- Песни под гитару Как самому перевести аккорды песни в другую тональность!
- Как самому перевести аккорды песни в другую тональность!
- Транспонирование аккордов. Таблица.
- Денис Бережной
- Школа пения и аккомпанемента на гитаре
- Таблицы тональностей для подбора и транспонирования песен
- МИНОРНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ
- МАЖОРНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ
- Игра на гитаре
- Транспозиция мелодии.
Песни под гитару Как самому перевести аккорды песни в другую тональность!
Аккорды песен под гитару, видео
Как самому перевести аккорды песни в другую тональность!
Транспонирование аккордов. Таблица.
Доброго времени суток!
Заметил, что периодически появляются вопросы данного характера в комментариях этого блога. Конечно же, таким любопытством задаются начинающие гитаристы. Вот и решил раскрыть тему транспонирования аккордов, простыми словами — без углублений в теорию музыки.
3 простых способа перевода аккордов из одной тональности в другую:
Для начала вспомним зачем все это нужно?
Когда, вам не удобен тот или иной аккорд песни, как правило это аккорды на баррэ. Например, возьмем песенку » Детство золотое» (дворовая), которая в тональности Am имеет аккорд F ( на баррэ). Так вот, если ее перевести в тональность Em , то аккорд F (фа-мажор) поменяется на C (до-мажор) .
Или самый распространенный случай, когда тональность композиции не удобна для голоса, поэтому приходиться транспонировать аккорды песни.
1. Способ намба уан:
Большой тайны не открою, если скажу, что сейчас есть много сайтов, где легко можно транспонировать аккорды песен в он-лайне. Вставляешь, в пустое окошко текст песни с аккордами или просто одни аккорды и жмешь на кнопочки + или — (повышение или понижение) и тональность песни меняется в соответствующую сторону.
Это самый простой способ. Чтобы найти такие сайты, банально наберите в поисковке «транспонирование аккордов, он-лайн«, а дальше по вышеописанному.
Может быть он будет еще проще, чем первый, т.к. осуществить задуманное вы сможете в дальнейшем без доступа в интернет. Но для этого сначала скачайте программу к себе на компьютер, запустите и действуйте все по той же схеме — копируете аккорды в одно окно программы, а переведенные получаете в другом.
Для тех, кто привык рассчитывать больше на себя любимого, да и вообще с саморазвитием на «ты».
Представляю вашему вниманию полезную таблицу для транспонирования аккордов. Сначала вы научитесь работать с ней, а затем она вам будет необходима только в редких случаях (при частой практике) . Для этого ее и придумали.
Как с ней работать?
Для начала, напомню, что тональность песни чаще всего определяется, по первому аккорду ее куплета, а также по самому последнему. В зависимости от сложности композиции.
Допустим, ваша любимая песня в тональности Hm , и вам петь высоковато под такие аккорды. Смотрите на таблицу и ищите данный аккорд в самом левом вертикальном столбике. Нашли, и теперь там же находите главный аккорд удобной для вас тональности, возьмем для примера — Am . ( Искать нужно в этом же столбце). А теперь от этих двух аккордов фокусируем свое внимание на строки по горизонтали. Получим две параллельные линии аккордов.
Если в Hm песня имеет аккорды, например такие: Em, A, D, Hm, F#,Hm .
Найдите их в горизонтальной строке от аккорда Hm и затем смотрите какие аккорды стоят в этом же месте в параллельной линии от Am . Получаться они такими: Dm, G, C, Am,E, Am . Это и будут ваши необходимые аккорды. ( Аппликатура всех аккордов!)
Надеюсь, что понятно объяснил. На этом у меня все! Если что-то не ясно или может быть есть чего дополнить-исправить, то пожалуйста пишите не стесняйтесь!
