- Как играть флажолетами на гитаре. Примеры и упражнения для начинающих.
- Общая информация
- Термины
- Флажолет на гитаре
- Обертон
- Как играть флажолетами
- Натуральный флажолет
- Искусственный флажолет на электрогитаре
- Медиаторный
- Пальцевый
- Искусственный флажолет на акустической гитаре
- Обозначение флажолетов на табулатуре
- Натуральные флажолеты – упражнения
- Схема #1
- Схема #2
- Схема #3
- Схема #4
- Схема #5
- Схема #6
- Схема #7
- Схема #8
- Где можно удачно применить этот прием?
- В каких стилях музыки часто используются натуральные и искусственные флажолеты?
- Видео по теме для вдохновения
- Расположение флажолетов на грифе гитары
- Песни под гитару Флажолеты. Как их извлекать?
- Флажолеты. Как их извлекать?
Как играть флажолетами на гитаре. Примеры и упражнения для начинающих.
Общая информация
Флажолеты – это особый прием игры на струнных и струнно-смычковых музыкальных инструментах, который позволяет извлечь чистый обертон без тона. Он активно применяется в различных музыкальных жанрах, начиная от фолк-музыки, и заканчивая тяжелым металлом, где приобрел огромную популярность. Однако очень многим гитаристам-новичкам не совсем понятно, как извлекать тот самый «визжащий» звук – и именно тому, как делать флажолеты, и посвящена данная статья.
Термины
Разумеется, перед тем, как начинать рассказывать непосредственно о приеме игры, надо разобраться с терминологией, которую мы будем использовать в статье.
Флажолет на гитаре
Как уже было сказано – это прием, при котором извлекается обертон. На гитаре он имеет глухой, очень высокий призвук, который очень часто используется в аранжировках. На электроинструменте, особенно с эффектом дисторшн, это громкий и визжащий звук, который часто используется в соло-партиях.
Флажолеты бывают искусственные и натуральные. Они отличаются как самим звучанием, так и способом их извлечения. Подробнее будет описано ниже.
Обертон
Это – остаточный призвук, который находится в диапазоне выше основного тона. Грубо говоря, это остаточный эффект от колебания струны, который не входит в картину всего звука. Сам по себе обертон имеет очень высокое звучание, чем-то напоминающее звук флейты.
Как играть флажолетами
Натуральный флажолет
На гитаре данный тип обертонов чаще всего извлекается в трех местах – на пятом, седьмом, и двенадцатом ладу. Секрет этих зон в том, что именно на них гитарная струна делится на равные части – четверти, трети, и половины, соответственно. Это самый простой тип флажолетов, и извлечь его без подготовки сможет любой гитарист.
Полная таблица натуральных флажолетов
Для этого просто положите палец на порожек между пятым и шестым ладом, либо между седьмым и восьмым, или между двенадцатым и тринадцатым, не прижимая при этом струну к грифу, и дерните за нее. У вас должен получиться высокий, ровный звук, который не пропадет даже после того, как вы отпустите палец. Самое главное в этом – не давить на струну и буквально немного касаться ее.
Искусственный флажолет на электрогитаре
Данный тип обертонов извлекается гораздо сложнее – при помощи глушения играющей струны так, чтобы замолчал только основной тон, и при этом звук высокого диапазона остался звучать. Как ни странно, но на электрогитаре искусственный флажолет может извлекаться двумя различными способами.
Медиаторный
Для того, чтобы выполнить этот прием, нужно для начала понять, как держать медиатор правильно – поскольку он извлекается удобнее всего только при нормальной постановке рук.
Итак, ваша задача – зажать струну на любом ладу, дернуть за нее, и потом сразу прикоснуться к ней так, чтобы не до конца заглушить. Это выполняется либо большим пальцем, при движении вниз, либо указательным – при движении вверх.
Вам понадобится какое-то время для того, чтобы приноровиться извлекать флажолет, однако просто пробуйте и пытайтесь заставить инструмент звучать так, как на примерах ниже. Вам достаточно один раз найти ту самую нужную позицию – и после этого без труда сможете возвращаться к ней.
Пальцевый
Это более сложная техника, однако, она пригодится вам для извлечения обертонов при игре перебором. Способ игры следующий – одни пальцем вы дергаете за струну, а другим сразу же глушите ее похожим способом, что и при игре медиатором. Таким образом, вы также извлекаете только обертон. Самое главное тут — найти ту самую позицию, при которой это, получается, отработать ее, и потом использовать буквально на автоматизме.
Искусственный флажолет на акустической гитаре
Он очень похож на пальцевый способ взятия флажолетов на электрогитаре. Большим пальцем вы бьете по струне, и после этого сразу же глушите ее указательным или любым другим удобным вам. Разумеется, таким образом звучать он будет гораздо глуше, однако им все равно можно украсить партию и сделать ее более разнообразной.
