- Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе — I
- 1. Названия звуков
- 2. Названия октав
- 3. Размещение нот на нотоносце
- 4. Скрипичный ключ
- 5. Нотное обозначение длительности звуков
- 6. Размер 2/4
- 7. Восьмые в двухдольном такте
- 8. Запись песни со словами и без слов
- 9. Мажор и минор. Тоника
- 10. Гамма ДО мажор
- 11. Тоническое трезвучие
- 12. Вводные звуки
- 13. Полутон и тон
- 14. Диез, бемоль, бекар
- 15. Ключевые и неключевые знаки альтерации
- 16. Тональность СОЛЬ мажор
- 17. Тональность ФА мажор
- 18. Транспозиция
- 19. Пауза
- 20. Музыкальная фраза
- 21. Реприза
- 22. Басовый ключ
- 23. Тональность ЛЯ минор
- В помощь начинающему преподавателю сольфеджио. Наглядные пособия
Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе — I
1. Названия звуков
ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ
Названия белых клавиш фортепиано:
- Белая клавиша между двумя черными — РЕ.
- Две белые клавиши справа от РЕ — МИ, ФА.
- Две белые клавиши справа от ФА (между трех черных) — СОЛЬ, ЛЯ.
- Две белые клавиши справа от ЛЯ (после трех черных) — СИ, ДО.
2. Названия октав
Октавой называется группа звуков от ДО до каждого следующего ДО.
Октава, которая находится в середине фортепианной клавиатуры, называется первой.
Октавы, которые находятся выше (правее) первой октавы, называются: вторая октава, третья октава, четвертая октава.
Октавы, которые находятся ниже (левее) первой, называются: малая октава, большая октава, контроктава, субконтроктава.
3. Размещение нот на нотоносце
Ноты — это знаки для записи музыки. Нотным станом, или нотоносцем, называется строка из пяти линий, на которых размещаются ноты. Счет линий нотоносца ведется снизу вверх.
Ноты располагаются на линиях, между линиями, под первой линией, над пятой линией, на нижних добавочных линиях, на верхних добавочных линиях.
4. Скрипичный ключ
Скрипичный ключ — это знак, который указывает, что звук СОЛЬ первой октавы записывается на второй линии нотоносца.
Ноты первой октавы в скрипичном ключе записываются так:
ДО — на первой дополнительной линии, РЕ — под первой линией, МИ — на первой линии, ФА — между первой и второй линиями, СОЛЬ — на второй линии, ЛЯ — между второй и третьей линиями, СИ — на третьей линии.
5. Нотное обозначение длительности звуков
Продолжительность звука обозначается различными видами нот.
Белая нота (круг) без палочки — целая нота.
Белая нота (круг) c палочкой — половинная нота.
Черная нота (круг) с палочкой — четвертная нота
Черная нота с палочкой и хвостиком — восьмая нота.
Основное деление длительности звуков:
Целая делится на 2 половинные, половинная — на 2 четверти, четверть — на 2 восьмые
Направление палочек нот на нотоносце: до третьей линии палочки пишутся вверх, выше третьей линии — вниз.
6. Размер 2/4
Размер 2/4 — это двухдольный такт, в котором каждая доля длится четверть, первая доля сильная, вторая — слабая.
Схема дирижирования на 2/4: вниз, вверх.
7. Восьмые в двухдольном такте
Длительности, которые исполняются в 2 раза быстрее, чем четверти, называются восьмыми. На одну четверть приходятся две восьмые.
Деление первой доли такта на две равные части: две восьмые , четверть
Деление второй доли такта на две равные части: четверть, две восьмые
Деление первой и второй долей такта на две равные части: две восьмые, две восьмые.
8. Запись песни со словами и без слов
Если песня записывается без слов, две восьмые, которые составляют четверть, соединяются ребром.
Если песня записывается со словами, то каждая восьмая, которая приходится на один слог текста, пишется отдельно.
9. Мажор и минор. Тоника
Мажор и минор — наиболее распространенные в музыке лады. Бодрым, жизнерадостным мелодиям, светлым мелодиям соответствует мажорный лад. Печальным, грустным мелодиям соответствует минорный лад. Главный, опорный звук лада называется тоникой. На тонике чаще всего оканчивается мелодия.
