Аккорды для балалайки
Народный строй
На этом сайте собраны аппликатуры аккордов для балалайки прима в различных вариантах «Народного строя».
Пользоваться таблицей с аккордами очень просто:
- Найдите нужный аккорд в списке
- Под названием аккорда находится информация о нотах, входящих в него и список аппликатур (одна аппликатура на строку). Первая цифра в аппликатуре показывает лад, который нужно зажать на 3 струне (самая верхняя), следующая — на второй и т.д.
- Для каждого аккорда сгенерированы все возможные варианты аппликатур, самые удобные из них отмечены жирным шрифтом.
Разберем на примере аккорда До-мажор(C), сторой C E G (До-Ми-Соль). Один из вариантов аппликатуры «4-3-5», значит третью (самую верхнюю) струну нужно зажать на 4 ладу, вторую — на 3-ем, а первую — на 5-ом.
На сайте есть шпаргалка для мажорных и минорных аккордов строя C-E-G, вы можете её скачать (19,3 кб).
Важное замечание по поводу септаккордов!
Т.к. на балалайке всего 3 струны, а септаккорд состоит из 4 звуков, я немного жульничаю и строю его с малой септимой от основного тона, но без чистой квинты.
Важное замечание по поводу названий нот!
Аккорды, которые вы видите на этом сайте, сгенерированы алгоритмом, который не знает всех тонкостей теории музыки, и если у него есть возможность поставить D# вместо Eb — знайте, он это сделает.
Источник
Урок 7 (игра аккордов)
Опубликовано Роман в 07.08.2017 07.08.2017
Игра аккордов.
Двойные ноты и аккорды представляют собой типичную балалаечную фактуру, освоение которой требует длительной и кропотливой работы. Однако не следует ограничиваться изучением только двойных нот и аккордов. Нужно продолжить работу над одноголосным материалом, добиваясь все более точных, быстрых, независимых движений пальцев левой руки и воспитывая у себя слуховые ощущением различий в характере звучания простых мелодий.
Двойные ноты.
Характерной особенностью извлечения двойных нот на балалайке является постоянное участие большого пальца левой руки в прижатии II и III струн. Давление пальца на обе струны распределяется равномерно, однако оно не должно быть слишком сильным или слабым. Если прижимать струны к грифу с чрезмерной силой, это приведет к зажатости руки, если недостаточно плотно — к погрешностям в звучании. Особую трудность представляет собой движение большого пальца при переходе с лада на лад. Как правило, оно должно осуществляться без снятия пальца со струны, плавно. При этом учащиеся допускают следующие ошибки: раньше времени отпускают струны, результатом чего является шорох полуприжатых струн или звучание открытых; продолжают с силой давить на струны во время скольжения, что часто приводит к излишнему напряжению руки, а также к неоправданному эффекту глиссандо. В момент скольжения большой палец должен слегка ослабить давление на струны, но не раньше, чем будет полностью выдержана длительность предыдущего звука. Движение большого пальца при игре двойными нотами осуществляется не только за счет его самостоятельных усилий, но во взаимосвязи с движениями кисти, предплечья и плеча.
Аккорды.
При извлечении аккордов расположение пальцев левой руки на грифе несколько иное, чем при игре двойных нот. Большой палец прижимает только III струну, а I и II струны прижимаются к грифу указательным, средним, безымянным и мизинцем. Задача большого пальца облегчается, так как он прижимает только одну струну, но координация движений остальных пальцев усложняется. Кроме того, игра аккордов требует, как правило, большей растяжки пальцев, при которой часто возникают излишние напряжения в левой руке. Особую сложность представляет собой извлечение последовательностей аккордов, исполняемых легато. В этой связи большое значение приобретает правильный подбор аппликатуры. При игре аккордов следует избегать перекрещивания, то есть перестановки пальцев со струны на струну; необходимо подобрать аппликатуру таким образом, чтобы пальцы находились по возможности на одних и тех же струнах. В аккордах, содержащих звук ми первой октавы, возможно извлечение этого звука как на II, так и на III открытых струнах, в зависимости от удобства игры. Однако для правильного голосоведения лучше оставлять постоянно открытой какую-либо одну из струн ми.
Использованная литература:
П. Нечепоренко, В. Мельников «Школа игры на балалайке»
Источник
bmvx76
bmvx76
Страшно далека от народа андреевская (академическая) балалайка с настройкой ля-ми-ми, но в процессе звукоизвлечения из неё, хочется поиграть что-либо кондово-народное. Табулатуры простейших наигрышей представлены на рисунке, всё играется бряцанием, стрелочками обозначены движения кисти. Игра бряцанием с дробями делает наигрыши более «живыми», темп игры оптимально выбирать под пение.
