Табулы для гитары табулах

Табулы для гитары табулах

Всероссийская гитарная школа «Tabula rasa»!

Всероссийская Летняя гитарная школа «Tabula rasa»!

C 8-11 июня 2021 года в Москве, в стенах «Класс-Центра» начинает работать Всероссийская летняя гитарная школа «Tabula rasa» в очном режиме. Также предполагается работа в режиме видео-трансляции.

Уникальность Всероссийской гитарной школы «Tabula rasa» заключается в том, что в течение 4 дней учащиеся смогут посетить мастер-классы ведущих преподавателей московских вузов искусств, известных концертирующих гитаристов и композиторов России. Предусмотрен лекционный и практический курс обучения. Каждый учащийся сможет непосредственно участвовать в мастер-классах выдающихся российских исполнителей и педагогов, получить индивидуальные уроки, узнать о новейших методиках развития техники гитариста, сделать студийную запись любимой пьесы, узнать об особенностях аранжировки, переложения и композиции для гитары, познакомиться с новинками репертуара и исполнительскими приёмами игры в различных стилях, а также получит возможность выступить в составе гитарного оркестра и приобрести соответствующие навыки коллективного музицирования.
Школа обогатит знания учащихся в области истории происхождения и перспектив развития инструмента, репертуара, познакомит с творчеством выдающихся исполнителей и композиторов, пишущих для гитары, расширит их кругозор в сфере инструментального искусства и тем самым поможет их активному творческому росту.
На гала-концерте 11 июня выступят все участники Летней школы и гитарный оркестр.
По окончании Летней гитарной школы учащимся выдается Сертификат.

Читайте также:  Ветер все сильней под гитару

Творческий проект «Таbula rasa» является традиционным и включает в себя Зимние и Летние гитарные школы, а также Международный конкурс-фестиваль юных исполнителей на гитаре, который уже 10 лет проходит в «Класс-Центре». Участниками Гитарных Школ за эти годы стали учащиеся и преподаватели ДШИ, студенты колледжей и Вузов из Архангельска, Екатеринбурга, Самары, Саратова, Краснодара, Казани, Волгограда, Калуги, Москвы и др. Возраст участников составляет от 6 до 70 лет, что демонстрирует огромный интерес самой разной слушательской аудитории.
Уже состоялись десять сессий Всероссийской гитарной школы «Tabula Rasa», программа которых включала:
Основы исполнительской техники: рациональная постановка игрового аппарата, комплексы ежедневных упражнений гитариста;
Подробные лекции об индивидуальности стилей гитарной музыки: современная и русская музыка, романтический, барочный стили, блюз и джаз на классической гитаре;
Практические тренинги по основам аккомпанемента, импровизации, технике игры фламенко, по композиции, игре на лютне и чтению барочных партитур, по использованию современных средств звукозаписи, и игре на электрогитаре с использованием разных технических возможностей;
Психологические тренинги, на которых отрабатывались техники подготовки к выступлению и рационального мышления исполнителя, рассматривались секреты конкурсных программ и успешной карьеры гитариста;
Раздел «Искусство камерного ансамбля», где участников знакомили с особенностями игры в разных составах ансамблей (квартет, дуэт);
Творческие встречи с композиторами: С.Рудневым, Н.Кошкиным, В.Брандом, профессором Массачусетского государственного университета А. Ларже-Капланом (США) и др.;
Мастер-классы выдающихся российских исполнителей и педагогов;
Репетиции гитарного оркестра, на которых отрабатывались практические навыки и техники коллективного исполнительства;
Выступление на заключительном Гала-концерте Школы.
В программу Школы включено новое направление – тренинг по звукозаписи «Tabula records», где каждый участник может попробовать свои силы в работе над записью и получить аудио-трек своего исполнения.
Преподавателями Всероссийской гитарной школы «Tabula Rasa» за время ее развития стали:
профессора Матохин С.Н., Комолятов Н.А., Кузнецов В.А., Финкельштейн Е.Ю., Бражникова Н.И.;
композиторы Кошкин Н., Бранд В., Руднев С., Бородаев Д., Виницкий А.;
звезды гитарной сцены Дервоед А., Мамедкулиев Р., Илларионов Д., Зорькин Р., Бардина А, Резник А., Татаркин Д, Гапонцев В., Бегутов А, Изотов А., Мурин Д., Квартет имени А.Фраучи;
известные исполнители в стилях джаз, фингерстайл, фламенко и авангард Болдырев Н., Стародубцев А., Корбанов А., Потапов А., Лазовский А.;
ведущие исполнители на старинных струнных инструментах (лютня, виуэла, барочная гитара и др.) Чернышов А., Белова М.

Читайте также:  Кожаные штаны ноты для пианино

Заявки принимаются на адрес электронной почты: tabula.matokhin@mail.ru до 23 мая. Подробную информацию можно получить на сайте: www.tabula.matokhin.ru, на страницах Faсebook и VK
Место проведения: г. Москва, ул. Б. Академическая, д. 11А, ГБУ СОШ ДО г. Москвы «Класс-Центр» (м. Войковская), троллейбус 57 ост. «ул. Б. Академическая 8»
Контактные телефоны: 8(985)118 19 28 Матохин Сергей Николаевич – директор Всероссийской гитарной школы «Tabula rasa».

