Свитчер для гитары это

Свитчеры

Свитчеры — одно- или многоканальные выключатели, которые предназначены для включения и выключения нагрузки (подачи на нее питания), например, прожекторов, приборов световых эффектов, генераторов эффектов и др. В качестве защиты от короткого замыкания и перегрузке в каналах в недорогих свитчерах используются плавкие предохранители.

Рис. 1. Рэковый свитчер на 8 каналов.

По конструктивному исполнению свитчеры подразделяются на: настольные (рэковые), настенные (для подвеса на стену или фермы) и напольные (в качестве переключателей используются педали).

Рис. 2. Напольный свитчер.

Напольный свитчер можно рекомендовать мобильным ди-джеям, поскольку он позволяет осуществлять управление нагрузкой при помощи ног, если заняты обе руки.

Существуют свитчеры без управления DMX-512 и с управлением по протоколу DMX-512 (рис. 3)

Рис. 3. Компактный настенный 4-х канальный свитчер DMX со встроенными программами.

Свитчеры без управления DMX-512- самые простые и дешевые устройства, включение и выключение каналов в которых осуществляется в ручном режиме, т.е. необходимо пальцем руки нажать на выключатель для включения или выключения соответствующего канала. Существуют также свитчеры с Flash-кнопками на каждом канале (рис. 4)

Рис. 4. 10-ти канальный свитчер с Flash-кнопками.

В каждом канале такой модели свитчера помимо выключателя есть ещё и копка, нажатие на которую включает данный канал на время удержания этой кнопки в нажатом состоянии. Эта функция полезна тогда, когда нужно открыть канал на непродолжительное время, например, включить в кульминационный момент заливку на зал или быстро проверить работу каналов в индивидуальном (solo) или групповом режиме, поскольку нажимать и отпускать кнопки намного проще и быстрее, чем постоянно щелкать выключателями.

Недостаток свитчера без управления по DMX-512 заключается в крайне ограниченной возможности получения динамики света с использованием прожекторов. Пусть имеется восемь прожекторов, которые нужно поочередно включать и выключать. С помощью Flash-кнопок можно произвести несколько переключений, а вот переключать таким образом прожектора в течении даже одной минуты уже весьма затруднительно. Другой момент заключается в том, то для оперативного управления световыми приборами свитчер должен находиться рядом с оператором. В этом случае необходимо осуществить прокладку многожильного силового кабеля питания от места расположения свитчера оператора к световым приборам.

Свитчеры с управлением по протоколу DMX-512 — более дорогие устройства, поскольку они дополнительно включают в себя контроллер DMX-сигналов.

Рис. 5. 16-ти канальный свитчер DMX.

Подключив такой DMX-свитчер к световому пульту можно будет управлять каналами в оперативном и (или) автоматическом режим, что намного удобнее и функциональнее ручного управления. В этом случае можно c помощью светового пульта запрограммировать сцены и синхронизировать работу каналов от внутреннего генератора или в такт музыке. Преимущество управления свитчером от светового пульта заключается в том, что можно произвести функциональную группировку каналов, например, с 1 по 4 канал — управление статичным освещением (включение/выключение прожекторов с разным цветом луча), с 5 по 8 — включение приборов световых эффектов, а с 9 по 16 — организация автомата световых эффектов, в котором в качестве источников света можно использовать прожекторы, светильники, гирлядны и др.

Некоторые модели свитчеров включают в себя ещё и блок программного управления, с помощью которого можно выбирать ранее записанные световые комбинации или даже программировать свои сцены. В этом случае свитчер является ещё автоматом световых эффектов, который часто называют чейзером (рис.6).

Рис. 6. 8-ми канальный свитчер-чейзер с DMX и возможностью программирования сцен.

Чем больше каналов, тем больше световых эффектов можно получить. Для получения количества возможных комбинаций световых эффектов необходимо перемножить между собой количество состояний каждого канала, которых в нашем случае два: открыт или закрыт. Получается простая формула х y , где x — количество состояний канала, а y — количество каналов. Значит, количество возможных комбинаций эффектов 4-х канального автомата световых эффектов будет равно 2 4 =16 эффектам, а 8-ми канального 2 8 =256. Разница существенна.

