Табы для гитары окуджава

Окуджава Булат

Бард, советский и российский поэт, прозаик, сценарист и композитор

Все песни Булата Окуджавы с текстами и аккордами

© — аккорды от авторов песни (оригинал), ⊞ — для песни есть табы, ♫ — для песни есть ноты

Любите и хорошо знаете песни этого исполнителя? Сыграйте в игру угадай песню Булата Окуджавы.

Табы и ноты песен Булата Окуджавы для Guitar Pro

* здесь представлены только песни для которых нет текстов с аккордами, но есть табы

Окуджава Булат в СМИ

Поэт и композитор Булат Окуджава родился 91 год назад

Булат Шалвович Окуджава родился 9 мая 1924 года в Москве, в семье партийных работников. В 1937 году родители Булата Окуджавы были арестованы, отец? расстрелян, мать? сослана. После ареста родителей жил с бабушкой. В 1940 году переехал к родственникам в Тбилиси, в 1942 году добровольцем ушел на фронт.

Источник

Окуджава Булат — аккорды к 66 трекам

Песня
1 Арбатский романс
2 Батальное полотно
3 Бери шинель
4 Божественная суббота
5 Бумажный солдатик
6 Быстро молодость проходит.
7 В барабанном переулке
8 Виноградную косточку
9 Ворон
10 Время идет
11 Второе послевоенное танго
12 Вы слышите, грохочут сапоги
13 Гори, огонь, гори
14 Господа юнкера
15 Грузинская песня
16 Давайте восклицать
17 Дальняя дорога
18 Дежурный по апрелю
19 До свидания, мальчики
20 Дождик осенний
21 Дунайская фантазия (Вилково)
22 Еще он не сшит, твой наряд подвенечный
23 Живописцы
24 Заезжий музыкант
25 Зачем мы перешли на »ты»?
26 Комсомольская богиня
27 Ленька королев
28 Маленький оркестрик
29 Молитва франсуа вийона
30 Море Чёрное
31 Моцарт
32 Музыкант играл на скрипке
33 Мы за ценой не постоим
34 На фоне пушкина снимается семейство
35 На ясный огонь
36 Надя, Наденька
37 Нам нужна одна победа
38 Не бродяги, не пропойцы
39 Не клонись-ка ты, головушка
40 Опустите, пожалуйста, синие шторы
41 Пане-панове агнешка осецкая
42 Первое послевоенное танго
43 Песенка беспризорника
44 Песенка о песенке
45 Песенка об Арбате
46 Песня Верещагина
47 Песня кавалергарда
48 Песня о молодом гусаре
49 Пиратская лирическая
50 По смоленской дороге
51 Пожелание друзьям
52 После дождичка
53 Простите пехоте
54 Прощание с Польшей
55 Прощание с новогодней елкой
56 Сентиментальный марш
57 Со мною вот что происходит
58 Союз друзей
59 Старая солдатская песня
60 Старый флейтист
61 Счастливый жребий
62 Там, за седьмой горою
63 Часовые любви
64 Чудесный вальс
65 Я вновь повстречался с надеждой
66 Я пишу исторический роман

Булат Шалвович Окуджава (1924—1997) — русский поэт, композитор, прозаик и сценарист. Автор около двухсот песен, написанных на собственные стихи, один из основоположников и наиболее ярких представителей жанра авторской песни.
Биография

Булат Окуджава родился в Москве 9 мая 1924 г. в семье коммунистов, приехавших из Тбилиси для партийной учёбы в Комакадемии. Отец — Окуджава Шалва Степанович,грузин, мать — Ашхен Степановна Налбандян, армянка.

Первое место жительства — ул. Арбат, д.43, коммунальная квартира на 4-м этаже.

Вскоре после рождения Булата его отец был отправлен на Кавказ работать комиссаром грузинской дивизии. Мать осталась в Москве, работала в партийном аппарате. На учёбу Булат был отправлен в Тбилиси, учился в русском классе. Отец был повышен до секретаря Тбилисского горкома; из-за конфликта с Берией он обратился с письмом к Серго Орджоникидзе с просьбой направить его на партийную работу в Россию, и был отправлен на Урал парторгом на вагоностроительный завод. Отец Булата выписал семью к себе на Урал.

