Таблица джазовых обозначений аккордов

Аранжировки Фонограммы Минусовки Песни на заказ

Оригинальная музыка для Ваших проектов

Буквенно – цифровое обозначения аккордов в джазовой музыке

Дата добавления: 2010-09-29

Автор: Роман Мирный

Буквенно – цифровое обозначения аккордов в джазовой музыке

В современной эстрадной и джазовой музыке широко применяется буквенно-цифровое обозначение аккордов. Такая практика даёт возможность записать любой аккорд, построенный от любого звука. Конечно, это достаточно удобно и эффективно. С другой стороны нужно разобраться в системе записи и запомнить главные принципы. Для того чтобы обозначить аккорд используются буквы, цифры и знаки.

И так начнём. Если мы видим большую букву в записи аккорда, то она означает:
1. Мажорное трезвучие, построенное от данного звука, например:

2. Основной тон (приму) аккорда, если буква употребляется с цифрой или значком, например:

3. Если рядом с большой буквой стоит маленькая буква m, то так обозначается минорное трезвучие:

4. Прибавленное к большой букве слово maj или М (major –англ. — мажорный) означает, что к мажорному трезвучию прибавляется большая септима:

5. Если к букве прибавлено слово dim (diminish-англ. — уменьшать), это означает уменьшенный септаккорд:

Далее переходим к цифрам.
Цифра 7 означает септиму, прибавленную к мажорному или минорному трезвучию:

Цифра 9 означает прибавленную большую нону, при этом в аккорде остаётся септима:

Если используется сочетание maj9, то в таком случае мы имеем прибавленную к большому мажорному септаккорду большую нону:

Цифра 6 означает прибавленную большую сексту к мажорному или минорному трезвучию.

Цифры 9/6 – прибавленные большую сексту (вместо септимы) и большую нону:

Цифра 11 означает прибавленные к мажорному или минорному трезвучию малую септиму, большую нону и чистую ундециму:

Цифра 13 — прибавленные к трезвучию малую септиму, большую нону, чистую ундециму и большую терцдециму. Терцдецимаккорд (особенно мажорный) чаще всего употребляется с пропущенной или повышенной ундецимой. Применяется такой аккорд в джазовой музыке:

Если справа от буквы стоит знак диез или бемоль, то это означает повышение или понижение всего аккорда на полтона. Диез или бемоль рядом с цифрой означают повышение или понижение конкретного тона в аккорде. Бемоли и диезы перед цифрами могут заменяться знаками – или + :

Знак + рядом с буквой (без цифры) означает увеличенное трезвучие. Знак + рядом с цифрой и буквой может означать повышенную квинту:

Все цифры, альтерации и знаки, написанные после первого значка и цифры, берутся в скобки, например: С13(+9/-5). В английском языке В означает ноту – си. Если нужно написать си-бемоль, то мы пишем B.

Подведём итоги: большую сексту можно прибавлять к мажорному, минорному и уменьшённому трезвучию; малую и большую септиму и большую нону к мажорному, минорному, уменьшённому и увеличенному трезвучиям; малую нону – к малому мажорному септаккорду; чистую ундециму – к малому мажорному и минорному септаккорду или нонаккорду; большую терцдециму – к чистому и увеличенному ундецимаккорду, к септ- и нонаккорду.

Комментарии к этой заметке:

Комментарий добавил(а): Владимир
Дата: 2010-12-21

Нет введения; нет 4-ёх видов трезвучий. Мало информации для «чайников» В таком ракурсе это есть у Чугунова, Молоткова, Гараняна и других.

Комментарий добавил(а): Вячеслав
Дата: 2011-06-17

Во всем интернете не нашел время появления буквенных обозначений аккордов. В СССР по моим песенникам я установил время это 1980год, а в США?

Комментарий добавил(а): Марина
Дата: 2012-01-14

Спасибо! Очень помогли!

Комментарий добавил(а): дима
Дата: 2012-05-18

что такое -sus- в джазе ?

Комментарий добавил(а): Мари
Дата: 2016-08-16

Отлично-коротко и ясно.Большое спс!

Комментарий добавил(а): Сергей
Дата: 2012-08-15

Неправильно, посмотрите на дисплее «Корга», как правильно обозначаются аккорды.

