Свои особенные ноты тургенев

Учебно-исследовательская работа Тема: «СВОИ ОСОБЕННЫЕ НОТЫ…» (МУЗЫКА В СТИХАХ А.А. ФЕТА)

Работа Анастасии Суховской посвящена рассмотрению особенностей поэтического языка А.А.Фета, изучению музыкальных тем и образов в лирике поэта.

Автор работы предположила, что поэзия А.А.Фета – это уникальный синтез лейтмотивов музыки жизни и музыкальной формы стихотворений и разнообразных изобразительно-выразительных средств.

Во введении представлена цель учебно-исследовательской работы, обозначены объект и предмет исследования, а также сформулированы гипотеза, задачи исследования, этапы работы, методы исследования, актуальность проблемы. Чётко представлена структура работы.

В работе автор делает акцент на выявлении неповторимой природы поэтики Фета.

Высокой оценки заслуживает попытка Суховской предложить свой опыт наблюдений над изобразительно-выразительными особенностями стихотворений поэта и найти объяснение наблюдаемым свойствам лирических текстов.

Источник

Конспект урока «Свои особенные ноты. » (В поэтическом мире А.А.Фета)

Предмет: Русский язык и литература
Категория материала: Конспекты
Автор: Карпова Ирина Анатольевна это Вы?
Тип материала: Документ Microsoft Word (doc)
Размер: 207.82 Kb

План занятия №27-28

Тема занятия: «Свои особенные ноты…».

Художественный мир Афанасия Афанасьевича Фета (1820-1892)

— познакомить студентов с биографией поэта, с любовной и натурфилософской лирикой;

— показать, как личная жизнь Фета отобразилась в его поэтических произведениях;

— раскрыть трагический характер любовной лирики поэта; познакомить с импрессионизмом его

поэзии, со способами достижения гармонии и музыкальности поэтической речи;

— обучать студентов умению определять характер и жанр лирических произведений;

— подвести к осмыслению своеобразия поэтических творений Фета;

— развивать навыки выразительного чтения;

— развивать навыки анализа поэтического текста, развивать образное мышление;

— нравственно и эмоционально воздействовать на чувства студентов.

Вид занятия: урок

Тип урока: музыкально-поэтическая композиция

Методы обучения: лекция учителя, презентации, сопровождаемые показом слайдов, заочное путешествие, беседа с элементами исследовательской работы, выразительное чтение стихов, сравнение стихотворений, прослушивание романсов, прослушивание выразительного чтения стихотворений в записи мастеров художественного слова.

Межпредметные связи: русский язык, история, музыка, изобразительное искусство

1. Тема, эпиграф урока, портрет А.А.Фета, виртуальная выставка произведений писателя.(презентация)

2. Раздаточный материал (словарная работа, краткая хроника жизни и творчества поэта).

(фотографии и портреты родных Фета, иллюстрации и фотографии пейзажей)

На родине Фета. Новосёлки. Степановка. Воробьёвка. Клеймёново.

Показ презентаций, использование мультимедиапроектора.

Фильм «Биография Фета» из цикла «Энциклопедия». Исполнение романсов.

6. Литература: учебник для студентов СПО. Под ред. Г.А.Обернихиной. Москва.

Издательский центр «Академия», 2012

Содержание и ход урока.

Запись темы урока, сообщение целей.

Оформление тетрадей: «Свои особенные ноты…». Художественный мир А.А. Фета (1820-1892)

Эпиграф урока: «Громадность философии Соловьёва и Фета вне сомнений, их музыку слушаем мы на земле, а любви их нет границ…» А.Блок

Вступительная беседа по вопросам.

Сообщение преподавателя. Презентация: Биография А.А.Фета с музыкальным сопровождением, чтением стихотворений поэта.

Судьба усадеб Фета: Степановка, Воробьёвка. Фет-помещик.

Основные темы поэзии Фета: любовная лирика. Чтение стихотворений студентами: «Я тебе ничего не скажу…», «Если ты любишь, как я …»; пейзажная лирика: «Шёпот, робкое дыханье…» (презентация), «Это утро, радость эта…», «Учись у них…», «Чудная картина», «Первый ландыш», «Ещё майская ночь», «Весенний дождь», «Целый мир от красоты…», «Ель рукавом мне…», «Какая ночь! Как воздух чист…», «Я пришёл к тебе с приветом…»

8. Психологизм и музыкальность лирики. Импрессионизм в лирике А. Фета.

