Свелинк хроматическая фантазия ноты

Свелинк хроматическая фантазия ноты

По следам небольшой дискуссии в теме о Пахельбеле решил создать тему о Свелинке. Интересно было бы узнать, кому что нравится, кто что думает об «амстердамском Орфее». Где кто видит (если видят) «дидактические» элементы, за которые иной музыковед ругает Свелинка. Ну, и, конечно, если у кого-нибудь есть хорошие интересные записи (у меня самого, вобщем-то, только один интеграл — который многими исполнителями записан, а не Коопмана) — милости прошу выкладывать 🙂 Заодно , кстати, интересно узнать, какие мнения есть по поводу интеграла Коопмана — я его не слышал, но к Коопману я издавна отношусь с подозрением 🙂

Для затравки выкладываю кое-что из классики (т.е. того, что из Свелинка однозначно необходимо знать) в эталонных, на мой взгляд, исполнениях:

http://www.sendspace.com/file/t312zo (35 мегабайт, mp3)

Первое произведение — Fantasia Contraria (D.11 в каталоге Dirksen’а — её часто ошибочно называют Fantasia Chromatica) в старом исполнении Гленна Гульда (фортепиано). Второе — несколько менее известный Ричеркар (D.1) в исполнении Bert Matter (орган: Bader Organ (1643), St. Walburgskerk, Zutphen, Нидерланды). У Свелинка, грубо говоря, три типа фантазий — «в манере эха», т.н. остинатные и, наконец, имитативные. Обе выложенных вещи принадлежат к последнему типу (ричеркар просто так называется по малопонятным причинам). Такие фантазии состоят из нескольких частей и зависят от одной темы. В первой части эта тема обрабатывается в духе имитативного контрапункта, т.е. с эскпозицией «как в фуге» (в Fantasia Contraria сразу с инверсией, в ричеркаре — как обычно). Остальные части по форме могут быть чем угодно, но всё равно сильно зависят от темы, которая в них появляется в самом разном виде — то замедленная, то в инверсии, и т.д.

А можно что-нибудь из остинатных фантазий? Интересно было бы посмотреть, насколько они похожи на остинато 17-го века.

Ну, на самом деле они остинатными называются только потому, что тема имитативно не разрабатывается, а просто время от времени проводится без изменений то тут, то там 😆 Так что чакон не ждите 😆
Вообще я посмотрю, но это займёт какое-то время — нужно искать, а у меня и каталог не по типу отсортирован, и ноты не по каталогу и не по типу.

Ну, на самом деле они остинатными называются только потому, что тема имитативно не разрабатывается, а просто время от времени проводится без изменений то тут, то там 😆 Так что чакон не ждите 😆

Но, разве это не прообраз чаконы?

ЗЫ. Как Вы понимаете, у меня к сей форме определенная слабость 🙂

Кстати, Хроматическая фантазия в исполнении Гульда у меня есть, а вот органного варианта я никогда не слышал. Фортепианный вариант теперь мне даже кажется естественным, почти сам собой разумеющимся:-) И я не вполне представляю, как она может звучать на органе. 🙄

Я хотел было закачать органный вариант с того же интеграла, но там аж 25 мегабайт файл (просто у меня весь интеграл в 320kbps).

А насчёт прообраза чаконы — ну, нет. Про корни чаконы и пассакальи мало что точно известно, но вообще чаконы всегда были либо танцевальные (если старые, до 1600), либо вариационные жанры (после 1600-го). Немецкие чаконы типа Пахельбелевских и Букстехудовских — это итальянское влияние, от Фрескобальди, Паскини, и пр. А у Свелинка это, думаю, просто шло от его хоральных вариаций. Впрочем, я не знаток Свелинка пока 😉 Будет время — я посижу, поразбираюсь с нотами, авось что-нибудь прояснится. Ну, или кто-нибудь ещё здесь расскажет.

ЗЫ. Как Вы понимаете, у меня к сей форме определенная слабость 🙂

Это да, у меня после Пахельбелевских тоже 🙂 Но он, по-моему, в этом плане абсолютно уникален. Вот Стораче разве что похож, тоже очень интересовался вариациями, насколько можно судить — но там итальянский стиль.

. либо вариационные жанры (после 1600-го). Немецкие чаконы типа Пахельбелевских и Букстехудовских — это итальянское влияние, от Фрескобальди, Паскини, и пр. А у Свелинка это, думаю, просто шло от его хоральных вариаций

Ааа! Ну, тогда я понял, в чем там дело.

