Урок 1. Берем свирель.
Первый этап для начинающих. Урок 1. Берем свирель правильно.
Свирель ученическая состоит из ствола и мундштука. Мундштук – это свисток, а ствол это часть свирели с отверстиями, которые регулируют высоту звука. Для удобства обучаемого отверстия на стволе окружены бугорками. Всего бугорков с отверстиями ШЕСТЬ, и считаются они от мундштука. На нижней части ствола (противоположной отверстиям) находятся бугорки-подставки для больших пальцев.
Берем свирель ученическую за конец ствола, противоположный мундштуку правой рукой как карандаш. Пока никакие отверстия правой рукой не закрываем. Пальцами левой руки закрываем отверстия 1, 2 и 3 соответственно указательным, средним и безымянным, а большой палец левой руки располагаем на верхней подставке внизу свирели.
Чтобы свирель зазвучала, надо знать несколько правил:
- Звуки, которые вы сейчас создадите, – не простые! Они волшебные. Они умеют дружить и ссориться, они могут быть глубокими и поверхностными, легкими и тяжелыми, яркими и тусклыми. Надо только научиться различать их, слышать их голоса. Будьте осторожнее! Звук – он живой. И рождается он только в тишине…
- Свирель не любит, когда в нее сильно дуют, – она начинает плакать, кричать, визжать. Достаточно легкого дыхания и она ответит вам также ласково.
- Отверстия должны быть плотно закрыты мягкими подушечками пальцев, чтобы в них не проходил воздух. И сила тут не нужна, только сноровка и находчивость. Закройте три отверстия! Прижмите посильнее пальцы… А теперь переверните руку и посмотрите на отпечатки, оставленные бугорками – если у вас на пальцах кружочки, то задание выполнено правильно и звук будет красивый.
- Поиграв на свирели, надо ее хорошенько вымыть теплой водой – от воды звук становится красивее, чище. Затем вытереть свирель чистой тряпочкой или высушить ее и сложить в специальный пакет.
Теперь, держа свирель правой рукой, возьмем кончик мундштука зубами и пропоем шепотом:
МА-МА, ПА-ПА, ТЕ-ТЯ, ДЯ-ДЯ
- одно верхнее отверстие (№ 1) и сыграем: БА-БУШ-КА, ДЕ-ДУШ-КА;
- два верхних отверстия: ТА-НЯ, ВА-НЯ;
- три верхних отверстия: ПА-РО-ХОД, СА-МО-ЛЕТ
Одни звуки получились длиннее, а другие короче. В музыке короткие и длинные звуки, которые можно простучать или прохлопать, называются РИТМОМ. Ритм очень легко записывается:
Ровные шаги – та: | четвертная длительность | |
Вдвое быстрее – ти-ти: | восьмые длительности | |
Еще вдвое быстрее – ти-ри-ти-ри: | шестадцатые длительности |
Более сложные ритмы обозначаются так:
целая длительность | ||
половинная длительность | ||
четвертная с точкой и восьмая длительности |
Ритмы сыгранных вами слов легко можно записать так:
И так можно записать и сыграть любое имя. Попробуйте теперь озвучить свое!
На одном звуке мы с вами можем сыграть любую скороговорку, дразнилку, потешку, поговорку!
А теперь давайте представим, что мы пришли в лес! Слышите, как поют птицы? Высоко на ветке сидит соловей и поет:
А чуть ниже птичка побольше:
А еще ниже?
Будьте внимательнее!
Не забывайте: когда мы играем 2 или 3, все предыдущие отверстия закрыты!
А каких птиц мы еще можем изобразить с помощью свирели? Подумайте!
Вопросы для самостоятельной работы и закрепления материалов занятия 1.
- Что такое свирель? Из какого материала ее делали раньше? А теперь?
- Из каких частей состоит свирель? Для чего предназначены мундштук и ствол?
- Какой рукой берут свирель? Какой рукой начинают играть?
- Перечислите правила звукоизвлечения?
- Как нужно брать мундштук – губами или зубами?
- Что такое ритм? Как пропеваются эти длительности?
- Простучите, а потом сыграйте ритмы:
Сочините и сыграйте ваши мелодии. Надпишите цифровки этих сочинений над ритмами (от О до 3). - Послушайте, как говорит человек, как произносятся имена ваших друзей и близких. Может ли звук свирели передать слово? Сыграйте и запишите мелодию по цифровой системе и ритм:
ТА-НЮШ-КА ВА-НЮШ-КА
ПА-РО-ВОЗ ТЕП-ЛО-ХОД - Проиграйте наизусть все три пословицы, данные в первом уроке.
