Сюита для фортепиано детский уголок дебюсси

ДЕТСКИЙ УГОЛОК. КЛОД ДЕБЮССИ

«Детский уголок» — сюита для фортепиано, созданная композитором К. Дебюсси в 1908 г.* для его дочери (* пьеса «Серенада кукле», вошедшая в цикл под номером 3, была опубликована раньше в 1906 г.) .

Дочь Дебюсси Клод-Эмма родилась в 1905 г. и в семье девочку ласково называли Шушу. «Несколько дней назад я стал отцом маленькой девочки. Радость так потрясла меня, что я даже растерялся» (из письма Дебюсси другу Луи Лалуа. Цит. по Кокорева Л.М. Клод Дебюсси. — М.: Музыка, 2010. С. 127.)

Открывает «Детский уголок», состоящий из шести пьес-миниатюр, трогательное посвящение: «Моей дорогой маленькой Шушу с нежными извинениями отца за то, что последует». Каждая пьеса, вошедшая в цикл, картинка из жизни маленькой девочки: вот она занимается за фортепиано («Доктор Gradus ad Parnassum» — музыкальная пародия на этюды и упражнения Клементи или Черни), играет с любимыми игрушками («Колыбельная Джимбо» (Джимбо – имя плюшевого слоненка Шушу), «Серенада кукле», «Кукольный кекуок»), откликается на красоту, окружающей ее природы («Снег танцует», «Маленький пастух»). Все пьесы сюиты, пропитаны нежностью и любовью Дебюсси к своей маленькой дочери, отличаются особой теплотой, душевностью, тонким юмором и изяществом.

Цитаты о «Детском уголке» :

«В «Детском уголке» он [Дебюсси] словно склоняется перед маленьким ребенком, чтобы подарить ему лучшее в своем искусстве». Роберт Шмитц (Цит. по: Роберт Шмитц «Детский уголок» Дебюссии. / Как исполнять импрессионистов. – М. Классика – XXI, 2008. С.75)

«Дебюсси … изображает в «Children’s Corner» изящные игры под присмотром, скромные шалости, ласковые жесты городской девочки и даже парижанки, уже кокетливой и немножко женщины, остроумная фантазия которой, как будто, умеряется временами угадываемым присутствием традиционной мисс». А. Корто (А. С о г t о t. La musique pour piano de G. Debussy, «La Revue Musicale», 1920, 1-er decembre, С. 139. Цит. по: Ю. Кремлев. Клод Дебюсси. – М.: Музыка. 1965. С. 542)

Источник

Сюита для фортепиано детский уголок дебюсси

Сюита для фортепиано «Детский уголок» сочинялась постепенно (№ 3 — «Серенада кукле» — был опубликован уже в 1906 году) и Дебюсси закончил ее в 1908 году. Он посвятил сюиту своей дочери — «моей дорогой маленькой Шушу с нежными извинениями отца за то, что последует».

Заглавия всей сюиты и отдельных пьес на английском языке отражали достаточно распространенную среди французской интеллигенции еще со времен Бодлера, Верлена, Малларме англоманию (вдобавок, у Шушу была английская гувернантка) (Порою Дебюсси посылал даже друзьям новогодние пожелания на английском языке.).

Сопоставляя «Детский уголок» Дебюсси с «Детской» Мусоргского, А. Корто справедливо отмечал их различие. Указав на непосредственность и наивность цикла Мусоргского, Корто писал, что «Дебюсси, напротив, изображает в «Children’s Corner» изящные игры под присмотром, скромные шалости, ласковые жесты городской девочки и даже парижанки, уже кокетливой и немножко женщины, остроумная фантазия которой, как будто, умеряется временами угадываемым присутствием традиционной мисс».

Согласно крайнему мнению Вюйлермоза, «Детский уголок» вообще не отвечает детскому восприятию (недаром, мол, поэтому Дебюсси извинялся перед Шушу) и похож на «одну из тех роскошных игрушек, не забавляющих детей, которые родители осмотрительно запирают в шкаф». Подобное мнение едва ли не чрезмерно, хотя доля правды в нем есть, поскольку Дебюсси далеко не везде прост и непритязателен.

