- Аппликатуры аккордов для гитары
- Базовая таблица аккордов:
- Аккорды A (Ля)
- Аккорды C (До)
- Аккорды D (Ре)
- Аккорды E (Ми)
- Аккорды F (Фа)
- Аккорды G (Соль)
- Аккорды H или B (Си)
- Барре: тяжело в ученье – легко в бою!
- Левая рука: откуда берется звук?
- GuitarLine.Ru
- Мажорные аккорды для гитары
- Аккорды в тональности — таблица с примерами и описаниями, последовательность аккордов в тональности
- Виды аккордов
- Мажорные
- Минорные
- Уменьшенные
- Аккорды с задержанием
- С надстройками
- Тональность и ее ступени
- Аккорды входящие в тональность – таблицы
- Мажор
- Минор
- Паттерны аккордов в тональности
- Мажор
- Минор
- Возможные исключения
- Использование аккордов с надстройками
- Примеры аккордовых прогрессий
- Заключение
Аппликатуры аккордов для гитары
Базовая таблица аккордов:
Аккорды A (Ля)
Аккорды C (До)
Аккорды D (Ре)
Аккорды E (Ми)
Аккорды F (Фа)
Аккорды G (Соль)
Аккорды H или B (Си)
А, B, C, D, E, F, G, (H) – ничего не напоминает? Правильно, это первые буквы латинского алфавита, которыми с Х века принято обозначать ноты и аккорды для гитары. А – это ля, С – до, D – ре, E — ми и т.д. Обратите внимание, что буквами H и B обозначается одна и так же нота Си, но в современной музыкальной литературе B чаще относится к си-бемоль.
Аппликатура — это схема аккорда на гитарном грифе. Здесь первая струна находится вверху, а цифрами пронумерованы лады. Красные точки обозначают места, в которых необходимо прижимать струны, чтобы получился конкретный аккорд.
Красная линия на аппликатуре означает, что для аккорда вам понадобиться барре. Например, в случае аккорда F (Фа мажор) вы должны будете прижать указательным пальцем левой руки все струны на I ладу грифа.
Барре: тяжело в ученье – легко в бою!
Это отнюдь не простой прием – для того, чтобы аккорды у вас звучали, придется попотеть. Но сложного в барре ничего нет – несколько дней упорных тренировок, и (о чудо!) ваша левая рука приобретет необходимую силу. К тому же для облегчения игры на высоких ладах всегда можно использовать каподастр – специальное приспособление, которое зажимает все струны на выбранном вами ладу.
Левая рука: откуда берется звук?
При игре на гитаре огромное значение имеет техника звукоизвлечения. Что касается левой руки, усилие должно присутствовать только на кончиках пальцев, поэтому не нужно зажимать гриф в кулак и напрягать руку. И если вначале игра на гитаре будет вызывать у вас некоторый дискомфорт, то со временем ваши пальцы привыкнут – и вы сможете лучше сосредоточиться на музыке.
Существует как минимум два способа переходов между аккордами. Схематическое изображение аккордов от разных нот может быть идентичным с добавлением барре. Заметьте, что базовые аппликатуры аккордов E и F (ми и Фа мажор) являются одинаковыми за исключением того, что во второй есть барре. Так же обстоят дела с аккордами Am и, к примеру, Cm, C, D и т.д. Поэтому первый способ перехода заключается в том, что позицию пальцев левой руки менять не надо – достаточно переместить ее по грифу в нужное место. Такой подход применяется при цепочке аккордов, к примеру, Hm(II) – C#m(IV) – Em(VII) и т.д. Но в то же время, аккорд Em можно сыграть и в открытой позиции. В этом и заключается второй способ перехода – вам придется менять расположение пальцев на грифе.
Для того чтобы научиться плавно менять аккорды, необходимо искать точки прижатия струн, одинаковые для каждого из них. К примеру, при переходе с Am на Dm это будет нота Ля, которая берется на II ладу 3-й струны. Впрочем, вы уже знаете, все дело в регулярных занятиях – уже через некоторое время ваши пальцы будут сами становиться на нужные лады.