Прослушивание романсов «Сияла ночь», «На заре ты её не буди», «Снова слышу голос твой»

Подведение итога урока. Викторина. Общие выводы по теме урока.

Задание на дом: Пересказ биографии поэта. Стр. 189-199, наизусть стихотворение

Инд. зад.: Анализ одного стихотворения

БОУ ОО СПО «ОРЛОВСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

урока по дисциплине «Литература»

Тема: «Свои особенные ноты…».

Афанасия Афанасьевича Фета (1820-1892).

Подготовил преподаватель русского языка и литературы

Основное содержание этапа.

Основные виды деятельности студентов

1. Организационный момент:

2) проверка готовности студентов к уроку,

3) мониторинг настроения студентов.

2. Актуализация опорных знаний студентов. Ответить на вопросы:

1. Как понимает А.А.Фет назначение поэзии?

2. Что имел в виду Л. Н. Толстой, говоря о том, что поэт обладает «поэтической дерзостью»?

3. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению материала.

Вступительное слово учителя. Афанасий Афанасьевич Фет – выдающийся лирик XIX века, талантливый публицист и переводчик. Его стихами восхищались Некрасов и Тургенев, Толстой и Салтыков-Щедрин; Блок считал Фета своим учителем. Чайковский высоко ценил поэта, который «сумел шагнуть в область музыки». Русскими композиторами Н.Римским-Корсаковым, А.Варламовым, П.Чайковским, А. Аренским, С. Танеевым, А.Гречаниновым и другими положены на музыку 177 стихотворений поэта, причём многие неоднократно. Эпиграф урока: «Громадность философии Соловьёва и Фета вне сомнений, их музыку слушаем мы на земле, а любви их нет границ…» А.Блок

Философ Вл.Соловьёв заметил, что «красота есть ощутимое проявление истины и добра, поэзия должна быть красива»

Очень точно сказал о значении творчества Фета его современник – поэт А. Жемчужников:

Памяти Шеншина – Фета

Он в мире грёзы и мечты,

Любя игру лучей и тени,

Подметил беглые черты

И пусть он в старческие лета

Менял капризно имена

То публициста, то поэта –

Искупят прозу Шеншина

Стихи пленительные Фета.

– В чем же «пленительность» стихов Фета? Почему его судьбу называют одновременно и счастливой, и печальной? Обо всем этом мы поговорим на уроке.

— познакомить студентов с биографией поэта, с любовной и натурфилософской лирикой;

— показать, как личная жизнь Фета отобразилась в его поэтических произведениях;

— раскрыть трагический характер любовной лирики поэта; познакомить с импрессионизмом его поэзии, со способами достижения гармонии и музыкальности поэтической речи;

— обучать студентов умению определять характер и жанр лирических произведений;

— подвести к осмыслению своеобразия поэтических творений Фета;

— развивать навыки выразительного чтения;

— развивать навыки анализа поэтического текста, развивать образное мышление

Работа в микрогруппах – анализ стихотворений А.А.Фета по вопросам, индивидуальное опережающее задание студентам – выразительное чтение наизусть стихотворений.

Пушкин – радуга по всей земле,

Лермонтов – Путь Млечный над горами,

Тютчев – ключ, струящийся во мгле,

Фет – румяный луч во храме.

Словарная работа Храм

Целый мир от красоты –

От велика и до мала…

И напрасно ищешь ты

Отыскать её начало.

Что такое день иль век

Перед тем, что бесконечно?

Пусть не вечен человек,

То, что вечно – человечно.

Формирование важнейшего регулятивного универсального учебного действия — ставить и адекватно формулировать цели своей учебной деятельности.

Сообщение преподавателя. Биография А.А.Фета, презентация, сопровождаемая показом слайдов и чтением стихотворений

Фет Афанасий Афанасьевич (23 ноября 1820 года – 21 ноября 1892), великий русский поэт-лирик, мемуарист, переводчик.