В первой пьесе цикла (под заглавием «Doctor Gradus ad Parnassum») сам Дебюсси писал Дюрану 15 августа 1908 года, что это — «род гигиенической и прогрессивной гимнастики: следовательно, подобает играть эту пьесу каждое утро, натощак, начиная «умеренно», чтобы закончить «оживленно». Я надеюсь, что ясность этого объяснения Вас очарует».

Очевидна и в самой музыке ирония Дебюсси по адресу Клементи, а заодно и по поводу всевозможных упражнений. Дебюсси подчеркивает приемы старых «формул движения», секвенции, дает репризу на доминантовом органном пункте и т. д. Но в музыке есть и искренняя увлеченность, поэтичная игра красок. К концу в очень умеренном масштабе, а все же развивается один из импрессионистских «экстазов» с блистательным утверждением тоники. Пьеса в целом симптоматична, как попытка Дебюсси слить прежние импрессионистские принципы с чертами неоклассицизма, которые все заметнее развиваются в его творчестве.

Две последующие пьесы («Колыбельная слонов» и «Серенада кукле») на наш взгляд заметно менее ярки. Первая из них рисует «слоновые нежности» довольно наглядно и с выразительными деталями (моментами чувствуется Мусоргский), но несколько монотонно. В пьесе «Серенада кукле» очень удачно построен по форме первый раздел (с четырьмя диезами в ключе) — музыка как бы плавно распускается. Но дальше немало длиннот, сквозят и черты равнодушия. Тема серенады с ее ходами кварт, снабженных форшлагами, чем-то напоминает темы, которые мы не раз встречаем у Равеля.

Четвертая пьеса цикла («Снег танцует»), напротив, превосходна по выразительности, хотя вряд ли может быть названа подлинно детской (Как правильно указал Ю. М. Оленев, в этой пьесе заметно влияние зимних образов Чайковского (Первая симфония и др.).). Пленяет здесь удивительная тонкость оттенков и свойственная всей музыке щемящая печаль. Несмотря на сравнительно значительные размеры пьесы, она слушается без утомления благодаря эмоциональной содержательности. Образ вновь задуман метафорически (как уловить звуки снега?), но найдена очень яркая и понятная аналогия: вместо созерцания суетливо-беспокойного полета танцующих снежинок мы слышим легкие торопливые удары звуковых «капелек». С присущим ему мастерством Дебюсси пластически меняет эмоциональную окраску, и «музыка» снега кажется то маняще привлекательной, то удивительно грустной (таковы долгие вздохи верхнего голоса в тактах 22—29). А дальше печаль волнующе усиливается. В тактах 34—38 слышны уже стоны, плач — и трудно распознать: плачет ли вьюга пли несчастный ребенок, застигнутый непогодой. Да и нужно ли различать? Обаяние этого лирического пейзажа в тесном слиянии голосов природы и человека. Вслед за возобновлением жалобных причитаний (такты 44—48) музыка ненадолго становится настойчиво тревожной, а затем (после репризы первой темы) постепенно затихает и стушевывается (Последние такты напоминают пьесу «Жук» из «Детской» Мусоргского.). Связь образа снега с печалью сохранится у Дебюсси и впоследствии.

В пьесе «Маленький пастух» выразительны контрастные сопоставления одноголосных наигрышей и наигрышей с сопровождением, натуральных ладов и хроматизмов, остро диссонирующих гармоний (Среди них построения из малой терции и увеличенной квинты, любимые Равелем.) и мягко, свежо, неожиданно звучащих тоник ля мажора и ми мажора. Очень своеобразно звучит также в тактах 24—25 контраст минорной тоники и мажорной субдоминанты (этот эффект «эхо» сродни Григу). По воспоминаниям Маргариты Лонг, Шушу сама играла пьесу «Маленький пастух» несколько лет спустя после окончания «Детского уголка» композитором.