Да, и у меня тоже после Пахельбеля. Даже, помнится, мне стало обидно, когда в одной энциклопедии (русской, разумеется:-)) прочел, что высшим достижением в форме Ч. является финал скрипичной Партиты №2 Баха.:lol:

Сорри за небольшой офф.

Я хотел было закачать органный вариант с того же интеграла, но там аж 25 мегабайт файл (просто у меня весь интеграл в 320kbps).

А жаль. Было бы весьма интересно.

А насчёт прообраза чаконы — ну, нет. Про корни чаконы и пассакальи мало что точно известно, но вообще чаконы всегда были либо танцевальные (если старые, до 1600), либо вариационные жанры (после 1600-го). Немецкие чаконы типа Пахельбелевских и Букстехудовских — это итальянское влияние, от Фрескобальди, Паскини, и пр. А у Свелинка это, думаю, просто шло от его хоральных вариаций. Впрочем, я не знаток Свелинка пока 😉 Будет время — я посижу, поразбираюсь с нотами, авось что-нибудь прояснится. Ну, или кто-нибудь ещё здесь расскажет.

Ну, это уже обсуждалось. Кажется, тут на форуме никто ничего к этому добавить не сможет. Но в чем дело со Свелинком, в общем-то, я понял.

Кстати, Хроматическая фантазия в исполнении Гульда у меня есть.

Только Вы это, перечитайте, я там пишу в оригинальном посте — она правильно называется Fantasia Contraria, в смысле «от противного», в смысле что инверсия темы с первых же тактов. А «Хроматической» её наверняка обозвали из-за Баха.

Впрочем, и Fantasia C[h]romatica у Свелинка есть.

Только Вы это, перечитайте, я там пишу в оригинальном посте — она правильно называется Fantasia Contraria, в смысле «от противного», в смысле что инверсия темы с первых же тактов. А «Хроматической» её наверняка обозвали из-за Баха.

Впрочем, и Fantasia C[h]romatica у Свелинка есть.

Я понял, но не писать же было Противная Фантазия 😆

Так что сознательно отдал дань привычке:-) Главное, мы оба поняли, о чем идет речь 😉

Интересно, а вот в книге Т.Ливановой (знаете, наверное) о какой из фантазий идет речь — действительно о Хроматической (chromatica) или все же о Fantasia contraria?

Я понял, но не писать же было Противная Фантазия 😆

Интересно, а вот в книге Т.Ливановой (знаете, наверное) о какой из фантазий идет речь — действительно о Хроматической (chromatica) или все же о Fantasia contraria?

У Ливановой (если Вы вот этот кусок имели ввиду — http://early-music.narod.ru/biblioteka/livanova-493-512.htm) всё правильно, она именно о Chromatica говорит — сейчас в ноты заглянул. Вероятно, с Contraria просто на диске Гульда перепутали, а поскольку по Гульду её в основном и знают, неправильное название прижилось.

upd: а вот, кстати, на Youtube видео этого исполнения: http://youtube.com/watch?v=sKkY3oSsCNg
С комментариями в духе «надо же, а я и не знал, что до Баха такую хорошую музыку писали» 😀
И ещё одно: http://youtube.com/watch?v=kwJoFEh5GTY (Гульд тут вроде моложе. Я пока не послушал)

А может, дадите какой-нить кусочек из кухни Коопмана, на пробу? (на санэпидэкспертизу, тэкскэть 😉 )

Из Свелинка-Леонхардта у меня тоже где-то что-то валяется, надо будет посмотреть.

Если речь пошла об исполнении Свелинка, то для начала это будет Густав Леонхардт — исследователь, издатель произведений, земляк Свелинка и замечательный органист.
Токката ля минор (запись 1972 г.)
http://rapidshare.ru/511941
Кстати, на мой вкус, Копман вполне прилично записал Свелинка.
Но особенно мне нравится исполнение Фредди Эйхельбергера (он записал вариации на псалмы и хоралы).

Да, тоже классическая запись (про Леонхардта). Но вот его исследовательские труды сейчас, насколько мне известно, уже нельзя использовать: каталог уже много раз был обновлён, подкорректирован, и т.д. Дирксен в буклете к интегралу NM Classics об этом пишет (и предлагает свой каталог, в котором «сомнительного авторства» произведения разбиты аж на 5 категорий), ну, и у него же ещё есть ряд статей по этому поводу. Буклет и одну статью («Opera Dubia» 1985 года) могу выложить, если кому интересно (всё — по-английски).

Это можно будет. А вообще имеется следующий выбор:
интеграл Тона Копмана;
вышеупомянутый Эйхельбергер;
Роберт Вулли (очень хороший английский органист);
Серж Шонбродт;
Кристофер Херрик;
ну и если по сборникам поискать.
Да, а Копмана хотите на органе, или клавесин?

