Аккорд. Трезвучие. 4 вида трезвучий.
Аккорд — созвучие трех или более звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям.
Аккорд состоящий из трех звуков называется трезвучие.
Строение трезвучия.
Мы уже выяснили, что трезвучие состоит из трех звуков.
Нижний звук называется основным звуком трезвучия или примой и обозначается цифрой 1.
Второй звук трезвучия называется терцией и обозначается цифрой 3.
Третий звук называется квинтой и обозначается цифрой 5.
Существует 4 вида трезвучий.
Два самых главных вида трезвучий – это большое и малое трезвучие.
- Большое (мажорное) трезвучие – состоит из большой и малой терции.
- Малое (минорное) трезвучие – трезвучие, состоящее из малой и большой терции.
Помимо мажорного и минорного трезвучия существует уменьшенное и увеличенное трезвучие, которые употребляются реже, чем первые два вида.
- Уменьшенное трезвучие состоит из двух малых терций.
- Увеличенное трезвучие состоит из двух больших терций.
Зная порядок терций, можно построить любое трезвучие от заданного звука.
Еще раз напомним строение 4 видов трезвучий:
- Большое (мажорное) трезвучие – б.3 + м.3
- Малое (минорное) трезвучие – м.3 + б.3
- Увеличенное трезвучие – б.3 + б.3
- Уменьшенное трезвучие – м.3 + м.3
Пример построения трезвучия от заданного звука «ля»:
Источник
Аккорды
АККОРД, ТРЕЗВУЧИЕ, ВИДЫ ТРЕЗВУЧИЙ.
КОНСОНИРУЮЩИЕ И ДИССОНИРУЮЩИЕ ТРЕЗВУЧИЯ.
ОБРАЩЕНИЯ ТРЕЗВУЧИЙ.
Аккордом называется одновременное сочетание трех или более звуков, которые расположены (или могут быть расположены) по терциям.
Аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных по терциям, называется трезвучием.
Аккорд (в своем исходном виде) строится от нижнего звука вверх.
От того, какие терции участвуют в образовании трезвучия и каков порядок их расположения, зависит вид трезвучия.
Из больших и малых терций образуются четыре вида трезвучий:
1. Мажорное или большое трезвучие состоит из большой терции внизу и малой — вверху, между крайними звуками образуется интервал чистой квинты.
2. Минорное или малое трезвучие состоит из малой терции внизу и большой — вверху, между крайними звуками также чистая квинта.
3. Увеличенное трезвучие состоит из двух больших терций, поэтому между крайними звуками образуется интервал увеличенной квинты.
4. Уменьшенное трезвучие состоит из двух малых терций, между крайними звуками образуется уменьшенная квинта.
Все интервалы, составляющие мажорное и минорное трезвучия, являются консонирующими (благозвучными) интервалами. В число интервалов, составляющих увеличенное и уменьшенное трезвучия, входят диссонирующие (неблагозвучные) интервалы (ув.5 и ум.5).
Поскольку присутствие хотя бы одного диссонанса в аккорде оказывает влияние на его окраску в целом, мажорное и минорное трезвучия являются консонирующими, а увеличенное и уменьшенное — диссонирующими.
Основной вид трезвучия подразумевает, что его звуки расположены по терциям, как показано на рисунке выше.
Звуки аккорда имеют названия в его контексте. Эти названия образуются из интервалов между каждой нотой аккорда и его основным тоном. А именно: основной тон (звук), от которого Вы начинали построение аккорда, называется примой этого аккорда; второй звук, терцией выше примы — терция этого аккорда, и так далее. Эти названия, пока речь идет о данном аккорде, присущи нотам независимо от их взаимного расположения. Например, если некое трезвучие в исходном виде оказалось состоящим из нот «фа», «ля» и «до», то в контексте этого аккорда можно (и нужно) заменять названия нот: «фа» называть «примой» данного аккорда, «ля» — терцией, и «до» — квинтой. Эти названия остаются законными для каждой из трех нот, независимо от того, как эти ноты будут взяты на инструменте. Мы можем, например, взять «фа» нижним звуком аккорда, затем, выше него — «до», и на самом верху — «ля» в другой октаве. Несмотря на изменение порядка звуков в аккорде, их имена остаются прежними: «фа» — прима, «ля» — терция, и «до» — квинта:
Следует понимать, что ни эмоциональная окраска, ни гармоническая функция аккорда никак не изменяется при таких перестановках, поэтому такой аккорд продолжает оставаться трезвучием, и имена его отдельных звуков сохраняются. И это действует до тех пор, пока звучит данный аккорд. Разумеется, окажись нота «фа» в составе такого терзвучия:
она должна будет называться уже не «примой», а «терцией». Эти названия отражают не столько высоту ноты, сколько ее смысловую роль в аккорде. В дальнейших занятиях Вы убедитесь, что это сделано разумно.
