Ступени мажорного лада аккордов

Ступени мажорного лада аккордов

Мы подготовили успехи вашего ребёнка в музыкальной школе!

Аккорды на ступенях мажора и минора. Билеты по теории музыки

Аккорд— это созвучие, состоящее не менее чем из 3-х звуков, воспринимаемых в единстве.

В классической музыке основополагающим является терцовый принцип строения аккордов.

Аккорд характеризуется двумя понятиями — фонизм и функция.

Фонизм определяется строением аккорда. Строение зависит от следующих факторов:

1)Количество звуков (3 звука — трезвучия, 4 — септаккорды, 5 — нонаккорды, 6 — ундецимаккорды, 7 — терцдецимаккорды).

2)Интервальный состав. Существует

4 вида трезвучий (мажорное, минорное, увеличенное, уменьшенное),

8 видов септаккордов (малый мажорный, малый минорный, малый уменьшенный, уменьшенный, большой мажорный, большой минорный, большой уменьшенный, большой увеличенный (или просто увеличенный),

в классической музыке распространены 2 вида нонаккордов (большой и малый).

Б53= б3+м3 М53=м3+б3 ув53=б3+б3 ум53=м3+м3

м. маж.7 — в основе мажорное трезвучие и малая септима

м. мин.7 — минорное трезвучие и малая септима

м. ум.7 — уменьшенное трезвучие и малая септима

ум. ум.7 — уменьшенное трезвучие и уменьшенная септима

б. маж.7 — мажорное трезвучие и большая септима

б. мин.7 — минорное трезвучие и большая септима

б. ум.7 — уменьшенное трезвучие и большая септима

б. ув. 7 — увеличенное трезвучие и большая септима

Б9 = м. маж.7+б3; М9 = м. маж.7+м3

Звуки аккорда имеют свои названия: основной тон(прима), терцовый тон, квинтовый тон, септимовый тон и так далее. Если в басу располагается основной тон, то звучит основной вид аккорда, если какой-либо другой звук, получается обращение аккорда. Трезвучие имеет 2 обращения, септаккорд — 3 обращения, нонаккорд обычно употребляется только в основном виде. В целом аккорды по фонизму делятся консонансы и диссонансы. Консонансы — только мажорное и минорное трезвучия и их обращения. Диссонансы — остальные.

В натуральном мажоре трезвучия на I, IV и V ступенях мажорные. Трезвучия на II, III и VI ступенях — минорные. Трезвучие на VII ступени- уменьшенное.

В гармоническом мажоре трезвучия на I и V ступенях мажорные. Трезвучия на III и IVступенях — минорные. Трезвучия на II и VII ступенях -уменьшенные. Трезвучие на VI ступени — увеличенное.

В мелодическом мажоре трезвучия на I и VII ступенях мажорные. Трезвучия на IV и V ступенях минорные. Трезвучия на II и III ступенях — уменьшенные. Трезвучие на VI ступени — увеличенное.

В натуральном миноре трезвучия на I, IV и V ступенях минорные. Трезвучия на III, VI и VII ступенях мажорные. Трезвучие на II ступени — уменьшенное.

В гармоническом миноре трезвучия на I и IV ступенях минорные. Трезвучия на V и VI ступенях — мажорные. Трезвучия на II и VII ступенях — уменьшенные. Трезвучие на III ступени — увеличенное.

В мелодическом миноре трезвучия на I и II ступенях — минорные. Трезвучия на IV и V ступенях — мажорные. Трезвучия на VI и VII ступенях — уменьшенные. Трезвучие на III ступени — увеличенное.

В натуральном мажоре септаккорды

на I ступени — большой мажорный

на II ступени — малый минорный

на III ступени — малый минорный

на IV ступени — большой мажорный

на V ступени — малый мажорный

на VI ступени — малый минорный

на VII ступени — малый уменьшенный

В гармоническом мажоре септаккорды

на I ступени — большой мажорный

на II ступени — малый уменьшенный

на III ступени — малый минорный

на IV ступени — большой минорный

на V ступени — малый мажорный

на VI ступени — большой увеличенный

на VII ступени — уменьшенный

В натуральном миноре септаккорды

на I ступени — малый минорный

на II ступени — малый уменьшенный

на III ступени — большой мажорный

на IV ступени — малый минорный

на V ступени — малый минорный

на VI ступени — большой мажорный

на VII ступени — малый мажорный

В гармоническом миноре септаккорды

на I ступени — большой минорный

на II ступени — малый уменьшенный

на III ступени — большой увеличенный

на IV ступени — малый минорный

на V ступени — малый мажорный

на VI ступени — большой мажорный

на VII ступени — уменьшенный

Теория музыки. Аккорды на ступенях мажора и минора.

