Таблица аккордов для гармошки

Таблица аккордов для гармошки

Самоучитель был издан в 1998 году и предназначен для людей с музыкальным слухом . Которые иногда могут взять баян или гармонь и подобрать понравившуюся мелодию. Или спеть под собственный аккомпанемент в кругу друзей знакомую песню .

В электронном виде книгу можно скачать в интернете PDF 20 Mb
https://vk.com/topic-47215445_28941345?offset=20

Методы и подходы, изложенные в самоучителе, подойдут и для Гармони . Нужно только разметить правую и левую клавиатуры гармони так, чтобы играть мелодии самоучителя.

Основа обучения — игра, пение и аккомпанемент популярных песен и мелодий. Песен в самоучителе более 500 . Вырабатываются слухо-моторные навыки . Запоминается аккомпанемент песен. Улавливаются схемы мелодий, основы музыкальной гармонии . Можно сыграть и спеть все песни самоучителя не один, а несколько раз. Вернуться к понравившимя . Уточнить усвоенные приемы.

В самоучителе ноты , обозначающие звуки, заменены цифрами .
Вместо 7 нот до ре ми фа соль ля си
Даны 7 цифр 1 2 3 4 5 6 7
Все просто. Звук 3 выше звука 1 , а звук 2 ниже звука 6
Вы учитесь по книге старому забытому ремеслу — игре по слуху .

Авторы кандидаты наук и искусствоведения и прекрасно знают нотную грамоту. Такая методика обучения без нот одобрена Консерваторией им. П. И. Чайковского, Училищем им. Гнесиных, много лет преподается в Училище им. Ипполитова-Иванова .

Читайте также:  Миша мищенко ноты для фортепиано

Играющий не должен смотреть на клавиатуру . Только по слуху и на ощупь. Представьте что гармонь прозрачная . Сначала можно иногда подглядывать на себя играющего в зеркало . Через несколько занятий смотреть не понадобится.

Звуки правой клавиатуры Гармони (слуховая методика)

Ряды 1 — 2 Диезы
Ряды 2 — 5 низкая (самая басовая) семерка звуков.
Ряды 5 — 8 средняя семерка звуков.
Ряды 9 — 12 высокая (самая писклявая) семерка звуков.

В книге Парнес Оськина в примерах песен маленькими цифрами под слогами даны именно звуки семерок . Номера звука низкой, средней и высокой семерок те же. Это подсказки для игры по слуху . В мелодии на семерку точно не ошибетесь. Хотя по законам музыкальной гармонии на семерку выше или ниже — это правильно.

Чтобы хорошо вслепую и на слух ориентироваться в клавиатуре Нужно играть гаммы
Можно посредине клавиатуры Можно сверху вниз Можно туда и обратно

Мажорная гамма
начиная с 1 — 1 2 3 4 5 6 7 1 (звуки на повышение, последний на семерку выше)

Минорная гамма
начиная с 6 — 6 7 1 2 3 4 5 6 (звуки на повышение, последний на семерку выше)

Звуки левой клавиатуры гармони (слуховая методика)

Третий ряд пары Аккорд — Ниже его ба с. 4 аккорда Сверху вниз 2б — 2, 5б — 5 1б — 1, 4б — 4.

Готовый аккорд аккомпанемента мелодии. Делается специальными тягами левой механики гармони. Одна клавиша аккорда — сразу 3 звука .

Бас звук — Цифра без буквы — ( Например 2 )
Минорный аккорд — Цифра с буквой м ( Например 2м )
Мажорный аккорд — Цифра с буквой б ( Например 2б )
Септ аккорд — Цифра с буквой с ( Например 3с )

Кто до обучения на гармони играл на гитаре . Без труда сыграет по аккордам . Жмите бас вместе с его аккордом. Во втором ряду те самые заветные 3 аккорда — 3с, 6м, 2м ( Буквами E7, Am, Dm )
Буквы заменены цифрами совсем для начинающих . Так им легче. Любой догадается, что звук 6 выше звука 3 . Но не любой догадается, что звук A выше звука E.

Варианты чтения мелодии и аккомпанемента

Вариант 1
Полное чтение по нотам
Это нотное чтение для профессионалов. Партия (мелодия) правой руки дана на нотном стане со скрипичным ключом . Партия (басы и аккорды) левой руки дана на втором нотном стане с басовым ключом . Можно играть басы и аккорды аккомпанемента в выборном или готовом строе инструмента.

Вариант 2
Сокращенное (эстрадное) чтение аккомпанемента
Партия (мелодия) правой руки дана на нотном стане со скрипичным ключом . Партия (басы и аккорды) левой руки даны сокращенным (буквенным) обозначением .

