Урок 1. Берем свирель.
Первый этап для начинающих. Урок 1. Берем свирель правильно.
Свирель ученическая состоит из ствола и мундштука. Мундштук – это свисток, а ствол это часть свирели с отверстиями, которые регулируют высоту звука. Для удобства обучаемого отверстия на стволе окружены бугорками. Всего бугорков с отверстиями ШЕСТЬ, и считаются они от мундштука. На нижней части ствола (противоположной отверстиям) находятся бугорки-подставки для больших пальцев.
Берем свирель ученическую за конец ствола, противоположный мундштуку правой рукой как карандаш. Пока никакие отверстия правой рукой не закрываем. Пальцами левой руки закрываем отверстия 1, 2 и 3 соответственно указательным, средним и безымянным, а большой палец левой руки располагаем на верхней подставке внизу свирели.
Чтобы свирель зазвучала, надо знать несколько правил:
- Звуки, которые вы сейчас создадите, – не простые! Они волшебные. Они умеют дружить и ссориться, они могут быть глубокими и поверхностными, легкими и тяжелыми, яркими и тусклыми. Надо только научиться различать их, слышать их голоса. Будьте осторожнее! Звук – он живой. И рождается он только в тишине…
- Свирель не любит, когда в нее сильно дуют, – она начинает плакать, кричать, визжать. Достаточно легкого дыхания и она ответит вам также ласково.
- Отверстия должны быть плотно закрыты мягкими подушечками пальцев, чтобы в них не проходил воздух. И сила тут не нужна, только сноровка и находчивость. Закройте три отверстия! Прижмите посильнее пальцы… А теперь переверните руку и посмотрите на отпечатки, оставленные бугорками – если у вас на пальцах кружочки, то задание выполнено правильно и звук будет красивый.
- Поиграв на свирели, надо ее хорошенько вымыть теплой водой – от воды звук становится красивее, чище. Затем вытереть свирель чистой тряпочкой или высушить ее и сложить в специальный пакет.
Теперь, держа свирель правой рукой, возьмем кончик мундштука зубами и пропоем шепотом:
МА-МА, ПА-ПА, ТЕ-ТЯ, ДЯ-ДЯ
- одно верхнее отверстие (№ 1) и сыграем: БА-БУШ-КА, ДЕ-ДУШ-КА;
- два верхних отверстия: ТА-НЯ, ВА-НЯ;
- три верхних отверстия: ПА-РО-ХОД, СА-МО-ЛЕТ
Одни звуки получились длиннее, а другие короче. В музыке короткие и длинные звуки, которые можно простучать или прохлопать, называются РИТМОМ. Ритм очень легко записывается:
Ровные шаги – та: | четвертная длительность | |
Вдвое быстрее – ти-ти: | восьмые длительности | |
Еще вдвое быстрее – ти-ри-ти-ри: | шестадцатые длительности |
Более сложные ритмы обозначаются так:
целая длительность | ||
половинная длительность | ||
четвертная с точкой и восьмая длительности |
Ритмы сыгранных вами слов легко можно записать так:
И так можно записать и сыграть любое имя. Попробуйте теперь озвучить свое!
На одном звуке мы с вами можем сыграть любую скороговорку, дразнилку, потешку, поговорку!
А теперь давайте представим, что мы пришли в лес! Слышите, как поют птицы? Высоко на ветке сидит соловей и поет:
А чуть ниже птичка побольше:
А еще ниже?
Будьте внимательнее!
Не забывайте: когда мы играем 2 или 3, все предыдущие отверстия закрыты!
А каких птиц мы еще можем изобразить с помощью свирели? Подумайте!
Вопросы для самостоятельной работы и закрепления материалов занятия 1.
- Что такое свирель? Из какого материала ее делали раньше? А теперь?
- Из каких частей состоит свирель? Для чего предназначены мундштук и ствол?
- Какой рукой берут свирель? Какой рукой начинают играть?
- Перечислите правила звукоизвлечения?
- Как нужно брать мундштук – губами или зубами?
- Что такое ритм? Как пропеваются эти длительности?
- Простучите, а потом сыграйте ритмы:
Сочините и сыграйте ваши мелодии. Надпишите цифровки этих сочинений над ритмами (от О до 3). - Послушайте, как говорит человек, как произносятся имена ваших друзей и близких. Может ли звук свирели передать слово? Сыграйте и запишите мелодию по цифровой системе и ритм:
ТА-НЮШ-КА ВА-НЮШ-КА
ПА-РО-ВОЗ ТЕП-ЛО-ХОД - Проиграйте наизусть все три пословицы, данные в первом уроке.
- Как можно сыграть эти русские народные пословицы? Запишите ритм над слогами:
ЧЕЛОВЕК БЕЗ РОДИНЫ — СОЛОВЕЙ БЕЗ ПЕСНИ
КТО ВПЕРЕД ИДЕТ — ТОГО СТРАХ НЕ БЕРЕТ - Вслушивайтесь в звуки леса! Как поет кукушка? Можно ли на одном звуке изобразить ее пение? А попробуйте изобразить на свирели ее: «Ку-ку» и записать! И звуки, и ритм!
