Таблица для настройки аккордеона

Таблица настройки для гармони

  • Сообщений: 1244
  • Спасибо получено: 451

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • Ю. Кузьмин
  • —>
  • Не в сети

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • Владимир Фомин
  • —>
  • Не в сети
  • Сообщений: 319
  • Спасибо получено: 60

Цент (лат. cent — сотня) — безразмерная логарифмическая единица отношения двух частот или музыкального интервала. Две частоты a и b с разницей в один цент относятся как

Таким образом, изменение частоты на 1 цент соответствует её изменению примерно на 0,058 процента. 100 центов составляют один полутон равномерно темперированного строя, 1200 центов равны октаве. Отношение частот, выраженное в центах, вычисляется по формуле:

Понятие цента было введено А. Дж. Эллисом.

Но вникать в это не очень то и нужно, ведь шкала тюнера градуирована в центах.

И хочу обратить внимание, что цифры в этой таблице я расчитал для оптимального розлива аккордеона (по материалам книги Парвенкова).

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • Ю. Кузьмин
  • —>
  • Не в сети

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • Константин Иванин
  • —>
  • Не в сети
  • Сообщений: 251
  • Спасибо получено: 296

Виталий, по ощущениям — то, что мне нужно.
Не могли бы Вы объяснить (я не помню, мы на «Вы» или на «ты»? Мне, вообще-то, удобнее на «ты»), как пользоваться этой таблицей. Дело в том, что я отдал свою чёрную Тулу в настройку мастеру музыкальной школы, а он гармони никогда не настраивал, только баяны, поэтому боюсь, может напартачить. Думаю, придётся вместе с ним набираться компетенции в данном вопросе. Он сказал, что в разлив никогда не настраивал.
Допустим, есть четыре голоса на гармони, есть программа-тюнер, есть мастер, умеющий подгонять язычки под нужную ноту, и есть вот эта таблица. И нота «до» на гармони — на самом деле является нотой «ля», как заявляет тот же тюнер.

Каков алгоритм настройки?

Буду крайне признателен за разъяснения. Жизненно необходимо.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • Владимир Фомин
  • —>
  • Не в сети
  • Сообщений: 319
  • Спасибо получено: 60

Когда я начал настраивать гармони, то возникла проблема настройки в розлив. Общие рекомендации, которые прозвучали на форуме, правильные, Но они не очень конкретные. Цитата:

«Поэтому для каждого диапазона /октавы/ выбирается коррекция: для нижних тонов розлив увеличивается, а для высоких — уменьшается. Графическая кривая увеличения/уменьшения розлива может быть разнообразной и определяется при настройке настройщиком.»

Взяв книгу о настройке Парвенкова (есть на форуме) я нашел там таблицы и графики для настройки в розлив аккордеона. Величины розлива приведены были в герцах, а тюнер показывает в центах, поэтому просто пересчитал эти отклонения от частоты ноты из герцов в центы.

Эта таблица и была выложена как ориентир для настройки гармони, хотя у меня есть мастеровая гармонь Мищенко (эта гармонь обсуждалась на форуме) которая настроена с таким же розливом, что и цифры в таблице.

Алгоритм настройки у меня такой: Настраиваю строевой и октавный ряд, потом, например, для ноты ля первой октавы настраиваю из разливного ряда голос в розлив по таблице, розлив примерно 10 центов (октавный при этом закрываю), слушаю. Открываю октавный ряд, слушаю. Если розлив большой, то уменьшаю его, слушаю и т.д.. Если все устраивает, например, понизил розлив от табличных 10 центов до 7 центов (т.е. 70% от табличного значения), то и все остальные голоса розливного ряда настраиваю примерно в 70% от табличного значения ноты. Открываю октавный ряд, слушаю, играю, подправляю. Да и по биениям слышно, если что-то не так настроено.
Очень хорошо разбираются в настройке Николай Воронин, Сергей Акимов.