10. Гамма ДО мажор
Гамма — это звуки лада, расположенные по высоте вверх или вниз от тоники до ее октавного повторения. Звуки, из которых состоит гамма, называются ступенями. Полная гамма состоит из восьми ступеней. Восьмая ступень гаммы является повторением первой. Ступени обозначаются римскими цифрами: I, II, III, IV, V, VI, VII. Название гаммы дается по ее главному тону, то есть тонике. В ДО мажоре тоникой является звук ДО.
Ступени гаммы ДО мажор: ДО — I, РЕ — II, МИ — III, ФА — IV, СОЛЬ — V, ЛЯ — VI, СИ — VII, ДО — снова I.
11. Тоническое трезвучие
Кроме тоники (первая ступень), к опорным звукам лада относятся также третья и пятая ступени. Первая, третья и пятая ступени образуют тоническое трезвучие.
Тоническое трезвучие в ДО мажоре: ДО — I, МИ — III, СОЛЬ — V.
12. Вводные звуки
Вводные звуки — звуки, окружающие тонику (VII и II ступени).
Вводные звуки в ДО мажоре: СИ — РЕ.
Восходящий вводный звук в ДО мажоре — СИ.
Нисходящий вводный звук в ДО мажоре — РЕ.
Переход восходящего вводного звука в тонику: СИ переходит в ДО.
Переход нисходящего вводного звука в тонику: РЕ переходит в ДО.
13. Полутон и тон
Полутон — это расстояние между двумя ближайшими звуками. Два полутона составляют целый тон.
Тоны и полутоны в гамме ДО мажор:
ДО-РЕ — тон, РЕ-МИ — тон, МИ-ФА — полутон, ФА-СОЛЬ — тон, СОЛЬ-ЛЯ — тон, ЛЯ-СИ — тон, СИ-ДО — полутон.
14. Диез, бемоль, бекар
Знаки повышения и понижения отдельных звуков называются знаками альтерации, или хроматическими знаками.
Диез — знак повышения звука на полтона: #
Бемоль — знак понижения звука на полтона: b
Бекар — знак, который отменяет действие диеза или бемоля.
Названия черных клавиш фортепиано:
- Черная клавиша между ДО и РЕ — ДО-диез или РЕ-бемоль.
- Черная клавиша между РЕ и МИ — РЕ-диез или МИ-бемоль.
- Черная клавиша между ФА и СОЛЬ — ФА-диез или СОЛЬ-бемоль.
- Черная клавиша между СОЛЬ и ЛЯ — СОЛЬ-диез или ЛЯ-бемоль.
- Черная клавиша между ЛЯ и СИ — ЛЯ-диез или СИ-бемоль.
15. Ключевые и неключевые знаки альтерации
Диезы или бемоли, поставленные около ключа, называются ключевыми знаками альтерации. Ключевые знаки сохраняются на протяжении всей мелодии.
Диез или бемоль, стоящие перед нотой, называются неключевыми, или случайными, знаками альтерации. Случайные знаки сохраняются только в данном такте.
16. Тональность СОЛЬ мажор
СОЛЬ мажор — мажорный лад, в котором тоникой является звук СОЛЬ (лад с одним диезом в ключе).
Звуки, из которых состоит СОЛЬ мажор:
- СОЛЬ, ЛЯ, СИ, ДО, РЕ, МИ, ФА-диез, (СОЛЬ).
Ключевой знак в тональности СОЛЬ мажор:
Гамма Соль мажор и ее ступени:
- СОЛЬ — I, ЛЯ — II, СИ — III, ДО — IV, РЕ — V, МИ — VI, ФА-диез — VII, (СОЛЬ) — I.
Тоническое трезвучие в СОЛЬ мажоре:
Вводные звуки в СОЛЬ мажоре:
17. Тональность ФА мажор
ФА мажор — мажорный лад, в котором тоникой является звук ФА (лад с одним бемолем в ключе).
Звуки, из которых состоит ФА мажор:
- ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ-бемоль, ДО, РЕ, МИ, (ФА).
Ключевой знак в тональности ФА мажор:
Гамма ФА мажор и ее ступени:
- ФА -I, СОЛЬ — II, ЛЯ — III, СИ-бемоль — IV, ДО — V, РЕ — VI, МИ — VII, (ФА) — I.
Тоническое трезвучие в ФА мажоре:
Вводные звуки в ФА мажоре:
18. Транспозиция
Транспозицией называется перенесение мелодии из одной тональности в другую.