После ареста родителей в 1937 — отец был расстрелян по ложному обвинению в 1937 г., мать сослана в карагандинский лагерь, откуда она вернулась лишь в 1955 г. — Булат с бабушкой вернулся в Москву. В 1940 г. Булат Окуджава переехал к родственникам в Тбилиси. Учился, потом работал на заводе учеником токаря.

В апреле 1942 г. Окуджава пошёл на фронт добровольцем. Был направлен в 10-й Отдельный запасной минометный дивизион. Затем, после двух месяцев обучения, был отправлен на Северо-Кавказский фронт. Был минометчиком, потом радистом тяжелой артиллерии. В военных действиях участия практически не принимал; был случайно ранен под Моздоком.

К этому времени относится его первая песня «Нам в холодных теплушках не спа́лось» (1943), текст которой не сохранился.

Вторая песня была написана в 1946 году — «Старинная студенческая песня» («Неистов и упрям…»).

После войны Окуджава поступил в Тбилисский государственный университет. Получив диплом, в 1950 г. начал работать учителем — сначала в сельской школе в селе Шамордино Калужской области и в районном центре Высокиничи, затем в Калуге.

C 1955 года — член КПСС.

В 1956 г. Окуджава вернулся в Москву. В том же году начал выступать как автор стихов и музыки песен и их исполнять под гитару, быстро завоёвывая популярность.

Работал редактором в издательстве «Молодая гвардия», затем — заведующим отделом поэзии в «Литературной газете». Участвовал в работе литературного объединения «Магистраль».

В 1961 ушёл со службы и больше по найму не работал, занимаясь исключительно творческой деятельностью.

С 1962 — Член Союза писателей СССР.

В 1970 на экраны вышел фильм «Белорусский вокзал», в котором исполнялась песня на слова Булата Окуджавы «Здесь птицы не поют…». Окуджава — автор и других популярных песен для кинофильмов (кинофильм «Соломенная шляпка» и др.)

Первый диск с песнями Окуджавы вышел в Париже в 1968. С середины семидесятых годов диски Окуджавы выходили и в СССР.

Песни Булата Окуджавы, распространяясь в магнитофонных записях, быстро завоевывали популярность, в первую очередь среди интеллигенции: сначала в СССР, затем и среди русскоговорящих за рубежом. Песни «Возьмемся за руки, друзья…», «Пока Земля ещё вертится…» («Молитва Франсуа Вийона») стали гимном многих слетов КСП и фестивалей. Помимо песен на собственные стихи, Окуджава написал ряд песен на стихи польской поэтессы Агнешки Осецкой, которые сам перевёл на русский.

В 1961 Окуджава дебютировал как прозаик: в альманахе «Тарусские страницы» опубликована его автобиографическая повесть «Будь здоров, школяр» (отдельным изданием вышла в 1987).

Опубликованы повести: «Бедный Авросимов» («Глоток свободы») (1969) о трагических страницах в истории декабристского движения, «Похождения Шипова, или Старинный водевиль» (1971) и написанные на историческом материале начала XIX века романы «Путешествие дилетантов» (часть 1. — 1976; часть 2. — 1978) и «Свидание с Бонапартом» (1983).
Памятник на Арбате
Памятник на Арбате

С начала перестройки Булат Окуджава занимает активную демократическую позицию, участвует в текущей политике.

C 1989 — член-учредитель русского ПЕН-центра.

В 1990 выходит из КПСС.

С 1992 — член комиссии по помилованиям при президенте РФ; с 1994 — член комиссии по Государственным премиям РФ.

* Член учредительного совета газеты «Московские новости».
* Член учредительного совета «Общей газеты».
* Член редколлегии газеты «Вечерний клуб».
* Член Совета общества «Мемориал».

С начала 90-х живёт в основном в Германии. 23 июня 1995 года состоялся концерт Булата Окуджавы в Штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже.

12 июня 1997 г. Булат Окуджава скончался в Париже (в пригороде Сlamart), в военном госпитале.

Похоронен на московском Ваганьковском кладбище. У дома 43 на Арбате, в котором жил Окуджава, ему поставлен памятник.

* Лауреат Государственной премии СССР. 1991.
* Букеровская премия 1994, за автобиографический роман «Упразднённый театр».

