Табулатура для гитары во саду

Урок 12 — Во саду ли, в огороде

Играем эти ноты сначала на первой струне, затем то же самое на второй.

Комментарии (12 комментариев) на «Урок 12 — Во саду ли, в огороде»

Я хотел бы научиться песню белая берёза с кинофильма афоня если можно пожалуйста покажите именно как играли на филме

Жора, после прохождения курса, легко научитесь самостоятельно

У меня мизинец выворачивается на безымянный, подскажите может упражнения есть какие-то чтоб разработать, спасибо!

А где все песни которые были в курсах раньше?)

Сергей, это же новый курс, тут новый материал)

Супер курс . Кузнечика прошел. Но тут . нужны пальцы Трансформеры )) пальцы не слушаются совсем. Приходится их выставлять второй рукой.

Здравствуйте. Это нормально,что на первой струну у меня получается хорошо,а как только перехожу на вторую,то получается прям очень плохо: то 8 лад не зажимается,то быстро переставлять пальцы не получается?

Святослав, время. время. 3−4 дня всё будет ок, каждый день по часу по два — всё будет ок.

Думаю, лучше было бы, если бы включали метроном в видео и играли с ним. Я не понимаю, как ориентироваться на метроном. Методом тыка подобрать на нём частоту ударов, которая подойдёт к ритму мелодии? ))

Вопрос: когда работает мизинец, остальные пальцы «нависают» каждый над «своей» зоной (своим ладом) или как получится?

Наталья, да, стоило показать.

Наталья, смотрите как на видео, должно быть видно.

Источник

ВО САДУ ЛИ В ОГОРОДЕ

Народные песни под гитару

_ _
Тексты песен, аккорды, миди, ноты, видеоразбор
_ _

Народная
_ _
_ _
_ _
_ _

_ _ рекомендуемый рисунок:
(в тональности Am)
_ _
Dm A7 Dm
Во саду ли, в огороде
Dm A7 Dm
Девица гуляла, послушать midi
Am E7 Am
Невеличка, круглоличка,
Am E7 Am
Румяное личко.

За ней ходит, за ней бродит
Удалой молодчик.
Он и ходит, он и ходит,
Ничего не молвит.

«Что ж ты, молодец кудрявый,
Ко мне редко ходишь?» —
«Ой, и рад бы я ходить,
Да нечем одарити…

Подарю тебя, милая,
Дорогим подарком,
Дорогим, душа, подарком,
Жемчугом, китайкой». —

«Жемчугу я не хочу, да
Китайки не надо,
Когда любишь, мил, то купишь
Золото колечко;

Когда любишь, мил, то купишь
Золото колечко;
Золотое я колечко
Прижму ко сердечку…»

За ней ходит, за ней бродит
Удалой молодчик.
За ней носит, за ней носит
Дороги подарки.

Дороги-то подарки:
Кумач да китайки.
«Кумачу я не хочу,
Китайки не надо!

Кумачу я не хочу,
Китайки не надо;
Принеси, моя надежа,
Алого гризета,

Чтоб не стыдно было девке
На улицу выйти.
Благодарствую, молодчик,
Снабдил ты девицу!»

Я пойду ли, молоденька,
Во торг торговати,
Что во торг ли торговати,
На рынок гуляти.

Я куплю ли, молоденька,
Пахучия мяты;
Посажу я эту мяту
Подле своей хаты.

«Не топчи, бел-кудреватый,
Пахучия мяты, —
Я не для тебя сажала,
Я и поливала,

Я не для тебя сажала,
Я и поливала,
Для кого я поливала,
Того обнимала».


_ _
А-В Г-И К-М Н-О П-С Т-Я

Источник

Две лёгкие мелодии на гитаре в Ля миноре

Если вы осваиваете гаммы Ля минор и До мажор в первой позиции или только их освоили. Другими словами, если вы начинающий гитарист, осваивающий искусство сольных партий. Тогда этот урок именно для вас. Он посвящён разбору двух простых в исполнении, народных мелодий — «Во саду ли, в огороде» и «Во поле берёза стояла». Наверняка вы их слышали не раз и не два.