Последняя пьеса цикла «Кукольный кэк-уок» выделяется среди всех остальных пьес своим «урбанистическим» интонационным строем. Дебюсси отдает очевидную дань американским остро ритмованным танцам, которые он высмеивал (по поводу Сузы) в одной из своих статей. Ирония присуща и музыке кэк-уока — ведь при всем интересе Дебюсси к «новым песням» из-за океана, он не мог их полюбить, как не мог полюбить и суету парижской жизни. (Насмешка ощутима и в самом названии: «Golliwogg’s Cakewalk»; ведь «golliwog» по-английски значит не кукла вообще, но кукла-урод, пугало.)

Блестяще подражая в «Кукольном кэк-уоке» звучаниям эстрадного оркестра (в частности, ударным и медным), Дебюсси одновременно прибегнул и к совсем иной иронии — по адресу Вагнера. Согласно сохранившемуся преданию, Дебюсси обещал первому исполнителю «Детского уголка» Гарольду Бауэру (ревностному вагнерианцу) заставить его публично смеяться над Вагнером. Тот был в полнейшем недоумении. Но после исполнения «Детского уголка» Дебюсси указал Бауэру на фрагменты из «Кукольного кэк-уока», где вслед за цитатой из «Тристана и Изольды» следует музыка, как бы подражающая смеху:

Это предание сообщает Н. Слонимский в своей книге «Путь к музыке», и надо признать, что оно хорошо согласуется с нашими представлениями о юморе Дебюсси вообще.

Источник

Сюита для фортепиано детский уголок дебюсси

Автор: К. Дебюсси
Год: 1984
Издательство: Музыка
Страниц: 30
Формат: PDF
Размер: 1,3 МВ
Язык: русский

Сюита для фортепиано «Детский уголок» сочинялась постепенно (№ 3 — «Серенада кукле» — был опубликован уже в 1906 году), а закончил ее Дебюсси в 1908 году. Он посвятил сюиту своей дочери — «моей дорогой маленькой Шушу с нежными извинениями отца за то, что последует».
Заглавия всей сюиты и отдельных пьес на английском языке отражали достаточно распространенную среди французской интеллигенции еще со времен Бодлера, Верлена, Малларме англоманию (вдобавок, у Шушу была английская гувернантка).
По мнению А. Корто, в «Детском уголке» Дебюсси изображает изящные игры под присмотром, скромные шалости, ласковые жесты городской девочки и даже парижанки, уже кокетливой и немножко женщины, остроумная фантазия которой, как будто, умеряется временами угадываемым присутствием традиционной мисс.
В первой пьесе цикла (под заглавием «Доктор Gradus ad Parnassum») сам Дебюсси писал Дюрану 15 августа 1908 года, что это — «род гигиенической и прогрессивной гимнастики: следовательно, подобает играть эту пьесу каждое утро, натощак, начиная «умеренно», чтобы закончить «оживленно». Я надеюсь, что ясность этого объяснения Вас очарует».
Две последующие пьесы («Колыбельная слонов» и «Серенада кукле») заметно менее ярки. Первая из них рисует «слоновые нежности» довольно наглядно и с выразительными деталями, но несколько монотонно. В пьесе «Серенада кукле» очень удачно построен по форме первый раздел (с четырьмя диезами в ключе) — музыка как бы плавно распускается. Но дальше немало длиннот, сквозят и черты равнодушия. Тема серенады с ее ходами кварт, снабженных форшлагами, чем-то напоминает темы, которые мы не раз встречаем у Равеля.
Четвертая пьеса цикла («Снег танцует»), напротив, превосходна по выразительности, хотя вряд ли может быть названа подлинно детской (в этой пьесе заметно влияние зимних образов Чайковского (Первая симфония и др.)). Пленяет здесь удивительная тонкость оттенков и свойственная всей музыке щемящая печаль.
В пьесе «Маленький пастух» выразительны контрастные сопоставления одноголосных наигрышей и наигрышей с сопровождением, натуральных ладов и хроматизмов, остро диссонирующих гармоний и мягко, свежо, неожиданно звучащих тоник ля мажора и ми мажора. Очень своеобразно звучит также в тактах 24—25 контраст минорной тоники и мажорной субдоминанты (этот эффект «эхо» сродни Григу). По воспоминаниям Маргариты Лонг, Шушу сама играла пьесу «Маленький пастух» несколько лет спустя после окончания «Детского уголка» композитором.
Последняя пьеса цикла «Кукольный кэк-уок» выделяется среди всех остальных пьес своим «урбанистическим» интонационным строем. Дебюсси отдает очевидную дань американским остро ритмованным танцам, которые он высмеивал в одной из своих статей. Ирония присуща и музыке кэк-уока — ведь при всем интересе Дебюсси к «новым песням» из-за океана, он не мог их полюбить, как не мог полюбить и суету парижской жизни.

