Свиридов время вперед партия фортепиано

Время, вперёд!

Георгий Свиридов был известнейшим русским композитором и пианистом XX века. Музыкальная жизнь композитора началась в начальной школе, когда Георгий Свиридов не просто начал увлекаться музыкой, но и учиться играть на балалайке. Со временем менялось окружение вокруг молодого, юного композитора, он переехал в Ленинград и по дарованию судьбы стал учеником Дмитрия Шостаковича. Позже его увлечение музыкой перешло в область сочинения, но ранний период творчества был весьма изменчивым и непостоянным. Только к середине столетия в произведениях Свиридова критики увидели его стиль написания – «русский стиль Свиридова». Простые для восприятия мелодические сочинения Свиридова были пронизаны национальными элементами русской музыки. Будучи современником Мусоргского, он воплотил в своем творчестве веяния своей эпохи, незаметно соеденив их воедино с опытом русских классиков – своих предшественников. Так, например, в его музыке естественно и незаметно сочетаются элементы старинных песнопений, кантов, песен и попевок обрядового содержания и характера, старинного пения по знаменам и современных жанров, таких как, к примеру, жанра городской песни, которая исполнялась массово.

В творческое наследие Георгия Свиридова входят произведения различных жанров и форм, таких как пьесы для фортепиано, романсы, концерты, сонаты, квинтеты, вокальная музыка, кантаты, хоровые произведения и многие другие. Казалось бы, при таком многообразии музыкальных жанров и форм обязательно должен существовать один жанр, в котором композитор преуспевает и отдает предпочтение в большей степени, чем другим, но такого не было и все произведения были настолько идеальными и совершенными, что не имели отрицательных черт вообще. Про Георгия Свиридова тяжело сказать обратное. Каждое его сочинение является ярким самобытным выражением его стиля, каждое наполнено своеобразием и глубиной чувств, яркостью образов и чистотой выражения.

Поэтому имя Георгия Свиридова известно всем любителям музыки и музыкального искусства в наше время не только как гениального пианиста-виртуоза, но и как отечественного композитора, внесшего неоценимый вклад в развитие и становление русской культуры и искусства XX века.

Смотрите также ноты произведений композитора Георгий Свиридов:

Источник

Время, вперёд!

Георгий Свиридов был известнейшим русским композитором и пианистом XX века. Музыкальная жизнь композитора началась в начальной школе, когда Георгий Свиридов не просто начал увлекаться музыкой, но и учиться играть на балалайке. Со временем менялось окружение вокруг молодого, юного композитора, он переехал в Ленинград и по дарованию судьбы стал учеником Дмитрия Шостаковича. Позже его увлечение музыкой перешло в область сочинения, но ранний период творчества был весьма изменчивым и непостоянным. Только к середине столетия в произведениях Свиридова критики увидели его стиль написания – «русский стиль Свиридова». Простые для восприятия мелодические сочинения Свиридова были пронизаны национальными элементами русской музыки. Будучи современником Мусоргского, он воплотил в своем творчестве веяния своей эпохи, незаметно соеденив их воедино с опытом русских классиков – своих предшественников. Так, например, в его музыке естественно и незаметно сочетаются элементы старинных песнопений, кантов, песен и попевок обрядового содержания и характера, старинного пения по знаменам и современных жанров, таких как, к примеру, жанра городской песни, которая исполнялась массово.

В творческое наследие Георгия Свиридова входят произведения различных жанров и форм, таких как пьесы для фортепиано, романсы, концерты, сонаты, квинтеты, вокальная музыка, кантаты, хоровые произведения и многие другие. Казалось бы, при таком многообразии музыкальных жанров и форм обязательно должен существовать один жанр, в котором композитор преуспевает и отдает предпочтение в большей степени, чем другим, но такого не было и все произведения были настолько идеальными и совершенными, что не имели отрицательных черт вообще. Про Георгия Свиридова тяжело сказать обратное. Каждое его сочинение является ярким самобытным выражением его стиля, каждое наполнено своеобразием и глубиной чувств, яркостью образов и чистотой выражения.

Поэтому имя Георгия Свиридова известно всем любителям музыки и музыкального искусства в наше время не только как гениального пианиста-виртуоза, но и как отечественного композитора, внесшего неоценимый вклад в развитие и становление русской культуры и искусства XX века.