Теперь самое время сыграть их: закрепить теоретические и практические навыки, полученные в процессе освоения первых двух гамм в одной аппликатуре (в пределах первых трёх ладов).

И пусть эти мелодии не похожи на яркие, захватывающие гитарные соло, которые вы мечтаете сыграть. Не расстраивайтесь — всё когда-то с чего-то начинали; и Ричи Блэкмор, и Ингви Мальмстин, и будь какой музыкант-виртуоз (даже не гитарист). Вы делаете первые шаги. Так что присутствие на первой странице нотной тетради вашего репертуара двух незатейливых, простых мелодий вполне естественно и уместно.

Во саду ли, в огороде

Ещё наши деды, прадеды, да и, что там, прапрадеды исполняли эту весёлую темку на балалайках да на гармошках на потеху детворе и слушателям постарше. Послушайте как она звучит на гитаре:

А теперь посмотрите как она выглядит в нотах и табах:

Скачать табы Guitar Pro «Во саду ли, в огороде» .

Примечание. Если вы новичок и не знаете, что такое гитарные табы, прочтите статью «Табулатура» на сайте «Википедия». На изучение вы потратите не больше 15-20 минут (всё очень просто — эта система является схематическим обозначением грифа).

  • Песенку можно сыграть на акустической гитаре и электрогитаре. Разница будет только в звуке.
  • Аппликатура (каким пальцем какую ноту прижимать) мелодии на 100% соответствует аппликатуре гаммы (До мажор/Ля минор).
  • Используйте переменный штрих при извлечении звуков — чередуйте удары медиатора вверх/вниз (так же, как играете гамму).

Темп и ритм

«Во саду ли, в огороде» играется в размере 2/4 — значит в такте две четвертных доли. Их необходимо отсчитывать, чтобы выдерживать длительность нот и темп. Ударяйте ногой и синхронно с ударом проговаривайте долю — «раз и, два и» (первый такт), «раз и, два и» (второй такт) т.д. Также доли можно отсчитывать и при помощи метронома (но всё равно, на данном этапе озвучивать очерёдность долей нужно, т.е. проговаривать их вслух).

Эта песенка играется в темпе примерно 60-70 ударов в минуту, но вы начинайте её играть с более медленного темпа. В котором вы не сбиваетесь с ритма, чётко и чисто извлекаете звуки.

Потактовый разбор

Перед тем как приступить к потактовому разбору, ещё раз послушайте как играется эта песенка на гитаре.

1т. — четыре восьмых, на каждую долю (удар ноги) приходится на две ноты. Считать нужно так:

  • Первая доля: на «раз» — фа, на «и» — снова фа, но уже удар медиатора вниз (контролируйте переменный штрих; это важно!);
  • Вторая доля: на «два» — ми (открытая первая струна), на «и» — снова ми. После перехода на второй такт приглушайте звучание открытой первой струны ми кистью правой руки, два звука мелодии не должны «сливаться» (т.е. звучать одновременно).

2 т. — такой же ритмический рисунок (снова четыре восьмых): на «раз и» — 2 раза ре (вторая струна, III лад), на «два и» — ре и ми.

3 т. — повторение первого такта.

4 т. — две четвертных ноты, на каждый удар ноги/метронома приходится не две, как в предыдущих тактах, а одна нота: «раз и» — ре, «два и» — ре.

5 т. — первая доля – 2 восьмых До (I лад, вторая струна), вторая — 2 восьмых Си (не забывайте выдерживать длительность, играя синхронно на «раз» и на «и»).

6 т. — восьмыми: три раза Ля и Си (вторая открытая струна).

7 т. — повтор пятого такта.

8 т. — заключительный такт мелодии: две четвертные — ля.

Во поле берёза стояла

Ноты и табы:

Скачать табы Guitar Pro «Во поле берёза стояла» .

Все рекомендации по исполнению на гитаре мелодии «Во саду ли, в огороде» (звукоизвлечение, штрих, темп) справедливы и для этой народной темы. Она также играется в размере 2/4 и имеет схожие характерные ритмические рисунки (4 восьмых, 2 четвертных в такте).

