Табулатура для пианино это

Как правильно читать табулатуру

В этом блоке я хочу поделиться тем, как правильно читать табулатуры. Довольно много символов и приёмов, которые используются как в табулатурной записи, так и в нотной, нуждаются в пояснении.

Многим известно, что линейки на табулатурном стане — это струны. Нижняя линейка — это 6-я струна. Цифры — это номера ладов, на которых нужно прижимать струну.

Итак, начнем разбираться в непонятных символах. Я буду постепенно пополнять этот раздел по мере того, как будут поступать вопросы или как буду натыкаться на непонятные места.

Нота в скобках

Рассмотрим на этом примере. Мы видим, что 2 ноты залигованы (суммируются длительности). Как правило, вторая нота в таком случае не берется в скобки. Но здесь мы видим, что нота вибрируется, и вибрато выполняется именно в этот момент времени. Поэтому нота, взятая в скобках просто позволяет отобразить точный момент, в который нужно начать вибрато.

Бенды

Тут ничего сложного: full — это «подтяжка» на целый тон, 1/2 — на полтона и т. д.

В Guitar Pro можно «рисовать» бенд, что очень удобно, поскольку есть возможность в точности отобразить, в какой момент нам нужно подтянуть струну. Можно «рисовать» бенд, пре-бенд, бенд с возвратом и т.д.

Символ N.C.

Лично меня этот момент напрягал одно время. Я не мог понять, что это и нигде не мог найти тому объяснений, пока сам вдруг не додумался, что это Now Chords (нет аккордов). Применяется в тактах, где используются риффы и гармония отсутствует (хотя зачастую гармония все же подразумевается), но если рифф выходит из тональности, то сивмол очень актуален.

Глиссандо

Довольно актуально! Глиссандо (слайд, скольжение) бывает разное. Здесь представлены все, которые предлагает нам Guitar Pro

  1. Слайд без звукоизвлечения (второй ноты)
  2. Слайд со звукоизвлечением (часто используется, чтобы обозначить смену позиции)
  3. Скольжение от высоких нот (въезд в ноту)
  4. То же, только от низких нот
  5. Скольжение к низким нотам (часто применяется в конце фраз)
  6. То же, только к высоким нотам

Легато

Если вы видите две залигованные ноты, но разной высоты (!!), то это означает легато. Во многих нотных изданиях hamer-on (восходящее легато) и pull-off (нисходящее) не подписываются. В этом примере я подписал на всякий случай (некоторые издания над дугой ставят эти обозначения):

В этом примере все ноты играются легатно. Guitar Pro 6 не позволяет выделить все ноты и залиговать их, приходится отдельным символом ставить переход с первой струны на вторую (hamer-on на соседней струне). Однако в большинстве нотных изданий может стоять одна большая дуга над всеми нотами, при этом важно понимать, что первая нота извлекается медиатором или пальцем (если не проставлен доп. символ «хамер из ниоткуда»), а остальные играются легатно, причем где pull, а где hamer, нужно выяснять самостоятельно (но это проще пареной репы)

В этой фразе первая нота каждой группы нот, объединенных дугой, извлекается медиатором (пальцем).

Ну а в этом примере (если присмотреться) можно увидеть глиссандо (без звукоизвлечения), что позволяет сменить позицию, не теряя плавности звучания.

Символ P.M.

P.M. — это сокращение двух слов: Palm (ладонь) Muting (глушение). Т.е. это очень знаменитый прием, когда мы касаемся ребром ладони правой руки струн, чтобы получить фирменный «дж-дж».

Если прием относится лишь к одной ноте, то символ будет стоять непосредственно над нотой, а если нужно таким образом исполнить несколько нот, то пунктирной линией будет указано, до какой ноты действует этот прием. Все очень просто!

Источник

Как научиться читать ноты: для пианино, гитары, ноты басового ключа

  • Позвонить
  • Забронировать
  • telegram-бот
  • Написать

Как читать ноты

Нотные записи для барабана, скрипки, фортепиано и гитары отличаются в частностях, но основа у них общая. Чтобы их читать, нужно освоить базовые понятия: нота, ключ, нотный стан, ключевой знак, ритм. И тогда музыкальная азбука станет понятной и доступной, как привычный книжный алфавит.

