Связь фортепиано с литературой

Межпредметные связи в преподавании сольфеджио и общего фортепиано.

Одним из важнейших вопросов в работе педагога-музыканта является взаимосвязь между теоретическими и специальными дисциплинами. В практике на различных занятиях приходится касаться одних и тех же вопросов, заострять внимание на одних и тех же моментах, работать над одними и теми же навыками, разбирать аналогичные музыкальные произведения. И занятия по общему фортепиано могут помочь учащимся струнного, народного, духового и других отделений осваивать и закреплять навыки и умения, которые им необходимы на занятиях по сольфеджио и в классе специальности. Так, некоторые формы работы имеют общие методические положения, и одновременная работа над ними в разных классах (специальность, сольфеджио, общее фортепиано) играет значительную роль в музыкальном развитии и воспитании учащегося.

Начало занятий по общему фортепиано с первого класса может оказать большую помощь в развитии ученика, его музыкального слуха, чувства ритма, координации. Здесь, разумеется, есть свои трудности, которые вытекают из того, что игра на фортепиано с первых шагов требует распределения внимания между большим числом объектов. Это правильное чтение нотного текста, нужные клавиши, точные пальцы, ритмичность, штрихи, контроль игры, осмысленное исполнение.

Кроме того, в классе общего фортепиано перед учеником встает еще задача научиться ориентироваться на клавиатуре незнакомого ему инструмента. Здесь тоже существуют свои сложности, так как зачастую и в более старших классах дети не очень четко представляют себе движение вверх и вниз на фортепиано, путают регистры и октавы. Поэтому в первый год обучения важно научить ребенка быстро и легко находить нужные звуки на клавиатуре в разных октавах. Для достижения этой цели активно используются такие упражнения, как исполнение коротких мелодий с перенесением их в разные октавы с обязательным их названием, творческие задания, в которых предлагается подобрать подходящую для какого-нибудь сказочного или литературного персонажа (или героя кино- или мультфильма) октаву или регистр.

Читайте также:  Два кольори мои два кольори ноты

Главная задача в классе общего фортепиано на начальном этапе — не количество произведений, а общая работа по развитию слуха и слуховой памяти. Эта работа помогает ученику лучше осваивать основные навыки и на уроках сольфеджио и осуществляется с помощью выполнения и постепенного усложнения следующих заданий:

1.Точное интонирование голосом отдельных звуков, взятых педагогом на инструменте; позже — пение интервалов и аккордов, взятых в гармоническом звучании;
2.Запоминание и повторение голосом коротких и простых мелодий, с постепенным усложнением мелодического и ритмического рисунка;
3.Разучивание песен на слух и подбор их на инструменте от разных звуков;
4.Нахождение на инструменте по слуху отдельных звуков или простейших созвучий.

При этом в классе общего фортепиано материалом для занятий могут стать песни, разучиваемые на уроках сольфеджио и мелодии из учебных пособий по этому предмету.

Игра простейших мелодий по нотам вводится постепенно, здесь тоже необходимо использовать задания, которые могут помочь ученику на занятиях сольфеджио, такие, как:

1.Играть мелодию и петь ее со словами или названием нот;
2.Петь мелодию, не играя (со словами или названием нот);
3.Играть мелодию со счетом вслух или про себя;
4.Анализировать мелодию по фразам, анализировать фразы с осмыслением фразы как целого и выделением главных звуков во фразе, находить повторения фраз, точные и с изменениями, отмечать завершенность или незавершенность музыкальных построений.

На начальном этапе обучения возможна игра по нотам «по указке» — назвать звук прежде, чем его сыграть. Здесь одновременно закрепляются связь
между названиями нот и их местоположением на нотном стане и расположением звуков на клавиатуре.

Подбор мелодий от других звуков помогает освоить навык «относительного чтения»: необходимость понимать, куда движется мелодия, на какое расстояние, какие звуки повторяются и т. п.

Большую помощь в работе могут оказать различные формы письменных заданий. Это могут быть и такие простые задания, как точное переписывание нотного текста, и более сложные, например, запись мелодии от разных звуков с последующим исполнением их на фортепиано, самостоятельное записывание коротких мелодий, выученных на уроке, по памяти. Письменная работа улучшает запоминание положения нот на нотоносце, развивает мелкую моторику и память ученика. Эти формы работы используются и на уроках сольфеджио, а в классе общего фортепиано такие задания могут помочь ученику лучше ориентироваться на клавиатуре и осознавать направление движения мелодии в нотном тексте и на клавиатуре фортепиано.

