Суть 12 струнной гитары

Правильная настройка 12-струнной гитары и техника игры

Технически 12-струнная гитара мало чем отличается от привычной классики шести струн. Музыканты ее используют для исполнения акустических композиций. Но многие гитаристы после освоения гитары стандартной учатся играть на 12-струнной гитаре. Исполнение на ней очень сложно, но увлекательно.

В 60-е годы 20-го века многие музыканты стали экспериментировать со звуком. Легендарный гитарист Джимми Хендрикс впервые использовал перегруз выхода усилителя своей электрогитары. Таким образом, появился всем известный дисторшн. Рок-н-ролльный исполнитель Бадди Холли был первым, кто использовал наложение звука при записи песен.

Тогда и появилась первая гитара с 12 струнами. Сначала музыкант Джо Пасс исполнял свои соло на 12-струнной гитаре, тем самым популяризируя ее. В России впервые начал использовать этот инструмент Юрий Шевчук из группы «ДДТ».

Особенности настройки 12-струнной гитары

При игре на гитаре требуется большая точность при нажатии на струны. Первое время руки будут сильно уставать. Несмотря на то что звук несколько тише, чем у шестиструнной гитары, он мелодичный и объемный. Гитаристы исполняют соло-партии и аккомпанируют себе при исполнении песен.

Двенадцатиструнная гитара — инструмент, состоящий из шести парных струн. Учиться играть на ней сложнее из-за спаренности струн. Чтобы их зажать и извлечь чистое и мягкое звучание, нужно приложить немалые усилия. Гриф широкий и толстый, держать который тоже нужно правильно. От этого зависит качество игры.

Струны расположены далеко друг от друга, поэтому гитарист должен уметь растягивать кисть, особенно с аккордами с баррэ. Сначала пальцы не слушаются, сложно зажимать по две струны. Но необходимо терпение и опыт, и вы оцените объемное и яркое звучание.

Полезная информация перед настройкой

Старайтесь настроить 12-струнку при помощи тюнера или специальных программ. Новичок поначалу может путаться и настраивать хрупкий инструмент неправильно, что может привести к порче гитары.

Внимание! Если вы решили поменять струны на новые, то не снимайте все струны сразу. Когда на гриф резко перестает действовать привычная нагрузка, то гитара может испортиться: накрениться гриф или повредиться сама дека.

Натянуть сначала нужно первую и шестую струну, а потом все остальные. Настраивать шестую струну следует самой последней. Она имеет самое большое натяжение. Для начала настройте ее на тон ниже. После растяжения доведите ее до нужной ноты.

Особенность грифа заключается в том, что он способен выдержать натяжение всех струн. Но будьте крайне внимательны при натягивании дополнительных, так как нагрузка на инструмент увеличивается в два раза. При правильных и неспешных действиях вы избежите неприятного дребезжания.

Некоторые музыканты настраивают инструмент специально ниже стандартного строя, поставив каподастр на первый лад. Благодаря этому, гитара может прослужить намного дольше.

Строй 12-струнной гитары и отличие от 6-струнной

Настройка основных струн ничем не отличается от строя шестиструнной гитары. Проблема может возникнуть с добавочными струнами. Потребуется специальное оборудование или идеальный музыкальный слух. Две первых пары должны звучать в унисон, остальные выстраиваются так, что одна из струн ниже на октаву другой. Поэтому при игре на таком инструменте создается впечатление, что играют несколько гитар.

Алгоритм действий при настройке

Двенадцатиструнная гитара настраивается так же, как и шестиструнка. За исключением некоторых нюансов.

Алгоритм настройки достаточно прост:

  1. При необходимости поменяйте струны. Аккуратно снимите старые поочередно и натяните новые. Старайтесь не перенапрячь гриф.
  2. Первую струну сразу натяните, чтобы звучала нота «ми» первой октавы. Сделайте это при помощи тюнера, камертона или собственного слуха.
  3. Теперь настройте на ноту «ми» шестую — главную струну.
  4. Затем задайте стандартный строй всем остальным.
  5. Приступайте к дополнительным струнам. Первые две должны быть в унисон с главными, а остальные — на октаву ниже.
  6. Пусть гитара немного постоит — за это время струны растянутся.
  7. Проверьте строй, начиная с главных струн. Подтяните, где это необходимо.

