Цель урока: Воспитание художественно-исполнительской инициативы и закрепление пианистических приемов.

  • Расширить багаж музыкальных впечатлений учащейся
  • Продолжить знакомство с музыкой норвежского композитора Эдварда Грига
  • Познакомить с содержанием симфонической сюиты Э.Грига «Пер Гюнт»
  • Продолжить работу над рациональными приемам игры на фортепиано
  • Научить грамотно читать нотный текст
  • Продолжить работу над подбором по слуху мелодий с сопровождением
  • Развитие музыкально-образного мышления, расширение музыкального кругозора
  • Развитие двигательно-игровых навыков
  • Развитие навыка игры по нотам
  • Развитие мелодического, гармонического, звуковысотного слуха
  • Развитие чувства ритма
  • Развитие навыка подбора по слуху и транспонирования
  • Воспитание интереса и любви к предмету и инструменту
  • Воспитание чувства любви и уважения к классической музыке
  • Воспитание чувства ответственности за результаты своей работы
  • Воспитание навыков самоконтроля
  • Воспитание культуры поведения за инструментом
  • принцип единства воспитания, обучения, развития.
  • принцип связи с жизнью.
  • принцип научности.
  • принцип увлеченности.
  • принцип активности, самостоятельности и сознательности.

1. Организационный этап . 1 мин

  • Приветствие. Название темы урока. Вступительное слово педагога с обоснованием выбранной темы.

Комплексное развитие ученика-пианиста включает в себя следующие элементы:

-воспитание двигательно-игровых навыков, работа над техникой и пластикой движений.

— развитие навыка игры по нотам

-развитие музыкально-образного мышления, расширение музыкального кругозора, накопление слуховых представлений.

— развитие всех компонентов музыкального слуха

— развитие чувства ритма

— развитие навыка подбора по слуху и транспонирования

Без хорошего развития все этих качеств не может состояться хороший музыкант-исполнитель.

2 Основной этап.

На этом этапе применялись различные методы:

— словесный (объяснение, беседа)

— наглядный (применение репродукций картин и детских рисунков, портреты композитора)

— практический (слушание музыки, игра на инструменте, решение пианистических и художественных задач.)

— творческий ( подбор по слуху, транспонирование, поиск средств выразительности для образного воспроизведения программных произведений)

— репродуктивный ( воспроизведение выученного текста)

— метод музыкального наблюдения

— метод эмоциональной драматургии

  • Игра упражнений . 2 мин

В начале урока целесообразно подготовить руки к игре на инструменте. Для этого играем несколько упражнений на различные виды техники: позиционные упражнения Ш.Ганона, гаммообразные упражнения, упражнения на крупную технику (октавы, аккорды).

  • Работа над этюдами. Преодоление пианистических неудобств: 10 мин

— Ф.Лекуппе Этюд соч.17№ 6

— К.Черни(ред.Гермера) Этюд № 28 1 тетр.

— К.Черни(ред.Гермера) Этюд № 29 1 тетр.

— К.Черни (ред.Гермера) Этюд № 5 2 тетр

При исполнении этюдов перед учащейся ставились различные практические задачи: качественно и быстро делать позиционные переносы рук, соблюдать хорошую координацию рук в разных регистрах (Ф.Лекуппе Этюд соч.17 № 6), показать хорошую пальцевую артикуляцию и беглость в гаммообразных пассажах, владение кистевыми движениями (К.Черни этюд № 29), следить за хорошим подкладыванием 1-го пальца и синхронностью звучания (К.Черни Этюд № 28), следить за своевременной сменой педали и ровностью звучания арпеджированных фигур, глубоким погружением левой руки при исполнении отдельных нот мелодии (Ф.Рыбицкий «Зефир»), качественно, ровно и верной аппликатурой исполнять в среднем темпе длинные гаммообразные пассажи, не прогибая запястье (К.Черни Этюд № 5).

Учащаяся успешно справилась со всеми задачами, работала вдумчиво, осознанно.