Вариант 3 Условное чтение цифрами и буквами

Партия (мелодия) правой руки дана Цифрами под слогами слов песни. Цифры звуков более высокой или низкой октавы одни и те же. Басы и аккорды аккомпанемента даны Цифрами с буквами под слогами слов песни. Цифры и буквы это не программа игры. А просто подсказка . Если мелодия подобралась. На цифры и буквы можно не смотреть .

Вариант 4 Условное чтение цифрами 50 клавиш гармони

Правая рука куплет:
3-15-4-4-16-15-
17-16-4-4
17-6-18-17-6-6-17-2-17

Правая рука припев:
18-17-5-4-17-17-5-17-16-15
3-15-4-4-6-6-17-2-17 – повторяем 2 раза.

Левая рука куплет:
В куплете левую руку отбиваем как марш.
14-14-16-16-
14-14-14-14-14-14
12-12-14-14-14-14

Левая рука припев:
Припев играем без отбоя.
14-6-6-14-14-
16-16-16-16-
14-14-12-12-14-14

Чтение по 25 цифрам левой и еще 25 цифрам правой клавиатур гармони напоминает механическую игру шарманки .

Вариант 1 — Игра по нотам Мелодия и аккомпанемент по нотам. Это самое полное и богатое звучание.
Вариант 2 — Игра по нотам и буквам. Мелодия по нотам, аккомпанемент условно буквами
Вариант 3 — Игра по слуху. Мелодия по 7 цифрам октавы, басы аккомпанемента по 7 цифрам октавы, аккорды по 3 буквам
Вариант 4 — Игра по цифрам. Мелодия и аккомпанемент по 50 цифрам клавиш гармони

Если в детстве Вы закончили музыкальную школу , и знаете нотную грамоту. Вам больше подойдет Вариант 1 или Вариант 2

Однако взрослый человек в силу занятости не может себе позволить 5 лет по 2 часа в день заниматься в детской музыкальной школе . К сожалению, у него нет времени осваивать нотную грамоту. А песня так и просится чтобы ее спеть. Поэтому для любителя подходят Вариант 3 и Вариант 4 .

Начинающие гармонисты предпочитают Вариант 4. Можно сразу без подбора на слух по цифрам сыграть и разучить песню. Нужно только запомнить 25 клавиш правой клавиатуры и еще 25 клавиш левой клавиатуры. Какие только ухищрения не предпринимаются для запоминания цифр 50 клавиш . Вплоть до покраски клавиш разноцветными лаками для ногтей.

А как будут запоминать цифровики более 200 клавиш на баяне или аккордеоне? Поэтому кто желает музыку без нот выбирают Гармонь . Потому что меньше клавиш .

Между тем игра по слуху проще чем по цифрам. И подходит для баяна и аккордеона. А самое главное. Не нужно переучиваться на гармони с цифровика на нотника. Можно сразу перейти на ноты.

Из картинки Вариант 3 Игра по слуху Три танкиста можно определить. Тональность Ля минор (6м) Опорная нота акцента запева (На гра — НИ — це) Слог НИ это нота Ми (3)

Но так как это игра по слуху без нот . Чтоб не загружать играющего ничем, кроме музыки на картинке нет нот (Ля минор и Ми) Есть только бас 6, аккорд м и опорный звук 3 При обучении авторы определили, что обозначение нот цифрами воспринимается лучше чем буквенное

Слепой слуховой метод верен. И к нему надо стремиться. Однако у начинающих он может вызвать трудности.

Посадить начинающего гармониста за неразмеченную клавиатуру с двадцатью пятью белыми клавишами в двух рядах. Это все равно что выбросить из лодки человека посредине реки, надеясь что он не утонет, а научится плавать.

Поэтому в первые 1 — 3 месяца обучения можно разметить правую клавиатуру. По мере обучения разметку лучше убрать . Чтобы не быть зависимым от разметки. И свободно играть на любом неразмеченном инструмент е
При разметке важно соблюдать принципы.

  • Выделить все, значит не выделить ничего
  • Размечать по звукам октавы
  • Никаких цветов, только черно-белая разметка

Пример разметки.
Черные клавиши.

  • Диезы
  • Звуки октавы Соль Ля Си

Источник

Таблица аккордов для гармошки

Схема левой руки для упрощенной гармони 23×12

Аккорды на гармони:

осетинская гармошка Как бас-схема ?
Схема левой руки для упрощенной гармони 21×12 ?

