Таблица натуральных флажолетов гитара

Как играть флажолетами на гитаре. Примеры и упражнения для начинающих.

Общая информация

Флажолеты – это особый прием игры на струнных и струнно-смычковых музыкальных инструментах, который позволяет извлечь чистый обертон без тона. Он активно применяется в различных музыкальных жанрах, начиная от фолк-музыки, и заканчивая тяжелым металлом, где приобрел огромную популярность. Однако очень многим гитаристам-новичкам не совсем понятно, как извлекать тот самый «визжащий» звук – и именно тому, как делать флажолеты, и посвящена данная статья.

Термины

Разумеется, перед тем, как начинать рассказывать непосредственно о приеме игры, надо разобраться с терминологией, которую мы будем использовать в статье.

Флажолет на гитаре

Как уже было сказано – это прием, при котором извлекается обертон. На гитаре он имеет глухой, очень высокий призвук, который очень часто используется в аранжировках. На электроинструменте, особенно с эффектом дисторшн, это громкий и визжащий звук, который часто используется в соло-партиях.

Флажолеты бывают искусственные и натуральные. Они отличаются как самим звучанием, так и способом их извлечения. Подробнее будет описано ниже.

Обертон

Это – остаточный призвук, который находится в диапазоне выше основного тона. Грубо говоря, это остаточный эффект от колебания струны, который не входит в картину всего звука. Сам по себе обертон имеет очень высокое звучание, чем-то напоминающее звук флейты.

Как играть флажолетами

Натуральный флажолет

На гитаре данный тип обертонов чаще всего извлекается в трех местах – на пятом, седьмом, и двенадцатом ладу. Секрет этих зон в том, что именно на них гитарная струна делится на равные части – четверти, трети, и половины, соответственно. Это самый простой тип флажолетов, и извлечь его без подготовки сможет любой гитарист.

Полная таблица натуральных флажолетов

Для этого просто положите палец на порожек между пятым и шестым ладом, либо между седьмым и восьмым, или между двенадцатым и тринадцатым, не прижимая при этом струну к грифу, и дерните за нее. У вас должен получиться высокий, ровный звук, который не пропадет даже после того, как вы отпустите палец. Самое главное в этом – не давить на струну и буквально немного касаться ее.

Искусственный флажолет на электрогитаре

Данный тип обертонов извлекается гораздо сложнее – при помощи глушения играющей струны так, чтобы замолчал только основной тон, и при этом звук высокого диапазона остался звучать. Как ни странно, но на электрогитаре искусственный флажолет может извлекаться двумя различными способами.

Медиаторный

Для того, чтобы выполнить этот прием, нужно для начала понять, как держать медиатор правильно – поскольку он извлекается удобнее всего только при нормальной постановке рук.

Итак, ваша задача – зажать струну на любом ладу, дернуть за нее, и потом сразу прикоснуться к ней так, чтобы не до конца заглушить. Это выполняется либо большим пальцем, при движении вниз, либо указательным – при движении вверх.

Вам понадобится какое-то время для того, чтобы приноровиться извлекать флажолет, однако просто пробуйте и пытайтесь заставить инструмент звучать так, как на примерах ниже. Вам достаточно один раз найти ту самую нужную позицию – и после этого без труда сможете возвращаться к ней.

Пальцевый

Это более сложная техника, однако, она пригодится вам для извлечения обертонов при игре перебором. Способ игры следующий – одни пальцем вы дергаете за струну, а другим сразу же глушите ее похожим способом, что и при игре медиатором. Таким образом, вы также извлекаете только обертон. Самое главное тут — найти ту самую позицию, при которой это, получается, отработать ее, и потом использовать буквально на автоматизме.

Искусственный флажолет на акустической гитаре

Он очень похож на пальцевый способ взятия флажолетов на электрогитаре. Большим пальцем вы бьете по струне, и после этого сразу же глушите ее указательным или любым другим удобным вам. Разумеется, таким образом звучать он будет гораздо глуше, однако им все равно можно украсить партию и сделать ее более разнообразной.

Обозначение флажолетов на табулатуре

В программе Guitar Pro флажолеты никак не обозначаются на «цифровом» нотном стане, однако над каждым числом, обозначающим лад, будет выставлено обозначение – N.H. (от Natural Harmonics), P.H. (от Pinch Harmonics) или просто Harm. Кроме того, нота будет визуально меньших размеров на обычном стане выше.

