Светланов прелюдии для фортепиано
НОВОСТИ АРХИВА СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ
ФОРТЕПИАННОЙ МУЗЫКИ (Выпуск № 11)
Как уже было сказано ранее, комментарии, опубликованные ниже, относятся к «пропавшему» (11-му) выпуску.
Этот текст писался мною около трех месяцев назад, весь выпуск был отправлен В. Белунцову, но так и остался неопубликованным. Напомню, что если кто-то не успел познакомиться с файлами «предыдущего», 12-ого выпуска, может это сделать в списке новых поступлений, в котором они расположены с самого начала.
Далее идет текст, подготовленный к этому выпуску 3 месяца назад без изменений и дополнений — как никак, «историческая» ценность.
В этот раз мы предлагаем вам даже не 50 новых файлов, а 52. Ну, во-первых, новых там все-таки 50. 2 других — это авторские варианты, которые я вижу смысл опубликовать. С другой стороны — что-то стало раздражать «некруглое» число. Оно, это самое число, с самого начала было вполне круглым, но потом В. Белунцов изъял 2 своих файла на доработку. Вот и ждем-с. А потом меня вдруг осенило, что ждать не обязательно, вакантные два места можно легко и непринужденно заменить другими файлами. И при этом я как бы не нарушил своего обещания выкладывать в архив по 50 файлов.
Нарушу традицию, и начну не с крупных форм, а с цикла «12 прелюдий» Мысль зделать этот цикл возникла давно, но все как-то откладывал и откладывал. Сейчас же не сделать его было бы просто непростительно.
Конечно, композиторское наследие Е. Светланова не получило столь широкой известности, как его дирижерская деятельность. Но оно лишь только подтверждает то правило, что великий музыкант не может ограничить себя в узких рамках специализированной деятельности. Кстати, композиция — это еще не все. Как-то раз по радио я услышал весьма недурственное исполнение Светлановым прелюдий Не смотря на то, что в композиторском творчестве Светланов не достиг таких вершин, как в дирижировании, в его сочинениях есть то, что делает СветлановаСветлановым — независимость творческой позиции. Эти прелюдии написаны без всякой оглядки на мнение снобствующих коллег. Автор не ставил перед собой цель кому-то понравиться или угодить чьим-то вкусам. Он просто писал музыку. Музыку простую, мелодичную и, самое главное, очень русскую.
Е. Светланов. 12 прелюдий. № 1 Прелюдия до мажор. Мелодия этой прелюдии вполне могла бы стать каким-нибудь патриотическим шлягером советской эпохи (при некоторой обработке, конечно). В сущности, такого рода «песенность» присуща почти всем прелюдиям Светланова, которые с большим основанием можно было бы назвать «Песнями без слов». Причем, песнями явно русскими.
Е. Светланов. 12 прелюдий. № 2 Прелюдия ля минор. Если основана на широкой, распевной, почти гимнической мелодии, то здесь «господствует» нежная лирика, традиционный подголосочный склад письма. Пожалуй одна из самых простых и красивых прелюдий в цикле.
Е. Светланов. 12 прелюдий. № 3 Прелюдия соль мажор, «Пионерская». Подзаголовок прелюдии ассоциируется с бодреньким маршем, но на самом деле эта прелюдия по фактуре больше похожа на моторные прелюдии этюдного типа. Впрочем, бодренькая маршеобразная мелодия здесь тоже присутствует, пробиваясь через довольно замысловатые фигурации.
Е. Светланов. 12 прелюдий. № 4 Прелюдия си минор. Одна из самых масштабных прелюдий цикла. Теперь русская лирическая мелодия (возможно не оригинальная) используется в качестве темы для фугато с довольно впечатляющим развитием.
Е. Светланов. 12 прелюдий. № 5 Прелюдия ре мажор. Весьма типичный образец советской киномузыки: весеннее утро, суета городских кварталов, и так далее, и тому подобное.
Е. Светланов. 12 прелюдий. № 6 Прелюдия си-бемоль мажор. Возвращаемся к теплой, задушевной песенной лирике. Характер более светлый, чем у а вместо подголосочной полифонии спокойный синкопированный аккомпанимент.
Е. Светланов. 12 прелюдий. № 7 Прелюдия си-бемоль минор. Характер движения и ритм аккомпанимента перой части достаточно сильно ассоциирцется с однотональной прелюдией Ф. Шопена чтобы можно было говорить о плагиате, но дальнейшее развитие возвращает нас с небес на землю.