Афанасий Фет родился в Новоселках – небольшом имении, расположенном в Мценском уезде Орловской губернии. Его родной отец – Иоганн Петр Вильгельм Фет, асессор городского суда в Дармштадте, мать – Шарлотта Елизавета Беккер. Будучи на седьмом месяце беременности, она оставила мужа и тайно уехала в Россию с 45-летним Афанасием Шеншиным. Когда родился мальчик, его крестили по православному обряду и назвали Афанасием. Он был записан сыном Шеншина. В 1822 году Шарлотта Елизавета Фет приняла православие и обвенчалась с Афанасием Шеншиным.

Афанасий получил блестящее образование. Способному мальчику легко давалась учеба. В доме отца Афанасий прожил до 14 лет.

По совету В.А.Жуковского, друга отца, юношу отправили учиться в г. Верро (ныне Выру, Эстония) в частный пансион Крюммера

В 1837 году он окончил частную немецкую школу-пансионат в городе Верро, в Эстонии. Уже тогда Фет начал писать стихи, проявлял интерес к литературе и классической филологии. Орловское епархиальное начальство, обнаружив, что мальчик был рожден до брака, постановило, что «означенного Афанасия сыном господина ротмистра Шеншина признать невозможно». Так в 14 лет будущий поэт узнал, что отныне он не полноправный русский дворянин, не имеет права называться Шеншиным, а должен носить фамилию человека, которого никогда в жизни не видел, и именоваться Афанасием Фетом «родом из иностранцев».

После школы, чтобы подготовиться к поступлению в университет, он обучался в пансионате профессора Погодина, писателя и историка, журналиста и редактора журнала «Москвитянин». В доме Погодина жил тогда приехавший из-за границы Н. В. Гоголь. Именно ему показал Погодин тетрадь со стихами А.Фета

В 1838 году Афанасий Фет поступил на юридический, а потом – на философский факультет Московского университета, где учился на историко-филологическом (словесном) отделении. Однокурсниками и друзьями Афанасия Фета были будущие известные поэты Аполлон Григорьев, Яков Полонский, философ и историк Сергей Соловьев. В университете Афанасий сблизился с одним из студентов – Аполлоном Григорьевым, который тоже увлекался поэзией. Они вместе стали посещать кружок студентов, которые усиленно занимались философией и литературой. При участии Григорьева Фет выпустил свой первый сборник стихов «Лирический пантеон». «Лирический пантеон»- книга во многом ученическая. В ней заметно влияние русских и западно-европейских поэтов: Пушкина, Жуковского, Гете, Шиллера, древнеримского поэта Горация. В сборнике предпочтение отдавалось двум жанрам: балладе и жанру антологических стихов (близких к античным).

Творчество молодого студента заслужило одобрение Белинского: «Из живущих в Москве поэтов всех даровитее Фет». А Гоголь отозвался о нем, как о «несомненном даровании». Это стало своего рода «благословением» и вдохновило Афанасия Фета на дальнейшее творчество. В 1842 году его стихи были опубликованы во многих изданиях, в числе которых были популярные журналы «Отечественные записки» и «Москвитянин». В 1844 году Фет окончил университет.

В 1845 году Фет уехал из Москвы и поступил в провинциальный кирасирский полк на юге России. Дворянский титул в те годы могла ему вернуть только военная служба. И Фет принял решение. На офицерский чин можно было рассчитывать уже через полгода службы. Через год после начала службы Фет получил звание офицера. В 1853 его перевели в гвардейский полк, который был расквартирован недалеко от Петербурга. Он часто бывал в столице, встречался с Тургеневым, Гончаровым, Некрасовым, сблизился с редакцией популярного журнала «Современник». Однако судьба словно смеялась над ним. Вскоре император Николай I издал указ, согласно которому.