Ууууууууууууу. Как круто. Конечно, лучше орган.

Буклет и одну статью («Opera Dubia» 1985 года) могу выложить, если кому интересно (всё — по-английски).

Давайте, давайте! Съедим и это! 😉

Чтобы дополнить картину о Свелинке, вот — Fantasia primi toni его современника, Пеетера Корнэ (Peeter Cornet, или Pieter, Peter, и т.д.), из произведений которого сохранились очень немногие:

Дело в том, что долгое время считалось, что Свелинк был одинокий гений в Нидерландах 🙂 и вокруг все были сплошь бездари или «просто таланты» 🙂 И когда обнаружили вещи Корнэ, долго не могли придти в себя. Вот — тоже длинная фантазия, но с многочисленными темами, огромным количеством разного рода мелких и не очень секций, и вообще живая и переливающаяся разными красками.

Исполняет Jean Ferrard. К сожалению, других фантазий Корнэ у меня нет, и других исполнений этой — тоже.

Давайте, давайте! Съедим и это! 😉

Кушать подано 😆 —
http://www.sendspace.com/file/xwkbva

Свелинк. Fantasia VIII. Исполняет Тон Копман.
http://rapidshare.ru/511991
Вариации на тему хорала «Erbarm dich mein, o Herre Gott». исполняет Фредди Эйхельбергер (хорал исполняет ансамбль Sagittarius)
http://rapidshare.ru/511975

Спасибо. Эйхельбергера ещё долго качать (а, может, будете закачивать на sendspace? А то rapidshare.ru как-то уж очень медленно выдаёт иногда), а Коопмана сейчас послушал и сравнил с Маттером с NM’овского интеграла. Вообще, конечно, лучше, чем я ожидал (я думал, будет такое маршеобразное стаккато, которым он иногда Баха играет, или обилие украшений повсюду). Спасибо за т.с. возможность ознакомиться 🙂

Кстати, это фантазия D.12 (g2) по каталогу Дирксена.

Это можно будет. А вообще имеется следующий выбор:

К слову, еще записывали Питер ван Дайк и Джеймс-Дэвид Кристи. Ну и девятидисковый голландский интеграл.

Чтобы дополнить картину о Свелинке, вот — Fantasia primi toni его современника, Пеетера Корнэ (Peeter Cornet, или Pieter, Peter, и т.д.), из произведений которого сохранились очень немногие:

Дело в том, что долгое время считалось, что Свелинк был одинокий гений в Нидерландах 🙂 и вокруг все были сплошь бездари или «просто таланты» 🙂 И когда обнаружили вещи Корнэ, долго не могли придти в себя. Вот — тоже длинная фантазия, но с многочисленными темами, огромным количеством разного рода мелких и не очень секций, и вообще живая и переливающаяся разными красками.

Исполняет Jean Ferrard. К сожалению, других фантазий Корнэ у меня нет, и других исполнений этой — тоже.

Порывшись в закромах нашел еще одну запись Корнэ.
http://sendspase.com/file/1yeeny
Куранта ля минор. Исполняет чешский органист Ярослав Тума.
Это, конечно, совсем другие Нидерланды — Южные, испанские, католические (Корнэ работал в Брюсселе). Кстати, по тому немногому, что я слышал, чувствуется влияние испанской органной школы.
А музыка — чудесная.

Порывшись в закромах нашел еще одну запись Корнэ.
http://sendspase.com/file/1yeeny
Куранта ля минор. Исполняет чешский органист Ярослав Тума.
Это, конечно, совсем другие Нидерланды — Южные, испанские, католические (Корнэ работал в Брюсселе). Кстати, по тому немногому, что я слышал, чувствуется влияние испанской органной школы.
А музыка — чудесная.

О, эта запись у меня есть! Куранта совершенно изумительная, да. Кстати, если Вам интересен Корнэ, то у меня ещё есть его Salve Regina с какой-то компиляции.

(модераторам, если таковые будут: это вовсе не оффтоп 😆 это контрапункт к Свелинку :lol:)

Извольте: Salve Regina с Leo van Doeselaar
http://www.sendspace.com/file/cas9j3

Чуть позже, чтобы закрыть тему единственного достойного соперника Свелинка, выложу ноты его сочинений (кроме куранты — у меня только неполная версия) и главу о нём из книги Апеля про клавирную музыку до 1700 года.