На следующем этапе, когда предполагается игра по нотам, обязательна предварительная работа над текстом, когда ученику предлагается сначала назвать ноты и паузы и простучать ритм со счетом вслух и только после этого приступать к исполнению пьесы на фортепиано. Кроме того, возможно использование такого упражнения, как сольмизация, то есть проговаривание нотного текста в ритме данной мелодии. Эта форма работы, применяемая на уроках сольфеджио, на уроке общего фортепиано дает возможность дополнительно закрепить такой навык, как умение точно воспроизводить ритмический рисунок и одновременно четко и точно проговаривать названия звуков. Такие задания могут выполняться с дирижированием или тактированием и помогут ученику в работе над чтением с листа, которое вводится на раннем этапе обучения. В начале работы над чтением с листа можно предложить ученику не только исполнить простую пьесу, но перед исполнением проговорить или спеть мелодию голосом с названием нот, а для этого можно предварительно дать ладовую настройку.

Необходимая для развития ладового слуха работа — подбор мелодий и транспозиция, она должна начинаться с первого класса, с простейших мелодий в небольшом диапазоне. Эти задания преследуют цель добиться сознательного умения слушать направление мелодии. В начале работы задается подбор от звука, а затем — в тональности.

Задания по сольфеджио часто предполагают упражнения, которые могут быть проделаны с преподавателем на уроках общего фортепиано.Так, представление о ступенях лада, их взаимосвязях может дать не только использование наглядных пособий на уроке сольфеджио, но и проигрывание гамм, сочинение и импровизация коротких мелодий на уроке фортепиано, подбор мажорных и минорных гамм от разных тоник. В дальнейшем эти задания могут усложняться — подбор трезвучий главных ступеней, построение интервалов и аккордов, игра и слушание их, определение и запоминание характера звучания какого-либо интервала или аккорда.

Подбор аккомпанемента — одна из важнейших форм работы, она тоже не может обходиться без занятий в классе общего фортепиано. Начиная с простых заданий, например, пения мелодий на органном пункте фортепиано, учащийся постепенно переходит к более сложным — игре басового голоса, а затем к аккомпанементу из изученных по сольфеджио аккордов.

Пение двухголосных произведений, цепочек интервалов и аккордов тоже может выполняться на занятиях общего фортепиано, причем это не обязательно должны быть задания по сольфеджио. Вполне возможно пропевание одного из голосов в несложных произведениях контрастно-полифонического склада. В произведениях инструктивного плана, например, в этюдах, часто встречается аккомпанемент, который может послужить материалом для определения аккордов, и такая работа возможна при изучении строения аккордов и их положения в ладу, а в дальнейшем и для определения модуляций, анализа фактуры и музыкальной формы.

Таким образом, сочетая аналогичные формы работы на групповых и индивидуальных занятиях, можно добиваться лучших результатов в развитии музыкальных способностей учащегося, его творческих возможностей.

1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. М., 1978 г.
2. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. М., 1989 г.
3. Баренбойм Л. Путь к музицированию. Л.-М., 1973 г.
4. Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. М., 1975 г.
5. Любомудрова Н. Методика обучения игре на фортепиано. М., 1982 г.
6. Ляховицкая С. О педагогическом мастерстве. Л., 1963 г.
7. Шеломов Б. Импровизация на уроке сольфеджио. Л., 1977 г.

Источник

Преподавание общего фортепиано в ДШИ

Класс: 11

Введение

Предмет общее фортепиано является дополнительным предметом в учебном плане школ искусств. Прохождение общего курса фортепианной игры («курс фортепиано для не пианистов» — данный термин впервые обнаруживается в методической записке, датированной 1918 годом, разработанной специальной комиссией Московской консерватории под руководством А.Гольденвейзера. Фортепиано, как ни один из существующих инструментов, обладает богатейшими воспроизводящими возможностями: «…Рояль способен на свой лад интерпретировать любое музыкальное явление»; «…это инструмент эстрады и быта, солист и аккомпаниатор, обладающий многими возможностями оркестра, красотой человеческого голоса».

Ещё в 1897 году В.Гутор, в частности, писал: «…фортепиано самый удобный и полный инструмент для изучения музыки…». Не случайно, курс фортепиано стал общим, объединив проблемы музыкального становления и формирования музыкантов всех специальностей.

В отличие от многих учебных предметов в музыкальных учебных заведениях предмет «общее фортепиано» не оснащен в достаточной степени научно-методической литературой.

