Урок 29. Таблица тональностей.
Как мы уже говорили, в общем и целом, тональность — это набор аккордов, гармонично звучащих друг с другом.
Ниже приведена таблица всех 12-ти тональностей.
В столбце «Тональность» указаны 2 буквы.
Это 2 тональности с одинаковыми аккордами.
Чтобы понять, что это значит, возьмем, например, первую строку (С-Am)
Тональности С (до-мажор) и Am (ля-минор) состоят из одних и тех же аккордов, которые перечислены в строке далее. Такие тональности называются параллельными. Кстати, гаммы до-мажор и ля-минор так же состоят из одинаковых нот, но щас не об этом.
Как все-таки определить где тональность С, а где Am? Как правило, по первому и\или последнему аккорду песни.
Например, в песне Кино — Пачка Сигарет аккорды Em Am C D
В песне Кино — Когда твоя девушка больна аккорды G Em C D
Эти аккорды соответствуют 8 строчке таблицы
Какая из них тональность G, а какая Em? По первому аккорду. Пачка в тональности Em, Девушка в тональности G.
Как правило, по характеру песни и без дополнительного мозготраха понятно, мажорная она или минорная. Мажорная — веселая. Минорная грустная.
Да и по большому счету, не нужно даже как-то называть тональности, важно, что эти 6 аккордов, которые в них входят, всегда хорошо, гармонично и красиво звучат друг с другом.
Так же в последних двух столбиках указаны 2 дополнительных аккорда, которые достаточно гармонично звучат в соответствующих тональностях и довольно часто используются.
Теперь по поводу шестого аккорда тональности (например, в первой строке это аккорд E). По идее, теория говорит, что нужно играть не мажорный аккорд, а септаккорд, т.е. E7. По правде сказать, я не заметил, чтобы сэптаккорд звучал лучше. Есть такое золотое правило в музыке: «Хорошо то, что хорошо звучит». По мне, мажорный аккорд в большинстве случаев звучит хорошо. Всегда выбирайте на свой вкус, что вам больше нравится в конкретной мелодии.
Сам я использую септы только в ситуациях, когда за Am идет A7 (не важно в какой это тональности)
Септ после одноименного минора звучит на мой вкус сочнее, нежели мажор. Хотя, тоже не всегда. Иногда мажор по настроению вписывается лучше.
Так же, если песня в тональности G-Em, вместо B, разумеется, беру B7, т.к. он без баррэ, зачем нам лишний гемор. 🙂
Обратите внимание, что в этой таблице построена со смыслом только первая строка.
А каждая последующая строчка — лишь результат транспонирования предыдущей на полтона вверх (на 1 лад).
Так же обратите внимание на то, что шестой столбик аккордов (E, F, F# и т.д.) полностью совпадает с нотами на шестой струне. А так как 6-я и 1-я струны настраиваются на одну ноту E (с интервалом в 2 актавы) — то и на первой.
E — это открытая. F — прижатая на 1-м ладу. F# — на втором и т.д. D# — на 11-м
В первую очередь изучите тональности С-Am и G-Em. Технически они самые простые, особенно последняя, т.к. заменив аккорд B на B7 можно в ней играть без баррэ.
Нужно отметить, что часто в песнях делают модуляцию (изменение тональности в ходе песни). И Достаточно часто это бывает не один раз. Например Сектор Газа очень любил такую фишку. сыграть пару куплетов, повысить на тон, еще куплет, еще повысить и т.д.
Так же хочется сказать, что далеко не всегда песня играется в одной тональности. Бывает, что в двух (не путать с модуляцией, о которой я говорил выше). Наверняка бывает и больше, но я таких не слышал.
А бывает, песня в одной тональности, и в нее вворачивают 1 аккорд из другой. Достаточно интересный прием, если со вкусом пользоваться.
Как пользоваться таблицей? Для примера переведем ту же Пачку, аккорды Em Am C D.
Все эти аккорды есть только в 8 строчке. Переводим, например в первую. Получаем Am Dm F G.