Е. Светланов. 12 прелюдий. № 8 Прелюдия ля мажор, «Хоровод». Название прелюдии вполне соответствует ее характеру. Несмотря на незамысловатость жанра прелюдия одна из самых удачных в цикле. И это при том, что во всех вариациях темы используются довольно традиционные методы фактурного варьирования. Секрет здесь, скорее всего, в очень удачной «хороводной» теме.
Е. Светланов. 12 прелюдий. № 9 Прелюдия соль-диез минор, «Веснянки». Тема прелюдии очень уж отдает «аутентичностью», вполне вероятно, что она народного происхождения. Благодаря варьированию одной и темы, ее строение немного напоминает строение предыдущей прелюдии.
Е. Светланов. 12 прелюдий. № 10 Прелюдия соль минор. Еще одна лирическая миниатюра. По настроению очень близка из этого цикла.
Е. Светланов. 12 прелюдий. № 11 Прелюдия до минор. Мелодия зажигательного плясового характера в стремительном движении. Своеобразный «апофеоз танцевальности». «Русский стиль», понятное дело, сохраняется и здесь.
Е. Светланов. 12 прелюдий. № 11a Прелюдия до минор. Вариант предыдущей прелюдии. Собственно говоря, изменения очень незначительные и касаются исключительно партии левой руки. В основном варианте много аккордов с децимами, здесь они все заменены на аккорды в тесном расположении.
Е. Светланов. 12 прелюдий. № 12 Прелюдия ре минор. Заключительная пьеса цикла возвращает нас к образам Кстати, первоначальный мотив основной темы почти в точности совпадает. Думаю, это не случайность. Нужно отметить, что в этой прелюдии особо значительному развитию подвергается «гимническое» начало, в проявляющееся лишь эпизодически. А вообще, это самая масштабная и развернутая прелюдия в цикле.
Растекшееся время, соч. 115. Коль уж начали «с конца», то так и продолжим. Еще один цикл, последний из сборника пьес Есть у меня, правда, еще и одно его сочинение, но оно издано отдельно, и я пока не планирую выкладывать его в архиве в ближайшее время. Возвращаясь к этому циклу, хочется отметить очень двусмысленное его название. Понять идею можно, если обратить внимание на даты написания отдельные его частей. Самые ранние датируются 1967 годом, а самые поздние — 1999-м. Думается, что этот факт и лег в основу концепции. А все остальное — это уже «довесочки» и «побрякушечки». Тем не менее, и о них стоит упомянуть. Итак, собраны обрывки из черновиков разных лет, теперь нужно дать всему этому многозначительное философское обоснование. Так автор и поступает. Дело в том, что к этому циклу прилагается текст на английском языке, который читается пианистом либо в паузах между фразами, либо в определенном ритме в ткани пьес. Перевод этого текста (принадлежащему, кстати, Томасу Элиоту) вы можете прочитать в отдельной статье, прилагаемой к этому циклу. В примечаниях автор сам указывает, что текст читается по желанию, так что мы не сильно нарушили замысел, опубликовав в архиве этот цикл в виде чисто фортепианного сочинения. Не буду подробно анализировать каждую пьесу цикла, даю только список частей цикла. Да и что там анализировать? Додекафония, она и в Африке додекафония:
- Растекшееся время , соч. 115 1. Прелюдия 1 (1967) 2. Призрак фуги 1 (1999) 3. Прелюдия 2 (1975) 4. Призрак фуги 2 (1999) 5. Прелюдия 3 (1987) 6. Призрак фуги 3 (1999) 7. Прелюдия 4 (1999) 8. Фуга (1967)
В. Ребиков. Музыкальная табакерка. № 1 Вальс ми-бемоль мажор. А вот и долгожданная замена Делать незатейливые пьесы этого композитора куда приятней, чем но по сложившимся обстоятельствам я не могу сейчас много уделсять внимания этому композитору. Тем не менее, несколько пьес я приготовить успел. Начал с пьес без обозначения опусов. Отсутствие этих обозначений вовсе не значит, что это самые ранние его сочинения. И несмотря на «игрушечное» звучание этого Вальса можно услышать в нем довольно смелые квартовые последовательности. Впрочем, технологический момент не выпячивается, все звучит очень естественно и традиционно.