Основные характеристики свитчера — количество каналов и предельно допустимая мощность одного канала. Стоит ли приобретать свитчер на 12-16 каналов, если и 8 каналов будет вполне достаточно? Ответ на этот вопрос будет зависеть от того, какие функции будут возложены на свитчер и каким количество световых приборов нужно управлять независимым от других образом. Если оперативное управление не требуется и свитчер планируется использовать только для включения статичного света и световых приборов эффектов, то в случае распределенного расположения нагрузки практичнее приобрести два свитчера по 4 канала, чем один на 8 каналов. Это позволит уменьшить длину многожильного силового кабеля. Предположим, что в зале установлены две группы световых приборов, расстояние между которыми составляет 10 метров. Пусть 8-ми канальный свитчер расположен рядом с одной группой световых приборов. Тогда для подключения другой группы световых приборов к свитчеру придется тянуть 10 метров многожильного силового кабеля. Если же около каждой группы световых приборов установить по одному 4-х канальному свитчеру, то такая протяжка не потребуется.

К одному каналу свитчера можно подключить один или несколько устройств, что позволяет произвести индивидуальное или групповое подключение нагрузки к питанию. Если требуется независимое подключение 6-ти устройств, то 4-х канальный свитчер в этом случае не подойдет.

Если требуется получить оперативное управление и динамику света на прожекторах, то необходимо выбрать свитчер с DMX-управлением или свитчер-чейзер. Если световое оборудование сгруппировано в пределах небольшого пространства, то можно приобрести и один многоканальный DMX-свитчер для управления всеми приборами. Если же световое оборудование распределено в пространстве, то практичнее тянуть не силовые, а сигнальные провода. Вблизи каждой группы приборов можно расположить DMX-свитчер с небольшим количеством каналов, к которым подводится DMX кабель от светового пульта. Т.е. для двух разнесенных в пространстве групп световых приборов лучше использовать не один 16-ти канальный DMX свитчер, а два 8-и канальных, каждый для своей группы. Свитчеры с DMX управлением позволяют осуществить эффективное удаленное оперативное управление нагрузкой.

При выборе свитчера нужно руководствоваться следующим:

  • Размещение светового оборудования в пространстве
  • Необходимое количество каналов
  • Требование к управлению — ручное, оперативное или универсальное DMX-управление:
    • ручной режим — при помощи переключателей «включил и забыл»
    • оперативное — Flash-кнопки или управление по DMX от светового пульта
  • Нагрузочная способность канала
  • Настольный, настенный или напольный вариант

Источник

Инструкция по использованию гитарных эффектов

Всем привет! Сегодня мы займёмся наведением порядка на ваших педалбордах. Ведь они у вас уже есть, не так ли? Будет много вещей, которые кажутся очевидными, однако их стоит освежить в памяти. А для кого-то, возможно, эта статья будет открытием. Многие гитаристы расставляют примочки интуитивно, не задумываясь о том, как они могут звучать в другом порядке. Такой подход тоже имеет право на жизнь, но мы с вами пойдём дальше и разберёмся в нюансах.

Если у вас всего две педали — дисторшн и дилей, вы как правило ставите дилей вторым, после перегруза (гитара в дисторшн, оттуда в дилей и дальше в усилитель). Но чем больше у вас педалей становится, тем картина все больше усложняется и всё уже не так очевидно, как раньше. А особенно, если у вас всякие необычные примочки типа Whammy и т.п.

К тому же, различные процессоры эффектов, такие как эквалайзеры и ревербераторы, могут размещаться на разных участках цепи, в зависимости от желаемого результата. Очень популярный предмет для споров — ставить квакушку перед или после перегруза. Хендрикс ставил свою квакушку до фузза, хотя логика говорит, что стоит всё же ставить после.

Возможно, сейчас вам кажется «да ладно, я отлично знаю в каком порядке надо ставить мои педали, но, наверное, я не до конца понимаю, почему.» Разберёмся!

Прежде, чем мы обсудим различные категории эффектов, давайте проведём маленький соц.опрос, чтобы определить ваши предпочтения. Дайте оценку от 1 до 10 следующим эффектам. 1 — первая примочка, в которую включается гитара, 10 — последняя, из которой звук попадает в усилитель.

  1. A. Эквалайзер (EQ)
  2. B. Дисторшн (овердрайв, фузз, перегруз)
  3. C. Хорус/Флэнджер
  4. D. Шумоподавитель (нойз гейт)
  5. E. Цифровой ревербератор
  6. F. Педаль громкости
  7. G. Преамп (предусилитель)
  8. H. Компрессор
  9. I. Дилей (задержка)
  10. J. Квакушка

Вот какой порядок будет «типа правильный»:

  1. G, Преамп;
  2. H, Компрессор;
  3. B, Дисторшн;
  4. J, Квакушка;
  5. C, Хорус/флэнджер;
  6. I, Дилей;
  7. A, Эквалайзер;
  8. D, Шумоподавитель;
  9. F, Педаль громкости;
  10. E, Цифровой ревербератор.