При этом в мелодии с первоначальной тональностью проставляются номера ступеней, номера ступеней подписываются под новый нотный стан, затем приписываются над номерами ступеней ноты мелодии уже в новой тональности.
19. Пауза
Паузой называется перерыв в звучании (знак молчания).
Целая пауза, равная по длительности целой ноте, записывается как черный прямоугольник под четвертой линейкой.
Половинная пауза, равная по длительности половинной ноте, записывается как черный прямоугольник на третьей линейке.
Четвертная пауза, равная по длительности четвертной ноте, записывается как знак, напоминающий зигзаг.
Восьмая пауза, равная по длительности восьмой ноте, записывается как знак, напоминающий цифру четыре.
20. Музыкальная фраза
Фразы — это части, на которые разделяется мелодия.
Ритмические остановки или паузы в мелодии (они называются цезурами) указывают на окончание музыкальных фраз. Всякая повторность в мелодии — точная или с некоторыми изменениями — создает ощущение начала новой музыкальной фразы. Конец фразы обозначается знаком «галка» или «запятая».
21. Реприза
Репризой называется знак повторения, это две точки — выше второй и выше третьей линеек около двух вертикальных линий.
22. Басовый ключ
Басовый ключ — это знак, который указывает, что звук ФА малой октавы записывается на четвертой линии нотоносца.
Соответственно расположению ноты ФА на четвертой линии располагаются и другие ноты, например, нота ДО большой октавы записывается на второй дополнительной линии снизу, а нота ДО малой октавы — между второй и третьей линией.
23. Тональность ЛЯ минор
ЛЯ минор — минорный лад, в котором тоникой является звук ЛЯ. Это лад, параллельный ДО мажору.
Параллельными называются мажорная и минорная тональности с одинаковыми ключевыми знаками. Тоника параллельной минорной тональности является шестой ступенью мажорной тональности.
Гамма ЛЯ минор и ее ступени:
ЛЯ — I, СИ — II, ДО — III, РЕ — IV, МИ — V, ФА — VI, СОЛЬ — VII, (ЛЯ) — I.
Тоническое трезвучие в ЛЯ миноре: ЛЯ — I, ДО — III, МИ — V.
Источник
В помощь начинающему преподавателю сольфеджио. Наглядные пособия
От редакции. Данным материалом редакция постаралась ответить на многочисленные поисковые запросы пользователей интернета, связанные с наглядными пособиями по сольфеджио для ДМШ. Наиболее популярные в педагогической практике пособия нужны как самим педагогам, так и родителям учащихся, которых преподаватели обычно просят изготовить часть из них. Материал может быть полезен также студентам музыкальных учебных заведений, начинающим преподавать сольфеджио в секторе педагогической практики. Для удобства использования молодыми педагогами все пособия кратко описаны и прилагаются в PDF-формате для скачивания.
На уроках сольфеджио большое значение в усвоении теоретического материала имеют различные наглядные пособия. С первых уроков в подготовительном классе предлагается использовать пособие «пуговки». Это два нотных стана со скрипичным и басовым ключами. На них вертикально натягиваются лески. На каждую леску надеваются по две пуговицы — белая и чёрная. В результате вверху выстраивается ряд белых пуговиц, внизу — ряд чёрных. Пуговки свободно двигаются по леске, короткие звуки обозначаются чёрным цветом, длинные звуки — белым. Это пособие сначала помогает изучать ноты, причём в обоих ключах, затем с помощью пуговок «записываются» простейшие и даже более сложные мелодии. Так как на уроке сольфеджио много форм работы, а маленькие дети плохо и медленно пишут ноты, данное пособие экономит время.
Общеизвестно, что применение пособий-карточек очень оживляет уроки сольфеджио. В подготовительном, первом и даже втором классе желательно рассказывать детям небольшие увлекательные истории, героями которых являются музыкальные термины. Очень хорошо для этой цели подходят сказки В. Кирюшина. Познакомить ребят с различными интервалами, дать им яркую эмоциональную окраску можно на примере «Сказки о глупой жирафе Октаве» и «Сказки о двух братьях Консонансе и Диссонансе». С другой стороны, никто не мешает творчески ориентированному педагогу сочинить свои сказки и предложить другой персонаж, изобразив его на карточке. С помощью сказок дети легко запоминают названия интервалов. Разумеется, педагог должен сопровождать свой рассказ музыкой. После усвоения материала дети любят играть в «интервальные дорожки», используя карточки, «загадывать» интервалы на фортепьяно, при этом ответы-карточки демонстрирует вся группа.
