Свиридов соната для фортепиано

Георгий Васильевич Свиридов. Соната для фортепиано

Георгий Васильевич Свиридов известен в первую очередь как автор вокальных и хоровых произведений, но его талант проявился и в области инструментальной музыки. Мы расскажем о Сонате для фортепиано, созданной в 1944 г. Тогда же Дмитрий Дмитриевич Шостакович написал свое Фортепианное трио № 2 ми минор, и это не случайное совпадение – оба сочинения посвящены памяти Ивана Ивановича Соллертинского, который в тот год ушел из жизни. С этим талантливым отечественным музыковедом Свиридов познакомился в консерватории, где слушал его лекции, а во время Великой Отечественной войны Свиридов и Соллертинский находились в эвакуации в Новосибирске и подружились, несмотря на разницу в возрасте.

В этом произведении очевидно влияние Шостаковича, что признавал и сам Георгий Васильевич: острая конфликтность, симфонический размах, моменты сосредоточенного размышления, сменяющиеся мощными нарастаниями и грандиозными кульминациями – все эти черты, присущие стилю Шостаковича, присутствуют и в сочинении Свиридова. Образы тревожного времени, неумолимой судьбы, героической борьбы и протеста предстают в этом произведении, поражающем рельефностью и мощью фактуры (композитор нередко использует такой прием, как октавные удвоения – они придают звучанию фортепиано поистине оркестровую мощь). Драматической напряженности Фортепианной сонаты способствует следование ее частей без перерыва, но не только это придает циклу удивительную цельность – в нем присутствуют интонационные связи между частями. Например, в конце третьей части утверждается квартовая интонация, которая лежала в основе обеих тем первой части.

Фортепианная соната Свиридова отличается сдержанностью чувств, но при этом произведение исполнено драматизма. Структура ее соответствует классическому трехчастному циклу. В первой части сонаты воплотилась не только скорбь по ушедшему другу, но и атмосфера того времени, когда она создавалась. Уже в начале первой части – Allegro vivo e risoluto – возникает ощущение беспокойства, встревоженности. В остинатных фигурах пунктирного ритма взлетают и ниспадают стремительные фигурации, на фоне которых возникает в низком регистре тема главной партии. Она сочетает в себе напевность и декламационность, но острые, «изломанные» мелодические интонации подчеркивают ее суровый драматизм. Ей контрастирует мажорная побочная партия. Трехдольность придает ей танцевальный оттенок, она звучит уверенно, полнокровно и даже радостно в мощной аккордовой фактуре, могучая сила заключена в ней. Множество разнообразных эмоций выражено в разработке. Смятение чувств, которое уже в экспозиции было очевидно в главной партии, теперь выражается с особенной остротой. Переходу к репризе предшествует кульминация, в которой главная и побочная партии объединяются в одновременном звучании – это момент наивысшего экстаза. В лаконичной репризе эмоциональное напряжение постепенно идет на спад, и в коде фигурации уходят в очень высокий регистр, постепенно «растворяясь» (этот момент заставляет вспомнить об одном из эпизодов Симфонии № 5 Шостаковича – «истаивание» пассажей челесты, завершающее первую часть).

Вторая часть – Largo – исполнена мрачной экспрессии, заставляющей вспомнить офорты Франсиско Гойи. В верхнем голосе звучат гибкие, пластические фразы, отмеченные чертами речевой выразительности. В них звучит то горькая жалоба, то решительный, гневный протест. Этому «человеческому голосу» противопоставляется сухая ритмическая фигура, напоминающая танго, которая со зловещей «механической» навязчивостью повторяется в басу. По мере развития контрастность и даже конфликтность этих слоев фортепианной фактуры не подчеркивается – напротив, она смягчается, и голоса сливаются в призрачном звучании, словно удаляясь.