Пожалуйста поделитесь этой страницей в своей соц.сети:
Вопросы и пожелания по первому занятию оставьте в комментариях:
Источник
Урок 2. Левая рука
Учимся играть на свирели левой рукой.
В первом уроке звуки записывались цифрами. Сейчас мы познакомимся еще с одной системой записи звуков – нотной.
Вы научились играть по цифровой системе, а теперь добавим еще и нотную запись, которая так же проста. Сыграйте попевки, ориентируясь на цифры над нотным станом:
Все мелодии можете проиграть в обучающей программе «Свирелька» —> Файлы с нотами для программы скачайте прямо на этом сайте: Скачать ноты Для начинающих |
Надо следить за тем, чтобы отверстия были полностью закрыты и звук был тихим, но без присвиста. На каждый звук как бы проговариваем слог. Этот прием игры называется non legato.
Играем по цифровой и нотной записи.
1. Дождик. Русская народная детская попевка
2. Дождик. Русская народная закличка
3. Лесенка
Для повторения одинаковой мелодии в музыке используют такие знаки:
4. Белка
Предыдущие песни игрались поочередным закрыванием-открыванием отверстий на стволе свирели. Следующие более сложные, требуют большего внимания, так как изменения в мелодии будут проходить скачками, а не поступенно.
Просьба поделиться с друзьями этой станицей: 5. Вставала ранёшенько. Русская народная песня Найдите правильный ритм для исполнения следующих куплетов, не меняя общей структуры мелодии:
Реприза в этой песне несколько условная, поскольку слова вызывают ритмические вариации, не меняя мелодическую структуру: следуйте при исполнении словам так, как это делается при исполнении русских народных песен. 6. Солнышко. Русская народная закличка 7. Уж, как зоренька-заря. Русская народная песня-считалка 8. Звоны. Украинская народная песня 9. Серые гуси. Детская песенка Заказать облегченную версию Свирельки, которая содержит всё для обучения игре Вопросы для закрепления материалов урока 1. Что такое legato? 4. Используя мелодические обороты урока, придумайте мелодию к пословице и запишите ритм над словами: Урок игры на свирели № 2 завершен Свои вопросы, замечания и предложения оставьте в комментариях внизу страницы Источник Свирель ноты цифрами легкие |
Новости сайта и форума Sibmama |
---|
[Знаменитые мамы и папы] НАТАЛЬЯ ВАРЛЕЙ: ГЛАВНОЕ ДОСТИЖЕНИЕ — ДЕТИ И ВНУК |
Ноты в цифрах! Поделитесь у кого есть |
Сейчас эту тему просматривают: Нет
Форумы » Дети — уход за детьми, питание и воспитание детей. » Развитие и обучение детей |
Категория: | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Для сохранения части сообщения в цитатник выделите нужный текст в поле ниже, категорию цитаты и нажмите кнопку «на память». В случае, если требуется сохранить всё сообщение, достаточно только выбрать категорию и нажать упомянутую кнопку. Для отмены нажмите кнопку «закрыть окно». | ||||||||||
Предыдущая тема :: Следующая тема | |
Автор | Сообщение |
---|---|
Anastas Студент |
На сайте с 04.08.09
Сообщения: 1687
В дневниках: 7
Откуда: Новосибирск, Золотая Нива
Карта № 190484
Всем здравствуйте! Не знаю по адресу пишу или нет, но тем не менее Купили ребенку электронное пианино, играть в семье никто не умеет, но тааак хочется! Клавиши пронумерованы. Если у кого есть ноты в цифрах поделитесь, буду очень признательна Вот что сама нашла «Жили у бабуси два весёлых гуся» — «Чижик-пыжик» — 3131/432/ 55567/111 1 — До, 2 — Ре, 3 — Ми, 4 — Фа, 5 — Соль, 6 — Ля, 7 — Си Спят усталые игрушки! 5-3-5-3-55-4-3-2-3-5 5-2-5-2-5-4-3-2-1-3-5 5-5-6-5-3-3-6-5 1-1-4-5-6-6-5-4 3-3-4-3-5 |
Студент
На сайте с 04.08.09
Сообщения: 1687
В дневниках: 7
Откуда: Новосибирск, Золотая Нива
Карта № 190484