* «Лирика» (Калуга, 1956),

«Март великодушный» (1967),

* «Арбат, мой Арбат» (1976),

«Стихотворения» (1984), «Избранное» (1989),

* «Посвящается вам» (1988),
* «Милости судьбы» (1993),

«Зал ожидания» (Нижний Новгород, 1996), «Чаепитие на Арбате» (1996),

* Булат Окуджава. 20 песенок для голоса и гитары.- Краков: Польское муз. изд-во, 1970.- 64 с.
* Булат Окуджава. 65 песен (Музыкальная запись, редакция, составление В.Фрумкин). Ann Arbor, Michigan: Ardis, т.1 1980, т.2 1986.
* Песни Булата Окуджавы. Мелодии и тексты. Составитель и автор вступительной статьи Л. Шилов, музыкальный материал записан А.Колмановским с участием автора).- М.: Музыка, 1989.- 224 с.

* «Верность» (1965; в соавторстве с П. Тодоровским; Постановка: Одесская киностудия, 1965);
* «Женя, Женечка и „катюша“» (1967; в соавторстве с В. Мотылем; Постановка: Ленфильм, 1967);
* «Частная жизнь Александра Сергеича, или Пушкин в Одессе» (1966; в соавторстве с О. Арцимович; фильм не поставлен);
* «Мы любили Мельпомену…» (1978; в соавторстве с О. Арцимович; фильм не поставлен).

Источник

Булат Окуджава: аккорды к песням

Правильные аккорды к песням Булата Окуджава

  • Грузинская песня
  • Давайте восклицать

Основоположник направления авторской песни:

Булат Шалвович Окуджава — поэт, переводчик, прозаик, драматург, композитор и исполнитель собственных песен. Один из основателей жанра современной авторской песни. Концерты Окуджавы проходили в Болгарии, Австрии, Великобритании, Венгрии, Австралии, Израиле, Испании, Италии, Канаде, Франции, ФРГ, Польше, США, Финляндии, Швеции, Югославии и Японии. Его произведения переведены на множество языков и изданы во многих странах мира.

Как это было:

Родился 9 мая 1924 года в Москве. В 1942 году добровольцем ушел на фронт. В 1945 демобилизовался, работал, закончил 10 классов. В 1950 году окончил филфак Тбилисского государственного университета. Работал учителем русского языка и литературы в деревне Шамордино Калужской области. В 1953-54 работал в издательстве областной калужской газеты. В 1956 году вернулся в Москву. Работал редактором в издательстве «Молодая гвардия», зав. отделом поэзии в «Литературной газете», с 1962 года член Союза писателей СССР.

Звания и награды Булата Окуджавы:

Член КПСС (1955—1990). Член Союза писателей СССР (с 1962). Член учредительного совета газеты «Московские новости». Член учредительного совета «Общей газеты». Член редколлегии газеты «Вечерний клуб». Член Совета общества «Мемориал». Член-учредитель русского ПЕН-центра (с 1989). Член комиссии по помилованиям при президенте РФ (с 1992). Член комиссии по Государственным премиям РФ (с 1994). Медаль «За оборону Кавказа». . Орден Дружбы народов (1984). Почетная медаль Советского фонда мира. Государственная премия СССР (1991). Премия «За мужество в литературе» им. А.Д.Сахарова независимой писательской ассоциации «Апрель» (1991). Первая премия и приз «Золотой венец» на поэтическом конкурсе «Стружские вечера» в Югославии (1967). Приз «Золотая гитара» на фестивале в г. Сан-Ремо в Италии (1985). Почетная степень Доктора гуманитарных наук Норвичского университета в США (1990). Премия «Пеньо Пенев» в Болгарии (1990). Международная премия Букера за лучший роман года на русском языке — за семейную хронику «Упраздненный театр» (1994). Имя Окуджавы присвоено малой планете (1988). Имя Окуджавы присвоено Клубу болгарско-российской дружбы в г. Ямбол в Болгарии (1989-90). Почетный гражданин г. Калуга (1996).