В. Ребиков. Альбом легких пьес для юношества. Сочинение 1906 года, то есть, вполне зрелое. Впрочем, задача накладывает свои ограничения. Цикл в сборнике представлен только избранными пьесами, поэтому полную картину выявить довольно сложно. Как-то что-то одни вальсы получаются.
В. Ребиков. Альбом легких пьес для юношества. № 1 Вальс соль мажор. Вполне традиционный салонный вальс. Без типичной для Ребикова слащавости, скорее в духе хотя и без его изысканности.
В. Ребиков. Альбом легких пьес для юношества. № 3 Колыбельная до мажор. Очень приятная пьеса, могла бы быть очень популярной в детском репертуаре, если бы не одна сложность — в некоторых местах автор позволил себе довольно сложное для исполнение полиритмическое сочетание триолей и квартолей, способное отпугнуть даже «продвинутого» ученика.
В. Ребиков. Альбом легких пьес для юношества. № 4 Вальс фа минор. А это типичный «ребиковский» Вальс. Очень сентиментальный, если не сказать «душещипательный».
В. Ребиков. Альбом легких пьес для юношества. № 6 Вальс фа-диез минор. В сентиментальности и «душещипательности» этот Вальс может поспорить с предыдущим. Больше по сути добавить и нечего.
Н. Метнер. 2 сказки, соч. 20. Думаю, что после прослушивания этого небольшого цикла, немногие будут продолжать утверждать, что музыка Метнера недостаточно эмоциональна. Впрочем, ортодоксов переубедить бывает сложно и более впечатляющими примерами.
Н. Метнер. 2 сказки, соч. 20. № 1 Сказка си-бемоль минор. Аккордовая фактура, широкие гармонические фигурации — это сильно сближает стиль этой сказки со стилем некоторых произведений И не смотря на то, что интонационный стиль и метод развития остается чисто «метнеровским», эмоциональный накал достигает здесь впечатляющей силы.
Н. Метнер. 2 сказки, соч. 20. № 2 Сказка си-минор. Если предыдущая пьеса все-таки вписывается в круг типичных образов композитора, то Вторая сказка весьма необычна. Необычна не только для стиля Метнера, но и для самого жанра. Моторное движение, остинатная басовая фигурация, элементы фригийского (точнее, локрийского) лада создают довольно фантастическую картину, способную перевернуть представление о музыке
Н. Метнер. 2 сказки, соч. 20. № 2a Сказка си-минор. Второй вариант отличается от первого лишь несколькими тактами, в которых автор предлагает немного другую фигурацию в правой руке. Думаю, что даже после того, как я об этом сказал, вам будет довольно сложно определить на слух эти отличия. Но если вы вдруг надумаете исполнить эту Сказку и перед вами возникнет диллема, какой вариант играть, то теперь вы сможете просто сравнить, какой из них лучше звучит. Впрочем, решающую роль в выборе сыграет, думаю, удобство исполнения того или иного варианта.
