Сухое дерево для гитар

Сушка древесины для гитары. Звучит ли с годами гитарное дерево лучше?

Статья подготовлена при поддержке интернет-магазина Струнки.ру: https://www.strunki.ru/

Споры о том, как влияет сушка древесины на звучание гитары – одна из любимых тем обсуждения среди гитаристов. Тематические форумы в интернете, группы и странички в социальных сетях, сайты о гитарах и музыке – все они пестрят бурными обсуждениями того, какой производитель лучше сушит древесину, почему винтажные инструменты звучат лучше и т.д.

Обсуждения технологии работы с древесиной доходит, порой, до совершенно абсурдных мифов наподобие того, что премиумные гитары от Gibson делаются только из древесины, которая сушилась не менее 20 лет естественным путем. А в качестве «плохишей» выставляются более молодые гитарные производители, которые используют различные технологичные способы ускоренной сушки, в результате структура дерева меняется в худшую сторону.

Сегодня мы попробуем рассказать о некоторых мифах и заблуждениях, связанных с вопросами сушки древесины и о сущности технологического процесса, также поговорим о феномене «разыгранности» инструмента и о том, как возраст влияет на звучание гитары.

Зачем сушить гитарное дерево?

Породы гитарной древесины достаточно сильно отличаются по влажности. Особенности строения дерева состоят в том, что древесина может накапливать влагу для собственного роста (так называемая гигроскопичность) – и эта влага сохраняется и после того, как дерево срубили.

В зависимости от уровня влажности можно выделить несколько типов древесины:

  • Только что срубленное дерево имеет влажность в пределах 40-100%
  • Срубленная древесина, которая долго лежала на открытом воздухе (воздушна-сухая древесина), обычно имеет влажность около 15-40%
  • Древесина, которая сушилась в закрытом помещении (комнатно-сухая) уже содержит не более 7-15% влаги

Ну и, наконец, абсолютно сухая древесина – это порода с влажностью 0%.

Очевидно, что формовать и обрабатывать влажную древесину сложнее и процесс этот не имеет смысла: при дальнейшей постепенной усушке форма дерева поменяется. Помимо подготовки к обработке, сушка нужна еще и для защиты дерева от поражения грибком, общего улучшения защищенности породы от механического воздействия.

Как происходит сушка гитарной древесины?

Сушка гитарной древесины заключается в постепенном удалении из породы влаги. При этом происходит закономерное изменение формы и размеров заготовок – это процесс называется «усушкой».

Стоит понять, что добиться абсолютно сухой древесины очень сложно. Приведем некоторые нормы влажности для лучшего понимания данного тезиса: для мебели допустимой эксплуатационной влажностью является уровень в 7-9%, для строительных элементов – 10-15%.

Сегодня на деревообработке применяется два вида сушки: естественная и технологическая .

Естественная сушка осуществляется без участия специализированного оборудования, т.е. древесину просто укладывают со специальными зазорами на открытом складе или просто под навесом для защиты от солнца и атмосферных осадков. Такой вариант сушки позволяет сэкономить на издержках, однако имеет ряд ощутимых недостатков: во-первых, сложно получить породу влажностью менее 17%, во-вторых, занимает такая сушка от недели до нескольких месяцев. Наконец, последний минус естественной сушки – невозможность контроля основных показателей процесса.

Стоит отметить, что любая древесина так или иначе подвергается естественной сушке перед отправкой на производство: однако ни на одном из гитарных заводов этот процесс не длится годами. Лишние затраты времени на естественную сушку приведут лишь к гниению породы и появлению грибка – тогда как влажность установится на уровне в 17-20% еще в первые пару месяцев и далее не будет снижаться.

Большинство фабрик по изготовлению гитар отдают предпочтение камерной (технологической) сушке. Процесс начинается с того, что древесину помещают в специальные камеры, в которых создается повышенная температура. Наиболее распространенные источники тепла в таких камерах – паровые котлы или топки, в которых сжигается топливо. Также существуют камеры с принудительной циркуляцей воздуха – специальные мощные вентиляторы постоянно разгоняют теплый воздух по камере, что позволяет добиваться максимально равномерно просушки.

Основное преимущество такого типа удаления влаги – возможность снижения выходной влажности до уровня ниже 15%, а также возможность контроля процесса. Недостаток – необходимость наличия дополнительного оборудования и более высокие затраты.

Помимо указанных способов (применяются более чем в 80% случаев), в отдельных ситуациях используется вакуумная сушка, контактная сушка (листовая древесина, которая сушится с помощью прижатия двумя нагретыми пластинами), удаление влаги с помощью погружения древесины в отдельные жидкости, а также воздействия высокочастотного тока.