И снова здравствуйте Похоже я одна озабочена этой темой, но все же продолжу добавлять Кабы не было зимы… (Песенка из мультфильма «Простоквашино») 3-3-10-7-9-8-6 Кабы не было зимы 5-5-12-11-11-10 В гоpодах и сёлах, 12-11-9-7-11-10-10 Hикогда б не знали мы 3-3-10-9-9-8 Этих дней весёлых. 3-3-10-7-9-8-6 Hе кружила б малышня 5-5-12-11-11-10 Возле снежной бабы, 13-11-9-7-11-10-10 Hе петляла бы лыжня, 10-10-10-9-9-8 Кабы, кабы, кабы… 13-11-9-7-11-10-10 Hе петляла бы лыжня, 3-3-10-4-5-6 Кабы, кабы, кабы… Добавлено спустя 9 минут 48 секунд: Рождественская песня — Jingle bells 333 333 Маленькой елочке холодно зимой 543 21 6 1(верх) 65 33 54 321 «С днем Рождения» или «Happy birthday» 1 1 2 1 4 3 1 1 1 6 5 4 3 2 |
Профессор
На сайте с 24.11.08
Сообщения: 4606
Откуда: дзержинский р-он ДОВАТОРА. смотрите тему карточки для детей
Голубой вагон. Ноты цифрами Куплет 7,- 3 -2/3- 3 — 4 — 3 — 2 — 3 — 2 — 1 — 1 3 — 7,- 3 — 2 — 1 — 6, 3′- 7 — 3′- 2′- 1′- 6 Мелодия из «Белых корабликов» цифрами 2 — 2 — 2 — 4 — 6 — 5 — 4 ‘1 — 7 -‘1 -‘2 -‘1 -6/7- 5 ‘1 — 7 -‘1 -‘2 -‘1 -6/7- 5 Пристани корабликам, Всё плывут кораблики, Музыка В. Шаинского. Песня Бременских музыкантов на детском пианино 4____4____4___3____2__2__4___6__5_4_5___3__3__5___3 6____6____6__7__’1___6__’2__’2___’2__’1_7___5___7_’2_’1_7__6 4____5___6__’1_7__6___7_’2__’3_’2_’1_’1__’1__7 ‘1_7_6_,6_1_3_4_4_4_4_4_3_2__2__2_2_2 Песенка о лете — 2 — 2 — 2 — 2 — 2 — 5 — 2 — 6 — 2 — 6 ‘2 — 7 — 7 -‘2 -‘2 — 7 -‘2 -‘2 -‘2 — 7 — 7 — 5 — 5 — 3 — 2 Ну и на всякий случай, добавлю слова песенки: Мы в дороге с песенкой о лете, Мы покрыты бронзовым загаром, Вот оно какое, наше лето! На зеленой солнечной опушке «Я на солнышке лежу» ‘1 — 6/7-6 — 4 — 2 — 3 — 4 6/7 — ‘2 — 5 — 6 — ‘1 — 4 5 — 6 — 6/7 — 5 — 3 — 5 — 4 Добавлено спустя 2 минуты 40 секунд: В траве сидел кузнечик 63 63 655 Рождественская песня — Jingle bells 333 333 Добавлено спустя 4 минуты 21 секунду: Снежинки |
Профессор
На сайте с 03.09.10
Сообщения: 7870
В дневниках: 1440
Откуда: Город измятых костюмов
Спасибо за подборку. Я так хотела в детстве научиться играть на пианино. Не консерватория и проч. А чуть ли не на уровне «Собачьего вальса». Но мама много работала, это были 90-е г.г., а муз.школа была в неблагополучном районе. Короче, не водил меня никто. Позавчера знакомая прислала дочке книжку-пианино. Я реализую свои детские мечты. |
Первый класс вторая четверть
На сайте с 11.09.09
Сообщения: 856
В дневниках: 1
Откуда: Северо-Чемской
Где продаются такие ноты? |
Профессор
На сайте с 03.09.10
Сообщения: 7870
В дневниках: 1440
Откуда: Город измятых костюмов
murka_p У меня в самой книжке нарисованы были. А остальные в интернете бесплатно нашла. |
Первый класс вторая четверть
На сайте с 03.01.10
Сообщения: 520
В дневниках: 2
Девочки,большое спасибо. Будем играть!! |
Академик
На сайте с 29.09.07
Сообщения: 26507
В дневниках: 47
Откуда: Новосибирск
А еще есть ноты не цифрами, а названиями нот Маленькой елочке холодно зимой соль, ми-ми, соль, ми-ми, соль-фа-ми-ре-до ля, до(верх)-ля, соль, ми-ми, соль-фа-ми-ре-до Маленькой елочке Холодно зимой. Сколько на елочке Шариков цветных, Встанем под елочкой В дружный хоровод, Жили у бабуси два веселых гуся фа-ми-ре-до, соль-соль фа-ля-ля-фа-ми-соль-соль-ми Жили у бабуси два веселых гуся, Мыли гуси лапки в луже у канавки, Вот кричит бабуся — «Ой, пропали гуси!» Выходили гуси — кланялись бабусе! Дождик, дождик, полно лить, до-ре-ми-фа-соль-соль-соль Едет. Едет паровоз — Я гуляю во дворе до-до-ре-ре-ми-ми-фа Я гуляю во дворе, ля-ми-ля-ми-ля-соль-соль В траве сидел кузнечик, Представьте себе, Он ел одну лишь травку, Представьте себе, Но вдруг пришла лягушка, Представьте себе, Не думал, не гадал он, Представьте себе, Представьте себе, Представьте себе, ми-ми-ми,ми-ми-ми ми-ми-ми, ми-ми-ми до-фа-ми-ре-до Jingle bells, jingle bells, соль-соль-соль ре ми ми ре, си си ля ля соль, Источник |