Источник
GuitarLine.Ru
Мажорные аккорды для гитары
Опубликовано: 25.01.2010, автор: sMiles
Недавно уже упоминал о CAGED guitar system, которая повсеместно используется для изучения расположения, как нот на грифе гитары, так и запоминания аккордовых форм. Сегодня я хотел бы подробнее остановиться на этой системе применительно к мажорным аккордам для гитары.
Многие начинающие гитаристы пытаются учить аккорды для гитары просто запоминая их аппликатуры, которые находят в различных сборниках или песенниках, но есть более простые методы. Так называемая CAGED guitar system основана на взаимосвязи мажорной гаммы и соответствующего мажорного аккорда. Это отличный метод визуализации звуков, входящих в состав аккорда. Достаточно всего лишь запомнить расположение нот на четвертой, пятой и шестой струне гитары, и вы сможете взять любой мажорный аккорд в любой позиции на грифе гитары.
Чтобы запомнить аккордовые формы, достаточно держать в памяти последовательность аккордов C, A, G, E, D и знать всего 5 аппликатур аккордов для гитары.
Давайте вспомним аппликатуры аккордов C, A, G, E и D в первой позиции на грифе гитары, все эти аккорды используют открытые струны, что облегчает новичкам задачу.
Диаграмма №1 — формы аккордов C, A, G, E и D
Ниже на этой же диаграмме изображен аккорд С мажор в 5 позициях на грифе гитары, стрелочками обозначены взаимосвязи с соответствующей аккордовой формой. Первый аккорд соответствует форме аккорда С с тоникой С на пятой струне. Второй аккорд соответствует форме аккорда A с тоникой С так же на пятой струне. Третий аккорд соответствует форме аккорда G с тоникой С на шестой струне и так далее.
Для того чтобы представить всю полноту картины, давайте обратим внимание на следующую диаграмму.
Диаграмма №2 — Аккорд C в 5 формах CAGED
Из этой диаграммы видно как именно между собой связаны формы мажорных аккордов.
Давайте рассмотрим пример, нам нужно взять на гитаре аккорд A и выбрать наиболее подходящую форму аккорда(возможно тут определяющим фактором будет аранжировка песни, но может и навыки владения инструментом).
Достаточно найти на грифе гитары расположение ноты A на 4, 5 и 6 струнах, от них мы сможем построить все 5 аккордовых форм. На шестой струне это будет 5 лад, от него нам нужно будет взять форму аккорда E и G, на пятой струне это будет открытая струна или 12 лад, тут мы воспользуемся для открытой струны формой аккорда A, а для 12 лада формой аккорда A и C. И, наконец, на 4 струне нота A расположена на 7 ладу, соответственно на 7 ладу мы воспользуемся формой аккорда D.
Чтобы не сильно утруждать вас, давайте рассмотрим уже готовые формы аккордов, проанализируйте их и если вы до сих пор не поняли основную мысль CAGED guitar system, она проясниться.
Диаграмма №3 — аккорды для гитары CAGED
На диаграмме представлены аппликатуры мажорных аккордов для гитары C, A, G, E и D, в 5 различных позициях на грифе гитары. Цифры, указанные в черных кружочках, обозначают соответствующие пальцы левой руки, римские цифры расположенные рядом с каждым аккордом, обозначают номер лада на грифе.
Почему аппликатурных форм всего 5?
Это интересный вопрос, на который есть просто математический ответ. В мажорной гамме содержится 7 нот, вместе с различными бемолями и диезами их всего 12. Гитара имеет от 19 до 24 ладов, но начиная с 12 лада ноты повторяются, то есть все, что расположено после 12 лада, повторяет форму начиная с открытых струн. Так мы получаем лишь отрезок с открытой струны до 11 лада, который не повторяется, значит достаточно найти на этом отрезке формы аккордов, и можно пользоваться ими же на отрезке с 12 лада и до конца грифа.
Здесь следует упомянуть об еще одном ограничении, которое накладывают простые формы мажорных аккордов для гитары. В мажорном аккорде используется только 3 ноты, это необходимое и достаточное количество для созвучия, чтобы его можно было считать аккордом. Струн на гитаре 6, а нот нам нужно 3 и более, поэтому в аккордах используется удвоение некоторых тонов. Обычно это тоника или квинта. Чтобы не искажать звучание, тоника всегда остается самой нижней нотой аккорда.