Натуральные флажолеты – упражнения

Ниже представлено несколько упражнений, которые помогут вам лучше понять, как играются натуральные обертона, а также добавят в вашу копилку несколько интересных фраз и мелодических рисунков.

Схема #1

Прослушать упражнение #1:

Схема #2

Прослушать упражнение #2:

Схема #3

Прослушать упражнение #3:

Схема #4

Прослушать упражнение #4:

Схема #5

Прослушать упражнение #5:

Схема #6

Прослушать упражнение #6:

Схема #7

Прослушать упражнение #7:

Схема #8

Прослушать упражнение #8:

Где можно удачно применить этот прием?

На самом деле – в огромном количестве случаев. Например, они очень удачно звучать при аранжировке различных переборов – особенно если исполняются в паре с другой гитарой. Кроме того, они прекрасно звучат в металлических соло – если вы хотите акцентировать внимание и подчеркнуть определенный момент в песне. Разумеется, перед этим стоит понять, как играть соло, чтобы хорошо отработать технику игры и фразировку. Кроме того, таким образом можно усилить напряжение во время того, как вы играете тремоло, если вам надо перейти с этой партии на что-то более тяжелое.

В каких стилях музыки часто используются натуральные и искусственные флажолеты?

В целом – практически везде. Очень часто они применяются в акустической музыке, когда надо подыграть под красивые переборы. Искусственный флажолет в соло – любимый прием любого метал-гитариста, который позволяет подчеркнуть нужный момент и фразу.

Не стесняйтесь использовать их в любом стиле музыки, который играете – они всегда будут хорошо звучать, если исполнены к месту. Кроме того, обертона часто извлекаются в различной математической и микротональной музыке, где огромное количество гармоний построено именно на них.

Видео по теме для вдохновения

Источник

AllFrets

Три способа взять флажолет

Но сначала несколько советов по настройке гитары.

НАСТРОЙКА МЕНЗУРЫ

Мензура это расстояние от верхнего порожка до бриджа. Фактически это длина той части струны, которая звучит. Настроить ее несложно. Есть два способа.

  1. По тюнеру: Струна, зажатая на 12 ладу должна издавать ту же самую ноту, что и открытая струна, звучащая октавой выше. Если струна звучит ниже, значит расстояние от нижнего порожка гитары до 12 лада больше, чем расстояние от 12 лада до порожка. Значит, мензуру нужно укоротить. Если струна звучит выше, значит расстояние от нижнего порожка гитары до 12 лада меньше, чем расстояние от 12 лада до порожка. Мензуру нужно удлинить. Все, что тебе понадобиться для отстройки мензуры – это отвертка и тюнер. На бридже находятся ползунки. Чем ближе ползунок к бриджу, тем длиннее струна и наоборот. Надеюсь, дальнейшие пояснения не требуются.
  2. На слух: флажолет над 12 ладом должен звучать так же, как эта же струна, зажатая на 12 ладу. Мензура регулируется по тому же принципу и все теми же ползунками.
ВЫСОТА СТРУН

Струны своим натяжением выгибают гриф по форме лука. Анкерный стержень, препятствуя этому, выгибает гриф в противоположную сторону. В первую очередь необходимо ослабить анкер, чтобы под струной образовался небольшой прогиб. Затем натягивай анкер, пока четвертая, пятая и шестая струна не начнут звенеть об лады при игре от первого до седьмого лада. Причем, мягкое звукоивлечение не должно вызывать звона. Во время регулировки следи за строем гитары.

УСТАНОВКА СТРУН

Способов конечно много и каждый выбирает что-то свое. Вот один из возможных вариантов установки струн, который я нашел где-то на просторах интернета. Может, будет кому-нибудь полезен.

1. Протягиваем струну в отверстие колка так, чтобы оставался запас для нескольких витков струны на колке (об их количестве далее).

2. Начинаем поворачивать колок в нужном направлении, в каком — догадаетесь сами.

3. Во время намотки первого или первых двух витков следим за тем, чтобы они были над отверстием в колке и соответственно над струной, протянутой в колок.

4. Все остальные витки под отверстием. Таким образом, получилось, что хвостик струны зажат между витками. Это добавит надежности вашему строю.

5. Некоторые в добавление к этому протягивают хвостик струны опять в отверстие колка, получая что-то вроде узелка.

Примерное количество витков на колке:

  • 1 струна — 4-5
  • 2 струна — 4
  • 3 струна — 2-3
  • 4 струна — 2
  • 5 струна — 2
  • 6 струна — 2

При намотке струн на колок многие допускают грубейшую ошибку: пропускают струну в отверстие колка, а затем наматывают струну на колок путем накидывания петель поверх колка. Так делать категорически не рекомендуется, так как струна скручивается и приобретает свойства сходные с пружиной. Результат — испорченный звук струны, потеря сестрина, невозможность точной настройки.

