Сурдина для акустической гитары зачем нужна

Этимология выражения Под сурдинку

Существует единодушное мнение экспертов, что выражение «под сурдинку пришло к нам из жаргона музыкантов.
«Под сурдинку
Сурдинка в языке музыкантов – небольшое приспособление, при помощи которого можно ослабить, приглушить звук того или другого музыкального инструмента. Слово это происходит от латинского «сурдус» – «глухой». Играть «под сурдиной» в музыке и значит пользоваться таким приспособлением. В общей же речи словосочетание «под сурдинку» применяется в смысле: украдкой, втихомолку, стараясь не привлекать к себе внимания.
Хочется обратить внимание на два обстоятельства: во-первых, перед нами типичный случай такого ходового выражения, которое родилось не в народной гуще, а, напротив того, среди образованных людей. Во-вторых, как это ни странно, слову «сурдинка» близко, родственно совсем на него не похожее слово «абсурд» (чушь, нелепость); «ab surdo» – по-латыни «от глухого», то есть «то, что можно услышать от глухого человека», чепуха.» [1]
«Что означает под сурдинку
сурдинка, сурдина — специальное устройство при игре на музыкальных инструментах, позволяющее сделать звук глуше, тише. Для сольной, ансамблевой и оркестровой игры используются сурдины, которые изменяют звук в разной степени, но не заглушают его сильно. Для занятий используются так называемые «ночные сурдины», глушилки, которые очень сильно глушат звук и позволяют заниматься не причиняя беспокойства окружающим. Иносказательно «под сурдинку» — потихоньку, втихомолку, украдкой, тайком.» [2]
«Под сурдинку
Тайком, незаметно.
Если хотят сделать что-то втихомолку, втайне, не привлекая излишнего внимания, то можно сказать — действуют под сурдинку.
Это выражение пришло из речи музыкантов: сурдинкой (сурдиной) называют специальное приспособление, которым можно ослабить, приглушить звучание некоторых музыкальных инструментов.
Глагол «приглушить» напоминает нам о том, что само слово «сурдина» происходит от латинского слова «сурдус» — «глухой».
Любопытно, что похожее выражение «делать под шумок» таит в себе противоположное «звуковое» слово.
Оба выражения оказываются образными, но по-разному: под сурдинку —тихо, как при игре с сурдиной; под шумок — пока все кругом шумят и ничего не слышат.» [3]

Читайте также:  Уроки гитары как выбрать гитару

Рис. 1. Сурдинка для духового музыкального инструмента

Однако, на мой взгляд, происхождение слова «сурдинка» гораздо древнее современного понимания оттого, что слово «сурдинка» является искажением слова «сиринга». Сиринга – духовой музыкальный инструмент греческого происхождения.

«Сиринга — многоствольная флейта — флейтовый музыкальный инструмент, состоящий из нескольких соединённых или отдельных трубок как правило без пальцевых отверстий. Нижние концы трубок могут быть открытыми или закрытыми.» [ВП]

Рис. 2. Сиринга – флейта Пана

Закрытые концы трубок (имитация тростника) как раз и создают глухой звук (трещание) характерный для сурдинки.
Существует греческая легенда о нимфе Сиринге, которая спасаясь от преследования Пана превратилась в тростник. Как известно, камыш шумит «Шумел камыш..», а тростник «трещит».
камыш – kamish > shim – шум (слав.)
тростник – trostnik > tresk/treschat/trost – треск/трещать/трость (слав.)
Полагают, что слово «сурдина» происходит от латинского surdus – глухой (лат.), но глухой звук как раз и происходит от того, что у сиринги при игре затыкаются нижние концы трубок, от чего мелодия приобретает необыкновенный, приглушённый и сиплый оттенок. Глухой звук подобный треску.
surdus – глухой (лат.) > treschat – трещать (слав.)
Арабист Вашкевич полагает, что птица сорока арабского происхождения «Сарака» и названа так, потому, что ворует.
«Русско-арабские билингвы
Арабист Вашкевич считает, что некоторые составные слова или выражения в русском языке имеют зеркальные русскую и арабскую части, якобы обладающие одинаковым смыслом. Например, в словосочетании «сорока-воровка» он видит арабское слово сарака — воровать.» [ВП]
Но часто название птицам даются по другим причинам, нежели повадки, характерные для человека, например, по цвету оперения, длине ног, голосовым данным и др.. И ворует не только сорока, но и воробей и многие другие птицы. Им просто ничего не остаётся делать, как воровать, чтобы достать пропитание. В этом смысле ошибочная народная этимология воробей – «вора бей» ближе по смыслу, но некорректна. Древнерусское «вороп» — разбой, набег.
Известно, что сорока издаёт характерный треск горлом. Вероятно, отсюда и название птицы.
сорока – soroka – tresk/strekot – треск/стрёкот (слав.)(редукция t/s, пропуск s)