Но есть в ней отдельные такты касательно ритмики и посложней (но не намного; научиться их играть тоже можно довольно быстро). Разберём их более подробней:

Cедьмой такт — в этом такте возле первой четвертной ноты стоит точка, значит её длительность увеличивается. Она будет звучать не «раз и» (как обычная четвертная), а «раз и два», захватывая начало второй доли. А вот на оставшееся «и» играется вторая нота такта — восьмая.

Играть нужно так:

  • Си (четвертная с точкой) — на «Раз и Два»;
  • До (восьмая) — на «и».

Прослушайте ещё раз эту песню и уделите особенное внимание этому такту. Постарайтесь запомнить его ритмический рисунок на слух.

В десятом такте «Во поле берёза стояла» точно такая же фигура (четвертная с точкой + восьмая) и те же самые звуки.

Рекомендации и советы

  • Разбирайте эти мелодии потактово, то есть постепенно. Не стоит стремиться за одно занятие освоить материал целиком. Лучше уверенно, ровно, сыграть несколько тактов, чем всю песенку, сбиваясь, путаясь и останавливаясь.
  • Перед тем как приступать к изучению мелодий, поиграйте гамму Ля минор 10-15 минут (в качестве разминки).
  • Если не успеваете переставлять пальцы, обязательно нужно снизить темп. На данном этапе, он не является главным критерием вашей исполнительской техники. Перво-наперво — сыграть без ошибок, ритмично.
  • Контролируйте действия рук: левой — аппликатура, правой — штрих.

Когда разучите «Во поле берёза стояла» и «Во саду ли, в огороде», попробуйте освоить самостоятельно ещё несколько простых мелодий в Ля миноре и До мажоре.

Источник

Как читать табы для гитары: руководство новичкам

Что такое табы, или табулатура, для гитары? Это схематическое расположение звуков мелодии, аккордов на грифе. Принципиально отличается от нотной записи, так как не использует звуковысотную систему, а представляет собой обозначение в виде аппликатуры.

Гитарные табы состоят из следующих элементов:

  • Основа – шесть линий, это 6 струн гитары. Вверху – первая (самая тонкая), внизу – шестая (басовая).
  • Слева, в начале линий, обычно столбцом пишется слово «TAB», указывает на то, что это табулатура.
  • Цифры на линиях – это лады: на каком ладу какой струны нужно извлечь звук. Например, если «2» на 4-ой линии, значит нужно прижать 4-ую струну на 2 ладу. Лады считаются от головки грифа – порожек, потом первый, второй лад и т.д. Если цифра «0» на линии – звучит открытая струна, на ладах прижимать её не нужно.
  • Обозначения возле цифр – поясняют способ извлечения звуков (хаммер-он/пул-офф, глушение P.M., направление медиаторного штриха, бой, тэппинг и др.). Подробней о том, что это за обозначения, как читать табы для гитары – далее в статье с аудиопримерами.

Табы на гитаре подойдут для записи любого музыкального произведения в любом стиле. Будь то классика, хард-рок, блюз, кантри, панк-рок, дэт-метал, джаз – соло, аккорды, риффы при должном умении можно положить на 6 линий табулатуры, так чтобы их смогли прочитать, сыграть и другие музыканты.

Табы помогают отыскать нужные звуки гитаристам, которые плохо ориентируются в нотах. И являются хорошей альтернативой для тех, кто вообще не знает нотной грамоты. Однако ошибочно предполагать то, что гитарную табулутуру применяют исключительно в таких целях (только тем, кто с нотами на ВЫ, для новичков).

Ещё табы указывают точную аппликатуру – в какой позиции нужно взять аккорд, сыграть пассаж, мелодию. Что порой очень важно, особенно, при разучивании сложных произведений, соло. Ведь в силу специфики инструмента одни и те же звуки можно взять на разных струнах и, соответственно, на разных ладах. И если на руках только ноты – аппликатуру нужно продумывать самостоятельно, и не всегда это просто, однозначно. Возникают определённые сложности. Но с табами, при условии того, что они составлены корректно, такой проблемы уже не будет. Другими словами, по аппликатуре они являются «точным путеводителем».

