Сушка дерева для гитары

Древесина

Качественная древесина является основой любого музыкального инструмента. К древесине, используемой при изготовлении заказных инструментов требования еще более высокие.

Сушка древесины важнейшая составная часть при создании качественных инструментов. Сушка древесины может производиться двумя способами:

1.Искусственная сушка;
2.Естественная сушка.

Искусственная сушка применяется при массовом производстве музыкальных инструментов. Естественная сушка используется для сушки древесины идущей на создание качественных музыкальных инструментов.

Искусственная сушка предполагает ускоренный вывод влаги из древесины. Для этого древесину помещают в сушильную камеру, устанавливают нужный тепловой режим и сушат. Вред этого процесса в том, что влага, двигаясь вдоль волокон, прорывает стенки клеток, не успевающих пропустить ее, как это происходит в естественных условиях. Cтруктура древесины становится более рыхлой, возникают непредсказуемые напряжения. Клетки древесины высыхают при этом неравномерно, их объем уменьшается хаотично. В результате инструмент приобретает несанкционированный резонанс — «волчок». Звучание инструмента ухудшается. Несмотря на это искусственная сушка используется всеми поточными фирмами в чисто экономических целях.

Естественная сушка гораздо более длительный процесс от 5 – 10 лет .При этом необходимо строго контролировать процесс выхода влаги из древесины.

Естественная сушка древесины

Серьезный мастер или сам заготавливает древесину или приобретает свежеспиленную и сам ее сушит по определенной технологии. Важнейшим фактором заготовки резонансной древесины является распил.

Естественная сушка будущих заготовок

Распил бывает радиальным и тангентальным.

При радиальном распиле годичные кольца проходят перпендикулярно деки, грифа и накладки. Дека (корпус) и гриф получаются более жесткими, а значит, быстрее откликаются на колебания струн, тон у инструментов становится чище, а атака ярче. Гриф будет более жестким на изгиб.

Пример радиального и тангентального распила.

Тангентальный распил дает расположение годовых колец параллельно плоскости деки или грифа. Звуковые характеристики деки явно хуже, а гриф более подвержен прогибу. Наличие тангентально распиленной древесины при изготовлении массовых инструментов лежит в чисто экономической плоскости. Пиломатериалов при этом получается на 60-70% больше, чем при радиальном распиле.

В целях получения наибольшего выхода радиальной /резонансной/ древесины, бревно распиливается за 6 приемов, а в тангентальном распиле за 1 прием. Отсутствие сучков, смоляных карманов, свилеватости и других пороков – обязательное условие качественной резонансной древесины. Особенно это относится к изготовлению грифов. Грифы мы рассмотрим в отдельной статье.

Древесина, применяемая в музыкальной индустрии, относится к высшей категории и стоит дорого. Если посчитать объемы древесины, потребляемые массовым производством, то понятно, почему фирмы в ущерб качеству выбирают количество.

Мастера, изготавливающие заказные инструменты, используют в основном древесину естественной сушки и радиального распила.

Рассмотрим породы древесины, применяемые при изготовлении музыкальных инструментов и их компоновки, которые влияют на их звучание.

Существует распространенное мнение, что звучание электрогитары определяют звукосниматели. На самом деле древесина является наиболее важным компонентом в формировании звука. Каждая порода древесины корпуса и грифа определяют оттенок звука. Разработка и сборка инструмента также являются важными. Древесина и ее сочетания определяют основные характеристики звучания инструмента, а датчики и темброблок помогают выделить то, что получилось.

Условно всех гитаристов можно разделить на две группы:
1 группа – играющие на насыщенном звуке,
2 группа – играющие на звонком звуке.

Современная электрогитара это сочетание различных пород древесины.

Звуковые оттенки древесины корпуса.

Липа– (американская липа –basswood) богатый, полный резонансами звук с обилием средних частот. Дает ровную реакцию на колебание струн – сустейн, на всем протяжении спектра. Имеет бледно-желтый цвет, легкая древесина.

Ольха – (alder) используется в основном для электрогитар типа «Strat» и «Jazz bass».Дает богатый звук с нижней серединой и хорошим стеклянным верхом. Имеет светло-коричневый, телесный цвет, легкая древесина.

Красное дерево-(mahogany) – имеет много разновидностей. Даёт глубокое звучание с плотной серединой, без стеклянного верха. Относится обычно к инструментам типа «Gibson». Имеет красно-коричневый цвет. Встречаются оттенки от розового до светло-зелёного.

Болотный ясень-(ash) – является более жестким и тяжёлымматериалом широко используется при изготовлении электробасов: 5-ти, 6-ти струнных и безладовых. Стали появляться электробасы с грифами из такого ясеня.

Клён-(maple) –используется в основном как передняя крышка корпуса. Позволяет расширить частотный диапазон основного массива дерева. Немного гасит средние частоты и прибавляет низ и верх, имеет светлый телесный цвет, средний вес.
Также используются многие экзотические сорта древесины для передних крышек корпуса и вставок в гриф.
Есть еще ряд сортов древесины, которые также дают хорошие результаты при изготовлении
корпусов.

Бук дает хороший плотный звук похожий на жесткий ясень. Эти результаты получаются при длительной сушке (20-30 лет). Имеет небольшой недостаток – древесина тяжёлая.

Тополь – активно используется фирмой « Fender — в производстве гитар с тремя синглами и басов. Древесина лёгкая, бледно-жёлтого цвета.

