Таблица транспонирования гитарных аккордов

Песни под гитару Как самому перевести аккорды песни в другую тональность!

Аккорды песен под гитару, видео

Как самому перевести аккорды песни в другую тональность!

Транспонирование аккордов. Таблица.

Доброго времени суток!

Заметил, что периодически появляются вопросы данного характера в комментариях этого блога. Конечно же, таким любопытством задаются начинающие гитаристы. Вот и решил раскрыть тему транспонирования аккордов, простыми словами — без углублений в теорию музыки.

3 простых способа перевода аккордов из одной тональности в другую:

Для начала вспомним зачем все это нужно?

Когда, вам не удобен тот или иной аккорд песни, как правило это аккорды на баррэ. Например, возьмем песенку » Детство золотое» (дворовая), которая в тональности Am имеет аккорд F ( на баррэ). Так вот, если ее перевести в тональность Em , то аккорд F (фа-мажор) поменяется на C (до-мажор) .
Или самый распространенный случай, когда тональность композиции не удобна для голоса, поэтому приходиться транспонировать аккорды песни.

1. Способ намба уан:

Большой тайны не открою, если скажу, что сейчас есть много сайтов, где легко можно транспонировать аккорды песен в он-лайне. Вставляешь, в пустое окошко текст песни с аккордами или просто одни аккорды и жмешь на кнопочки + или — (повышение или понижение) и тональность песни меняется в соответствующую сторону.

Это самый простой способ. Чтобы найти такие сайты, банально наберите в поисковке «транспонирование аккордов, он-лайн«, а дальше по вышеописанному.

Может быть он будет еще проще, чем первый, т.к. осуществить задуманное вы сможете в дальнейшем без доступа в интернет. Но для этого сначала скачайте программу к себе на компьютер, запустите и действуйте все по той же схеме — копируете аккорды в одно окно программы, а переведенные получаете в другом.

Для тех, кто привык рассчитывать больше на себя любимого, да и вообще с саморазвитием на «ты».
Представляю вашему вниманию полезную таблицу для транспонирования аккордов. Сначала вы научитесь работать с ней, а затем она вам будет необходима только в редких случаях (при частой практике) . Для этого ее и придумали.

Как с ней работать?

Для начала, напомню, что тональность песни чаще всего определяется, по первому аккорду ее куплета, а также по самому последнему. В зависимости от сложности композиции.

Допустим, ваша любимая песня в тональности Hm , и вам петь высоковато под такие аккорды. Смотрите на таблицу и ищите данный аккорд в самом левом вертикальном столбике. Нашли, и теперь там же находите главный аккорд удобной для вас тональности, возьмем для примера — Am . ( Искать нужно в этом же столбце). А теперь от этих двух аккордов фокусируем свое внимание на строки по горизонтали. Получим две параллельные линии аккордов.

Если в Hm песня имеет аккорды, например такие: Em, A, D, Hm, F#,Hm .
Найдите их в горизонтальной строке от аккорда Hm и затем смотрите какие аккорды стоят в этом же месте в параллельной линии от Am . Получаться они такими: Dm, G, C, Am,E, Am . Это и будут ваши необходимые аккорды. ( Аппликатура всех аккордов!)

Надеюсь, что понятно объяснил. На этом у меня все! Если что-то не ясно или может быть есть чего дополнить-исправить, то пожалуйста пишите не стесняйтесь!

Источник

Денис Бережной

Школа пения
и аккомпанемента на гитаре

Таблицы тональностей
для подбора и транспонирования песен

Сейчас существует несколько компьютерных программ для транспонирования (перевода тональности) песен. Юные певцы и гитаристы пользуются ими неохотно, и это неудивительно. Гитарный аккомпанемент не математическая наука. Бывает, что в песне в тональности Dm на пятой ступени лучше звучит A7, но в той же песне в тональности Am доминантсептаккорд в открытой позиции звучит или резко, или невнятно, или сбивает с вокального интонирования. Программа для транспонирования в этом случае не учтёт особенностей обращения аккорда и не предложит благозвучную доминанту E. Поэтому при транспонировании лучше не полагаться на программы, которые переводят механически, а думать самому. Так делают опытные музыканты, держа правила транспонирования в голове. Правила не сложны, усваиваем мы их на уроках, а запомнить их помогают несколько опорных сигналов, которые я здесь размещаю. Кстати, мне, учившемуся по методике своих земляков Виктора Фёдоровича Шаталова и Майи Семёновны Винокур, система опорных сигналов: схем, таблиц, графиков, эффективно помогает всю жизнь.

Также эти таблицы тональностей удобно использовать как для подбора песен по слуху, так и для написания собственных песен. Они помогают сориентироваться в тональности и тональных функциях, исключить из подбора ненужные аккорды. Выбирать потребуется не из многих тысяч аккордов, которые можно взять на гитаре, а только из семи основных. Конечно, речь идёт о несложной, популярной музыке. Вообще же в музыке возможно всё, и талантливый композитор постарается уйти от избитых последовательностей, выйти за рамки семи ступеней. Но пока чаще случается так, что чем больше количество слушателей у вокального произведения, тем меньше в нём аккордов. Тем не менее, даже наторелые музыканты хранят в памяти знания в виде таких структурированных таблиц.

МИНОРНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ

I
t
тоника
II III IV
s
субдоминанта
V
d
доминанта
VI VII
Am
A7
A
B7 (H7) C Dm
[D]
[D7]
E
Em
E7
F G
G7
Em
E
E7
F#7
F#
G Am
[A]
[A7]
B7 (H7)
Bm (Hm)
B (H)
C D
D7
Dm
D7
D
E
E7
F Gm
[G]
[G7]
A7
Am
A
Bb (B) C
C7
Bm (Hm)
B7 (H7)
B (H)
C#7 D Em
[E]
[E7]
F#
F#m
F#7
G A
A7

Распространённые последовательности аккордов: t-s-d-t / t-d-t / II-d-t / III-VII / VII-III / Tdur-s / Tdur-s-VII-III-VI-s-d-t

dur – (от латинского durus) то же, что мажор

МАЖОРНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ

I
T
тоника
II III IV
S
субдоминанта
V
D
доминанта
VI VII
C
C7
Dm
[D]
Em
E
F G
G7
Am
A
B7 (H7)
G
G7
Am
[A]
Bm (Hm)
B7 (H7)
C D
D7
Em
E
F#
F#7
F
F7
Gm
[G]
Am
A7
Bb (B) C
C7
Dm
D
E
E7
D
D7
Em
[E]
F#m
F#
G A7
A
Bm (Hm)
B (H)
C#
C#7
A
A7
Bm (Hm)
[B7] (H7)
C#m
C#7
D E
E7
F#m
F#
G#
G#7

Остальные тональности можно построить аналогично, с помощью следующей памятки.

Дубль-диезы и дубль-бемоли не использовать.

Пример: Построим тональность G#m

1. Пишем буквенные обозначения звуков. Вспомним последовательность нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, (кошка ехала в такси), и построим эту же последовательность, только от ноты соль (G) и по кругу: соль, ля, си, до, ре, ми, фа.

I
t
тоника
II III IV
s
субдоминанта
V
d
доминанта
VI VII
G A B (H) C D E F

2. Добавляем ладовые различия, по аналогии с уже известными нам минорными тональностями. Субдоминанта, как правило, минорная, но могут быть варианты. Доминанта может быть любая, но на первое место ставим пока мажорную. Тоника — понятно, что минорная, но может измениться — преобразоваться в мажор и сама стать доминантой к собственной субдоминанте. Остальные ступени мажорные, а II и VII часто могут быть септаккордами на основе мажора.

I
t
тоника
II III IV
s
субдоминанта
V
d
доминанта
VI VII
Gm
G
G7
A7 B (H) Cm
[C]
[C7]
D
Dm
D7
E F
F7

3. Пожалуй, самое трудное в вычислении — добавляем знаки альтерации. Для этого отсчитываем интервалы между звуками по принципу минорной гаммы: от соль-диез до ля — полутон, а должен быть тон — пишем ля-диез. От ля-диез до си — полутон, и должен быть полутон — оставляем си. От си до до — полутон, а должен быть тон — пишем до-диез, и т. д.

I
t
тоника
II III IV
s
субдоминанта
V
d
доминанта
VI VII
G#m
G#
G#7
A#7 B (H) C#m
[C#]
[C#7]
D#
D#m
D#7
E F#
F#7

Видеоиллюстрация:
Кому-то может показаться: ну зачем мне тональность G#m? Каподастр на 4-й лад и вся недолга. Ан нет! Вот вам, например, песня, начинающаяся в тональности C#m, которую тоже якобы можно было играть с каподастром на 4-м, но потом — бац! модуляция в Dm и мы понимаем, что всё лучше звучит именно на открытых струнах. Поэтому при случае надо разбираться и в таких тональностях.

Бриндуша (Д. Бережний – М. Вінграновський)

Вычисление знаков тональности с помощью гамм понятно, наглядно и в результате более практично, чем вычисление по порядку появления диезов и бемолей. Знаете, почему? Мажорная и минорная гаммы всегда под рукой: вот До мажор, вот ля минор на вашей гитаре. Можно увидеть последовательность интервалов и построить аналогичные от любой ноты. Система же «фа-до-соль-ре-ля-ми-си», «последний диез на ноту ниже тоники» и т. д. требует большего запоминания правил, исключений к ним, непростых вычислений ключевых знаков минорных тональностей. Попробуйте, например, определить знаки альтерации в тональностях соль-бемоль минор или Соль-диез мажор. При вычислении с помощью гамм сразу видно, что эти тональности для записи не используются. Учитывая, что работать нужно с широким кругом самых разных людей, желающих петь и аккомпанировать, рассчитывать на запоминание ими множества правил не приходится. По этой же причине в таблицах тональностей я опустил некоторые обозначения, в частности, что III и VI ступени это медианта (m) и субмедианта (sm). А самые старательные и неленивые ученики, конечно, пойдут дальше и узнают, что…