В третьей части – Allegro vivo – особенно очевидно сходство с Шостаковичем: «вихрь» фигураций напоминает первую часть его Сонаты для фортепиано № 2. Здесь можно усмотреть нечто общее и с заключительной частью Сонаты си-бемоль минор Фредерика Шопена с ее «ветром, проносящимся над могилами» – образно-эмоциональное содержание финала свиридовской сонаты столь же мрачно. В контрастных регистрах – то в басу, то на высоких звуках – появляются отрывистые мотивы. Гневные интонации звучат все более явственно, мощная энергия концентрируется, пассажи переходят в тяжелые, настойчиво звучащие аккорды. Стремительное движение фигураций продолжается до конца, завершаясь сопоставлением аккордов в контрастных регистрах (отчаянный возглас в высоком регистре – и обреченное «высказывание» в низком).

Премьера Фортепианной сонаты Георгия Свиридова состоялась в освобожденном Ленинграде, произведение прозвучало в авторском исполнении.

Источник

Свиридов соната для фортепиано

Если спросит пароль: Sviridov

BB (для форума) Комментарии

Всего комментариев: 14

Спасибо истинному ценителю серьезного музыкального искусства за предоставленную возможность найти и в Интернете инструментальные сочинения Г. В. Свиридова.

Но позвольте уточнить: когда же было исполнение Симфонии для струнного оркестра под управлением Рудольфа Баршая.
Насколько известно Симфония была исполнена четыре раза — два раза в Ленинграде: первые два — п\у Эдуарда Грикурова — в 1940 и 1941 гг., третий раз в Новосибирске в 1943 г. п\у Курта Зандерлинга. И последний раз в 2000 г. Большом зале Санкт-Петербургской филармонии камерным ансамблем «Солисты Москвы» п\у Юрия Башмета.

По поводу названия: Георгий Васильевич дал этому сочинению конкретное название «Симфония для струнного оркестра». И изменять его, если даже по жанру это действительно камерная симфония, никто не вправе.

Уточните, пожалуйста, указанные моменты. Истина, как и ложь, складывается из мелочей.

Друзья, ссылка «Музыка для камерного оркестра» уже скончалась. Другие ссылки не проверял.

И. подскажите пожалуйста, можно ли где-то взять партитуру этого замечательного произведения?

Источник

Свиридов Соната Для Фортепиано Исп Мария Кожина

Трек: Свиридов Соната для фортепиано Исп Мария Кожина

Загрузил: Николай Кожин

Длительность: 15 мин и 38 сек

Битрейт: 192 Kbps

Готовим файлы для скачивания

Ожидайте 5 секунд .

20.57 MB и длительностью 15 мин и 38 сек в формате mp3.

Слушают сейчас

Историк Олег Соколов Лекции

E T Katy Perry Slowed

То Ли Еще Будет Караоке

Меме Бабушкин Кастюм

Страны И Их Жизнь Meme

Bury Me Low Remix Meme

Аудиосказка Лама Красная Пижама

Как Разговаривать С Кем Угодно Марк Роудз

Цыган Поёт Я Бродяга Странник

Миллион Для Моей Дочери Савенок

Германия Полностью Разгромлена

Песни 1998 По 2020

Песня Майнкрафт Дамбо Musik

Danger Meme Full Song

Skechers By Dripreport But It S Lofi Hip Hop Radio Beats To Relax Study To

Танцуй Если Знаешь Этот Тренд 2021 Русские

Meme Знаете Это Чувство Когда Стоишь На Самом Краю Обрыва

Grawling Fnaf На Русском

Сборник Песен 2010 Года

It S Been So Long Meme William Afton

Страшные Истории На Ночь Жуткая

Оставив Здесь Кусочек Детства

Счастливые Люди Муравейник

Вальс Санкт Петербург

Лиците Латышская Народная Песня Фортепиано

Nightcore La Di Die

Vintage Chic Lounge Playlist 2021 4 Hours

Джеймс И Гигантский Персик

Sad Slowed Songs To Cry To Pt 2

Copyright ©Mp3frog.com 2019
Все права защищены

Здесь вы можете скачать mp3 музыку, которая вам нравится. Зажигательные и популярные хиты на нашей музыкальной платформе. Мы предлагаем слушать музыку бесплатно в хорошем качестве

Почта для жалоб и предложений: [email protected]