А. Станчинский. Этюд соль минор. Это довольно крупное сочинение, написанное в 1907 году, стилистически очень близко ранним октавным и аккордовым прелюдиям Вот только масштабы несколько поболее. Впрочем, у меня есть предположение (основанное на документальных фактах), что у Станчинского есть более оригинальные сочинения. Поэтому, не рекомендую на основании этой пьесы делать вывод, что это всего лишь апологет
А сейчас на очереди целая куча мелких пьес условно названных «детскими». Но не все так просто, поэтому здесь требуются уточнения. Дело в том, что почти никаких сведений об этих пьесах у меня пока нет. Только в монографии Ю. Холопова и В. Ценовой удалось узнать, что по крайней мере часть этих пьес представляют собой переложения пьес, написанных в период обучения в консерватории. Причем первоначально эти пьесы были написаны для малого оркестра в 1958 году: «Маленькая сюита» (в 5-ти частях: Мелодия, Дивертисмент, Пейзаж, Интермедия, Игра), «Детская сюита» (в 5-ти частях: Марш, Русская песня, Шутка, Просьба, Финал), «Музыкальные картинки» (в 6-ти частях: Ранним утром, Веселая песенка, Ссора, Клоуны, Плясовая, Колыбельная). Вот у думайте, что откуда. К сожалению, ответ не всегда ясен, так как, по-видимому, некоторые названия композитор изменил, а кроме того, дописал другие номера. Мало того, я не уверен, что он использовал все пьесы из этих циклов. Это что касается происхождения пьес. Теперь о том, что они из себя представляют. Делов том, что в моем распоряжении было два сборника с пьесами «Детские пьесы» и «Детские пьесы советских композиторов». Понятное дело, что первый — составлен только из пьес а во втором есть сочинения и других композиторов. При этом их состав на 90 % совпадает. И не только состав, но и порядок. Но есть и существенное отличие: в авторском сборнике все пьесы собраны в одну кучу и лишь в содержании они обозначены как «Для фортепиано в две руки» (помимо них, там есть еще «Дивертисмент в классическом стиле»). Всего в сборнике 15 пьес. Все, кроме последней, мы и публикуем в архиве. В смешанном сборнике первая и последняя пьесы отсутствуют, все остальные расположены в том же порядке, но разделены на циклы. Думаю, что это авторское разделение, тем более, что это разделение неким образом соответствует своим «первообразам»: «Из Детского альбома», «Картины» и «Пять пьес». Имено это разделение я и взял за основу. Судя по оглавлению, первый цикл опубликован не полностью. Именно туда я и добавил перую пьесу из авторского сборника, тем более, что в остальном порядок пьес совпадает. Насчет цикла «Картины» что либо сказать не берусь, сколько должно быть пьес и каковы их номера, мне неизвестно. Если же название третьего цикла принадлежит то он опубликован полностью. Таким образом остается не ясным, к какому циклу принадлежит 15-я пьеса из авторского сборника «Скерцо»? Именно поэтому я его пока не стал публиковать, вполне возможно, что оно само по себе. Итак, вот полный список публикуемых в архиве пьес
- Детский альбом № 1 Маленький канон№ 2 Ласковая песенка№ 3 Веселая песенка№ 4 Русская песня№ 5 Маленький марш№ 6 Просьба№ 7 Хоровод
- Картины № 1 Утро№ 2 Колокола
- 5 пьес № 1 Наигрыш№ 2 Клоуны№ 3 Марш№ 4 Этюд для пяти пальцев№ 5 Обида
Кстати, в той же самой монографии приводится дискография , из которой становится ясно, что на грампластинках их этих пьес выпускались только «Веселая песенка» и «Русская песня». Все остальное можно услышать только у нас.
Э. Денисов. Вариации. Ну, а это уже вполне «взрослое» сочинение композитора, написанное им в 1961 году. Премьера состоялась в 1965 году в Копенгагене, на грампластинке выпущены в 1974 году за рубежом. Цитата из вышеупомянутой монографии: «Летом 1967 года на просьбу пианиста Виктора Ересько включить в программу его зарубежных гастролей мои Вариации для фортепиано ему сказали, что исполнение сочинений Денисова за границей запрещено.» Это так, любопытный факт. Более интересный, хоть и не большой фрагмент, посвященный этим Вариациям публикуется
Есть и еще одна статья, не имеющая никакого отношения ни к этим ни к фортепианной музыке Денисова вообще. Да и к Денисову она имеет довольно опосредованное отношение.
А. Эшпай. Сонатина ре минор. Так вот плавно мы перешли к крупным формам. И вот давно обещанная Сонатина Сонатина по названию, а по значению вполне сопоставима с сонатой. Ее можно поставить рядом, скажем, с Сонатиной Равеля. Это вовсе не «детское» сочинение, а довольно «продвинутая» и весьма виртуозная пьеса, способная украсить репертуар любого концертирующего пианиста.
А. Эшпай. Сонатина ре минор. I часть. Иногда эту часть все-таки «подсовывают» в педагогический репертуар. В принципе, технически она по силам почти любому старшекласнику. И в то же время, она весьма показательна с точки зрения стилистики композитора, сочетающей в себе элементы импрессионизма, марийские пентатонические лады, благородство традиционной формы и фактуры.
А. Эшпай. Сонатина ре минор. II часть. Как и полагается — лирический центр цикла, развивающий линию образов побочной партии I части. Лирика, как это часто бывает у напрочь лишена какой-либо надрывности, она чиста, прозрачна и светла. Впрочем, эмоциональная «сгущенность» вообще не характерна этой Сонатине.
