Субдоминантовый аккорд как строится

Аккорды тонической, субдоминантовой и доминантовой функций.

Аккорды тонической функции

К аккордам тонической функции относятся аккорды, которые строятся на I, III и VI ступенях.

Аккорды субдоминантовой функции

К аккордам субдоминантовой функции относятся аккорды, которые строятся на II и IV ступенях в мажоре и II, IV и VI ступенях в миноре.

Аккорды доминантовой функции

К аккордам доминантовой функции относятся аккорды, которые строятся на II, V и VII ступенях.

Своеобразие гармонии той или иной мелодии зависит от множества факторов: количества используемых аккордов, их альтераций и замен, от степени отклонения от принципа квинтового круга. Кроме того, важным элементом гармонии является длина используемого отрезка квинтового круга, которая определяет смену тональностей. Движение тональностей по кругу осуществляется против часовой стрелки.

Доминантсептаккорд разрешается в тонику, и каждый доминантсептаккорд можно принять за местную тонику, т.е. перед ним можно поставить вспомогательный септаккорд к нему. Эта схема лежит в основе «доминантового круга» — это тот же квинтовый круг, но в котором любой аккорд представлен как доминанта по отношению к следующему аккорду против часовой стрелки:

Таким образом, опираясь на «доминантовый круг» можно записать следующий пример гармонического оборота, в котором реализовано движение тональностей:

1). II7 V7 I
D7 G7 C

В примере 2 расширим приведенный гармонический оборот:

2). VII7 III7 VI7 II7 V7 I
B7 E7 A7 D7 G7 C

Замены.

Замена — это замена одного аккорда на другой в какой-либо гармонической последовательности аккордов с целью ее усложнения, обогащения или развития.

Примеры гармонических последовательностей.

Примеры гармонической последовательности I-IV-V-I в чистом виде (без косвенных замен) в тональностях C-до мажор и G-соль мажор:

I IV V I
Imaj7 IVmaj7 V7 Imaj7
Cmaj7 Fmaj7 G7 Cmaj7
Gmaj7 Cmaj7 D7 Gmaj7

Примеры гармонической последовательности I-VI-IV-V в чистом виде (без косвенных замен) в тональностях C-до мажор и G-соль мажор:

I VI IV V
Imaj7 VIm7 IVmaj7 V7
Cmaj7 Am7 Fmaj7 Cmaj7
Gmaj7 Em7 Cmaj7 Gmaj7

Примеры гармонической последовательности II-V-I в чистом виде (без косвенных замен) в тональностях C-до мажор и G-соль мажор:

II V I
IIm7 V7 Imaj7
Dm7 G7 Cmaj7
Am7 D7 Gmaj7

Примеры гармонической последовательности II-V-I-VI в чистом виде (без косвенных замен) в тональностях C-до мажор и G-соль мажор:

II V I VI
IIm7 V7 Imaj7 VIm7
Dm7 G7 Cmaj7 Am7
Am7 D7 Gmaj7 Em7

Примеры гармонической последовательности I-VI-II-V в чистом виде (без косвенных замен) в тональностях C-до мажор и G-соль мажор:

I VI II V
Imaj7 VIm7 IIm7 V7
Cmaj7 Am7 Dm7 G7
Gmaj7 Em7 Am7 D7

Пример джазовой последовательности аккордов VI-II-V-I:

Источник

Cубдоминанта и доминанта в натуральном, гармоническом и мелодическом минорах

Сочиняя музыку, важно иметь представление об особенностях звучания трех разновидностей минорного (и мажорного) лада. Потому что ряд художественных задач невозможно решить при неправильно выбранном ладе. Я пока что упущу из рассмотрения гаммы и перейду сразу к гармонии, к особенностям звучания субдоминанты и доминанты.

В чем же различия? В мажорности или минорности аккордов. Посмотрим таблицу аккордов на примере ля-минора.

Строение аккордов на ступенях минорной гаммы

Как строго это используется?

Чаще всего, в музыке используются аккорды натурального минора, но в отдельных тактах берутся из мелодического и гармонического. К примеру, встретить увеличенную третью ступень очень сложно, хотя сам гармонический минор — сплошь и рядом.

Наиболее важными ступенями являются I, IV и V (тоника, субдоминанта и доминанта), поэтому рассмотрим сначала именно эти ступени. Тонический аккорд всегда неизменен, чего нельзя сказать о двух других.