Подобным образом можете подбирать удобные для голоса тональности.
Так же можно глянуть этот урок, там я использую таблицу на практике.
На этом все. Как видите, ничего сложного нет.
Надеюсь, кому-то помог. Удачи!
Источник
Таблица основных аккордов тональностей
Музыкальное произведение в чем-то напоминает путешествие. Мелодия развивается, гуляет, движется то выше, то ниже, но в конце концов она всегда заканчивается, причем заканчивается так, что человек испытывает ощущение устойчивости и покоя, ощущение конца пути. Это ощущение создается тем, что в конце пути стоит нота, которая имеет самое устойчивое состояние, и эта нота украшена аккордом, который выражает мажорный или минорный оттенок звучания. Самая последняя нота.
Так уж устроено человеческое ухо. Как только начинается музыка, оно быстро определяет эту конечную цель путешествия и следит за тем, чтобы мелодия пришла туда, куда нужно. Эта нота называется ТОНИКА. Это главная нота. Она как родной дом манит путешественника, куда бы он ни забрел в своих скитаниях. И эта нота всегда имеет мажорный или минорный оттенок звучания, так как она всегда обрамлена аккордами, как королева своей свитой.
Все остальные ноты и аккорды подчиняются ей и каждая нота, каждый аккорд имеют свою роль, свои обязанности. Так вот, совокупность всех нот и аккордов, подчиненных одной главной ноте и называется ТОНАЛЬНОСТЬ.
Но раньше мы говорили о том, что нот всего – 12 и все они равны. Что же это значит? Как они могут подчиняться друг другу? Ответ очень простой, все 12 нот могут быть главными и как только человек назначает ноту, то есть, выбирает тональность, все остальные переходят в ее подчинение. Если на один полутон повысить тонику, то также на один полутон повысятся все ноты в мелодии, названия всех аккордов, при этом звучание мелодии не изменится, ее характер полностью сохранится.
Итак, представим еще раз, что мелодия – это путешествие. Чтобы его проделать, нужно, как минимум, иметь дом, иметь возможность выйти из дома и возможность вернуться домой. И опять законы физики определили, каким аккордам играть эти роли.
Наиважнейшим при анализе тональности является интервал, который называется «квинта». Никто не может объяснить, почему это так, но вся привычная нам музыка основана на этом интервале. Слово «квинта» означает «пятый». И действительно, интервал «квинта» равен пяти ступеням в старой доброй системе из семи основных нот, а ведь именно на них базируется вся музыка.
Если расставить ноты друг за другом с интервалом в квинту, то мы получим такой ряд или круг, который так и называется «квинтовым». Эти ноты или аккорды, поставленные друг за другом имеют странное свойство, которое музыканты назвали «Тяготение». Это свойство заставляет, услышав один аккорд, желать услышать следующий по кругу, причём строго в определённом направлении, которое указано стрелками в круге.
. H — E — A — D — G — C — F- A# — D# — G# — C# F# -H — E — A .
Самые простые мелодии построены так, чтобы сопровождающие их аккорды двигались по квинтам. Итак, начинаем самое простое путешествие: выбираем дом, выходим из дома и возвращаемся домой.
Попробуйте взять гитару, сыграть аккорды C – F – G – C и постарайтесь почувствовать, как плавно и спокойно прошло это путешествие, аккорды как будто сами вставали на нужные места. C – F из дома, а G – C назад, домой, по кругу.
Сыграйте это много раз, запомните музыку, которую играют аккорды без всякой мелодии. А потом сыграйте другие аккорды: D – G – A – D также много раз, потом G – C – D – G. Аккорды нужно играть неторопливо, без фальши, так чтобы отчетливо слышать все звуки. Убедитесь, что характер музыки не меняется, независимо от того, с какого аккорда вы начинаете.
Эти аккорды являются основными, но только в своей тональности. Первый и главный из них – тоника – определяет самую устойчивую точку в музыкальном пространстве, второй – куда приятнее всего выйти из этой точки, а третий — откуда лучше всего вернуться назад.
