Свиридов Георгий — Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель» (полная версия)
Свиридов, Георгий (Юрий) Васильевич (1915–1998), русский композитор.
Родился 3 (16) декабря 1915 в Фатеже (Курская губерния) в семье почтового служащего. Отец погиб во время Гражданской войны. После окончания музыкальной школы в Курске учился в ленинградском 1-м музыкальном техникуме, а с 1936 – на композиторском факультете Ленинградской консерватории, которую окончил в 1941 по классу Д.Д.Шостаковича. С 1956 жил в Москве; работал в театре и кино, в 1968–1973 руководил Союзом композиторов РСФСР.
Как композитор Свиридов дебютировал циклом романсов на стихи Пушкина (1935) – ярким и до сих пор репертуарным сочинением; в его ранних инструментальных опусах (фортепианном трио, струнном квартете, разных фортепианных сочинениях и др.) было ощутимо влияние Шостаковича. Но с середины 1950-х годов, начиная с великолепной Поэмы памяти Сергея Есенина (1956), определился индивидуальный стиль композитора, являвший собой скорее противоположность Шостаковичу и его школе. Прежде всего, Свиридов сосредоточился на жанрах, связанных с русским поэтическим словом, – кантате, оратории, вокальном цикле (грани между жанрами у него часто стираются), и все его высшие достижения связаны именно с этой сферой, хотя и среди немногочисленной инструментальной музыки композитора есть настоящие шедевры, среди них – Маленький триптих для оркестра (1966) и Метель (музыкальные иллюстрации к повести Пушкина, 1974). Кроме того, с именем Свиридова связано характерное для 1960-х годов движение в отечественной музыке, которое иногда называют «новой фольклорной волной». Опорными вехами в этом движении стали упомянутая Поэма памяти Сергея Есенина, вокальный цикл У меня отец – крестьянин (1957), кантата Деревянная Русь (1964) и поэма Отчалившая Русь (1977) на стихи Есенина, а также – в очень большой мере – кантата Курские песни (1964) на подлинные народные напевы и тексты и ряд произведений на стихи Блока (в частности, вокальные циклы Петербурские песни, 1964, и Шесть песен, 1977), Некрасова (Весенняя кантата, 1972), Пушкина (Пушкинский венок, 1979). Свиридов писал также на стихи Маяковского (например, Патетическая оратория, 1959), Пастернака («маленькая кантата» Снег идет, 1965), Лермонтова, Хлебникова, А.А.Прококофьева, М.В.Исаковского, А.Т.Твардовского и на переводные тексты Шекспира, Бёрнса, Исаакяна.
Основной чертой стиля композитора можно считать опору на первичную национальную жанровость (почти во всех его произведениях так или иначе прослеживается песенная основа) и на национальную интонацию, речевую и песенную (в этом смысле Свиридов – продолжатель Мусоргского); далее можно говорить о лаконизме и мудрой простоте форм, прозрачности фактуры и т.д. «Свиридовская простота», не имеющая ничего общего с «упрощением», – на самом деле сложное явление: в современных исследованиях ее иногда сопоставляют с тенденциями к минимализму в западной культуре, а постоянное стремление композитора к работе со словом рассматривают как ностальгию по первичной нераздельности музыки и стиха; в том же ключе – обретения корней – может рассматриваться и свиридовский «неофольклоризм». С еще большим основанием можно говорить о ностальгии в связи с образным миром его музыки, которая нередко звучит как плач по потерянной родине, прощание с ушедшей («отчалившей») Россией.
Пронзительность свиридовской интонации своеобразно проявляется в том пласте его творчества, который связан с духовными мотивами (понимая под этим не «церковность» в чистом виде, а скорее состояние «около церковных стен»). Одним из первых, очень рано обратился он к этому пласту, создав в 1973 три замечательных хора к трагедии А.К.Толстого Царь Федор Иоаннович и Хоровой концерт памяти А.А.Юрлова (рано умершего замечательного хормейстера, одного из лучших исполнителей музыки Свиридова). В последнее десятилетие своей жизни Свиридов постоянно работал над хорами на церковнославянские тексты: некоторые из них вошли в крупный хоровой цикл Песнопения и молитвы, но большая часть написанного пока не издана и не исполнена.
