Сыплет черемуха снегом ноты

Сыплет черемуха снегом ноты

Автор: И. Белков
Год: 2006
Издательство: Вологда: Отдел культуры администрации Вологодского муниципального района
Страниц: 52
Формат: PDF
Размер: 1,9 МВ
Язык: русский

Настоящий сборник «Сыплет черемуха снегом» включает в себя произведения самодеятельных композиторов Виталия Румянцева, Розы Машкариной, Антонины Рыкиной и Алексея Андония. Песни в сопровождении баяна и гармони адресованы коллективам художественной самодеятельности, а также будут полезны широкой аудитории любителей музыки.

СОДЕРЖАНИЕ:

Алексей АНДОНИЙ
Сыплет черемуха снегом. Слова С. Есенина
На плетнях висят баранки. Слова С. Есенина
В дороге. Слова Н. Рубцова
Гармонист. Слова В. Жуковой
Чудный месяц плывет над рекою. Слова Н. Рубцова
Россиянин я! Слова А. Гусева
Вступление. Из цикла «Гармонь». Слова А. Жарова
Роза МАШКАРИНА
Соколонько. Слова О. Фокиной
Деревенские ночи. Слова Н. Рубцова
Антонина РЫКИНА
Приснится первая любовь. Слова Л. Торопановой
Там на Сухоне-реке. Слова А. Рыкиной
Виталий РУМЯНЦЕВ
Льдиночка-снежиночка. Слова О. Фокиной
Ох, забыла, видно, мать. Слова Г. Куренковой
Смешинка. Слова В. Коротаева
У поленницы. Слова Н. Рубцова
Нагрянули. Слова Н. Рубцова
Никому не будет одиноко. Слова Н. Рубцова
Пой, тальяночка моя! Слова А. Пошехонова

СКАЧАТЬ \ DOWNLOAD:

Источник

Нотный сборник «Сыплет черемуха снегом. Песни в сопровождении баяна, гармони».

Нотный сборник «Сыплет черемуха снегом. Песни в сопровождении баяна, гармони».

Сыплет черемуха снегом. Песни в сопровождении баяна, гармони. Выпуск 5. — Серия: Самодеятельные композиторы Вологодского района. — Вологда: отдел культуры администрации Вологодского муниципального района. — 2006. — 52 с.: ноты.

В нотный сборник «Сыплет черемуха снегом. Песни в сопровождении баяна, гармони», выпущенный отделом культуры администрации Вологодского муниципального района, вошли произведения самодеятельных композиторов района Алексея Андония, Виталия Румянцева, Розы Машкариной и Антонины Рыкиной на стихи С. Есенина, Н. Рубцова, О. Фокиной, В. Коротаева и других поэтов. Это один из выпусков серии «Самодеятельные композиторы Вологодского района», издаваемой с 2002 г. Сборник получил свое название по известному стихотворению Сергея Есенина, положенного на музыку вологодским композитором Алексеем Адонием. Сборник песен в сопровождении баяна и гармони адресован коллективам художественной самодеятельности, вокальным коллективам, а также широкой аудитории любителей музыки.

Источник

Сергей Есенин — Сыплет черемуха снегом: Стих

Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.

Никнут шелковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой вы, луга и дубравы,-
Я одурманен весной.

Радугой тайные вести
Светятся в душу мою.
Думаю я о невесте,
Только о ней лишь пою.

Сыпь ты, черемуха, снегом,
Пойте вы, птахи, в лесу.
По полю зыбистым бегом
Пеной я цвет разнесу.

Анализ стихотворения «Сыплет черемуха снегом» Есенина

Есенин в своих ранних стихотворениях писал о красоте пейзажа. «Сыплет черёмуха снегом» — одно из них. В этом произведении описывается природа в весеннее время во всех красках и чистом звучании.

По звучанию стихотворение похоже на плавную песню. Каждая весна является чудом. Чтобы создать контраст поэт сравнивает белую черемуху, с которой сдуваются цветы с помощью ветра, с морозным снегом. Это даёт возможность лучше прочувствовать и представить всю прелесть весенней поры. С ее приходом все обновляется и перерождаешься. Природа постоянно меняется, движется и изменяется. Как и люди она способна рождаться и умирать, быть счастливой или грустной. Плюсом будет то, что в стихотворении есть описание запахов весны. Даётся возможность почувствовать, как пахнет душистая смола, хвоя.