Комментарий добавил(а): НАТА
Дата: 2012-12-01

ээх а я вот саамый крутой чайник у меня такой препод был шикарный такие клевые пособия именно по эстрадной системе сделал.а я все блин посеяла((((а в нете того что у нее нет((((

Комментарий добавил(а): Саша
Дата: 2013-04-23

Комментарий добавил(а): аня
Дата: 2013-10-01

Комментарий добавил(а): виталик
Дата: 2013-10-09

ТАм 5 пункт не правильно

Комментарий добавил(а): надежда
Дата: 2015-02-12

Спасибо большое! Отличная информация! Без «воды», все коротко и ясно!

Комментарий добавил(а): Дмитрий
Дата: 2015-03-25

неправильно С13 там не ноты фа

Комментарий добавил(а): One-Winged Angel
Дата: 2015-11-15

Спасибо ^_^ Вы мне очень помогли!

Комментарий добавил(а): Маргарита
Дата: 2017-09-21

Большое спасибо! Выручили!

Комментарий добавил(а): Ева
Дата: 2018-11-28

не поняла, почему в 5 пункте написано dim — уменьшенный септ, а в конце в примерах он обозначает сексту?

Комментарий добавил(а): Христиан
Дата: 2019-11-01

Отправьте пожалуйста 3й аккорд в общей расшифровка, добавьте Gбемоль, а в целом все доступно и понятно. Благодарю за труд!

Источник

Джазовые аккорды на гитаре. Последовательности и обозначения джазовых аккордов с практическими примерами.

Гитара в джазе. Общая информация

В отличие от других современных музыкальных направлений, джаз почти никогда не ассоциируется с гитарой. Причина в том, что чаще всего в этом жанре используется саксофон, клавишные, контрабас, и другие музыкальные инструменты. Тем не менее, с развитием музыки, джазовая теория вышла далеко за пределы, и сейчас характерные для жанра гармонии используются буквально везде. Джазовые аккорды нужно знать даже метал-гитаристам, потому что и их помощью можно значительно разнообразить ваши композиции.

Как играть джаз на гитаре

На гитаре он играется точно так же, как и на других инструментах. Однако стоит понимать, что классические блюзовые аккорды, боксы гамм и пентатоник в данном случае не работают. Для освоение джаза придется учить его, довольно своеобразную теорию, которая во многом противоречит общепринятой.

Как научиться играть джаз

Для того чтобы играть джаз, в первую очередь надо освоить классическую музыкальную теорию. Это даст вам лучшее понимание того, как работает музыка, и почему считается, что джаз нарушает огромное количество правил. Таким образом, вы сразу же начнете осознавать, о чем идет речь, а многие знания, например, о том, как строятся аккорды, помогут вам импровизировать.

Кроме того, вам точно следует научиться импровизации – поскольку именно на ней, и построен жанр. В подобной музыке почти всегда имеются так называемые импровизационные квадраты, внутри которых музыканты играют порой по несколько десятков минут, сменяя друг друга. Именно подобному искусству и надо научиться, больше играя внутри групп и с другими музыкантами.

Джаз на гитаре для начинающих. С чего стоит начинать?

Как уже было сказано выше, лучше всего начинать с освоения классической музыкальной теории. Вы обязательно должны выучить тональности, а также соответствующие им гаммы, и помимо этого – интервалы и построение аккордов. Кроме того, очень важно научиться импровизировать на гитаре внутри этих самых тональностей, подбирать нужные звуки к композиции, и только после этого стоит начинать учиться играть джаз. Это довольно долго, однако данное музыкальное направление весьма сложное, и без большого багажа теоритических знаний вы не продвинетесь далеко.

Кроме того, вам просто необходимо выучить так называемые джазовые стандарты. Это классические песни этого жанра, мелодика которых применяется в огромном количестве песен. Слушайте как можно больше исполнителей, стоящих у истоков направления – например, Эллу Фицджеральд, Билли Холидей, Джона Колтрейна и других.

Джазовая последовательность аккордов

В данном разделе представлены примеры последовательностей джаз-аккордов, которые вы сможете применять уже сейчас. Стоит сказать о том, что информация тут будет даваться по ступеням, а не конкретным аккордам. Зная то, как они выстраиваются, вы сможете простроить любое трезвучие, необходимое для джазовой импровизации на гитаре.

Cmaj7 – Dm7 – Em7 – Fmaj7 – G7 – Am7 – Bm7 – Cmaj7 – это стандартная джазовая гамма в До-мажоре. Именно из нее вы будете выстраивать прогрессии в этой тональности.