А. Эшпай. Сонатина ре минор. III часть. Никаких сюрпризов финал не преподносит. Вполне типичный «токкатный» финал, в чем-то перекликающийся с «токкатными» пьесами Дебюсси и Равеля.
Г. Фрид. Соната для 2-х фортепиано, соч. 76. Скажу прямо, не ожидал от автора «Воскресного путешествия» такой «продвинутой» музыки. Впрочем, судите сами. От себя добавлю, что мне фактура этой сонаты кажется несколько перегруженной. Иногда очень трудно прослушивается основная тематическая линия, слишком много подголосков, претендующих на значимость. Кажется, что автор не совсем хорошо понимает, чем бы это нагрузить все эти четыре руки.
Г. Фрид. Соната для 2-х фортепиано. I часть. Очень «бурная», если не сказать сумбурная, в целом часть, открывается медленным вступлением и заканчивается медленной же кодой. Части тематически связаны, и именно в первой части, в частности во вступлении и в коде изложены те тематические элементы, которые и составят основной интонационный материал Сонаты.
Г. Фрид. Соната для 2-х фортепиано. II часть. Не сильно удивлю вас, если назову эту часть «лирическим центром». Ну что поделать, если это так. Другое дело, что мало что говорит о самой музыке, лирика — понятие растяжимое. Но я и не буду пытаться выразить словами невыразимое, поделюсь лишь самыми общими впечатлениями. Так вот, лирика хрупкая, прозрачная, хрустальная. Уже и фактура не кажется столь перегруженной, что и не удивительно — в медленном темпе вся полифионическая вязь прослушивается намного лучше. В условной кульминации очень эффектно звучит «сонористическая дымка», аккуратно выписанная автором.
Г. Фрид. Соната для 2-х фортепиано. III часть. По всем признакам — моторный финал. Слегка «фугированный». По крайней мере, так кажется поначалу. Но где-то по середине формы происходит слом движения, парочка каденций и реминисценций, заканчивается же все довольно неожиданно «мистически-оцепенелой» кодой.
С. Прокофьев. Соната № 1, соч. 1. Ну, вот и добрались до «десерта». Довольно сложно узнать в этой Сонате автора 3-го концерта и 5-й симфонии. Если, конечно, внимательно не прислушиваться. А если прислушаться, то можно заметить зачатки будущих прокофьевских гармонических оборотов, мелодических интонаций и фактурных приемов. Ритмическая напористость, четкость и ясность форм присутствуют уже и здесь. А вот эмоционально эта музыка еще глубоко уходит своими корнями в листовско-шумановский роантический пафос.
В довесок к Сонате две небольшие статьи:
- С. С. Прокофьев. Третий концерт для фортепиано с оркестром (аннотация)
- Ю. Болотов. Диплом Сергея Прокофьева
Честно говря, пока не представляю, что будет выложено в архив в следующий раз. Но некоторый сочинения, уже готовые или почти готовые отметить все же бы хотелось.
Ан. Александров. Маленькая сюита, соч. 33. Наверное, не самое значительное произведение но в этой сюите есть несколько преинтереснейших пьесок.
О 1-й Сонате и Рапсодии на три русские темы Г. Дмитриева я уже говорил, актуальным остается только напоминание о том, что они могут в самое ближайшее время появиться в нашем архиве.
Е. Гудков. Токката. Пресимпатичнейшая пьеса. Однако я бы отметил не столько автора музыки, сколько автора midi-файла — — давненько что-то от него не было ничего такого.
Э. Капп. Вариации на тему Глинки. Не знаю, слышали ли вы когда-нибудь об этом композиторе? А теперь вот не только о нем что-то узнаете (пока скажу лишь только то, что он — современник но и даже немного его музыки послушаете. Жалко только, что это не совсем оригинальная музыка — временами трудно понять, кого здесь больше — Глинки или Каппа.
Л. Оборин. 3 пьесы, соч. 4. Пианиста Оборина, думаю, все знают. А вот Оборина-композитора — немногие. Обещаю, что знакомство окажется весьма неожиданным.
В. Суслин. Соната для фортепиано. Всего-навсего еще один «классик» советской диаспоры. Как полагается, додекафония, и все там такое.
И это лишь малая часть того, что ждет своего появления в архиве.
Почаще заходите к нам.
Источник