Главный герой опьянен ароматами, которые веют с полей и лугов. Появляется умиротворенное состояние от проснувшейся природы. Благодаря эпитетам в описании предмета выделяется самое главное, например, шелковые травы, тайные вести, зыбистым бегом. Все просыпается от зимней спячки и начинает двигаться. Светятся вести.

Есенин обращается к окружающему миру, уделяет внимание каждой детали. В его душе есть место для всего живого: черемухи, зелени, обширных полей. Любовь к родной земле задаёт радостный настрой. Появляется желание посмотреть, как наступает весна. Использование различной цветовой гаммы, например, белого, зеленого оттенка, придают особый колорит. Воркующие грачи, находящиеся в поле, шелест лепестков черёмухи из-за дующего ветра, показывают торжественность, романтичность и лиричность. Главный герой в это время думает о любимой невесте. Привлекательная девушка очень вдохновляет и у него, будто, вырастают крылья. Мужчина готов все время беспечно петь. С помощью описания весны автор хотел поразмыслить о вечности и смысле жизни.

В мире все постоянно подвержено изменениям. Главное, на что стоит обратить внимание, это то, что нужно наслаждаться каждым моментом и видеть красоту в мелочах. Настроение подчёркивается яркими эпитетами: зыбистым бегом, шелковые травы. Также существуют различные сравнения, например, пеной я цвет разнесу.

Есенин смог ясно передать поэтическую идею. Стихотворение пропитано любовью к Родине. Перед читателем открывается прекрасный мир природы. Любоваться можно даже пением птиц и шелестом травы.

Источник

Ноты, Аккорды — Песни и романсы на стихи Сергея Есенина

Ноты в картинках jpg, gif, pdf


Песни и романсы на стихи С. Есенина
сопровождение фортепиано, вокал
Издательство: «Музична Украiна», Киев, 1984г.

В сердце светит Русь. Музыка Г. Свиридова
С добрым утром. Музыка Б. Буевского
Над окошком месяц. Музыка Г.Майбороды
Темна ноченька. Музыка А.Кос-Анатольского
Сыплет черемуха снегом. Музыка: Л.Вишкарев
Сани. Музыка: Г.Свиридов
Вот уж вечер. Музыка: Н.Сильванский
Королева. Музыка: Г.Подэльский
Загорелась зорька красная. Музыка: Н.Бердыев
Уронил кольцо милашки. Музыка: М.Завалишина
Никогда я не был на Босфоре. Музыка: Р.Бойко
Шаганэ ты моя, Шаганэ. Музыка: А.Живцов
Отговорила роща золотая. Музыка: Г.Пономаренко
Письмо матери. Музыка: В.Липатов
Клен ты мой опавший. Музыка народная
Все пройдет,как с белых яблонь дым. Музыка: А.Лепин
Где ты,отчий дом. Музыка: В.Полевой
Заиграй,сыграй тальянка. Музыка: В.Рыбальченко
Сыпь,тальянка. Музыка: Г.Пономаренко
Снежная замять. Музыка: Т.Сидоренко
Эх вы,сани,сани. Музыка: А.Билаш
Звени, златая Русь. Музыка: А.Кос-Анатольский

Скачать ноты романсов


Песни, романсы и хоры на стихи Сергея Есенина
в сопровождении фортепиано, баяна и без сопровождения
составитель А.Аверкин
«Советский композитор», 1978г.
номер с4468к