Творческая биография Свиридова в целом являет собой удивительный пример внутренней свободы и независимости при внешней полной адаптации к имевшимся политическим и общественным условиям: он получил звание народного артиста СССР, звезду Героя социалистического труда, был депутатом Верховного совета РСФСР, лауреатом государственных премий, его музыка (из фильма Время, вперед!) звучала (и звучит) в заставке новостей первого государственного телеканала; в то же время нередко можно услышать мелодии Свиридова в исполнении уличных музыкантов (особенно Вальс и Романс из Метели).
Источник
Георгий Свиридов — Кантаты
ноты, партитуры, клавиры кантат композитора Г.Свиридова
Георгий Свиридов
Кантаты
для солистов, хора и симфонического оркестра
переложение для пения с фортепиано автора
“Музыка”, 1976г.
номер 8967
КУРСКИЕ ПЕСНИ (Слова народные)
Для смешанного хора и Симфонического оркестра
ДЕРЕВЯННАЯ РУСЬ (Слова С. Есенина)
Маленькая кантата для тенора, мужского хора и симфонического оркестра
1. Прощай, родная пуща
2. Топи да болота.
3. Я странник убогий
4. Не ищи меня ты в боге.
СНЕГ ИДЕТ (Слова Б. Пастернака)
Маленькая кантата для женского хора, хора мальчиков и симфонического оркестра
1. Снег идет
2. Душа
3. Ночь
ВЕСЕННЯЯ КАНТАТА (Слова Н. Некрасова) Для смешанного хора и симфонического оркестра
1. Весенний зачин
2. Песня
3. Колокола и рожки
4. Матушка-Русь
Скачать ноты
Г. Свиридов
Деревянная Русь
Маленькая кантата
для тенора, мужского хора и симфонического оркестра
слова Сергея Есенина
партитура
“Музыка”, 1967г.
номер 5227
- 1. Прощай, родная пуща.
- 2. Топи да болота.
- 3. Я странник убогий.
- 4. Не ищи меня ты в боге.
Скачать ноты
Источник
Ноты — Ансамбли для баяна, аккордеона
для ансамблей баянов, аккордеонов
дуэты, трио, квартеты
Концертный репертуар
Пьесы советских композиторов
Выпуск 1
для ансамблей баянистов
составитель О.Шаров
“Композитор”, 1986г.
номер с1276к
- Д. Шостакович. Вальс-шутка. Переложение О. Шарова.
- В. Гаврилин. Веселая прогулка. Переложение Ю. Лихачёва.
- В. Дулёв. Парафраз на тему песни А. Петрова «Я шагаю по Москве»
- Г. Шендерёв. Концертная сюита
- I. Прелюдия
- II. Скерцо
- III. Allegro
Скачать ноты для ансамбля
Спасибо Шафаяту за сборник!
Концертный репертуар
Пьесы советских композиторов
Выпуск 2
для ансамбля баянистов
составитель О.Шаров
“Композитор”, 1990г.
номер с1667к
(pdf, 3.17 Мб)
- Перепелочка. Белорусская народная песня для двух баянов. Обработка Ю. Лихачева
- A. Дугушин. Фантазия на темы трех русских народных песен для двух баянов
- Концертная молдавская хора для двух баянов. Обработка А. Дмитриева
- Д. Шостакович. Гавот. Переложение для двух готово-выборных баянов О. Шарова
- B. Мурадели. Россия — Родина моя. Обработка для двух баянов Ю. Лихачева
- А. Бызов. Казаки. Вариации для двух баянов на тему братьев Покрасс
- А. Лебедев. Фантазия в старинном стиле для трио баянистов.