Решению многих проблем данной дисциплины способствовало бы определение специфики предмета общее фортепиано в сравнении его с курсом специального фортепиано. Нельзя сказать, что своеобразие занятий по фортепиано с музыкантами разных специальностей не ощущалось педагогами-исследователями прошлого. Так, в 20-е годы ХХ века одним из первых исследователей в области теории и методики общего фортепиано стал преподаватель Ленинградской консерватории ЗАГОРНЫЙ Нестор Николаевич (1887–1969) – пианист, композитор, педагог.

Окончил СПб консерваторию по классу теории композиции и в 1915 году по классу фортепиано Л.Николаева. Профессор Ленинградской консерватории.) Фортепианная игра как вспомогательный в музыкальном образовании предмет (Опыт методического обоснования общего курса игры на фортепиано) – первая попытка выявить особенности курса как учебного предмета, подчеркнуть его отличие от специального фортепиано. Как никогда актуальны сегодня предложения автора о направленности всего учебного процесса на запросы практики, установка на специфические, связанные со специальностью ученика, репертуар и формы работы. Прогрессивна и основополагающая идея ориентации процесса обучения на разностороннюю музыкальную деятельность ученика-инструменталиста, вокалиста, на воспитание образованного, культурного человека в широком смысле слова.

Развитие теории общего фортепиано в последующее десятилетие связано с именем Б.Яворского, в частности с его Методической хрестоматией по курсу общего фортепиано. Занимаясь с учащимися в классе общего фортепиано, он справедливо полагал, что от уровня владения инструментом зависит уровень музыкального образования в целом, т.к. фортепианная подготовка музыканта в значительной степени определяется возможностью широкого охвата и глубокого усвоения дисциплин музыкально-теоретического цикла. Наряду с теоретическим материалом по вопросам курса хрестоматия содержит учебно-педагогический репертуар, отбор которого воплотил идею автора о главной цели предмета – «познания музыки во всём её разнообразии через фортепиано». «Цель составления и выпуска настоящей хрестоматии, – писал Б.Яворский, – восполнить огромный пробел, существующий до сих пор в области музыкальной литературы для курса, так называемого общего или дополнительного фортепиано в музыкальных учреждениях».

Известный по работе Н.Загорного тезис методики общего фортепиано – ориентация учебного процесса на специальность учащегося – у Яворского получает более глубокую интерпретацию: повышение уровня «исполнительской культуры» (термин Яворского) не пианиста. Он пишет о необходимости создания специфического репертуара (облегчённые переложения оперной, симфонической, ансамблевой и сольной литературы), о воспитании на уроках общего фортепиано умения «конспективного» прочтения нотного текста. Особенно убедительны теоретические обоснования и практические рекомендации Б. Яворского в разделе работы, посвященном различию методов технического развития учащихся разных специальностей.

Прошло более полувека, прежде чем проблемы общего фортепиано вновь привлекли к себе внимание исследователей. А почему? Т.к. главное внимание в мировом музыкальном образовании стало уделяться воспитанию интерпретатора-солиста.

Лишь «с возвращением идеи музыканта широкого профиля» исследователи вновь обратились к проблемам общего фортепиано. В 1981-м году вышел проект Программы по фортепиано для студентов разных специальностей, до сих пор являющейся «руководством к действию» кафедр общего фортепиано музыкальных вузов. В пояснительной записке к данному проекту В. Нырковой были сформулированы цели и задачи дисциплины общее фортепиано. Автор анализирует и раскрывает межпредметные связи курса, доказывает практическую необходимость фортепианной игры для полноценного усвоения историко-теоретических дисциплин и специальности.

В 80-90-е годы прошлого века выше названная работа В.Нырковой подготовила появление ряда других трудов данной проблематики. Наиболее значительные из них – книга Г.Цыпина «Обучение игре на фортепиано», В.Нырковой – «Курс фортепиано для музыкантов разных специальностей», З.Йовенко – «Общее фортепиано: вопросы методики».

Автор З.Йовенко обосновывает специфику курса общего фортепиано, формулируя его конкретные отличия от предмета «специальное фортепиано». Сравнив содержание трёх основных компонентов урока – «объект, цель и условия обучения» (термины З.Йовенко), автор выделяет три основных особенности предмета.

Отличие первое. Учащиеся классов общего фортепиано приходят в учебное заведение для приобретения любой музыкальной специальности, кроме специальности пианиста. Весь комплекс дисциплин (в том числе и фортепиано) подчинен основной цели – подготовке специалиста избранного профиля. Вследствие этого, методика урока общего фортепиано и выбор средств воздействия на учащегося ориентированы на специальность.

Отличие второе, как отмечает автор, состоит в уровне фортепианной подготовки, который получают учащиеся, обучающиеся на разных инструментах. Так вокалисты и хореографы имеют только один дополнительный инструмент, а те, кто учится, например, на гитаре, флейте, скрипке и др.: фортепиано – это уже второй инструмент.