Итак, что же необходимо знать о сушке гитарной древесины:

  • Удаление влаги из дерева происходит в несколько этапов, которые занимают, обычно, не более 1-2 месяцев.
  • Первый этап – естественная сушка, которая происходит еще до формования заготовок и до поступления дерева на гитарное производство и позволяет снизить влажность до 17-20%.
  • Второй этап – технологическая сушка, которая проходит быстро и при участии специального оборудования. Позволяет подготовить дерево к обработке и снизить влажность ниже 17%.
  • Длительная естественная сушка дерева для дорогих гитар – миф, так как такой процесс не имеет смысла и скорее приведет к разрушению древесины.

Возраст древесины и «разыгранность» инструмента

Но как же быть с такой вещью, как «разыгранность» инструмента, ведь под ней подразумевается чаще всего именно дальнейшая постепенная усушка породы, которая, по мнению многих музыкантов, ведет к улучшению его звучания?

Сразу уточним, что приведенное ниже мнение является субъективным и сформированным благодаря опыту игры на различных инструментах – никаких исследований на тему «разыгранности» гитар не проводилось в принципе и утверждать что-то в данном вопросе со 100%-ой вероятностью достаточно сложно.

Начнем с изменения влажности древесины: перед тем, как из дерева непосредственно производятся заготовки для гитары (куски или целый корпус, гриф, накладка и т.д.), оно проходит усушку до уровня около 8-10%. Очевидно, что уже во время хранения дома или на репетиционной точке влажность породы в готовом инструменте повысится, может она колебаться и в зависимости от условий хранения (сквозняки, элементы отопления рядом с гитарой и т.д.), однако эти колебания составляют даже в самых крайних случаях лишь несколько процентов. Поэтому говорить о высушивании дерева в случае с готовым инструментом в ходе многих лет эксплуатации по меньше мере некорректно. Усушка или увлажнения в связи со сменой условий эксплуатация – да, это возможно, однако вопрос о влиянии этого процесса на звучание гитары остается открытым.

Далее упомянем так называемую «усадку» фурнитуры – этот процесс действительно очевиден и может ощутимо повлиять на звук инструмента, однако период усадки составляет не более 1-2 месяцев. То есть спустя пару месяцев после покупки новой гитары необходимо обязательно провести тщательную донастройку всей фурнитуры (бридж/тремоло, колки и др.) – это может улучшить звучание инструмента и повысить удобство игры, однако едва ли этот процесс можно полноценно отнести к явлению «разыгранности».

Улучшение звучания гитары с течением времени из-за постоянного воздействия звуковых волн – больше похоже на самовнушение («играл 10 лет на гитаре только джаз – теперь метал на ней не поиграешь»). И хотя волновая теория сама по себе не отрицает изменение свойств материала при прохождении через него звуковых волн, но справедливо это только по отношению к жидким средам.

Наконец, музыкант может попросту путаться в вопросе определения звука гитары сейчас и, например, несколько лет назад. Если судить объективно, то намного большее влияние на звучание инструмента оказывают струны и звукообработка (эффекты, предусиление и оконечное усиление): вы уверены, что оцениваете звучание свой гитары в прошлом и настоящем совершенно объективно, т.е. в тех же условиях, с такими же по состоянию струнами и такой же цепью звукообработки?

Таким образом, вопрос о реальности такого явления как «разыгранность» инструмента остается открытым. Со своей стороны мы можем объяснить ощущение улучшения звучания инструмента с течением времени лишь через развитие самого музыканта: с ростом музыкального опыта музыкант учится лучшему звукоизвлечению, более тщательно и качественно настраивает как сам инструмент, так и тракт звукообработки. Все это может создавать иллюзию того, что инструмент стал звучать лучше, играть на нем стало удобнее.

Повторимся, данное мнение является лишь субъективным видением автора статьи.

Источник

Как подобрать и сушить дерево для изготовления гитары: советы и тонкости

Сушка дерева для гитары — процесс освоенный. Поэтому, если запастись терпением и усердием, можно изготовить музыкальный инструмент самостоятельно. Но прежде чем приступить к реализации своей мечты, следует познакомиться со всеми тонкостями гитарного дела: от сушки древесины до настройки звучания инструмента. Последнее, кстати, во многом зависит от выбора древесины и качества ее подготовки.

Где взять дерево для создания гитары? Есть два пути: купить в специализированном магазине или подготовить самостоятельно. Когда речь идет о желание полностью сделать инструмент своими руками, первый вариант не подходит. Значит, остается последний — приступить к заготовке древесины.

Заготовка материала для изготовления гитары

Первым делом нужно определиться с видом древесины и временем ее заготовки.