А если при нажатии кнопки до (клавиши 3, 10, 18) у Вас звучит нота ля по тюнеру, значит, Ваша гармонь в настроена в тональности ля-мажор. Я давно выкладывал на форуме таблицу для разных тональностей гармоней. Если Вам нужна, я могу поискать ссылку.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Источник

Тема 9. Основные методы настройки

При настройке двух звуков наиболее слышимыми являются биения, возникающие в зависимости от разности колебаний их основных тонов. Расстройство голосов обнаруживается при звучании одновременно двух, трех, четырех звуков, настроенных в унисон. Настройку звукоряда баяна и аккордеона начинают со звуков мелодии, расположенных в средней части звукоряда, называемой зоной темперации, а затем по октавным интервалам этой зоны настраивают остальные звуки инструмента. Настройка звуков зоны темперации от ноты ля-ля1 по кварто-квинтовому кругу. По камертону, имеющему частоту колебаний 440 гц, строго в унисон настраивают ля первой октавы, являющееся исходным звуком.

От ля первой октавы настраивают ля малой октавы (октава вниз) без допущения биений.

От ля первой октавы настраивают ре первой октавы (квинта вниз) примерно с одним биением в секунду, которое получают благодаря незначительному повышению тональности нижнего звука-ре первой октавы.

От ре первой октавы настраивают соль первой октавы (кварта вверх). Звучание кварты должно быть с биениями больше одного в секунду. Для этого нужно повысить верхний звук-соль первой октавы.

От соль первой октавы настраивают до первой октавы (квинта вниз). Повысив звук до, получают звучание квинты с одним биением в секунду.

От до первой октавы настраивают фа первой октавы (кварта вверх) с биениями больше одного в секунду, которые получают повышением фа первой октавы.

От фа первой октавы настраивают ля-диез малой октавы (квинта вниз). Звучание квинты доводится до одного биения в секунду.

От ля-диез малой октавы настраивают ре-диез первой октавы (кварта вверх) при небольшом повышении ре-диез.

От ре-диез первой октавы настраивают соль-диез первой октавы (кварта вверх). Получают звучание кварты с биениями больше одного в секунду.

От соль-диез первой октавы настраивают до-диез первой октавы (квинта вниз). Звучание квинты доводится до одного биения в секунду; для этого нужно повысить до-диез первой октавы.

От до-диез первой октавы настраивают фа-диез первой октавы (кварта вверх). Биения в звучании кварты также достигаются повышением фа-диез малой октавы.

От фа-диез первой октавы настраивают си малой октавы (квинта вниз) до образования одного биения в секунду.

От си малой октавы настраивают ми первой октавы (кварта вверх) с таким же количеством биений, что и в предыдущих квартах.

Настройка тона ми первой октавы заканчивается настройка звуков, входящих в зону темперации. При этом последний звук ми первой октавы с первым звуком ля первой октавы образует кварту, которая является заключительной. При правильной настройке звуков, входящих в приведенную зону темперации, заключительная кварта должна быть правильно темперированной и звучать с таким же биением, как и предыдущие кварты. Если звучание заключительной кварты ми1-ля1 окажется неправильным, значит при настройке предыдущих звуков допущена ошибка и настройку следует провести заново.

Библиографический список

1. Фадеев, И. Ремонт гармоник, баянов и аккордеонов / И. Фадеев, И. Кузнецов. – Москва, 1971.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ

Аккорд (лат. Accordo — согласовываю) – одновременное сочетание нескольких, не менее трех звуков различной высоты. Аккорды подразделяются на трезвучия, на септаккорды, на нонаккорды.

Аккордеон (франц. Accordion).

1. Общепринятое зарубежное название всех ручных гармоник – кнопочных и клавишных.

2. Клавишно-духовой инструмент, русское название хроматической гармоники с правой клавиатурой фортепианного типа (см. Гармоника). Диапазон: е – с4 концертного аккордеона (без учета регистров). Строение левой клавиатуры, регистры — такие же, как у баяна (см. Баян. Регистры баяна, аккордеона).

