Табы для бас гитары для новичков

Красивые переборы на гитаре: табы, схемы для начинающих

Красивые переборы на гитаре – секрет струнного изящества в аккомпанементе. Баллада, просто часть в какой-то композиции с «замудрёнными» перебираниями струн – это всегда фишка, изюминка аранжировки.

На этом занятии мы разберём красивые, и в то же время довольно простые, легкие переборы. В дальнейшем они пригодятся вам для написания собственных тем, создания кавер-версий, партий для гитарных дуэтов, трио и т.д. Материал и для начинающих, и для гитаристов с опытом.

А совсем для новичков – кто только начинает изучать перебор – рекомендуется занятие «Основные, распространённые виды переборов».

Если хотите звучать изыскано, неповторимо, используйте красивые переборы с красивыми аккордами (в помощь подборка оригинальных аппликатур, для До мажора, а также упрощённые аккорды).

Обозначения и как заниматься

Все схемы переборов без аккордов записаны в двух вариантах:

1. Порядок перебирания струн указан цифрами.

Сначала защипываем 5-ую струну, потом 3-ю, 2-ую и 1-ю.

Обозначение «бас» – это басовая струна, это может быть и 6-ая, и 5-ая и 4-ая струна, в зависимости от аккорда (для Dm – 4-ая, Am – 5-ая, Em – 6-ая и т.д.); т.е. определённо не указывается – как универсальная схема.

Читайте также:  Данс манки ноты для флейты

Если струны (цифры) объединены знаком «+», их нужно защипывать одновременно:
5+2-4-2-4-2-4

5-ая и 2-ая струны защипываются одновременно.

2. Перебор струн изображён визуально: линии – струны, и точки на линиях – последовательность защипывания.

Если две и больше точек размещены на схеме параллельно, значит указанные струны нужно защипывать одновременно. В этом примере вместе защипываются 5-ая и 2-ая.

Латинские буквы возле точек – каким пальцем нужно защипывать струну. Это стандартная система обозначения пальцев правой руки:

  • p – большой;
  • i – указательный;
  • m – средний;
  • a – безымянный.

Кроме схем, табы и ноты примеров использования переборов с аккордами + в файлах для Guitar Pro 7 (можно слушать, учить эти упражнения в нотном редакторе).

Бас + две струны

бас-2-1

Играем в трёхдольном размере – на раз — два — три.

бас-2-1-бас-2-1

  • басовую струну – большим пальцем;
  • 2-ую – указательным;
  • 1-ую – средним.

За вторым разом в ритмической фигуре бас меняем. Например, сначала 5-ая, потом 4-ая струна.

Обратите внимание, в графических схемах указывается конкретный бас (на какой именно струне). Но вы можете использовать другую басовую струну, произвольно, как того требует аккорд + ваши вкусовые предпочтения. Например, если играть на аккорд G (соль мажор) этот перебор, тогда сначала 6-ая, потом 5-ая. Или же 6-ая, потом 4-ая.

Сыграем этот красивый перебор на гитаре с открытыми аккордами – Am/ Dm/ G/ C/.

бас-1-2

Вариация предшествующей схемы. После баса не 2-ая струна, а 1-ая.

бас-1-2-бас-1-2

Аппликатура для правой руки не меняется.

Попробуйте снова сыграть на гитаре предыдущее упражнение, но уже этим, слегка изменённым, перебором.

бас-3-2

Ещё один вариант «бас + две струны» на «раз, два, три». Но без 1-ой струны. Звучание аккордов получается с более низким оттенком.

бас-3-2-бас-3-2

  • бас – большим пальцем;
  • 3-я – указательным;
  • 2-я – средним.

Пример: играем этим перебором аккорды Am/ Asus2/ E (скачать файл GP)

Совет! Чтобы научиться хорошо играть рассматриваемые переборы, делайте не только разбор указанных примеров, но и ещё дополнительно играйте свои любимые аккордовые последовательности (аккорды открытые, на баррэ, с надстройками), перебирая струны по изученной схеме.

бас-2-1-2-1-2

Довольно быстрый перебор. Играем на раз, два, три. Но на каждую долю размера нужно защипывать последовательно две струны. Добавим для счёта «и»: на «раз» – басовая, на «и» – 2-ая; на «два» – 1-ая, на «и» – 2-я; на «три» – 1-ая, на «и» – 2-ая. Сначала можно проговаривать и играть на открытых струнах – «1 и, 2 и, 3 и».

бас-2-1-2-1-2

Используя эту «струнную комбинацию», можно создавать очень красивые мелодичные обыгровки. Например, интересный вариант в ре мажоре (табулатура для Guitar Pro):

Переборы – бас защипываем с верхней струной

5+2-4-2-4-2-4

Также в ритме «раз и, два и, три и», на каждую долю по два звука. Пятую струну защипываем с второй.