Читайте также:  Гитара parkwood чье производство

Таким образом, слова сурдинка, сиринга, сорока, абсурд, surdus оказались в одном коренном ряду, как это ни странно.

СПИ – Слово о полку Игореве
ПВЛ – Повесть временных лет
СД – словарь В. И. Даля
СФ – словарь Фасмера
СИС – словарь иностранных слов
ТСЕ – толковый словарь Ефремова
ТСОШ – толковый словарь Ожегова, Шведова
CРС – словарь русских синонимов
БТСУ – большой толковый словарь Ушакова
ССИС – сборный словарь иностранных слов
МАК – малый академический словарь русского языка
ВП – Википедия
ЭБЕ — Энциклопедия Брокгауза и Эфрона

Источник

СУРДИНА

Творческие портреты композиторов. — М.: Музыка . 1990 .

Смотреть что такое «СУРДИНА» в других словарях:

СУРДИНА — (фр. sourdine, ит. sordino, от лат. surdus глухой). Приспособление, служащее для ослабления звучности инструментов и для придания им более нежности и мягкости выражения. Играть под сурдинкою значить играть втихомолку. Словарь иностранных слов,… … Словарь иностранных слов русского языка

СУРДИНА — СУРДИНА, сурдинка, франц. трезубая вилочка, насаживаемая на скрипичную подставку, чтобы за(при) глушить резкость звука, и подобное приспособленье у других инструментов; глушник. | В репетичн. часах, пружинка, не дающая молоточку бить по барабану … Толковый словарь Даля

сурдина — сурдинка, приглушка Словарь русских синонимов. сурдина сущ., кол во синонимов: 4 • глушник (4) • … Словарь синонимов

сурдина — ы, ж. sourdine f. 1. Трезубая вилочка, насаживаемая на скрипичную подставку, чтобы за(при)глушить резкость звука, и подобное приспособление у других инструментов; глушник. Даль. Приспособление в виде в виде гребешка, надеваемое на струны… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

СУРДИНА — (сурдинка) (франц. sourdine итал. sordina, от лат. surdus глухой, глухозвучащий), приспособление в музыкальных инструментах (главным образом в струнных и духовых медных) для уменьшения силы звука и изменения тембра … Большой Энциклопедический словарь

СУРДИНА — или (устар.) сордина, сурдины, и СУРДИНКА, сурдинки, жен. (франц. sourdine, итал. sordina от лат. surdus глухой) (муз.). Приспособление в виде гребешка, надеваемое на струны музыкальных инструментов для ослабления, приглушения звука. ❖ Под… … Толковый словарь Ушакова

СУРДИНА — или (устар.) сордина, сурдины, и СУРДИНКА, сурдинки, жен. (франц. sourdine, итал. sordina от лат. surdus глухой) (муз.). Приспособление в виде гребешка, надеваемое на струны музыкальных инструментов для ослабления, приглушения звука. ❖ Под… … Толковый словарь Ушакова

СУРДИНА — СУРДИНА, ы, жен. и СУРДИНКА, и, жен. В музыкальных инструментах: приспособление для приглушения и уменьшения силы звуков и частичного изменения их тембра. • Под сурдинку (сделать, сказать) что (разг.) тайком, втихомолку, незаметно. Толковый… … Толковый словарь Ожегова

Сурдина — (сурдинка) (французское sourdine, итальянское sordina, от латинского surdus глухой, глухо звучащий), приспособление для приглушения звука и изменения тембра музыкальных инструментов. У струнных смычковых это трезубец , надеваемый поверх струн на… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Сурдина — (итал. sordino от sordo «глухой») приспособление, применяемое во время игры на музыкальных инструментах, когда требуется ослабить, приглушить их звучность, или же изменить тембр. Содержание 1 Применение сурдины … Википедия

Источник

Сурдина

Сурди́на (итал. sordino от sordo — «глухой») — приспособление, применяемое во время игры на музыкальных инструментах, когда требуется ослабить, приглушить их звучность, или же изменить тембр.