БЕРЕЗКА. Музыка Т.Хренникова
ЭХ ВЫ, САНИ, САНИ! Музыка А. Билаша
ПИСЬМО МАТЕРИ. Музыка В.Липатова
ТЕМНА НОЧЕНЬКА. Музыка Д. Львова-Компанейца
КАЛИКИ. Музыка Р.Бунина
ВОТ ОНО, ГЛУПОЕ СЧАСТЬЕ. Музыка Ю. Чичкова
СНЕЖНАЯ РАВНИНА. Музыка Н. Пейко
СИНИЙ МАЙ. Музыка А. Абрамского
СПИТЕ, ЛЮБИМЫЕ БРАТЬЯ. Музыка В.Кикты
ТЫ ЗАПОЙ МНЕ ТУ ПЕСНЮ. Музыка Г. Свиридова
ШАГАНЭ ТЫ МОЯ, ШАГАНЭ! Музыка Р. Бойко
С ДОБРЫМ УТРОМ! Музыка А. Баева
РАЗГУЛЯЛАСЬ ВЬЮГА. Музыка В. Клюева
КЛЕН ТЫ МОЙ ОПАВШИЙ. Музыка народная. Обработка О. Агафонова
НЕ ЖАЛЕЮ, НЕ ЗОВУ, НЕ ПЛАЧУ. Музыка Г. Пономаренко
ТЫ МЕНЯ НЕ ЛЮБИШЬ, НЕ ЖАЛЕЕШЬ. Музыка А. Аверкина
БЕРЕЗА. Музыка Н. Кутузова
ОТГОВОРИЛА РОЩА ЗОЛОТАЯ. Музыка Г. Пономаренко
НАД ОКОШКОМ МЕСЯЦ. Музыка Е. Попова
СЫПЬ, ТАЛЬЯНКА! Музыка В. Темнова

Скачать ноты к песням и хорам

Спасибо Ирине за сборник!


Цветы мне говорят прощай
песни и романсы на стихи С. Есенина
ноты для фортепиано, аккорды
АОЗТ РИФМЭ, 1995г.

Выпуск посвящен 100-летию со дня рождения С.А. Есенина. В него вошли популярнейшие песни и романсы, написанные на слова поэта в разные годы советскими композиторами. Но основу его составляют 16 романсов, написанных на слова Есенина известным правозащитником, погибшим от рук убийц, бывшим депутатом Государственной Думы Валентином Мартемьяновым. Незаурядный композитор и исполнитель, В. Мартемьянов в свое время учился в школе-студии С.Я. Лемешева и сохранил любовь к песенному искусству до конца своих дней. Таким образом, этот выпуск является как бы данью памяти двух сыновей Земли Русской — Сергея Есенина и Валентина Мартемьянова.
Издание снабжено предисловиями, нотами и иллюстративным материалом. Рассчитано на широкий круг читателей.

  • Иван Лысцов. «Ты опал, отшелестел, Есенин. »
  • Николай Шантаренков. От издателя: Недопетая песнь
  • Свищет ветер
  • Эх, вы, сани! А кони, кони!
  • Над окошком месяц
  • Слышишь — мчатся сани
  • Снежная равнина
  • Вечером синим
  • Какая ночь!
  • Не криви улыбку
  • Ах, метель такая
  • Синий туман
  • Воздух прозрачный и синий
  • Глупое сердце, не бейся
  • Голубая да веселая страна
  • Сыпь, тальянка, звонко
  • До свиданья, друг мой, до свиданья
  • Цветы мне говорят — прощай
  • Галина Горбенко. «Э-ге-ге! Еще повоюем. »
  • Скатов. Памяти друга

Скачать ноты


РОМАНСЫ И ПЕСНИ СОВЕТСКИХ КОМПОЗИТОРОВ НА СЛОВА С. ЕСЕНИНА
для голоса в сопровождении фортепиано
«Музыка», 1983г.
номер 12098

Сыплет черемуха снегом. Музыка Н. Будашкина
Клен ты мой опавший. Музыка неизвестного автора, переложение для голоса с фортепиано М. Гусева и М. Элькина
Письмо к матери. Музыка В. Липатова
He жалею, не зову, не плачу. Музыка А. Живцова
Шаганэ ты моя, Шаганэ. Музыка А. Живцова
Вижу сон. Музыка А. Живцова
Погасло солнце. Тихо на лужке. Музыка С. Пушкиной
Эй вы, кони! Музыка Л. Лядовой
Над окошком месяц. Музыка Е. Попова
Сыпь, тальянка. Музыка В. Темнова
Отговорила роща золотая. Музыка Г. Пономаренко
Ну, а я — крестьянский сын. Музыка Г. Пономаренко
Дорогая, сядем рядом. Музыка А. Смирнова
Ты меня не любишь, не жалеешь. Музыка А. Лепина
Всё пройдет, как с белых яблонь дым. Музыка А. Лепина
Береза. Музыка А. Флярковского
Поет зима — аукает. Музыка В. Косенко
Ты запой мне ту песню. Музыка Р. Бойко
Прощальное письмо. Музыка С. Бугославского

