Сударушка девушка ближняя соседушка ноты

Су _ да _ руш _ ка — де _ вуш . ка, да, ближ.ня .я су _ се. душ-ка. 6лнж_ня _ я, не даль-ня _ я да, на ли — цо ру . мя _на -я, Скрым-тым ны/л, тым, ным,тым,ным, да, на ян- цо ру . мя _на-я.

Песня сразу, что называется, «запала в душу», но что делать с тек­стом? В записанном Николаем Федоровичем варианте лишь четыре строфы были из этой песни, а остальные присочинены в устном быто­вании позже и не соответствуют ее лирическому характеру.

Сударушка-девушка, да Ближняя соседушка, Ближняя, не дальняя, На лицо румяная.

Скрым-тым-ным тым, ным, тым, ным, да, На лицо румяная 64 .

Снарядился, подбодрился, Вдоль по улице пошел. Вдоль по улице пошел. До ее ворот дошел.

64 В припеве повторяется последняя строчка строфы.

У новеньких у ворот, да

У косящата окошка

Ни ответу, ни привету, Знать-то Маши дома нету. Если б дома бы была, да Вышла б встретила меня.

За праву руку взяла, Во горенку провела. Во горенку провела, Рюмку водки подала.

Выпил рюмку, выпил две -Зашумело в голове, Зашумело, загремело, Заподергивало И туда, и сюда, Во зеленые луга.

Ясно было, что далекие от содержания песни рифмованные наслое­ния последних строф нужно просто отбросить. Но четырех куплетов мало. Руководитель дает задание участникам творческой группы про­должить сюжетную линяю песни, показав встречу молодых людей, но так, чтобы в ней ощущалось игровое начало, сценическое действие.

Вот что получилось после коллективного переосмысливаняя песни (опускаем первые четыре куплета, которые были сохранены):

Тихо брякнуло окошко, Маша вышла на крыльцо. Бережнехонько спустилась, Запылало все лицо.

Скрым-тым-ным, тым, ным, тым, ным, да, Запылало все лицо.

«Я принес тебе подарочек — Сиреневую шаль, За тебя, моя любимая, Головушки не жаль».

«Во горенку не приму,

К хороводу провожу.

В хороводе красных девушек

Не вздумай полюбить».

«Есть пригожие лицом, Статью, выправкой, Бровью черной соболиной, Речью, выходкой». Припев «В хороводе, сокол мой, Не загуливайся. На хороших, на пригожих Не заглядывайся». Припев «Вот тебе, моя лебедушка, Порукою кольцо». Парень девушку целует, Провожает на крыльцо.

Лицо белое пылает, Лента алая горит. Маша друга обнимает, Обнимая, говорит:

«Я не чаяла сегодня, Милый, видеться с тобой, Истомилося сердечушко Кручиною-тоской».

«Не тоскуй, моя зазнобушка, Сердечко не томи, Я пришел к тебе, желанная, Во горенку прими».

Припев Получилось неплохо, но длинно. Снова работали, было создано еще несколько вариантов, пока не утвердили последнего. В нем и сцениче­ская игра и ясность формы. А по стилю и народному языку эти купле­ты явились естественным развитием записанной песни:

Ближняя, не дальняя,

На лицо румяная.

Собой статна, чернобровая,,

На работушку удалая,

Вдоль по улице пошёл,

Вдоль по улице пошел.

До ее ворог дошел.

У новеньких у ворот

У косящата окошка

Ни ответу, ни привету.

Знать-то Маши дома нету,

Если б дома бы была, да. Вышла б встретила меня. Тихо брякнуло окошко. Маша вышла на крыльцо, Бережнехонько спустилась, Запылало все лицо. Лицо белое пылает, Лента алая горит, Маша друга обнимает, Обнимая, говорит: «Я не чаяла сегодня.

Милый, видеться с тобой,

«Не тоскуй, моя зазнобушка,

Сердечко не томи.

Я пришел к тебе, желанная.

Во горенку прими.