История

Табные системы для записи музыкальных произведений – древнейшая «технология». Первые табулатуры были изобретены для органа примерно в 1300 году. Около 1470 года появилась немецкая система табов для лютни. С годами музыканты совершенствовали этот способ записи музыки.

Есть рукопись табов по итальянской системе, которая датируется 1517 годом.

А испанская табулатура 1536 года выглядит немного иначе.

Взглянув на фото древних манускриптов, можно заметить, что итальянская и испанская системы очень похожи на современную версию гитарных табов.

Разновидности гитарных табулатур

Есть три распространённых типа записи табов:

Ноты + табы. Музыка записана одновременно в двух системах: вверху нотный стан (ноты) – пять линеек, а внизу «TAB» (табулатура) – шесть линеек. Цифры в табах (на каком ладу) размещены параллельно нотам – строго соответствуют.

В такой комплексной системе множество преимуществ: наличие аппликатуры к нотной записи, есть возможность проверить свой навык чтения нот, «подсмотреть» в табулатуре, если сложно прочесть (есть сомнения – проверил по табам, эта нота или нет), гитарист получает максимум информации о том, как играть музыкальное произведение.

Табы с длительностями нот. В записи это нечто среднее между табами и нотами, если хотите «табаноты». Над цифрами указываются штили длительностей согласно нотной записи – четвертные, восьмые, шестнадцатые и т.д. Также как и в нотах, группы звуков объединяются рёбрами. То есть по длительностям, ритму, размерам – как в нотной записи, а по звукам – табы (на каком ладу, струне взять ноту).

Оптимально для тех, кто знает, что такое размер, такт, длительности, доли, ритмическая пульсация, но не хочет «бегать глазами» по нотному стану. И ещё такой формат определённо компактней – не нужно дублировать запись в нотах и табах. Всё по ритму и звукам вмещается на 6 линиях.

Символьные табы. Упрощённый вариант табулатуры без графических элементов – всё оформляется символами, которые можно набрать с клавиатуры компьютера. Часто используется в чатах, в сборниках табов на веб-страницах. Символьные табы сгодятся и когда произведение на слуху у исполнителя или же есть аудиозапись, которую можно прослушивать в процессе разбора табов.

Преимущество формата – для прочтения, составления не требуется специальных программ и 100%-ная независимость от нотной записи. Но есть и существенный недостаток – нет обозначения ритма, длительностей. Зачастую ориентир музыкального времени отображается только границами тактов. С обозначениями тоже бывают сложности – лиги, тэппинг, глиссандо и прочие приёмы тоже указываются буквами, символами, которые «сливаются» с цифрами, есть разные варианты записи одного и того же обозначения.

Как читать: обозначения, приёмы звукоизвлечения по табам

Как научиться читать табы? Ничего сложного нет, если вы уже разобрались с линейками и цифрами на соответствие ладам и струнам, осталось дело только за обозначениями. Не пугайтесь их количества. Список внушительный только с виду. Во-первых, вы будете изучать постепенно: читаете, смотрите, запоминаете на практике, когда разбираете табулатуру. Во-вторых, есть обозначения, которые редко используются и знать их назубок не обязательно; в крайнем случае, можно ещё раз ознакомиться (в помощь вам эта статья из закладок в браузере, либо какой другой источник).

По списку далее: как правильно читать обозначения и играть согласно указанным приёмам. Приводятся примеры и варианты записи для различных версий гитарной табулатуры с пояснениями для начинающих.

Расположение цифр на линиях

Если цифры вертикально, столбцом на линиях – значит, указанные звуки извлекаются одновременно щипком пальцами, ударом по струнам (медиатором, пальцем).

Так записываются аккорды на гитаре:

И интервалы:

Также в табах с аккордами наряду с их названиями ещё добавляются и гитарные сетки (схема аппликатуры, постановки пальцев на грифе).

К столбцу цифр, когда одновременно извлекать звуки, ещё добавляются обозначения – как это делать.

Стрелочки вверх и вниз, где указаны аккорды для гитары – штрих – направление ударов по струнам медиатором или пальцем.

Обратите внимание, по схеме удар вниз как бы выглядит наоборот, так как направление идёт от 6 струны, или 6-ой, нижней, линии в табах.