СОДЕРЖАНИЕ:

  • 1. Доктор Gradus ad Parnassum
  • 2. Колыбельная слона
  • 3. Серенада кукле
  • 4. Снег танцует
  • 5. Маленький пастух
  • 6. Кукольный кэк-уок

Источник

Методический доклад на тему «Клод Дебюсси «Детский уголок». Стилистические параллели и вопросы исполнения»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯСИМФЕРОПОЛЬСКАЯ РАЙОННАЯ

ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ

«КЛОД ДЕБЮССИ «ДЕТСКИЙ УГОЛОК».

И ВОПРОСЫ ИСПОЛНЕНИЯ»

и теории музыки

Французский композитор Клод Дебюсси вошел в историю мировой культуры как самый яркий и последовательный представитель импрессионизма в музыке. Уже принадлежит прошлому то время, когда его искусство казалось лишь отрешенным от жизни культом «прекрасного мгновения».

На самом деле оно отразило с поразительной художественной законченностью настроения определенных слоев французского общества после трагического поражения Парижской коммуны, настроения поколения, пораженного политическим безверием, духовной усталостью и потому обостренно тоскующего по утонченному идеалу прекрасного, каким бы зыбким ни становилось его утверждение.

Для Дебюсси не переставал существовать мир окружающей действительности, и он не противопоставлял ему свой внутренний духовный мир. Тут он, как и художники-импрессионисты, выступал одним из наследников великой реалистической традиции, идущей от гуманизма Ренессанса.

Однако он замыкался в узкой сфере сюжетов и тем, избегал социальной проблематики, сторонился осмысления явлений, видя правду лишь во впечатлении и абсолютизируя его. И в этом — историческая ограниченность искусства Дебюсси.

Вместе с тем нельзя не оценить утонченное совершенство его звуковых образов — одновременно живописно-пластичных и поэтически-одухотворенных Он чеканит их с поразительным изяществом и пленительностью. Особенно дорого отношение Дебюсси к русской музыке. Преклонение перед Мусоргским и Могучей кучкой проходило через всю его жизнь.

Творчество Дебюсси завершает собой целую эпоху — эпоху музыкального романтизма. Но Дебюсси не остается лишь в прошлом. Это только один лик его, другой — обращен в настоящее. Дебюсси стоит на пороге «новейшей» истории музыки. Его традиции продолжают питать художественную фантазию композиторов современности.

II. Сюита«Детский уголок»

Сюита для фортепиано К.Дебюсси «Детский уголок» была написана и опубликована в 1908 году. Композитор посвятил её своей маленькой дочке. Наряду с высокой поэтичностью, Дебюсси привнёс в музыку цикла и шутливую иронию, и мягкий ласковый юмор. Все это показывает его отношение к дочери, к её детским выдумкам.

Юмор содержится в английских заголовках сюиты и её частей. Созданию юмористического настроения способствует также и чисто музыкальный приём, играющий большую роль в музыкальной драматургии сюиты: пародирование уже знакомых мелодий, переосмысление широко известных тем и музыкальных образов и т.п. В этом отношении наиболее характерными являются первая и последняя пьесы.

Первая – «Doctor Gradus ad Parnassum» и своим названием и пианистической фактурой пародирует известный хрестоматийный сборник этюдов Клементи-Таузига. Именно с серьёзностью и назойливой систематичностью и связан музыкальный образ доктора.