Лилия пишет: Здравствуйте! а есть схема нот гармони чайка 19х12

Лилия пишет: Здравствуйте! а есть схема нот гармони чайка 19х12

Левая сторона без ряда дополнительных басов, как в любой хромке.

Правая сторона в зависимости от вашей тональности.

Источник

Таблица аккордов для гармошки

Схема левой руки для упрощенной гармони 23×12

Аккорды на гармони:

осетинская гармошка Как бас-схема ?
Схема левой руки для упрощенной гармони 21×12 ?

Лилия пишет: Здравствуйте! а есть схема нот гармони чайка 19х12

Лилия пишет: Здравствуйте! а есть схема нот гармони чайка 19х12

Левая сторона без ряда дополнительных басов, как в любой хромке.

Правая сторона в зависимости от вашей тональности.

Источник

«Шпаргалки» для начинающего гармониста

  • Сообщений: 15
  • Спасибо получено: 25

Здорово живёте, товарищи!

Не знаю куда выложить, поэтому оставлю здесь парочку файлов по теме. Надеюсь, они окажутся кому-нибудь полезными.
Всем добра!

Раскладка клавиатур
Аккорды на правой клавиатуре
Аккорды на правой клавиатуре (урезанный вариант)

Вложения:

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • Иван
  • —>
  • Не в сети
  • Сообщений: 88
  • Спасибо получено: 20

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • Anatoliy
  • —>
  • Не в сети
  • Сообщений: 294
  • Спасибо получено: 127

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • Юрий 50
  • —>
  • Не в сети
  • Сообщений: 519
  • Спасибо получено: 119

Иван пишет: Подскажите пожалуйста, для гармони в какой тональности эта таблица?

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • Максим
  • —>
  • Не в сети
  • Сообщений: 55
  • Спасибо получено: 9

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • Леонид
  • Автор темы —>
  • Не в сети
  • Сообщений: 15
  • Спасибо получено: 25

Ноты для гармони пишутся и подбираются с тем учётом, что это диатонический инструмент, то бишь без всяких там «диезов».

Дабы хоть как-то исправить эту ситуёвину, добавили кнопки-ноты в верхней части правой клавиатуры и назвали гармонь хроматической (хромкой), что, конечно же, не совсем верно. Вот эти ноты:

  1. ре-диез 2-ой октавы;
  2. фа-диез 2-ой октавы;
  3. соль-диез 1-ой октавы.

Последняя в этом списке, кстати, встречается чаще всего в гармошечных нотах.

Тональность гармони, это то, как на самом деле звучит «гармошечная До 1-ой октавы» в сравнении с другими, полностью хроматическими, инструментами (баян, фортепиано, гитара и т.п.). При игре только на одной гармони, никакого влияния тональность не оказывает; разве что под голос, желательно, выбирать ту, которая больше подходит (поётся).

Но вот если, скажем, придётся играть вместе с другими инструментами, например, с баяном, то тональность, конечно же, играет огромную роль.

Если «гармошечная До» звучит также, как «До» на баяне, то смело можно играть композицию вместе; разумеется, с одних и тех же нот.

Если же у гармошки другая тональность, например, «Соль», то баянисту (по тем же нотам) нужно играть всю композицию либо на 2,5 тона ниже (в унисон), либо 3,5 тона выше (в октаву). Т.е. я, например, играю «Ля» первой октавы, а баянист давит на «Ми» первой или второй октавы и у нас получится созвучная игра.

Другими словами, баянисту или пианисту нужно выполнить т.н. транспонирование — перенос звука на заданный интервал вверх или вниз. К слову, со струнными инструментами, можно обойтись проще — достаточно их настроить в тон вашей гармошки.

А вот, насчёт «выборных аккордов» я вопрос не понял — требуется уточнение.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Источник

Пой,гармоника!

Всё о гармони и гармонистах

Учимся играть на гармони.Урок2 Знакомство с левой клавиатурой.

Здравствуйте, уважаемые начинающие(и не очень) гармонисты! Рад приветствовать вас на сайте «Пой,гармоника!«.

В первом уроке цикла «Учимся играть на гармони» мы познакомились с правой клавиатурой. В этом уроке давайте попытаемся разобраться с устройством левой клавиатуры гармони-хромки.

То,что мы играем в левой клавиатуре, называется аккомпанементом и служит для сопровождения мелодии, звучащей в правой клавиатуре.

Устройство левой клавиатуры гармони

Состоит левая клавиатура из трех рядов кнопок(всего их 25, как и в правой). В первых двух рядах(если считать от руки) кнопки расположены по принципу чередования басов и аккордов. То есть если перебирать их по одной с самой нижней,т о сначала идет бас, потом-аккорд, потом-опять бас и так далее. Что такое аккорд? Аккорд-это стройное, гармоничное, созвучие из трех и более звуков, звучащих одновременно.