Берёза – даёт также богатый звук близкий к красному дереву. Получаются как гитары, так и басы хорошего звучания с большим сустейном. Многие мировые лидеры в производстве акустических гитар активно используют берёзу в виде обечаек и задних дек. Древесина бледно-жёлтого цвета, среднего веса, правда офанированная красным деревом, волнистым клёном или палисандром. Здесь хочется вспомнить пример Брайана Мэя. Он, вместе со своим отцом, изготовил легендарную гитару, широко используемую. В качестве материала корпуса был взят дуб. Из обклада старинного камина.
Так что при грамотной естественной многолетней сушке, правильном распиле, правильном подборе породы древесины, даже не совсем традиционные породы древесины, дают очень хорошие результаты.

Звуковые оттенки сочетаний пород древесины.

Липа/клён– гитара имеет хороший верх, середину, низ.

Ольха / клён – яркий искристый тон с меньшей серединой и большим низом.

Красное дерево / клён – богатая середина с хорошей плотностью и разборчивостью.

Звуковые оттенки сочетаний пород древесины на грифе.

Клён( c кленовой накладкой ) является основным стандартным материалом для большинства грифов гитар и басов. Гриф из цельного клёна придаёт инструменту хороший верх и прибранный низ. Является идеальным для добавления небольшой артикуляции к сочному звуку корпуса или для усиления разборчивости ярко звучащему инструменту.
Клён с накладкой из индийского палисандра – даёт тёплый, богатый тон с мягким верхом. Такой гриф добавляет теплоту корпусу с ярким оттенком звука или смягчает звучание корпуса с сочным саундом. Цвет накладки от красно-пурпурного до тёмно-коричневого.

Клён с накладкой из чёрного дерева – даёт слегка приглушённый верх. Получается классическое звучание типа « Gibson « или джазовый звук. Широко применяется в грифах современных 5-ти, 6-ти, 7-ми и т. д. басов и на безладовых басах.

Клён с палисандровой накладкой – это сочетание даёт богатый обертонами звук с бархатным, шелестящим верхом. Цвет накладки от красно-коричневого до оранжевого.

В конце этой обзорной статьи хотелось отметить, что я сознательно избегал технических терминов и понятий, требующих дополнительных знаний и разъяснений ( резонансная способность древесины, константа излучения, предел прочности, модуль упругости и т. д.) Более подробно об этом можно прочитать в специальной литературе.

Источник

Академия Гитарной Электроники: Дерево Для Гитары (Сушка) — Академия Гитарной Электроники

  • Академия Гитарной Электроники
  • >Юмор и развлечение
  • >Трёп
  • Правила форума
  • Просмотр новых публикаций

Дерево Для Гитары (Сушка) Может ли инструмент звучать лучше, по истечении определенного времени.

#1 Salvador

  • Группа: Паяльные маньяки
  • Сообщений: 262
  • Регистрация: 09 April 09

Предлагаю поговорить, обсудить тему сушки дерева для гитар. Как правильно сушат дерево, очень интересно, особенно в промышленных масштабах.

Ни для кого не секрет, что качество звучания инструмента напрямую зависит от правильной сушки древисины.
Я не являюсь мастером и сам никогда не сушил дерево для инструмента.

Есть электрическая сушка дерева, а есть так сказать естественная.

Может ли инструмент звучать лучше, по истечении определенного времени. Многие пишут, особенно при продаже, что инструмент стал звучать лучше, т.к. мол дерево лучше просохло, но по моему немного бредово.

#2 Aleksei

  • Группа: Паяльные маньяки
  • Сообщений: 1653
  • Регистрация: 25 January 11

Salvador, ну тут мастеров то не особо. Ты тут лучше спроси http://forum.guitarp. php?board=101.0 Хотя там это наверное сто раз обсуждалось.

По последнему согласен, х.з лучше ли она звучать будет. А вот если хранить в погребе хуже уж точно может начать звучать))))

#3 qwer009

  • Группа: Паяльные маньяки
  • Сообщений: 1147
  • Регистрация: 28 October 13

#4 Salvador

  • Группа: Паяльные маньяки
  • Сообщений: 262
  • Регистрация: 09 April 09

#5 Vitalka

  • Группа: Паяльные маньяки
  • Сообщений: 4169
  • Регистрация: 30 May 09

#6 qwer009

  • Группа: Паяльные маньяки
  • Сообщений: 1147
  • Регистрация: 28 October 13

#7 Salvador

  • Группа: Паяльные маньяки
  • Сообщений: 262
  • Регистрация: 09 April 09

Vitalka (14 December 2014 — 19:57) писал:

Вот про это я где-то уже читал. Типа происходит нарушение структуры волокон.

#8 thercass

  • Группа: Паяльные маньяки
  • Сообщений: 347
  • Регистрация: 28 August 11

Сушка временем лучше и сложнее , гибсон раньше сушили по 3 года минимум , точнее дошушивали . Дешёвые палки досушиваются сами через время , иногда развалюются потому что с завода сырые деревяхи покрасили . Липу вообще лучше в 100 слоёв красить , вбирает влагу и звук меняет при дожде или зимой .
Любая средняя гитара через лет 10 звучит по другому , лучше или хуже тут уже вопрос .
Ясень обычный становится звонче , сапеле наоборот мутнее , полностю кленовая через время звучит как ясень.

Себе давно сделал вывод что покупать нужно старые разыгранные гитары от 10 лет минимум .

Источник

Оцените статью