Пользуясь случаем (и чтобы немножко оживить тему — вдруг кто выскажется?) сообщаю, что в теме «Ноты для органа» раздела «Органная музыка» (ссылка: http://www.forumklassika.ru/showthread.php?t=27647 ) выложены и пока доступны ноты (NB: не записи!) всего, что только было важного в Голландии/Нидерландах в начале 17 века: большое собрание Свелинка, полное собрание Корнэ и довольно известный манускрипт Liber Fratrum Cruciferorum 1617 года (в который, помимо Свелинка, Скронкса и пр., вошли также Габриели, Меруло, и т.д.).

Вопрос: Хроматическая фантазия Свелинка D.3 (ноты которой Вы любезно предлагаете как ноты для органа — большое Вам спасибо!) — это произведение для органа или для клавесина?

Вопрос: Хроматическая фантазия Свелинка D.3 (ноты которой Вы любезно предлагаете как ноты для органа — большое Вам спасибо!) — это произведение для органа или для клавесина?

Свелинковские токкаты и фантазии (в т.ч. ричеркар и те, которые «в манере эха») исполняются и так, и так, за исключением одной Praeludium Pedaliter (в которой прописана партия педали). Хоральные вариации — на органе (там где-то, кажется, тоже были педальные вариации), светские — обычно на клавесине. Так пошло ещё с Макса Сейфферта (Max Seiffert), который одним из первых всё это наследие систематизировал (в конце 19-го, а потом в 30-х годах 20-го). У Апеля в «The History of Keyboard Music to 1700» (1972 год, переиздание 1997) нет никаких возражений по этому поводу; но о более поздних тенденциях, если оные были (что маловероятно), я не в курсе.

А сам нотный текст никакой «инструментальной» специфики, напр.,

1) мелизмов, специфичных только для органа или только для клавесина
2) использования звуковысот, которые нельзя извлечь на клавесине
3) перекрещивания голосов, не исполнимого на клавесине, но прекрасно исполнимого на мануалах органа

и т.п. не обнаруживает?

PS. Про педаль я уже понял. Наличие педальной партии (и особенно, протяженного органного пункта) сняло бы вопрос.
PPS. Не могли бы Вы выложить исполнение упомянутой Фантазии на органе? На клавесине у меня есть (Боб ван Асперен)

А сам нотный текст никакой «инструментальной» специфики, напр.,

1) мелизмов, специфичных только для органа или только для клавесина
2) использования звуковысот, которые нельзя извлечь на клавесине
3) перекрещивания голосов, не исполнимого на клавесине, но прекрасно исполнимого на мануалах органа

и т.п. не обнаруживает?

Вообще специально я этим не интересовался, так что точно ответить не могу. Бегло просмотрел ноты — вроде ничего такого не обнаружил. Собственно, думаю, если бы где-то у Свелинка такое было, уже давно бы выявили.

А перекрещивание голосов, кстати, могло быть реализовано на двухмануальном клавесине — вроде бы к 1618 они в Голландии уже были (вообще были уже в 1590-х, но это неправильные :lol:, там нельзя одновременно на двух клавиатурах играть), а уж у Свелинка, думаю, точно имелся хоть один.

PPS. Не могли бы Вы выложить исполнение упомянутой Фантазии на органе? На клавесине у меня есть (Боб ван Асперен)

Пошарил сейчас у себя, но нашёл только Eklund’а в 64kbps. Вроде был ещё вариант, но не знаю, куда я его дел. Если такое качество устроит (а исполнение вроде бы ничего) — я скину Вам ссылку в ЛС.

Спасибо. Значит, между органным и клавесинным Свелинком специфической разницы в сущности нет. Это интересно.

Если нет другого кроме 64 Kbps, давайте его. Я не противник
mp3, но 64, конечно, маловато.

Спасибо. Значит, между органным и клавесинным Свелинком специфической разницы в сущности нет. Это интересно.

Вообще серьёзное (в смысле очевидной разницы в фактуре) разделение орган/клавесин начинается, если не ошибаюсь, только с Фробергера. В остальных случаях либо можно исполнять и так, и этак, либо «органность» произведения определяется из контекста (т.е. в очевидно литургической музыке, типа Elevation-токкат у Фрескобальди и Фробергера, мелких Kyrie у Коэльо, и т.д.).

Если нет другого кроме 64 Kbps, давайте его. Я не противник
mp3, но 64, конечно, маловато.

Занятно, что Харальд Фогель в предисловии к своему изданию Свелинка пишет:
«Das Hochformat akzentuiert die Bestimmung des Repertoires fur alle Tasteninstrumente».