Обозначение флажолетов на табулатуре
В программе Guitar Pro флажолеты никак не обозначаются на «цифровом» нотном стане, однако над каждым числом, обозначающим лад, будет выставлено обозначение – N.H. (от Natural Harmonics), P.H. (от Pinch Harmonics) или просто Harm. Кроме того, нота будет визуально меньших размеров на обычном стане выше.
Натуральные флажолеты – упражнения
Ниже представлено несколько упражнений, которые помогут вам лучше понять, как играются натуральные обертона, а также добавят в вашу копилку несколько интересных фраз и мелодических рисунков.
Схема #1
Прослушать упражнение #1:
Схема #2
Прослушать упражнение #2:
Схема #3
Прослушать упражнение #3:
Схема #4
Прослушать упражнение #4:
Схема #5
Прослушать упражнение #5:
Схема #6
Прослушать упражнение #6:
Схема #7
Прослушать упражнение #7:
Схема #8
Прослушать упражнение #8:
Где можно удачно применить этот прием?
На самом деле – в огромном количестве случаев. Например, они очень удачно звучать при аранжировке различных переборов – особенно если исполняются в паре с другой гитарой. Кроме того, они прекрасно звучат в металлических соло – если вы хотите акцентировать внимание и подчеркнуть определенный момент в песне. Разумеется, перед этим стоит понять, как играть соло, чтобы хорошо отработать технику игры и фразировку. Кроме того, таким образом можно усилить напряжение во время того, как вы играете тремоло, если вам надо перейти с этой партии на что-то более тяжелое.
В каких стилях музыки часто используются натуральные и искусственные флажолеты?
В целом – практически везде. Очень часто они применяются в акустической музыке, когда надо подыграть под красивые переборы. Искусственный флажолет в соло – любимый прием любого метал-гитариста, который позволяет подчеркнуть нужный момент и фразу.
Не стесняйтесь использовать их в любом стиле музыки, который играете – они всегда будут хорошо звучать, если исполнены к месту. Кроме того, обертона часто извлекаются в различной математической и микротональной музыке, где огромное количество гармоний построено именно на них.
Видео по теме для вдохновения
Источник
Расположение флажолетов на грифе гитары
Урок 3. Флажолеты
Во первых начнём с того что 12-й лад делит наши струны ровно на две части. Т.е. длина натяжки от струнодержателя до 12-го лада = длине от головки грифа (а непосредственно с того места, где струны начинают натягиваются – порожек с вырезами) до 12-го лада. Мы все знаем что, когда гитару «проверяют» на то, строит она или нет, то сравнивают звук флажолета на 12-м ладу и просто звук на зажатом 12-м ладу. Вывод: флажолет на 12-м ладу абсолютно идентичен ноте на нём же.
На каких ладах можно ставить флажолеты (прошу вас не путать лад с промежутком между двумя ладами, лады — это есть металлические ребра на грифе ):
4-й лад — поднимает ровно на две октавы ту ноту, которая находится на этом ладу..
5-й лад — поднимает на 9.5 тона ту ноту, которая на этом ладу(т.е идентичен ноте на 24-ом ладу этой струны)
7-й лад — поднимает ровно на октаву ту ноту, которая находится на этом ладу..
9-й лад — поднимает на 9.5 тона ту ноту, которая находится на этом ладу
12-й — идентичен самой ноте на 12-м ладу.
Говорить о флажолетах выше 12-го лада нет смысла т.к. они повторяются в зеркальном отражении. Только в симметрия их идёт не по ладам а по расстоянию от 12-го лада. Например флажолет на 9-м ладу = флажолету на 16-м. Заметьте что они находятся на разном расстоянии от 12-го лада относительно кол-ва ладов (12-9=3,а 16-12=4), но на одинаковом расстоянии относительно длины (прямо линейкой можно померить).
Также флажолет на 5-м ладу = флажолету на 24-м ладу, можно взять линейку и померить.
А флажолет на 4-м равен флажолету около звукоснимателя, уже не над грифом…
А ещё флажолет на 4-м равен флажолету на 9-м – этот вывод можно было сделать из определений которые я дал: разница между 4-м и 9-м -2.5 тона .Флажолет на 4-м даёт прирост 12 тонов (две октавы),а флажолет на 9-м даёт прирост в 9.5 тонов, а 12-9.5=2.5, а это и есть разница между 4-м и 9-м ладом…арифметика простая. Так же флажолет на 24-м равен самой ноте на этом ладу и т.д. в общем сами поэкспериментируйте…
Я всегда имел ввиду одну струну на которой мы ставим флажолеты(струну можно брать любую).