Скачать ноты


Песни и романсы советских композиторов
Три романса на стихи С. Есенина

музыка К. Молчанова
фортепиано, голос
“Советский композитор”, 1979г.
номер с4816к

  • Край ты мой заброшенный
  • Тальяночка
  • Хороша была Танюша

Скачать ноты

Источник

Ноты для хора — Поет русский народный хор

Издательство «Музыка» с 1980 года выпускает новую серию — «Художественной самодеятельности». Ее составляют разнообразные нотные и книжные издания, рассчитанные на руководителей и участников музыкальных коллективов художественной самодеятельности.
В нотные сборники наряду с произведениями, прочно вошедшими в репертуар исполнителен — солистов, хоров, оркестров различных составов, — постоянно включаются новые сочинения советских и зарубежных авторов. В некоторые издания входят методические пояснения и рекомендации.
В книгах рассматриваются практические вопросы организации учебно-воспитательной и творческой работы самодеятельных музыкальных коллективов.


Поет русский народный хор
Выпуск 1
составитель А. Широков
Хоровые произведения советских композиторов
без сопровождения и в сопровождении баяна
“Музыка”, 1980г.
номер 11075

  • От составителя
  • ЗААЛЕЛА ЗОРЕНЬКА. Музыка и слова Г. Демидова
  • ПЕСНЯ О РОДИНЕ. Музыка Р. Бойко, слова А. Прокофьева
  • ДЕРЕВЕНЬКА МОЯ. Музыка Н. Кудрина, слова В. Гундарева
  • ПЕРВАЯ БОРОЗДА. Музыка В. Букина, слова В. Лазарева
  • ХЛЕБА. Музыка Н. Поликарпова, слова В. Семернина
  • ОБЕЛИСКИ. Музыка и слова Л. Дмитриева
  • ПРИДОНЬЕ МИЛОЕ ЦВЕТЕТ. Музыка Ю. Зацарного, слова М. Шишлянникова
  • НАША РУССКАЯ ЗИМА. Музыка Г. Пономаренко, слова П. Черняева
  • ЛЕНОЧЕК. Музыка Л. Дмитриева, слова Т. Алексеевой
  • ПРОЛЕТАЛИ ГУСИ-ЛЕБЕДИ. Музыка А. Эманова, слова Л. Шикиной
  • ТРИ РОВЕСНИЦЫ. Музыка Л. Печникова, слова М. Исаковского
  • СЛОВНО СНЕГОМ. Музыка и слова Ю. Рыбникова
  • ЕСЛИ МЫ НУЖНЫ ДРУГ ДРУГУ. Музыка Г. Пономаренко, слова Г. Георгиева
  • ВЕРИТСЯ — НЕ ВЕРИТСЯ. Музыка Н. Кутузова, слова Е. Карасева
  • ВЕСЕЛАЯ КАДРИЛЬ. Музыка В. Темнова, переложение для хора А. Широкова, слова О. Левицкого
  • Русские народные песни
    • ЖИЛ Я У БАРИНА. Запись Е. Шелеманова
    • СИНЕ МОРЕ ВСКОЛЫБАЛОСЬ. Обработка Г. Пантюкова
    • В ХОРОВОДЕ БЫЛИ МЫ. Запись и обработка А. и Г. Заволокиных
    • КАЛИНА С МАЛИНОЙ. Обработка А. Широкова
  • Методические пояснения
  • Тексты песен

Скачать сборник

Спасибо Ирине за предоставленный сборник!