Отличие третье состоит в «условиях обучения в классах общего фортепиано: числе часов в учебном плане, месте предмета в бюджете времени учащихся, ограниченном для большинства учащихся, возможности домашней проработки задания (отсутствие инструмента).

Учебная деятельность в классе общего фортепиано складывается из различных видов исполнительской работы. Работа над фортепианным репертуаром у не пианистов осложнена именно недостатком времени для занятий дома; это сильно затрудняет его освоение материала.

Об универсальности, об огромных воспроизводящих возможностях фортепиано писали многие композиторы и педагоги. «Пианист едва ли нуждается в обучении на другом инструменте, чтобы стать вполне законченным музыкантом, но… исполнители на всех остальных инструментах, а также вокалисты встретятся с большими трудностями в своём общем музыкальном развитии, если не приобретут…ориентировочного знакомства с фортепиано. Таким образом, очевидно, что фортепианное исполнительство, универсальное по характеру самого инструмента, становится основательной школой воспитания подлинного музыканта.

Курс общего фортепиано имеет профилирующее значение и, таким образом, «может рассматриваться как составная часть любой музыкальной специальности». Одновременно с накоплением пианистического мастерства на уроках фортепиано для не пианистов происходит целенаправленное формирование разностороннего музыканта. Курс позволяет «интегрировать в рамках урока большое число различных произведений и одновременно ввести немало обобщающих понятий, рассматриваемых в культурно-историческом плане». Здесь же необходимо отметить огромную связь общего фортепиано с системой музыкально-теоретических дисциплин.

Первой заметной работой по решению проблем обще музыкальной эволюции в процессе занятий общим фортепиано стала статья Г.Цыпина «Развитие учащегося-музыканта в процессе обучения игре на фортепиано», опубликованная в 1979 году.

Следующая работа Г.Цыпина «Обучение игре на фортепиано», вышедшая в 1984 году, стала логическим продолжением предыдущей. В ней обучение игре на фортепиано анализируется как процесс, «обеспечивающий полноценное воплощение идеи развивающего обучения и межпредметных связей».

Обще музыкальное развитие – многогранный, сложный процесс. С одной стороны, это развитие комплекса специальных способностей (музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память), с другой, это те внутренние изменения, которые совершаются в сфере профессионального мышления, художественного сознания обучающегося. Применительно к теории общего фортепиано в вышеупомянутой работе Г.Цыпина они сведены к четырём постулатам, четырём основным музыкально-дидактическим принципам:

1. Расширение репертуарных рамок за счёт обращения к возможно большему количеству произведений, большему кругу художественно-стилевых явлений – первая, по своему значению составляющая обще музыкального развития учащегося, обогащения его профессионального сознания.

2.Ускорение темпов прохождения определённой части учебного материала. Реализация этого принципа обеспечивает постоянный и быстрый приток различной информации в музыкально-педагогический процесс, что способствует обще музыкальному развитию учащегося.

3. С точки зрения содержания урока, способов его проведения, важно увеличение теоретической «ёмкости» занятий, то есть использование в ходе урока более широкого диапазона сведений музыкально-теоретического и музыкально-исторического характера.

4. Максимальное проявление самостоятельности, творческой инициативы учащегося.

Обратимся к более подробному рассмотрению каждого из четырех принципов.

1. Расширение репертуарных рамок. Развивающие возможности курса общего фортепиано заложены уже в возможности исполнять многое и разное и тем самымрасширять свои знания о стиле эпохи, художественном направлении, индивидуальномкомпозиторском стиле.

2. Ускорение темпов прохождения части репертуара. В первую очередь, сюда следует отнести такие формы работы, как чтение с листа и эскизное изучение произведений. Эскизное знакомство с произведением – это сознательное не доведение исполнения до возможного в каждом конкретного случая степени совершенства. Эскизное изучение сочинений высвобождает время для ознакомления с новой музыкой, эта форма работы, отчасти близкая чтению с листа, оказывается особенно эффективной на занятиях по курсу общего фортепиано, протекающих, как правило, в условиях дефицита времени.

Эскизное ознакомление с музыкальным материалом является промежуточным между чтением с листа и исполнительски законченным состоянием произведения.

Чтение с листа – другой эффективный способ обще музыкального развития. Именно в процессе чтения нот с листа решаются такие задачи обще фортепианного обучения, как увеличение объёма используемого музыкального материала и ускорение темпов его прохождения.

3. Содержание урока и способы его проведения, увеличение меры теоретической ёмкости занятий. Музыканта призваны воспитывать все дисциплины учебного плана и, в первую очередь, – дисциплины музыкально-теоретического цикла.