Пособия помогают в развитии ладового, гармонического, внутреннего слуха, способствуют чистому интонированию. Можно предложить ещё три пособия, которые используются начиная с подготовительного класса и далее в последующие годы обучения.
Первое пособие — это ЛЕСЕНКА. Лесенка предлагается в качестве пособия в учебнике для подготовительного класса М. Котляревской-Крафт. В основе её заложен релятивный способ изучения соотношения ступеней-звуков в ладу, который очень хорошо зарекомендовал себя для развития чистой интонации, помогая расширять диапазон голоса ребёнка. Предлагается сопровождать изучение лесенки ручными знаками. Первые интонационные упражнения по лесенке рекомендуется начинать с попевок и песенок на двух ступенях III-V (ВИ-ЗО), затем к данным попевкам присоединяется VI- ступень РА, только потом I ступень (Ё), даётся понятие тоники, далее — все остальные. Cтупени лесенки предлагается дифференцировать в цветовом отношении и связывать окраску лесенки со сказочными персонажами. ЛЕСЕНКА, которую мы используем, окрашена в цвета «любимые» главными героями сказки В. Кирюшина «В Стране Гармонических функций». Сказку лучше рассказывать, когда вводится ступень Ё (I) — Тоника, она по сказке В. Кирюшина — Царица страны Гармонических Функций, которая живёт в восьмиэтажном дворце, на первом этаже находится её тронный зал, а на восьмом — комната для отдыха. В сказке есть ещё один главный персонаж — Доминанта — главный министр Страны Гармонических Функций, который носит красный плащ и красную шляпу. Четвёртая ступень окрашена в жёлтый цвет, так как на этом этаже во дворце «живёт» главный повар Страны — Субдоминанта, предпочитающая в своём наряде жёлтый цвет. Остальная раскраска ступеней лесенки связана также с персонажами сказки. Таким образом, уже в подготовительном классе можно познакомить детей с названиями III ступени — Медианты, VI ступени — Субмедианты, связывая их с героями сказки и давать определённую функциональную принадлежность этих ступеней. На примере ЛЕСЕНКИ целесообразно проводить изучение строения мажорного звукоряда, а с помощью расширенной Лесенки — минорного. Предлагается петь песенки, показывая по Лесенке движение мелодии.
Второе пособие, хорошо знакомое преподавателям сольфеджио — это Болгарская Столбица. Рекомендуется главные ступени лада I, IV, V преподнести в той же цветовой гамме, что и на Лесенке, то есть использовать синий, жёлтый, красный цвет. На Столбице целесообразно стрелочками показать тяготение неустойчивых ступеней в устойчивые. Разрешение ступеней очень полезно дублировать ручными знаками в интонационных упражнениях. С помощью Столбицы удобно зафиксировать в сознании детей строение мажорного и минорного звукорядов. Даже обозначения ступеней римскими цифрами хорошо получается изучать по Столбице. По Столбице можно проводить распевки, когда в роли учителя выступает ученик, импровизировать, петь знакомые песенки, «загадывать загадки» из мелодий, таким образом развивая внутренний слух детей. С помощью Столбицы наглядно происходит знакомство учащихся с интервалами, аккордами и их более глубокое изучение в старших классах. Для изучения хроматизмов, видов минора, мажора рекомендуется с правой стороны от каждой ступени проставить диезы и бекары, а с левой стороны — бемоли и бекары.
Третье предлагаемое пособие — КЛАВИАТУРА ЗВУКОРЯДОВ. В данном пособии очень наглядно выделены главные ступени лада, причём в той же цветовой гамме, что и в Лесенке и в Столбице. Поскольку чёрные клавиши не раскрашены в нужные цвета, то ключевые знаки детям предлагается домысливать самостоятельно.
Общеизвестно, что изучать все гаммы, интервалы, аккорды важно в связи с КЛАВИАТУРОЙ ФОРТЕПИАНО. Вызывать же всех детей к инструменту на групповом уроке сольфеджио бывает часто невозможно. Поэтому, данное пособие исключительно полезно во всех классах ДМШ на уроках сольфеджио.
Источник