- Как можно сыграть эти русские народные пословицы? Запишите ритм над слогами:
ЧЕЛОВЕК БЕЗ РОДИНЫ — СОЛОВЕЙ БЕЗ ПЕСНИ
КТО ВПЕРЕД ИДЕТ — ТОГО СТРАХ НЕ БЕРЕТ - Вслушивайтесь в звуки леса! Как поет кукушка? Можно ли на одном звуке изобразить ее пение? А попробуйте изобразить на свирели ее: «Ку-ку» и записать! И звуки, и ритм!
Пожалуйста поделитесь этой страницей в своей соц.сети:
Вопросы и пожелания по первому занятию оставьте в комментариях:
Источник
Мастер-класс «Играй, свирель» детское инструментальное музицирование»
АННА ИСАЕВА
Мастер-класс «Играй, свирель» детское инструментальное музицирование»
Мастер – класс «Играй,свирель» – детское инструментальное музицирование» — из опыта работы музыкального руководителя Исаевой Анны Геннадиевны.
В соответствии с содержанием ФГОС ДО
Цель обучения детей игре на детских музыкальных инструментах: расширение и обобщение представления дошкольников о разнообразии музыкальных и шумовых инструментов, создание благоприятных условий для развития музыкального исполнительского творчества детей.
Задачи: — познакомить с простейшими приемами игры на музыкальных инструментах;
— приобщать к игре на детских музыкальных и шумовых инструментах;
— разучивать с детьми простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах;
— исполнять знакомые песенки индивидуально и небольшими группами, соблюдая общую динамику и темп;
— формировать первичные представления об элементарной музыкальной грамоте;
— побуждать детей к самостоятельной импровизации на детских музыкальных и шумовых инструментах;
— воспитывать у детей веру в свои творческие способности; — воспитывать бережное отношение к музыкальным инструментам.
Создание условий для обучения дошкольников игре на детских музыкальных инструментах.
* слушание в аудиозаписи классической и народной музыки в исполнении разных инструментов в НОД и свободное время, просмотр телепередач и фрагментов концертов симфонической музыки, видеопрезентаций, игра в детском оркестре, рассматривание иллюстраций с изображением инструментов разных групп: ударных, клавишных, духовых, струнных.
* должна быть создана благоприятная музыкальная среда, то есть, наличие детских инструментов в музыкальном зале и в группах, музыкально-дидактических игр, музыкальных пособий, аудио- и видеозаписей, соответствующих возрасту детей.
* поддержание интереса к музыкальной деятельности, в частности, к музыкальным инструментам и игре на них.
Слайд 4 –китайская мудрость : «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и, может быть, я запомню, сделай меня соучастником- и я пойму!»
Несколько десятилетий назад талантливым московским музыкантом Эдельвеной Смеловой были созданы чудесная детская свирель и методика игры на ней. Когда свирель попала в руки мне и моим ученикам, никто из нас даже и не предполагал, что последует далее.Первоначально ставились лишь довольно стандартные методические цели: развить певческое дыхание, музыкальный слух, улучшить интонацию на уроках сольфеджио подготовительных групп музыкальной школы.
Однако чудо-свирель настолько пришлась всем по душе. и ее стали применять не только в музыкальных школах, студиях, но и в средних школах, домах кудьтуры, но и даже в детских садах.
Смысл методики заключается в том,
«Чтобы миллионы Анечек и Ванечек снова стали Лелями». – то есть, чтобы дети прониклись народным творчеством, сроднились с интонационным богатством народной музыки и продолжили культурные традиции отцов и дедов.
— И наша цель в элементарном музицировании — не воспитание музыкантов-профессионалов, а воспитание творчески развитой личности, проникнутой уважением и любовью к культурным истокам и к Отечеству в целом…
Игра на свирели — это уникальная система приобщения к музыке, доступная каждому.
Игра на свирели дает ребенку счастье быть творцом и исполнителем мелодий.
Слайд 8 Игра на свирели способствует развитию дыхания и голосовых навыков ребенка, развивает его музыкальный слух и музыкальную память
Развивает мелкую моторику рук
Активизирует работу правого головного полушария.
Игра на свирели способствует развитию интереса и любви к национальной музыке своего народа, формированию интереса и любви к пению, к музицированию, к сольному исполнению
Благодаря свирели расширяется возможность становления творческого мировоззрения ребенка, что далеко выходит за рамки просто музицирования, ведь проблема значительного преобладания потребителей над творцами – одна из острейших проблем современности!