Из того что я сказал выше можно понять как настраивают гитару по флажолетам — мой самый любимый способ настраивать гитару…
А если в это хорошенько вникнуть и понять-то можно с помощью флажолетов и искусственных флажолетов сочинять и играть мелодии, например «В лесу родилась ёлочка» и т.п.
Итак, как делать флажолеты.
Искусственные флажолеты ставить так: зажимаешь любую струну на любом ладу, и представляешь как будто это нулевой лад этой струны, потом пользуясь той инструкцией, которую я дал выше ставить любые флажолеты. Только тут есть одна деталь – правой рукой надо сначала ударить по струне, а потом легонько заглушить в нужном месте для извлечения этого самого флажолета. Для новичков это не простая задача, но научиться их делать быстро и точно не проблема — главное захотеть?.
В «альтернативе» флажолеты в основном используют в рифах, их очень активно используют гитарист из Disturbed, бывший гитарист Limp Bizkit Вес Борланд и т.д. Я тут написал один Gp-пример, там два рифа, в каждом используются натуральные флажолеты. Пример этот для того чтобы лучше понять применение флажолетов в «альтернативе».
Надеюсь теперь использование флажолетов на электрогитаре не составит больших трудов, а будет только в радость.
Флажоле́т (старофр. flageolet — флейта) — приём игры на музыкальном инструменте, заключающийся в извлечении звука-обертона. На струнных инструментах исполняется путём частичного прижатия струны в точке деления её длины на 2 (высота звучания струны повышается на октаву), на 4 (две октавы) и т. п.
Название приёма связано с тем, что извлекаемый с его помощью чуть глуховатый звук напоминает тембр флейты.
При игре на струнных инструментах различают натуральные (естественные) и искусственные флажолеты. При исполнении натурального флажолета звучащий отрезок струны сверху ограничен верхним порожком, иначе говоря, используется вся длина открытой струны.
При искусственном флажолете струна зажимается на любом ладу, правой рукой защипывается струна и одновременно ее касается один из пальцев той же руки.
Расположение флажолетов на грифе гитары
- 1/2 струны: 12-ый лад, октава тоники
- 1/3 струны: 7-й лад, октава + квинта
- 1/4: 5-ый лад, две октавы тоники
- 1/5: 4-й лад, две октавы + терция
- 1/6: 3.2-ый лад (между 3-им и 4-ым ладом, ближе к третьему), две октавы + квинта
- 1/7: 2.9-ый лад (с другой стороны 3-ого лада), две октавы + малая септима
- 1/8: 2.3-ый лад, три октавы
- 1/9: 2-й лад, три октавы + секунда
Источник
Песни под гитару Флажолеты. Как их извлекать?
Аккорды песен под гитару, видео
Флажолеты. Как их извлекать?
Флажолет (ф) – звук с тембровой и своеобразной окраской.
Бывает натуральный и искусственный .
Для извлечения натурального флажолета, например на первой струне, нужно очень точно над порожком 12-го лада слегка прикоснуться к этой же струне подногтевой частью мизинца левой руки. Далее извлечь звук правой рукой и одновременно плавно приподнять (снять) мизинец левой руки со струны.
Причины слабого или отсутствия звучания флажолета у новичков:
— Палец находится не точно над порожком лада;
— Слишком сильно надавливают пальцем на струну;
— Снятие пальца происходит или слишком рано или очень поздно.
Добившись яркого и стабильного флажолета на 12 ладу, следует все вышесказанное проделать на седьмом (7) ладу. Добившись отличного звука и здесь , затем перейти к флажолету на пятом (5) ладу.
Перед тем как учиться извлекать искусственный флажолет, для начала сделаем себе заметку, что флажолет появляется от своеобразного деления струны пальцем левой руки на две равные половины (12 лад), а также различные части (7 и 5 лады).
Повторюсь, что точно над 12 ладом находится середина струны ( это натуральный октавный флажолет). Но прижав струну на 1-ом ладу, мы тем самым середину струны сдвинем на 13-ый лад, (включаем воображение 🙂 ).
Так вот, чтобы получить флажолет на 13 -м ладу, нужно прижать струну на первом ладу указательным пальцем левой руки , а точно над порожком 13-го лада слегка прикоснуться к той же струне подногтевой частью указательного (первого) пальца правой руки . При этом звук надо извлечь безымянным пальцем уже левой руки (как на фото), слегка дернув ее. Можно и мизинцем, если удобнее.
Это и был описан искусственный флажолет.
Успешных вам тренировок! 🙂
Видео: песня в которой первый куплет играется с помощью флажолета:
Источник