Аккордеон с готовыми аккордами широко распространен в быту. Аккордеоны, используемые на эстраде, обычно имеют характерный « аккордеонный» тембр – разлив. Достигается разлив специальной «нечистой» настройкой унисона голосов.

Ансамбль (франц. Ensemble – вместе).

1.Стройность, слаженность совместного исполнения.

2.Небольшая группа исполнителей, играющих вместе: вдвоем (дуэт), втроем (трио), вчетвером (квартет), впятером (квинтет) и т.д.

3.Музыкальное произведение для небольшого состава исполнителей: дуэта, трио, квинтета и т. д.

Бас (итал. Basso – низкий).

1.Самый низкий мужской певческий голос.

2.Медный духовой инструмент.

3.Самый низкий голос в полифонической музыке, аккорде, гармонии.

Баян –клавишно-духовой инструмент, разновидность хроматической гармоники с кнопочной трехрядной правой клавиатурой и полным набором хроматического басоаккордового аккомпанемента (мажор, минор, септаккорд) – в левой (см. Гармоника).

Баян – русское наименование инструмента, его международное название – кнопочный аккордеон.

1. Готовый баян – с басом и готовыми аккордами на левой клавиатуре.

2. Выборный баян не имеет в левой клавиатуре готовых аккордов. Выборная клавиатура представляет аналогию (зеркальное повторение) правой клавиатуры – та же трехрядная клавиатура с той же хроматической последовательностью звуков.

3. Готово-выборный баян. Левая клавиатура готово-выборного баяна состоит из двух совмещенных клавиатур: басов с готовыми аккордами и выборной. Переход с выборного баяна на готово-выборный и наоборот происходит при нажатии специального переключателя.

Баяны типа «Юпитер», «Аппассионата» (г. Москва), «Левша» (г. Тула), «Акко» (г. Воронеж), являются самыми совершенными, т. н. концертными баянами.

Гармоника (греч. Harmonia, нем. Harmonika) – собирательное название язычково-духовых инструментов, у которых способом получения звука является колебание металлических язычков во время поступления к ним струи воздуха.

— губная гармоника- воздух подается губами;

— ножные гармоники- фисгармония, ножной бас-баян- воздух подается с помощью ножных педалей;

— ручные гармоники — тульская, ливенская, саратовская, «хромка», черепашка, татарская, концертина, бандонеон, аккордеон, баян, оркестровые и тембровые гармоники и многие другие. Мех соединяет в них левую и правую части корпуса. Ведением меха при одновременной работе пальцев достигается нужное звучание – динамика, штрихи, специфичные красочные эффекты.

Дуэт (от итал. и лат. duo – два) – ансамбль из двух исполнителей.

Октава (от лат. octava – восьмая).

1) Восьмая ступень диатонического звукоряда.

2) Самый низкий по высоте из входящих в состав каждого звука обертонов (призвуков). Основной тон условно именуется первым обертоном, октавный обертон соответственно считается вторым.

3) Часть музыкального звукоряда, в который входят все основные ступени: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, или двенадцать полутонов хроматической гаммы. Весь музыкальный звукоряд делится на семь полных и две неполные октавы.

4) Интервал, охватывающий восемь ступеней диатонического звукоряда и шесть целых тонов. Октава относится к числу чистых диатонических интервалов.

Прима (от лат. prima – первая).

1) Первая ступень диатонической гаммы; основной звук (тон) лада; нижний звук аккорда в основном положении.

2) Интервал – последовательное или одновременное звучание двух одноименных звуков.

Секста(от лат. sexta – шестая).

1) Интервал в объеме шести ступеней музыкального звукоряда; обозначается цифрой 6. Различаются: большая секста (б. 6), содержащая 4,1/2 тона, малая секста (м. 6) – 4 тона, уменьшенная секста (ум. 6) – 3,1/2 тона, увеличенная секста (ув. 6) – 5 тонов.

