Су буйлап ноты для курая цифрами

Су буйлап ноты для курая цифрами

Думаю будет полезно для кого-нибудь:

Карабай
11 231 501 54 31
11 35 434 5 11 3 5431

Йангали
33 33 44 34 533:
3110 50310543 333

Абыйзар койо
55534 55531 55534 55531:
1113205 1113205:

Йангали
3333 44 345 33:
3110 5013 1054 333:

Ялан егеттаре
15 431 1555 431:
0050 1131 0050 111:

Тунарак кул
1 012 105 43 111
3331 0133 4543 111

Хылыу Кыззар
013 10 501 05
0010 345 50543 134 45 3101 3343 45
0010 345 50543 134 45 3101 3343

Узан буйы
013 333 3413 444 4534 5555 5431 000

Апипа
3 1313 4 3313 105
0050 5435 431 01 333

2 Ринат Ишбулатов
Источник аппликатур — добрые и неленивые кураисты ,которые переписывают мелодию на дырки:)) Вряд ли их так много, что аппликатуры стоит искать. Лучше ноты, Ринат, хотя нот для кураистов я тоже не видел нигде в продаже. У тех,кто учится в Академии, есть учебники и ноты, но простому смертному достать их непросто.Вот такой грустный каламбур))

У меня аппликатуру Йэнгэле программа Скайп воспринимает как номер телефона с кодом Франции:)) От звонка меня удержал только мой скверный французский, да и лягушатники башкир еще со времен Наполеона ,наверно побаиваются:))

Источник

Су буйлап ноты для курая цифрами

Әйҙәгеҙ беҙҙең группала курай ноталары, һәм аккордтар менән өйрәнеүселәргә архив йыяйыҡ, бер беребеҙгә ярҙам итәйек.

Делимся нотами для мелодий на курае.
Лучшее будет опубликовано от имени группы.

Сыңрау торна
345 5___/ 234 4___/ 234 4__/ 3___2(323)1___ ://
5 3 4 5 4 3 5 0 5 3 4 345 3 1___ ://
3 33 234 4 4 3 2 2 2 1 0 1 1 1__ ://
501 232 05__ 501 232 05__//
5 3 4 5 4 3 5 0 5 3 4 345 3 1___ ://
3 33 234 4 4 3 2 2 2 1 0 1 1 1__ ://

:// — 2 ҡабат уйнар кәрәк тигәнде аңлата
___- һуҙыр кәрәк
/ — тын алырға

1*2*10(12)1 1*012105*
501*1210543 3(45)4*54345434545431*
1232123*432(121232)10 00!*1054501
1210543 3(45)4345434545431*

1* — это звук, который нужно тянуть чуть дольше остальных,
(12) — это миллизм — эти ноты нужно играть очень быстро(либо можно вообще не играть)
0! — переход на октаву выше

55534 55531 55534 55531:
1113205 1113205:

313 313 4 3313 105 :||
0050 5435 431 01333 :||

121 34 5010 2/53 234 115 ://
121 55 12344/ 43 234 115 ://
51 2321/ 01053 4345 ://
121 31 23 1234 ://
343 53 45 3453/ 343 53 4345 //

1 12 15 012-2 раза 1155 444 54 33 4 54 345 432 33 23 4 34 501

50 50 1 3 35431 33350 154543

5253 4543 2123 454
2321 0105 454 2 454
2 010 440

1 (34)3 1 0 (1210)301
1 (31013) 1! (01210) 1
1 3 0 (1012)1 (01210)3
301 (3101) 3 1 (210) (301)31

1 (31013) 4 1 205
3 0 (1012)1 (01210)3
301 (3101) 3 1 (210) (301)31
1 (31013) 4 1 205 4 5 4 3
50 (12)1 012 1 205
5 4 (345)3 1
надо начинать на переходной октаве между второй и третьей
! — это значит что нужно играть на 3 октаве

Источник

Ноты для курая

Ноты для курая запись закреплена

13 1113 1054 555
113 001 0543 111

Показать полностью.
Карабай
11 231 501 54 31
11 35 434 5 11 3 5431

Йангали
33 33 44 34 533:
3110 50310543 333

Абыйзар койо
55534 55531 55534 55531:
1113205 1113205:

Йангали
3333 44 345 33:
3110 5013 1054 333:

Ялан егеттаре
15 431 1555 431:
0050 1131 0050 111:

Тунарак кул
1 012 105 43 111
3331 0133 4543 111

Хылыу Кыззар
013 10 501 05
0010 345 50543 134 45 3101 3343 45
0010 345 50543 134 45 3101 3343

Узан буйы
013 333 3413 444 4534 5555 5431 000

Апипа
3 1313 4 3313 105
0050 5435 431 01 333

Сывай кашка
0.1\2.1\02\1. \0.1\2.1\0 02\1. \0.1\2\5 45 0\1.2\0.5\450\5\42\1. \\

12\4\5 450\1.2\0.5\45 0\5\4 24\1. \\-2 р.

*\5 450\- считать на «раз» «и»

55\1\1\34\5 45\310\1\1\34\5..\\
05\1.21\05\4 34\5\01\2\0\54\1.\\-2 раз.

50\010\50\010\50\1210\5 01\0 — 2 раза
50\4 31\013\334\50\431\013\3 — 2 раза
5 01\4 30\1 13\10\5 01\3.1\001\0 — 2 раза

3* 321/2* 210/1* 210/ 5*
5012/ 3* 321/ 2* 210/1* 210/5*
50/1* 210/5* 543/4* 543/1*
3 4* 34/5* 3 4* 543/1*

«Бер kайтмаhам» С.Байегет

15434 254 2 101
1543 4
55 4 501
105 434
105 431
1232 125 42 101
345 01 501 2 101
345 0 1 3 2105 45
515 0 510 543
123 212 542 101

5 222 10121
5 222 4321
0 444 5421 05012

2 555 0 2 54 2 444
5421 0 222 4321 05012

2 555 0 2 54 2 444
5421 0 222 4321 2 3 4 5 2 5.

боронго халдат маршы

013 43 45 013
01343 4501 3
01 345 0 53 4501 545
01 345 0 53 4345 3

45010 12450
45012 420 1241 212
45012 42010120

Волшебный курай Монло курай

112101 334534
112101 22101
3450 543
3345 34
3450 543
3431

01 3 45 31 00 05
01 3 45 31 000://

333 0 555 34 4 31 333
50 44 50 33 44 31 333://

иске Урал (Байегет С.)

55 01221 2 212105
55 450121 1 1212105
55 0 012122 21210545
5 545012 111
5 545 0 5 54501 2 111 2105
5 545 0 55 4 22
5 5450 5 5450 1111 12105

МИСТИКАЛ ФОРС (Р. Биктимиров)

51 13 34 5//:
54 34 2
43 23 1

55 55 5523
44 44 4505
43 33 3544
55 531

43 54 3131
//:
43 54 314

454 314
454 3131

40 40 124 54 212 454 0 12 454 210
40 124 54 212 454 0 12 454 210

Источник

1 урок игры на татарском курае, «Су буйлап» (татар җыры, татарские песни, музыка) / tatar music

  • เผยแพร่เมื่อ 7 ก.พ. 2019
  • Напоминаю, что в курае есть два режима: извлечение звуков при спокойном дыхании (1, 2, 3, 4, 5, 6) и при усиленном (+1, +2, +3, +4, +5, +6).
    Не забывайте закрывать нижнее отверстие курая большим пальцем левой руки (если вы левша — попробуйте поменять руки).
    Не забывайте про дыхание и правильную стойку. В некоторых композициях нужно брать много дыхания (например в песне «Бик еракта идек без»).
    Итак, схема для игры на курае:
    6, +1, +2, +4, +2
    +1, +2, +1, 6, 5, 4, 2
    6, +1, +2, +4, +2
    +1, +2, +1, 6, 5, 4, 2
    2, 4, 5, 6, 5, 4
    5, 6, +1, +2, +1, 6, 5, 4, 2
    4, 5, 4, 2

ความคิดเห็น • 0

Схема игры и небольшая теория в описании 😉

Можно тоже самое только на курай с пятью отверстиями

Это башкирский что-ли?