Полезно? Поделись с другими:

Просмотров: 68 Скачиваний: 20

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта — свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Источник

Материалы к урокам по лирике Ф.И. Тютчева и А.А. Фета

Семинар по поэзии Ф.И. Тютчева

К семинару учащиеся читают стихотворения «Весенняя гроза», «Silentium!», «Фонтан», «Не то, что мните вы, природа. », «Святая ночь на небосклон взошла…», «Два голоса», «Умом Россию не понять…», «Нам не дано предугадать…», «К.Б.» («Я встретил вас — и всё былое. »), «Цицерон», «Осенний вечер», «Тени сизые смесились. », «День и ночь», «Слёзы людские, о слёзы людские…», «Эти бедные селенья…», «О, как убийственно мы любим. », «Последняя любовь», «Нам не дано предугадать…», «Природа — сфинкс. И тем она верней. », «От жизни той, что бушевала здесь…», «О вещая душа моя…», «Ещё земли печален вид…», «Предоп­ределение», «Как океан объемлет шар земной…», «О чём ты воешь, ветр ночной…», «Бессонница», «Два голоса», «Последний катаклизм», «Накануне годовщины 4 августа 1864 г.», «Наш век», «Итак, опять увиделся я с вами…», «Не Богу ты служил и не России…», «14-ое декабря 1825», «29-ое января 1837» или другие.

Задания к семинару

  • Соотнесите прочитанные к предыдущему уроку стихотворения с темами, которые обычно выделяют исследователи в тютчевском творчестве: «Хаос и космос» (двоемирие Тютчева), «Человек посреди вселенского хаоса», «Природа в лирике поэта», «Любовная лирика», «Образ России в лирике Тютчева».
  • Составьте оглавление предполагаемого сборника тютчевских стихов, распределив их по названным тематическим разделам. Какие стихи оказались бы вне такого тематического деления, а какие, напротив, пришлось бы разместить сразу в нескольких разделах? Почему?

Индивидуальные задания

  • Расскажите о жанре эпиграммы у Тютчева. Найдите примеры тютчевских эпиграмматических стихотворений и прокомментируйте их, отталкиваясь от ключевой строки (например, «Умом Россию не понять…», «Молчи, прошу, не смей меня будить…», «Природа — сфинкс…» и др.). Дайте свою интерпретацию одного поэтического текста этого жанра (О чём стихотворение? Какова главная авторская мысль? Отталкиваясь от какого образа строки можно построить разговор о стихотворении Тютчева?). В чём, с вашей точки зрения, отличие эпиграммы от пейзажного стихотворения?
  • Сделайте лексический и исторический комментарий к стихотворениям Тютчева «Silentium!», «Фонтан», «К.Б.» («Я встретил вас — и всё былое. »), «Цицерон», «Слёзы людские, о слёзы людские…», «Эти бедные селенья…», «От жизни той, что бушевала здесь…», «Последний катаклизм», «Накануне годовщины 4 августа 1864 г.», «Наш век», «Итак, опять увиделся я с вами…», «Не Богу ты служил и не России…».

I. Беседа по вопросам домашнего задания.

Обсуждение оглавления тютчевского сборника, составленного учащимися. Какие стихи оказались вне тематического деления, а какие, напротив, вошли в несколько разделов и почему?

Какие незнакомые для вас стихотворные жанры вы обнаружили в лирике Тютчева?

II. Выполнение индивидуальных заданий.

Рассказ учащегося о жанре эпиграммы у Тютчева. Анализ одного стихотворения в жанре эпиграммы.

III. Групповая работа.

Обменяйтесь впечатлениями о прочитанных стихотворениях. Обсудите их в группе и сформулируйте общий ответ по теме, выбранной вашей группой. Подготовьте выступление от группы по избранной теме. Включите в ответ выразительное чтение одного-двух стихотворений с элементами анализа поэтического текста.

1. Хаос и космос в тютчевской поэзии (двоемирие Тютчева).

Возможные варианты стихотворений, на основе которых группа готовит ответ: «День и ночь», «Как океан объемлет шар земной…», «О чём ты воешь, ветр ночной…», «О вещая душа моя…» и др.

Какую роль в этих стихотворениях Тютчева играют контраст, антитеза? Каковы главные темы и мотивы философской лирики Тютчева?

2. Человек посреди вселенского хаоса.

«Silentium!», «Святая ночь на небосклон взошла…», «Цицерон», «Тени сизые смесились. », «Как океан объемлет шар земной…», «От жизни той, что бушевала здесь…», «Фонтан», «О вещая душа моя…», «Бессонница», «Два голоса» и др.