Смотрите также ноты произведений композитора Георгий Свиридов:

Источник

Г. Свиридов — Время вперед! — для фортепиано в четыре руки

Сборники с нотами для фортепиано
ноты в pdf


Г. Свиридов
Время, вперед!

переложение для фортепиано в 4 руки Б. Березовского и Н. Хотунцова
сюита для симфонического оркестра
“Музыка”, 1979г.
номер 2390

  • ВСТУПЛЕНИЕ
  • УРАЛЬСКИЙ НАПЕВ
  • МАРШ
  • МАЛЕНЬКИЙ ФОКСТРОТ
  • НОЧЬ
  • ЧАСТУШКА

Скачать ноты


Георгий Свиридов
Время, вперед!

Сюита из музыки к кинофильму
Партитура
“Музыка”, 1977г.
номер 5605

I. Уральский напев / Urals Tune
II. Частушка / Chastushka (Limerick)
III. Марш / March
IV. Маленький фокстрот / Little Foxtrot
V. Ночь / Night
VI. Время, вперед! / Time, forward March!

Скачать ноты


Г. Свиридов
Время, вперед!

Аккомпанемент — Гитара:

  1. — Уральский напев из сюиты переложение В.Максименко Репертуар гитариста и еще здесь Популярная музыка

Аккомпанемент — Баян:

для трубы с фортепиано с8359к

Скачать ноты

Краткие сведения

СВИРИДОВ Георгий (Юрии) Васильевич — русский советский композитор — родился 16. XII. 1915 года в Фатеже (Курская губ.). Окончил Ленинградскую консерваторию по классу композиции у Д. Шостаковича. Народный артист РСФСР, народный артист СССР, лауреат Государственных премий СССР, лауреат Ленинской премии. Среди его произведений: музыкальные комедии «Настоящий жених», «Раскинулось море широко», «Огоньки»; вокально-симфонические циклы «Патетическая оратория», «Поэма памяти С. Есенина», «Песнь на смерть В. И. Ленина», «Мы не верим», «Курские песни», поэма «Песни странника», кантата «Петербургские песни», кантата «Грустные песни», «Деревянная Русь»; симфония для струнного оркестра; «Маленький триптих» для симфонического оркестра; 2 концерта для фортепиано с оркестром; камерные произведения (фортепианный квинтет, трио, квартеты); фортепианные пьесы; песни, романсы; музыка для театра и кино.

Источник

Свиридов Георгий Васильевич — Время вперед

Свиридов, Георгий (Юрий) Васильевич (1915–1998), русский композитор.
Родился 3 (16) декабря 1915 в Фатеже (Курская губерния) в семье почтового служащего. Отец погиб во время Гражданской войны. После окончания музыкальной школы в Курске учился в ленинградском 1-м музыкальном техникуме, а с 1936 – на композиторском факультете Ленинградской консерватории, которую окончил в 1941 по классу Д.Д.Шостаковича. С 1956 жил в Москве; работал в театре и кино, в 1968–1973 руководил Союзом композиторов РСФСР.

Как композитор Свиридов дебютировал циклом романсов на стихи Пушкина (1935) – ярким и до сих пор репертуарным сочинением; в его ранних инструментальных опусах (фортепианном трио, струнном квартете, разных фортепианных сочинениях и др.) было ощутимо влияние Шостаковича. Но с середины 1950-х годов, начиная с великолепной Поэмы памяти Сергея Есенина (1956), определился индивидуальный стиль композитора, являвший собой скорее противоположность Шостаковичу и его школе. Прежде всего, Свиридов сосредоточился на жанрах, связанных с русским поэтическим словом, – кантате, оратории, вокальном цикле (грани между жанрами у него часто стираются), и все его высшие достижения связаны именно с этой сферой, хотя и среди немногочисленной инструментальной музыки композитора есть настоящие шедевры, среди них – Маленький триптих для оркестра (1966) и Метель (музыкальные иллюстрации к повести Пушкина, 1974). Кроме того, с именем Свиридова связано характерное для 1960-х годов движение в отечественной музыке, которое иногда называют «новой фольклорной волной». Опорными вехами в этом движении стали упомянутая Поэма памяти Сергея Есенина, вокальный цикл У меня отец – крестьянин (1957), кантата Деревянная Русь (1964) и поэма Отчалившая Русь (1977) на стихи Есенина, а также – в очень большой мере – кантата Курские песни (1964) на подлинные народные напевы и тексты и ряд произведений на стихи Блока (в частности, вокальные циклы Петербурские песни, 1964, и Шесть песен, 1977), Некрасова (Весенняя кантата, 1972), Пушкина (Пушкинский венок, 1979). Свиридов писал также на стихи Маяковского (например, Патетическая оратория, 1959), Пастернака («маленькая кантата» Снег идет, 1965), Лермонтова, Хлебникова, А.А.Прококофьева, М.В.Исаковского, А.Т.Твардовского и на переводные тексты Шекспира, Бёрнса, Исаакяна.