Содержание

Применение сурдины

Сурдина на струнных инструментах

На смычковых струнных инструментах (скрипке, альте, виолончели) сурдина — небольшой зажим в виде деревянного или металлического гребешка, который надевается на подставку и сковывает её вибрацию. Таким образом, звук инструмента становится мягче и глуше. На контрабасе сурдина, как правило, не используется, так как его звук сам по себе несколько глуховат и не нуждается в ослаблении.

Сурдина для скрипки впервые упоминается в работах Марена Мерсенна в 1636 году. Один из первых случаев применения сурдины для струнных в музыке — опера-балет Люлли «Армида». До XIX века сурдина использовалась достаточно редко, однако с наступлением эпохи романтизма, когда композиторы стали искать новые звучания и новые тембры в оркестре, она стала обычным явлением.

Сурдина на духовых инструментах

У медных духовых инструментов (трубы, тромбона, валторны) сурдина — болванка из дерева, картона или металла, вставляющаяся в раструб и закрывающая его, оставляя лишь небольшое пространство для прохода воздуха. Звук инструмента с сурдиной становится чуть резковатым и звенящим. Существуют несколько разновидностей сурдин разной формы («груша», «грибок» и др.), по-разному влияющих на тембр инструмента. Обычно исполнитель сам выбирает, какую сурдину нужно поставить, чтобы достичь требуемого эффекта, но иногда нужный тип сурдины указывается композитором.

Чаще всего сурдины используются на трубе и тромбоне, реже — на валторне, так как приглушить звук на этом инструменте можно, просто вводя в раструб кулак свободной правой руки.

В джазе на трубе и тромбоне применяются самые разнообразные типы сурдин, иногда до неузнаваемости меняющие тембр инструмента или используемые для специальных эффектов — кваканья («wah-wah»), рычания и др.

Идиоматическое использование

В русском языке идиома «под сурдинку» означает «втихомолку», «украдкой», что соответствует назначению сурдины как приспособления для приглушения звука.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Сурдина» в других словарях:

СУРДИНА — (фр. sourdine, ит. sordino, от лат. surdus глухой). Приспособление, служащее для ослабления звучности инструментов и для придания им более нежности и мягкости выражения. Играть под сурдинкою значить играть втихомолку. Словарь иностранных слов,… … Словарь иностранных слов русского языка

СУРДИНА — СУРДИНА, сурдинка, франц. трезубая вилочка, насаживаемая на скрипичную подставку, чтобы за(при) глушить резкость звука, и подобное приспособленье у других инструментов; глушник. | В репетичн. часах, пружинка, не дающая молоточку бить по барабану … Толковый словарь Даля

сурдина — сурдинка, приглушка Словарь русских синонимов. сурдина сущ., кол во синонимов: 4 • глушник (4) • … Словарь синонимов

сурдина — ы, ж. sourdine f. 1. Трезубая вилочка, насаживаемая на скрипичную подставку, чтобы за(при)глушить резкость звука, и подобное приспособление у других инструментов; глушник. Даль. Приспособление в виде в виде гребешка, надеваемое на струны… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

СУРДИНА — (сурдинка) (франц. sourdine итал. sordina, от лат. surdus глухой, глухозвучащий), приспособление в музыкальных инструментах (главным образом в струнных и духовых медных) для уменьшения силы звука и изменения тембра … Большой Энциклопедический словарь

СУРДИНА — или (устар.) сордина, сурдины, и СУРДИНКА, сурдинки, жен. (франц. sourdine, итал. sordina от лат. surdus глухой) (муз.). Приспособление в виде гребешка, надеваемое на струны музыкальных инструментов для ослабления, приглушения звука. ❖ Под… … Толковый словарь Ушакова

