Гитарно-музыкальный исторический журнал
Fernandes Sustainer
Электрогитара – самый развивающийся музыкальный инструмент за последние 100 лет. Ни один другой инструмент не получил столько усовершенствований, механических и электронных прибамбасов, новых приёмов исполнения, сколько электрогитара. И что самое удивительное, рок-гитаристы настолько изобретательны, что даже технические недостатки гитары превращают в достоинства. Взять, к примеру, перегруз и искажения сигнала. Если сперва с ними старались бороться, то со временем, искажения превратились в самые выразительные и популярные гитарные эффекты овердрайв и дисторшн. То же самое можно сказать и о заводке. Если сперва обратную связь считали паразитной и старались с ней бороться, то с течением времени, гитаристы научились управлять обратной связью или фидбэком.
Пионерами, осмысленного использования фидбэка в музыкальном контексте считаются конечно же Beatles. Пример можно услышать во вступлении к композиции I Feel Fine. Хотя ещё в конце 50х Link Wray использовал перегруженное звучание гитары, продырявленные динамики и обратную связь.
Первым кто начал использовать фидбэк не как разовую фишку, а выстраивая на нём целые партии, был Пит Таунсенд, но окончательно фидбэйк вошёл в арсенал гитарных приёмов в конце ‘60-х с подачи Джими Хендрикса, Джефа Бека, Лу Рида, Дэйва Дэйвиса. и других выдающихся гитаристов времени. Инструментальная композиция Third Stone From the Sun Джими Хендрикса – яркий пример тех лет.
С совершенствованием гитарного усиления, совершенствовалось и качество фидбэка, он становился всё контролируемее и музыкальнее. Наиболее ярчайшие примеры музыкального фидбэка демонстрирует альбом Flying in a Blue Dream Джо Сатриани. Великолепные примеры владения филбэком можно услышать у Гэри Мура. Появились даже целые музыкальные стили, построенные вокруг этого эффекта, например Ambient, построенный полностью на дилэях, фидбэках и шумовых эффектах, или творчество групп Jesus and Mary Chain и Sonic Youth.
Основными трудностями для получения хорошего контролируемого фидбэка были необходимость в мощном усилителе, кабинете с достаточной площадью динамиков и пространстве, позволяющем найти оптимальное расстояние между гитарой и динамиком, и при этом не мешать остальным музыкантам. Появление такого устройства как Sustainer, решило все эти проблемы, и позволило завести даже неподключенную к усилителю гитару.
Сейчас трудно спорить кто же является изобретателем сустейнера. В конце ’80х годов прошлого столетия, на рынке появилось сразу три производителя, предлагающих очень похожие устройства, Fernandes из Японии, Floyd Rose с сустейнером производства немецкой компании Schaller и американский Maniac Music с сустейнером Sustainiac. Каждый из этих производителей своим путём пришёл к идее сустейнера, но думаю идеи были схожие.
В конце 80-х Fernandes представили компактную гитару Nomad (на внутреннем японском рынке серия называется ZO) со встроенным комбиком. Динамик этой гитары располагался под струнами, и на большой громкости создавал обратную связь.
Проявив интерес к полученному эффекту, возникла мысль, а нельзя ли использовать не как комбик, а только как устройство для создания фидбэка, если удалить у динамика диффузор. На таком близком расстоянии достаточно магнитного поля излучателя, а конус издающий звуки просто лишний.
После удаления диффузора заметили сходство полученного устройства с электромагнитным звукоснимателем. Что динамик – катушка в магнитном поле, что звукосниматель – катушка в магнитном поле.
Не обязательно ограничиваться применением сустейнера только для создания длинных висячих нот. Сустейнер значительно облегчает исполнение легато, тэппинга, флажолетов.
Для того, чтобы получить гитару с сустейнером, вам необязательно покупать отдельное устройство и потом интегрировать его в гитару. У Fernandes очень много разных моделей гитар с уже предустановленным сустейнером. Схему управления эффектом можно рассмотреть на примере модели FR Deluxe JPC.
При включении ближнего тумблера в верхнее положение, активируется сустейнер. При этом включается бриджевый звукосниматель, и селектор звукоснимателей не работает.
Дальний тумблер имеет три положения. крайние включают режим сустейна или режим фидбэка, а в среднем положении оба режима, где баланс между сустейном и фидбэком регулируется дальним потенциометром. В выключенном состоянии драйвер сустейнера работает как нэковый звукосниматель. Интересно то, что на эту гитару установлены пассивный хамбакер и активный сингл EMG, но при этом они управляются общим темброблоком.
Самыми активными пользователями сустейнера Fernandes являются Стиви Вай, Керри Кинг из Slayer, Эдж из U2, оба гитариста King Сrimson: Роберт Фрипп и Эдриан Белью, бывший гитарист Genesis Стив Хэккет, Нил Шон, Рудольф Шенкер из Scorpions, Фрэнк Марино из Mahogany Rush, Андреас Киссер из Sepultura, Пол Гилберт, Марти Фридман, Блюз Сарацино и другие известные гитаристы.