ВНИМАНИЕ!
Стоимость участия в Летней гитарной школе для учащихся-слушателей очной формы: 8000 руб. Учащийся принимает участие как слушатель (без активных мастер-классов у преподавателей).
Стоимость активного участия в одном мастер-классе 2000 руб. Продолжительность мастер-класса 30 минут. Учащийся в заявке должен указать преподавателей (Дервоед А.В., Руднев С.И., Матохин С.Н., Гапонцев В.Б. (запись демо-трека)) и количество мастер-классов, которые он желает получить. Пассивное участие в мастер-классах входит в общую стоимость участия в Летней гитарной школе.
Количество мастер-классов у Дервоеда А.В. и Руднева С.И ограничено. Принимаются первые 8 заявок.
Стоимость участия для учащихся-слушателей в онлайн формате 3500 рублей. Они получат пароль и открытый доступ на официальный YouTube канал Tabula rasa.

Преподаватели Летней гитарной школы 2021:

— Дервоед Артём Владимирович – лауреат международных конкурсов, старший преподаватель Российской Академии Музыки им. Гнесиных
— Руднев Сергей Иванович – лауреат международного конкурса, композитор, исследователь, обладатель звания «Национальное достояние России»
— Гапонцев Владимир Борисович — лауреат всероссийских и международных конкурсов, преподаватель ГБУ СОШ ДО «Класс-Центр»
— Карпович Глеб — бренд-менеджер Steinberg в России, подразделения Yamaha Music
— Альтман (Толочкова) Екатерина Витальевна – кандидат педагогических наук, лауреат международных конкурсов, президент АНО «Центр развития исполнительского искусства», руководитель и дирижёр Московского городского детского гитарного оркестра, преподаватель ГБОУДОД ДМШ им. В.А. Моцарта.
— Урюпин Сергей Сергеевич — лауреат международных конкурсов, солист Гитарного квартета имени Фраучи, преподаватель ГБУ СОШ ДО «Класс-Центр»
— Матохин Сергей Николаевич – профессор Государственного музыкально-педагогического Института им. М.М. Ипполитова-Иванова, Московского Государственного Института Культуры, руководитель методического центра по направлению «Гитара» г.Москвы, преподаватель ГБУ СОШДО «Класс-Центр», директор проекта «Tabula rasa»

Источник

Как читать табы (табулатуры) для гитары. Полное руководство для начинающих гитаристов.

Что такое табулатура для гитары

Раньше песни записывались при помощи нот и нотных листов. Это было очень удобно, поскольку позволяло разложить и сыграть партии, не базируясь на особенностях инструментов, а также вносило единство игры оркестра на концертах. С появлением гитары ситуация не поменялась до тех пор, пока люди не поняли некоторое неудобство этой системы. В гитаре одни и те же ноты можно взять на совершенно разных ладах и в разных позициях, и, поскольку ноты не обозначают этого, то манера игры некоторых произведений становилась менее очевидной. Ситуацию исправил другой способ записи – табулатуры, который плотно вошел в обиход гитариста. Сколько нужно играть на гитаре для того, чтобы использовать табы? Чем раньше вы начнете это делать – тем лучше.

Они представляют собой тот же самый нотный стан, только с шестью, по количеству струн, линий. На них вместо нот записаны гитарные лады, на которых следует зажимать обозначенные струны для получения нужного звука. Такой метод записи оказался намного удобнее, и поэтому сейчас каждый гитарист должен понять, как читать табулатуру для удобства разучивания произведений. Именно этому и посвящена данная статья. Это действительно стоит знать даже тем, кто учился в музыкальной школе – ведь то, как мы читаем табулатуры для гитары сильно различается с тем, как распознавать ноты.

Виды табулатур

Интернет запись

Такой способ распространен на сайтах, где нет возможности записывать табы в специальных программах. В этом случае внешний вид полностью копируется и суть практически не меняется, за исключением способа обозначения приемов игры.

Запись через редактор табулатур

Самый популярный способ. В этом случае данный вид записи воспроизводит программа, которая при помощи специальных пресетов имитирует звуки гитары, включая различные приемы игры. Это гораздо удобнее, ведь помимо непосредственно цифр, в них, как правило, есть еще и ноты с их длительностями, что еще больше упрощает разучивание песни.

Как пользоваться табами новичку

Обозначение боя

Обычно в табах бой обозначается стрелками напротив каждого отдельного аккорда, или их групп. Обратите внимание на то, что они показывают движение с реверсом – то есть стрелка вниз обозначает удар вверх, а вверх – удар вниз. Тот же принцип работает и со струнами – то есть верхняя линия будет первой, а нижняя – шестой.