Если взять аккорд в его основном виде и переместить его нижний звук на октаву вверх, то получившееся созвучие будет обращением исходного — так же, как мы это делали с интервалами. Если снова взять нижний звук нового аккорда (это будет уже его терция) и тоже переместить на октаву вверх, — еще одно обращение. Если проделать это еще раз (теперь двигаться будет квинтовый тон), то в итоге получится снова исходное трезвучие, но октавой выше. И разумеется, чем больше нот в составе исходного созвучия, тем больше обращений оно может иметь. Иными словами, «обращение» — это способ расположения звуков аккорда по высоте таким образом, что в роли его нижнего звука выступает какой-либо другой звук, кроме примы. Здесь имеет значение именно нижний звук — от расположения остальных звуков обращение не зависит. Обращения трезвучий тоже имеют собственные имена: первое обращение называется секстаккордом и обозначается добавлением цифры 6 к имени трезвучия, второе — квартсекстаккордом — обозначается двумя цифрами 6 и 4 (или 4 и 6).
Просьба не путать с буквенно-цифровыми обозначениями для гитары.
Ниже на рисунке приведены обращения в До-мажоре.
Цифры около нотных головок напоминают Вам имена этих нот в аккорде.
Названия обращений образуются от интервалов между крайними звуками и между нижним звуком и примой аккорда. Секстаккорд обозначается цифрой «шесть», так как в нем интервал сексты образуется между нижним звуком и примой (да и между крайними звуками тоже). Квартсекстаккорд обозначается цифрами «4/6» или «6/4», так как от нижнего голоса до примы в нем интервал кварты, а между крайними звуками — сексты.
Для того, чтобы построить тонический секстаккорд или квартсекстаккорд в определенной тональности, необходимо исходить из основного вида трезвучия, и затем при помощи обращения находить требуемый аккорд.
Например, требуется построить тонический секстаккорд в Ре-мажоре или квартсекстаккорд в Си-миноре:
Для того чтобы уметь быстро строить обращения мажорного и минорного трезвучий от любого звука и определять их тональности, рекомендуется знать: 1) какие интервалы образуются между соседними звуками аккорда и 2) что в секстаккорде нижним звуком выступает терцовый тон, а в квартсекстаккорде — квинтовый.
Таблица интервального строения обращений мажорного и минорного трезвучий.
мажорный секстаккорд минорный секстаккорд мажорный квартсекстаккорд минорный квартсекстаккорд | м. 3 + ч. 4 б. 3 + ч. 4 ч. 4 + б. 3 ч. 4 + м. 3 |
Зная интервальное строение обращений мажорного и минорного трезвучий и положение в них основного звука, легко построить заданный аккорд.
Например, требуется построить от звука ре мажорный секстаккорд
получили секстаккорд Си-бемоль мажора.
Требуется от звука ре построить минорный квартсекстаккорд:
получили квартсекстаккорд соль минора и т.п.
Другая технология, возможно, помедленнее, но основывается не на вызубривании таблицы выше, а на полном понимании происходящего. Если Вы заставите себя следовать ей с самого начала, то в последствии будете намного легче ориентироваться в сложной гармонии. Эта технология пошаговая.На этом же примере (построение мажорного секстаккорда от ноты «ре») шаги будут такие:
1. Если «ре» — нижний звук искомого секстаккорда, то «ре» — его терция;
2. Если «ре» — терция, то прима того же аккорда находится большой терцией ниже (большая — потому что требуется мажор). Следовательно, прима будущего аккорда — нота «си-бемоль»;
3. Прима и терция нам уже известны, находим тон квинты: то есть, отмеряем чистую квинту вверх от примы. Получаем ноту «фа»;
4. Полученные три ноты — «си-бемоль», «ре» и «фа» располагаем на линейках в любом порядке, только чтобы нота «ре» была самой нижней в аккорде. секстаккорд построен. Повторим, эта технология поначалу выполняется медленнее — сначала мы находим ноты, из которых аккорд должен состоять, а только потом эти ноты располагаем на линейках в нужном порядке. Но при этом мы полагаемся не на заученную таблицу (которую нетрудно и забыть!), а на полное понимание сути. Это надежнее, и в итоге — все равно эффективнее, поверьте!
Главные трезвучия в мажоре и миноре. Соединения главных трезвучий.
На всех ступенях мажора и минора можно построить трезвучия. Если построить эти трезвучия на всех ступенях гаммы натурального мажора и используя ТОЛЬКО ноты этой гаммы, мы видим, что три из них (на главных ступенях I, IV и V) — окажутся мажорными трезвучия. Каждое трезвучие имеет самостоятельное название (происходящее от названия ступени, на которой оно построено).
