Частоты настройки фортепиано
Частоты настройки фортепиано опираются на эталонную частоту ноты ля первой октавы — 440 Гц.
В стандартном фортепиано с 88 клавишами октава разделена на 12 полутонов по логарифмической шкале. В каждой следующей октаве частота соответствующего основного тона вдвое выше: ля первой октавы — 440 Гц, ля второй октавы — 880 Гц, ля третьей октавы — 1760 Гц и т. д. (подробнее см. статью Настройка фортепиано).
Содержание
[править] Примечание
Эти частоты соответствуют теоретически идеальному строю фортепиано, предполагающему, что для любой ноты все её высшие гармоники характеризуются частотами [math]n\cdot f[/math] , где [math]f[/math] — частота основного тона, а [math]n[/math] — целое число большее единицы.
Однако, в реальном инструменте высшие гармоники основной частоты всегда немного выше, причём чем выше гармоника, тем больше девиация (отклонение). Например, вторая гармоника к ля первой октавы — основной тон строго 440 Гц — может составлять около 880,4 Гц (вместо 880), четвёртая — 1761,2 Гц (а не 1760), восьмая — 3522,5 Гц (а не 3520). Этот эффект в зарубежных источниках называют негармоничностью (inarmonía или inharmonicity); зависит он от жёсткости струны: чем она жёстче, тем сильнее эффект. Поэтому для разных инструментов и разного набора струн эффект будет проявляться в разной степени.
Негармоничность приводит к тому, что при практической настройке фортепиано по биениям на слух получается «расширенный» строй, то есть несколько «расходящийся» к краям клавиатуры по частоте. Если же осуществить настройку на стандартные теоретические частоты, то будет ощущаться некоторая нечистота звучания.
Источник
Частоты настройки фортепиано
В стандартном фортепиано с 88 клавишами октава разделена на 12 полутонов по логарифмической шкале. В каждой следующей октаве частота соответствующего тона вдвое выше: ля первой октавы — 440 Гц, ля второй — 880 Гц, третьей — 1760 Гц и т. д. (подробнее см. статью Настройка фортепиано).
Примечание
Эти частоты соответствуют теоретически идеальному строю фортепиано. В реальном инструменте высшие гармоники основной частоты всегда немного выше, причём чем выше гармоника, тем больше девиация (отклонение). Например, вторая гармоника к ля второй октавы может составлять около 880,4 Гц, третья — 1761,2 Гц, четвёртая — 3522,5 Этот эффект в зарубежных источниках называют негармоничностью ([es.wikipedia.org/wiki/Inarmon%C3%ADa inarmonía] или [en.wikipedia.org/wiki/Inharmonicity inharmonicity]); зависит он от жёсткости струны: чем она жёстче, тем сильнее эффект. Поэтому для разных инструментов и разного набора струн эффект будет проявляться в разной степени. Негармоничность приводит к тому, что при настройке фортепиано по биениям на слух получается «расширенный» строй, то есть несколько «расходящийся» к краям клавиатуры по частоте.
Таблица теоретических частот для нот фортепиано
Номер клавиши | Нота | Английская нотация | Частота (Гц). |
---|---|---|---|
88 | до7 | C8 | 4186,01 |
87 | си6 | B7 | 3951,07 |
86 | ля♯6 (си♭6) | A♯7/B♭7 | 3729,31 |
85 | ля6 | A7 | 3520,00 |
84 | соль♯6 (ля♭6) | G♯7/A♭7 | 3322,44 |
83 | соль6 | G7 | 3135,96 |
82 | фа♯6 (соль♭6) | F♯7/G♭7 | 2959,96 |
81 | фа6 | F7 | 2793,83 |
80 | ми6 | E7 | 2637,02 |
79 | ре♯6 (ми♭6) | D♯7/E♭7 | 2489,02 |
78 | ре6 | D7 | 2349,32 |
77 | до♯6 (ре♭6) | C♯7/D♭7 | 2217,46 |
76 | до6 | C7 | 2093,00 |
75 | си5 | B6 | 1975,53 |
74 | ля♯5 (си♭5) | A♯6/B♭6 | 1864,66 |
73 | ля5 | A6 | 1760,00 |