Какие чувства вызывает у поэта человек — “мыслящий тростник”? Есть ли что-то, что примиряет Тютчева с таким положением человека? Чем, согласно Тютчеву, оплачено слияние человека с природой?

3. Природа как загадка: два ответа.

«Весенняя гроза», «Не то, что мните вы, природа. », «Осенний вечер», «Тени сизые смесились. », «Природа — сфинкс. И тем она верней. », «От жизни той, что бушевала здесь…», «Последний катаклизм» и др.

Какие два ответа даёт тютчевская лирика на загадку природы?

4. Тема любви в лирике Тютчева.

Стихотворения “денисьевского цикла” («О, как убийственно мы любим. », «Последняя любовь», «Накануне годовщины 4 августа 1864 г.»), «К.Б.» («Я встретил вас — и всё былое. ») и др.

С чем связан трагизм любовной лирики поэта? Какова эмоциональная доминанта любовной лирики Тютчева? С какими биографическими обстоятельствами связан “денисьевский цикл”? В каких художественных образах раскрываются в тютчевском цикле мотивы “палача” и “жертвы”, какую роль играет образ “толпы”? Почему любовь названа “поединком роковым”?

5. Образ России в лирике Тютчева.

«Умом Россию не понять…», «Слёзы людские, о слёзы людские…», «Эти бедные селенья…», «Наш век», «Итак, опять увиделся я с вами…», «Не Богу ты служил и не России…», «14-ое декабря 1825», «29-ое января 1837» и др.

Какие пушкинские и лермонтовские картины, мотивы можно обнаружить в тютчевских стихах о России? Какой образ “земли родной” рисует поэт в своих стихах? Какие события истории России и биографические вехи в жизни Тютчева отразились в этих произведениях?

Дополнительные вопросы, которые в ходе или по итогам семинара может задать учитель.

Кто из поэтов вспомнился, пока звучали тютчевские строки? Что в этих стихотворениях показалось необычным, новым для вас? Какое из прозвучавших стихотворений вы хотели бы выучить наизусть и почему? Какие темы затронуты в прочитанных произведениях? Какие темы, с вашей точки зрения, характерны для философской лирики, в чём, например, её отличие от лирики любовной или пейзажной? Можно ли однозначно определить, к какому виду лирики относится то или иное тютчевское стихотворение? На каких контрастах строится тютчевский “мирообраз” (Я.Зунделович)? Какие вопросы остались неразрешёнными?

Можно ли отнести Тютчева к «пушкинской плеяде»?

Домашнее задание

  • Найдите в сборнике тютчевских стихотворений тексты, композиционно напоминающие «Фонтан». Определите, на каком символическом образе строится сопоставление. Какой композиционный приём лежит в основе «Фонтана»?
  • Известно, что тютчевские стихотворения нередко двучастны: в первой рисуется картина природы, во второй даётся философское обобщение изображённого («От жизни той, что бушевала здесь…», «Смотри, как на речном просторе…», «Ещё земли печален вид…» и др.). Если философская часть отсутствует, то, как правило, подразумевается. Попробуйте написать вторую, “философскую” часть стихотворения «Что ты клонишь над водами…» (в стихах или в прозе).

Возможные темы исследовательских проектов

  • Три шедевра русской лирики.

Сопоставительный анализ стихотворений Ф.И. Тютчева «К.Б.» («Я встретил вас — и всё былое…»)», А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновение…» («К***»), А.А. Фета «Сияла ночь, луной был полон сад. Лежали…».

  • Итоговые стихотворения А.А. Пушкина и Ф.И. Тютчева.

«Каменноостровский цикл» и «Нам не дано предугадать…», «От жизни той, что бушевала здесь…», «Бывают роковые дни…», «Природа — сфинкс…», «Как ни тяжёл последний час…», «Всё отнял у меня казнящий Бог…» и др.

Два урока по творчеству А.А. Фета

Урок первый

Судьба поэта: Шеншин против Фета (1 ч.)

I. Задания и вопросы

1. По просьбе Т.Л. Толстой, дочери Л.Н. Толстого, Фет однажды заполнил «Альбом признаний» (распространённая в ХIХ веке игра). Вот некоторые ответы Фета (раздаточный материал).

— Самая тяжёлая минута в вашей жизни? — Когда узнал, что всё моё достояние расхищено.