Трезвучие I ступени называется тоническим,
трезвучие IV ступени — субдоминантовым,
трезвучие V ступени — доминантовым.
Эти трезвучия ярче всех других выражают ладовые функции (то есть взаимоотношения устойчивых и неустойчивых звуков), поэтому они называются главными трезвучиями и обозначаются так же, как и главные ступени, T, S, D:
Построив трезвучия на всех ступенях натурального минора, мы видим, что в противоположность мажору, главными трезвучиями минора оказываются минорные трезвучия. Они обозначаются как и главные трезвучия мажора, но малыми буквами t, s, d:
Как видим, мажорное или минорное наклонение трех главных трезвучий ладу СОВПАДАЮТ с наклонением самого лада.
Строение главных трезвучий в гармонических видах мажора и минора отличается от натуральных видов. В мажоре от понижения VI ступени образуется минорное субдоминантовое трезвучие, придающее гармоническому мажору более мягкий характер, а в миноре от повышения VII ступени образуется мажорное доминантовое трезвучие, приносящее собою в минор некоторые черты мажорного лада:
Вследствие того, что главные трезвучия являются гармонической основой лада, они широко применяются в музыке, поэтому необходимо знать их простейшие соединения.
Соединением аккордов называется последовательность их при плавном движении голосов (голосоведении). Под «голосом» мы подразумеваем один звук аккорда. При восприятии музыки любой человек подсознательно отслеживает горизонтальные связи между этими голосами. То есть, оценивает, как соединяется верхний звук одного аккорда с верхним — другого; средний — со средним и т.д. То есть, музыка рефлекторно воспринимается как подобие некоего хора, где каждый голос исполняется живым человеком. Так вот, «голосоведением» называется манера композитора в обращении с каждым голосом в отдельности. При хорошем голосоведении ВЫ можете прямо-таки извлечь любой голос из недр аккорда и исполнить его как самостоятельную мелодию. Если голосоведение было продумано хорошо, то любой голос звучит гладко, поется легко, не содержит резких скачков.
Последовательность, образованная несколькими аккордами, называтся гармоническим оборотом.
Рассмотрим примеры простейших соединений главных трезвучий и их обращений:
Здесь показано соединение аккордов лишь в их простейшем, «лабораторном» виде. В реальной музыке, конечно, композитор имеет дело чаще всего с намного большим числом голосов, но принцип соединения все-таки продолжает работать и здесь. Сколько бы голосов ни участвовало в аккорде, при соединении следует стремиться к плавному, без скачков, движению КАЖДОГО голоса в отдельности.
Позже мы познакомимся с побочными трезвучиями мажора и минора.
Источник
Таблица трезвучий от всех нот
Трезвучие — это созвучие, состоящее из трех звуков, расположенных, как правило, по терциям. Трезвучие лежит в основе большинства аккордов.
Существует четыре типа трезвучий, которые образуются путем комбинации большой и малой терции:
Звуки трезвучия имеют свои названия. Первый звук — основной тон (также прима, тоника), от которого строится трезвучие. Второй — терцовый тон, который относительно основного тона расположен на терцию выше. Тредий — квинтовый тон, который относительно основного тона расположен на квинту выше.
Мажорное трезвучие обозначается буквой латинского алфавита, указывающей на ноту, от которой построено трезвучие (основной тон, тоника) — C, C#, D, E, E и т.д. Для того чтобы обозначить мажорное трезвучие, не привязанное к определенной ноте, используют заглавную латинскую букву M. Все остальные трезвучия (а также аккорды, септаккорды, доменантсептаккорды и т.д.) обозначают путем добавления к обозначению ноты, от которой построено трезвучие, специальные буквы, цифры или символы. Для обозначения минорного трезвучия используют строчную латинскую букву m — Cm, C#m, Dm, Em, Em и т.д. Для обозначения увеличенного трезвучия добавляют символ «+» (или +5) — C+, C#+, D+, E+, E+ и т.д. Для обозначения уменьшенного — сокращение dim (от англ. diminish — уменьшать) — Cdim, C#dim, Ddim, Edim, Edim и т.д.
Сведем в таблицу все трезвучия с их характерными строениями и различными вариантами буквенно-цифрового обозначения:
Вот как трезвучия выглядят в аппликатуре на одной струне:
На рисунке выше синим цветом () обозначена первая ступень (тоника) мажорного трезвучия, красным () — минорного трезвучия, зеленым () — увеличенного и уменьшенного трезвучий. Серым цветом () — терцовый и квинтовый тона (третья и пятая ступени соответственно), а так же показана взаимосвязь с натуральным мажорным ладом, от которого трезвучия получили свои ступеневые формулы.