- Р. Щедрин. Девичьи частушки из оперы «Не только любовь». Переложение для трио баянистов Е.Ишанина
Скачать ноты для ансамбля
Концертный репертуар
для дуэта многотембровых выборных баянов
составители Б.Ларионов и В.Савин
“Советский композитор”, 1986г.
номер с1279к
- Г. Свиридов. Метель. Сюита из музыкальных иллюстраций к повести А. С. Пушкина. Переложение Б. Ларионова и В. Савина
- 1. Тройка
- 2. Вальс
- 3. Романс
- 4. Военный марш
- А. Хачатурян. Танец с саблями. Из балета «Гаянэ». Переложение Б. Ларионова и В. Савина
- А. Петров. Русский сувенир. Обработка Б. Ларионова и В. Савина
- А. Боярский. Диптих. Переложение Б. Ларионова и В. Савина
- 1. Отъезд партизан
- 2. Вечер в Молдавии
Скачать ноты
Играет уральское трио баянистов
составитель А.Толмачев
“Советский композитор”, 1980г
номер с5310к
- Р. ЛАГИДЗЕ. Сачидао. Переложение И.Шепельского
- Н. ХУДЯКОВ. Фантазия на темы песен о Дальнем Востоке
- М. СМИРНОВ. Огневушка-поскакушка (по сказу П. П. Бажова). Переложение А.Хижняка
- А. ЛЯДОВ. Музыкальная табакерка. Переложение А.Толмачева
- И. С. БАХ. Органная хоральная прелюдия. Переложение Н.Худякова
Скачать ноты трио баянов
Спасибо Ирине за сборник!
Лев Колесов
Произведения для ансамблей баянистов
Выпуск 1
“Культура”, 1994г
Учитывая то, что этот сборник авторский, в него включены произведения разных жанров.
Многие произведения сборника могут быть педагогическим материалом для музыкальных школ и училищ, музыкальным материалом для танцевальных постановок, а некоторые произведения могут быть использованы музыкантами в качестве концертных номеров.
Учитывая «музыкальный голод» на нотную литературу для народных инструментов и, баяна в частности, автор хотел бы учесть Ваши предложения по репертуарной политике.
Заслуженный работник
культуры России Лев Колесов
- 1. Фольклорная песня Московской области «Во поле орешина». Обработка Л. Колесова
- 2. Русская народная песня «Степь да степь кругом». Обработка Л. Колесова
- 3. Русская народная песня «Во поле береза стояла». Обработка Л. Колесова
- 4. Л. Колесов. «Лирический хоровод»
- 5. Л. Колесов. «Кадриль-проходка»
- 6. Л. Колесов. «Сельские зарисовки» (сюита)
- 1. Страдания
- 2. Гармошечный наигрыш
- 7. Л. Колесов. «Русский танец»
- 8. Л. Колесов. Русский плясовая «Барыня».
- 9. Л. Колесов. «Народные наигрыши»
- 10. Л. Колесов. Вальс «Воспоминание»
- 11. Л. Колесов. «Веселая прогулка».
Скачать ноты
Спасибо Шафаяту за сборник!
Лев Колесов
Обработки русских народных песен для ансамблей баянистов
репертуар юного музыканта
ВСЕРОССИЙСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД «НАРОДНАЯ МУЗЫКА И ДЕТИ, 1998г
Настоящий сборник является продолжением первого выпуска сборника «Произведения для ансамблей баянистов». Его отличие от первого выпуска состоит в том, что основой сборника является русская народная песня, а материал, подобранный в нем, рассчитан на учащихся с первого до последнего класса. Учитывая то, что игра в ансамбле является самым демократичным видом обучения, педагог может использовать данный сборник в работе с каждым учеником.
Лев Колесов.
Заслуженный работник культуры РФ
- На горе-то калина
- Из-за острова на стрежень
- Во поле береза стояла
- Вдоль по Питерской
- Выхожу один я на дорогу
- Я с комариком плясала
- Что ты жадно глядишь на дорогу
- Пойду ль я, выйду ль я
- Вечерний звон
- Ой, во поле травушка горела
- Ах, улица, улица широкая
- Тонкая рябина
- Из-под дуба, из-под вяза
- Березка (старинный вальс)
Скачать ноты
Спасибо Шафаяту за сборник!