Источник
Денис Бережной
Школа пения
и аккомпанемента на гитаре
Таблицы тональностей
для подбора и транспонирования песен
Сейчас существует несколько компьютерных программ для транспонирования (перевода тональности) песен. Юные певцы и гитаристы пользуются ими неохотно, и это неудивительно. Гитарный аккомпанемент не математическая наука. Бывает, что в песне в тональности Dm на пятой ступени лучше звучит A7, но в той же песне в тональности Am доминантсептаккорд в открытой позиции звучит или резко, или невнятно, или сбивает с вокального интонирования. Программа для транспонирования в этом случае не учтёт особенностей обращения аккорда и не предложит благозвучную доминанту E. Поэтому при транспонировании лучше не полагаться на программы, которые переводят механически, а думать самому. Так делают опытные музыканты, держа правила транспонирования в голове. Правила не сложны, усваиваем мы их на уроках, а запомнить их помогают несколько опорных сигналов, которые я здесь размещаю. Кстати, мне, учившемуся по методике своих земляков Виктора Фёдоровича Шаталова и Майи Семёновны Винокур, система опорных сигналов: схем, таблиц, графиков, эффективно помогает всю жизнь.
Также эти таблицы тональностей удобно использовать как для подбора песен по слуху, так и для написания собственных песен. Они помогают сориентироваться в тональности и тональных функциях, исключить из подбора ненужные аккорды. Выбирать потребуется не из многих тысяч аккордов, которые можно взять на гитаре, а только из семи основных. Конечно, речь идёт о несложной, популярной музыке. Вообще же в музыке возможно всё, и талантливый композитор постарается уйти от избитых последовательностей, выйти за рамки семи ступеней. Но пока чаще случается так, что чем больше количество слушателей у вокального произведения, тем меньше в нём аккордов. Тем не менее, даже наторелые музыканты хранят в памяти знания в виде таких структурированных таблиц.
МИНОРНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ
I t тоника | II | III | IV s субдоминанта | V d доминанта | VI | VII |
---|---|---|---|---|---|---|
Am A7 A | B7 (H7) | C | Dm [D] [D7] | E Em E7 | F | G G7 |
Em E E7 | F#7 F# | G | Am [A] [A7] | B7 (H7) Bm (Hm) B (H) | C | D D7 |
Dm D7 D | E E7 | F | Gm [G] [G7] | A7 Am A | Bb (B) | C C7 |
Bm (Hm) B7 (H7) B (H) | C#7 | D | Em [E] [E7] | F# F#m F#7 | G | A A7 |
Распространённые последовательности аккордов: t-s-d-t / t-d-t / II-d-t / III-VII / VII-III / Tdur-s / Tdur-s-VII-III-VI-s-d-t
dur – (от латинского durus) то же, что мажор
МАЖОРНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ
I T тоника | II | III | IV S субдоминанта | V D доминанта | VI | VII |
---|---|---|---|---|---|---|
C C7 | Dm [D] | Em E | F | G G7 | Am A | B7 (H7) |
G G7 | Am [A] | Bm (Hm) B7 (H7) | C | D D7 | Em E | F# F#7 |
F F7 | Gm [G] | Am A7 | Bb (B) | C C7 | Dm D | E E7 |
D D7 | Em [E] | F#m F# | G | A7 A | Bm (Hm) B (H) | C# C#7 |
A A7 | Bm (Hm) [B7] (H7) | C#m C#7 | D | E E7 | F#m F# | G# G#7 |
Остальные тональности можно построить аналогично, с помощью следующей памятки.
Дубль-диезы и дубль-бемоли не использовать.
Пример: Построим тональность G#m
1. Пишем буквенные обозначения звуков. Вспомним последовательность нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, (кошка ехала в такси), и построим эту же последовательность, только от ноты соль (G) и по кругу: соль, ля, си, до, ре, ми, фа.
I t тоника | II | III | IV s субдоминанта | V d доминанта | VI | VII |
---|---|---|---|---|---|---|
G | A | B (H) | C | D | E | F |
2. Добавляем ладовые различия, по аналогии с уже известными нам минорными тональностями. Субдоминанта, как правило, минорная, но могут быть варианты. Доминанта может быть любая, но на первое место ставим пока мажорную. Тоника — понятно, что минорная, но может измениться — преобразоваться в мажор и сама стать доминантой к собственной субдоминанте. Остальные ступени мажорные, а II и VII часто могут быть септаккордами на основе мажора.