Не стоит сразу поднимать шум, мол, ничего подобного, это всё туфта. Это классическая схема. Возможно у вас поменялись местами хорус и дилей, это бывает часто. Также довольно часто эквалайзер ставят сразу после компрессора. На самом деле, эквалайзер вообще такая педаль, которую можно ставить везде.

Если у вас больше четырех педалей стоят не в том порядке, или наоборот у вас всё «по классике», стоит разбить ваши эффекты по категориям, а затем выяснить, почему одни категории располагаются перед другими в сигнальной цепи.

Грубо говоря, вот основные категории гитарных эффектов:

  • Эффекты усиления сигнала
  • Эффекты задержки
  • Пространственная обработка
  • Другие эффекты

Вот, что входит в каждую из этих категорий:

Эффекты усиления сигнала

В эту категорию входят все эффекты, основанные на усилении сигнала и его эквализации. Как правило, эффекты в этой категории не направлены на изменение основной природы звучания, скорее на усиление либо всего сигнала (преампы) либо отдельных частот (эквалайзеры).

Бустеры усиливают родной сигнал, оставляя частотные характеристики максимально близкими к оригиналу (минимальный окрас). Исключение — ламповые усилители, взаимодействуя с бустерами, меняют своё звучание. Это и есть так называемый «подогрев» или «раскачка». Часто у бустеров есть секция эквалайзера и другие ручки управления. Их, как правило, ставят первыми в цепи, чтобы подаваемый на них сигнал был максимально чистым, даже если ваша цель на выходе получить перегруз.

Компресоры уменьшают динамический диапазон, делая громкие сигналы тише, а тихие — громче (как вы догадались?). Некоторые гитаристы использую компрессоры, чтобы увеличить сустейн (длительность звучания нот). Но это скорее побочный эффект от компрессора, хотя и звучит довольно круто!

Вообще-то компрессор придуман для того, чтобы получать на выходе постоянный, предсказуемый уровень сигнала, не влияя на его частотные характеристики. Но при большой компрессии неизбежно теряются высокие частоты. Мы можем вернуть их эквалайзером EQ (либо в самом компрессоре, либо при помощи дополнительного эффекта).

Дисторшн

Возможно вам сложно представить, что Boss Blues Driver — это простой усилитель сигнала, ведь он так сильно его меняет. Тем не менее, с технической точки зрения, всё что он делает — это усиление сигнала в секции предусилителя до уровня, когда схема перестаёт воспроизводить оригинальный сигнал без изменений и, соответственно, перегружается.

Blues Driver — это дисторшн, поэтому его надо ставить сразу после преампа или компрессора.

Эквалайзеры также используются как усилители сигнала, с тем лишь исключением, что они усиливают не весь сигнал целиком, а лишь отдельные его части. Те самые части, что мы выбираем, настраивая наш эквалайзер.

Графические эквалайзеры используются в самых разных ситуациях. Они удобны там, где нужно выделить какую-то отдельную частоту или наоборот её убрать. Кроме таких исключений, как квакушка и фейзер, эквалайзеры не меняют общее звучание слишком радикально и чаще используются для целей коррекции сигнала (устранения дефектов в звучании).

Wah-Wah (квакушки) — это активные эквалайзеры, диапазон которых меняется вашей собственной ногой. Принцип работы квакушки — это задранная вверх частота (точнее, «частотный горб»), который смещается в средне частотном диапазоне (как правило около 500 Гц—2 кГц). На выходе получается звук, напоминающий человеческий голос.

Есть множество способов использовать квакушку: медленно открывать и закрывать ее, играя быстрое соло. Можно делать «уака-уака» — популярный звук в 70х. Это делается так: глушите струны левой рукой, правой играете по ним, в это время работая квакушкой с тем же ритмом. Можно использовать квак, как мягкий модуляционный эффект или как фильтр, оставляя ее в фиксированном положении.

Бывают также автоматические квакушки, они также называются envelope filter. Это по сути та же квакушка, только реагирует она не на вашу ногу, а на ваше звукоизвлечение. Играете мягко и она работает медленно и мягко, начинаете активнее бить по струнам — появляется то самое «уака-уака». Особенно популярен этот эффект у бас-гитаристов. DOD FX 25B — это envelope filter или автоматическая квакушка, ставить в цепи её надо так же, как и обычную квакушку.