Поет русский народный хор
Выпуск 2
составитель А. Широков
Хоровые произведения советских композиторов
без сопровождения и в сопровождении баяна
“Музыка”, 1981г.
номер 11505

  • От составителя
  • ЖИВИ, СОВЕТСКАЯ ДЕРЖАВА! Музыка К. Массалитинова, слова Г. Воловика
  • ПЕСНЯ О СОВЕТСКОЙ РОДИНЕ. Музыка Н. Поликарпова, слова Л. Кондырева
  • В ЧЕСТЬ ДА ВО СЛАВУ. Музыка Ф. Маслова, слова В. Русакова
  • РОДИНА МИЛАЯ. Музыка Н. Горлова, слова В. Бокова
  • РОССИИ ПРОСТОР ВЕКОВОЙ. Музыка А. Аверкина, слова Н. Волкова
  • ЛЮБЛЮ ПРОСТОРЫ РУССКИЕ. Музыка В. Левашова, слова В. Харитонова
  • ВЕРНОСТЬ. Музыка В. Литвинова, слова Л. Татьяничевой
  • СЕЛО РОДНОЕ. Музыка Б. Киселева, слова Ю. Леднева
  • ПРИНИМАЙ, СТРАНА, НАШ КУБАНСКИЙ ХЛЕБ! Музыка В. Захарченко, слова С. Хохлова
  • О НАШЕМ ТРАКТОРИСТЕ. Музыка Л. Дмитриева, слова В. Кузнецова и В. Семернина
  • РУССКИЙ СУВЕНИР. Музыка В. Сигалова, слова А. Осьмушкина
  • Русские народные песни
    • ЗАЛИЛА ВОЛГА КРУТЫЕ БЕРЕЖКА. Протяжная. Обработка В. Царегородцева
    • ТАМ, ВДАЛИ ЗА РЕКОЙ. Слова Н. Кооля, обработка А. Широкова
    • ШИРОКА ТЫ, СТЕПЬ. Обработка А. Цибизова
    • ОЙ, РЕБЯТУШКИ, СХОДИСЬ! Трудовые припевки. Обработка В. Баранова
    • ВО ПОЛЕ ТУМАН. Обработка А. Болдырева
    • НЕ БУДИТЕ МЕНЯ, МОЛОДУ. Плясовая. Запись А. Квасова
    • ВЕСЕЛИТЕСЬ, ВСЕ НАШИ ПОДРУЖКИ. Протяжная.
    • ВЕСНА КРАСНА. Весенняя, хороводная. Запись Е. Засимовой
    • ОИ, ЧЕЙ-ТО КОНЬ. Свадебная. Запись А. Рудневой
    • МЫ ГУЛЯЛИ ДО СУМЕРЕК. Хороводная. Запись В. Царегородцева
    • НЕ ВЕЧОР ПОЗДНО. Лирическая. Запись Е. Засимовой
    • ОЙ ТЫ, ЛЕТИЧКО. Лирическая. Запись Е. Засимовой
    • НЕ БЕЛА ЗАРЯ. Протяжная. Переложение для хора Н. Мешко
    • Я ПОСЕЯЛА ЛЕНКУ. Запись и обработка И. Веретенникова
    • АХ ТЫ, НОЧЕНЬКА. Обработка Ю. Рыбникова
    • ЗДРАВСТВУЙ, ЧЕРНАИ ЧЕРНОБРОВАЙ. Хороводная. Запись Л. Антиповой.
    • КРУТОВСКИЕ СТРАДАНИЯ. Запись В. Грибановой
  • Методические пояснения
  • Тексты песен

Скачать сборник

Спасибо Ирине за предоставленный сборник!


