Сжала руки под темной вуалью под гитару

Стихотворение и анализ «Сжала руки под темной вуалью…»

Сжала руки под тёмной вуалью…

“Отчего ты сегодня бледна?”

– Оттого, что я терпкой печалью

Напоила его допьяна.

Как забуду? Он вышел, шатаясь,

Искривился мучительно рот…

Я сбежала, перил не касаясь,

Я бежала за ним до ворот.

Задыхаясь, я крикнула: “Шутка

Всё, что было. Уйдешь, я умру.”

Улыбнулся спокойно и жутко

И сказал мне: “Не стой на ветру”

Краткое содержание

Иллюстрация к стихотворению. Неизвестный художник

В данном стихотворении Ахматова повествует о восприятии акта расставания с любимым мужчиной с точки зрения женской психологии. Посредством множества нюансов, деталей и определённой лексики поэтесса мастерски транслирует читателям отчаяние лирической героини непосредственно в момент расставания. Ахматова осознанно не сообщает нам ни о чём конкретном: ни о дальнейшей судьбе участников несчастной любовной истории, ни о развитии их отношений после разлуки. Поэтесса не даёт ответов на волнующие всех читателей вопросы: имели ли отношения влюблённых счастливую перспективу? Мог ли возлюбленный простить свою избранницу? Смогут ли мужчина и женщина примириться? В чём причина их разрыва? Подобная осознанная недосказанность со стороны автора даёт читателям уникальную возможность предаться собственным рассуждениям и самостоятельно найти ответы на все интересующие вопросы.

История создания

На момент создания данного поэтического шедевра, Ахматова уже год состояла в гармоничном браке с поэтом Николаем Гумилёвым. Поэтому исследователи творчества поэтессы убеждены, что история написания стихотворения не имеет прямой связи с личной жизнью автора. Поэтические строки поднимают проблему горького и болезненного расставания влюблённых, в то время как Ахматова и Гумилёв смогли прожить в гармоничных отношениях порядка десяти лет. Год написания стихотворных строк – 1911. Исходя из года написания, произведение следует отнести к раннему периоду творчества поэтессы.

Безусловно, будет несправедливым назвать брачный союз двух творческих людей – Ахматовой и Гумилёва – безоблачным и бесконечно счастливым. Но, доподлинно известно, что Анна Андреевна была верна своему супругу и ни разу не опустилась до измены ему. В связи с этим, несправедливо утверждать, что за стихотворными строками скрыт образ какого-то конкретного мужчины.

Скорее всего, герои данного произведения являются плодами богатого творческого воображения поэтессы. Возникает стойкое впечатление, что описывая сцену расставания лирической героини с любимым мужчиной, Ахматова примеряла на себя «платье» одинокой женщины, подсознательно готовясь к будущему расставанию с мужем, которое случится спустя девять лет. В момент расставания, по мнению поэтессы, женщина должна быть сильной и гордой.

Жанр, направление, размер

Перед нами прекрасный образец произведения, которое можно отнести к трём жанровым направлениям одновременно – это любовное стихотворение, психологическая лирика и сюжетная поэзия. Помимо всего вышеперечисленного, в произведении присутствуют заметные черты элегии: стихотворение передаёт личные переживания человека, окутанные эмоциями ностальгии, грусти и печали. В произведении отражены раздумья лирической героини о сути любовных отношений.

Стихотворные строки написаны в рамках литературного направления «акмеизм», постулатам которого следовала Ахматова. Для неё был важен возврат к изначальному смыслу каждого использованного слова, а не к символическому его значению. Поэтому в произведении отсутствуют многозначные лексемы, а образы прозрачны для понимания и трактовки.

Поэтический размер – анапест. Это трёхсложный размер, предполагающий постановку ударения на последнем слоге. Благодаря анапесту, стихотворные строки звучат мелодично и динамично. Рифмовка перекрёстная.

Композиция

С семантической точки зрения произведение можно разделить на две самостоятельных части:

  1. Часть первая – повествование о тщетной попытке догнать любимого мужчину и вернуть.
  2. Часть вторая – воспроизведение финального диалога, происшедшего непосредственно перед расставанием и уходом мужчины.

Повествование начинается с небольшой вступительной части, которая подводит читателей к последующим событиям. С целью передачи всех подробностей Ахматова использует прямую речь и вводит в повествование образ невидимого собеседника.

Образы и символы

В стихотворении представлено два ключевых образа, посредством которых Ахматова доносит до читательской аудитории основную идею. Этими образами являются:

  • образ женщины (лирической героини) – центральный. Героиня ощущает себя виновной в произошедшей размолвке с избранником. Она осознаёт, что своими действиями (словами) причиняет мужчине боль. Поэтому героиня искренне признаётся: «…я терпкой печалью… напоила его допьяна…». Для женщины сложилась трагическая ситуация: её сердце всё ещё любит, она пытается догнать любимого, всё исправить, но, при этом, осознаёт горькую правду – в сердце мужчины больше нет любви;
  • образ мужчины – центральный. Мы понимаем, что мужчина не смог простить свою избранницу, и готов расстаться с ней окончательно. Но, ошибочно считать, что герою абсолютно всё равно в момент расставания. Для него случившееся становится не меньшим ударом, чем для женщины. Об этом красноречиво говорят следующие строки: «Он вышел, шатаясь… Искривился мучительно рот…». Мужчина не смог простить любящую женщину, поэтому смог отпустить свои чувства из сердца раньше, чем она.