Перебор или арпеджио

Переборы на гитаре обычно визуально видно сразу – вы можете понять, какую струну и когда дергать, какой лад зажимать, и какие приемы использовать. В случае с арпеджио номера ладов будут выстроены синусоидами – то есть дугами вверх-вниз. Заранее просматривайте весь такт, поскольку обычно зажав все участвующие струны вы получите нужный аккорд. Разумеется, это не относится к свип-соло, которые требуют иную постановку рук.

Обозначение аккордов

Обычно над группой цифр, которые обозначают лады, пишутся также и аккорды, которыми эти группы и являются. Они находятся прямо над ними – далеко искать не надо.

Мелодия

Всю мелодию можно проследить внутри табов. В программе каждому инструменту отведена своя дорожка, благодаря чему вы легко сможете выучить нужную вам партию.

Как читать табы обозначения и знаки

Хаммер-он (Hammer On)

На письменной табе он обозначается как буква «h» между двумя цифрами. Первая – номер лада, который вам требуется зажать, вторая – тот, на который надо положить палец для данного действия. Например, 5h7.

В программе это действие контекстуально и обозначается дугой под двумя цифрами. Если первая меньше второй – то это хаммер.

Пулл-офф (Pull Off)

В письме этот прием пишется как буква «p» между также двумя цифрами. Первая – то, что вы зажимаете изначально, а вторая – то, какой лад играется после. Например, 6p4 – то есть вы должны сыграть сначала ноту на шестом ладу, а потом произвести пул-офф, зажав при этом четвертый.

В программе он обозначается так же, как и хаммер – дугой под ладами, однако первая цифра будет больше второй.

Бенд -подтяжка (Bend)

На письме он обозначается как буква b после номера лада. Проблема в том, что существует несколько видов бэндов, и чтобы понять, какой используется сейчас, придется вслушиваться в композицию. Кроме того, иногда придется возвращаться в исходную позицию – и тогда писаться будет так – 4b6r4, то есть, буквой r.

В программе все намного проще – там от лада будет прорисована дуга, которая покажет полноту подтяжки, а также необходимость туда возвращаться.

Слайд (Slide)

И на письме, и в программе, он обозначается линиями \ или / — если это нисходящий или восходящий слайд соответственно. При этом в программе вы также услышите характерный для слайда звук.

Вибрато (Vibrato )

На письме вибрато обозначается символами Х или

возле номера нужного лада. В программе же изображается символом кривой линии над числовым обозначением.

Let Ring

Так пишут, когда надо дать струне или аккорду прозвучать – особенно это критично в басовых партиях фингерстайл-паттернов. В этом случае в программе над таблицей ладов будет надпись Let Ring и пунктиром будет проставлено, до какого момента это надо делать.

Глушение струны правой рукой (Palm Mute )

На письме этот прием тоже никак не обозначается. В программе же вы увидите значок PM над таблицей ладов, а также пунктирную линию, которая показывает, до какого момента аккорд играется так.

Не звучащие или мертвые ноты (Mute)

И на письме, и в программе, подобные вещи обозначаются знаком Х вместо номера лада.

Нота призрак (Ghost Note)

Эти ноты и в письме, и в программе для чтения табов, будут заключены в скобки. Играть их необязательно, но для полноты мелодики крайне желательно.

Переменный штрих — удары вниз и вверх (Downstrokes & Upstrokes)

Они обозначаются символами V или ^ для движения вниз или вверх соответственно. Такое обозначение будет прямо над группой аккордов в табулатуре.

Натуральный флажолет (Natural Harmonics)

Натуральные флажолеты, помимо того, что на письме обозначаются в скобках <>, например, , еще и визуально показаны в программе – в виде более мелких по размеру нот и цифр. К слову, искусственные, обозначаются так – [].

Каподастр (Capo)

Обычно факт наличия капо пишется до начала табулатуры – в пояснениях во вступлении.

Тэппинг (Tapping)

Тэппинг и в письме, и в программе обозначается буквой T над играемым паттерном.

Общая таблица символов используемых в текстовых и нотных табах


Обозначения ритма, размера и строя в табулатуре

Размер

Размер обозначается в начале нужного такта – в виде двух чисел, которые находятся одно над другим.

Темп обозначается в самом начале нужного такта, прямо над ним в виде картинки ноты и проставленного напротив него числа, обозначающего Bpm.

Нумерация тактов

Такты также нумеруются в начале каждого нового.

Строй гитары

Строй, если он не является стандартным, также обозначается в начале всей табулатуры – и не меняется на протяжении всей песни.

Программа для табулатур

Самая удобная программа для чтения табов – это Guitar Pro версий 5.2 или 6. Кроме того, существует Tux Guitar, однако этот вариант подойдет преимущественно для пользователей Linux.

Советы и рекомендации

Совет можно, по факту, дать только один – читайте табы внимательно, и по возможности, ориентируйтесь еще и по нотам. Постоянно слушайте и вслушивайтесь – все приемы обозначены в тексте, и поэтому вам будет только легче понять, как играется данная композиция. Не стесняйтесь при необходимости менять темп отдельных кусков трека, чтобы выучить его лучше, а также понять, как исполняется тот или иной отрезок. Ну и, разумеется, не забывайте про метроном.

Источник

Оцените статью