Существуют определенные правила построения аккордов,но мы в них сейчас не будем углубляться. Во-первых, потому что это из области музыкальной теории и нотной грамоты, во-вторых, потому, что в левой клавиатуре эти самые аккорды уже готовые. То есть, мы нажимаем лишь одну клавишу, а получаем целый аккорд из нескольких звуков, благодаря особо устроенной механике, когда при нажатии одной кнопки, открывается сразу три-четыре клапана, дающих доступ воздушному потоку к конкретным голосам инструмента.

Все готовые аккорды левой клавиатуры можно сыграть и в правой, но уже, нажимая ВСЕ нужные клавиши, составляющие аккорд. Вот, например:

В третьем ряду(опять же,если считать от руки),находятся только басы, причем те же самые,что уже есть в двух других рядах. Если понажимать кнопки третьего ряда, то можно увидеть, что вместе с ними нажимаются и кнопки в других рядах, те которые и дублируются. Таким образом, этот ряд является вспомогательным и нужен он для того, чтобы избежать больших скачков руки, если нужную кнопку проще и удобнее нажать в третьем ряду, чем тянуться до неё куда-то ещё.

Принцип игры аккомпанемента на гармони,мажор,минор

Вот два, наиболее типичных, примера(под них уже можно и петь и плясать). Простейший аккомпанемент к частушечным наигрышам(мажор):

Простейший аккомпанемент к «Цыганочке»(минор):

Но разделение мажора и минора по рядам весьма условно, так как и в том и в другом случае, могут применяться заходы в соседний ряд.

Очень часто для разнообразия мелодии и для её украшения применяются различные дополнительные приемы: например прохождение по одним басам(чаще всего, во вспомогательном ряду). Вот, как пример, аккомпанемент к «Яблочку»:

В традиционной вологодской игре(см. Традиционные наигрыши на Кирилловской гармони) очень часто применяется игра на одних аккордах-тоже, очень интересный и завораживающий прием, когда два звука получаются путем смены направления движения меха, а не двойного нажатия на клавишу(эффект совсем другой):

Простейшие варианты игры на «басах»

Теперь я покажу несколько простейших вариантов игры на «басах»(как условно называют иногда левую клавиатуру в целом), которые применяются наиболее часто:

Замечу,что «Барыня» и «Частушка» имеют абсолютно такую же последовательность исполнения, если начать на одну пару клавиш выше, чем показано в видео. Попробуйте ради интереса.

Аккомпанемент к вальсам(строится,обычно по принципу бас-один раз,аккорд-два раза):

Эти упражнения настойчиво советую выучить и отработать так, чтоб с ними у вас не возникало никаких проблем. Сначала играйте очень медленно, добиваясь чёткости исполнения(лучше играть медленно, но правильно, чем торопиться и постоянно сбиваться). Затем, постепенно, по мере появления уверенности, набирайте темп.

Запомните одно простое правило: в паре бас-аккорд, звучание аккорда не следует затягивать. Он должен звучать чуть короче баса. Вот пример НЕправильной игры(«Частушка»):

Из этого правила, конечно же, тоже есть исключения, но, в общем, оно действует практически всегда.

Напоследок покажу варианты аккомпанемента к некоторым мелодиям в различных вариациях по принципу «от простого-к сложному» и приведу их оцифровку согласно общепринятой нумерации клавиш(после знака «+» — новая вариация; пары бас-аккорд заключены в круглые скобки для облегчения восприятия; то, что в фигурных скобках, играется одновременным нажатием указанных клавиш; в прямых скобках-прохождение по одним басам в «Яблочке»). Возможно, на видео сыграно не строго по этим цифрам, но близко(отличия, лишь, в чередовании вариаций). Цифровую раскладку клавиатуры смотрим здесь.

Играть буду четырьмя пальцами, чего и вам советую: учитесь применять четыре пальца, иначе ваш аккомпанемент будет состоять лишь из монотонного долбления по басам и аккордам без всякого разнообразия. В общем, смотрите:

Гамма на басах без применения вспомогательного ряда

Кому интересно, вот упражнение для развития подвижности и растяжки пальцев левой руки-гамма на басах левой клавиатуры. Для новичка сложно, но очень полезно. В цифрах выглядит так: 6-2-12-8-4-14-10-6 и в обратном направлении. Вот так:

Наверное, на этом я закончу второй урок. Но если я что-то упустил или есть какие-то пожелания, пишите в комментариях-буду вносить изменения и дополнения.

Источник

Оцените статью