Кроме того, ниже представлен пример того, как можно строить джазовую прогрессию аккордов. Попробуйте сыграть его. Вместе с ним ниже дана табулатура, которая поможет вам в его построении:

Dm7 – G7 – Cmaj7 – Am7

Этот паттерн можно также сдвинуть в другие тональности, например:

Am7 – D7 – Gmaj7 – Em7 – в ля-миноре

Em7 – A7 – Dmaj7 – Bm7 – в ми-миноре

Кроме того, существует еще способ играть эту прогрессию через 10 и 8 лады

Не стоит забывать и о характерном джазовом ритме, в котором эта музыка исполняется. В данном примере акцент выставляется на каждую 1 и 3 ноту – то есть, сильную долю, что заставляет прогрессию звучать в свинге:

Еще один вариант – играть в слабую, то есть на каждую вторую и четвертую:

Однако смещение долей — это не единственный метод игры, для джаза основой ритмических рисунков является синкопа, которая звучит таким образом:

Помимо синкопы, многие джазисты пользуются задержками – когда даже внутри синкопы аккорды играются только на 2 и 4 удар метронома – также в слабую долю, но уже со смещением:

Еще один способ игры – шарлестон, который заключается в том, что каждый такт вы проигрываете аккорд – а за ним еще один, который должен начинать следующий такт. Получается очень интересный эффект движения композиции, который оживляет ее:

Джазовые аккорды на гитаре

В разучивании jazz-аккордов вам стоит запомнить одно простое правило – джазисты любят широкие трезвучия. Это означает, что вам надо научиться строить аккорды с различными ступенями. В первую очередь – септаккорды. Они получаются, когда вы добавляете в аккорд седьмую ступень, четвертый звук.

Кроме того, нужно освоить построение трезвучий со слешами – когда вы добавляете к тонике аккорда дополнительный интервал вниз, при этом получается переходный аккорд. Именно это стоит освоить перед тем, как начинать импровизировать.

Стоит также сказать, что легче всего это можно сделать с различными композициями – например, Stormy Monday, в которой можно увидеть пример джазовой прогрессии.

Ниже представлены примеры конкретных последовательностей.

Пример 1

Первая звучит довольно блюзово – поскольку выстроена по тем же самым правилам, что и гармонии в этом жанре:

Пример 2

Второй пример использует более широкие аккорды, за счет чего композиция начинает звучать как бы в движении «снизу-вверх»:

Пример 3

Пример ниже использует все стандартные джазовые аккорды вместе, благодаря чему вы сможете выучить их применение и постановку, чтобы в дальнейшем использовать их в песнях:

Пример 4

Кроме того, вам нужно понять, что такое обращения. Лучше всего это сделать на примере песни Stormy Monday. Вот ее стандартные аккорды:

Пример 5

Теперь мы используем обращение – прием, когда внутри интервала его верхний звук становится нижним, а нижний – верхним. Таким образом, септаккорды превращаются в нонаккорды:

Пример 6

Этот пример интересен тем, что основной тон мелодии всегда находится на второй струне. Это смесь из нонаккордов и септаккордов изначальной мелодии:

Джазовые обозначения

Для более удобного понимания и прочтения музыкального текста песен, существуют специальные обозначения, которые стоит знать и понимать.

Знак Что означает
Δ, maj, ma Большая септима в септаккорде
M, min Минор
°, dim Уменьшенный аккорд
Ø Малый уменьшенный аккорд
Aug Увеличенный аккорд
7 Доминантовый септаккорд
Add Добавление ступени
Sus Замена ступени
Omit Пропуск ступени
-, бемоль Понижение ноты
+, диез Повышение ноты

Таблица джазовых аккордов

Ниже представлена полная таблица джазовых аккордов. В ней вы найдете все существующие и часто используемые звуки в джазе на гитаре. Они не даны по конкретным тоникам, вместо этого приведены формы, которые можно двигать по грифу и применять в любой тональности. Это гораздо удобнее, чем огромный список одинаковых позиций.

Полная таблица jazz аккордов — Скачать (208 кб)

Советы и заключение

Самое главное в джазе – это освоить соло на гитаре для начинающих, чтобы на основе этого базиса строить свою импровизацию. Кроме того, лучше всего приходить в этот жанр с четким пониманием хотя бы основ теории, поскольку это понадобится вам для построения аккордов, модуляции композиции и той же импровизации.

Источник

Оцените статью