Основной чертой стиля композитора можно считать опору на первичную национальную жанровость (почти во всех его произведениях так или иначе прослеживается песенная основа) и на национальную интонацию, речевую и песенную (в этом смысле Свиридов – продолжатель Мусоргского); далее можно говорить о лаконизме и мудрой простоте форм, прозрачности фактуры и т.д. «Свиридовская простота», не имеющая ничего общего с «упрощением», – на самом деле сложное явление: в современных исследованиях ее иногда сопоставляют с тенденциями к минимализму в западной культуре, а постоянное стремление композитора к работе со словом рассматривают как ностальгию по первичной нераздельности музыки и стиха; в том же ключе – обретения корней – может рассматриваться и свиридовский «неофольклоризм». С еще большим основанием можно говорить о ностальгии в связи с образным миром его музыки, которая нередко звучит как плач по потерянной родине, прощание с ушедшей («отчалившей») Россией.

Пронзительность свиридовской интонации своеобразно проявляется в том пласте его творчества, который связан с духовными мотивами (понимая под этим не «церковность» в чистом виде, а скорее состояние «около церковных стен»). Одним из первых, очень рано обратился он к этому пласту, создав в 1973 три замечательных хора к трагедии А.К.Толстого Царь Федор Иоаннович и Хоровой концерт памяти А.А.Юрлова (рано умершего замечательного хормейстера, одного из лучших исполнителей музыки Свиридова). В последнее десятилетие своей жизни Свиридов постоянно работал над хорами на церковнославянские тексты: некоторые из них вошли в крупный хоровой цикл Песнопения и молитвы, но большая часть написанного пока не издана и не исполнена.

Творческая биография Свиридова в целом являет собой удивительный пример внутренней свободы и независимости при внешней полной адаптации к имевшимся политическим и общественным условиям: он получил звание народного артиста СССР, звезду Героя социалистического труда, был депутатом Верховного совета РСФСР, лауреатом государственных премий, его музыка (из фильма Время, вперед!) звучала (и звучит) в заставке новостей первого государственного телеканала; в то же время нередко можно услышать мелодии Свиридова в исполнении уличных музыкантов (особенно Вальс и Романс из Метели).

Источник

Свиридов время вперед партия фортепиано

Георгий Свиридов «Время вперёд!»

Георгий Свиридов. Музыка этого выдающегося композитора, которого величают титаном советского времени, хорошо знакома каждому гражданину нашей страны. Одно из его произведений ежедневно ровно в 21.00 звучит по «Первому каналу» — главному телеканалу страны и предваряет новостную программу «Время». Данная композиция, получившая поистине всенародное признание и ставшая музыкальным символом Советского государства, называется «Время вперёд!». Ранее она отождествляла всё лучшее, что было в СССР – научно-технический прогресс, авангардное искусство и передовое просвещение, однако с уверенностью можно сказать, что сегодня этот музыкальный фрагмент не потерял своей актуальности и реалистично отображает пульс стремительного движения нашей современной эпохи.

Историю создания сюиты Свиридова «Время вперёд!», а также интересные факты и содержание произведения читайте на нашей странице.

История

Только к середине пятидесятых годов Свиридов стал морально восстанавливаться после разгромного постановления 1948 года, в котором его вместе с Д. Шостаковичем , С. Прокофьевым, А. Хачатуряном , Н. Мясковским объявили представителем антинародного формалистического направления, то есть проще говоря обвинили в диссидентстве. Попав в немилость, Георгий Васильевич пять лет оказался практически не востребованным: его сочинения не издавались и не исполнялись. Лишь после смерти Сталина, то есть с наступлением хрущевской «оттепели», композитор постепенно стал возвращаться к полноценной жизни, и его творчество стало получать широкое признание. Он сочинял одно произведение за другим, каждое из которых набирало полные залы слушателей. В 1960 году Свиридов за «Патетическую ораторию» получил Ленинскую премию, и стал членом правления Союза Композиторов, а 1963 году ему присвоили звание народного артиста РСФСР.