Гр. и Л. Коваль
Полька «Кубанка»
для дуэта баянистов
«Военное издательство», 1951г.
Две фантазии
на темы песен советских композиторов для двух баянов
«Государственное музыкальное издательство», 1955г.
номер 24125
- Фантазия на темы песен советских композиторов о мире и дружбе. А.Шалаев
- Фантазия на темы песен И.Дунаевского. А.Марьин
Спасибо Шафаяту за сборник!
Ансамбли русских народных инструментов
Избранные произведения для ансамблей баянов
составитель А.Крылусов
«Музыка», 1983г.
номер 12331
- Народные песни и танцы
- 1. Яблочко. Русская народная песня. Обработка А. Данилова
- 2. Ах ты, степь широкая. Русская народная песня. Обработка П. Триодина
- 3. Крыжачок. Белорусский народный танец. Обработка Г. Тышкевича
- 4. Ой ти, дiвчино зарученая. Украинская народная песня. Обработка Б. Киселева
- 5. Петушок. Латышская народная песня. Обработка С. Павина
- Зарубежные композиторы
- 6. Ж. Бизе. Волчок.
- 7. Ф. Мендельсон. Свадебный марш из музыки к пьесе В. Шекспира «Сон в летнюю ночь»
- 8. Э. Григ. Шествие гномов из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт»
- 9. И. С. Бах. Фуга
- Русские композиторы
- 10. М. Глинка. Попутная песня
- 11. А. Лядов. Плясовая
- 12. М. Мусоргский. Рассвет на Москва-реке. Вступление к опере «Хованщина»
- 13. Н. Римский-Корсаков. Интермеццо из оперы «Царская невеста»
- 14. П. Чайковский. Вступление к опере «Евгений Онегин»
- Советские композиторы
- 15. С. Агабабов. Танец горянки
- 16. М. Блантер. Спортивный марш
- 17. С. Прокофьев. Вальс из балета «Золушка»
- 18. С. Прокофьев. Анданте из музыки к спектаклю «Евгений Онегин»
- 19. Хачатурян. Мазурка из музыки к драме М. Лермонтова «Маскарад»
- 20. Гр. Фрид. Гармошка. Из цикла «Незатейливые пьесы»
Переложение выполнили:
№ 2,7,12—14 — Г. Тышкевич; № 8,19 —А. Хижняк; №9 — В. Розанов; № 10,11,17,18,20 — А. Крылусов;
№15 — В. Ефимов; №16 —В. Цыбулин.
Скачать ноты
Спасибо Юрию за сборник!
Л.Бакалов
Концертный вальс
обработка для трех баянов А.Шалаева
«Военное издательство министерства обороны», 1955г.
(сканированные страницы)
Педагогический репертуар детская музыкальная школа
Ансамбли баянов и аккордеонов
составитель В.Иванов
«Музыка», 1990г.
номер 14375
ДУЭТ
1. С. Рахманинов. Итальянская полька
2. А. Цфасман. В дальний путь. Медленный фокстрот
3. Р. Паулс. Золотая свадьба
ТРИО
4. Чувашский наигрыш. Обработка А. Широкова
5. Б. Киселев. Хоровод
КВАРТЕТ
6. Д. Львов-Компанеец. За околицей
7. В. Петренко. Два фрагмента музыки рок-балета «Век»
Цветная ночь
Ночные бабочки
СЕКСТЕТ
8. Бандура. Украинская народная песня
9. Уж ты, Ваня, Ванюша. Русская народная песня. Обработка В. Иванова.
10. И. С. Бах. Прелюдия. Из I тома Хорошо темперированного клавира.