Ого, про такой вид курая не слышал! Может и можно, не во всех песнях используется 6-е отверстие, все зависит от самих нот на курае

Альберт здравствуйте. Привет из Казахстана . Моя внучка заинтересовалась игре на курае. Пожалуйста продолжайте уроки. Мы не должны забывать свои народные инструменты. Коль нам медведь на ухо наступил. пусть наши внуки учаться игре на этом прекрасном инструменте. Для начала что нибудь по проще. Рахмат.

@Раиль Рахимов Ҡурай так звучит.Это нҽ ҡурай, свистулька.Татары что-то попутали.

Здравствуйте, Галимжан! Видео с новым уроком уже на канале 😉 !

Большое спасибо!Я из Набережных Челнов, почти что из Казани)) Живу как во Франции, так и в Татарстане

@Salut, Albert! я подумал, что вы живете в Казани. Спасибо, за Ваше понимание, благодаря Вам дети будут постигать прекрасное. Зур Рахмат.

Привет, Альберт! Мне нравится что ты отвечаешь на комменты подписчиков!👍

Большое спасибо, Ирина 😊 важно держать связь с аудиторией, это меня мотивирует 💪

Ай красавчик! Спасибо большое! Поздравляю Альберт, вы сделали ПЕРВЫЙ урок игры на татарском курае! Подобных уроков нет на youtube и в интернете, по крайней мере я найти не смог. Успехов вам, надеюсь ваш урок поможет многим! Все понятно и доходчиво, будем осваивать )

Jazz Rock кто бы мог подумать,что существует понятие-«татарский»курай. курай,исконно башкирский инструмент

Очень интересно, большое спасибо! Главное тренировать пальцы, они потом все запомнят и не нужно будет смотреть на схему

Отталкиваясь от вашей системы, смог переделать под свой курай, он у меня оказался в другой тональности и без дополнительной дырочки снизу, но также два режима звукоизвлечения. Это первая мелодия которую буду играть, очень рад что увидел ваш ролик и смог с вами познакомиться! Успехов вам, всех благ и отличного настроения!

Большое спасибо, приятно читать такой отзыв) как создателю урока мне будет интересно узнать, каков будет результат)) пишите о своих успехах 😉

Источник

Су буйлап ноты для курая цифрами

Собственно, вопрос возник потому, что я хочу сделать себе инструмент, пока, видимо, из пластмассовой трубки. На данный момент у меня уже в общей сложности 6 разных самодельных пластмассовых дудочек из трубок разного внутреннего диаметра (13, 16, 23 мм), на всех в принципе можно играть курайным звукоизвлечением, но лучше всего показал внутренний диаметр 16 мм (чего и следовало ожидать). 23 мм, кстати, тоже в каком-то смысле неплох, он даёт более сильный звук, но уже не вполне курайный по тембровой окраске. В общем, с диаметром трубки определился — лучше 16 мм, дуть по-курайному кое-как научился, первые 3 регистра выдуваются кое-как.

Но про имеющиеся у меня дудочки я не могу сказать, можно ли их вообще-то говоря называть кураями, или нет, из-за их строя. Я их рассчитывал и делал (кроме самой первой, которую как раз не рассчитывал, а насверлил дырок как раз сугубо приблизительно по образцу курая) под обычный европейский строй. И таким образом у меня есть дудочки с такими звукорядами:
— 16 мм Си-бемоль мажорная: B C D Eb F G
— 13 мм Си-бемоль мажорная: B C D Eb F G
— 16 мм Ля минорная: A C D E F G A
— 13 мм Фа-мажорная: (E) F G A B C D (E) (нижняя E закрывается мизинцем, верхняя E пока что тупо залеплена в ожидании какого-нибудь клапана с простейшим механизмом)

— 16 мм «не расчётная Ре»: D E F# G+ A H (G+ — это значит «соль-полдиеза», такие вот тричетвертитоновые интервалы получились)

— чисто экспериментальная 23 мм — полный хроматический ряд от Eb до B (полторы октавы с небольшим, 19 отверстий, большинство которых за неимением механизма опять же залеплено, оставленные открытыми отверстия дают опять же си-бемоль мажорный звукоряд)

Но у тех инструментов, которые настроены под обычный звукоряд, расположение 4 отверстий спереди совсем не равномерное, не похоже на те стандартные 5-дырные кураи, которые можно видеть на фотографиях, у которых 4 отверстия стоят практически на одном и том же расстоянии друг от друга. Из этого получается вывод, что стандартный строй курая сильно отличается от «выдержки» из обычного хроматического европейского строя. Так вот — каков же именно этот строй, и как правильно рассчитать положение отверстий для курая, чтобы попасть именно в этот строй?