Поет русский народный хор
Выпуск 3
составитель А. Широков
Хоровые произведения советских композиторов
без сопровождения и в сопровождении баяна
“Музыка”, 1982г.
номер 11779

  • От составителя
  • СЛАВА СОВЕТСКОЙ ДЕРЖАВЕ! Музыка В. Захарова, слова М. Исаковского.
  • ТЫ ЦВЕТИ, РОССИЯ! Музыка В. Левашова, слова Н. Палькина
  • ЛЕНИН У НАС НА ЗАВОДЕ. Музыка С. Туликова, слова В. Харитонова
  • КАК ЗЕМЛЯ ПРЕКРАСНА. Музыка Б. Фиготина, переложение для хора А. Широкова, слова Ф. Лаубе
  • ЛЮБЛЮ БЕРЕЗУ РУССКУЮ. Музыка Ю. Зацарного, слова А. Прокофьева
  • В ЧИСТОМ ПОЛЕ. Музыка В. Захарова, слова М. Исаковского
  • ШЛИ ВПЕРЕД СОЛДАТЫ. Музыка Р. Бойко, слова И. Дремова
  • УРОЖАЙНЫЙ ГОД. Музыка В. Калистратова, слова народные
  • ПЕСНЯ О ХЛЕБОРОБАХ. Музыка Н. Горлова, слова Б. Дверного
  • ПЕСНЯ О СТРОИТЕЛЯХ. Музыка А. Аверкина, слова В. Матвеева
  • НОВОСЕЛЬЕ. Музыка А. Абрамского, слова В. Бокова.
  • РУССКИЙ ЛЕС. Музыка Г. Пономаренко, переложение для хора А. Широкова, слова Д. Смирнова
  • СЫПЛЕТ ЧЕРЕМУХА СНЕГОМ. Музыка Г. Демидова, слова С. Есенина.
  • БЕЛОСНЕЖНАЯ КАЛИНА. Музыка Н. Поликарпова, слова А. Русака, перевод с белорусского С.Красикова
  • ЯСНЫЙ МЕСЯЦ. Музыка Анатолия Новикова, слова Д. Терещенко
  • МИЛАЯ. Музыка Андрея Новикова, слова В. Пухначева.
  • ОТШУМЕЛА В ПОЛЕ РОЖЬ ВЫСОКАЯ. Музыка Л. Шульгина, слова Ф. Карбушева
  • ЗВЕЗДОЧКА ХОРОШАЯ МОЯ. Музыка Л. Дмитриева, слова Т. Алексеевой.
  • ПЕРЕПЛЯС — ВЕСЕЛЬЯ ЧАС! Музыка Л. Печникова, слова Б. Соловьева.
  • ПРОВОДЫ ЗИМЫ. Музыка Е. Шелемацова, слова Г. Луткова.
  • РУССКИЙ ПЕРЕПЛЯС. Музыка А. и Г. Заволокиных, слова В. Малкова.
  • МНЕ И СОЛНЕЧНО И ПЕСЕННО. Музыка Б. Киселева, слова В. Бокова
  • Русские народные песни
    • ЗА КУБАНЬЮ ОГОНЬ ГОРИТ. Обработка С. Чернобая
    • ТЫ ПОДУЙ, БУЙНЫЙ ВЕТЕРОЧЕК. Обработка А. Широкова
    • ТОМСКИЕ ХОРОВОДЫ. Обработка А. и Г. Заволокиных.
    • МИМО МОЕГО САДИКА. Запись И. Веретенникова
    • ВДОЛЬ БЫЛО ПО ТРАВОНЬКЕ. Хороводная. Запись 3. Пашковой
    • ТУМАН ЯРОМ. Хороводная. Обработка П. Клиничева
    • РАНО, РАНО НА ЗАРЕ. Свадебная. Обработка В. Клюева
    • НЕ ЗОЛОТ МОИ ПЕРСТЕНЕК. Свадебная. Запись и обработка Е. Шелеманова.
    • ГОЛУБЬ СИЗЫЙ. Частушки. Запись В. Щурова.
  • Методические пояснения
  • Тексты песен

Скачать сборник

Спасибо Ирине за предоставленный сборник!


Поет русский народный хор
Выпуск 4
составитель А. Широков
Хоровые произведения советских композиторов и народные песни
без сопровождения и в сопровождении баяна или фортепиано
“Музыка”, 1983г.
номер 12169

В четвертом выпуске сборника «Поет русский народный хор», как и в предыдущих, составитель стремился представить материал, разнообразный по тематике, характеру и исполнительскому составу.
Открывается сборник песнями о Советской России, ее просторах, нивах, о людях, трудом преображающих родную землю. Некоторые из этих произведений давно завоевали широкое признание (так, еще в тридцатые годы хор имени Пятницкого впервые исполнил «Колхозную песню о Москве» Ф. Маслова); другие («Нивы России» И. Волкова, «Песня комбайнера» В. Лаптева) созданы в последнее время, но уже успели войти в репертуар народных хоров.