К сожалению, нет таких названий, которые давали бы возможность ярко и образно запомнить функции основных аккордов.
В несерьезной музыке их называют «три блатных» и запоминают по номерам, как «первый», «второй» и «третий».
В серьезной музыке их называют сложными и длинными словами «тоника», «доминанта» и «субдоминанта», запомнить которые нормальному человеку, конечно же, невозможно.
Поэтому мы дальше будем обозначать эту троицу так: тоника – буквой Т, второй – цифрой 2, а третий – цифрой 3. Для минорной тональности все останется таким же, только после каждого знака появится буква «m»: Тm, 2m, 3m.
В каждой тональности есть ноты, которые наиболее часто в ней употребляются. Эти ноты легко встраиваются в любую мелодию и всегда гармонично звучат с тремя основными аккордами этой же тональности и также принадлежат понятию «тональность».
Чтобы найти эти ноты, нужно построить мажорную гамму от тоники мажорной тональности или минорную гамму от тоники минорной тональности.
Внимание! Это нужно понять и запомнить!
Очень замечательным является то, что каждая минорная тональность имеет свою парную мажорную тональность, причем такую, в которой основные ноты полностью совпадают. Это позволяет на одних и тех же нотах сочинять мелодии, которые легко оранжируются как минорными, так и мажорными аккордами, поэтому они вместе составляют общую тональность.
Таким образом: тональностью мы будем называть совокупность трех аккордов минорной и трех аккордов мажорной части и общих для них семи основных нот.
Если взять два квинтовых круга мажорных и минорных аккордов тональностей, и совместить их со своими парами, то это будет выглядеть так:
Обратите внимание на то, что часть квинтового круга из трёх аккордов всегда содержит в середине тонику мажорной и минорной частей, а по краям соответствующие им 2 и 3 аккорды тональности. Это очень удобно при транспонировании.
Теперь, наконец, можно составить полную таблицу основных аккордов обобщенных тональностей. Эту жуткую на вид таблицу тоже не надо учить наизусть, иногда она может помочь при транспонировании и при разучивании мелодий. Запомнить нужно следующее: существует двенадцать тональностей, в каждой тональности есть мажорная и минорная часть аккордов, а основные ноты у этих частей общие.
Обозначение тональности | Мажорная часть | Минорная часть | |||||
T | 2 | 3 | Tm | 2m | 3m | ||
1 | C–Am | C | F | G | Am | Dm | E7 |
2 | C#–Am | C# | F# | G# | A#m | D#m | F7 |
3 | D–Hm | D | G | A | Hm | Em | F#7 |
4 | D#–Cm | D# | G# | A# | Cm | Fm | G7 |
5 | E–C#m | E | A | H | Dm | F#m | G#7 |
6 | F–Dm | F | A# | C | D#m | Gm | A7 |
7 | F#–D#m | F# | H | C# | D#m | G#m | A#7 |
8 | G–Em | G | C | D | Em | Am | H7 |
9 | G#–Fm | G# | C# | D# | Fm | A#m | C7 |
10 | A–F#m | A | D | E | F#m | Hm | C#7 |
11 | A#–Gm | A# | D# | F | Gm | Cm | D7 |
12 | H–G#m | H | E | F# | G#m | C#m | D#7 |
Рассмотрите таблицу внимательно и обратите пока внимание на то, что все аккорды в разных тональностях по очереди играют одну из трех главных функций, возьмем, например, аккорд F. В тональности до-мажор он «2», в тональности Фа-мажор он – «Т», а в Ля-диез мажоре он – «3».
Попробуйте играть тройки основных аккордов все в той же последовательности Т – 2 – 3 – Т в разных мажорных тональностях или Тm – 2m – 3m – Тm в разных минорных тональностях. Играйте те аккорды, которые просты для исполнения. Играйте их долго и спокойно.