  • Чтение с листа в ансамбле с преподавателем. Краткий анализ нотного текста 3 мин

Прежде чем начинать играть по нотам, с учащейся были повторены ноты басового ключа, сделано несколько ритмических упражнений на воспроизведение ритмического рисунка по карточкам (отдельно каждой рукой и двумя руками вместе).

Перед игрой пьесы с листа был сделан краткий анализ нотного текста: музыкальный размер, тональность, ритмические и штриховые особенности. Затем в среднем темпе пьеса была исполнена. С заданием Женя справилась блестяще.

Игра в ансамбле при чтении с листа мобилизует все внимание учащегося, не дает расслабляться и останавливаться, звучание при этом более яркое и насыщенное, чем при сольном исполнении. Такая форма работы очень нравится ученикам и хорошо развивает навык игры по нотам. Со слабыми учениками можно исполнять не ансамблевые пьесы, а двуручные, играя при этом партию одной руки, а ученику поручить партию другой руки.

  • Игровая разминка с мячом. Применение знаний из области музыкальной терминологии, повторение интервалов 2 мин

Игра с мячом позволила учащейся расслабиться и переключить внимание.

  • Подбор по слуху мелодии с гармоническим сопровождением (T – D – T – S – T) песни М.Хилла «С днем рождения» и транспонирование ее в тональности первой степени родства. 3 мин
  • Беседа о творчестве Э.Грига. Краткое содержание симфонической сюиты «Пер Гюнт». 4 мин
  • Слушание музыкальных фрагментов из симф.сюиты «Пер Гюнт»:

— «Утро», — «В пещере горного короля» 4 мин

Анализ средств выразительности, характеристика образов, отраженных в этих произведениях.

  • Просмотр детских рисунков и художественных репродукций, иллюстрирующих музыкальные фрагменты 1 мин
  • Игра на фортепиано учащейся муз. фрагментов «Утро», «В пещере горного короля» в обр. С.Баландина 5 мин

Учащаяся постаралась передать художественные образы, воспринятые ею при прослушивании этих произведений в исполнении симфонического оркестра. Игра была эмоционально окрашена, убедительна, образна.

  • Слуховая разминка. Игра «Угадайка». 2 мин

Даны задания на нахождение по слуху отдельных нот, угадывание направления и характера движения мелодии, определение интервалов.

  • Игра на фортепиано любимого произведения: Г.Уоррен «Поезд на Чаттанугу» 2 мин
  • Прослушивание песни «Поезд на Чуттанагу» в звукозаписи. Анализ жанровой принадлежности, настроения произведения. 2 мин

3.Заключительный этап 4 мин

  • Подведение итогов
  • Оценивание работы учащейся.

Работа оценена положительно, ученица получила отличную оценку за урок.

  • Домашнее задание: продолжать работу над произведениями с учетом поставленных на уроке задач. Ознакомиться с «Песней Сольвейг» Э. Грига в фортепианном изложении. По желанию: нарисовать рисунок к понравившейся пьесе.

В процессе урока учащаяся была активна, внимательна, заинтересована. Практические задачи, поставленные преподавателем выполнялись творчески, осмысленно.

Цель урока: Воспитание художественно-исполнительской инициативы и закрепление пианистических приемов, считаю, достигнута.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по фортепиано с учеником 1-го года обучения .

В данном материале представлен план — конспект открытого урока по фортепиано. Подробно показаны форма и методы проведения урока с учащимся первого года обучения.

Урок для учащихся 1 класса фортепианного отделения.На сайте имеется презентация «Средства музыкальной выразительности».

Открытый урок с обучающейся 2-го класса по теме»Работа над репертуаром во II классе фортепиано».

Открытый урок по фортепиано с обучающейся 2-го класса по теме «Развивающие формы работы на уроках фортепиано».

В данном материале представлен план-конспект открытого урока по фортепиано с учеником пятого года обучения. В процессе занятия обучающийся совершенствует навыки работы над гаммами и упражнениями, помо.

Разработка открытого урока. Формирование представлений учащихся о различных видах штрихов и их значение в раскрытии художественного образа музыкального произведения.

Источник

Читайте также:  Высоцкий у нее под гитару
Оцените статью