Источник

Sviridov Sonata For Piano

Загрузил: BEST OF CLASSICAL MUSIC

Длительность: 14 мин и 41 сек

Битрейт: 192 Kbps

Georgy Sviridov Snowstorm Waltz

Georgy Sviridov Piano Sonata 1944

Schumann Piano Sonata N 1 Op 11 Gilels London 1959

Rudolf Kerer Plays Georgy Sviridov Piano Sonata 1944

I Lyzohub 1787 1867 Sonata For Cello And Piano

Mozart Piano Sonata No 5 In G Major Kv 283 Daniel Barenboim

Prokofiev Piano Sonata N 8 Richter Studio

C P E Bach Wq 65 42 H 189

BEST OF CLASSICAL MUSIC

C P E Bach Symphony In G Major Wq 173

BEST OF CLASSICAL MUSIC

C P E Bach Trio Sonata In D Minor Wq 145

BEST OF CLASSICAL MUSIC

Sviridov Partita No 1 For Piano 2 2

Rodrigo Piano Works Artur Pizarro

C P E Bach Sonata For Keyboard In D Minor Wq 69 H 53

BEST OF CLASSICAL MUSIC

C P E Bach Sonata For Organ No 5 In D Major Wq 70 5

BEST OF CLASSICAL MUSIC

Mozart Fantasia In D Minor

BEST OF CLASSICAL MUSIC

C P E Bach Symphony In Es Dur Wq 179

BEST OF CLASSICAL MUSIC

C P E Bach Sonata For Oboe And B C In G Minor Wq 135

BEST OF CLASSICAL MUSIC

Mozart Piano Concerto No 23 In A Major Kv 488 Complete

BEST OF CLASSICAL MUSIC

C P E Bach Trio Sonata C Major Wq 147

BEST OF CLASSICAL MUSIC

Medtner Forgotten Melodies Op 38 No 1 Piano Sonata No 10 In A Minor Reminiscenza 1 2

Я Принцесса Из Тайги Меме

Soda Luv Хотбокс Минус

Mən Aşkımın Dəlisiyəm

Trueтень 2021 Альбом

Мама Россия Мама

Jemal Saparowa Sana Duşup

Я Себя Сделала Сама Tik Tok

Миа Бойка Бегу По Тропинке В Голове Ляляля Bassboosted

Владимир Песня 2021

Трио Головокружительный Аккордеон

Соник Rasa Пчеловод Пародия Песня Про Соника

U2 All I Want Is You Preview U2 At The Bbc

Yanagi Xalli Qiz Mp3 Skachat

Edward Maya 2021

Panda Parody Panda Kitanda Padi Wubonn Kajairo Version

Parsapi Feat Isienna Beliefs Kvinn Remix

Gold Live At Desertfest Berlin 2017

Invadindo E Destruindo Base Inimiga Factions Pe 7 Minecraft Pe 0 15 10

Black Ops Trick Shot Tutorial Beginner

Суд Признал Правоту Думы

Sviridov Sonata For Piano

Обнаружили Подземных Ход Решили Откопать В Поисках Золота И Старины С Дмитрием

Arco Iris La Lluvia

Kamusta Si Baby Filipina British Life In Uk

Реакция Tiny Bunny На Тик Ток Gacha Club Новелла Зайчик

Intel Xeon Processor Guide In Hindi

30 Сентября 2020 Г

Small Town Gay Bar Intro With Kevin Smith And Malcolm Ingram

Live Qna Session Product Discussion 2020

Livestream Saturday April 10Th

Gy6 Test Variator Naraku Hs High Speed Racing

Titanic Instrumental Whatsapp Status

Танец На Последний Звонок От Учеников Мкоу Раздольненская Сош

Источник

Свиридов соната для фортепиано

Георгий Васильевич Свиридов
(1915–1998)

Избрание для себя темы, неизменно воплощаемой в творчестве, определило и круг жанров, к которым обращается композитор. Это жанры, связанные со словом, с живой, согретой человеческим теплом интонацией, будь то романс, цикл песен, хоровая поэма или оратория. Свиридова привлекают лишь стихи самой высокой пробы: Пушкина и Лермонтова, Тютчева и Некрасова, Есенина и Блока, а из зарубежной поэзии — Бёрнса и Исаакяна. Он создает произведения, конгениальные поэтическим первоисточникам. В наследии композитора нет ни опер, ни балетов. Основной его массив связан с вокальными, чаще — хоровыми жанрами. В ранние годы, еще не найдя своего индивидуального пути, Свиридов обращался к инструментальной музыке, а позднее, для заработка, — к музыке для кинофильмов и драматических спектаклей. Из них родились и оркестровые сюиты.