Языку нот – тысячи лет, и за это время он претерпел множество изменений. Нотная запись в привычном для нас виде существует более 300 лет, и, при кажущейся внешней простоте, постичь ее непросто. Чтобы научиться читать ноты, придется выделить время и набраться терпения. И если планы не ограничиваются любительским интересом, а связаны с дальнейшим профессиональным освоением музыки, лучше всего это делать под руководством специалиста в помещении под репетиционную базу (в Москве их предостаточно), чтобы сразу отрабатывать навыки.

Содержание

С чего начинать освоение музыкальной азбуки?

Универсальных приемов, одинаково действенных для всех, нет: на характер восприятия влияет и склад ума, и наличие слуха, и даже темперамент. Отметим, что «сиюминутных» методик, призванных научить читать ноты, не существует. Наука достаточно сложная, и начинается все с азов, а именно – запоминания основополагающих принципов и понятий музыкальной грамоты:

  • Нотный стан – расположенные на определенном расстоянии друг от друга параллельные линии, знакомые с детства практически каждому. Они пронумерованы, и отсчет начинается снизу.
  • Скрипичный ключ – это, по сути, стартовая точка для всех голосов, а также инструментов высокого регистра. Он размещается на второй линии стана и обозначает «соль» первой октавы. На прочих линиях стоят обозначения E G B D F — ми, соль, си, ре, фа. Между линиями располагаются фа, ля, си, ми — F A C E. Запоминание облегчают мнемонические подсказки: «F A C E изменилась в лице» (по-английски face и означает «лицо») и так далее. Ключ позволяет читать ноты для скрипки уверенно, как газетную страницу.
  • А вот для бас-гитары, тромбона и других «представителей» нижнего регистра используется басовый ключ. Он ставится на четвертой линейке стана и обозначает «фа» малой октавы. Без него трудно освоить ноты для фортепиано . Как читать вокальную партитуру для низкого голоса, тоже подскажет басовый ключ. Пять линий несут обозначения для звуков соль, си, ре, фа, ля — G B D F A. Между линиями располагаются A C E G — ля, до, ми, соль.
  • Элементы ноты – это совокупность определенных символов. Головка представляет собой пустой или закрашенный овал и указывает, какую ноту необходимо сыграть исполнителю. С этим элементом соединяется вертикальная тонкая линия – штиль, который может быть направлен вверх или вниз, что никак не отображается на «качестве» ноты, но служит для удобства работы с нотным станом. Конец штиля венчает флажок, всегда направленный вправо. Совокупность всех трех элементов формирует информацию для музыканта о длительности ноты и начале ее звучания.

Помимо этого, придется освоить тонкости ритма и метра, вникнуть в лиги и точки, выучить гамму до мажор. И если на этих этапах желания стать ближе к музыке не уменьшится, можно смело арендовать помещение под репетиционную базу в Москве (недорого и профессионально – ориентируйтесь на сочетание этих факторов) и продолжать протаптывать дорожку в мир искусства.

Обозначения для барабанов ↑

Остановимся теперь на особенностях табулатур для отдельных инструментов. Новичку может показаться, что разбирать ноты для барабанов — как читать шифрованную записку. Так происходит потому, что барабанная табулатура, помимо ключей, графических изображений звуков и ключевых знаков, содержит специальные обозначения. Они указывают исполнителю, на каком барабане играть и как именно по нему бить. Например, символ BD — это «бочка» (бас барабан), HH — хай-хэт (тарелки со стойкой), SD — малый барабан, RC и СС — тарелки без стойки.

Сила удара обозначается так: о — обычный удар, О — сильный, d — сдвоенный и так далее. Для тарелок есть свои знаки: х — ударить с обычной силой, Х — ударить сильно, # — ударить и поймать тарелку. Помимо специфических символов, табулатура содержит пояснения к размеру композиции, и каждый читающий ее барабанщик знает, что именно ему делать в любой момент времени.

Гитарная табулатура ↑

Чтобы разобраться, как читать ноты для гитары, нужно запомнить важное правило: гитарная табулатура говорит исполнителю, как поставить пальцы, а не какие извлечь звуки. Линии в записи гитарной партии обозначают струны (нижняя — самая толстая). Цифры — это лады. Ноты, расположенные на общей вертикали, играют одновременно — получается аккорд. Запись читают, словно книгу: слева направо, опускаясь на нижнюю строку только после того, как закончилась верхняя. Длительность звуков чаще всего не обозначается.