Стрелочки с волнистой линией – сообщают о том, что звуки аккорда нужно извлечь поочерёдно пальцем (обычно большим или указательным) или медиатором, быстро перебирая, а не одним резким ударом, щипком.

Вниз – от басовых к первой струне, вверх – от первой струны в направлении к басовым.

Если цифры последовательно на линиях табулатуры – значит нужно играть поочерёдно звуки, согласно указанному порядку.

И также для каждого звука может указываться медиаторный штрих: «скобка» – вниз, «галочка» – вверх.

И перебор на гитаре – выписывается в табах последовательно цифрами:

Иногда переборы с описанием – «let ring»: струны не приглушиваются и продолжают звучать, когда извлекается последующая нота. Но способ звукоизвлечения распространяется только на звуки, обозначенные пунктиром «let ring».

Легато: хаммер-он/пул-офф

Соединённые лигой ноты с буквой «H» – хаммер-он, или восходящее легато: делается один удар по первой ноте, потом ставится палец на указанный лад выше для извлечения второй ноты, но удар медиатором не делается. Ноты получаются залигованные – получается плавный переход от одного звука к другому в восходящем движении.

Соединённые лигой ноты с буквой «P» – пул-офф, или нисходящее легато: аналогичный приём предыдущему, но звуки лигуются от высокого к более низкому. Пальцы ставятся на гриф заранее, согласно нотам, которые нужно взять. Первых звук – удар медиатора, палец снимается, как бы слегка срывается со струны, а не убирается перпендикулярно поверхности лада. И звук плавно переходит на следующую ноту – на другом ладу, прижатым заранее другим пальцем.

Хаммер и пул в символьной версии выписывается буквами – соответственно «h» и «p».

Одна и та же нота повторяется, соединена лигой – звук продолжает звучать, согласно указанной длительности. Иногда залигованная следующая такая же нота указывается в скобках. Или цифра залигованной ноты не указывается.

Тэппинг

Буква «T» или символ «+» над цифрой – звук нужно извлекать приёмом тэппинг. Лад прижимается пальцем правой руки (указательным или средним): лёгкий удар и срыв со струны. В сложных аппликатурах добавляется обозначение – каким именно пальцем делать тэппинг.

Обычно тэппинг в связке с приёмом хаммер/пул (H/P).

Глиссандо (скольжение)

Ноты (цифры) соединены линией – глиссандо, или скольжение, слайд. После извлечения первого звука палец не отрывается от грифа, а скользит по ладам ко второй ноте, и затем извлекается вторая нота (щипком или медиатором). Есть нисходящее и восходящее глиссандо: от высокой ноты к более низкой и наоборот.

Ноты (цифры) соединены линией и лигой – глиссандо с приёмом пул/хаммер. Удар по первой ноте – переход скольжением ко второй ноте и палец ставится на указанный лад, но при этом удар по струне для извлечения второго звука не делается. Также двух видов – нисходящее и восходящее.

В символьной системе – скольжение обозначается знаком «\»:

Косая чёрточка по левую сторону от цифры – нужно выполнить скольжение по струне перед извлечением звука. Но не от конкретного лада, как при переходе от ноты к ноте, а произвольно с любого лада. За 3-4 лада до необходимого звука, а иногда больше, меньше. Указывается только направление скольжения: чёрточка вверх – восходящее – от нижних звуков к высоким (направление от первых ладов грифа к ноте); чёрточка вниз – нисходящее – от высоких звуков к низким (направление от последних ладов грифа к ноте).

Косая чёрточка по правую сторону от цифры – скольжение по струне после извлечения звука. Также как и предыдущий приём на гитаре по направлению глиссандо: «\» – вниз (в сторону первых ладов), «/» – вверх (к последним ладам).

Внимательно смотрите гитарную табулатуру – с какой стороны косая черта. Слева от цифры – глиссандо перед тем как взять ноту, а если справа – то после того как нота прозвучит. То есть обозначения похожи символьно, но звучание принципиально отличается. Не перепутайте.

P.M. (palm muting)

P.M. (приём «palm muting») отдельно, или с пунктирной линией для группы звуков – струны приглушаются ребром ладони правой руки. Обычно используется, когда электрогитара звучит с эффектом овердрайв (overdrive) или дисторшн (distortion).