Так мы пришли к выводу, что для удобства будем использовать 4, 5 и 6 струны, на которых будем искать тоники наших аккордов.
Давайте взглянем на еще одну диаграмму, на ней представлены тоники на указанных струнах и от этих тоник построены мажорные аккорды.
Диаграмма №4 — формы аккордов с тониками на 4,5 и 6 струнах
Не трудно видеть, что в случае, когда тоника расположена на 4 струне, в одном из вариантов мажорного аккорда, используется часть формы соответствующей аккорду E, то есть это не самостоятельная аппликатура, а лишь кластер. К тому же все эти 3 диаграммы, если еще раз посмотреть на диаграмму №2 полностью покрывают расстояние от 0 до 12 лада. Так мы получаем лишь 5 аппликатурных форм мажорных аккордов для гитары, которые следует выучить.
Используя эти формы аккордов, вы самостоятельно можете взять аккорд от любой ноты на гитаре.
А в ближайшем будущем мы так же рассмотрим, как формулу CAGED можно применить к минорным и доминантсептаккордам.
Источник
Аккорды в тональности — таблица с примерами и описаниями, последовательность аккордов в тональности
Начинающие музыканты часто используют один и тот же набор аккордовых последовательностей. Но вскоре юный гитарист замечает, что его композиции звучат однообразно и похожи друг на друга. Тогда он задается мыслью, а какие еще гармонии можно использовать для создания несложных песен или инструменталов. На помощь приходит информация об интервалах и созвучиях, которые они образуют. Особенно в этом может помочь таблица тональностей аккордов (её вы увидите на рисунках).
Виды аккордов
Ознакомимся с принципами построения как знакомых, так и малоизвестных (для новичков). Обозначения:
- Т – Тоника;
- 3 – Терция;
- Б – Большая (2 тона);
- М – Малая (1,5 тона).
Мажорные
Традиционно их звучание характеризуется как возвышенное и радостное. За счет чего образуются эти «солнечные» звуки? Чтобы получить мажор, нужно сочетать Т – Б3 – М3.
Например, в C-Dur (до-мажор) это будет C – E – G.
Минорные
Минорные соотносятся с тоской, печалью, грустью. Их можно построить, опираясь на последовательность интервалов Т – М3 – Б3.
Пример, в С-moll (до-минор) это будет выглядеть как C – Eb – G.
Уменьшенные
Уменьшенные в тональности обозначаются знаком dim.Строить их можно как от натуральных трезвучий, так и от септаккордов. Главное, соблюдать правильное построение.
Для обычных аккордов используется комбинация 1 – 3 – 5. А dim-трезвучия можно сформировать за счет уменьшения большего интервала. Это говорит о том, что вместо стандартного Т – Б3 – М3 будет использовано Т – М3 – М3.
Например, уменьшенный аккорд в «ля» будет выглядеть таким образом: A – C – Eb.
Аккорды с задержанием
Sus-аккорды – это особый тип трезвучий, внутри которых минорная или же мажорная терция заменяется на другой интервал. После подобной замены звук меняется, приобретая нейтральное звучание.
- sus₂ – в данном случае цифра 2 означает, что терцию заменили на секунду, то есть, вторую ступень;
- sus₄ – здесь же терция была заменена на кварту, то есть, 4 ступень.
Пример построения аккордов с задержание в до мажоре Csus2: C – D – G. Как это произошло? В обычном мажорном трезвучии были бы такие ноты C – E – G. Но в задержанном аккорде мы меняем 3 ступень (E) на вторую (D), то есть, на секунду. Как раз цифра «2» и указана в самом названии Csus2.
По аналогии строится Csus4: C– F – G (сменили 3-ю на 4-ю ступень, на кварту).
С надстройками
Самая объемная группа. Аккорды с надстройками еще именуют слешами. Это такие же трезвучия, но к ним музыкант добавляет еще одну дополнительную тонику из другого аккорда.
Одним из распространенных примеров является септаккорд, в котором к трезвучию добавляется ещё один звук. Также можно встретить перемещение 2, 5, 9 и даже 11, 13 ступеней. Как правило, ступени присоединяют на гамму выше, чем у основного трезвучия.