72 | соль♯5 (ля♭5) | G♯6/A♭6 | 1661,22 |
71 | соль5 | G6 | 1567,98 |
70 | фа♯5 (соль♭5) | F♯6/G♭6 | 1479,98 |
69 | фа5 | F6 | 1396,91 |
68 | ми5 | E6 | 1318,51 |
67 | ре♯5 (ми♭5) | D♯6/E♭6 | 1244,51 |
66 | ре5 | D6 | 1174,66 |
65 | до♯5 (ре♭5) | C♯6/D♭6 | 1108,73 |
64 | до5 | C6 | 1046,50 |
63 | си4 | B5 | 987,767 |
62 | ля♯4 (си♭4) | A♯5/B♭5 | 932,328 |
61 | ля4 | A5 | 880,000 |
60 | соль♯4 (ля♭4) | G♯5/A♭5 | 830,609 |
59 | соль4 | G5 | 783,991 |
58 | фа♯4 (соль♭4) | F♯5/G♭5 | 739,989 |
57 | фа4 | F5 | 698,456 |
56 | ми4 | E5 | 659,255 |
55 | ре♯4 (ми♭4) | D♯5/E♭5 | 622,254 |
54 | ре4 | D5 | 587,330 |
53 | до♯4 (ре♭4) | C♯5/D♭5 | 554,365 |
52 | до4 | C5 | 523,251 |
51 | си3 | B4 | 493,883 |
50 | ля♯3 (си♭3) | A♯4/B♭4 | 466,164 |
49 | ля3 | A4 | 440,000 |
48 | соль♯3 (ля♭3) | G♯4/A♭4 | 415,305 |
47 | соль3 | G4 | 391,995 |
46 | фа♯3 (соль♭3) | F♯4/G♭4 | 369,994 |
45 | фа3 | F4 | 349,228 |
44 | ми3 | E4 | 329,628 |
43 | ре♯3 (ми♭3) | D♯4/E♭4 | 311,127 |
42 | ре3 | D4 | 293,665 |
41 | до♯3 (ре♭3) | C♯4/D♭4 | 277,183 |
40 | до3 | C4 | 261,626 |
39 | си2 | B3 | 246,942 |
38 | ля♯2 (си♭2) | A♯3/B♭3 | 233,082 |
37 | ля2 | A3 | 220,000 |
36 | соль♯2 (ля♭2) | G♯3/A♭3 | 207,652 |
35 | соль2 | G3 | 195,998 |
34 | фа♯2 (соль♭2) | F♯3/G♭3 | 184,997 |
33 | фа2 | F3 | 174,614 |
32 | ми2 | E3 | 164,814 |
31 | ре♯2 (ми♭2) | D♯3/E♭3 | 155,563 |
30 | ре2 | D3 | 146,832 |
29 | до♯2 (ре♭2) | C♯3/D♭3 | 138,591 |
28 | до2 | C3 | 130,813 |
27 | си1 | B2 | 123,471 |
26 | ля♯1 (си♭1) | A♯2/B♭2 | 116,541 |
25 | ля1 | A2 | 110,000 |
24 | соль♯1 (ля♭1) | G♯2/A♭2 | 103,826 |
23 | соль1 | G2 | 97,9989 |
22 | фа♯1 (соль♭ 1) | F♯2/G♭2 | 92,4986 |
21 | фа1 | F2 | 87,3071 |
20 | ми1 | E2 | 82,4069 |
19 | ре♯1 (ми♭1) | D♯2/E♭2 | 77,7817 |
18 | ре1 | D2 | 73,4162 |
17 | до♯1 (ре♭1) | C♯2/D♭2 | 69,2957 |
16 | до1 | C2 | 65,4064 |
15 | си0 | B1 | 61,7354 |
14 | ля♯0 (си♭0) | A♯1/B♭1 | 58,2705 |
13 | ля0 | A1 | 55,0000 |
12 | соль♯0 (ля♭0) | G♯1/A♭1 | 51,9130 |
11 | соль0 | G1 | 48,9995 |
10 | фа♯0 (соль♭0) | F♯1/G♭1 | 46,2493 |
9 | фа0 | F1 | 43,6536 |
8 | ми0 | E1 | 41,2035 |
7 | ре♯0 (ми♭0) | D♯1/E♭1 | 38,8909 |
6 | ре0 | D1 | 36,7081 |
5 | до♯0 (ре♭0) | C♯1/D♭1 | 34,6479 |
4 | до0 | C1 | 32,7032 |
3 | си−1 | B0 | 30,8677 |
2 | ля♯−1 (си♭−1) | A♯0/B♭0 | 29,1353 |
1 | ля−1 | A0 | 27,5000 |
См. также
- Настройка пианино
- Камертон
- [en.wikipedia.org/wiki/Key_signature_names_and_translations Названия нот в разных нотациях (англ.)]
Напишите отзыв о статье «Частоты настройки фортепиано»
Отрывок, характеризующий Частоты настройки фортепиано
«Всё это так должно было быть и не могло быть иначе, – думал Пьер, – поэтому нечего спрашивать, хорошо ли это или дурно? Хорошо, потому что определенно, и нет прежнего мучительного сомнения». Пьер молча держал руку своей невесты и смотрел на ее поднимающуюся и опускающуюся прекрасную грудь.
– Элен! – сказал он вслух и остановился.
«Что то такое особенное говорят в этих случаях», думал он, но никак не мог вспомнить, что такое именно говорят в этих случаях. Он взглянул в ее лицо. Она придвинулась к нему ближе. Лицо ее зарумянилось.
– Ах, снимите эти… как эти… – она указывала на очки.
Пьер снял очки, и глаза его сверх той общей странности глаз людей, снявших очки, глаза его смотрели испуганно вопросительно. Он хотел нагнуться над ее рукой и поцеловать ее; но она быстрым и грубым движеньем головы пeрехватила его губы и свела их с своими. Лицо ее поразило Пьера своим изменившимся, неприятно растерянным выражением.