Наша память о Великой Отечественной войне нашла отражение п нескольких сочинениях, вошедших в сборник. Особая проникновенность свойственна «Песне-сказу о Мамаевом кургане» А. Пахмутовой, где эпическое начало сочетается с глубоким лиризмом. Произведение было специально написано для одной из программ Волжского русского народного хора, а затем исполнено хором русской песни Всесоюзного радио и Центрального телевидения.

Среди лирических песен, вошедших в сборник, кроме, известных («Отчего» П. Барчунова, «Я назову тебя зоренькой» Г. Пономаренко), несомненный интерес для исполнителен представят и новые работы советских композиторов — например, «Травиночка» В. Григоренко, написанная в традициях протяжных народных песен, или «В чистом поле» Л. Печникова — игровая, задорная, близкая эстрадному жанру.
В небольшой раздел русской народной песни включены произведения, с успехом исполняемые различными хоровыми коллективами: «Зеленая рощица» (хор им. Пятницкого), «Мимо моего садика» (Белгородский молодежный хор профтехобразования), «Где ж ты был, мой черный баран?» (воронежский ансамбль «Лада»), «Раз-два, люблю тебя» (Северный русский народный хор), «Рязанские частушки» (Государственный республиканский русский народный ансамбль «Россия»).
А. Широков,
заслуженный деятель искусств РСФСР

  • ВЕЛИЧАЛЬНАЯ. Музыка Андрея Новикова, слова В. Пухначева
  • КОЛХОЗНАЯ ПЕСНЯ О МОСКВЕ. Музыка Ф. Маслова, слова В. Гусева
  • НИВЫ РОССИИ. Музыка И. Волкова, слова А. Бодренкова
  • ПЕСНЯ-СКАЗ О МАМАЕВОМ КУРГАНЕ. Музыка А. Пахмутовой, переложение для хора А. Колосова, слова В. Бокова
  • ПОДМОСКОВНЫЕ СОСНЫ. Музыка Н. Кутузова, слова Е. Карасева
  • СИБИРЬ ЛЕНИНСКАЯ. Музыка Г. Пантюкова, слова Т. Белозерова
  • МНЕ ДОВЕРЯЕТ РОССИЯ. Музыка А. и Г. Заволокиных, слова Е. Карасева
  • ПЕСНЯ КОМБАЙНЕРА. Музыка В. Лаптева, слова В. Бокова
  • ЗАПЕВАЮТ ЗВЕНЬЕВЫЕ. Музыка А. Двоскина, слова В. Добронравова
  • ЛЮБЛЮ БЕРЕЗУ РУССКУЮ. Музыка Б. Киселева, слова А. Прокофьева
  • Я НАЗОВУ ТЕБЯ ЗОРЕНЬКОЙ. Музыка Г. Пономаренко, слова В. Бокова
  • ТРАВИНОЧКА. Музыка В. Григоренко, слова В. Татаршюва
  • ЛЮБОВЬ ДА СОВЕТ. Музыка В. Голикова, слова А. Гангова
  • ОТЧЕГО. Музыка П. Барчунова, слова В. Крахта
  • В ЧИСТОМ ПОЛЕ. Музыка Л. Печникова, слова М. Андронова
  • Русские народные песни
    • ЗЕЛЕНАЯ РОЩИЦА. Запись В. Захарова
    • МИМО МОЕГО САДИКА. Запись н обработка И. Веретенникова.
    • ГДЕ Ж ТЫ БЫЛ, МОИ ЧЕРНЫЙ БАРАН? Запись и обработка Е. Шелеманова
    • РАЗ-ДВА, ЛЮБЛЮ ТЕБЯ. Северные игровые припевки. Запись и обработка Ю. Запарного.
    • РЯЗАНСКИЕ ЧАСТУШКИ. Обработка А. Широкова
  • Тексты песен