СУРДИНА — или (устар.) сордина, сурдины, и СУРДИНКА, сурдинки, жен. (франц. sourdine, итал. sordina от лат. surdus глухой) (муз.). Приспособление в виде гребешка, надеваемое на струны музыкальных инструментов для ослабления, приглушения звука. ❖ Под… … Толковый словарь Ушакова

СУРДИНА — СУРДИНА, ы, жен. и СУРДИНКА, и, жен. В музыкальных инструментах: приспособление для приглушения и уменьшения силы звуков и частичного изменения их тембра. • Под сурдинку (сделать, сказать) что (разг.) тайком, втихомолку, незаметно. Толковый… … Толковый словарь Ожегова

Сурдина — (сурдинка) (французское sourdine, итальянское sordina, от латинского surdus глухой, глухо звучащий), приспособление для приглушения звука и изменения тембра музыкальных инструментов. У струнных смычковых это трезубец , надеваемый поверх струн на… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

СУРДИНА — Быть может, вам приходилось слышать выражение «под сурдинку»? Так говорят о чем то, что сделано тихо, незаметно, так, чтобы не обратить на себя внимания. Откуда же пошло это выражение? Из музыки, от принадлежностей музыкального инструментария.… … Музыкальный словарь

Источник

Чертовски важные мелочи в гитарном звуке

Привет! Сегодня мы поговорим о мелочах, которые очень часто недооценивают гитаристы. Но, как известно, дьявол в деталях. Так что если вы все еще в поисках священного Грааля в гитарном звуке, эта статья для вас!

Первое, что делают многие гитаристы, которые хотят прокачать свой звук – это замена звукоснимателей и электроники. Но они забывают о таких вещах как порожек грифа, седла на струнодержателе, струны (!) и медиаторы (!!). Все эти вещи прямым образом сказываются на звуке электрогитары и их очень легко упустить из виду, т.к. на первый взгляд они кажутся несущественными.

Порожек на грифе

Этот маленький кусочек материала, через который проходят ваши струны перед попаданием в колки. В большинстве гитар используются искусственные материалы, как правило, это Micarta и Corian. Раньше самым популярным материалом для порожков была кость. Слоновая кость использовалась в дорогих гитарах.

Порожек очень важен, т.к. он отвечает за высоту струн над грифом, расстояние между струнами, стабильность строя гитары. Неправильно подготовленный порожек вызывает проблемы со строем гитары, струны могут дребезжать. Если у вас идеально настроена гитара, но дребезг остается, пора проверить порожек у мастера. Если после пары бендов строй плывет, возможно, проблема в порожке. Кроме того он очень сильно сказывается на самом звуке гитары.

Влияние порожка на звук отчетливо слышно при игре на открытых струнах. Мягкий материал типа черного дерева очень быстро изнашивается. Твердые материалы, такие как кость, лучше подчеркивают верха и служат дольше.

Дешевый пластик убивает сустейн, быстро изнашивается. Качественный пластик типа Micarta, Corian или TUSQ – это более плотный материал, по свойствам напоминает кость. Также в качестве материала для порожка гитары используется графит, особенно у гитар с тремоло бриджем. Трение струн о графит минимально. Поэтому все бенды проходят лучше и гитара строит лучше, т.к. после бенда струна возвращается в исходное положение более точно. Бывают гитары с бронзовым. Этот материал особенно тяжело изнашивается, звук гитар с таким порожком кажется немного верхастым, но на перегрузе это позволяет звучать более прозрачно.

Несмотря на технический прогресс, кость до сих пор считается лучшим материалом для порожка и именно кость используют мастера на дорогих инструментах. Кость даёт максимально сбалансированный звук, без лишних верхов, громкости и яркости на открытых струнных, отлично подходит для гитар с тремоло. Свежую слоновую кость больше не используют, т.к. слоны попали в красную книгу. Это запрещенный материал. Вы, конечно, можете попытаться найти ее где-нибудь, но это будет нелегально. Есть только один вариант со слоновой костью — использовать кость уже умерших животных. Такой материал используется в самых дорогих гитарах, считается, что звук более тёплый и мягкий.