«Теперь уж поздно, всё кончено; да и я люблю ее», подумал Пьер.
– Je vous aime! [Я вас люблю!] – сказал он, вспомнив то, что нужно было говорить в этих случаях; но слова эти прозвучали так бедно, что ему стало стыдно за себя.
Через полтора месяца он был обвенчан и поселился, как говорили, счастливым обладателем красавицы жены и миллионов, в большом петербургском заново отделанном доме графов Безухих.
Старый князь Николай Андреич Болконский в декабре 1805 года получил письмо от князя Василия, извещавшего его о своем приезде вместе с сыном. («Я еду на ревизию, и, разумеется, мне 100 верст не крюк, чтобы посетить вас, многоуважаемый благодетель, – писал он, – и Анатоль мой провожает меня и едет в армию; и я надеюсь, что вы позволите ему лично выразить вам то глубокое уважение, которое он, подражая отцу, питает к вам».)
– Вот Мари и вывозить не нужно: женихи сами к нам едут, – неосторожно сказала маленькая княгиня, услыхав про это.
Князь Николай Андреич поморщился и ничего не сказал.
Через две недели после получения письма, вечером, приехали вперед люди князя Василья, а на другой день приехал и он сам с сыном.
Старик Болконский всегда был невысокого мнения о характере князя Василья, и тем более в последнее время, когда князь Василий в новые царствования при Павле и Александре далеко пошел в чинах и почестях. Теперь же, по намекам письма и маленькой княгини, он понял, в чем дело, и невысокое мнение о князе Василье перешло в душе князя Николая Андреича в чувство недоброжелательного презрения. Он постоянно фыркал, говоря про него. В тот день, как приехать князю Василью, князь Николай Андреич был особенно недоволен и не в духе. Оттого ли он был не в духе, что приезжал князь Василий, или оттого он был особенно недоволен приездом князя Василья, что был не в духе; но он был не в духе, и Тихон еще утром отсоветывал архитектору входить с докладом к князю.
– Слышите, как ходит, – сказал Тихон, обращая внимание архитектора на звуки шагов князя. – На всю пятку ступает – уж мы знаем…
Однако, как обыкновенно, в 9 м часу князь вышел гулять в своей бархатной шубке с собольим воротником и такой же шапке. Накануне выпал снег. Дорожка, по которой хаживал князь Николай Андреич к оранжерее, была расчищена, следы метлы виднелись на разметанном снегу, и лопата была воткнута в рыхлую насыпь снега, шедшую с обеих сторон дорожки. Князь прошел по оранжереям, по дворне и постройкам, нахмуренный и молчаливый.
– А проехать в санях можно? – спросил он провожавшего его до дома почтенного, похожего лицом и манерами на хозяина, управляющего.
– Глубок снег, ваше сиятельство. Я уже по прешпекту разметать велел.
Князь наклонил голову и подошел к крыльцу. «Слава тебе, Господи, – подумал управляющий, – пронеслась туча!»
– Проехать трудно было, ваше сиятельство, – прибавил управляющий. – Как слышно было, ваше сиятельство, что министр пожалует к вашему сиятельству?
Князь повернулся к управляющему и нахмуренными глазами уставился на него.
– Что? Министр? Какой министр? Кто велел? – заговорил он своим пронзительным, жестким голосом. – Для княжны, моей дочери, не расчистили, а для министра! У меня нет министров!
– Ваше сиятельство, я полагал…
– Ты полагал! – закричал князь, всё поспешнее и несвязнее выговаривая слова. – Ты полагал… Разбойники! прохвосты! Я тебя научу полагать, – и, подняв палку, он замахнулся ею на Алпатыча и ударил бы, ежели бы управляющий невольно не отклонился от удара. – Полагал! Прохвосты! – торопливо кричал он. Но, несмотря на то, что Алпатыч, сам испугавшийся своей дерзости – отклониться от удара, приблизился к князю, опустив перед ним покорно свою плешивую голову, или, может быть, именно от этого князь, продолжая кричать: «прохвосты! закидать дорогу!» не поднял другой раз палки и вбежал в комнаты.
Перед обедом княжна и m lle Bourienne, знавшие, что князь не в духе, стояли, ожидая его: m lle Bourienne с сияющим лицом, которое говорило: «Я ничего не знаю, я такая же, как и всегда», и княжна Марья – бледная, испуганная, с опущенными глазами. Тяжелее всего для княжны Марьи было то, что она знала, что в этих случаях надо поступать, как m lle Bourime, но не могла этого сделать. Ей казалось: «сделаю я так, как будто не замечаю, он подумает, что у меня нет к нему сочувствия; сделаю я так, что я сама скучна и не в духе, он скажет (как это и бывало), что я нос повесила», и т. п.
Князь взглянул на испуганное лицо дочери и фыркнул.
– Др… или дура!… – проговорил он.
«И той нет! уж и ей насплетничали», подумал он про маленькую княгиню, которой не было в столовой.
– А княгиня где? – спросил он. – Прячется?…
– Она не совсем здорова, – весело улыбаясь, сказала m llе Bourienne, – она не выйдет. Это так понятно в ее положении.
Источник