Творчество Георгия Васильевича в ту пору в основном было сосредоточено на вокально-хоровых произведениях, но тем не менее он частенько обращался к инструментальной музыке, которую ради заработка писал для художественных фильмов и драматических спектаклей. Необходимо заметить, что подобные сочинения композитора не оставались без внимания общественности. Так, после того как в 1965 году Свиридов обрёл всенародное признание за музыкальные иллюстрации к фильму «Метель» , снятому по одноимённой повести А.С. Пушкина, он сразу получил важный госзаказ.

В то время вся страна заблаговременно готовилась к знаменательной дате – 50-летию Великой Октябрьской Социалистической революции. На киностудии Мосфильм к этому важному событию было решено снять двухсерийный фильм «Время вперёд!», по одноимённому роману Валентина Катаева, рассказывающему о строительстве Магнитогорского металлургического комбината. Режиссура киноленты была поручена Софье Милькиной и Михаилу Швейцеру, с которым Георгий Васильевич в 1960 году работал над фильмом «Воскресенье».

Музыку к киноэпопее «Время вперёд!» композитор написал за короткий срок, и также быстро была сделана её запись, на которой партию рояля исполнил сам Свиридов. На экраны кинотеатров фильм вышел в ноябре того же года, а вскоре после этого Георгий Васильевич принял решение объединить музыкальный материал в сюиту. Свиридовский цикл, названный композитором по имени фильма, впервые был опубликован в 1968 году.

Интересные факты

  • «Время, вперёд!» — название фильма было заимствовано из пьесы Владимира Маяковского «Баня». Эти строки являются стихотворным фрагментом «Марша времени».
  • Фильм «Время вперёд!» рассказывает об одном майском дне времени первой пятилетки. На строительстве металлургического комбината в Магнитогорске бригада бетонщиков стремиться установить новый трудовой рекорд.
  • Георгий Свиридов невероятно требовательно относился к своему композиторскому творчеству. Иногда над расположением голосов в последнем аккорде произведения он мог размышлять настолько долго, что из-за этого партитура произведения могла месяцами быть не завершённой.
  • Композицию «Время вперёд» Свиридов написал очень быстро и о её сочинении даже бытует одна весёлая история. Все знают, как Свиридов любил рыбалку, и так увлекался этим занятием, что несмотря на срочную сдачу партитуры, он ни за что не хотел пропустить клёв. Георгий Васильевич, чтобы не опоздать на вечернюю зорьку, завёл будильник и буквально за один час написал музыку, впоследствии ставшую символом советского времени.
  • В 1985 году музыка «Время вперёд!» впервые была использована в качестве заставки новостной программы «Время». В начале девяностых годов, после распада СССР, она была заменена, но с 1994 года по просьбе телезрителей вернулась вновь.

  • Музыку «Время вперёд!» часто использовали в художественных и документальных фильмах, на радио и в телепередачах, в которых затрагивалась тема первых пятилеток, индустриализации, а также рассказывалось о восстановлении страны после разрухи Великой Отечественной войны.
  • В 1977 году на одном из международных соревнований по фигурному катанию композиция «Время вперёд!» весьма эффектно использовалась нашими знаменитыми фигуристами Ириной Родниной и Александром Зайцевым.
  • Произведение Георгия Свиридова «Время вперёд!» весьма интересно звучало в аранжировке популярной в восьмидесятых годах советской рок-группы «Автограф».
  • Композицию «Время вперёд!», сделав собственную аранжировку, музыкальный продюсер Игорь Матвиенко использовал в церемонии открытия Зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году.

Содержание сюиты «Время вперёд!»

Сюита Георгия Свиридова «Время вперёд!» относится к циклическим произведениям, которые впервые появились в середине девятнадцатого века и составлялись из наиболее ярких номеров опер и балетов, а также музыкальных иллюстраций к театральным спектаклям. В двадцатом веке с развитием кинематографа такие сюиты стали составляться из музыки к фильмам.