Музыкальная грамота для пианино ↑

Каждая клавиша на пианино — это нота. Через каждые 12 клавиш они повторяются. В записи обозначения звуков для черных клавиш выделяют жирным шрифтом. До того какосваивать табулатуры к этому инструменту, необходимо научиться читать ноты для басового ключа. Запись партии для пианино содержит два стана. Первый, верхний (под знаком скрипичного ключа) — для правой руки. Второй, нижний (с басовым ключом) — для левой.

В табулатуре встречаются ключевые знаки: # — диез, b — бемоль, — бекар. Они обозначают:

  • диез — повышение всех звуков, обозначенных в строке справа от него, на полутон, а двойной диез — на тон;
  • бемоль и двойной бемоль — понижение звука на полтона и тон соответственно;
  • бекар — отмену ключевых знаков для ноты, расположенной за ним.

Нужно помнить, что ноты с ключевыми знаками — это черные клавиши.

Для игры на фортепиано (пианино) используют педали. В табулатуре есть обозначения только для правой, которая называется педалью удержания или форте. Ее нажимают, когда видят ниже ноты слово «Ped.», а отпускают при появлении значка звезды.

Теоретически как читать ноты для пианино может подсказать самоучитель. На практике навык требует усидчивости, внимания и хорошей памяти. Полезны будут виртуальные и печатные тесты, которые позволяют оперативно проверить, насколько хорошо освоен материал. Их желательно выполнять ежедневно, чтобы довести чтение музыкальной грамоты до автоматизма, необходимого профессионалу. Педагоги рекомендуют также упражнения для общего развития памяти и концентрации внимания (выполнять по 15-30 минут каждый день).

Полезные советы ↑

До того, как вы научитесь легко читать ноты, пройдет немало времени. Возьмите на основу несколько важных правил и четко следуйте им.

1. Музыка любит время, поэтому осваивать ее азы впопыхах, «для галочки» – значит заранее спрогнозировать неудачу.
2. Постоянная практика – залог успеха. Подкрепляйте знания, играя на любимых инструментах, погружаясь в прослушивание музыки, отстукивая понравившиеся такты.
3. Работа над сольфеджио – еще один важный пункт, который поможет слышать ноты и тренировать слух.

И помните, музыка любит настойчивых, трудолюбивых и терпеливых. Так что дерзайте!

Источник

Как читать фортепианную табулатуру

wikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 18 человек(а).

Количество просмотров этой статьи: 27 132.

Табулатура (или табы) — это один из способов музыкальной нотации, при котором последовательность нот и аккордов в произведении представлена в виде текстовых знаков. Поскольку читать и искать табы в цифровом виде очень удобно, они стали популярной альтернативой классическому нотному письму, особенно среди музыкантов-любителей. Есть разные типы табулатур, и они все фиксируют последовательность нот по-разному. В табах для фортепиано обычно указывается нота и октава, в которой находится эта нота. В этой статье пойдет речь о том, как научиться читать табулатуру для фортепиано.

Разбейте клавиатуру на октавы, соответствующие линиям табов. Обычно в фортепианной табулатуре используются горизонтальные линии, подписанные цифрами с левой стороны. Например:

Хотя такая схема далека от привычной схемы из белых и черных клавиш, в табах видны разные участки клавиатуры. Цифра слева обозначает номер октавы, в которой берутся ноты. В фортепианных табах октавы отсчитываются от ноты до. Начиная с левой части клавиатуры, первая до отмечает начало первой октавы, вторая до — начало второй октавы и так далее.

  • Например, на схеме, приведенной выше, линии представляют собой пятую, четвертую, третью, и вторую октавы, начиная от первого до слева. Не всегда в табулатуру включаются все октавы — иногда в них оставляют только те октавы, в которых берутся ноты.

Найдите ноты, отталкиваясь от номера октавы. Вы заметите, что на линиях располагаются буквы от A до G, как здесь:

Вы уже наверняка догадались, что каждая буква соответствует ноте гаммы. Маленькие буквы обычно обозначают белые клавиши, большие — черные. К примеру, С — это до-диез (черная клавиша), а с — просто до (белая клавиша). Ноты следует играть в октаве, соответствующей номеру линии. Например, ноты на линии 4 из примера выше следует играть в четвертой октаве.