Вот тебе, моя лебедушка,

Парень девушку целует,

Провожает на крыльцо.

Нередко в старинных русских песнях приходится заменять устарев­шие, архаичные слова, малопонятные сегодня.

Так, русская народная песня «Во поле орешина» издана в сборнике П. Яркова «Песни Подмосковья» в таком варианте:

«Во поле орешина» народная песня Московской обл.

о по _ ле о _ ре _ ши — на, во по _ ле куд.ря _ ва _ я.

тттт

Чер _ но _ бро _ ва _ я мо — я,

чер _ но _гла_за _ я мо -я,

ве _ тер ду

под_ду _ ва

Р Р И

Чер _ но — 6ро_ ва — я мо — я,

Р Р’И

чер_ но . гла _ за _ я мо

Во поле орешина, Во поле кудрявая.

Припев: Чернобровая моя, Черноглазая моя.

Ее ветер дует, Ее поддувает.

Что Иван-то Марью На руках качает.

Он ее качает, Ее величает.

Спи, моя милая, Радость дорогая.

Я поеду в город, Привезу подарок.

А я плису на капот, А я бархату на салоп.

На шеюшку яятари, Дороженьку не тори.

При разучивании песни в современном любительском хоре куплет

А я плису на капот, А я бархату на салоп —

вызвал недоумение и вопросы у певцов: оказались непонятными сло­ва «плису» и «салоп». «Силами творческой группы была обработана партитура (для смешанного хора) и текст этой песни (см. Нотное при­ложение, № 13). После куплета:

Я поеду в город, Привезу подарок —

исполнялись следующие слова:

В косу ленту алую, В косу ленту алую. Золоченое кольцо, Золоченое кольцо. На шеюшку янтаря, Дороженьку не тори, Дороженьку не ‘тори, Худой славы не клади.

Песня эта свадебная, величальная. В ней — мысль о счастливой се­мейной жизни, прославление любви, семьи, доброго отношения. Пар­титура смешанного хора звучала полнее, а мужская группа подчерки­вала слова величания:

Спи, моя милая, Радость дорогая. Я поеду в город, Привезу подарок.

Намек, данный в последнем куплете русской народной песни:

На шеюшку янтари, Дороженьку не тори —

Дороженьку не тори, Худой славы не клади.

Последние слова помогли певцам лучше осмыслить фразу «доро­женьку не тори», и песня получила логическое завершение.

Еще один пример работы над новым текстом в хоре. Самодеятель­ный композитор Е. Коньков принес в хор МОДНТ целый ряд своих песен. Среди них была очень хорошая обработка русской песни «У во­рот Саша стоит» с характерными подмосковными переборами у баяна, с игровым, активным ритмическим пульсом.

А текст песни такой 65 :

У ворот Саша стоит,

У ворот одна ли Саша стоит.

Бело личико у «ей горит, да.

Бело личико горит, да,

Видно ее батюшка сердит, да,

Видно батюшка сердит, да.

Видно ее матушка .бранит, да,

Видно матушка бранит, да.

Не велит одной младой ходить, да.

Вначале выучили песню с этим текстом. У Конькова была партиту­ра только для женского хора:

65 Известен и другой вариант текста этой хороводной песни. 8. Калугина

101 Быстро

«У ворот Саша стоит» русская народная песня. Обр. Е. Конькова

сто ит у во _ рот од — на ли Са _ ша сто — ит.

Затем сделали вариант для смешанного хора:

«У ворот Саша стоит» распев народного хора

/й ур— Л» — сто . ит, у во — рот од . г на ли Са . ша р Г

\ 1 сто _ ит.

Песня нравилась хору, но и композитор и певцы чувствовали, что она была бы интереснее и жизненнее с современным текстом. Уж очень она активная, бодрая, радостная. Решили написать текст о себе, о Под­московье. Привлекли к работе и самодеятельного автора А. Голубов-ского. Вот первый вариант нового текста:

Золотистыми полями, Колосистыми хлебами, Полюбуйтесь ими вместе с нами, Полюбуйтесь ими вместе с нами! Новостройки воздвигаем, Новостройки воздвигаем, Новоселья каждый день справляем, Новоселья каждый день справляем!

