Табулатура для фортепиано это

Как научиться читать ноты: для пианино, гитары, ноты басового ключа

  • Позвонить
  • Забронировать
  • telegram-бот
  • Написать

Как читать ноты

Нотные записи для барабана, скрипки, фортепиано и гитары отличаются в частностях, но основа у них общая. Чтобы их читать, нужно освоить базовые понятия: нота, ключ, нотный стан, ключевой знак, ритм. И тогда музыкальная азбука станет понятной и доступной, как привычный книжный алфавит.

Языку нот – тысячи лет, и за это время он претерпел множество изменений. Нотная запись в привычном для нас виде существует более 300 лет, и, при кажущейся внешней простоте, постичь ее непросто. Чтобы научиться читать ноты, придется выделить время и набраться терпения. И если планы не ограничиваются любительским интересом, а связаны с дальнейшим профессиональным освоением музыки, лучше всего это делать под руководством специалиста в помещении под репетиционную базу (в Москве их предостаточно), чтобы сразу отрабатывать навыки.

Содержание

С чего начинать освоение музыкальной азбуки?

Универсальных приемов, одинаково действенных для всех, нет: на характер восприятия влияет и склад ума, и наличие слуха, и даже темперамент. Отметим, что «сиюминутных» методик, призванных научить читать ноты, не существует. Наука достаточно сложная, и начинается все с азов, а именно – запоминания основополагающих принципов и понятий музыкальной грамоты:

  • Нотный стан – расположенные на определенном расстоянии друг от друга параллельные линии, знакомые с детства практически каждому. Они пронумерованы, и отсчет начинается снизу.
  • Скрипичный ключ – это, по сути, стартовая точка для всех голосов, а также инструментов высокого регистра. Он размещается на второй линии стана и обозначает «соль» первой октавы. На прочих линиях стоят обозначения E G B D F — ми, соль, си, ре, фа. Между линиями располагаются фа, ля, си, ми — F A C E. Запоминание облегчают мнемонические подсказки: «F A C E изменилась в лице» (по-английски face и означает «лицо») и так далее. Ключ позволяет читать ноты для скрипки уверенно, как газетную страницу.
  • А вот для бас-гитары, тромбона и других «представителей» нижнего регистра используется басовый ключ. Он ставится на четвертой линейке стана и обозначает «фа» малой октавы. Без него трудно освоить ноты для фортепиано . Как читать вокальную партитуру для низкого голоса, тоже подскажет басовый ключ. Пять линий несут обозначения для звуков соль, си, ре, фа, ля — G B D F A. Между линиями располагаются A C E G — ля, до, ми, соль.
  • Элементы ноты – это совокупность определенных символов. Головка представляет собой пустой или закрашенный овал и указывает, какую ноту необходимо сыграть исполнителю. С этим элементом соединяется вертикальная тонкая линия – штиль, который может быть направлен вверх или вниз, что никак не отображается на «качестве» ноты, но служит для удобства работы с нотным станом. Конец штиля венчает флажок, всегда направленный вправо. Совокупность всех трех элементов формирует информацию для музыканта о длительности ноты и начале ее звучания.

Помимо этого, придется освоить тонкости ритма и метра, вникнуть в лиги и точки, выучить гамму до мажор. И если на этих этапах желания стать ближе к музыке не уменьшится, можно смело арендовать помещение под репетиционную базу в Москве (недорого и профессионально – ориентируйтесь на сочетание этих факторов) и продолжать протаптывать дорожку в мир искусства.

Обозначения для барабанов ↑

Остановимся теперь на особенностях табулатур для отдельных инструментов. Новичку может показаться, что разбирать ноты для барабанов — как читать шифрованную записку. Так происходит потому, что барабанная табулатура, помимо ключей, графических изображений звуков и ключевых знаков, содержит специальные обозначения. Они указывают исполнителю, на каком барабане играть и как именно по нему бить. Например, символ BD — это «бочка» (бас барабан), HH — хай-хэт (тарелки со стойкой), SD — малый барабан, RC и СС — тарелки без стойки.

Сила удара обозначается так: о — обычный удар, О — сильный, d — сдвоенный и так далее. Для тарелок есть свои знаки: х — ударить с обычной силой, Х — ударить сильно, # — ударить и поймать тарелку. Помимо специфических символов, табулатура содержит пояснения к размеру композиции, и каждый читающий ее барабанщик знает, что именно ему делать в любой момент времени.