В табах без нотного стана с длительностями:

В табулатуру символьного формата тоже добавляется обозначение «P.M»:

Стаккато

Точка над или под цифрой (нотой) – стаккато – играть отрывисто, коротко, чуть раньше приподымать палец с лада. Длительность ноты как бы получается условно меньше.

Если только табы:

Обратите внимание, как правильно записывается обозначение. Стаккато – когда точка над или под нотой, цифрой в табах. А если точка справа – то это указывает на увеличение длительности ноты. То есть это совсем другое обозначение.

Акцент

Значок «>» – звук нужно выделить, сыграть акцентированно; обычно акцентированная нота звучит немного громче. Такой приём возможен и с аккордами (акцентированный удар по струнам).

Приглушенные струны

Вместо цифр на линиях значок «x» – удар по приглушенной струне/струнам. Как правило, глушение выполняется пальцами правой руки: нужно положить их на струны, только касаясь, не прижимая на ладах.

И если добавляются ноты для гитары, тоже обозначение дублируется и на нотном стане.

«x» обозначается и скребок по приглушенным струнам – приём рейк (rake):

Мёртвая нота (нота-призрак)

Цифра (нота) в скобках – мёртвая нота, или нота-призрак (ghost notes) – она звучит сравнительно тише, порой на записи её едва слышно. Она как бы есть, но явно её нет, относительно других нот мелодии, штрихов (ударов медиатора). Это может быть открытая струна с предыдущего аккорда или как призвук соседней струны, или удар по открытым струнам при переходе с аккорда на аккорд. В некоторых случаях, ноты-призраки в скобках можно не играть – то есть на усмотрение исполнителя как их читать (игнорировать или нет). То есть они как вспомогательные и фактически не участвуют во фразе, мелодии.

Бенды (подтяжки струны)

Выгнутая стрелочка/стрелочки – бенд – подтяжка струны пальцем. Дополнительно указывается насколько нужно подтянуть струну, повысить ноту.

Как читать и играть бенды по табам?

«full» или «1т.» – на тон. Если, например, бенд указан от 7 лада, то струну нужно подтянуть, чтобы звучала нота, которая находится на 9 ладу. От ре бенд до ми (на тон вверх).

Если указано «1/2 т.», значит на полтона – подтянуть струну до звука соседнего лада. От ре (7 лад 3 струна) к ре# (8 лад 3 струна).

Бенды могут быть и на 1 ½ тона, 2 тона, и микробенды на ¼, 1/8 тона.

Если нужно вернуть струну к исходному звуку после подтяжки – добавляется ещё стрелочка. Стрелочка вверх (подтяжка) и стрелочка вниз (струна опускается на ладу) – бенд с возвратом (или bend/release).

Стрелочка перпендикулярно от цифры (ноты) – пребенд или обратный бенд. Струна сначала подтягивается до указанного тона (на 1 т. или ½ т.), заранее, потом извлекается звук и струна опускается.

В символьной табулатуре бенд обозначается значком «^»:

Или буквой «b»:

Вибрато

Волнистая линия над нотой – вибрато – левая рука «качает» струну, получается «дрожащий» звук. Приём используется как для отдельной ноты, так и для интервалов, пауэр-аккордов, обычных аккордов.

В символах вибрато обозначается «тильдой» – «

Зигзаг – вибрато рычагом. Струны качаются посредством лёгкого опускания приподымания рычага.

Трюки рычагом

Диагональные линии с указанием высоты тона (-1, -2 и т.д.) – трюки рычагом – повышение/понижение исходного звука, аккорда в указанной последовательности. В примере, указано, что ноту нужно понизить на тон (погрузить рычаг) и потом вернуть к исходному звучанию (вернуть рычаг в исходное положение).

Флажолеты

Цифры в скобках « » – натуральные флажолеты на 5, 7 и 12 ладу – слегка коснуться струны и быстро снять пальцы одновременно защипывая струну, или ударяя медиатором.