У меня есть запись «Хроматич.» на органе, но компьютер упорно не хочет извлекать ее с диска. Попробую добыть иначе. Как только это состоится, сообщу.

«Das Hochformat akzentuiert die Bestimmung des Repertoires fur alle Tasteninstrumente».

А по-русски можно? :roll::-)

Вертикальный формат издания подчеркивает то обстоятельство, что исполнение этих произведений возможно на любом клавишном инструменте.

Да, и вправду занятно 🙂

Что ж, раз никто не хочет меня научить резать файлы, научился сам.
Итак, залил «Хроматическую» Свелинка с Masaaki Suzuki.
Olorulus, Вам отправил ссылку частным образом. Если еще кому-то это интересно, обращайтесь — пришлю. Теперь, кажется, за публичное выкладывание гильотинируют.

Да-да, интересно! Спасибо! Гильотинируют — это да, закон же теперь 😮 Я вообще практически перестал что-либо качать, кроме нот.

Еще раз спасибо всем контрибьюторам.

Интересно, что нестройные терции (особенно в тональностях с 4-мя и 5-ю диезами)

а) используются вне всякого художественно-композиционного контекста, пресловутой durezza (напр., просто как очередное звено в секвенциях, обильно присутствующих в этой фантазии);
b) звучат более фальшиво на клавесине, чем на органе.

Эх, как давно тема не обновлялась. На днях устроил себе маленький марафон по Свелинку, в итоге проникся любовью к ещё одной фантазии, Fantasia d2, которая четвёртая по Дирксену. Её ещё вроде «Дорийской» называют, тема A | F — D | G — E | D-E-F-G | A. Этот вот подъём четвертями придаёт теме характера, ну, и там дальше совершенно обычная свелинковская структура (с приятными противосложениями), но за счёт темы получается необыкновенно красивая вещь. Как, собственно, это происходит и в ричеркаре, и в Fantasia Contraria, которую Гульд играл. Как хочется надеяться, что когда-нибудь найдут утерянную коллекцию из восьми фантазий!

Интересно, кстати, что яркая индивидуальность тем для Свелинка не особенно характерна, и многих, я так понимаю, интересует в нём именно способность из сухого, не особенно интересного материала (типа темы вечноиграемой Mein junges Leben. ) устраивать фейерверки всяких мотивчиков и пр. А мне кажется, что это гораздо лучше получалось у того же Корнэ. Вот, скажем, свелинковская фантазия на CDEFGA (Hexachord Fantasia, F1, седьмая по Дирксену): он делает всё, чтобы оживить этот самый простой из простых материалов. И начинает не с него, а с темы, которая потом окажется противосложением к гамме. И пунктирные ритмы в неожиданных местах пускает. Всё, в общем, что можно; только получается стандартная свелинковская фантазия: материал переварили и приспособили к собственным нуждам, как будто никакой примитивности и простоты не было вовсе. А вот вещь Корнэ на тот же самый гексакорд: никаких противосложений, начинается прямо с CDEFGA, и первое время вообще ничего, кроме восходящей и нисходящей гамм не происходит. Фантазия ни на минуту не забывает о том, из какой темы она растёт, и какой-нибудь кусок гаммы всегда где-нибудь слышен, но разнообразие ритмических рисунков и поддерживающих мотивчиков, естественность, с которой происходят переходы от секции к секции, по-настоящему (а не чисто технически, как — мне кажется — у Свелинка) оживляют материал. Слушатель не может внезапно забыть, что тут где-то простая гамма, потому что простая гамма всегда слышна; но каким-то мистическим образом получается так, что из неё вырастает живое, пульсирующее, меняющееся. Какой всё-таки ужас, что эта вещь выжила не целиком!

А ещё я у Свелинка обнаружил умеренно любопытное в фантазии a1 (14-ая по Дирксену, её ещё пишут как «на тему BACH, потому что там в теме кусочек так получается, хроматический спуск с до. ). Никогда раньше не замечал, но там есть точный повтор материала: такты 68-73 дублируются на октаву ниже в тактах. 72-78, то есть сразу же. Типичный вроде бы ренессансный приём из вокальной полифонии (впрочем, не разбираюсь, может, и не настолько типичный), но всё равно удивительно встретить такое прямо посередине большой клавирной вещи, особенно учитывая тот факт, что больше ничего подобного в ней, вроде бы, нигде не происходит.

Нельзя ли как-то возобновить обсуждение.

Там о Ван Дайке заходила речь. ну и остальные. и девятиисковый голландский интеграл.

не могли бы вы выложить для сравнения гексахордовые фантазии?

Источник

Оцените статью