11. Ф. Шуберт. Музыкальный момент
12. Ж. Бизе. Волчок. Экспромт
13. А. Лядов. Прелюдия
14. М. Глинка. Патриотическая песня
15. М. Таривердиев. Воспоминание. Из музыки к телефильму «Семнадцать мгновений весны»
ОРКЕСТР
16. В. Иванов. Музыкальный момент
17. В. Иванов. Мазурка
18. В. Иванов. Шествие
Инструментовка и переложение В. Иванова
Скачать ноты
БАЯН
Многих любителей музыки баян очаровывает своим напевным звучанием. Интерес к инструменту постепенно перерастает в мечту научиться играть на нем. Взятие первого «рубежа» на пути осуществления этой мечты, то есть приобретение баяна, казалось бы, открывает широкую и прямую дорогу к овладению инструментом. Но, оказывается, только здесь и начинаются настоящие трудности. Лишь после многих неудач и разочарований наиболее стойкие всерьез задумываются о правильной организации своих занятий, о необходимости постепенного и всестороннего развития не только технических навыков игры, но и своих музыкальных способностей— слуха, музыкальной памяти, чувства ритма.
Здесь будет сказано только о самых первых трудностях, возникающих на начальном этапе обучения.
Во время занятий надо внимательно проверять свою игру, постоянно контролировать все стороны исполнения: следить не только за своей посадкой, положением рук, ног, но и за движениями меха, аппликатурой, правильным нажимом клавиш, а также за игрой по нотам и вести голосом отсчет долей такта.
О посадке, положениях рук, инструмента и других правилах игры можно прочесть в каждом самоучителе или «школе». А вот о наиболее распространенных ошибках среди начинающих сказано не везде. Неопытный баянист часто нажимает клавиши с излишним усилием (чаще в левой клавиатуре), ударяя по ним пальцами и толкая при этом мех. В результате учащийся привыкает играть неправильно, звучание баяна получается у него грубым, толчкообразным, исчезает плавность и певучесть. С первых уроков баянист должен привыкнуть плавно и равномерно водить мех, нажимая клавиши силой, необходимой лишь для преодоления сопротивления клавишной пружинки. Во время движения меха на разжим надо оказывать постоянное давление левой рукой на ремень, а при сжиме —на решетку баяна. Нельзя помогать движению меха правой рукой. Если вы будете поддерживать баян правой рукой за гриф, то правая рука у вас все время будет находиться в напряжении, движения пальцев будут скованными. Не менее важным является правильная смена направления в движении меха. Менять движение меха нужно в тот момент, когда пальцы отпускают одни клавиши и готовы нажать другие. Если смена меха произойдет позже или раньше этого времени (а это часто случается у начинающих), то звук раздвоится, игра станет похожей на заикания. Таким образом, одной из основных задач становится овладение правильной сменой меха. И этого надо добиваться с первого урока.
Правильная организация занятий — залог успеха. В первые дни заниматься следует немного — по 30 минут в день с перерывами. Однако постепенно длительность урока надо увеличивать и через месяц играть по часу — полтора в день. Баянист, овладевший начальными навыками игры, должен заниматься по 2 — 3 часа в день (в два приема). Если во время тренировок почувствуете усталость, то отдохните или поиграйте более легкие пьесы или упражнения. Не допускайте перерывов в занятиях, так как подобные перерывы даже в 1 — 2 дня ведут к частичной потере ранее приобретенных знаний и навыков. Обязательно играйте каждый день гаммы, арпеджио и другие упражнения. Они не только способствуют развитию беглости пальцев, но и вырабатывают аппликатурную дисциплину, навыки правильного положения рук, подготавливают к овладению новым материалом.
Обучающимся под руководством педагога рекомендуем такие пособия, как «Школа игры на баяне» А. Онегина или П. Говорушко, а также «Начальный курс игры на баяне» А. Иванова. Те, кто учится самостоятельно, могут воспользоваться «Трехгодичным курсом обучения игре на баяне» автора этой статьи или «Самоучителем игры на баяне» Н. Чайкина и А. Басурманова.
А. Басурманов
Источник