Что лучше: желать и не получить или иметь и потерять? — Первое.

Какое историческое событие вызывает в Вас наибольшее сочувствие? — Отмена революции Наполеоном I и казнь Пугачёва.

Ваше мнение о браке и супружеской жизни? — Что это естественная тягота, которую надо уметь носить.

Ваш любимый писатель в прозе? — Гр. Л.Н. Толстой.

Ваш любимый герой в романах? — Лукашка в «Казаках».

Ваша любимая героиня в романах? — Осинка в «Трёх смертях».

Долго ли бы вы хотели жить? — Наименее долго.

Какой смертью хотели бы вы умереть? — Мгновенной.

Попробуйте по этим ответам описать характер поэта и его мировоззрение.

2. Как вы полагаете, в какую эпоху жизни Фета написана анкета? Почему в анкете, которую вы прочитали, так часто упоминаются произведения и герои Л.Н. Толстого? Что вам ещё известно о Фете? Какие стихи знаете наизусть? Прочитайте их.

3. Выберите наиболее заинтересовавший вас этап жизни Фета и кратко расскажите о нём.

II. Беседа с учащимися

Какие события и обстоятельства жизни Фета представляются вам самыми драматичными? Известны ли вам стихи поэта, в которых нашли отражение эти события? Почему у Фета нет таких стихов, куда непосредственно “впущены” факты биографии? Как вы понимаете реплику И.С. Тургенева: “Как Фет вы имели имя, как Шеншин только фамилию”?

III. Сопоставительный анализ стихотворений Тютчева «Как океан объемлет шар земной…» и Фета «На стоге сена ночью южной…». Его цель — ответить на вопрос: “В чём отличие тютчевского художественного мира от фетовского?” (раздаточный материал).

«Как океан объемлет шар земной…»

«На стоге сена ночью южной…»

Выпишите в таблицу ключевые слова и словосочетания обоих стихотворений. Найдите сопоставимые и контрастные образы. Какое эмоциональное “звучание” получают они в контексте каждого из стихотворений?

Сделайте письменно вывод о том, чем отличаются мировоззренческие позиции поэтов.

IV. Домашнее задание

  • Дополните таблицу сравнением стихотворений Тютчева «Святая ночь на небосклон взошла…» и Фета «Как нежишь ты, серебряная ночь…». Что вы можете, исходя из наблюдений над стихотворениями Фета, сказать о художественном методе поэта? К какому литературному направлению вы бы его отнесли? Аргументируйте свои наблюдения.
  • Перечитайте стихотворения «Шёпот, робкое дыханье…», «Ещё майская ночь», «На стоге сена ночью южной…», «Месяц зеркальный плывёт по лазурной пустыне…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Это утро, радость эта…», «Жду я, тревогой объят…», «Одним толчком согнать ладью живую…», «На качелях», «Ночь лазурная смотрит на скошенный луг…» и определите (письменно) основные темы фетовской лирики.
  • В литературоведении есть понятие “модель мира”. Какие составляющие, с вашей точки зрения, входят в фетовскую “модель мира”?
  • Как вы понимаете определение “Фет безглагольный”?

Индивидуальные задания

  • Чем отличается изображение усадебного мира у Фета от образов усадьбы у Некрасова («Родина»), Тургенева («Записки охотника»), Салтыкова-Щедрина («Дикий помещик»)?
  • Обратившись к энциклопедическому словарю, дайте определение импрессионизма. Как вы понимаете его применительно к поэзии? Проверьте себя по словарю литературоведческих терминов. В чём сходство и различие определений словарей энциклопедического и литературоведческого?
  • Прочитайте юмористическое стихотворение современного поэта Николая Голя. Какой период жизни Фета оказался в фокусе авторского внимания в стихотворении? Найдите в нём реминисценции из известных вам произведений русской классики. Узнали ли вы пародируемую автором стихотворения строку Фета?