При правильной и аккуратной настройке инструмент и струны прослужат очень долго.

Техника игры

После настройки инструмента, можно приступать к самой игре. Чтобы понять гитару, научитесь исполнять мелодии на открытых аккордах. В этом случае вы будете уже на полпути к цели. Техника почти не отличается от игры на шестиструнной гитаре.

Особенности и сложности перебора

При игре на 12-струнной гитаре очень устает левая рука, потому что форма грифа непривычна и расстояние между струнами большое. В особенности использование баррэ доставляет новичку неудобства, но в остальном техника игры ничем не отличается от обычного инструмента.

Перебор — это один из способов игры на гитаре. В отличие от гитарного боя, при переборе происходят щипки струн — звучат по отдельности. Для акустических романсов, фольклорных песен и красивых баллад этот способ звукоизвлечения подходит идеально. В случае игры на 12-струнной гитаре, щипок происходит посредством захвата парных струн, к чему нужно привыкнуть.

Существует много видов переборов, каждый из которых зависит от композиции, ее длительности. Вместе с оригинальной и необычной песней нужно заучивать не только аккорды и ноты, но и способ извлечения. Также есть стандартные виды приема. Они используются в большом количестве песен.

Самыми простыми видами перебора являются «шестерка» и «четверка». Они исполняются небольшим количеством струн или их пар в случае 12-струнки. В стандартной «четверке» задействован бас и три нижние. Сначала большим пальцем дерните одну из басовых, затем — третью, вторую и первую по очереди. Принципы других типов перебора заключаются в изменения последовательности нижних струн. Так, например, в одном случае после баса следует защипнуть третью, затем первую, а потом вторую. Другая последовательность — третья-вторая-третья.

Принцип «шестерки» похож на предыдущий, но в игре задействованы еще две ноты. После баса поочередное звучание третьей, второй, первой, второй, третьей пары. Также существуют приемы немного сложнее: «восьмерка» и вальсовые переборы.

Метод боя

Гитарный бой — простой и распространенный метод игры на любой гитаре. Он состоит из последовательных ударов кистью правой руки по струнам вверх или вниз. На 12-струнной гитаре музыкант захватывает все струны инструмента для получения необычного и объемного звука.

Сколько ритмических рисунков, столько и видов гитарного боя. Основные способы — шестерка, восьмерка, четверка, блатной штрих, вальсовый бой. Часто при таком способе звукоизвлечения гитарист глушит струны ребром ладони, чтобы достичь четкого и законченного звука. С технической точки зрения, глушение проставляет акценты и помогает музыканту ориентироваться в ритмическом рисунке.

Щипок на 12-струнной гитаре

Щипок на гитаре с двенадцатью струнами происходит при одновременном извлечении звука из нескольких пар нижних струн.

Щепок чередуется с басовой парой нот. Три или иногда четыре пальца одновременно защипывают струны. При помощи такого приема играют вальсовые мелодии. Этот способ широко распространен среди исполнения дворовых песен, но мало кто умеет правильно извлекать звук. Щипки быстрые и четкие. Ритм игры не должен сбиваться.

Игра медиатором

Игра медиатором — основной навык, которым должен овладеть любой гитарист. Звучание инструмента становится насыщенным, ярким, громким. В случае с 12-струнной гитарой, ее звук становится еще мощнее, чем при игре пальцами и кистью.

Медиатор — пластиковая пластинка. Гитарист зажимает ее между пальцами правой руки и бьет ею по струнам. При помощи медиатора играют бой и перебор. Вместо трех или четырех пальцев, используется один плектр, поэтому музыканту следует развить скорость и координацию. Этот способ требует правильной постановки руки для извлечения четких и ровных звуков.

Исполнение мелодий медиатором технически отличается от игры кистью или пальцами. Движение должно осуществляться не от плеча, а от кисти, используя небольшую амплитуду.

Советы при обучении

Занятия следует проводить каждый день. Они способствуют развитию пальцев, увеличивают способность играть синхронно. Также развивают чувства ритма, музыкальный слух.

Упражнение «1-2-3-4»

Название упражнения говорит само за себя. Оно предполагает извлечение звуков из одной пар струн на четырех ладах. Зажимайте указательным пальцем две первые струны на первом ладу, дергайте струну. Средний палец поставьте на второй лад, извлеките звук. После мизинец на четвертом ладу поднимайте на позицию вверх. Упражняйтесь вплоть до 12 лада, затем в обратной последовательности. Ноты должны звучать четко и громко.