Минорная доминанта (доминанта натурального минора)

Углубляет, как бы обволакивает мелодию. Способствует ее размеренности, неспешности. Чаще употребляется в середине музыкального построения, а не в конце, потому что является более устойчивой, чем другие аккорды доминантовой группы. А в конце чаще встречается либо гармоническая доминанта, либо другой аккорд доминантовой группы.

    Modern Talking — You’re My Heart, You’re My Soul (куплет C#m G#m C#m G#m …)

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Notre Dame de Paris — L’enfant Trouve (начало — Em G Hm D H )

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Within Temptation — Hand Of Sorrow (куплет — Fm Cm Eb Cm Db Eb )

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Мажорная доминанта (доминанта гармонического или мелодического минора)

Чаще всего, в современной музыке используется именно такая доминанта. Если мелодия подчеркивает гармоничность минора (акцентируется повышенная VII ступень), либо бас удваивает терцовый тон, то мажорная доминанта создает барочное, неоклассическое, изящное, в чем-то — вязкое и немного волшебное звучание. В других случаях, она воспринимается совершенно неприметной, например — в русском шансоне, в дворовой и блатной песне, в частушках.

    Пример неоклассического звучания: Europe — Seven Doors Hotel (припев Em H G D H/D# Em …)

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Пример в русском шансоне: Михаил Круг — Мурка (припев Am Dm E Am A7 Dm E Am)

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Минорная субдоминанта (субдоминанта натурального или гармонического минора)

Наиболее часто употребима. Создает узнаваемое, грустное, распевное, лиричное звучание.

    Кипелов — Я свободен (куплет Hm Em Hm Em Hm A)

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Валерий Меладзе — Не тревожь мне душу, скрипка (припев Dm Am Hdim E7/G# Am )

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Мажорная субдоминанта (субдоминанта мелодического минора)

Ее появление очень заметно и иногда определяет стилистическую принадлежность. К примеру, фолк со скандинавским уклоном часто использует такой вариант субдоминанты. За счет внезапного появления мажорного аккорда в минорной гармонии создается светлое, романтичное настроение с легким оттенком печали.

    Мельница — Дорога сна (вступление — Em A Em A G F#m D A Hm F#m G G/E; куплет — Em A Em A G F#m Hm H);

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

обратите внимание и на F#m — минорный аккорд на второй ступени. Как видно из таблицы, это тоже признак мелодического минора, как и мажорная субдоминанта.
Мельница — Дороги (1 куплет — Am D Dm Am Em F Em )

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Ария — Осколок льда (конец припева и начало проигрыша — F G D Dm … )

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Michael Jackson — Earth Song (куплет — Abm Db Abm Db Abm Db Eb, припев — Abm Db Abm Db … )

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Гармонизация аккордами, когда бас удваивает не основной тон

Часто бывает, что бас дублирует не основной тон аккорда, а терцовый или септовый. Этот прием создает очень яркое, богатое, возвышенное и красивое звучание. Чередование натурального и мелодического ладов дает возможность спускать бас от тоники по полутонам до VI ступени. Подробнее я расскажу об этом в отдельной статье.

    Григорий Лепс — Лабиринт (куплет — Gm D7/F# F C/E Gm D7/F# Cm Cm/B F/A …)

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Deep Purple — Highway Star (первое арпеджио в клавишном соло, Am E/G# G D/F# … )

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Мельница — Гори, Москва! (третья строка припева, Am D7/F# F G)

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Чтобы лучше разобраться, попробуйте поиграть и попеть примеры. Затем, попробуйте поимпровизировать на последовательности с разными видами доминанты и субдоминанты. Опишите сами для себя в двух словах, как звучит каждая разновидность.

Не стоит полагать, что гармония окончательно формирует настроение и окраску музыки. Конечно, очень многое зависит от мелодии и от аранжировки. Но зная отличия в звучании этих аккордов, можно хорошо подготавливать почву для будущей мелодии. Либо корректировать мелодию, чтобы она лучше уложилась в нужное настроение, чтобы она более точно передала художественный замысел.

В дальнейшем, я планирую рассмотреть звучание аккордов других ступеней для трех видов минора. А также аккорды всех ступеней в мажоре. Кроме этого, планирую разобрать более детально некоторые примеры из этой статьи.

Источник

Оцените статью