Иронический подтекст последней пьесы — «Кукольный кэк-уок» — заключается в том, что Дебюсси вводит в её среднюю часть знаменитый «мотив томления» из «Тристана и Изольды» Вагнера. Этот мотив, воплощающий в себе основные особенности вагнеровского гармонического языка и ставший музыкальным лозунгом целых поколений вагнерианцев, подан композитором в нарочито ироническом плане, подчёркнутом ремаркой «avecunegrandeemotion» («с большим чувством»), в окружении аккордов, имитирующих хохот.

Известно, что в юности, ещё в период обучения в консерватории, Дебюсси три года подряд (1880-1882) проводил летние месяцы в России и в Италии. В Россию он был приглашен в качестве домашнего пианиста к баронессе Н. фон Мекк — богатой меценатке и страстной почитательнице музыки П.И. Чайковского. В семье Мекк Дебюсси основательно ознакомился с музыкой Чайковского, аккомпанируя романсы и разыгрывая вместе с хозяйкой дома в четыре руки его оркестровые сочинения.

Кроме того, он многократно исполнял фортепианные произведения Чайковского. Помимо музыки Чайковского, Дебюсси познакомился с сочинениями и других русских композиторов — Глинки, Даргомыжского, участников «Могучей кучки» и др.

В «Детском уголке», в котором, как уже говорилось, нашло отражение богатое чувство юмора Дебюсси, он во многом следует традициям, разработанным кучкистами. Например, вспомним «Детскую», «Лимож. Рынок», «Балет невылупившихся птенцов», «Тюильрийский сад» Мусоргского из «Картинок с выставки».

Необычайно поэтично программное описание, принадлежащее замечательному исполнителю музыки Дебюсси, пианисту Альфреду Корто:

«С первых же тактов пьесы «Doctor Gradusa a d Parnassum» возникает прелестный образ ребёнка за роялем, несколько насмешливый рассказ о его невинной, неравной и смиренной борьбе с однообразными сложностями Муцио Клементи. Какая тоска, какие непомерные разочарования либо непреодолимое желание развлечений из-за солнечного луча, из-за пролетающей мухи, из-за осыпающейся розы обнаруживают и неожиданные остановки и замедления от недовольства. А в заключение сколь неудержимый порыв к движению, к играм, к наконец-то обретённой свободе.

Затем следуют в «Колыбельной слона» прекрасные истории, нежно напеваемые кроткому фетровому слону, слишком великому для укачивающих его маленьких рук.

Она (имеется в виду Шушу – дочь Дебюсси) рассказывает ему эти истории без слов, выдумывая их для себя, пребывающая в чудных грёзах детства, более сильных, более пленительных, чем волшебство. А затем ребёнок ли, игрушка ли засыпает? Может быть, и ребёнок, и игрушка.

«Серенада кукле» …За слегка насмешливым подражанием однообразному сопровождению — вся своенравная грация и вольная прихоть детской болтовни, которой внимает неподвижная улыбка новой куклы, застывшей в курьёзной позе, приданной ей очередным капризом девочки.

«Снег танцует» … Танцует снег, — и грустно, и приятно, прильнув к окну, следить из тёплой комнаты за безмятежно падающими хлопьями. Что же сталось с птицами и цветами? И когда же вновь засверкает солнце?

«Маленький пастух» — маленький воображаемый и прелестный пастушок простодушного стада… поэзия сельских услад, молчания и далей создаётся нашим наивным превращением…

«Кукольный кэк-уок» — двигается курьёзный полишинель: то раздвигается, то вновь собирается; комические увёртки сопровождаютсятаким живым смехом, таким увлекательным весельем, что рука, управляющая этой игрой, от невыразимого чувства трепещет нежностью…»

Корто показал в этой статье, каким открытием нового мира – души ребёнка, его непосредственных реакций, его глубоко эмоциональных вопросов и своевольных ярких фантазий, явился этот необычный цикл Дебюсси.

Подлинно художественное произведение, как правило, обладает многоплановым образным строем. И у разных пианистов, в зависимости от их индивидуальности, выделяются в первую очередь те или иные стороны произведения.

Для того чтобы исполнитель и педагог смогли прочувствовать и передать содержание музыки во всей её тонкости и неуловимости, необходимо детальное знакомство с самим нотным текстом, со всеми его особенностями, что и делает индивидуальную интерпретацию неповторимой.