4. Максимальное использование в учебной работе самостоятельной мыслительной деятельности учащихся, их творческого потенциала.

Успех обучения «во многом зависит от того, насколько удалось выработать у учащихся умение самостоятельно работать, мыслить во время работы и добиваться конкретно поставленных целей…».

Особенности преподавания предмета «общее фортепиано»

В свое время педагог Ленинградской консерватории Н.Н. Загорный впервые в музыкально-педагогической литературе сформулировал принципиальные основы специфики методики общего фортепиано. “Задачи, которые ставит повседневная жизнь музыканту той или иной специальности, являются отправной точкой в определении объема технической программы курса игры на фортепиано для музыканта-не пианиста”.

Далее автор называет круг задач, которые призван решить курс общего фортепиано:

  • развитие фортепианной техники;
  • разучивание пьес разных стилей, фактуры;
  • игра в ансамбле; аккомпанементе;
  • чтение с листа.

Думается, что вышеназванные задачи остаются актуальные и в настоящее время и поскольку условия для их решения не простые (отсутствие инструмента, классов, урок по 20 минуты или по 40 минут), то и настоящее сообщение является, на мой взгляд, необходимым и своевременным.

Предмет общее фортепиано для учащихся вводится со второго класса. И так как в первый класс на сегодняшний день принимают детей без возрастных ограничений, то возникает проблемы возрастной психологии. Методическая литература очень мало уделяет внимание специфике возрастной психологии учащихся в ДШИ.

В отношении учащихся к курсу общего фортепиано нередко наблюдается отсутствие настоящего интереса. В сегодняшней практике такая важная форма работы, как ансамблевое музицирование на занятиях общего фортепиано оказалась отодвинутой на второй план. Распространенным в настоящее время является мнение, что игра в ансамбле более легкий, по сравнению с сольным, вид инструментального исполнительства, поэтому ученик, хорошо играющий соло, автоматически должен хорошо играть в ансамбле.

Другая точка зрения: игра в ансамбле – во многом отличный от сольного вида музицирования, имеющий свои особенности. При этом нужно говорить не о снижении мастерства сольного исполнительства, а о его повышении, обогащении целым рядом навыков. Главная цель игры в ансамбле – дать возможность детям сразу же ощутить свою сопричастность к исполнению музыки, творчеству. Это достигается ансамблевым музицированием совместно с педагогом, который берет на себя основную нагрузку, предоставляя ученику доступный для него минимум. С самого первого занятия ученик вовлекается в активное музицирование совместно с учителем он играет простые, но уже имеющие художественное значение пьесы. Дети сразу же ощущают радость непосредственного восприятия искусства. А если ученики будут играть музыку, которая у них на слуху, то она будет побуждать их как можно лучше выполнить свои первые музыкальные обязанности.

Основная задача педагога – сделать интересными и любимыми занятия музыкой. Этому должно способствовать все, что будит воображение ребенка: музыкальный материал и рисунок, текст песенок – подтекстовок, рассказ, сопровождающий игру. Активизации творческого роста учащихся также способствует целенаправленный подбор репертуара. Пьесы должны быть понятны, доступны, способствовать формированию ансамблевых навыков, развитию творческого воображения. Часто бывает, что, хорошо подготовленный ученик, обладающий большим репертуаром, любящий свой инструмент, на практике не может применить свои знания и навыки. Но благодаря первым успехам перед массовой аудиторией юный ансамблист начинает острее ощущать полезность своего труда, проявляет целеустремленность, работоспособность в овладении исполнительским мастерством. Участие в ансамбле прививает учащимся чувство коллективизма, повышает общую дисциплинированность, формирует ответственность.

Ансамблевый метод обучения дает возможность исправлять или корректировать слабые стороны ученика. Играя в ансамбле, дети раньше осваивают технику творческого общения, накапливают больший репертуар, имеют опыт концертной практики. Совместное музицирование вдвоем, втроем, вчетвером в школе легко перетекает в прекрасный, полезный и радостный домашний досуг. Ансамблевые формы музицирования играют важную роль в процессе музыкального образования, воспитания и развития. Ребенок должен ощутить радость приобщения к искусству, почувствовать в уроках музыки возможность удовлетворения своих эстетических потребностей. Только в этом случае музыка станет для него источником радости и творчества.

В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что все, о чем шла речь не могут быть готовыми рецептами для практики преподавателя. Можно надеяться, что кто-то из нас возьмет на вооружение то или иное зерно для поиска своих методов в обучении общему фортепиано.

Источник

Оцените статью