Упражнение «1-3-2-4»

Это упражнение является немного измененной версией предыдущего. Разница в том, что звучат струны сначала на первом ладу, затем на третьем, втором и четвертом. Пробуйте играть это упражнение на всех струнах, поочередно зажимая пары следующих струн. Если вы его освоите, то координация движений улучшается на порядок.

Упражнение «1-4-3-2»

В этом упражнении последовательность нот в обратном порядке. Сначала играете первый лад, затем четвертый, третий и второй. Снова же поднимайтесь по другим парам струн, оттачивая координацию и четкое звукоизвлечение.

На заметку! Для развития скорости и гибкости пальцев разучивайте гаммы и упражнения для правой и для левой руки поочередно.

Вы можете использовать эти упражнения, а также подобные модификации уроков. Пробуйте играть в последовательности, которую придумаете сами. Уроки по игре на этом необычном инструменте можно найти на просторах интернета, а также в самоучителях и интерактивных занятиях.

Рекомендации по игре на 12-струнной гитаре

Умение слушать мелодию является одним из важных моментов при обучении.Прежде чем играть композицию, прочувствуйте песню, ее высоту тембр и громкость. Чтобы добиться ровного и четкого звучания, старайтесь поставить обе руки в правильное положение, иначе руки будут уставать, а ноты приглушаться.

Важно понимать, что игра на гитаре — это не работа. Если нет настроения или желания заниматься, то не делайте этого. Не заставляйте себя разучивать упражнения или гаммы, потому что это принесет только разочарование. Желание играть может вовсе пропасть. Старайтесь заниматься игрой на гитаре в хорошем настроении и с приподнятым расположением духа.

Все упражнения играйте медленно. Скорость игры придет к вам с опытом. Игра на 12-струнной гитаре отличается следующим — чтобы извлечь четкие звуки, необходимо приложить немного больше усилий. Поэтому запаситесь терпением и стремитесь к совершенствованию техники игры каждый день.

Источник

12 струнная акустическая гитара

12 струнная акустическая гитара является сложным инструментом, используемым истинными мастерами перебора струн. В числе инструментов можно встретить варианты моделей, на которых все двенадцать струн располагаются параллельно. Но настоящей признается только та, у которой они располагаются в два ряда. Струны обязательно должны быть спарены.

История происхождения двенадцатиструнной гитары

Впервые этот вид музыкального инструмента появился в распоряжении исполнителей чуть более ста лет назад. В начале ХХ века подобные модели начали производиться на фабриках «Оскар Шмидт», которые располагались в Соединенных Штатах. Также производство стартовало на фабриках «Ридл».

За основу были взяты: арабский уд, итальянская мексиканский типле и некоторые другие национальные струнные инструменты. Первые десятилетия своего существования инструмент, на который натянуты спаренные ряды, признавался, скорее, забавной экзотикой. Но в пик моды на музыку в стиле фолк в 60-е годы интересное звучание оценили многие исполнители фольклора за счет оригинальной акустики.

Сегодня популярностью пользуется 12 струнная акустическая гитара марки фюрх, изготовленная в Чехии, и легендарного производителя aria, заводы которого находятся на территории Японии. Также музыканты часто выбирают гитары Крафтер и Фендер.

Выбор подобного инструмента предпочитают исполнители акустических произведений. Звучание обогащено дополнительными звуками и обертонами.

Музыкальные фабрики Советского Союза такие модели практически не выпускали.

Правильная настройка двенадцатиструнной гитары

Большое число струн новичка способно напугать. Но в реальности настройка проводится по полной аналогии с привычным шестиструнным инструментом. Важно учитывать высоту расположения струн, которая требуется при натяжении на грифе.

Настройка парных производится по отношению друг к другу:

Настройка в октаву способствует максимальному наполнению звука, но такое выполнение сложнее.

Внимание! При выполнении настройки струны требуется зажимать с двойной силой, так как нужно одновременно удерживать оба парных ряда. Для формирования оптимального звучания при установке используются специальные комплекты, созданные для парных рядов на 12 струн. Просто купить сразу два комплекта для шестиструнки не получится.