Завивайся, хоровод, да, Завивайся, хоровод, да, Хорошо родной наш край живет, да, Хорошо родной наш край живет, да!

Все мы трудимся с любовью, Все мы трудимся с любовью, Потому богато Подмосковье, Потому-то славно Подмосковье!

Источник

Сударушка девушка ближняя соседушка ноты

Автор: А. Широков
Год: 1988
Издательство: Советский композитор
Страниц: 136
Формат: PDF
Размер: 8,5 МВ
Язык: русский

Искусство танца теснейшим образом связано с музыкой. Более того, танец по существу немыслим без музыки, причем хореография существует в неразрывной слитности не только с песней и инструментальной музыкой, но и пантомимой, театрализованным представлением, костюмом и т. д. В этой взаимосвязи, нерасчлененности отдельных видов и заключается главная особенность народного искусства вообще и русского в частности.
Данное пособие ставит целью дать тематический материал, собрание наиболее ярких и характерных русских народных мелодий танцевального характера и показать на наглядных примерах методику их использования в хореографических постановках.
Пособие адресуется прежде всего участникам художественной самодеятельности, балетмейстерам, концертмейстерам-аккомпаниаторам, самодеятельным и профессиональным композиторам.
Работа состоит из двух разделов. В первом рассказывается об основных разновидностях музыкальных жанров русского народа (песнях, частушках, инструментальных наигрышах), так или иначе связанных с народной хореографией. Во втором (основном) приводятся сами образцы — народно-песенный и инструментальный музыкальный материал в виде тематических зерен (мелодий, обработанных автором пособия для исполнения на баяне или фортепьяно). Это музыкальные заготовки, из которых композитор и балетмейстер могут создавать развернутые композиции. О том, как это обычно делается, вкратце также рассказано в первом разделе.

СОДЕРЖАНИЕ:

МЕЛОДИИ В МЕДЛЕННЫХ И УМЕРЕННЫХ ТЕМПАХ

  • У нас нынче воскресенье
  • Вы раздайтесь, расступитесь
  • Посмотрите-ка? добрые люди
  • Подойду, подступлю
  • Ходил барин
  • Как со вечера пороша
  • Как на матушке на Неве реке
  • Ой, ни заря ль моя
  • Гулял Андрей господин
  • Милый мой хоровод
  • Ходит царь
  • Стой, мил хоровод
  • При народе в хороводе
  • Верный наш колодец
  • Рыбка окунёчек
  • На море утушка купалася
  • Гуси вы, гуси
  • Летел голубь
  • Земляничка спела, зрела
  • Отдавали молоду
  • Со вьюном я хожу
  • Как по садику
  • Ах, на что ж было
  • По-над горочкой тропиночка лежит
  • Ты воспой в саду, соловейко
  • Я посею ли, млада, младенька
  • Девушки, не сидеть пришли
  • Ой, со вечора, с полуночи
  • Из-под камешка
  • Помнишь ли меня, мой свет
  • Белолица, круглолица
  • Расти, расти, моя калинушка
  • Ходил парень
  • Белилицы, румяницы вы мои
  • Ой вы, ветры-ветерочки
  • От зари звезда занималася
  • Сею, вею
  • Во колодице водица холодна
  • За рекой, за горой
  • А ты, яблонька
  • Травушка — муравушка
  • Где вы, девушки, гуляли
  • Ехал пан
  • Как во городе царевна (Вариант Тамбовской области)
  • Как во городе царевна (Вариант Брянской области)
  • Сидит Дрёма
  • Тебе полно же, милой
  • У ворот, моя матушка
  • Селезень мой (Донской вариант)
  • В сыром бору тропинка
  • У ворот сосна
  • Как у месяца
  • За грибами в лес девицы
  • Ивушка
  • Вечор поздно из лесочка
  • Чем тебя я огорчила
  • Поиграйте, красны девки
  • За двором лужок
  • Пойду я ли, млада
  • Двор, широк двор
  • У голубя у сизого
  • Стелется и вьется
  • Как за морем диво
  • Как по морю
  • Хорошо пастух играет
  • Как у месяца (Арзамасский вариант)
  • А как по лугу
  • Не сиди ты, девица
  • Сударушка
  • Как по ельничку
  • Ой, летел голубь
  • Как у сокола
  • Капитанская дочь
  • Ах, во саду, саду
  • Рязанская змейка
  • Вейся ты, вейся, капустка
  • Мы на лодочке катались