Все это в большой мере относится к фортепианному творчеству Дебюсси. Для глубокого понимания его музыки, во многих случаях требуется скрупулёзный анализ. Именно такой анализ поможет проникнуться в особенности структуры, проследить за ходом развития музыки. Обнаруженные при этом аналогии с другими произведениями приведут к осознанию каких-то более общих стилистических признаков, дадут возможность рассматривать данное произведение как органическую часть всего творчества композитора и облегчат нахождение правильного исполнительского решения.

Анализ фактуры позволит провести тембровые аналогии с тем или иным инструментальным составом и тем самым откроет путь для поисков звуковой красочности. И, наконец, с помощью такого анализа можно будет объективно наметить область допустимых границ интерпретации (в отношении темпа, силы и распределения звучности, интенсивности чувства и т.д.).

Как известно, на основе точного знакомства с материалом начинает работать творческая фантазия исполнителя. Важность такого подхода подчёркивал известный педагог Г.Г.Нейгауз. К подобной работе должны приучать ученика педагоги, если они хотят развить в нём подлинную музыкальность, а в дальнейшем – самостоятельность музыкального мышления.

Хорошо известно, что одной из важнейших особенностей музыки Дебюсси является звуковое разнообразие. Забота о нём должна быть постоянно в поле зрения педагога. При работе с учащимися старших классов детских музыкальных школ и училищ, путь к звуковому разнообразию, к многокрасочности должен проходить, в основном, через приобретение двигательной свободы и лёгкости, через пальцевую работу.

Когда знакомишься с «Детским уголком» Дебюсси, то в первую очередь вспоминаются «Детские сцены» Шумана – поэма о детях, изложенная вполне «взрослыми» художественно–техническими средствами. Роднит эти два произведения и нежное отношение к ребёнку, и фантастичность некоторых образов, и сравнительная сложность фортепианной фактуры.

В своём цикле Шуман даёт такие «недетские» зарисовки, как «Грёзы», «Почти чересчур серьёзно», «Ребёнок засыпает», и, наконец, вводит своего рода авторское послесловие – «Говорит поэт», не оставляющее сомнений в том, что это – рассказ о детях, но не пьесы для детей.

С первого взгляда можно подумать, что цикл Дебюсси также является сочинением для взрослых (сам автор дал это произведение для первого исполнения пианисту, славившемуся своей виртуозностью). Черты авторского «комментария» можно усмотреть в мягкой иронии, пронизывающей цикл, которая не во всех случаях может быть понятна детям, но объясняет отношение взрослого к ребёнку. Во всём остальном отсутствуют какие-либо указания на то, что эта сюита могла бы быть сочинением для взрослых, даже наоборот, целый ряд моментов обусловлен тем, что эта музыка была посвящена ребёнку.

В первую очередь, в цикле ограничен круг образов, который связан с непосредственными детскими впечатлениями. Отсутствуют неожиданные переходы-переключения эмоционального состояния, которыми изобилуют другие сочинения Дебюсси, например, такие прелюдии, как «Прерванная серенада», «Танец Пека».

Если сравнивать эту сюиту с другими фортепианными произведениями Дебюсси, то в ней обнаруживаются определённые ограничения технического порядка: в этом цикле нет блестящих пассажей, технических фигур, требующих очень большой беглости, отсутствует слишком сложная дифференциация звуковых планов, нет здесь и слишком трудных педальных эффектов.

Можно говорить и о более компактной фактуре, связанной с большей доступностью этого сочинения. В тоже время, этот цикл является своего рода энциклопедией фактурных приёмов К.Дебюсси.

В связи с этим, изучение «Детского уголка» может дать ключ к пониманию музыки Дебюсси, и учащийся, по-настоящему усвоивший этот цикл, будет в значительной степени подготовлен к исполнению других, более сложных сочинений композитора.