Сумецкий (подсмотрен) – наигрыш для частушек «под драку», тысячи их:
Ваньке стукнули свинчаткой
И подбили левый глаз.
А теперь ему, косому
Из девчат никто не даст.
Удачным кажется исполнять по 2-3 куплета без перерыва, а затем делать проигрыш.
Завидочка (подсмотрен) – наигрыш, вероятно, для женских частушек «страдательного» типа:
Чай пила, жара взяла
Окошечко открыла.
Задушевная подружка
Милого отбила.
Частушки (частично подсмотрен) – универсальный наигрыш для любых частушек, коих тонны в литературе (например, в сборнике В.И. Симакова 1913 года более 3300 частушек на различные темы):
Красную рубашечку
Я получил от матери.
И теперь пойду работать
Буем на фарватере.
Источник
Табулатуры аккордов для балалайки
Автор: Н. Самойлов
Год: 2017
Издательство: Новосибирск: НГК им. М.И. Глинки
Страниц: 18
Формат: PDF
Размер: 0,6 МВ
Язык: русский
Сборник рассчитан на учащихся 3-5 классов ДМШ. Материал подобран из различных по характеру произведений с использованием практически всех исполнительских приемов: бряцание, щипок большого пальца, двойной, вибрато, срывы, тремоло.
Автор: Н. Самойлов
Год: 2017
Издательство: Новосибирск: НГК им. М.И. Глинки
Страниц: 44
Формат: PDF
Размер: 1,3 МВ
Язык: русский
Учебно-методическое пособие представляет собой сборник пьес для балалайки с фортепиано и дуэта балалаек. Издание предназначено для студентов музыкальных ссузов и вузов.
Автор: А. Шалов
Год: 2000
Издательство: Музыка
Страниц: 72
Формат: PDF
Размер: 1,9 МВ
Язык: русский
Вашему вниманию предлагается нотное издание: «А. Шалов. Концертные пьесы и обработки популярных мелодий для балалайки».
Автор: А. Дугушин
Год: 1996
Издательство: Иркутск: Комитет по культуре Администрации Иркутской области
Страниц: 48
Формат: PDF
Размер: 3,0 МВ
Язык: русский
Вашему вниманию предлагается нотное издание: «А. Дугушин. Русская сюита для балалайки и баяна». Предназначено для музыкальных школ и училищ.
Автор: ред. А. Зверев
Год: 1982
Издательство: Музыка
Страниц: 82
Формат: PDF
Размер: 6,2 МВ
Язык: русский
Вашему вниманию предлагается нотное издание: «Юный балалаечник. Пьесы для балалайки с фортепиано». Редакция партии балалайки А. Зверева.
Автор: А. Тремасов
Год: 2015
Издательство: С.-Пб.: б.и.
Страниц: 16
Формат: PDF
Размер: 0,4 МВ
Язык: русский
Данный комплекс упражнений является результатом многолетней работы педагогов-балалаечников, таких как М. Сенчуров, Е. Желинский, Н. Беляев, А. Горбачев, и т.д. Своей целью сборник ставит развитие исполнителя в техническом плане.
Упражнения составлены специальным образом. В результате проигрывания данного комплекса исполнитель может разогреть все группы мышц, используемых при игре. Перед исполнением комплекса предполагается проигрывание упражнений Г. Шрадика (№ 1).
Комплекс рассчитан на студентов музыкальных образовательных учреждений среднего и высшего звена.
Автор: В. Панин
Год: 2003
Издательство: Реутов: б.и.
Страниц: 64
Формат: PDF
Размер: 4,5 МВ
Язык: русский
Виктор Александрович Панин (р. 1953) закончил Российскую академию музыки им. Гнесиных по классу балалайки и композиции. Исполнитель, педагог, композитор. Дипломант Всероссийских и Всесоюзного конкурсов. Член Союза композиторов России.
Им созданы такие сочинения для балалайки, как Вологодская фантазия, Концертный триптих, Камерная сюита, Лирический вальс, многочисленные обработки мелодий народных песен и романсов, этюды; для трехструнной домры — концерт «Памяти Вивальди», Детский концерт, две сюиты, Русская рапсодия; для балалайки и домры — сюита №1 «Из русских песен», сюита №2 «Из русских сказок».
«Русские песни» создавались автором на протяжении многих лет. Первые из них появились еще в 70-е годы, когда В. Панин был студентом Гнесинского института и с удовольствием играл на балалайке русские песни Б. Трояновского, П. Нечепоренко, А. Шалова, Ю. Шишакова, Н. Будашкина. В своих сочинениях на темы популярных народных мелодий Виктор Панин демонстрирует разнообразные виртуозные возможности солирующей балалайки, эффектные приемы игры и штрихи: тремоло, бряцание, различные виды пиццикато, дроби, глиссандо, флажолеты.