2) Шестая ступень диатонического звукоряда.

Секунда(от лат. secunda – вторая).

1) Интервал, образованный соседними ступенями музыкального звукоряда; обозначается

цифрой 2. Различаются: большая секунда (б. 2), содержащая 1 тон, малая секунда (м. 2) – ½ тона, увеличенная секунда (ув. 2) – 1, 1/2 тона, уменьшенная секунда (ум. 2) – 0 тонов (энгармонически равна чистой приме).

2) Вторая ступень диатонического звукоряда.

Септима (от лат. septima – седьмая). 1) Интервал в объеме семи ступеней музыкального звукоряда;

обозначается цифрой 7. Различаются: малая септима (м. 7), большая септима (б. 7),

уменьшенная септима (ум. 7), увеличенная септима (ув. 7).

2) Седьмая ступень диатонического звукоряда.

Терция (от лат. tertia – третья).

1) Интервал в объеме трех ступеней диатонического звукоряда; обозначается цифрой 3. Различаются: большая терция (б. 3), содержащая 2 тона; малая терция (м. 3), увеличенная терция (ув. 3), уменьшенная терция (ум. 3).

2) Третья ступень диатонического звукоряда.

Кварта (от лат. quarta – четвертая).

1) Интервал в объеме четырех ступеней; обозначается цифрой 4.

Различаются: чистая кварта (ч. 4), увеличенная кварта (ув. 4) – 3 тона (называется также тритоном); уменьшенная кварта (ум. 4).

2) Четвертая ступень диатонического звукоряда.

Квинта (от лат. quinta – пятая). 1) Интервал в объеме пяти ступеней; обозначается цифрой 5.

Различаются: чистая квинта (ч. 5), уменьшенная квинта (ум. 5) – тритон, увеличенная

Источник

Пой,гармоника!

Всё о гармони и гармонистах

Оптимальный розлив в настройке язычковых

В настройке современных язычковых музыкальных инструментов широко используется настройка с розливом, т.е. с биениями в звучании отдельных нот инструмента. Розлив создается за счёт небольшой разницы в частоте одновременно звучащих язычков.

Величина розлива (количество биений) и характер его изменения от ноты к ноте в правой клавиатуре (мелодия) влияют на звуковые качества (тембр) инструмента.
Существующая рекомендация, в соответствии с которой величина розлива должна изменяться равномерно по всему диапазону мелодии от 1 Гц в большой октаве до 10 Гц в четвертой октаве не учитывает свойства человеческого уха, которые изменяются неравномерно с изменением частоты звуков.

Характер чувствительности уха зависит от частоты звука, поэтому настройка инструмента без учета этой зависимости не позволяет достичь оптимальных параметров розлива, получить от инструмента наилучшего возможного качества тембра. Правильно выбранный розлив повышает субъективную громкость инструмента, полетность звука, придает живость и блеск тембру инструмента.

Существующий способ равномерной настройки язычков с розливом от 1 до 10 Гц не обладает также конкретностью, поскольку для указанных границ розлива нет фиксированных точек отсчета: с 1 Гц может быть начата любая из 12-ти нот большой октавы и на 10 Гц может закончиться любая из 12-ти нот четвертой октавы. В связи с этим характер розлива инструментов даже для одного производства может существенно отличаться от инструмента к инструменту.

В способе настройки язычков с розливом не учитывается различие в диапазоне звучания разных моделей инструментов, поэтому одноименные язычки в одноименных октавах, но в инструментах с узким диапазоном звучания (например, две октавы) и с широким диапазоном звучания (пять-шесть) октав, имеют разную величину розлива.

Из-за отсутствия единого оптимального закона розлива ансамблевое исполнение, когда одновременно звучат два, три и более различающихся по диапазону и по величине розлива язычковых инструментов, теряет чистоту созвучий и аккордов, становится в определенной степени диссонансным.