В музыке Дебюсси жизнь природы нашла выражение во всей своей текучести, неповторимой изменчивости, в красочности сопоставлений богатейшей цветовой палитры. Вспомним яркие краски художников-импрессионистов. Вспомним, что даже тени в их картинах никогда не бывают серыми: каждая из них насыщена рефлексами. Если проводить параллели с художниками, то «Маленький пастух» напоминает умиротворённые идиллии Боннара, а «Кукольный кэк-уок» ассоциируется с броской театральностью картин Тулуз–Лотрека.

Маргарита Лонг, изучившая целый ряд произведений композитора под его руководством, пишет: «Дебюсси был несравненным пианистом. Как можно забыть гибкость, ласковость и глубину его туше! Скользя с проникновенной мягкостью по клавишам, он одновременно прижимал их, и лились звуки необычайной выразительности и силы. В этом мы видим тайну, пианистическую загадку его музыки. В этом – особая техника, присущая Дебюсси: мягкость при непрерывном нажиме. Его рояль обладал всеми тонами колорита. Он играл почти всегда на «полутенях» без всякой резкости, но с такой полнотой и густотой звука, как играл Шопен… Палитра его нюансов шла от ppp до f, но никогда не становилась хаосом звуков, в котором бы растворилась тонкость гармонии»

При работе с учениками над произведениями Дебюсси в первую очередь необходимо уделять внимание раскрытию красочных возможностей инструмента, преодолению «ударности», выработке разнообразных способов звукоизвлечения.

В связи с «гармонией тембров» на одно из первых мест при исполнении музыки Дебюсси выступает педаль. В «Детском уголке» отсутствуют изощрённые педальные эффекты. В сюите имеется всего три авторских обозначения педали: в «Колыбельной слона» (такты 9-14, обе педали), в «Серенаде кукле» указание об игре всей пьесы на одной левой педали и в тактах 4-2 от конца – правая педаль.

Но этим случаи педализации не ограничиваются. Сама манера записи во многих местах указывает на необходимость применения правой педали. Уже в первой пьесе эпизод с долгими басами (целые и половинные) и верхним голосом, играемым левой рукой (такты 24-30), неисполним без педали. «Колыбельная слона» также предусматривает применение педали, причем на на всём протяжении.

Заметим, что ничто не может в большей степени противоречить стилю музыки Дебюсси, чем аморфная грузная игра на одной педали. Поэтому при всех сложных напластованиях необходимо стремиться к ясности. В каких-то случаях можно для «очистки» беззвучно взять тянущийся аккорд и в это время подменить педаль, а многие пассажи вообще играть без педали.

Сюита Клода Дебюсси «Детский уголок» — прекрасное концертное произведение и драгоценная жемчужина педагогического репертуара. Это произведение — сравнительно нетрудное и чрезвычайно привлекательное, помогает приблизить учеников к пониманию характерных особенностей стиля Дебюсси – автора «Прелюдий», «Образов», «Эстампов» и многих других фортепианных сочинений, ознаменовавших новую эпоху в истории музыки, в истории пианизма.

IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрыгина Е.Е. Музыка К. Дебюсси в художественном постижении мира школьниками. — М., 1983.

2. Вопросы фортепианной педагогики. / Под ред. В. Натансона. — М.: Музыка, 1976.

3. Гаккель Л. Фортепианная музыка XX века. — Л.: Советский композитор, 1990.

4. Дебюсси и музыка XX века. Сб. ст. — Л., 1983.

5. Конен В. Пути американской музыки. — М, 1965.

6. Копчевский Н. «Детский уголок» К. Дебюсси. — М., 1976.

7. Корто А.О. Фортепианная музыка Клода Дебюсси. — М, 1965.

8. Кремлев Ю. Клод Дебюсси. — М, 1965.

9. Лонг М. С Дебюсси за роялем. — М.: Советская музыка, 1962, — № 8.

10. Мартынов И.И. Клод Дебюсси. — М., 1964.

11. Музыкальная литература зарубежных стран. / Под ред. Б. Левика. — М., 1980.

12. Смирнов В. Клод-Ашиль Дебюсси. — Л.: Музыка, 1978.

13. Яроциньский. Дебюсси, импрессионизм и символизм. — М., 1978.

Источник

Оцените статью