Как правило, квакушки идут после бустеров, но вспомним Джими Хендрикса, который нарушал все возможные правила, и музыка его от этого только выигрывала! Квакушку также некоторые музыканты используют при реампинге в студии. (скоро мы и про это напишем!)

Подсказка: если вы записываете гитарный трек, и ваша техника игры с квакушкой не очень крутая, попробуйте записать звук без квакушки, а потом пропустите его через квакушку, полностью сосредоточив всё внимание только на ней (можно даже играть руками) и запишите это в новый трек!

Эффекты модуляции и задержки

Самое большое разнообразие звучаний можно получить именно в этой категории эффектов. Они основаны на изменении времени звучания. По умолчанию, эффекты этого типа сочетают оригинальный сигнал с обработанным (задержанным), именно поэтому такие эффекты хорошо звучат, если их подключать в петлю эффектов (разрыв) усилителя.

Эффекты задержки берут чистый сигнал, записывают его (цифра), задерживают во времени и воспроизводят, сочетая с чистым сигналом, который идёт параллельно. Может показаться что у лупера и хоруса ничего общего, но на самом деле принцип работы у них один и тот же.

Хорус/Флэнджер можно спокойно менять местами. Скорее всего вы не станете использовать 2 таких эффекта одновременно, ну, по-крайней мере в стандартных ситуациях. Хорус — менее яркий эффект из этих двух, по сути он представляет из себя задержку от 1 до 50 мили секунд, часто выпускается в стерео вариантах. Флэнджер (см. рисунок ниже) меняет звук более существенно. Ставьте эти эффекты после перегрузов, но до дилея и ревербератора.

BOSS BF3 Flanger — после перегруза, до дилея.

Питч шифтеры, также известные как гармонайзеры, хотя, на самом деле — это просто позаимствованное у компании Eventide название. Как работает этот эффект — он берёт оригинальный сигнал и расстраивает его на сотые доли по полутона. Лёгкая расстройка сигнала звучит очень похоже на хорус; более мощная — как интервалы, например, терции, кварты, квинты и т.д. Умные питч шифтеры, их еще называют интеллигентными (Intelligent pitch shifters) берут интервал от ноты в зависимости от конкретной тональности и лада, в которых вы играете, так что вы можете как бы вести две партии одновременно (так часто делают классические американские рок-группы в стиле southern rock).

Дилей (задержка). Добавляя в вашу цепочку эффектов дилей, важно понимать, что по сравнению с эхо, которое взвучит более естественно, дилей — это дискретные или проще говоря просто те же самые звуки, повторяемые с определенным временным интервалом после чистого, оригинального сигнала (выражается в мили секундах). Дилей начинает звучать объёмно, когда вы выставляете на нём время задержки более 100 мс. Поставьте 125 и получите эффект, похожий на шлепок, его еще называют «slapback» — популярный эффект в стиле рокабилли, а также в тяжелой музыке (добавляет жира в риффы). Более долгое время задержки (около 300 мс) позволяет получить глубокое, воздушное звучание, особенно хорошо подходящее для лирических соло.

В педали задержки также часто используются следующие ручки управления: Feedback (сколько раз обработанный сигнал повторится), Modulation (фильтр, позволяющий получить звук наподобие хоруса в задержанном сигнале). В стерео дилеях бывают также ручки панорамы для настройки эффекта «пинг-понг», когда ваш сигнал летает от одной колонки к другой. Обычно дилей ставится в самом конце цепочки, прямо перед ревербератором, если конечно, он не используется в качестве ревербератора. В таком случае дилей идёт последним.

Пространственная обработка. Реверберация и задержка

В традиционном применении, ревербератор и дилей (последний также входит в группу эффектов модуляции и задержки) являются эффектами пространственной обработки и поэтому ставятся в самом конце цепочки. (Некоторые педали типа BOSS RV-3 сочетают в себе и задержку и реверберацию). Самое естественное звучание получается, когда эти эффекты воспроизводят обстановку, в которой мы могли бы слышать наш звук — например большой зал или небольшая комната.

Нет особого смысла вешать хорус уже после ревербератора с большим хвостом. А вот наоборот — очень даже! Если вам требуются специальные эффекты, например четкое ритмичное воспроизведение реверберационного эффекта или ревербератор с обрезаемыми хвостами (как малый барабан у Фила Коллинза) — тогда ваша цепочка не заканчивается на ревербераторе и вы обрабатываете сигнал уже после него. BOSS RV-3 (снят с производства) — сочетает дилей и ревербератор, ставим после эффектов модуляции.