Георгий (Юрий) Васильевич Свиридов родился 3(16) декабря 1915 года в маленьком провинциальном городке Фатеже Курской губернии. Отец его, происходивший из крестьян, получил кое-какое образование и стал почтовым служащим. Мать была учительницей. Семья жила на окраине городка, сразу за рекой начинались деревни, и мальчик жил в окружении сельского пейзажа. Его ранними впечатлениями стали народные песни, наигрыши пастуха, бытовая музыка, звучавшая в доме. В Фатеже он получил первые уроки игры на фортепиано.

В 1924 году семья, потерявшая отца (его, вступившего в коммунистическую партию, убили в 1919 году), переехала в Курск. Здесь мальчик учился в школе, продолжал заниматься музыкой. Больше рояля его привлекала балалайка, и он начал играть в оркестре народных инструментов. Летом 1929 года, решив серьезно заняться музыкой, поступил в музыкальную школу. На вступительном экзамене сыграл марш собственного сочинения, и педагоги сумели разглядеть в мальчике музыкальное дарование.

В 1931 году Свиридов закончил школу и через год поехал в Ленинград, где поступил в Первый музыкальный техникум, в класс рояля профессора И. Браудо. Жил в общежитии, подрабатывал на жизнь, играя вечерами в кино и ресторанах, часто недоедал, из-за этого болел. Но все преодолевала жажда знаний. В 1933 году Свиридов понял, что его путь — сочинение, а не исполнение музыки, и добился перевода на композиторское отделение, где стал заниматься у профессора М. Юдина. За три года пребывания в его классе юный музыкант написал большое количество сочинений, в числе которых были Квартет для скрипки, флейты, альта и виолончели, Скрипичная соната, Сонатина для фортепиано, фортепианные прелюдии.

В 1935 году, на пороге двадцатилетия, им был создан вокальный цикл — шесть романсов на стихи Пушкина — принесший Свиридову первый большой успех. Вскоре эти романсы вошли в репертуар лучших отечественных исполнителей и по сей день остаются классикой жанра. Свиридова приняли в Союз композиторов, и уже после этого, в 1936 году, он поступил в Ленинградскую консерваторию, в класс П. Рязанова. Вскоре Рязанов переехал в Тбилиси, и по рекомендации Союза композиторов Свиридова принял в число своих учеников начинавший педагогическую деятельность Шостакович. На многие годы великий композитор стал для Свиридова старшим другом.

«Встречи с Д. Д. Шостаковичем, а позднее и И. И. Соллертинским имели громадное значение для всей моей жизни, — писал в начале 60-х годов Свиридов. — Влияние этих двух людей на меня было очень велико, и я в значительной степени как человек и музыкант формировался под их воздействием». В свою очередь, Шостакович вспоминал: «Он всегда поражал, просто поражал меня своим творчеством. Он отличался необыкновенной активностью. Быстро писал, очень быстро писал. На каждый, буквально каждый урок он приносил что-нибудь новое — пьесу для фортепиано, романс, песню. Кстати, Свиридов всегда очень хорошо играл на рояле — превосходный пианист! — и очень выразительно пел. И сейчас (в 1965 г. — Л. М.) композитор лучше всех играет свою музыку, аккомпанирует певцам. Со школьной стороны в его сочинениях было все в порядке. Я, как педагог, терялся. Не знал, что сказать: ни к чему нельзя было придраться. Уже в те времена Георгий Васильевич всегда ставил перед собой и перед своим музыкальным творчеством высокие, очень высокие требования. Он всегда сознавал великое этическое значение нашего искусства».