В лаборатории музыкальной акустики Научно-исследовательского и конструкторско-технологического института (НИКТИ) музыкальной промышленности предложено сведущее обоснование оптимального закона розлива.

Человеческое ухо более чувствительно к периодически изменяющимся звукам. Розлив или биения в звуке язычкового инструмента представляет собой периодически изменяющиеся по амплитуде и частоте звуковые колебания. Это видно по результату сложения колебаний, имеющих близкие частоты 1 и 2. Сложное колебание имеет частоту, изменяющуюся во времени около среднего значения от 1 до 2 и периодически меняющуюся амплитуду.

В общем случае человеческое ухо неодинаково воспринимает одну и ту же разницу частот на различных участках звукового диапазона. Основная предпосылка обоснования оптимального розлива заключается в том, что закон изменения числа биений должен учитывать особенность человеческого уха при восприятии минимальных изменений частоты на различных участках музыкального диапазона частот и выбранная частота биений должна быть одинаково субъективно заметна на слух на разных частотах.

Эта предпосылка будет выполнена, если закон розлива установить по дифференциальному порогу ощущения изменения частоты, т.е. по порогу чувствительности уха к минимальным изменениям частоты, поскольку зависимость изменения чувствительности уха от частоты является нелинейной, постольку и закон изменения розлива по диапазону не может быть прямолинейным.

Согласно современным исследованиям в области частот ниже 500 Гц (примерно ниже «си»1- 493,88 Гц) дифференциальный порог ощущения изменения частоты составляет в среднем 1,5-1,8 Гц, а в области частот выше 500 Гц — дифференциальный порог прямо пропорционален частоте, т.е. отношение разницы частот к основной частоте становится постоянным и равным 0,003.

На рис. I изображена зависимость дифференциального порога ощущения изменения частоты для средних уровней ощущений. По зависимости (рис. I) построена кривая розлива (рис. 2), учитывающая связь числа биений и чувствительности человеческого уха, полученная в соответствии с предложенным способом.

Из графика (рис. 2) следует, что величина розлива, равная в начале большой октавы -«ми» — 1,5 Гц, увеличивается почти линейно до 2,75 Гц к концу первой октавы («си»), т.е. к области максимальной разрешающей способности уха 500 Гц и далее возрастает прямо пропорционально частоте в соответствии с равенством до 13,2 Гц в четвертой октаве («ля»4).

Все промежуточные числовые значения биений могут быть определены по кривой розлива (рис. 2) или непосредственно взяты из приведенной таблицы.

При изучении розлива, встречающегося в аккордеонах различных фирм, было обследовано 27 инструментов. Среди отечественных инструментов исследованы аккордеоны ленинградской фабрики «Красный Партизан», Ганинской гармонной фабрики, калужского производственного объединения «Аккорд», новосибирского объединения электромузыкальной аппаратуры «Сибирь» и Шуйской гармонной фабрики. Инструменты зарубежного производства были представлены фирмами Скандалли, Паоло Сопрани, Вельтмайстер и Роял Стандарт.

По результатам предварительного обследования был установлен диапазон розлива и для субъективной экспертизы были выбраны семь инструментов одного производства (ленинградской фабрики «Красный Партизан») с диапазоном розлива, охватывающего все практически встречающиеся величины розлива. В том числе и близкого к предложенному оптимальному закону розлива.

Каждый инструмент проигрывали по диапазону и измеряли розлив трех нот каждой октавы отдельно на растяжение и сжатие меха. Частоту биений определяли до записи на ленте самописца, регистрирующего уровень интенсивности звука: подсчитывали количество пиков биений на участке записи определенной длины и это число делили на время записи (в секундах). При выборе скорости движения ленты придерживались правила: численное значение скорости движения ленты равнялось или было больше числа биений в секунду.