МЕЛОДИИ В БЫСТРЫХ ТЕМПАХ

  • Радостно на душе
  • Я пойду ли вдоль по улице
  • У ворот гусли вдарили
  • Пойду, млада, по воду
  • От села до села
  • Куманек, побывай у меня
  • Долина — долинушка
  • Чтой-то звон
  • Посеяли девки лен
  • Ой, блины мои, блины
  • На улице дождь, дождь
  • Трава моя, трава
  • Я посеяла ленку
  • Во кузнице
  • Ах, утушка моя луговая
  • Раскачалася рябина над водой
  • Я посею горошку
  • Я по жердочке шла
  • Отчего же наша сваха
  • Шаловая голова
  • По лугу, лугу
  • Мальчик- кудрявчик
  • Из бору, бору
  • Сударушка (Вариант Вологодской области)
  • Ишли — прошли скоморочки
  • Ай, на горе мы пиво варили
  • У нашей Кати
  • У нас нынче субботея
  • Пивна ягода
  • Прялица
  • Ходила младёшенька
  • Смоленский гусачок
  • Верный наш колодец (Вариант Брянской области)
  • Вдоль по бережку
  • Я капустку садила
  • Из-за горочки туманик выходил
  • Ах, улица, улица широкая
  • На заре
  • У нашего пана
  • Как во поле, поле
  • Ой, роза, ты роза моя
  • Там за речкой
  • Как у нашего соседа
  • Земелюшка — чернозем
  • У нашего свата
  • У нас в округе
  • А снег тает
  • Заставил меня муж
  • Трава моя, травушка (Вариант Ростовской области)
  • Сад по горе
  • Хорошенький, молоденький
  • Как у нас у в городе у в Орле
  • Улица, улица моя
  • Натальюшка, Марьюшка
  • Теща для зятюшки пирог испекла
  • Сорвали, сорвали
  • Ой, наша, ой дала
  • Ух, да гей, наши, гей
  • Заболела Дунина головка
  • Ольга в лесе была
  • Пахал Захар огород
  • Молодка, молодка
  • Пойду я5 взойду
  • Кума к куме выходила
  • Заиграй, моя волынка
  • Молодец коня поил
  • Ухарь — купец
  • Ах ты, Христька
  • Ай, на горе дуб, дуб
  • Елочки-метелочки
  • Заплетися, плетень
  • Заплетися, плетень (Вариант Брянской области)
  • За реченькой яр хмель
  • А мы просо сеяли
  • В огороде возле брода
  • Уж как по мосту — мосточку
  • Около сырого дуба
  • Как за морем диво
  • Селезень мой
  • Сею, вею
  • Выходили красны девицы
  • Я на камушке сижу
  • Вдоль но улице молодчик идет
  • Подай балалайку
  • Не солнышко светит
  • У нас по лугу, лугу
  • Полянка
  • Ой, вставала я ранешенько (Калинка)
  • Писарь пишет в три пера
  • Веснянка
  • На Мвамушке чапан
  • Во горнице, во светлице
  • Как за речкою
  • А, хмель моя,хм ел юшка
  • Из горницы
  • Как по лужку травка
  • Уезжал милый в дальню сторону
  • Перепелка
  • Ой, заинька по сеничкам
  • Жил на свете комарочек
  • Да по речушке утенушка
  • Как на сёдняшний денек
  • Вейся, вейся, хмелюшка
  • Зыбка зыбня
  • За реченькой диво
  • Пойди выйди, Степан-сударь
  • Неделька
  • Раз-два, люблю тебя
  • Ах, Самара — городок
  • А я по лугу
  • Сеяли девушки яровой хмель