Источник

Песня авторская и не только

Аккорды на ступенях лада

Возьмем любую тональность, например, натуральный до мажор. Ее нотный состав, в порядке ступеней лада, как мы помним — c d e f g a h . Построим теперь трезвучие с тоникой на первой ступени лада, состоящее из нот лада. Первая ступень лада до мажор — это c . Ноты трезвучия расположены по терциям, а терция, как мы знаем, это, по определению, интервал в две ступени лада. Отсчитав два раза по две ступени от тоники, получим следующий звуковой состав аккорда: c e g . Его называют лада, и в данном случае это до мажорное трезвучие. Аналогично можно построить трезвучия на всех остальных ступенях выбранного лада, и для натурального до мажора это будут следующие аккорды:

I C
II Dm
III Em
IV F
V G
VI Am
VII Hm5-

Если построить аккорды на ступенях того же лада, но взятого от другой ноты (т.е. другой тональности), то виды аккордов останутся теми же, но соответственно сдвинутся их основные ноты.

Для каждого из известных нам ладов можно выписать виды трезвучий, образующихся на их ступенях:

Ступень Мажор Минор
Натуральный Гармонический Мелодический Натуральный Гармонический Мелодический
I мажорное мажорное мажорное минорное минорное минорное
II минорное уменьшенное уменьшенное уменьшенное уменьшенное минорное
III минорное минорное уменьшенное мажорное увеличенное увеличенное
IV мажорное минорное минорное минорное минорное мажорное
V мажорное мажорное минорное минорное мажорное мажорное
VI минорное увеличенное увеличенное мажорное мажорное уменьшенное
VII уменьшенное уменьшенное мажорное мажорное уменьшенное уменьшенное

Чтобы быстро определить, какое трезвучие образуется на той или иной ступени нужной тональности, следует сначала выяснить ноту, соответствующую данной ступени, а затем, по вышеприведенной таблице, определить вид трезвучия. Например, трезвучие VI ступени натурального ля минора — это аккорд F ( фа мажор ).

Аналогично трезвучиям на ступенях лада можно строить и септаккорды. Функции этих акордов будут, как правило, аналогичны функциям соответствующих трезвучий, а разница будет лишь в более резком, «пряном» звучании. Очень часто септаккорды используют вместо трезвучий, когда хотят придать аккомпанементу джазовый характер. Основные случаи «неджазового» употребления септаккордов мы рассмотрим ниже.

Могут ли в произведении встретиться аккорды, не принадлежащие его тональности, т.е. не возникающие ни на какой ступени лада? Да, могут, так же как и отдельные ноты, не вписывающиеся в тональность. Это может означать как отклонение в другую, неосновную тональность (об отклонениях пойдет речь ниже), так и альтерацию — намеренный ввод в произведение нетональных звуков с целью создания диссонанса. В аккомпанементе песен смены тональностей встречаются очень часто, в то время как альтерации характерны далеко не для всех авторов.

Песня авторская и не только. Тексты, аккорды, ноты.

Источник

Аккорды в тональности — таблица с примерами и описаниями, последовательность аккордов в тональности

Начинающие музыканты часто используют один и тот же набор аккордовых последовательностей. Но вскоре юный гитарист замечает, что его композиции звучат однообразно и похожи друг на друга. Тогда он задается мыслью, а какие еще гармонии можно использовать для создания несложных песен или инструменталов. На помощь приходит информация об интервалах и созвучиях, которые они образуют. Особенно в этом может помочь таблица тональностей аккордов (её вы увидите на рисунках).

Виды аккордов

Ознакомимся с принципами построения как знакомых, так и малоизвестных (для новичков). Обозначения:

  • Т – Тоника;
  • 3 – Терция;
  • Б – Большая (2 тона);
  • М – Малая (1,5 тона).

Мажорные

Традиционно их звучание характеризуется как возвышенное и радостное. За счет чего образуются эти «солнечные» звуки? Чтобы получить мажор, нужно сочетать Т – Б3 – М3.

Например, в C-Dur (до-мажор) это будет C – E – G.

Минорные

Минорные соотносятся с тоской, печалью, грустью. Их можно построить, опираясь на последовательность интервалов Т – М3 – Б3.

Пример, в С-moll (до-минор) это будет выглядеть как C – Eb – G.

Уменьшенные

Уменьшенные в тональности обозначаются знаком dim.Строить их можно как от натуральных трезвучий, так и от септаккордов. Главное, соблюдать правильное построение.

Для обычных аккордов используется комбинация 1 – 3 – 5. А dim-трезвучия можно сформировать за счет уменьшения большего интервала. Это говорит о том, что вместо стандартного Т – Б3 – М3 будет использовано Т – М3 – М3.

Например, уменьшенный аккорд в «ля» будет выглядеть таким образом: A – C – Eb.

Аккорды с задержанием

Sus-аккорды – это особый тип трезвучий, внутри которых минорная или же мажорная терция заменяется на другой интервал. После подобной замены звук меняется, приобретая нейтральное звучание.

  • sus₂ – в данном случае цифра 2 означает, что терцию заменили на секунду, то есть, вторую ступень;
  • sus₄ – здесь же терция была заменена на кварту, то есть, 4 ступень.