Для примера, посмотрите, как расположены ноты всех трезвучий, построенных от ноты C-до на второй струне:
На практике чаще трезвучия строят на трех струнах, т.е. одна ступень — одна струна. Ниже приведены аппликатуры всех 4-х типов трезвучий с тоникой на 6-ой, 5-ой, 4-ой и 3-ей струнах:
Мажорное трезвучие: |
Минорное трезвучие: |
Увеличенное трезвучие: |
Уменьшенное трезвучие: |
Как видно из этих схем, Вам надо запомнить всего четыре аппликатуры по одной для каждого типа трезвучия. При игре на низких струнах, когда ни одна из ступеней не попадает на 2-ю и 1-ую струны, они применяются без изменения. Когда попадают на 2-ую или 2-ую и 1-ю — необходимо просто учитывать полутоновое смещение на этих струнах:
Также запомните аппликатуры трезвучий со ступенями на двух струнах:
Еще один важный момент, который стоит отметить, — это типы трезвучий, которые можно построить от каждой ступени натурального мажорного лада. На следующей схеме это показано наглядно (если от ступени строится мажорное трезвучие, она отмечена синим , если минорное — красным , уменьшенное — зеленым ):
Упрощенно для натурального мажора запишем так:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
M | m | m | M | M | m | m-5 |
Таким образом, мы получили схему натурального мажорного лада (и, соответственно, параллельного ему натурального минорного) из которой видно, какие ступени в ладу «минорные», а какие «мажорные» (седьмая ступень в мажоре и она же вторая в миноре исключение, как показано выше, от нее строится уменьшенное трезвучие).
Помнить эту схему важно, так как она определяет не только типы трезвучий, которые можно построить от той или иной ступени натурального мажора, но и аккорды, септаккорды, пентатоники, диатонические лады.
Ниже приведена подобная схема для наиболее распространенных условно-диатонических ладов (зеленым цветом отмечены ступени, от которых строится либо уменьшенное, либо увеличенное трезвучие):
В разделе Аккорды мы подробно распишем все трезвучия, а значит и аккорды, которые можно пострить на ступенях этих ладов.
Если от определенной ступени условно-диатонического лада можно построить два разных типа трезвучий, то предпочтение отдается, в первую очередь, мажорным и минорным. Если от ступени строится уменьшенное и увеличенное трезвучие, предпочтение отдается уменьшенному. У гармонического мажора от третей ступени строится как мажорное, так и минорное трезвучие.
Трезвучие можно расположить таким образом, при котором нижним звуком становится не первая ступень (она же тоника), а вторая или третья. Такое расположения звуков в трезвучии называют обращением трезвучия. В следующем примере трезвучие до-мажор — С и ля-мажор — А:
Из рисунка ниже видна аппликатурная взаимосвязь трезвучия и обращений трезвучия на грифе гитары: построение аппликатуры обращения — это перенос 3-ей либо 3-ей и 5-ой ступеней на октаву ниже по сравнению с основным трезвучием. Вы можете запомнить аппликатуры для всех типов обращений, а можете держать в голове схему их построения от основных трезвучий: просто помните, что ступени 3 и 5 «вертятся» вокруг 1-ой и о полутоновом смещении на 1-ой и 2-ой струнах.
Приведем аппликатуры обращений для всех типов трезвучий:
Как видно из рисунка, аппликатуры трезвучий (и обращений), построенных от 5-ой, и 6-ой струн, одинаковы.
А теперь посмотрим, как выглядят обращения трезвучий на 6-и струнах:
Мажорное трезвучие: |
Минорное трезвучие: |
Увеличенное трезвучие: |
Уменьшенное трезвучие: |
Играть трезвучия по выше приведенным схемам не всегда удобно с точки зрения аппликатуры. На практике часто используют смещенные схемы. Один из приемов — это игра в рамках октавной позиции. Рассмотрим, как можно заполнить обращениями трезвучий каждую октавную позицию.
Октавная позиция Ep:
Ep | |
Октавная позиция Dp:
Dp | |
Октавная позиция Cp:
Cp | |
Октавная позиция Ap:
Ap | |
Октавная позиция Gp:
Gp | |
Кроме того, смещать аппликатуры можно и не задерживаясь в рамках одной октавной позиции. Один из примеров мажорного трезвучия:
Играйте арпеджио трезвучий — это отличное упражнение для развития слуха. А некоторые упражнения Вы найдете в разделе Упражнения — Игра гамм трезвучиями.
Вы можете внести свой вклад в развитие ресурса:
Номер WebMoney wmr: R691549532957
Источник