К сожалению, я пока не владею технологией изготовления сужающихся (в простейшем случае конических) трубок из какого бы то ни было материала.. Хотя уже по попыткам игры на цилиндрических трубках чувствую, что это надо как-то решать: хотя бы потому, что при большом диаметре канала (18 мм) звук явно не тот что надо, и даже 3-й регистр вытягивается с трудом, а при малом диаметре (14 мм) с регистрами получше, но уже довольно неудобный и зажатый амбушюр при таком малом диаметре (а как следствие — очень ощутимый нестрой между регистрами, и почти полная зажатость и отсутствие возможности «качать» ноты), и вообще некий напряг.

Однако и у таких флейт, как блокфлейта или тинвистл, канал тоже сужается, и часто даже сильнее, чем у курая. Это, конечно, определённым образом смещает необходимое положение отверстий, но локально не может настолько изменить соотношение расстояний, чтобы сделать почти равными соседние тон и полутон.

Но тут какая штука: насколько я на данный момент себе представляю (в том числе, кстати, и исходя из расположения отверстий), самыми главными для классического репертуара являются 1-е и 3-е отверстия, дающие во 2,3,4 регистрах такую гамму (если условно транспонировать самый нижний звук и записывать его как «до»):
C-D-F; G-A-C; (C-)D-F — т.е. «фа мажорную» пентатонику. Дальше, условно говоря, добавляются 4-е и 5-е отверстия, замещающие G и A в первом регистре, и т.о. наращивающие ту же самую непрерывную пентатоническую гамму на нижнюю октаву.

2-е отверстие («ми+си») в рамках этого строя фактически не используется. А именно у 2-го отверстия на самом деле получается самое большое отклонение от теоретического «ми» — почти на четверть тона ниже. Звучать оно начинает только тогда, когда мы переходим либо в «до мажорную» пентатонику, либо в «до мажорную» же диатонику (но в последнем случае опять возникает провал в гамме между 1-м и 2-м регистрами). А точнее, видимо, во что-то, похожее на диатонику, но с пониженной «ми».
Интересно, что почти такое же расположение отверстий у персидского нэя (у которого 6 отверстий), если не считать то его отверстие, аналога которого нет у курая («фа#»).

Насчёт такого метода настройки есть одна тонкость: отверстие на самом деле располагается на 15-20 мм выше, чем концевой срез трубки, дающий ту же высоту тона (и чем меньше диаметр отверстия, тем оно выше должно располагаться для той же высоты тона).
Так что если просто прорезать отверстие точно по срезу «пристрелочной» трубки, то будет ошибка на занижение примерно на четверть тона — в результате получившийся курай сам по себе, м.б., и будет строить, но он получится не совсем в той тональности, которая хотелась. В общем, тут надо учитывать эту поправку.

Я для цилиндрических трубок вначале экспериментально определял приблизительные концевые поправки, и для отверстия получилось 80-85 мм, для концевого среза соотв. 65-70 мм. Дальше рассчитываю исходя из скорости звука 350 м/с расположение концевого среза или «нулевого» отверстия, и первого отверстия, тоже точно по цифрам стараюсь посчитать положение 4 и 5 отверстий. А вот со 2 и 3 была некая неясность, из-за которой я в своё время и поднял эту тему. Собственно, расчёт просто по нотам даёт расположение отверстий такое, как на 8-дырном курае, только без 3 дополнительных отверстий — примерно так:
[—————————()—О—-О-О——О——]
— и примерно так я и сделал самые первые несколько экспериментальных трубок.