Пример построения аккордов с задержание в до мажоре Csus2: C – D – G. Как это произошло? В обычном мажорном трезвучии были бы такие ноты C – E – G. Но в задержанном аккорде мы меняем 3 ступень (E) на вторую (D), то есть, на секунду. Как раз цифра «2» и указана в самом названии Csus2.

По аналогии строится Csus4: C– F – G (сменили 3-ю на 4-ю ступень, на кварту).

С надстройками

Самая объемная группа. Аккорды с надстройками еще именуют слешами. Это такие же трезвучия, но к ним музыкант добавляет еще одну дополнительную тонику из другого аккорда.

Одним из распространенных примеров является септаккорд, в котором к трезвучию добавляется ещё один звук. Также можно встретить перемещение 2, 5, 9 и даже 11, 13 ступеней. Как правило, ступени присоединяют на гамму выше, чем у основного трезвучия.

Тональность и ее ступени

Опытные музыканты уже знают, какие гармонии лучше поставить в той или иной тональности. Для начинающих часто является загадкой, почему играется именно эта гармония, а не другая. В музыке есть некоторые элементы математики. Присутствуют «формулы» в виде таблиц и последовательностей.

В каждой гамме есть ступени – от 1 до 7. Скажем, известная каждому схема «до-ре-ми-фа-соль-ля-си» является ступенями До-мажорной гаммы. Дело в том, что для гармоничного звучания необходимо использовать ноты, которые входят в определенную тональность.

Ступени всегда начинают считать от тоники – она самая главная и устойчивая в ладу (основа аккорда). В До-мажоре будут ноты CDEFGAB, но в соответствии с кругом тональности, их же можно будет встретить и в Ля-миноре, только в иной последовательности.

Разумеется, бывают отклонения от нормы, многие жанры музыки шагнули за рамки классической гармонии. Но для начала хорошо изучить стандартные таблицы.

Как определить тональность песни? Ответ у нас на сайте в статье по ссылке.

Аккорды входящие в тональность – таблицы

На приведенных таблицах наглядно обозначена последовательность аккордов в тональности. Также указаны ступени, на которых они строятся. Таблицы удобны, прежде всего, для транспонирования мелодий. Также подойдут и для сочинения собственной музыки на начальных этапах.

Мажор

Минор

Паттерны аккордов в тональности

Взглянув на приведенные таблицы, можно выделить закономерности. Они помогают запомнить материал и вспомнить, куда и что нужно применить, не заглядывая в шпаргалку. Первое, что нужно усвоить начинающему гитаристу – в тональности присутствуют как мажорные, так и минорные аккорды. Чтобы более подробно разобраться во всем, стоит взять самые простые тональности До-мажор и Ре-минор.

Мажор

Устойчивые ступени в До-мажор (dur) – 1, 4, 5 – на них располагаются мажорные аккорды (такие же как и сами тональности).

Неустойчивые – 2, 3, 6 – на них минорные гармонии (moll):

На 7 (вводный тон) – уменьшенный.

Классический До-мажор – расположение нот

Минор

Здесь несколько сложнее:

  1. На устойчивых – 1, 4, 5 – минорные аккорды.
  2. На 3 ,6, 7 – мажорные.
  3. И на 2-ой – уменьшенный.

Возможные исключения

Не всегда обязательно ставить тот или иной аккорд на своё место. В некоторых случаях вы можете произвести замену. Но это возможно только в мажорных тональностях.

Так, чтобы сделать подобную замену, нужные трезвучия должны располагаться на 2-3 ступенях лада. Тогда получится вместо минорного аккорда сыграть мажорный, и при этом он будет подходить к тональности.

Использование аккордов с надстройками

При повторном круге гаммы (уже после 7 ступ-ни) находятся надстройки – 9, 11, 13. Их можно использовать для создания нон, децим и ундецим аккордов. Но важно помнить, что ноты обязательно должны входить в тональность.

Примеры аккордовых прогрессий

Для новичка показательными будут следующие примеры аккордовых прогрессий в тональности:

  1. Мажор: E – A – D, C – F – G — Hdim.
  2. Минор: Am – Fdim – Dm – Em, Em – E7 – Am – H7.

Заключение

Аккорды в тональности – не сложная тема в музыкальной грамоте. Здесь самое главное разобраться в том, какие есть ступени в тональности, запомнить основные интервалы, а также принцип построения трезвучий. Новичку может показаться эта тема сложной, потому ему в помощь идут специальные таблице. Выучив их, можно строить собственные трезвучия, добиваясь уникального звучания.

А как вы учились нотной грамоте? Самостоятельно или посещали музыкальную школу? Напишите в комментариях. Поделитесь статьей в социальных сетях и сохраните ее в закладках, чтобы не потерять.

Также рекомендуем посмотреть подобранные видео по нашей теме.

Как построить аккорды в тональности.

Функции аккордов в тональности (тоника, субдоминанта, доминанта).

Аккорды. Виды и принцип построения.

Источник

Читайте также:  Ноты чики бамбони для гитары
Оцените статью