Считается, что всего тональностей 24, а не 30, из-за энгармонического равенства (совпадения): Энгармонически равные минорные тональности: G#m = Abm, соль-диез минор и ля-бемоль минор D#m = Ebm, ре-диез минор и ми-бемоль минор A#m = Bbm (Bm), ля-диез минор и си-бемоль минор Энгармонически равные мажорные тональности: B (H) = Cb, Си мажор и До-бемоль мажор F# = Gb, Фа-диез мажор и Соль-бемоль мажор C# = Db, До-диез мажор и Ре-бемоль мажор 30 − 6 = 24 Уроки пения? Вокала? Или уроки игры на гитаре? Почему важно учиться петь и аккомпанировать на гитаре одновременно. Кто и где обучает этому. Как не ошибиться в выборе преподавателя. Плюсы и минусы обучения в музыкальной школе. Как не попасть в сети видеошкол. Видео-уроки, персональные уроки или дистанционные уроки по скайпу онлайн — что лучше? Ответы здесь: Школа пения и аккомпанемента на гитаре Смотрите также: Гитара + Вокал. Учимся по Skype; О «правильных» схемах аккордов; Схемы аккордов для левшей; Как научиться петь и аккомпанировать на гитаре одновременно; Коллекция гитарных боёв; Схемы гитарных боёв; Универсальная таблица аккордов. Построение и аппликатуры; Универсальные схемы расположения ступеней тональностей на грифе гитары; Расположение нот на грифе гитары; Как завершить песню красиво; «Постановка голоса» Электронное учебное пособие для самоподготовки студентов; Табулатуры, аккорды, ноты и видеоразборы на заказ; Устройство гитары. Интерактивное приложение; Мотивация без криков и оценок; Из опыта работы с одарёнными учащимися; О некоторых особенностях и отличиях школы; Смешные случаи и курьёзы из моей музыкальной и педагогической практики

Источник

Игра на гитаре

Транспозиция мелодии.

Краткая таблица тональностей

Тональности I
T
II III IV
S
V
D
VI VII
1 Cm C D Eb F G Ab B
2 Dm D E F G A B C
3 Em E F# G A H C D
4 Fm F G Ab B C Db Eb
5 Gm G A B C D Eb F
6 Am A H C D E F G
7 Bm B C Db Eb F Gb Ab
8 Hm H C# D E F# G A
9 C C D E F G A H
10 D D E F# G A H C#
11 E E F# G# A H C# D#
12 F F G A B C D E
13 G G A H C D E F#
14 A A H C# D E F# G#
15 B B C D Eb F G A
16 H H C# D# E F# G# B

I, IV и V – устойчивые ступени, на которых располагаются: T – тоническое трезвучье, S – субдоменантовое трезвучье и D – доминантсептаккорд.

Полная таблица тональностей
Тональности I
T
II III IV
S
V
D
VI VII
1 Cm C Db D Eb E F Gb G Ab A B H
2 C#m C# D D# E F F# G G# A B H C
3 Dm D Eb E F Gb G Ab A B H C Db
4 D#m D# E F F# G G# A B H C C# D
5 Em E F F# G G# A B H C C# D D#
6 Fm F Gb G Ab A B H C Db D Eb E
7 F#m F# G G# A B H C C# D D# E F
8 Gm G Ab A B H C Db D Eb E F Gb
9 G#m G# A B H C C# D D# E F F# G
10 Am A B H C C# D D# E F F# G G#
11 Bm B H C Db D Eb E F Gb G Ab A
12 Hm H C C# D D# E F F# G G# A B
I
T
II III IV
S
V
D
VI VII
13 C C C# D D# E F F# G G# A B H
14 C# C# D D# E F F# G G# A B H C
15 D D D# E F F# G G# A B H C C#
16 Eb Eb E F Gb G Ab A B H C Db D
17 E E F F# G G# A B H C C# D D#
18 F F Gb G Ab A B H C Db D Eb E
19 F# F# G G# A B H C C# D D# E F
20 G G G# A B H C C# D D# E F F#
21 Ab Ab A B H C Db D Eb E F Gb G
22 A A B H C C# D D# E F F# G G#
23 B B H C Db D Eb E F Gb G Ab A
24 H H C C# D D# E F F# G G# A B

Например, возникает необходимость транспонировать последовательность аккордов Am – Dm – E7 – Am из тональности Am в тональность Dm .

Выписываем из таблицы соответствующие ступени тональностей Am и Dm (см. строки 6 и 2 Краткой таблицы тональностей) одна под другой.

I IV V I
Тональность Am A D E A
Тональность Dm D G A D

Далее проставим соответствующие цифровые обозначения аккордов. Таким образом, последовательность аккордов Am – Dm – E7 – Am транспонируется в Dm – Gm – A7 – Dm.

Источник

Оцените статью