  • У моего у милого
  • По лужку ли я гуляла
  • На улице, мамонька, хоровод девок
  • Куманёк, мое зернышко
  • Ах ты, улка, ты улка моя
  • Выйду ль я на реченьку
  • Была я у ключика
  • Перевейся, хмельно
  • Как у нас было во нонешнем году
  • Мимо садику
  • Как по той по реченьке
  • Канава
  • Проторила я тропинку
  • При долинушке калинушка стоит
  • Виноград в саду цветет
  • Маки, маки, маковицы
  • Пойду ль я, выйду ль я
  • Черный ворон воду пил
  • У ворот,ворот
  • Между двух белых березок
  • На зеленом лугу
  • Теперь нам попити
  • Ай, все кумушки домой
  • А кто у нас моден
  • Уж мы сеяли, сеяли ленок
  • На горе-то калина
  • На горе — то калина (Вариант)
  • Яблоня
  • Я сидела либо день, либо два
  • Я рассею свое горе
  • Развеселая наша Дуняша
  • Как под яблоней
  • Мой муж нехорош
  • Как чужие мужья добры
  • Соловей мой, соловеюшка
  • Ах, деревня от деревни
  • У меня ль во садочке
  • Ах ты, Дунюшка
  • На реченьке тонка жёрдочка
  • Ах, усыньки-усы
  • Катенька веселая
  • Я пойду ли, молоденька
  • А и что это за гости
  • Пора, пора гостям с двора
  • Мы по улице пройдем
  • Я тогда тебя забуду
  • Ох, мне сказали, что измена
  • Ох, мы частушки про изменушку
  • Ой, меня милый
  • Милка, цё?
  • Ох, и день и ночку
  • Говорят, суда горят
  • Дело к вечеру
  • Что, гармошка, не играешь
  • Девки, пойте
  • Возле речки, возле быстрой
  • Ой, да в небе звезд красивых много
  • Балалаечка гудит
  • Не кукуй, кукушка, в лесе
  • Подруженька, встань пораньше
  • Ой, да что ты, миленький, наделал
  • На лугу трава росиста
  • Самарка
  • Декшинские частушки
  • Ох, говорят
  • Ох! Давай, Нина,припоем
  • Над полями нежный ветер
  • Ох, хорошо мне с милой в поле
  • Снегом белым
  • Шли по улице, курили
  • Касимовские припевки
  • Воронежские частушки
  • А говорят, мы боевые
  • Частушки-коротушки
  • Завлекаши, да не наши
  • Ой, подружка,пой,пой
  • Тра — ля — ля
  • Псковские шуточные
  • Сиротинка
  • Матаня
  • Сормовские частушки
  • Я, матаня, размотаю
  • Пойду плясать
  • Ой, топни, нога (Сербиянка)
  • Елецкая
  • Проходные частушки
  • Под окном черёмушка
  • Чибатуха
  • Ты, мамаша
  • Махонька
  • Ночка
  • Ёлочки, сосёночки
  • Досада
  • Да ты, Наташа
  • Круговые частушки
  • Ох, что ж ты идешь
  • Рязанские прибаутки
  • Череповецкие плясовые припевки

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛЯСОВЫЕ НАИГРЫШИ

  • Трепак
  • Старинная пляска
  • Русского простого
  • Кесовогорская кадриль
  • Починковская кадриль
  • Степанида
  • Полька — кадриль
  • Полька простая
  • Полька “Скандалист”
  • Карусельная полька
  • Тамбовская полька
  • Полька “Ой-ра, ой-ра”
  • Полька “Гусачок”

Источник

Оцените статью