В этой таблице для тех, кто читает внимательно, будет неясно, почему аккорд «3m» записан как мажорный, да еще септаккорд? Объяснить это невозможно. Это просто дело вкуса. В древней русской музыке этот аккорд был минорным и делал звучание минорной части более грустной и мелодичной. В принятой в наше время системе наиболее часто аккорд «3m» несмотря на то, что он принадлежит минорной части тональности играется как мажорный септаккорд. При этом он звучит неустойчиво, более явно и более остро передает стремление мелодии скорее прийти к тонике, то есть усиливает его функциональное действие. Этот факт нужно просто запомнить и смириться с ним.
Источник
Песни под гитару Что такое тональность?
Аккорды песен под гитару, видео
Что такое тональность?
Разговор в данной теме пойдет о важном музыкальном понятии.
Любая музыка – это своего рода путешествие, т.к. имеет свое развитие и имеет движение то вверх, то вниз. Но всегда заканчивается, приводя чувства слушателя к ощущению покоя и устойчивости. А все потому, что в конце любой мелодии стоит нота украшенная мажорным или минорным аккордом. Эта главная нота, которая имеет название – ТОНИКА. Другие ноты мелодии и аккорды подчиняются ей. Отсюда можно сделать смелое определение:
ТОНАЛЬНОСТЬ – совокупность аккордов и нот, которые подчинены одной главной ноте.
Напрашивается вопрос. Но как равные 12 нот могут подчиняться друг другу?
Ответ прост: как только человек выбирает какой-то мелодии тональность (назначает главную ноту), как тут же остальные ноты следуют за ней. Например, если тонику понизить на полутон, то и все ноты композиции должны понизиться на полутон, при этом характер мелодии не изменится, а только ее высота.
Никто не может объяснить тот факт, что для человеческого слуха наилучшим интервалом является «КВИНТА». На данном интервале основана привычная нашему слуху музыка. Для лучшего понимания приведу рисунок, в котором расставлены ноты в ряд (нотный звукоряд), но с интервалом в квинту:
Получается, что самые простые мелодии устроены так, что звучащие в них аккорды двигаются (проигрываются) по квинтам.
Перейдем к практике:
Любая мелодия строится по образному правилу: выбираем дом (главную ноту), выходим из него и возвращаемся домой.
Возьмите гитару и проиграйте аккорды A – D – E – снова A и прислушайтесь как звучно и ровно они играются, как будто нет среди них лишнего аккорда. Постарайтесь запомнить мелодию . А теперь проиграйте вот эти аккорды (много раз): D – G – A – D , затем: G – C – D – G . Только при этом не спешите. Если вы вникните в характер музыки, то обязательно заметите, что во всех случаях он не меняется.
Первые аккорды в своем ряду – это главные аккорды в своей тональности и являются тоникой. Как вы заметили их всего 3. В народе их называют «Три блатных». У профессионалов – «Тоника», «доминанта» и «субдоминанта». Я предлагаю называть их «Т» , «2» и «3» . А в минорной тональности к каждому названию добавлять букву «m» .
Вот и дошли до таблицы основных аккордов тональностей:
Сразу скажу, что не нужно заучивать данную таблицу. Нужно просто в ней разобраться раз и навсегда. 🙂
Обратите внимание и вы заметите, что все аккорды в любых тональностях исполняют по очереди одну из 3-ех функций. Вот например аккорд F тональности До-мажор будет — «2» . , в Фа-мажор он станет «Т» , а в Ля- диез мажоре – «3» .
И снова практика:
Проиграйте тройку основных аккордов в последовательности Т — 2 – 3 – Т во всех мажорных тональностях, а также Тm – 2m – 3m- Tm в любых минорных тональностях. Не обязательно играть сложные аккорды. Здесь главное понимание и спокойствие.
И для общего знания и понимания данной темы скажу, что существует всего 12 тональностей, в каждой есть мажорная и минорная часть аккордов. У данных частей основные ноты – общие.
И для особо любознательных приведу полную таблицу основных аккордов обобщенных тональностей:
Источник