Помимо двух центральных образов, в произведении представлен и важный второстепенный образ:

  • образ тёмной вуали – вуали чёрного цвета чаще всего носили вдовы, оплакивающие своих усопших супругов. В данном аспекте, образ тёмной вуали символизирует траур и смерть. Помимо этого, вуаль ассоциируется с загадочностью, неоднозначностью и мистикой. Подобными эпитетами можно охарактеризовать чувственную связь мужчины и женщины. В связи с этим, определение «тёмная» имеет оттенок отчаяния и мрачности.

Темы и настроение

Основная тема, которую поднимает автор в произведении – это весьма традиционная для любовной лирики тема разрыва отношений двух любящих сердец. Ахматова изучает эту тему с определённого ракурса: с позиции брошенной женщины, являющейся главной героиней произведения. Чтобы полноценно раскрыть интересующую тему, Анна Андреевна демонстрирует всего лишь несколько сцен ссоры, возникшей между влюблёнными. Вектор внимания поэтессы устремлён на детали: её интересуют жесты героев, их мимика, позы… Настроенческий пафос произведения проникнут эмоциями трагизма, горечи расставания, душевного смятения и безысходности. Читатели испытывают искреннее участие и жалость к героине.

Основная идея

Основная мысль, которую транслирует читателям Ахматова, заключается в следующем утверждении: чувство любви – это невероятно хрупкая материя, практически хрустальная. Поэтому к любви следует относиться с максимальной бережностью и тактом, чтобы не разрушить и не нарушить гармонию этого волшебного чувства. Ахматова своими поэтическими строками словно бы предостерегает людей: обиды и оскорбления, нанесённые любимым человеком, фатальны, так как порождают безразличие, усталость и отчаяние. К сожалению, слово «Прости» не всегда способно возродить любовь и воссоединить хрупкую связь, оборванную невниманием и плохими поступками.

Средства выразительности

Поэтесса пользуется разнообразными приёмами с целью создания необходимой психологической атмосферы внутри стиха и образов главных героев. В произведении присутствуют следующие тропы:

  • эпитеты – «бледна», «терпкой», «тёмной»;
  • метафора – «терпкой печалью напоила его допьяна»;
  • антитезы – «тёмной вуалью» – «ты сегодня бледна»; «задыхаясь» – «крикнула»;
  • риторический вопрос – «Как забуду?»;
  • оксюморон – «спокойно и жутко»;
  • аллитерация – «… он вышел, шатаясь… Искривился мучительно рот… Я сбежала, перил не касаясь… Я бежала за ним до ворот».

Источник

Сжала руки под тёмной вуалью. Анна Ахматова,муз.А.Тюрин

инструментальная музыка Александра Тюрина

специально музыка для песни НЕ писалась

просто мне показалось,что под эту музыку можно
озвучить эти стихи именно та
к.
И кажется получилось.

Сжала руки под тёмной вуалью.
«Отчего ты сегодня бледна?»
— Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.

Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот.
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.

Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Всё, что было. Уйдешь, я умру.»
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: «Не стой на ветру».

Рейтинг работы: 56
Количество отзывов: 14
Количество сообщений: 9
Количество просмотров: 594
© 12.06.2015г. Вера Пенькова
Свидетельство о публикации: izba-2015-1360339

фаина мухамадеева 19.06.2015 09:35:55
Отзыв: положительный
Верочка, СПАСИБО за ТВОРЕНИЕ тебе и Александру.
очень люблю это стихоТворение Ахматовой
оно ВОСХИТИТЕЛЬНО прозвучало в Вашем ТВОРЕНИИ

низкий поклон, родная

Елена Ватолина 13.06.2015 00:24:54
Отзыв: положительный
Верочка, ты совершенно бесподобна. За свою жизнь каких только записей не слышала с прочтением этого стихотворения, но НИ РАЗУ ни одно из них меня не удовлетворило полностью. Нет, были, конечно, отдельные красиво прочитанные строки, но лишь отдельные. Некоторые читали быстро, как будто только что сбегАли за уходящим возлюбленным, хотя понятно, что героиня делится этим спустя некоторое время (не через минуту после ухода, по крайней мере), другие же читали как-то беззаботно и т.д.

Ты же смогла исполнить всё на таком прекрасном и высоком уровне, что у меня даже пожеланий по поводу правки никаких нет. Всё настолько выверено и прочувствовано, что просто замираю от восторга. Каждый штрих у тебя, каждый оттенок в звучании полностью отражает болезненную остроту ситуации.
Прекрасный подарок ко Дню рождения Анны и, естественно, что работа, без всякого преувеличения, войдёт в историю.

Источник

Сжала руки под тёмной вуалью…

Сжала руки под тёмной вуалью…
«Отчего ты сегодня бледна?»
— Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.

Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот…
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.

Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Всё, что было. Уйдешь, я умру.»
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: «Не стой на ветру».

Статьи раздела литература

  • Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
  • Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
  • Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.

Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.

Источник

Оцените статью