Однако, на классическом 5-дырном курае, согласно виденным мной изображениям, расположение выглядит примерно так:
[—————————()—О—О—О—-О——]
т.е. более похоже на почти равномерное расположение отверстий. Это означает, что 2-е отверстие фактически несколько ниже, чем оно было бы по расчёту, и это придаёт некий особый колорит мелодиям, как я понял. (Ну и на длинных инструментах, вроде Соль или Фа-диез, Фа, иначе вообще было бы сложно дотянуться до двух дальних отверстий одновременно 🙂 ) Поэтому на тех инструментах, которые я сделал позднее, и на которых играю сейчас, я постарался сделать именно так. Но единственное, в чём (пока) отступаю от классического вида — это то, что 3-е отверстие я делаю меньшего диаметра. Потому что так оно вроде лучше попадает в строй. Или я опять не ловлю какую-то особенность, и эта нота и должна звучать немножко выше «номинала»?

Да, и ещё момент — не имея пока конических трубок, я решил пока с цилиндрическими базовую ноту делать не концевым срезом трубки, а прорезаю ещё одно отверстие, то самое, которое назвал «нулевым», а саму трубку делаю соответственно сантиметров на 5-10 длиннее. Вроде бы, так получается получше звук (помягче, что ли, и не такой пустой, не знаю, как сказать), чем если сделать просто срез, и заодно так заметно легче и сильнее играется самая низкая нота в нижней октаве. В общем такая полумера, частично заменяющая конусность.

Про лыжные палки мне и самому недавно идея в голову приходила. Насчёт удочек тоже интересный вариант, попробую поискать. Правда, думаю, не трудновато будет ли сверлить/резать отверстия, в стеклопластике-то, чтоб он при этом по волокнам не раскололся?

Что касается клапанов. Промежуточные полутона (которых 4 штуки) сравнительно легко берутся частичным закрытием отверстий. И ради них городить 4 соответствующих клапана — наверное, действительно было бы слишком сложно. В т.ч. сложно с точки зрения игры — ведь эти клапаны в любом случае надо было бы какими-то пальцами нажимать — хотя с двумя полутонами выбор вроде бы очевиден, но в общем всё равно это усложнило бы технику.
Но вот с отсутствующей 7-й ступенью в нижней октаве, боюсь, без хотя бы одного клапана не обойтись (а это ведь даже не одна нота, а две — если учитывать ещё и пониженную 7-ю). Скажем, нижнюю ноту второй октавы я на полутон вниз вытянуть всё же не могу. На четверть тона, допустим, опускается, хотя и с ослаблением звуки, но до полутона не дотягивает, и звук просто пропадает, если пытаться. И мажорная гамма не строится. А пониженную седьмую наоборот можно пытаться вытянуть вверх от 6-й ступени, и это даже получается лучше — но тоже от этого страдает качество звука. В общем, если уж есть необходимость иметь полную гамму (если, скажем, предполагается играть европейскую классическую музыку, написанную, например, для флейты), и при этом с нормальным звуком, то, видимо, одно отверстие с клапаном всё же неизбежно. Кстати, интересно, если уж ставить такой клапан, то где лучше его ставить — нормально закрытый выше 5-го отверстия, или нормально открытый ниже 1-го (т.е. на этом самом «нулевом»)?

Конечно, это будет уже несколько другой инструмент, но почему бы и нет? На ютюбе, скажем, я видел видео, где один латиноамериканский музыкант, этакий духовой мультиинструменталист, играет на обычной флейте системы Бёма, вставив вместо флейтового «поперечного» колена специально для этого сделанно «продольное» колено в виде простой трубки — т.е. играет на флейте, как на курае.

В классическом строю который ты видел в рисунках, действительно второе отверстие занижен на четверть тона, это как бы башкирский строй.
Когда играешь башкирскую протяжную мелодию это не заметно, но проблемы начинаются, когда играешь совместно с другим инструментом, курай начинает низит.
Но кураисты решают этот вопрос так. Вытягивая губы можно взять звук на пол тона выше плюс к этому опуская челюсть и нижнею губу звук можно повысить на тон. Закрывая губы можно занизить на пол тона.
Вообще курай очень гибкий инструмент как скрипка, Чтоб профессионально играть на инструменте, надо иметь, хороший слух, не у всех получается во время взять нужный звук в нужном месте. На одном и в том же инструменте кто-то может на четверть тона повысить или понижет, так что секунда гарантирован.

Трубка из стекло пластика сверлится легко он почти как пластмассовый
только не забуть поставить мундштук из пласмассы.

Источник

Оцените статью