Относительная погрешность измерений частоты биений не превышала 4%, При всех измерениях в аккордеонах включался только один регистр «виолине», в котором розлив проявляется наиболее ярко и не маскируется октавными язычками.

Значения розлива были выбраны в широком диапазоне биений/с, для нижних язычков — от 1 до 3 биений/с, для верхних язычков — от 4,5 до 15-18. Подготовленные инструменты были оценены семью экспертами-музыкантами и девятью рядовыми слушателями. В общей сложности было проведено четыре экспертизы в лаборатории музыкальной акустики музыкальной промышленности.

Необходимо отметить, что требования к розливу являются различными при сольном и ансамблевом исполнении, а розлив инструментов для легкой эстрадной музыки может отличаться от розлива инструментов, бытующих в народной музыке. При этом немаловажную роль играет индивидуальность вкусов музыкантов.

Данную неопределенность требований можно, снять, если учесть область преимущественного использования инструментов. Аккордеоны в основном предназначены для исполнения эстрадной музыки, поэтому перед экспертами была поставлена задача оценки розлива именно с точки зрения его пригодности для данного вида музыки.

Основной метод субъективной экспертизы — метод парных сравнений. Этот метод в последние десятилетия широко распространился при оценке качества товаров народного потребления, когда невозможно или затруднительно использовать количественные оценки.

Для оценки качества звучания аккордеонов данный метод применен впервые. Принцип метода парных сравнений прост: каждый эксперт в каждом отдельном туре испытаний сопоставляет между собой только два инструмента и отдает предпочтение одному из них. Результаты обрабатываются и вычисляются критерии согласия экспертов, надежности и правдоподобности способа оценки.

После предварительной экспертизы эксперты-музыканты из семи инструментов выбрали четыре. В последующих турах методом парных сравнений были установлены аккордеоны с самым лучшим и с худшим розливом. Обработка оценочных листов показала, что согласие между экспертами-музыкантами весьма высоко — 99,7% и между экспертами слушателями — 97,5%. Эксперты-музыканты оценили аккордеоны следующим подсчетом голосов: №4 — 27, №3 — 26, №1 — 23, №2-8. Таким образом, выбор лучшего и худшего по розливу инструментов (№4 и №2) совпадает у рядовых слушателей с выбором у музыкантов-профессионалов.

На рис. 3 представлены усредненные кривые розлива — четырех экспериментальных аккордеонов и кривая оптимального теоретического розлива.


Сравнение кривых розлива показывает, что кривые для инструментов: №4 и №3 ближе всего подходят к оптимальному розливу, а относительно далеко от него кривые инструментов №1 и №2.

Аккордеон № 4 был выбран лучшим по розливу и его кривая подходит ближе всего к теоретической кривой розлива. Следует отметить, что совершенно точного совпадения нет, учитывая некоторые отклонения в настройке, но разница достаточно мала и достигает всего 0,8 биений/с в сторону занижения в малой октаве и несколько десятых завышения в третьей октаве.

Таким образом, субъективная экспертиза в целом подтверждает высокие свойства аккордеона, настроенного по предложенному теоретическому закону розлива, увязанному со свойствами человеческого уха.

Проведенный теоретический анализ чувствительности человеческого уха к изменению частоты звуков и субъективные экспертизы по оценке влияния розлива на качество звучания аккордеонов позволяют установить, что предложенный в работе розлив, при котором закон изменения частоты биений в розливе соответствует дифференциальному порогу ощущения изменения частоты, обладает более высокими звуковыми качествами по сравнению с известным прямолинейным законом розлива. В соответствии с обоснованным законом розлива число биений устанавливают пропорционально частотам равномерно-темперированной шкалы, увеличивая от 1,5 до 2,75 биений/с от «ми» большой октавы до «си» первой октавы и пропорционально линейной шкале частот от «си» первой октавы к верхним частотам, в соответствии с равенством AJ — 0,003 f.

Источник

Читайте также:  Крепко маму поцелую ноты
Оцените статью