5+2-4-2-4-2-4

  • 5-ая – большим пальцем;
  • 2-ая – безымянным;
  • 4-ая – указательным.

Играем последовательность Em/ D/ C/ Bsus4 B/ (этот пример в файле .gp).

бас+2-3-бас+1-3

Защипывание верхней струны с басом повторяется. Размер 4/4. Можно перебирать струны на каждую долю (раз, два, три, четыре). Или в 2 раза быстрее, на каждую долю по два щипка: на «раз» – 5+2, на «и» – 3; на «два» – 5+1, на «и» – 3… и т.д.

бас+2-3-бас+1-3

  • 5-ую и 2-ую – большим и средним;
  • 3-ую – указательным;
  • 5-ую и 1-ую – большим и безымянным;
  • 3-ую – снова указательным.

Сыграем перебором распространённую последовательность в ре мажоре (файл GP):

бас+2-1-2-3

Разновидность перебора «четвёрка». Ритм на «раз и, два и». На «раз» – бас с верхней струной, «и» – 1-ая струна; на «два» – 2-ая, на «и» – 3-ая.

бас+2-1-2-3

  • бас+2-ая – большим и средним;
  • 1-ая – безымянным;
  • 2-ая – средним;
  • 3-я – указательным.

Ход аккордов в ля миноре этим перебором. Сначала бас со 2-ой струной, потом перебираем от 1-ой к 3-ей.

Поочерёдно два вида «четвёрки»

Комбинируем две разновидности «четвёрки» для гитары. Первая часть перебора (нисходящая): бас, от 1-ой к 3-ей. Вторая часть наоборот (восходящая): бас, от 3-ей к 1-ой.

бас-1-2-3-бас-3-2-1

Обратите внимание, бас меняется во второй части перебора.

  • бас – большим пальцем;
  • 1-ую – безымянным;
  • 2-ую – средним;
  • 3-ю – указательным.

В примере на каждую часть перебора разные аккорды (нисходящий на C, восходящий на Fmaj7 и т.д.). Но вы также можете проигрывать полностью перебор на одном аккорде (как вариация этого упражнения и свои последовательности).

Таким образом у вас может получиться симпатичный аккомпанемент под гитару даже на простецких, открытых аккордах 🙂

Переборы с басовым ходом

Ну что ж, продолжаем обучение – далее красивые переборы для гитары с басовым ходом. В том смысле, что если перебирать струны по этим схемам, дополнительно ещё и прослушивается линия баса в аккомпанементе. Как бы одна гитара за две: аккорды + бас.

бас-3-2-1-2-3-бас

С баса начинаем перебор (восходящий + нисходящий) и басом заканчиваем. Затем схема повторяется: и опять же начинается с баса.

бас-3-2-1-2-3-бас

А разобраться с ритмическим рисунком этого перебора нам поможет упражнение в ля миноре (скачать в файле guitar pro тут).

Играем на «раз и, два и»:

  • на «раз» – бас, на «и» – 3-ая, затем 2-ая;
  • на «два» – 1-ая, 2-ая (начинаем обратный ход);
  • на «и» – 3-ая, бас.

В каждом такте упражнения схема повторяется два раза (на два аккорда). Обратите внимание, в завершении перебора басовая нота на аккорде может звучать уже другая (как на Dm – начинаем с ре и заканчиваем фа).

Попробуйте придумать упражнение, этюд на этот перебор: добавляйте разные басы к аккордам, в т.ч. и разные басовые ноты на один аккорд. Добивайтесь красивого мелодичного звучания басовой линии, с плавными переходами от одного аккорда к другому.

аккорды + басовая линия восьмыми

Возможно, вам уже приходилось слышать инструментальные аранжировки, когда бас ритмично выдаёт одну и ту же ноту, а на гитаре аккорды звучат лишь отдельными штрихами (протяжные акценты на весь такт или полтакта).

И вот этот вариант струнного щипка позволяет создавать на гитаре примерно такое же звучание.

Кстати, такой приём можно только отчасти назвать «перебором», так как в нём нет перебирания струн как такового (в привычном понимании этой техники). Тем не менее, это игра щипком, а не ритмом (боем), с соответствующим звучанием.

  • бас – большим пальцем;
  • аккорд защипывается с басом на верхних струнах: 1-ая – безымянным; 2-ая – средним; 3-я – указательным.

Используя этот приём, сыграйте аккорды в ми миноре – Em/ C/ Am/ B7/ (файл .gp):

Придумайте свой вариант на 4/4. Добавьте больше акцентов с аккордами или, наоборот, меньше.