В заключении хотелось бы упомянуть ещё нескольких устройствах, позволяющих добиться управляемого фидбэка на малой громкости.
Maniac Music одно время производили ещё одну версию Sustainiac, которая крепилась к головке грифа вызывая её механические колебания для продления звучания струн. Кроме того, Music Maniac производили внешние напольные модули управления сустейнером Sustainiamp.
Ebow, или так называемый электронный смычок. Электромагнитное устройство, внешне напоминающее канцелярский степлер. Заставляет струну вибрировать при приближении.
Boss FB-2 Feedback Booster, эдакий офердрайв, удерживая педаль включения которого запускается фидбэк.
Fernder Runaway – примочка в формате педали экспрессии, закрытием которой достигается эффект фидбэка.
Далее идея продолжила развитие. Для того, чтобы нагрузить компактный усилитель без потери КПД, нужна небольшая катушка с сопротивлением 8, ну максимум 16Ом, гитарные же звукосниматели оборудованы катушками с большим количеством витков и высоким сопротивлением в десятки килоом. При желании вполне можно уместить обе катушки в корпусе стандартного звукоснимателя, разве что придётся буквально немного увеличить его высоту.
Кроме того, было замечено, что при изменении полярности подключения, меняется и характер обратной связи. Если возбуждающий элемент сустейнера, или как именуют его Fernandes, драйвер, находится в фазе со звукоснимателем, подающим сигнал на микроусилитель, то получается эффект бесконечного сустейна, а если в противофазе, то возникает фидбэк, высокая заводка в районе пятой гармоники. Если же оборудовать драйвер двумя катушками, включенными между собой в противофазе, то с помощью регулятора баланса между ними, можно добиться плавного перехода от сустэйна к фидбэку, регулируя продолжительность сустейна, прежде чем он перейдёт в фидбэк.
Fernandes производит две модели сустейнера, Sustainer и Sustainer Lite. Между собой они отличаются тем, что версия Lite работает только в двух режимах, сустэйн и фидбэк. На самом деле электроника обеих версий приктически ничем не отличается, просто на плате версии лайт установлен двухпозиционный переключатель режимов, вместо трёхпозиционного, и не припаяна колодка для подключения регулятора сустейна, отвечающего за то, насколько долго будет звучать нота до перехода в фидбэк. На самом деле, если надо, переключатель легко меняется на трёхпозиционный, а регулятор припаивается контактам платы, хотя редко кто использует этот режим.
Для того, чтобы излучатель легче раскачал струну, его устанавливают как можно ближе к середине струны, на место нэкового звукоснимателя. Наводки излучателя должны быть изолированы от звукоснимателя, поэтому для съёма звука используют наиболее удалённый звукосниматель, то есть бриджевый.
Чаще всего сустейнер используют с дисторшн, для создания эффекта естественного фидбэка, на чистом звуке реже, слишком уж необычное получается звучание, особенно в режиме гармоник.
Интересный эффект получается на безладовых гитарах с твёрдой накладкой из металла или стекла. Звучание становится схожим со слайд-гитарой, педал-стил и даже со скрипкой.
Источник
Сустейнер для гитары фернандес
Если вы занимаетесь музыкой, и вам необходимо приобрести барабанную установку, скрипку или электрогитару, то стоит обратиться в наш магазин музыкальных инструментов. Консультанты подскажут, какому производителю отдать предпочтение и какую модель лучше выбрать.
Ценовая категория и качество продукции
Что касается цен, у нас есть и бюджетные модели, которые сможет себе позволить практически любой человек. Поэтому не стоит ограничивать себя в желании заниматься музыкой – для этого не требуются огромные деньги, если вы являетесь нашим клиентом.
В нашем музыкальном магазине вы найдете как дешевые инструменты для новичков, так и профессиональное оборудование премиум-класса. Мы напрямую работаем с производителями инструментов и оборудования, а также сотрудничаем с проверенными и надежными поставщиками.
Мы постоянно изучаем мировой рынок, выясняем потребности нашего рынка, поддерживаем связь со знаменитыми производителями, собираем сведения о редких и эксклюзивных музыкальных инструментах, регулярно представляем новинки и проводим профессиональные консультации наших клиентов.
Немного об ассортименте
Нашей главной целью является желание сделать занятие музыкой не просто приятным, но и легко доступным. Магазин музыкальных товаров представляет инструменты для любого бюджета и целей: электрогитары для рокеров и классические гитары для новичков, профессиональные акустические барабаны и электронные ударные установки для домашней игры, цифровые клавишные бюджетной серии и эксклюзивные дизайнерские рояли, и многое другое. Не обошли мы стороной и аксессуары и комплектующие, световое и звуковое оборудование – все это вы отыщете на наших прилавках.
Мы продаем качественное оборудование – акустические системы, синтезаторы, микрофоны, усилители, проигрыватели и многое другое. На сайте можно найти практически все – от обычного цифрового пианино до профессионального микшерного пульта.
Посетив наш интернет-магазин музыкальных инструментов, вы обязательно останетесь довольны покупкой, которую сможете использовать на протяжении долгих лет. Мы представляем модели, получившие наибольшее распространение и популярность среди потребителей по всему миру и стремится к максимальному удовлетворению потребностей клиентов.