Подсказка: если вы используете ревербератор в студии, предупредите об этом звукорежиссёра. У него могут быть другие планы на обработку ваших треков уже поле их записи.

Если вы записываетесь самостоятельно, подумайте о том, чтобы добавить реверберацию только когда уже все остальные инструменты записаны и вы слышите пачку. Часто бывает, что хочется исправить то, что записано и для этого приходится писать всё с начала.

Если для комфорта при записи вы хотите слышать реверберацию в сигнале, практически любой более-менее адекватный микшер позволит вам примешать эффект в сигнал, при этом не записывая его в трек. Любой аудио редактор позволяет это делать программным способом по умолчанию.

Другие эффекты

Есть и другие эффекты, которые не попадают ни в одну из предыдущих категорий, зато попадают в нашу цепочку!

Фейзер звучит похоже на флэнджер, но на самом деле это скорее разновидность эквалайзера. Тем не менее, его стоит ставить туда же, где и остальные эффекты модуляции (хорус, флэнджер и питч шифтер) — после перегрузов и эквалайзеров.

Октавер — эффект, подмешивающий к оригинальному сигналу сигнал, повышенный или пониженный на одну или несколько октав. Этот эффект можно получить и при помощи питч шифтера, так что ставьте его перед эффектами задержки.

Эксайтеры, такие как BBE Sonic Stomp — это эффекты на основе эквалайзера. Суть — делают звук ярче, так что есть смысл их ставить в конце цепочки (но до ревербератора, чтобы сохранить естественное затухание сигнала).

Октавер — любимый эффект Джими Хендрикса, известный способ сделать ваше соло более выразительным и жирным.Подсказка: если вы экспериментируете со звуком, эксайтер может помочь вам получить «металлическое звучание», если поставить его после эффектов задержки. Эксайтер будет обрабатывать частоты, которые выдают ему ваши примочки, уже обработавшие ваш сигнал. Если металл не нужен, двигайте эксайтер в начало цепи.

Шумоподавитель, он же нойз гейт, придуман для того, чтобы убирать сигнал полностью при достижении им определенного минимального уровня. Так можно лечить фонящие и шумящие гитары. Если хай-гейн — это ваше, подумайте о том чтобы купить себе хороший шумоподавитель. Тогда в паузах у вас действительно будут паузы, а не свист и скрежет.

Шумодав ставится перед ревербератором и работает со звуком всех предыдущих эффектов. Домашнее задание — поставьте шумодав после ревербератора и посмотрите, что получится с хвостами сигнала. Фил Коллинз, рэпперы и хип-хопперы давно этим пользуются.

BOSS NS2 — классический шумоподавитель, ставим до ревербератора, сохраняя естественное звучание при его затихании.

Порядок эффектов: два подхода

Ниже на рисунке педалборд BOSS BCB-60. Обратите внимание, что компрессор и дисторшн идут в начале цепи, а эффекты задержки — в конце. Эквалайзер посередине, у него дипломатические номера. Куда хочет, туда и паркуется. Это простейший образец традиционной расстановки эффектов на педалборде гитариста.

Более сложный подход к порядку на вашем борде показан на следующем рисунке. Это те самые 10 эффектов, которые были в начале статьи в нашем опросе. Бывает так что вам нужно несколько примочек одного типа. Далеко не всегда вы захотите использовать их одновременно, их можно менять местами как вам угодно. Одно нужно учитывать, последовательное подключение эффектов один за другим обязательно скажется на вашем гитарном сигнале. Даже если примочки не работают, они сосут частоты из вашей гитары.

Выходов несколько — покупать примочки с тру байпассом (пассивным обходом), хотя есть и его противники, либо использовать специальную систему коммутации гитарного сигнала — свитчер. По крайней мере, советуем узнать, что это такое и с чем его едят. Штука удобная и для звука полезная. Вот схема со всевозможными эффектами цепи. Это ответ на вопросы в начале статьи. Как видим, квакушка может прыгать с одного места на другое. За это мы все дружно говорим «Спасибо, Джими Хендрикс!»

Заключение

Как нам показал Джими, не всегда стоит следовать правилам. Вы ничего не сломаете и у вас ничего не сгорит, если вы будете менять примочки местами. Описанная выше схема нужна для того, чтобы сохранить ваш гитарный сигнал максимально естественным. Попробуйте сначала сделать всё по правилам, а потом экспериментируйте, пока не добьётесь нужного вам результата. Возможно, вам вовсе не нужно, чтобы ваша гитара звучала как гитара.

Источник

Оцените статью