Традиционно деревом для деки выбирается клен, ель, дуб, ольха, ясень, липа, красное дерево или орех. Но стоит учесть, что ель, идеально подходящая для акустических гитар, не используется при создании электрических моделей. Их обычно делают из лиственных пород древесины, но не всех, а только перечисленных выше и некоторых экзотических: корина, гондурасский и африканский махагон, агатис. Для электробасов применяются также бубинга и венге.

Для грифа гитары должен использоваться материал самого высокого качества. Лучше всего подбирать древесину с прямыми волокнами, не имеющую узлов и дефектов.

Древесину для накладки, как правило, выбирают из таких пород как: слива, груша, клен, орех, палисандр, ферро, эбони (черное дерево).

Решение о том, из чего будет сделана гитара, является очень важным. Уныло звучащий инструмент практически невозможно доработать. Вот почему выбор материала, имеющего хорошие резонансные свойства, — первоочередная задача. Даже похожие породы дерева, ввиду разной структуры, могут звучать по-разному. Гитара из мягкой древесины звучит «глуше», из твердой — «ярче».

Однако это тема для отдельной статьи. Мы же остановимся на методах сушки древесины для гитары.

Особенности сушки дерева для гитары


Сделав деку и гриф из сырого или не до конца просушенного дерева, мастер закладывает мину замедленного действия. Полностью высохнув, материал изменит свою форму и размер, его поведет. Вот почему очень важно правильно высушить древесину.

Процесс этот длительный и требует большого запаса терпения. Тут работает правило: чем дольше дерево сохнет, тем лучше. Минимальные сроки просушки для липы и ольхи составляют 2-3 года, а вот подготовленного клена придется ждать 5 лет.

Во время сушки древесина должна находиться в сухом и теплом помещении. Ее торцы обязательно нужно заклеить, закрасить или запарафинить. Через торцы быстрее всего выходит влага, а их закупорка — это важная предупредительная мера образования трещин. Если оставить торцы нетронутыми, велика вероятность появления глубоких щелей, что существенно сократит количество материала, пригодного для использования.

Отказавшись от покупки готового набора заготовок для гитары и выбрав материал для ее изготовления, останется только определиться с методом сушки. Их всего два: естественная сушка и сушка с использованием нагревательных элементов.

Естественная сушка


Чтобы получить инструмент с отличным звучанием, нужно высушить исходный материал так, чтобы его влажность не превышала 18-20%. Этот процесс очень долгий и требует регулярной проверки веса и влажности древесины. Для контроля влажности используют специальный прибор — влагомер.

Для деки берется материал толщиной 45 мм, для грифа — 25 мм, остальные параметры зависят от предполагаемого размера изделия.

Сушить доски следует, сложив их слоями в теплом помещении (20°С) с влажностью воздуха не более 40-50%, без сквозняков и попадания прямых солнечных лучей. Между слоями нужно установить распорки для обеспечения хорошей вентиляции. Иначе одна сторона, высыхая быстрее, приведет к деформации доски. Нужно также учитывать, что центр доски часто остается более влажным, чем ее края. Перед использованием материала, важно добиться равномерной просушки.

Следует также опасаться появления плесени: если на поверхности доски возникнет белый налет, его нужно сразу же зашкурить, грибки развивается довольно быстро. Влажность в этом случае лучше снизить до 18%.

В сушке главное поймать правильный баланс между чересчур быстрым и чересчур медленным высыханием, чтобы избежать растрескивания и образования плесени. Процесс должен быть контролируемым. И если в какой-то период нет возможности «присмотреть» за материалом, лучше замедлить процесс, покрыв дерево пленкой.

И еще нюанс: первый слой материала должен быть уложен над землей на высоте не менее 30 см, а распорки следует разместить четко друг над другом.

Инфракрасная сушка

Естественная сушка хороша, но процесс идет мучительно долго. Поэтому в промышленности уже давно используются ускоренные способы сушки дерева: камерная, вакуумная, контактная, а также сушка в петролатуме и электрическом поле. В домашних условиях такие методы неприменимы. Но способ ускорить процесс все же есть!

Инфракрасная сушка — отличный вариант быстрой подготовки дерева к работе с использованием нагревательных элементов. Достаточно будет разместить инфракрасные термокассеты сверху и снизу подготавливаемых досок, чтобы превратить несколько лет естественной заготовки в несколько дней непрерывной сушки.

Инфракрасные приборы, часто используемые как бытовые обогреватели, идеально подходят для ускоренной сушки древесины. Получаемый с их использованием результат так же хорош, как и при естественной сушке. Материал сохраняет эластичность и не растрескивается.

Важно! Даже идеально изготовленная гитара может быть испорчена при неправильном хранении и транспортировке. Древесину может повести и изогнуть, если часто оставлять инструмент на сквозняке или в сыром помещении!

Источник

Оцените статью