В символах для натуральных флажолетов используется – «NH»:

Или просто добавляется название «natural harmonics»:

Цифры + цифры в скобках « » с пометкой «AH» – искусственные флажолеты (artificial harmonics). Цифра – лад, на котором прижимает струну палец левой руки, цифра в скобках – лад, над которым указательный палец правой руки слегка касается струны и в это время большой палец правой руки защипывает струну.

Цифры + цифры в скобках « » с пометкой «TH» или «T» – тэппинговые флажолеты. Пальцем левой руки прижимается лад, который указан без скобок, а пальцем правой руки – лёгкий удар по ладу, указанному в скобках « ».

Цифры + цифры в скобках « » с пометкой «PH», или цифры в ромбе – медиаторный флажолет. По принципу искусственного флажолета, но звук извлекается медиатором и боковая часть фаланги большого пальца правой руки касается слегка струны. Звук извлекается, в промежутке струны над звукоснимателями (не над ладами). В скобках « » фактическое звучание ноты (лад) – высота флажолета.

Например, на 2 ладу прижимаем 6 струну, а медиаторный флажолет – на две октавы выше. Значит, извлекаем звук приёмом «PH »условно в районе 26 лада (если бы он был на грифе), то есть примерно над первым звукоснимателем, недалеко от последнего лада.

Пик-скрейп

На линии «x» + волнистая линия вверх или вниз с обозначением P.S. – пик-скрейп – скольжение по басовым струнам ребром медиатора в восходящем или нисходящем направлении (в зависимости от того как расположена волнистая линия в табах).

Мелодические украшения

Маленькая цифра рядом с другой цифрой – форшлаг – мелизм, мелодическое украшение, звучит за счёт длительности основной ноты. Форшлаг может быть из нескольких звуков, трёх и более. Довольно часто он играется приёмом пул/хаммер, глиссандо, на что указывают дополнительные обозначения в табах.

«tr» – трель, мелодическое украшение – быстро чередуются звуки приёмом хаммер/пул, основной и вспомогательный (маленькая цифра в скобках).

Тремоло

Косые рёбра (одно, два, три) над нотой, интервалом или аккордом – тремоло переменным штрихом – сокращённый вариант записи. Если одно ребро – переменный штрих восьмыми согласно указанной длительности ноты, если два – 16-ыми, если три – 32-ыми.

Редакторы для составления, чтения табов

Иногда начинающие скачивают гитарные партии в файлах с интернета, но не знают, как читать табы в таком формате. Но сложного ничего нет в этой задаче – достаточно установить на компьютер специальную программу-редактор или воспользоваться специальным сайтом для того, чтобы просматривать табулатуры. Каждому расширению файла соответствует свой редактор. Например, .gpx, .gp5, .gp – для Guitar Pro. Есть и табы в универсальных форматах, которые можно открывать практически в любом редакторе при помощи функции импортирования (MIDI, MusicXML). Есть программы, которые умеют читать файлы других редакторов.

Рассмотрим наиболее распространённое ПО для составления и просмотра гитарной табулатуры:

Guitar Pro – платный редактор, огромное количество функций. Можно подключить банк звуков, чтобы инструментальные партии воспроизводились более реалистично. Для гитарных дорожек предусмотренны всевозможные эффекты и обработки – эквалайзеры, дисторшн, овердрайв и пр. Можно выбрать тип гитары – электро-, акустика со стальными, нейлоновыми струнами и т.д.

Essy Guitar Tab – бесплатный веб-сервис. Всего лишь нужно зарегистрироваться. Панель инструментов в левой части (длительности, обозначения, штрих, размер и т.д.).

В правой части верхней панели кнопки для экспортирования табулатуры в разных форматах. Есть возможности отправить гитарную партию на указанный email.

Finale – платный профессиональный нотный редактор. Подойдёт тем, кто составляет партии и для других инструментов кроме гитары.

Завершаем обзор. Теперь вы имеете представление, как записывается гитарная партия в табах, как её читать и сыграть, используя все указанные приёмы. Чем больше будете пользоваться табами – как для разучивания произведений, так и для записи своей музыки – тем быстрей их освоите. В общем, как и навык чтения. Создавайте собственную коллекцию гитарных табов, нот – обязательно пригодится!

Источник

Оцените статью