Образный язык «Русских песен» отличается особой изысканностью и утонченностью. Этому способствуют оригинальный гармонический язык и интонационное варьирование автора. Это не «сухое» варьирование на основе простейшей функциональной аббревиатуры, так свойственной бытовой музыкальной традиции, а поиск глубинных ладово-гармонических связей, образно-смысловых ракурсов, темброво-регистровых оттенков. Именно эта свежесть восприятия автором уже давно известных народных мелодий и перенос этих мелодий из жанра бытового в жанр камерного музицирования так импонирует музыкантам-исполнителям и слушателям. Так давно известное при неожиданном ярком освещении вдруг поражает своей новизной, красочностью, первозданностью. И не случайно «Русские песни» Виктора Панина исполняются известными балалаечниками В. Болдыревым, О. Глуховым, А. Паперным, О. Гитлиным, Е. Шебалиным, А. Горбачевым.
Автор: А. Зверев
Год: 1980
Издательство: Музыка
Страниц: 44
Формат: PDF
Размер: 7,8 МВ
Язык: русский
Вашему вниманию предлагается нотное издание: «Альберт Всеволодович Зверев. Детский альбом. Для балалайки с фортепиано».
Автор: А. Зверев
Год: 1985
Издательство: Музыка
Страниц: 48
Формат: PDF
Размер: 6,3 МВ
Язык: русский
Сборник содержит учебно-педагогический материал для начального обучения игре на балалайке.
В первом разделе, где этот материал расположен в порядке возрастающей трудности, используются простейшие приемы игры: пиццикато большим пальцем и бряцание. А конце раздела под номером 42 помещены известные скрипичные упражнения Г. Шрадика. Их следует играть сначала приемом бряцание с открытыми струнами ми, в дальнейшем же, по мере освоения материала сборника, — одинарными и двойными пиццикато, а также гитарными приемами.
На этюдах второго раздела осваиваются в основном такие приемы игры. как одинарное и двойное пиццикато. Внимание уделяется также развитию беглости пальцев левой руки.
Третий раздел помогает освоить такие приемы, как тремоло на оной и всех струнах, вибрато и др., причем серьезное место отводится гитарным приемам, получившим в последние годы широкое применение в концертной практике исполнителей на балалайке.
Автор: А. Данилов
Год: 2010
Издательство: Композитор
Страниц: 117
Формат: PDF
Размер: 1,3 МВ
Язык: русский
Известность как исполнитель А. Данилов приобрел в 70-е — 90-е годы, гастролируя с сольными концертами по стране (свыше 100 городов в России, СССР, СНГ) и за ее рубежами (в 36 странах мира), выступая на Центральном телевидении и радио, телестудиях городов России, исполняя новые сочинения на пленумах Союза композиторов СССР и России. Фирма «Мелодия» в разные годы выпустила пластинки Александра Данилова с записями оригинальной музыки и переложений классики; издательствами «Музыка», «Композитор», Ростовской консерватории изданы сборники концертных пьес, этюдов, переложений и транскрипций А. Данилова. Среди учеников Александра Данилова — балалаечников, гитаристов, домристов — лауреаты международных и всероссийских конкурсов, заслуженные артисты РФ, преподаватели консерваторий и музыкальных училищ, солисты концертных организаций.
Отзывы, рецензии, статьи об исполнительской, педагогической, музыкально-общественной деятельности А. Данилова опубликованы в российской и зарубежной прессе, учебно-методической, справочной литературе, материалах диссертаций.
Автор: Л. Лаптева
Год: 2008
Издательство: Киров: б.и.
Страниц: 32
Формат: PDF
Размер: 1,6 МВ
Язык: русский
Цель сборника — через доступные для ребёнка образы познакомить ученика с простыми замечательными мелодиями, разнообразными штрихами, ритмами, а также объяснить юному музыканту, как много выразительных средств он получает в свои руки.
Надеюсь, что пьесы не оставят детей равнодушными и сделают занятия над ними приятными и увлекательными.
Автор: Е. Сухова
Год: 2016
Издательство: Уфа: —
Страниц: 26
Формат: PDF
Размер: 3,1 МВ
Язык: русский
Данные переложения представлены достаточным важным дополнением к существующему балалаечному репертуару для учащихся ДМШ. Нельзя не отметить тот факт, что среди предлагаемых переложений есть обработки башкирских народных мелодий и сочинения башкирских композиторов. Немаловажно и наличие переложений для смешанного ансамбля балалайка — гитара, что дает возможность совместного музицирования для учащихся разных специальностей и возрастных групп.
Выполненные переложения охватывают различные периоды обучения в музыкальной школе. Все переложения сделаны достаточно качественно и с учетом специфики класса балалайки и гитары в ДМШ и могут быть использованы в качестве дополнения к существующему балалаечному репертуару.