Дружба. Нежность. Умиленье.
Славных предков имена.
Лев Толстой гостит в именье
Будущего Шеншина.
— Просим, просим! Нынче каша
Гречневая!
— Угодил!
Граф Толстой ещё не пашет,
Мясо ест и очень мил.
Да и что такое в мясе?
Мясо ходит стороной.
— Афанасий Афанасьич!
Вы вздремнули, дорогой?
Друг задумчив. Он скучает.
— Что хозяйство?
— Недосуг…
Говорит Лев Николаич:
— Экий братец ты фитюк!
Споры. Вздоры. Словопренья.
— От сохи большой привет.
“Эти бедные селенья”, —
Вспомнил строчку бывший Фет.

Урок второй

«Свои особенные ноты…»

Художественный мир Фета (2 ч.)

I. Беседа с учащимися.

  • Что вы можете, исходя из наблюдений над стихотворениями Фета, сказать о художественном методе поэта? К какому литературному направлению вы бы его отнесли? Аргументируйте свой ответ, обратившись к текстам стихотворений.
  • Обратитесь к статье Цветаевой «Поэты с историей и поэты без истории». К какому типу поэтов Цветаева отнесла бы Фета? А вы?
  • Поэт ХХ века Владимир Набоков написал в 1921 году стихотворение «На смерть А.Блока», где дал свои определения поэтам века XIX:

“ключ, струящийся во мгле”

“румяный луч во храме”

“радуга по всей земле”

“Путь Млечный над горами”

Попробуйте соотнести образы Набокова с поэтическими именами “золотого века”: Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета. Мотивируйте свой выбор. Найдите в этих кратких определениях ключевые для лирики каждого из названных поэтов образы и аргументируйте своё мнение.

Чтение учителем первой строфы набоковского стихотворения.

Пушкин — радуга по всей земле,

Лермонтов — Путь Млечный над горами,

Тютчев — ключ, струящийся во мгле,

Фет — румяный луч во храме.

Справедливо ли набоковское определение фетовского мира как храма?

  • Прокомментируйте понятие “модель мира”. Какие составляющие, с вашей точки зрения, входят в фетовскую “модель мира”? Можно ли обнаружить их в стихотворении, которое считается визитной карточкой Фета, — «Шёпот, робкое дыханье…»? Самостоятельно прочитайте стихотворение. Как, по-вашему, надо его читать вслух? Что в стихотворении даёт основания для подобной интерпретации? Прочтите его выразительно.

II. Аналитическое чтение стихотворения «Шёпот, робкое дыханье…» 1

Чем необычно это стихотворение? Каковы особенности поэтического синтаксиса? Сопоставьте первую и последнюю строфы: что изменилось в мире, состоянии природы, чувствах лирического субъекта? Как развивается “поэтическая мысль” (определение А.А. Фета) в стихотворении? Какие художественные приёмы использует поэт? В чём состоит роль звукописи и цветописи в стихотворении? Какие составляющие фетовской “модели мира” вы открыли для себя после анализа стихотворения? Как бы вы прочитали его теперь?

Стихотворение «Шёпот, робкое дыханье…» называют декларацией “пушкинского” направления в поэзии, “чистого искусства”. Попытайтесь доказать, почему? Как вы думаете, почему это фетовское произведение вызвало множество откликов-пародий и почему пародировали их авторы в основном “гоголевского” направления? (Чтение 1–2 пародий на стихотворение — например, Д.Минаева, Н.Добролюбова — и их обсуждение.)

III. Выразительное чтение и комментирование учащимися стихотворений, определение ведущих тем и мотивов («Ещё майская ночь», «На стоге сена ночью южной…», «Месяц зеркальный плывёт по лазурной пустыне…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Это утро, радость эта…», «Жду я, тревогой объят…», «Одним толчком согнать ладью живую…», «На качелях», «Ночь лазурная смотрит на скошенный луг…», «Какая холодная осень…» — по выбору учащихся).

Работа с таблицей «“Модель мира” в лирике Фета». В ходе чтения и комментирования учащимися стихотворений поэта записывайте в таблицу слова или словосочетания, а также названия стихов Фета.

Мир социальный

Мир усадьбы

Поэтический мир

Подведите итоги, опираясь на следующие вопросы. Какие социальные роли играл Фет в своей жизни? В чём поэт видел спасение от социальных и личных бед? Как реагировал на ситуацию “социальной незащищённости”? Какие образы усадьбы как целостного, закрытого для социальных перипетий мира встретились в стихотворениях? Какие образы стали доминантами поэтического мира Фета?