О сервисе
Еще одним плюсом является то, что круглосуточные музыкальные магазины – редкость, и наш как раз является таковым. Вы можете посетить наш сайт в абсолютно любое время суток и сделать заказ понравившегося товара. Доставка работает слаженно и оперативно, поэтому в скором времени вы уже станете владельцем качественного и надежного инструмента, при этом приобретенного за демократичную цену.
Сотрудники творчески подходят к продажам – с ними вы сможете поговорить на одном языке. Наш коллектив – это дружественная и сплоченная команда профессионалов своего дела. Если у клиента возникают какие-либо вопросы, мы всегда готовы прийти на помощь. Можете быть уверены в том, что наш музыкальный интернет-магазин даст исчерпывающую информацию и квалифицированную консультацию по любому интересующему вас моменту.
Также мы осуществляем гарантийное и постгарантийное обслуживание товаров, выполняем ремонт и реставрацию музыкального оборудования, проводим индивидуальную доводку. Наши менеджеры проконсультируют покупателей электронных инструментов по вопросам подключения к компьютеру и обучат пользованию специальным программным обеспечением.
Источник
Сустейнер — электромагнитный драйвер для электрогитары
С одного сингла удаляется родная намотка.
По середине снизу синг распиливаетмся, после чего края обрабатываются надфилем для удобной намотки.
И мотаются новые катушки. Провод для катушек я взял от сгоревшего трансформатора.
Катушки соединяются в противофазе, то-есть начала катушек соединяются вместе, а концы подключаются к схеме.
Сами катушки обязательно нужно пропитать. Можно разбавленным лаком, я просто «проварил» в парафине.
Если этого не сделать драйвер будет сильно пищать, что не очень хорошо скажется ни на работе, ни на звуке в итоге.
Далее упаковываем. На выводы я надел стеклотканевые трубочки (которые позже заменил термоусадкой, слишком жесткие) а сам драйвер замотал черным скотчем.
После чего драйвер можно собирать и устанавливать обратно на гитару.
Плата устанавливается в корпус гитары вместо регулятора громкости или тембра, кому что полезнее. Плата питается от батарейки типа «крона». Включение схемы можно реализовать двумя способами: использовать потенциометр со встроенным тумблером или использовать гнездо джека для разрыва минуса питания, как это сделано в примочках. Для батарейки лучше всего установить на заднюю панель, закрывающую распайку электроники, вот такой холдер.
Подстроечными резисторами Р1,Р2 и Р4 схема настраивается под конкретно Вашу гитару и датчики. Для это сначала выкручиваем Р3 на максимум, а далее:
- Устанавливаем Р2 и Р4 на максимум
- Устанавливаем Р1 в максимально возможное положение, при котором драйвер ещё не пищит (без сигнала)
- То же самое делаем с Р2
- Теперь дергаем струны и настраиваем так же Р4
Пример работы сустейнера можно послушать тут(запись позаимствована в интернете):
Сначала в обычном режиме, потом гармоники. Режим гармоник реализовывается переворачиванием катушки (в смысле её выводов местами).
В завершение должен сказать, что есть у этой конструкции недостатки, это «слепые зоны», на некоторых нотах а так же при подтяжке 3 и 4 струны в «центр» сустейнер не работает. Первое связано с тем, что мощность сустейнера постоянна, и раскачать скажем открытую шестую струну значительно легче чем первую, зажатую где нибудь на 20 ладу. В профессиональных заводских устройствах этот косяк исправлен, но выполнено это за счет сложной цифровой обработки и динамической подстройкой мощности драйвера под конкретную ноту. Второе думаю понятно, струна попадает в слепую магнитную зону, где поле наименее напряжено. Это уже можно исправить и дома, изготовив более сложную конструкцию драйвера. Так же такой драйвер невозможно использовать вместе с датчиком в одном корпусе (в смысле с нековым) одновременно, драйвер создаёт сильные наводки. Этот эффект значительно уменьшается, если катушки расположить перпендикулярно плоскости струн и катушки датчика, это так же реализовано в усовершенствованной конструкции.
Сейчас я как раз работаю с таким драйвером, когда получу максимально хороший результат сделаю обновление в виде дополнительной статьи. Так же, в теории, можно использовать ширпотребные ныне усилители мощности PAM8403, оставив от схемы только предусилитель.
Ответы на некоторые предполагаемые вопросы, которые могут возникнуть у бытового гитариста, не обладающим познаниями в электронике:
Можно ли Просто намотать одну катушку?
Нет, работать не будет.
Можно ли использовать сам датчик как драйвер?
Нет. Сопротивление датчика около 10 кОм, а драйвер нужен 8 Ом. И читайте вопрос 1.
Можно ли намотать драйвер проводом от датчика?
Ну, во-первых, просто физически не выйдет это сделать. Этот провод очень тонкий. Во вторых, такая катушка просто не раскачает струны. Читайте выше, чем толще провод — тем лучше. В общем нет.
Может ли драйвер работать как датчик?
Нет. В нём банально не наведётся достаточная ЭДС.
Источник