Тональность и ее ступени
Опытные музыканты уже знают, какие гармонии лучше поставить в той или иной тональности. Для начинающих часто является загадкой, почему играется именно эта гармония, а не другая. В музыке есть некоторые элементы математики. Присутствуют «формулы» в виде таблиц и последовательностей.
В каждой гамме есть ступени – от 1 до 7. Скажем, известная каждому схема «до-ре-ми-фа-соль-ля-си» является ступенями До-мажорной гаммы. Дело в том, что для гармоничного звучания необходимо использовать ноты, которые входят в определенную тональность.
Ступени всегда начинают считать от тоники – она самая главная и устойчивая в ладу (основа аккорда). В До-мажоре будут ноты CDEFGAB, но в соответствии с кругом тональности, их же можно будет встретить и в Ля-миноре, только в иной последовательности.
Разумеется, бывают отклонения от нормы, многие жанры музыки шагнули за рамки классической гармонии. Но для начала хорошо изучить стандартные таблицы.
Как определить тональность песни? Ответ у нас на сайте в статье по ссылке.
Аккорды входящие в тональность – таблицы
На приведенных таблицах наглядно обозначена последовательность аккордов в тональности. Также указаны ступени, на которых они строятся. Таблицы удобны, прежде всего, для транспонирования мелодий. Также подойдут и для сочинения собственной музыки на начальных этапах.
Мажор
Минор
Паттерны аккордов в тональности
Взглянув на приведенные таблицы, можно выделить закономерности. Они помогают запомнить материал и вспомнить, куда и что нужно применить, не заглядывая в шпаргалку. Первое, что нужно усвоить начинающему гитаристу – в тональности присутствуют как мажорные, так и минорные аккорды. Чтобы более подробно разобраться во всем, стоит взять самые простые тональности До-мажор и Ре-минор.
Мажор
Устойчивые ступени в До-мажор (dur) – 1, 4, 5 – на них располагаются мажорные аккорды (такие же как и сами тональности).
Неустойчивые – 2, 3, 6 – на них минорные гармонии (moll):
На 7 (вводный тон) – уменьшенный.
Классический До-мажор – расположение нот
Минор
Здесь несколько сложнее:
- На устойчивых – 1, 4, 5 – минорные аккорды.
- На 3 ,6, 7 – мажорные.
- И на 2-ой – уменьшенный.
Возможные исключения
Не всегда обязательно ставить тот или иной аккорд на своё место. В некоторых случаях вы можете произвести замену. Но это возможно только в мажорных тональностях.
Так, чтобы сделать подобную замену, нужные трезвучия должны располагаться на 2-3 ступенях лада. Тогда получится вместо минорного аккорда сыграть мажорный, и при этом он будет подходить к тональности.
Использование аккордов с надстройками
При повторном круге гаммы (уже после 7 ступ-ни) находятся надстройки – 9, 11, 13. Их можно использовать для создания нон, децим и ундецим аккордов. Но важно помнить, что ноты обязательно должны входить в тональность.
Примеры аккордовых прогрессий
Для новичка показательными будут следующие примеры аккордовых прогрессий в тональности:
- Мажор: E – A – D, C – F – G — Hdim.
- Минор: Am – Fdim – Dm – Em, Em – E7 – Am – H7.
Заключение
Аккорды в тональности – не сложная тема в музыкальной грамоте. Здесь самое главное разобраться в том, какие есть ступени в тональности, запомнить основные интервалы, а также принцип построения трезвучий. Новичку может показаться эта тема сложной, потому ему в помощь идут специальные таблице. Выучив их, можно строить собственные трезвучия, добиваясь уникального звучания.
А как вы учились нотной грамоте? Самостоятельно или посещали музыкальную школу? Напишите в комментариях. Поделитесь статьей в социальных сетях и сохраните ее в закладках, чтобы не потерять.
Также рекомендуем посмотреть подобранные видео по нашей теме.
Как построить аккорды в тональности.
Функции аккордов в тональности (тоника, субдоминанта, доминанта).
Аккорды. Виды и принцип построения.
Источник