А психологи говорят, что творческие задатки, развитые в одной сфере человек легко переносит на всю деятельность
Здоровье сберегающие технологии
1Игра на свирели способствует развитию диафрагматического дыхания, улучшает качественные характеристики дыхания.
2. В процессе игры на свирели у детей происходит интенсивное развитие музыкального слуха что приводит к активизации внимания.
3. Метроритмическая функция, с которой связаны движения при музицировании на свирели, вызывает у детей согласованную реакцию всего организма (дыхательной, сердечной, мышечной систем, а так же оказывает положительное влияние на психику, что содействует общему оздоровлению организма.
4. Игра на свирели — это «дыхательная гимнастика» и профилактика простудных заболеваний.
5. Музыкальные занятия на свирели способствуют снятию усталости, утомляемости, смене видов деятельности. 6. Благодаря игре на свирели у детей улучшается музыкальная память. Развивается артикуляционный аппарат (язык, губы, небо-все они должны быть в полной мере задействованы, поэтому игра на свирели способствует профилактике многих речевых нарушений.
7. При игре на свирели особое значение уделяется осанке. Важно крепко стоять на ногах без напряжения. Приводит к координации слуха и голоса.
Запись музыки по методике Эдельвены Смеловой представляет собой, таким образом, очень простые и удобные для восприятия ребенка цифровки. Каждая из цифр соответствует определенному звуку.
Так, цифра 1 является нотой “си” первой октавы. Цифра 2 соответствует ноте “ля” первой октавы, цифра 3 – ноте “соль” первой октавы. Цифра 4 соответствует ноте “фа-диез” первой октавы, цифра 5 – ноте “ми” первой октавы. Цифра 6 соответствует ноте “ре” первой октавы, а “0” – ноте “до” второй октавы. Если сильно подуть в свирель при закрытых шести отверстиях (цифра 6, получится звук “ре” второй октавы. Аналогичное явление получается и при закрытых пяти отверстиях (цифра 5) – получается звук “ми” второй октавы.
Более подробно с методикой записи мелодий Эдельвены Смеловой можно ознакомиться в ее самоучителях “Свирель поет”, “Свирель звонкая поет”.
Таким образом, используя методику Смеловой, обучая игре на свирели, дети приобщаются к активному музицированию, играют и поют народную и композиторскую музыку, исполняют темы из классических произведений. Дети активно погружаются в огромный мир музыки, приобщаются к музыкальной культуре.
Предлагаемая методика — это простота, доступность и результативность;это положительные эмоции с первых занятий: >
Это решение многих проблем, с которыми сталкиваются педагоги, воспитывая музыкальный слух.
Развитие музыкальных способностей и формирование творческого мышления дошкольников через элементарное музицирование «Развитие музыкальных способностей и формирование творческого мышления дошкольников через элементарное музицирование» Цель: Ознакомление.
Играй и развивайся Играй и развивайся • Почему важен активный семейный отдых? • Положительные стороны активного семейного отдыха • Как можно провести активный.
Коллективное музицирование как один из методов приобщения детей к музыке в ДОУ Коллективное музицирование, как один из методов приобщения детей к музыке в детском саду. Не открою секрета, если скажу, что музыкальные.
Конспект занятия в хоровом классе в ДМШ «Творческое музицирование в работе с начинающими» с детьми дошкольного отделения Цель: Помочь детям младшего возраста с помощью творческого музицирования войти в мир музыки, ощутить и пережить ее чувственно. Воспитать.
Мастер-класс «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10» Мастер – класс «Детское экспериментирование как средство развития.
Мастер-класс «Детское экспериментирование — основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников» Мастер-класс для педагогов по экспериментированию «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников».
Мастер-класс для педагогов «Особенности организации деятельности — детское экспериментирование» Мастер класс для педагогов ДОУ с презентацией. Тема: Особенности организации деятельности – детское экспериментирование. Воспитатель МБДОУ.
Мастер-класс для воспитателей Тема: «Элементарное музицирование в группах ДОУ» Мастер-класс для воспитателей Тема: «Элементарное музицирование в группах ДОУ». Разработала и провела музыкальный руководитель МДОУ№158.
Мастер-класс на родительском собрании «Детское экспериментирование» .
Речевое музицирование как современное средство развития речи детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 44 «Белоснежка» ЕВОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ КАК СОВРЕМЕННОЕ СРЕДСТВО.
Источник