В свою сюиту «Время вперёд!» композитор включил шесть номеров: «Время, вперёд!», «Уральский напев», «Марш», «Маленький фокстрот», «Ночь», «Частушка». Они объединены единым сюжетом и отражают динамичное развитие молодой Советской страны

  • «Время вперёд!» Для исполнения этого самого яркого фрагмента сюиты, отображающего безостановочное движение огромного механизма, композитор предусмотрел тройной оркестровый состав с обязательным включением в него фортепиано и большого количества ударных инструментов, с самыми разнообразными колористическими функциями. Пьеса, тональность которой си-бемоль минор, начинается мощным вступлением, задающим упругий ритм, впоследствии остинатно звучащий на протяжении всей композиции. Стоит отметить, что в данном произведении струнным инструментам доверена только роль сопровождения. Их подчёркнуто жесткое и скрежущее звучание достигается при помощи штриха маркато. После ярких и резких вступительных аккордов на первый план выходит фортепиано. Решительная, полная энергии тема, звучащая в низком регистре и с упругим пунктирно-синкопированным ритмом, воспринимается как партия ударного инструмента. Затем с яркими фанфарными возгласами вырывается труба . Её победная тема построена на звуках тонического трезвучия. Далее, ранее звучащий тематический материал продолжает активно динамически развиваться и подводит к эффектной кульминации.

  • «Уральский напев». В этой пьесе, написанной в тональности ля минор, трёхдольном размере и трёхчастной форме, композитор колоритно изобразил могучий и суровый уральский край, населённый народами разных национальностей. Изначально три засурдиненные трубы, имитирующие звук азиатских национальных духовых инструментов, на фоне одной тянущейся без остановки ноты тромбонов исполняют восточный призывный напев. Затем характер звучания резко меняется и на первый план, украшенная мягким звучанием деревянных духовых, выходит тема — наигрыш, пропитанный русским колоритом. В завершении произведения вновь появляется первая тема, только теперь она угрюмо звучит в хоральном изложении в исполнении струнной группы оркестра.
  • «Марш». Это произведение отображает грандиозное шествие. В нём композитор набатными интонациями, сопровождаемыми чеканящим ритмом, ярко показывает, что время неумолимо и остановить его невозможно.
  • «Маленький фокстрот». Свиридов вставил в сюиту эту грациозную пьеску, чтобы отобразить не только производственную деятельность, но и быт людей того времени, когда начиналось становление молодого Советского государства. В ту пору фокстрот был весьма популярен, и поэтому композитор его несколько идеализировал, сочинив в тональности Соль мажор и поручив грациозную мелодию нежному звучанию флейты .

  • «Ночь». В этой полной умиротворения пьесе автор нарисовал картину, которая в точности соответствует названию композиции. В первом разделе произведения, написанного в трёхдольном размере и тональности ля минор, Свиридов, опираясь на низкое засурдиненное звучание струнных инструментов, живописно отображает ночной покой, когда всё на свете утихает и засыпает. Во второй части пьесы мягко звучащие трубы исполняют напев, напоминающий колыбельную песню, впоследствии эта мелодия передаётся скрипкам, звучащим в высоком регистре.
  • «Частушка». Для этой части сюиты Свиридов выбрал тональность Ре мажор, четырёхдольный размер и вариационную форму. Задорный плясовой короткий мотив, используемый автором в данной композиции, постоянно повторяется, но при этом искусно варьируется с использованием различных звукоизобразительных приёмов. На фоне исполняемого на фортепиано своеобразного аккомпанемента, подражающего бренчанию балалайки , сначала тема засурдиненно звучит у скрипок . Далее она эстафетно передаётся к деревянным духовым, затем вновь возвращается к струнным. Впоследствии мотив впечатляюще проходит у медных инструментов, а в заключении, украшаемый эффектным глиссандо туб и тромбонов звучит в исполнении всего оркестра.

«Время вперёд». Это одна из самых ярких и узнаваемых композиций, созданных в советское время. Мощная музыка Георгия Свиридова , иллюстрирующая героические трудовые подвиги первых пятилеток, и сегодня воздействует на слушателя так, что в душе чувствуется какой-то взлёт и создаётся впечатление, как будто стремительно несёшься вперёд, навстречу чему-то грандиозному.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

«Время вперёд!» Свиридова

Источник

Оцените статью