IV. Беседа с учащимися

Философ Вл. Соловьёв заметил, что “красота есть ощутимое проявление истины и добра, поэзия должна быть красива” (В.С. Соловьёв. «Общий смысл искусства»). Созвучны ли стихи Фета этим словам? Почему одними из самых важных в лирике Фета становятся эпитеты “трепещущий” и “дрожащий”? Попробуйте продолжить этот ряд, найти другие ключевые фетовские словообразы.

V. Выполнение индивидуального задания

Почему Фета называют поэтом-импрессионистом? Что такое импрессионизм в поэзии?

Аргументируйте свой ответ, обращаясь к стихотворениям Фета, например, «На кресле отвалясь, гляжу на потолок…», «Только в мире и есть, что тенистый…» и др.

VI. Комментированное чтение стихотворений «Жизнь пронеслась без явного следа…», «Ещё весна, как будто неземной…», «Я в жизни обмирал и чувство это знаю…», «Ещё люблю, ещё томлюсь…».

Можно ли использовать для характеристики поэзии Фета категорию “философская лирика”? “Здесь духа мощного господство…” — написал Фет на книге стихов Тютчева. Можно ли это определение отнести к стихотворениям Фета «Жизнь пронеслась без явного следа…», «Ещё весна, как будто неземной…», «Я в жизни обмирал и чувство это знаю…», «Ещё люблю, ещё томлюсь…»? В чём вы видите сходство и различие тютчевской и поздней фетовской лирики? Есть ли сближения?

В каких отношениях, в конечном итоге, находятся человек и мироздание у Тютчева и Фета?

VII. Сравните самостоятельно два стихотворения (раздаточный материал): «Поэзия» Тютчева и «Поэтам» Фета. Подчеркните “слова-острия”.

Мотивируйте свой выбор. Чем, с вашей точки зрения, завершается путь обоих поэтов?

VIII. Итоговый письменный вопрос: в чём вы видите “свои особенные ноты” лирики Фета и Тютчева? Обобщите свои наблюдения над лирикой поэтов в небольшой работе.

Возможно, подвести итоги вам помогут следующие словосочетания, которые вы можете включить (по желанию) в свой ответ (раздаточный материал): “философский характер лирики”, “мысль сливается с образом природы”, “постижение тайны мироздания и человеческого бытия”, “трагический характер мироощущения поэта”, “радость бытия”, “диалектика трагического и светлого”, “ощущение гармонии мира”, “противоборство враждебных сил”, “две бездны”, “красота — устойчивое состояние мира”, “остановись, мгновенье, ты прекрасно”, “миг, закреплённый в вечности”, “импрессионистический характер изображения чувств”, “фрагментарность изображения”, “динамичность и музыкальность образов”, “преобладание настроения над мыслью”, “переживание мысли”, “классик”, “романтик”.

Какие свои словосочетания вы бы добавили в этот список, а какие не стали бы включать? Объясните, почему.

IX. Чтение учащимися своих работ

X. Заключительное слово учителя: чтение стихотворения В.Набокова «На смерть Блока».

XI. Домашнее задание (по выбору учащихся)

  • Перечитайте стихотворение В.Набокова «На смерть Блока». Стихи Блока изучаются в 11-м классе, но уже сейчас можно попытаться ответить на вопрос: почему Набоков сближает лирику Блока с фетовской, тютчевской, лермонтовской и пушкинской поэзией? Возможно, вас заинтересовала личность самого Набокова. Что можете предположить о судьбе поэта, читая стихотворение?
  • Письменная работа. Сопоставительный анализ стихотворения А.А. Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…» и «Я помню чудное мгновенье» («К***») А.С. Пушкина.

1 Вариант разбора: от самостоятельного сопоставления учащимися двух первых строк стихотворения с двумя последними — к целостному анализу поэтического текста (идейно-образный уровень, стилистический уровень и фонетический уровень). Подробнее см.: Гаспаров М.Л. «Снова тучи надо мною…»: Методика анализа // Гаспаров М.Л. О русской поэзии: Анализ, интерпретации, характеристики. СПб., 2001.

Источник

Читайте также:  Тальберг ноты для фортепиано
Оцените статью