Седло – это составная часть струнодержателя или бриджа, как мы его называем. Седло – это то, через что проходит струна, на чём она лежит. В акустических гитарах это обычно один кусочек материала, в качестве сырья для которого используются всё те же дерево, кость и пластик. Но т.к. порожек постоянно задействован в игре, то он оказывает влияние на звук гитары тоже постоянно, а не только на открытых струнах. Поэтому он принципиально важен!

В электрогитарах для кждой струны как правило отдельное седло (исключение – гитары типа телекастер, где на 2 струны 1 седло и различного рода wraparound бриджи). Практически всегда сёдла сделаны из металла. Вот список материалов, которые применяются в изотовлении седел для электрогитарных струнодержателей: нержавеющая сталь, латунь (медь), калёная сталь, титан, алюминий, графит. Точно так же как и в случае с порожком, эти материалы прямым образом сказываются на звуке гитары.

Латуные сёдла (brass) дают хорошо сбалансированый тон с равными порциями высоких, средних и низких частот.

Сталь холодной закатки ярче, чем латунь, придаёт звуку перкуссивность.

Нержавейка даёт более ярко выраженную середину, чем латунь. Термически обработанная сталь похожда по свойствам на нержавейку, но гитары с такими бриджами звучат теплее.

Титан очень похож на латунь, но отличается искристыми верхами.

Алюминий – самый яркий сплав. Много верха, хороший низ, но немного провалена середина.

Сёдла из графита «звучат» тепло, напоминают латунь, но лучше сустейн. Тем не менее за это приходится платить тем, что изнашиваются такие сёдла довольно быстро, т.к. материал мягкий по своей природе.

Спорим, вы ни разу не задумывались об угле наклона струны, проходящей через порожек или через седло? А это тоже имеет значение и сказывается на звуке гитары. Угло наклона прямым образом сказывается на уровне давления струны на порожек грифа и бридж, что соответственно отражается на сустейне и том, насколько долго может колебаться струна. Слишком маленький угол гасит вибрацию и ухудшает сустейн. Именно по этой причине на гитарах типа телекастер и стратокастер устанавливаются специальные «направляющие для струн», обычно через них пускаются 1-4 струны. Например у страта головка грифа параллельна поверхности грифа, так что угол наклона стрнцы после порожка минимален.

Эти самые направляющие позволяют получить более сильное давление струны на порожек и тем самым улучишть сустейн. Колки с утопленным центром работают по тому же принципу и в тех же целях. Взгляните на Gibson Les Paul, вы заметите, что головка грифа не параллельна поверхности самого грифа. Такой угол наклона является частью сустейна, за который эти инструменты до сизх пор считаются одними из самых лучших.

Один из самых популярных апгрейдов в гитаре – это замена стокового бриджа на более тяжелый бутиковый бридж. Вес имеет значение и прямым образом добавляет вам сустейна. Лёгкие материалы удобны в использовании, они недороги и поэтому производители ставят их на гитары в целях экономии. Плохой бридж тупо крадёт у вас сустейн.

Если гитара нравится, но не хватает мяса – попробуйте сменить бридж. Колки так же являются слабым местом в стоковых гитарах. Единственный легкий материал, который заслуживает внимания – титан.

В стратокастере меняется тремоло на более тяжелое, в телеке меняется стальная панель на корпусе, у гитар с тюноматиком меняется бридж. Покупая дорогой бридж и колки нужно понимать, что люди, которые их разработали, сильно запарились над тем, как улучшить конструкцию. Поэтому стоимость их более чем оправдана.

Прописная истина, про которую мало кто задумывается. Струны – один из самых важных элементов в формировании вашего звучания. Без струн гитара вообще никак не звучит. Само собой, разные струны звучат по-разному, добавляя к характеру инструмента свой окрас. Главное правило серьезного гитариста: хорошие струны – новые струны. Все остальное – детали.

Тонкие струны легче тянуть, но звучат они тише и расстраиваются легче. Толстые струны звучат громче, более стабильно держат строй. Но бенды на них делать тяжелее. Материал из которого сделаны струны, также имеет значение:

  • Чистый никель звучит мягко и округло.
  • Никелированная сталь имеет более интересную отдачу по верхам и лучше сустейн, чем к у чистого никеля.
  • Нержавейка самая яркая (не режет уши, а просто более верхастая

На звук влияет и сердцевина и оплётка струны. Струны с плоской оплёткой звучат теплее и более округло, чем струны с круглой оплёткой, эти звучат ярче, атака более перкуссивная. Полукруглая оплётка – это нечто среднее, хотя полукруглая оплётка чаще встречается у бас-гитарных струн, чем у гитарных.