Гитарная табулатура ↑

Чтобы разобраться, как читать ноты для гитары, нужно запомнить важное правило: гитарная табулатура говорит исполнителю, как поставить пальцы, а не какие извлечь звуки. Линии в записи гитарной партии обозначают струны (нижняя — самая толстая). Цифры — это лады. Ноты, расположенные на общей вертикали, играют одновременно — получается аккорд. Запись читают, словно книгу: слева направо, опускаясь на нижнюю строку только после того, как закончилась верхняя. Длительность звуков чаще всего не обозначается.

Музыкальная грамота для пианино ↑

Каждая клавиша на пианино — это нота. Через каждые 12 клавиш они повторяются. В записи обозначения звуков для черных клавиш выделяют жирным шрифтом. До того какосваивать табулатуры к этому инструменту, необходимо научиться читать ноты для басового ключа. Запись партии для пианино содержит два стана. Первый, верхний (под знаком скрипичного ключа) — для правой руки. Второй, нижний (с басовым ключом) — для левой.

В табулатуре встречаются ключевые знаки: # — диез, b — бемоль, — бекар. Они обозначают:

  • диез — повышение всех звуков, обозначенных в строке справа от него, на полутон, а двойной диез — на тон;
  • бемоль и двойной бемоль — понижение звука на полтона и тон соответственно;
  • бекар — отмену ключевых знаков для ноты, расположенной за ним.

Нужно помнить, что ноты с ключевыми знаками — это черные клавиши.

Для игры на фортепиано (пианино) используют педали. В табулатуре есть обозначения только для правой, которая называется педалью удержания или форте. Ее нажимают, когда видят ниже ноты слово «Ped.», а отпускают при появлении значка звезды.

Теоретически как читать ноты для пианино может подсказать самоучитель. На практике навык требует усидчивости, внимания и хорошей памяти. Полезны будут виртуальные и печатные тесты, которые позволяют оперативно проверить, насколько хорошо освоен материал. Их желательно выполнять ежедневно, чтобы довести чтение музыкальной грамоты до автоматизма, необходимого профессионалу. Педагоги рекомендуют также упражнения для общего развития памяти и концентрации внимания (выполнять по 15-30 минут каждый день).

Полезные советы ↑

До того, как вы научитесь легко читать ноты, пройдет немало времени. Возьмите на основу несколько важных правил и четко следуйте им.

1. Музыка любит время, поэтому осваивать ее азы впопыхах, «для галочки» – значит заранее спрогнозировать неудачу.
2. Постоянная практика – залог успеха. Подкрепляйте знания, играя на любимых инструментах, погружаясь в прослушивание музыки, отстукивая понравившиеся такты.
3. Работа над сольфеджио – еще один важный пункт, который поможет слышать ноты и тренировать слух.

И помните, музыка любит настойчивых, трудолюбивых и терпеливых. Так что дерзайте!

Источник

Аккорды на фортепиано таблица и сочетание

Изучение основных терминов в музыке, умение разбираться в аккордах позволяет быстрее освоить музыкальный инструмент.

Чистый, насыщенный звук приобретается с включением в игру аккордов. Они творят гармонию песен для фортепиано, а еще помогают:

  • развивать моторику пальцев;
  • сосредотачиваться на чтении с партитуры;
  • улучшать восприятие музыки;
  • учиться импровизации, созданию собственных композиций.

Текст часто сопровождают гитарные аккорды, чтобы знать, как, когда, где зажимать струну.

Перед практическими занятиями важно познакомиться с обозначением базовых аккордов для фортепиано, их структурой, видами, чтобы строить гармоничные последовательности.

Всего существуют 24 аккорда в тональностях мажорной, минорной.

Что это такое?

Расположенные по терциям минимум три или больше звуков — это аккорды. Высота не ключевой показатель. До мажором считаются ноты «до», «ми», «соль» каждой октавы.

Даже если аккорд содержит 6 нот, три из них могут дублироваться из другой октавы.

Гамма имеет иное расположение, от C до H или B, соответственно от «до» — «си».

Для начинающих важно знать название аккордов, тональность песни, определять звуки по терциям, что позволит дальше самостоятельно подбирать мелодии.

Аккорды также объединяются в определенные группы, категории. Они даются в цифро-буквенном виде, универсальны для любых клавишных инструментов.

Играются чаще левой рукой, правая отвечает за основное звучание на фортепиано песни.

Какие же бывают?

  • минорные, мажорные (за интервалом);
  • увеличенные, уменьшенные;
  • устойчивые, неустойчивые (место в тональности);
  • диатонические, хроматические(в системе музыки).

Классификация по количеству звуков

Аккорды различают по количеству звуков, основной звуковой ряд насчитывает 7 звуков, начинается с «до», заканчивается «си».

Эти ноты относятся к первой октаве. Подобные названия они будут иметь в следующих октавах. Существуют так же звуки ниже, расположенные до начальной октавы.