В годы ученичества Свиридов пишет симфонию, Концерт для фортепиано с оркестром, инструментальную музыку, работает над опереттой, над музыкой к кинофильму и драматическим спектаклям, создает хоровые песни. В 1941 году он окончил консерваторию. К этому времени он уже был женат на Валентине Николаевне Токаревой — пианистке, знакомой еще по Курску, у них подрастал сын.

В первые дни Великой Отечественной войны Свиридов был зачислен курсантом Уфимского военного училища, но в декабре его по состоянию здоровья демобилизовали. Композитор поехал в Новосибирск, куда была эвакуирована Ленинградская филармония во главе с ее дирижером Мравинским и художественным руководителем Соллертинским, большим другом Шостаковича и Свиридова. Там жил и работал до 1944 года, там же, потрясенный внезапной смертью старшего друга, написал Сонату для фортепиано, посвященную памяти Соллертинского. Кроме того, в Новосибирске он сочинил много песен, создал вокальный цикл «Песни странника» для баса с симфоническим оркестром на стихи китайских поэтов, вокальную сюиту на стихи Шекспира. В конце года он возвратился в Ленинград. Вскоре в портфеле композитора появляются оперетта «Раскинулось море широко», Первый и Второй струнные квартеты, Фортепианное трио, тетрадь фортепианных пьес, Альбом пьес для детей, музыка к нескольким драматическим спектаклям. В 1951 году им создается оперетта «Огоньки», годом ранее возникает великолепная поэма для тенора и баса с фортепиано на стихи А. Исаакяна «Страна отцов».

К этому времени у Свиридова уже другая семья. В 1945—1946 годах развивается бурный роман с обаятельной Аглаей Корниенко, закончившийся браком и рождением сына, Юрия, ставшего впоследствии крупным ученым-японистом. Но брак этот, как и первый, оказался недолгим. Лишь в 1953 году, когда в жизнь музыканта вошла Эльза Густавовна Квазер, умная, деятельная, с твердым и заботливым характером, его семейная жизнь была упорядочена навсегда. Эльза Густавовна стала верным другом, единомышленницей, идеальной домоправительницей, помощницей в делах.

Композитор выходит, наконец, на собственный самобытный путь, принесший крупнейшие творческие достижения. В 1955 году им созданы песни на стихи Бёрнса, сразу же приобретшие широчайшую известность. В течение 1955—1956 годов пишется «Поэма памяти Сергея Есенина», подтверждающая славу одного из крупнейших композиторов России. В 1956 году появляется еще один есенинский цикл — «У меня отец крестьянин». Этот год отмечен и переездом в Москву. Отныне и до конца дней жизнь и творчество Свиридова связаны со столицей.

Жизнь Свиридова во многом меняется в эти годы. В 1957-м на Втором Всесоюзном съезде композиторов его избирают членом Правления, вскоре он входит в редколлегию журнала «Советская музыка», выступает со статьями во многих газетах, принимает участие в разворачивающихся жарких дискуссиях о путях развития современной музыки. Начинаются и многочисленные встречи со слушателями, восторженно принимающими его произведения. 1957 год приносит восемь романсов на стихи Лермонтова, 1958-й — цикл «Слободская лирика» на стихи А. Прокофьева и М. Исаковского, в котором автор обращается к милой сердцу жизни русской провинции. В 1959 году создана Патетическая оратория на стихи Маяковского, в следующем — семь песен для голоса и фортепиано под общим названием «Из Шекспира», а в течение 1961—1963 годов композитор работает над «Петербургскими песнями» на стихи Блока. И еще не раз на протяжении творческого пути обращается Свиридов к Блоку и Есенину — любимым поэтам, воплотившим два пристрастия музыканта: к стране и великому городу, которые воспевал Блок, и к провинциальной России. Так появляются кантата «Деревянная Русь» на стихи Есенина, оратория «Пять песен о России» на стихи Блока, кантата «Светлый гость» по Есенину, хоровой цикл «Песни безвременья» по Блоку, поэма для голоса с фортепиано «Отчалившая Русь» по Есенину, кантата «Ночные облака» и поэма для баритона с фортепиано «Петербург» — снова Блок.