Струны не рекомендуется ставить больше одного раза, а если и ставишь снятые, то нужно делать это очень аккуратно и следить за тем, чтобы на струне на протяжении мензуры (в остальных местах это менее актуально) не образовывались эдакие сгибы: ___/\___ Сия неприятность при натяжении струн может и исчезнет, но только визуально, а вот на звуке это отразится сильно: потеря сустэйна, отвратительные высокочастотные вибрации (особенно при игре с distortion), настройка мензуры.

НАТУРАЛЬНЫЙ ФЛАЖОЛЕТ

Натуральный флажолет по своему звучанию порой напоминает колокольный звон. Сейчас я объясню физические основы его звукоизвлечения. Так колеблется открытая струна:

Если же ее колебание остановить посередине, то она будет вибрировать следующим образом:

В этот раз струна вибрирует в два раза быстрее, а, следовательно, и звучит на октаву выше. Чтобы исполнить такой флажолет просто поставь палец на струну прямо над двенадцатым ладом, НО! не прижимай ее. Просто слегка коснись прямо над металлическим порожком. Извлеки ноту и сразу же убери палец.

Надеюсь, принцип понятен – флажолет можно извлечь там, где струна делиться на равные части. Над седьмым либо девятнадцатым ладом струна делиться на три части.

Этот флажолет будет звучать на октаву с квинтой выше открытой струны.

Над пятым ладом струна делиться на четыре равные части. Этот флажолет будет звучать на две октавы выше открытой струны.

Серию флажолетов можно, конечно, продолжить, однако их будет все сложнее и сложнее исполнять.

Упражнение 1. Здесь, как ты видишь, присутствует флажолет, взятый на четвертом ладу.


Упражнение 2. И еще одно упражнение, в котором будешь извлекать по два натуральных флажолета одновременно.

ИССКУСТВЕННЫЙ ФЛАЖОЛЕТ

Или, как его еще называют, медиаторный флажолет способен очень сильно разнообразить и украсить соляк. Извлекается он, в отличие от натурального, на любом ладу любой струны. Для этого необходимо просто слегка наклонить медиатор при извлечении ноты и одновременно с этим слегка задеть струну большим пальцем, после чего резко убрать руку, чтобы ее не заглушить. Возможно, на словах все элементарно, однако в реальности научиться этому приему довольно трудно. И, уж поверь мне, пройдет много времени, прежде, чем ты сможешь высекать медиаторные флажолеты один за другим везде, где захочешь. Но оно того стоит! 🙂

Примеры искусственных флажолетов: раз, два, три. Ты наверняка не раз слышал это характерное внезапное «взвизгивание» электрогитары на включенном дисторшн в стилях Hard Rock, Heavy Metal и иже с ними. Вот несколько упражнений на развитие навыка, однако перед их выполнением советую посмотреть наглядный ролик по искусству высечения медиаторных флажолетов.


ТЭППИНГОВЫЙ ФЛАЖОЛЕТ

Этот флажолет извлечь довольно просто. Пару упражнений, которые помогут тебе его освоить, ты найдешь в уроке больше тэппинга.

НАСТРОЙКА ГИТАРЫ ПО ФЛАЖОЛЕТАМ

Этот способ настройки очень напоминает способ описанный, в уроке штрих при переходе со струны на струну, однако является более точным. Речь идет о натуральных флажолетах.

  • Флажолет, взятый на седьмом ладу первой струны, звучит так же, как флажолет, взятый на пятом ладу второй струны
  • Флажолет, взятый на пятом ладу второй струны, звучит так же, как флажолет, взятый на четвертом ладу третьей струны
  • Флажолет, взятый на седьмом ладу третьей струны, звучит так же, как флажолет, взятый на пятом ладу четвертой струны
  • Флажолет, взятый на седьмом ладу четвертой струны, звучит так же, как флажолет, взятый на пятом ладу пятой струны
  • Флажолет, взятый на седьмом ладу пятой струны, звучит так же, как флажолет, взятый на пятом ладу шестой струны

На этом все. Надеюсь, урок оказался полезен. В следующем уроке ты освоишь такие приемы, как вибрато, бенд, рейк и некоторые другие. Это поможет мне сделать следующие уроки более информативными.Удачи!

Источник

Оцените статью