Защипываем две соседние струны

Если перебирать струны не по одной, а по две, то есть в восходящем или нисходящем движении защипывать одновременно две соседние струны, можно придумывать самые красивые переборы. Как минимум, при использовании такого способа звукоизвлечения аккорды звучат необычно.

Разберём вот такую схему:

бас-3+2-3+2-2+1-2+1-3+2

Примерно так, как играется перебор «шестёрка». Только по две струны.

  • бас – большим пальцем;
  • две струны защипываем указательным и средним.

Сыграем перебором «по две струны»: Dm – E/D – Cm/D – D.

Наше занятие подходит к концу. Но а изучение красивых переборов, разумеется, завершать не стоит. Всё только начинается) Хотите самостоятельно придумывать самые крутые, оригинальные переборы, осваивайте новые схемы (перебирания струн), комбинируйте их, изменяйте. Играйте в другом размере, ритме, темпе, чего-то добавляйте и убирайте и пр. Такие эксперименты вознаградят вас творческим бонусом. Вот увидите, прилетит крылатая муза с идеями гитарного медляка 🙂

Источник

Табы для бас гитары для новичков

Судя по письмам, многих из вас интересует, как строить и играть аккорды на бас гитаре. Сегодня мы подробно рассмотрим этот вопрос.

Примечание: Ниже изложены основы адаптированные под четырехструнную бас гитару. Более подробную теорию построения и использования аккордов применительно к шестиструнной акустической гитаре можно найти на сайте наших друзей www.7not.ru.

Важнейшие Аккорды

Существует 4-5 наиболее распространенных в современной музыке аккордов. Ниже приведены варианты этих аккордов для основной ноты C.

Как видите, играть все это на шестиструнной гитаре достаточно сложно. На следующем рисунке показано расположение важнейших нот для случая, когда основная нота находится на струне E.

Здесь ‘R’-основная нота аккорда. ‘m’ означает минор, ‘v’ — нота на октаву выше. Имейте в виду, что когда играете эти ноты последовательно, то получаете «шагающую» басовую линию.

Октавы и Квинты

При игре аккордов всегда можно играть октавы и почти всегда квинты (за исключением нескольких джазовых аккордов). Мы уже затрагивали тему игры октав и квинт. Для того чтобы получить аккорд надо сыграть эти ноты одновременно. Вам не придется играть квинты вниз, поскольку самой низкой нотой в аккорде является основная нота.

Как вам известно из урока 3, квинта и октава находятся на два лада выше по грифу от основной ноты, на двух следующих струнах. Попробуйте сыграть большим и указательным пальцами следующие последовательности.

Терции

Мажорные и минорные терции не получили такого широкого распространения, как квинта и октава, однако они часто добавляются к основному тону в балладах. Важно помнить, что чем ниже Вы играете, тем более диссонирующим (неустойчиво) звучит аккорд. Попробуйте играть терции, как показано ниже. Даже если ваша мелодия совершенна, при игре терции вниз создается ощущение неудовлетворенности. Сыграйте октаву вверх, и все будет нормально.

Звенящие Ноты

Еще один способ играть аккорды состоит в том, чтобы позволить первой ноте звенеть, в то время как вы уже играете вторую ноту. И снова октава проявляет себя лучше других нот. Сыграйте следующий риф, но не глушите ноту, когда играете октаву. Этот прием работает хорошо при игре нот на открытых струнах. Для других нот вам, вероятно, придется изменить способ щипка струны, чтобы избежать глушения.

Звенящий октавный риф.

Проходные Ноты

Другим способом является использование проходных нот для построения аккорда. Здесь при игре перехода от F к C, вы можете играть G в качестве проходной ноты, позволяя ей свободно звучать. Этот прием может добавлять различные оттенки аккорду.

Еще один риф

Walk on the Wild Side

Позвольте рассказать вам еще об одном интересном приеме, который используется в песне «Walk on the Wild Side» Lou Reed-а. В этой песне фактически два баса играют контрапунктирующие мелодии. Они отталкиваются от основной ноты и от терции, и один двигается вверх, а другой вниз. Это очень сложно воспроизвести на одной бас гитаре. Однако есть один простой способ, которым пользуются большинство музыкантов. Играются одновременно две ноты: первая и десятая ноты гаммы (основная, октава+терция). Игра такого аккорда не потребует от вас больших усилий.

Thw Wild Side — Lou Reed

Подведем итог. Конечно, не плохо знать, как строятся аккорды. Вы даже можете получать удовольствие, играя их. Будьте осторожны, добавляя более низкие ноты, и вдвойне осторожны при добавлении терций. Не бойтесь использовать звенящие и проходные ноты без глушения. Позвольте гитаре звучать!

Это был последний урок цикла. Надеюсь, Вы почерпнули для себя много полезного.

Источник

Оцените статью