I t тоника | II | III | IV s субдоминанта | V d доминанта | VI | VII |
---|---|---|---|---|---|---|
Gm G G7 | A7 | B (H) | Cm [C] [C7] | D Dm D7 | E | F F7 |
3. Пожалуй, самое трудное в вычислении — добавляем знаки альтерации. Для этого отсчитываем интервалы между звуками по принципу минорной гаммы: от соль-диез до ля — полутон, а должен быть тон — пишем ля-диез. От ля-диез до си — полутон, и должен быть полутон — оставляем си. От си до до — полутон, а должен быть тон — пишем до-диез, и т. д.
I t тоника | II | III | IV s субдоминанта | V d доминанта | VI | VII |
---|---|---|---|---|---|---|
G#m G# G#7 | A#7 | B (H) | C#m [C#] [C#7] | D# D#m D#7 | E | F# F#7 |
Видеоиллюстрация:
Кому-то может показаться: ну зачем мне тональность G#m? Каподастр на 4-й лад и вся недолга. Ан нет! Вот вам, например, песня, начинающаяся в тональности C#m, которую тоже якобы можно было играть с каподастром на 4-м, но потом — бац! модуляция в Dm и мы понимаем, что всё лучше звучит именно на открытых струнах. Поэтому при случае надо разбираться и в таких тональностях.
Бриндуша (Д. Бережний – М. Вінграновський)
Вычисление знаков тональности с помощью гамм понятно, наглядно и в результате более практично, чем вычисление по порядку появления диезов и бемолей. Знаете, почему? Мажорная и минорная гаммы всегда под рукой: вот До мажор, вот ля минор на вашей гитаре. Можно увидеть последовательность интервалов и построить аналогичные от любой ноты. Система же «фа-до-соль-ре-ля-ми-си», «последний диез на ноту ниже тоники» и т. д. требует большего запоминания правил, исключений к ним, непростых вычислений ключевых знаков минорных тональностей. Попробуйте, например, определить знаки альтерации в тональностях соль-бемоль минор или Соль-диез мажор. При вычислении с помощью гамм сразу видно, что эти тональности для записи не используются. Учитывая, что работать нужно с широким кругом самых разных людей, желающих петь и аккомпанировать, рассчитывать на запоминание ими множества правил не приходится. По этой же причине в таблицах тональностей я опустил некоторые обозначения, в частности, что III и VI ступени это медианта (m) и субмедианта (sm). А самые старательные и неленивые ученики, конечно, пойдут дальше и узнают, что…
Считается, что всего тональностей 24, а не 30, из-за энгармонического равенства (совпадения): Энгармонически равные минорные тональности: G#m = Abm, соль-диез минор и ля-бемоль минор D#m = Ebm, ре-диез минор и ми-бемоль минор A#m = Bbm (Bm), ля-диез минор и си-бемоль минор Энгармонически равные мажорные тональности: B (H) = Cb, Си мажор и До-бемоль мажор F# = Gb, Фа-диез мажор и Соль-бемоль мажор C# = Db, До-диез мажор и Ре-бемоль мажор 30 − 6 = 24 Уроки пения? Вокала? Или уроки игры на гитаре? Почему важно учиться петь и аккомпанировать на гитаре одновременно. Кто и где обучает этому. Как не ошибиться в выборе преподавателя. Плюсы и минусы обучения в музыкальной школе. Как не попасть в сети видеошкол. Видео-уроки, персональные уроки или дистанционные уроки по скайпу онлайн — что лучше? Ответы здесь: Школа пения и аккомпанемента на гитаре Смотрите также: Гитара + Вокал. Учимся по Skype; О «правильных» схемах аккордов; Схемы аккордов для левшей; Как научиться петь и аккомпанировать на гитаре одновременно; Коллекция гитарных боёв; Схемы гитарных боёв; Универсальная таблица аккордов. Построение и аппликатуры; Универсальные схемы расположения ступеней тональностей на грифе гитары; Расположение нот на грифе гитары; Как завершить песню красиво; «Постановка голоса» Электронное учебное пособие для самоподготовки студентов; Табулатуры, аккорды, ноты и видеоразборы на заказ; Устройство гитары. Интерактивное приложение; Мотивация без криков и оценок; Из опыта работы с одарёнными учащимися; О некоторых особенностях и отличиях школы; Смешные случаи и курьёзы из моей музыкальной и педагогической практики
Источник
Игра на гитаре
Транспозиция мелодии.