Что касается сердцевины, бывает 2 типа серджцевины – шестигранный керн и круглая проволока. Шестигранник сейчас – стандарт индустрии. Круглая проволока используется довольно редко.

Как это отражается на звуке? Оплётка, обмотанная вокруг сердцевины, давит на нее. Соответственно если сердцевина имеет острые углы (шестигранник) сцепление лучше чем с круглым керном. Давление на керн распределяется неровно по всей длине струны. У струн с круглой сердцевиной давление ровное, благодаря чему напряжение менее сильно, струна колеблется лучше и это сказывается на сустейне. Струны с круглой сердцевиной лучше передают флажолеты, и в целом звучат более сладко, тепло, не так дерзко, как струны с шестигранным керном. Если вы еще не пробовали такие струны – самое время поэкспериментировать.

С одной стороны лады прежде всего отвечают за ваши ощущения при игре, но да, на звуке они тоже сказываются. Как правило на гитарах стоят лады из никелированной стали. Очень частый апгрейд и традиционная фишка у многих кастом шопов – лады из нержавеющей стали. Она более вынослива к трению. Такие лады могут прожить с гитарой всю ее жизнь. Никелированная сталь изнашивается быстрее и такие лады приходится менять.

Если вы играете на гитаре по выходным, вас, скорее всего, замена ладов не затронет. Но если вы постоянно играете на одной и той же любимой гитаре, рано или поздно этот момент наступит. Существует много споров насчет того, что круче – никелированная сталь или нержавейка. Многие гитаристы говорят, что сталь слишком резко звучит, слишком ярко. Другие говорят, что разницу не слышат. Все зависит от ушей играющего. Мне не приоходилось много играть на гитарах со стальными ладами. Но те, которые попадались, звучали вполне круто. Без излишнего верха.

Размер ладов сильно сказывается на играбельности инструмента. Низкие широкие лады позволяют легче делать бенды. Некоторые гитаристы считают, что благодаря своей массе такие лады увеличивают сустейн. Звук с такими ладами более размытые, менее четкий, чем с узкими ладами. Узкие лады дают более точный звук. Впрочем, разница микроскопическая. Если вы услышите разницу, у вас со слухом намного лучше, чем у меня 🙂

Высота ладов. Гитаристы с сильными пальцами, бывает, нажимают на струны так сильно, что гитара расстраивается. Те кто играет мягче, не имеют такой проблемы. В целом на гитарах с низкими ладами тяжелее делать вибрато, т.к. пальцы трутся о накладку. Бенды делать тоже непросто. Не зря Ингви Мальмстин скаллопировал свой гриф полностью. С другой стороны со склопированным грифом очень тудно управляться, т.к. нужно играть очень аккуратно, не передавливая струны, иначе звучать это будет как первое занятие на скрипке.

Кода вы покупаете гитару, смотрите на состояние ладов. Качественная замена ладов – дело не дешевое. Но если инструмент вам нравится, но звучит мутновато, возможно дело в ладах и стальные лады спасут ситуацию. Другие способы улучшить звук инструмента мы уже описали выше. Бывает так, что заменить гриф целиком проще, чем менять лады на старом.

Ну вот, теперь вы знаете о гитарном звуке больше, чем 99% гитаристов в этой стране 🙂 Как видите, прокачка звука не заканчивается на замене звукоснимателей. Какждая мельчайшая деатль имеет значение. Тюнинг гитары до идеального состояния – это очень увлекательное занятие. Очень круто, когда вы становитесь с гитарой одним целым. Нужно притереться, пообтесаться, заменить пару деталей, но на выходе вы получаете ваш родной инструмент.

Само собой, звук прежде всего в пальцах, так что если ваша гитара уже звучит очень хорошо, сделайте так, чтобы она зазвучала супер круто. В конце концов главное – это музыка, которую вы играете.

Источник

Оцените статью