Конечно, не только эти поэты привлекают Свиридова, хотя неизменно его пристрастие к жанрам, связанным с поэтическим словом, с использованием красок, присущих голосу или массе голосов — хору. Он экспериментирует: пишет для голоса и фортепиано, для хора а капелла, для ансамбля солистов-певцов и инструменталистов, для хора с оркестром. И неизменно в его музыке слышится подлинная Россия, ее почвенные интонации, ее история, ее судьба. Выражение этой же темы ищет композитор и в незаконченном замысле середины 50-х годов — оратории «Декабристы (Песни вольности)» на стихи поэтов-декабристов и Пушкина. Пушкиным вдохновляется Свиридов еще не однажды: в концерте для хора «Пушкинский венок», в «Трех стихотворениях А. С. Пушкина» для хора а капелла (оба сочинения — 1978), в четырехчастной композиции «Из Пушкина». Все реже становятся его отвлечения от основной линии творчества на прикладные жанры: последние работы, связанные с кино, относятся к середине 60-х годов, в 80-е написан только музыка к фильму «Красные колокола» и спектаклю «Смерть Ивана Грозного». Зато, кроме кантаты «Ладога» на стихи А. Прокофьева и «Гимнов родине» на стихи Ф. Сологуба, последние годы характерны обращением к жанрам, казалось бы, немыслимым в советское время. Это создаваемые на протяжении 1980—1997 годов «Песнопения и молитвы», 16-частное сочинение для смешанного хора без сопровождения «Из литургической поэзии».

Среди произведений иных жанров, не связанных со словом, с голосом, создано немногое, но это немногое также представляет большую художественную ценность. Две партиты для фортепиано 1960-го года — переработки сочинений, написанных в 1946-м и 1957 годах и более не удовлетворявших взыскательного мастера. 1964 год приносит Музыку для камерного оркестра, вдохновленную высоким мастерством камерного оркестра под управлением Рудольфа Баршая и ему посвященную. Тогда же создается Маленький триптих для оркестра. В 1965 году появляется сюита «Русский лес» — та же тема, что всегда волнует композитора, воплощена в ней исключительно оркестровыми средствами. Из музыки к кинофильму «Время, вперед!», вышедшему на экраны в 1966 году, также составлена сюита, уверенно завоевавшая место на симфонической эстраде. Наконец, поистине всенародным успехом пользуется «Метель» для симфонического оркестра, которую сам композитор определил как «музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина».

60-е годы приносят Свиридову международное признание. Его начинают исполнять за рубежом, о нем пишет статьи французский музыковед, знаток русской музыки Р. Гофман. Фестиваль русской музыки во Франции в мае 1969 года становится подлинным триумфом Свиридова. С огромным успехом в крупнейших залах Парижа звучат «Курские песни», хоры, Маленький триптих. В газетах о композиторе пишут как о мастере, «обладающем огромным воображением и своеобразным музыкальным почерком». Выпущены пластинки с записями нескольких сочинений Свиридова, причем пластинка с Пятью хорами и «Курскими песнями» получает Большой приз Французской музыкальной академии, а запись Патетической оратории — Большой приз Академии вокальной музыки. Это первый случай, когда музыка русского композитора отмечена столь высокой наградой.

На IV международном конкурсе имени П. И. Чайковского, состоявшемся в 1970 году сочинения Свиридова были включены в обязательные программы вокалистов. Шло время, и его музыка, исконно русская, наполненная ритмо-интонациями родного фольклора, завоевывала все более широкие круги слушателей. Девяностые годы принесли неизбежное с возрастом ухудшение здоровья, замедление творческого процесса. До конца дней композитор работал над пушкинскими стихами. Свое последнее, четырехчастное сочинение, названное просто «Из Пушкина», он не успел оркестровать. Смерть наступила 6 января 1998 года в Москве. Похороны состоялись на Новодевичьем кладбище столицы.

Источник

Оцените статью