№ | Тональности | I T | II | III | IV S | V D | VI | VII |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Cm | C | D | Eb | F | G | Ab | B |
2 | Dm | D | E | F | G | A | B | C |
3 | Em | E | F# | G | A | H | C | D |
4 | Fm | F | G | Ab | B | C | Db | Eb |
5 | Gm | G | A | B | C | D | Eb | F |
6 | Am | A | H | C | D | E | F | G |
7 | Bm | B | C | Db | Eb | F | Gb | Ab |
8 | Hm | H | C# | D | E | F# | G | A |
9 | C | C | D | E | F | G | A | H |
10 | D | D | E | F# | G | A | H | C# |
11 | E | E | F# | G# | A | H | C# | D# |
12 | F | F | G | A | B | C | D | E |
13 | G | G | A | H | C | D | E | F# |
14 | A | A | H | C# | D | E | F# | G# |
15 | B | B | C | D | Eb | F | G | A |
16 | H | H | C# | D# | E | F# | G# | B |
I, IV и V – устойчивые ступени, на которых располагаются: T – тоническое трезвучье, S – субдоменантовое трезвучье и D – доминантсептаккорд.
№ | Тональности | I T | II | III | IV S | V D | VI | VII | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Cm | C | Db | D | Eb | E | F | Gb | G | Ab | A | B | H |
2 | C#m | C# | D | D# | E | F | F# | G | G# | A | B | H | C |
3 | Dm | D | Eb | E | F | Gb | G | Ab | A | B | H | C | Db |
4 | D#m | D# | E | F | F# | G | G# | A | B | H | C | C# | D |
5 | Em | E | F | F# | G | G# | A | B | H | C | C# | D | D# |
6 | Fm | F | Gb | G | Ab | A | B | H | C | Db | D | Eb | E |
7 | F#m | F# | G | G# | A | B | H | C | C# | D | D# | E | F |
8 | Gm | G | Ab | A | B | H | C | Db | D | Eb | E | F | Gb |
9 | G#m | G# | A | B | H | C | C# | D | D# | E | F | F# | G |
10 | Am | A | B | H | C | C# | D | D# | E | F | F# | G | G# |
11 | Bm | B | H | C | Db | D | Eb | E | F | Gb | G | Ab | A |
12 | Hm | H | C | C# | D | D# | E | F | F# | G | G# | A | B |
I T | II | III | IV S | V D | VI | VII | |||||||
13 | C | C | C# | D | D# | E | F | F# | G | G# | A | B | H |
14 | C# | C# | D | D# | E | F | F# | G | G# | A | B | H | C |
15 | D | D | D# | E | F | F# | G | G# | A | B | H | C | C# |
16 | Eb | Eb | E | F | Gb | G | Ab | A | B | H | C | Db | D |
17 | E | E | F | F# | G | G# | A | B | H | C | C# | D | D# |
18 | F | F | Gb | G | Ab | A | B | H | C | Db | D | Eb | E |
19 | F# | F# | G | G# | A | B | H | C | C# | D | D# | E | F |
20 | G | G | G# | A | B | H | C | C# | D | D# | E | F | F# |
21 | Ab | Ab | A | B | H | C | Db | D | Eb | E | F | Gb | G |
22 | A | A | B | H | C | C# | D | D# | E | F | F# | G | G# |
23 | B | B | H | C | Db | D | Eb | E | F | Gb | G | Ab | A |
24 | H | H | C | C# | D | D# | E | F | F# | G | G# | A | B |
Например, возникает необходимость транспонировать последовательность аккордов Am – Dm – E7 – Am из тональности Am в тональность Dm .
Выписываем из таблицы соответствующие ступени тональностей Am и Dm (см. строки 6 и 2 Краткой таблицы тональностей) одна под другой.
I | IV | V | I | |
Тональность Am | A | D | E | A |
Тональность Dm | D | G | A | D |
Далее проставим соответствующие цифровые обозначения аккордов. Таким образом, последовательность аккордов Am – Dm – E7 – Am транспонируется в Dm – Gm – A7 – Dm.
Источник