«До» — своеобразная база для данной гаммы. Музыкальная теория обозначает ее как первую ступень лада.

Что называется ладом? Это подобранное звуковое расположение в октаве, выполняющее функцию особого взаимодействия между друг другом.

Любому звуку гаммы присваивается определенный ступень (номер), выражающийся римской цифрой. Октаве свойственно заканчиваться ступенью номер 1 октавы выше, иногда подписанный как VIII.

Если взять во внимание тонический звук, то созвучия аккордов — это звуки в любой гамме, находящиеся на расстоянии терции.

Чтобы сыграть аккорды на фортепиано, нужно зажимать несколько нот сразу или поочередно.

Аппликатура многое значит, важно уметь правильно держать пальцы. Учитывайте рекомендации:

  1. Пальцы держите расслабленно, в естественном положении, свободно.
  2. Работает сила руки при игре на пианино, а не пальцев.
  3. Руки, плечи чрезмерно не напрягайте.
  4. Для трезвучия используйте большой, средний, мизинец на левой кисти, те же параллельно.
  5. Для аккорда характерный размеренный темп.

Совершенствуйте технику игры на музыкальном инструменте, акцентируйте внимание на конкретном положении пальцев. Тогда научитесь владеть аккордами на фортепьяно быстро, правильно.

Трезвучие

За числом тонов трезвучие состоит из элементарных основных звуков, соответственно квинты, терции, примы. Прима также носит определение — тоника.

Для игры вполне достаточно 3 пальцев руки, однако дополненные трезвучия другими октавами нельзя воспроизвести так легко.

Септаккорды

Изысканное звучание состоит не лишь из трех звуков. Разукрасить, обогатить музыку помогают септаккорды — 4 звуки, находящиеся по терции. Пара крайних звуков имеет интервал — септиму.

В теории есть 7 видов, но их бывает больше. Самые распространенные называются большой мажорный, малые минорный, мажорный, большой увеличенный.

Фонизмы таких аккордов разные: от светлого, мажорного до темного, напряженного.

Большинство других требуют виртуозности, мастерства. Септаккорды используются для придачи популярным песням окраса, яркости, полнозвучности.

Нонаккорды

На этом разнообразие не кончается. При добавлении к звукам 9 ступени получается нонаккорд.

Их функциональные различия (основное — лад) образовывают расстояние интервалов между ступенями. Главные нонаккорды называются малые и большие.

Рекомендации для начинающих музыкантов:

  1. Играйте аккорды на белых клавишах.
  2. Только опираясь на настроение музыки, ее характер, подбирайте нужную последовательность.

Виды в тональности

Построение аккордов осуществляется при знании трезвучий, основная информация поможет в них разобраться. Облегчают запоминание буквенное обозначение нот, поданных ниже.

Латинским алфавитом обозначены звуки:

Для того чтобы не путаться, мажорные звуки записаны только буквами. К минорным приписывают маленькую m (Dm — ре минор).

Когда создаются трезвучия, важно учитывать интервальные промежутки.

В таблице аккордов структурирована информация, подано расшифровку нот.

Мажорные

Составляющие мажорного трезвучия подаются в паре терций.

Терция 1 рассчитана в интервале 2 тона, вторая — лишь полтора тона (малая секунда). Так правильно строить мажорный аккорд.

Для мажорного трезвучия следует взять ноту, выбрать большую терцию, от нее выстроить малую.

Так отображается формула: большая терция + маленькая терция.

Минорные

Ладовая принадлежность (минор) в отличие от мажора в 1-ой терции содержит расстояние в полтора тона, следовательно, во второй — 2.

Чтобы построить минорное трезвучие, надо сперва взять малую терцию, только потом большую.

Это создает различия между минором и мажором.

Обращение аккордов

Овладеть обращением аккордов — необходимый навык для профессиональной игры в будущем.

Обращением называется перестановка, когда нижняя нота поднимается на октаву или наоборот высокий звук ниже. Они все именуются по-разному, для понимания можно оставить трезвучие.

Колорит аккордов зависит от расположения интервала, посередине, наверху, в основе.

Список упражнений даст возможность потренироваться:

  1. Закрыв глаза, выстраивайте септаккорды по определенному плану.
  2. Делайте обращение снизу вверх, а потом наоборот. Сначала медленно, постепенно увеличивая скорость.
  3. Обращение септаккорда с зафиксированным положением пальцев пробуйте перемещать, играя на других нотах.

Это поможет выработать техническую память, чтобы руки на автомате находили клавиши.

Одна рука отвечает за основную мелодию, а вторая — аккомпанемент на фортепиано.

Источник

Оцените статью