Автор: Ш. Амиров
Год: 2008
Издательство: Екатеринбург: самиздат
Страниц: 26
Формат: PDF
Размер: 1,4 МВ
Язык: русский
Настоящее учебное пособие для балалайки с фортепиано составлено народным артистом России (2006) Шаукатом Сабировичем Амировым.
Автор: Б. Романов
Год: 1949
Издательство: Музгиз
Страниц: 20
Формат: PDF
Размер: 1,0 МВ
Язык: русский
Вашему вниманию предлагается нотное издание: «Народные песни и песни советских композиторов в переложении для балалайки по нотной и нотно-цифровой системам». Составил и переложил Б. А. Романов.
Автор: Ю. Клепалов
Год: 2001
Издательство: Музыка
Страниц: 12
Формат: PDF
Размер: 0,5 МВ
Язык: русский
Вашему вниманию предлагается нотное издание: «Ю. Клепалов. Испанский танец. Для балалайки и фортепиано».
Автор: А. Тихонов
Год: 1981
Издательство: Советский композитор
Страниц: 73
Формат: PDF
Размер: 8,0 МВ
Язык: русский
Вашему вниманию предлагается нотное издание: «Играет Анатолий Тихонов. Концертные пьесы для балалайки и фортепиано».
Автор: А. Абрамский
Год: 1957
Издательство: Советский композитор
Страниц: 39
Формат: PDF
Размер: 2,9 МВ
Язык: русский
Вашему вниманию предлагается нотное издание: «Современные русские частушки в сопровождении баяна или балалайки». Запись и обработка А. Абрамского.
Автор: А. Оленин
Год: 1927
Издательство: Музыкальный сектор
Страниц: 16
Формат: PDF
Размер: 1,3 МВ
Язык: русский
Вашему вниманию предлагается нотное издание: «Русские народные песни с сопровождением балалайки и фортепиано. Шесть шуточных песен Рязанской губернии». Запись и гармонизация Александра Оленина. Партия балалайки проредактирована Сергеем Большим. Песни эти можно исполнять и без балалайки.
Автор: А. Осипов
Год: 2013
Издательство: Орехово-Зуево: самиздат
Страниц: 114 + 144
Формат: PDF
Размер: 5,6 МВ
Язык: русский
В авторские сборники педагога-композитора Александра Николаевича Осипова «Губинский марафон» вошли избранные сочинения для балалайки и гуслей звончатых в сопровождении фортепиано. Это пьесы и обработки песенных мелодий, предназначенные для педагогического и концертного репертуара учащихся в детской музыкальной школе или школе искусств. Все номера сборников в свое время прошли непременную апробацию в репертуаре учеников самого А. Осипова и теперь предлагаются вниманию коллег-педагогов.
Автор: В. Андреев
Год: 1959
Издательство: Музгиз
Страниц: 133
Формат: PDF
Размер: 5,4 МВ
Язык: русский
Имя Василия Васильевича Андреева, выдающегося русского музыкального деятеля, основателя первого в России оркестра русских народных инструментов, дирижера, композитора и солиста-исполнителя на балалайке, пользуется в нашей стране заслуженной известностью.
Неутомимый пропагандист русских народных инструментов, Андреев написал для балалайки значительное количество оригинальных пьес, чрезвычайно популярных в свое время и не утерявших значения и в наши дни. Особенно интересны его вальсы, отличающиеся своеобразным русским стилем, мелодичностью и виртуозным блеском.
Настоящее издание сочинений Андреева публикуется в 2-х сборниках: в первом сборнике помещены 16 вальсов, во втором — остальные его произведения: 4 мазурки, 3 марша, 2 полонеза, вариации на две русские народные песни «Светит месяц» и «Как под яблонькой» и 4 другие пьесы.
В настоящее издание не включены 4 вокальных произведения: «Былое на Волге», романс «О, не забыл я», «Колыбельная» и романс «Белая акация», а также переложенные Андреевым для оркестра русские песни «Эй, ухнем», «Всю-то я вселенную проехал», «Вдоль по Питерской» и др., в которых отсутствуют его собственные вариации.
Все произведения, помещенные в двух сборниках, за исключением «Ноктюрна» и вальса «Гармоника», написаны специально для балалайки, но при жизни Андреева они были изданы частью в фортепианном изложении, частью в партитурах для русского оркестра, а некоторые произведения — по нотно-цифровой системе для балалайки соло.
В настоящем издании произведения В. В. Андреева публикуются для балалайки с фортепиано в изложении и обработке самого Андреева, а также в обработке знаменитых виртуозов-балалаечников Б. С. Трояновского и Н. П. Осипова и советских композиторов, работающих в области русского народного инструментального искусства — Н. П. Будашкина, С. С. Туликова, П. В. Куликова и Н. Л. Иванова.
Источник