  • Для простоты фиксации и для того, чтобы избежать путаницы между знаком бемоля и маленькой буквой b, в табулатурах не используются бемоли. Чтобы записать звук с бемолем, используется его аналог с диезом: ре-бемоль записывается как до-диез.

Читайте табы слева направо, обращая внимание на тактовые черты (они отмечаются буквой I). Как и ноты, табы следует читать слева направо. Сначала играются ноты с левой стороны, затем — ноты с правой стороны. Если табы занимают более одной страницы, они могут переходить на следующий лист, как и ноты. Часто, но не всегда табы для фортепиано содержат вертикальные линии, которые отмечают такты. Как правило, для этого используется буква I или вертикальная линия, например:

5|-a-d-f———|—————
4|-a-d-f———|—————
3|——-c-D-e-f-|G—————
2|—————|—f-e-d-c—— Если вы видите такие символы, знайте, что это границы тактов.

  • Иными словами, в композициях в размере 4/4 есть 4 четверти в каждом такте, в размере 6/8 — шесть восьмых и так далее.

Играйте ноты последовательно слева направо. Играйте ноты в такой последовательности, в которой они расположены. Если две или более нот располагаются друг над другом, играйте их как аккорд.

  • В нашем примере:

. мы сначала возьмем ля (А) в четвертой октаве, затем ре (D) в пятой октаве, затем ре в четвертой октаве, фа (F) в пятой октаве, фа в четвертой октаве, затем последовательность нот до (C), ре-диез, ми и фа и так далее.

Запомните, что номера под табами обозначают ритм. Один из недостатков табулатур в целом заключается в том, что в них сложно выразить ритм. Это становится проблемой, когда нужно передать ноту с точкой, паузу, синкопу и так далее. Поэтому некоторые авторы табов обозначают счет снизу или сверху таба. Такая табулатура может иметь следующий вид:

5|-a-d-f———|—————
4|-a-d-f———|—————
3|——-c-D-e-f-|G—————
2|—————|—f-e-d-c——
||1—2—3—4—|1—2—3—4— Ноты над единицей приходятся примерно на первый счет, под двойкой — на второй и так до конца. Это сложно назвать хорошей системой, но, к счастью, практически только этим проблемы табов и ограничиваются.

    В некоторых табах встречаются обозначения затактов. Обычно их обозначают знаком &, что перекликается с классическим способом отсчета ритма в таких случаях: «и раз, и два, и три. » Выглядит это так:

Узнайте, как в табах обозначают ноты с точкой и паузы. Еще одно слабое место табов — это необходимость передать длительность ноты и пауз между тактами. В некоторых табах пауз и нот с точкой нет вообще. После длинной ноты, к примеру, будет нарисовано несколько дефисов, образующих линию. В других табах для этого используется символ >. Например:

Запомните, что точка обозначает стаккато. Стаккато — это противоположность нотам с точкой. Это короткие, отрывистые ноты. Во многих фортепианных табулатурах стаккато обозначается точкой. К примеру:

В левой части табов поищите буквы, обозначающие, какой рукой нужно играть, — левой или правой. Обычно высокие ноты берутся правой рукой, а низкие — левой, поэтому можно смело считать, что самые высокие ноты в табах следует играть правой рукой, а низкие — левой. Однако иногда в табах указывается, какие именно ноты следует взять каждой рукой. В этих случаях слева будут стоят буквы «П» — правая (или «R» — англ. right) либо «Л» — левая (или «L» — англ. left). Например:

R 5|-a.-d.-f.——|—————
R 4|-a.-d.-f.——|—————
L 3|———c-D-e-f|G—————
L 2|—————|—f-e-d-c>>>>>>
O ||1-&-2-&-3-&-4-&|1-&-2-&-3-&-4-& В этом случае ноты в четвертой и пятой октаве нужно взять правой рукой, а во второй и третьей — левой.

  • Помните, что буква «O» слева внизу используется только для заполнения места и не несет смысловой нагрузки.

Источник

Оцените статью