При регулировке сначала проводится работа с первым рядом. Далее следует переходить на второй, но учитывать высокое натяжение, способное стать причиной обрывов.

Методика игры

На начальном этапе процесс для новичка сложен. Освоение способа игры не занимает много времени, учитывая, что основой становится привычная техника. Поэтому достаточно быстро происходит переход на второй ряд для создания насыщенности мелодии. Играть следует с использованием аккордов открытого типа. Для успешного исполнения требуется снижать звучание всего лишь на полтона. За счет растянутого расположения элементов на двенадцатиструнке, кисть тоже придется при любом взятии аккордов зажимать сильно, по сравнению с привычным вариантом, «растягивать».

Важно учитывать, что по мере удаления от головки гриф расширяется.

Виды гитарного строя инструмента

При использовании стандартного строя настройка первого ряда проводится на основе классического шестиструнного инструмента. Первая и вторая струны для сохранения типового строя настраиваются в Ми первой октавы. Двенадцатая будет звучать в Ми малой октавы.

Также применяются альтернативные виды строя. Используется регулировка в квинте или кварте для басовых нот. Именно такой способ предпочитает Александр Розенбаум. Для высоких используется терция или септима. Высокое натяжение быстро изнашивает инструмент. Многие исполнители для продления срока эксплуатации предпочитают проводить настройку строев ниже.

Как играть на двенадцатиструнной гитаре

Техника игры на 12 струнной не всегда проста для неопытного исполнителя. За счет сдвоенного ряда:

  • инструмент отличается массивностью;
  • его гриф шире привычного;
  • натяжение струн требует значительных усилий при исполнении произведений.

Процесс упрощается, как только исполнитель привыкает зажимать сразу две струны. Это, в большей мере, относится к использованию технологии перебора, при выборе которой струны не просто зажимаются в двойном экземпляре. При исполнении потребуется наловчиться дергать две струны одновременно.

Основные отличия от шестиструнной гитары

В перечень основных отличий входит:

  • формирование на 12 струнах более объемного звука, чем это получается на шести;
  • использование игры на 12 струнах для аккомпанемента сольному исполнению, при групповом исполнении для формирования ритмического ряда;
  • сложность исполнения за счет необходимости прикладывать значительные усилия и растягивать кисть для взятия нот.

Есть и другие отличия, с которыми могут столкнуться музыканты на начальных этапах. При этом за счет формирования объемного звука именно двенадцатиструнная гитара является предпочтительной для игры на открытой сцене. Двойной ряд удобен для исполнения проникновенных баллад.

На что стоит обратить внимание при покупке двенадцатиструнной гитары

Приобретать музыкальный инструмент, на котором установлено не 6, а 12 струн, как правило, предпочитают музыканты, исполняющие под гитару свои музыкальные произведения. В числе таких исполнителей Александр Розенбаум, Александр Шевчук и многие другие.

При покупке подобной модели требуется уделить внимание некоторым нюансам. Инструмент относится к категории элитных, стоит дорого. Соответственно, обслуживание, запчасти к акустической 12 струнной гитаре также обойдутся недешево.

Внимание! Некоторые китайские производители предлагают дешевые изделия, но достаточно сказать, что укрепление деки у таких мастеров выполняется просто за счет многочисленных рядов обычной дешевой фанеры.

Короб изготавливается из натурального дерева. В диапазоне менее 10 тысяч рублей инструмент этого типа приобрести невозможно.

В числе советов, которые дают новичкам опытные исполнители, следующее:

  1. Важно покупать инструмент только полностью отстроенный, струны обязательно должны быть на должном уровне натянуты.
  2. Внимание уделяется высоте установки струнного ряда, разница подъема по сравнению с нормой даже на пару миллиметров существенно усложняет игру, всего за несколько исполнений возможна деформация грифа.
  3. Корректировать самостоятельно без должного опыта не рекомендуется, попытка подрезать борозды на верхнем уровне и одновременно опустить порожек на втором приводит к порче инструмента.
  4. При выборе модели струны открытого ряда дают для воспроизведения опытному музыканту. Аккорд на открытой октаве при отсутствии опыта кажется гармонично звучащим. Знаток определит потенциальное расположение «черных» и «глухих» зон.

Настоящий инструмент всегда отличает высочайшее качество сборки и применение в изготовлении только качественных дорогих материалов.

Источник

Оцените статью