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЯСНЕНИЯ

В настоящем выпуске помещены в основном произведения средней трудности; они доступны как начинающим, так и подвинутым коллективам русских народных хоров. Ниже приводятся пояснения к тем песням, где возможны варианты исполнительских составов и хоровой аранжировки.
«Величальная» Андрея Новикова — произведение подлинно гражданского звучания, праздничного, торжественного характера. Им можно открыть концертную программу хора. Для более яркого выражения художественного образа исполнение запевов и припева может быть расцвечено вариантами. Так, при наличии хорошего баса запев рекомендуется поручить ему, а с пятого такта к басу присоединится баритон; далее для контраста может вступить женская часть хора, а мужские голоса начнут петь восемь тактов спустя. При женском запеве целесообразно первую половину хора поручить только мужским голосам.
«Песня-сказ о Мамаевом кургане» А. Пахмутовой требует высокой исполнительской культуры, умения выделить ведущие мелодические партии на фоне сопровождающих голосов. Исполнение подголоска в высокой тесситуре на рр доступно лишь певцам с хорошо поставленными голосами; чтобы достичь легкого, полетного звучания, нужно петь фальцетом.

В песне Н. Кутузова «Подмосковные сосны» сопровождение изложено для фортепиано. Это поможет руководителю хора переложить его для оркестра русских народных инструментов. При исполнении на баянах повторные проведения следует дублировать октавой ниже.
В песне А. и Г. Заволокиных «Мне доверяет Россия» запев последнего куплета можно поручить всей альтовой группе хора, а одному из баянов (если их несколько) — исполнить свою партию октавой выше.
Особый колорит хору В. Лаптева «Песня комбайнера» придает сочетание моторности, упругого ритма с песенностью. Во всех куплетах здесь был бы предпочтителен мужской запев, особенно в первых четырех тактах, но запевать может и группа солистов. Не исключены также другие варианты хоровой инструментовки, например, повторение припева не хором, а солистом (хор в этом случае молчит или поет закрытым ртом).

Мелодия песни А. Двоскина «Запевают звеньевые» состоит из коротких, отделенных паузами фраз, каждая из которых поручена разным группам хора, быстро сменяющим друг друга. Следует добиваться их органического включения в музыкальную ткань, следить за единством мелодической линии. Гибкая и разнообразная подача материала создает красочность, живость исполнения. Сольные запевы в этой песне необязательны, — они целесообразны лишь при наличии крепкого, звонкого голоса у первой запевающей. Партию сопровождения желательно разделить на два баяна, так как в данном виде фактура сопровождения несколько перегружена. Уместно было бы и хореографическое решение этого номера.
«Люблю березу русскую» Б. Киселева — одно из самых трудных произведений данного выпуска и вместе с тем самых интересных в исполнительском плане. Необходимо сначала отдельно выучить с альтами витиеватое остинатное хоровое сопровождение, а затем как бы наложить на него мелодию, исполняемую партией сопрано. Учитывая быстрый темп, прихотливый ритм в сочетании с характерной для русской народной песни метрической переменностью, особое внимание нужно уделить ритмическому ансамблю как одной партии, так и всего хора.
Песня Л. Печникова «В чистом поле» рассчитана на трехголосный женский хор. Однако по желанию при повторении припева возможно подключение мужской партии, повторяющей партию первых сопрано октавой ниже.

Русскую народную песню «Зеленая рощица» можно исполнять ансамблем от трех до девяти человек. Последнюю строчку («.что молодца нет») можно повторить с небольшим замедлением темпа.
Украшением песни «Мимо моего садика» является ее узорный, типично белгородский припев. Петь его нужно легко, светло, пританцовывая или двигая кистями рук, приподнятых над головой.
При исполнении песни «Где ж ты был, мой черный баран» хор можно разделить на две половины (одна спрашивает, другая отвечает). На слонах «Мельники, мельники.» будет уместно внезапное пиано. После шестого куплета возможен проигрыш на материале вступления. В конце песни повторяется первый куплет, а припев в этом случае исполняется дважды с подголосками при повторении.
А. Широков

Скачать сборник

Источник

Оцените статью