Источник

Табы для гитары окуджава

Булат Окуджава с гитарой

«— А все же — почему именно гитара? — спросили как-то Булата Шалвовича. — Ведь после войны, помнится, был в чести аккордеон…

— Ну, тут тоже есть какая-то традиция — цыганского и русского романса, песен в этой традиции Александра Полежаева и Аполлона Григорьева. Не говоря уж о мировой традиции… А у меня так случилось — кто его знает почему. Аккордеона я не любил, любил музыку, но играть ни на чем не умел. У моей тети, у которой я жил, было пианино, и я одним пальцем иногда наигрывал какие-то там штучки — вот и все, что было… Кстати, я до сих пор мотивы моих песенок подбираю не на гитаре, а так — одним пальцем на пианино. А потом у меня в руках появилась гитара. И она как-то пришлась по мне: легкая, удобная, звук удивительный…

— А при каких это было обстоятельствах, не помните? Это ведь всем будет очень интересно узнать…

— Я помню очень хорошо, это совсем простая история. Это было в Тбилиси после фронта,мне было 22 года, я был студентом, я женился, и мой тесть — военный — умел играть на мандолине «Светит месяц» и еще знал три аккорда на гитаре. Этим трем аккордам он и меня выучил. Вот мы и играли с ним «Светит месяц» — он на мандолине, я на гитаре». (Интервью журналу «Сельская молодежь», май 1987.)

Вспоминает Ирина Живописцева, сестра первой жены Булата Шалвовича Галины: «В 1947 году Булат и Галка поженились… Отец был назначен начальником политотдела строительной войсковой части… Мой отец в молодости учился играть по нотам на гитаре, мандолине, балалайке, превосходно играл по слуху… играли по нотам серьезные классические вещи… Пианино не было, но гитара, мандолина и балалайка вполне заменяли этот инструмент… Вскоре он (Булат) начал по слуху подбирать мелодии на гитаре (отец был его наставником), а потом аккомпанировал себе… Папе присвоили звание полковника… Под аккомпанемент Булата на гитаре мы все славили Василия Харитоновича Смольянинова, нашего отца и тестя Булата.

…Научившись играть на гитаре, Булат сразу начал подбирать мелодии к своим стихам. Возможно, они складывались одновременно или мелодия опережала стихи. Запомнилась одна из первых мелодий (а может, первая?) на стихи «Гадалка» («Эта женщина! Увижу и немею»)». (В кн.: «Опали, как листва, десятилетья…», СПб, 1998)

Страна должна знать своих героев! Именно этот человек «показал три гитарных аккорда» будущему основоположнику авторской песни — жанра, вернувшего гитаре, презренному «инструменту парикмахеров», статус верного спутника поэзии. «Когда я начинал, никакой популярности не было. Наоборот, гитара считалась мещанским инструментом и всячески охаивалась. Да я и стал ею пользоваться, потому что мне нравится гитарный звук, и потому что она была удобная, и потому что я, не умеющий играть, вдруг на ней смог с помощью трёх аккордов что-то такое… Музыка меня переполняла, а сопровождать я не мог». (22 октября 1983 года. В кн.: «Я никому ничего не навязывал…», М., Вагант, 1997)

Булат Шалвович, видимо, несколько лукавил, говоря именно о трёх аккордах. Смею предполагать, что их было не менее семи: уже в песне «Эта женщина» (если песня написана действительно в 1947, а не в 1959 г., как принято считать) использовано пять аккордов (Am, Dm, E7, G, C), а в «Неистов и упрям» есть и ещё один (A7). Хотя что правда, то правда: на всех известных мне записях Окуджава играет один и тот же аппликатурный набор аккордов, а слышимое разнообразие тональностей происходит исключительно из-за различной настройки гитар на этих фонограммах.

«— Насчёт гитары. На чём Вы играете — семи ли, шести ли, какой-то строй особый?
— Когда-то кто-то мне сказал, что это цыганский строй». («Я никому ничего не навязывал…»)

О настройке гитары Окуджавы (семиструнная с повышенной на полтона 5 струной) я уже писал (см. «Люди и песни» №2? за 2004 г.). На фонограммах зафиксирована настройка инструмента в весьма широком диапазоне — от обычного соль мажора до «сверхнизкого» ремажора, включая почти все промежуточные варианты. Какой же строй «правильный»? Исторический парадокс: у Окуджавы долгие годы своего инструмента не было. В фильме «Срочно требуется песня» (1967) зафиксирован сюжет, в котором автор, исполнявший в фильме только что написанную «Песенку о ночной Москве», сетует на отсутствие нормальной гитары и снимает со шкафа «детскую» гитарку-недомерок, т.н. терцовую или, как сейчас принято обозначать в магазинах, ¾, если не ½. В 1984 году в ответ на просьбу журналиста ленинградской «Смены» (№18) сфотографировать его с гитарой Окуджава ответил:

«— А у меня нет гитары.
— У вас нет гитары?! А та, с которой выступаете?
— Как правило, случайная.
— Как же тогда сочиняете песни?
— Дома есть пианино. Одним пальцем подбираю на нем мелодию, потом с ходу перекладываю на гитару…
— Трудно представить, что вот так, «с ходу»… У вас же чаще всего достаточно сложные
мелодии…
— Но ведь гитара у меня — инструмент аккомпанирующий, поэтому достаточно нескольких аккордов, а вот голос создает мелодию, там все тонкости…»

О настройке рассказывает музыковед В. Фрумкин: «”Понизе, понизе!” – любил повторять Булат, когда мне случалось перед его выступлениями настраивать его гитару, особенно когда в Америке перестраивал шестиструнную, которой он не владел, на семиструнную (Булат умел обходиться без средней струны – «ре»). Его преследовал страх, что он не вытянет высоких нот, перед исполнением «Песенки о молодом гусаре» предупреждал, что в припеве может пустить петуха. Я, признаюсь, приложил руку к этой его фобии: настроил однажды инструмент чуть ли не на тон выше. Волновался, спешил, под рукой ни рояля, ни камертона (а абсолютным слухом Бог меня не наградил)…» (В кн.: Певцы и вожди, Н-Новгород, 2005.) И подобных случаев было предостаточно.

Постоянная гитара появилась, видимо, после поездки в Америку в 1990 г. России не удалось обеспечить своего великого певца русской семистрункой, и до последних дней Окуджава так и играл на американском «дредноуте», исключив из строя редко использующуюся 4 струну. К этому времени сложился сценический дуэт двух Окуджав — Булат Шалвович стал выступать с сыном, очень аккуратно и бережно аранжировавшим песни отца на фортепьяно. Настройка стала стабильной: h g# e A E H1. На семи струнах было бы h g# e H A E H1, как когда-то в Политехническом, на съемках фильма «Июльский дождь»…

Если свести всё тональное разнообразие к этой семиструнке, то гармонический арсенал Окуджавы составят две минорных и одна мажорная тональности: Ля минор (с параллельным До мажором), одноименный Ля мажор и примкнувший к ним Си минор. Отмечены также по крайней мере один случай отклонения в параллельную Ля мажору тональность Фа диез минор («Вилковская фантазия») и один случай — в До минор («Быстро молодость проходит…»).

Обратите внимание: для того, чтобы на шестиструнке аккорд Am (да и E7 тоже) звучал совсем «по-окуджавски», играть его надо без первой струны. Все переборы следует играть по 4,3 и 2 струнам (в Am это ноты e, a и c соответственно), не забывая о чередовании соответствующих басов.

Тональность Си минор Окуджава использует сравнительно редко и как правило в очень простых песнях (например, двухаккордовые «Ванька Морозов», «Черный кот» или более сложная трехаккордовая «Я пишу исторический роман»). Забавно, что именно эту последовательность М. Анчаров называл «три солдатских аккорда». Уж не их ли показал подполковник политслужбы студенту филфака в далеком 1947 году?

Окуджава активно использует запрещенный во всех классических школах прием — прижимает басовые струны большим пальцем левой руки . Попробуйте сверху грифа дотянуться большим пальцем до 4 струны, и вам станет понятнее, почему автор держал гитару несколько наклонив ее к себе:

(Большой палец левой руки активно используется в игре, например, на балалайке. Видимо, на заре становления русской семиструнной гитары использовать большой палец было обычной практикой.) Постановка правой руки Булата Шалвовича тоже, мягко говоря, не классична: запястье прижато к подставке. И оправдывает все эти неправильности только результат — а именно качество звука. А звук окуджавской гитары всегда был удивительно хорош: узнаваемый по тембру, без призвуков и дребезгов — все игралось просто, но чисто и сочно (звукоизвлечение, кстати, безногтевое, а струны стальные).

«…Хорошую гитару люблю, — говорил Окуджава. — Не испанскую, не классические произведения. Нет. А именно вот романсовую гитару — русскую романсовую гитару — я очень люблю. Очень люблю. Звук её, звук, переборы». («Я никому ничего не навязывал…») «Я даже несколько раз в зрелом возрасте пытался освоить азбуку — не получилось. С одной стороны, не хватало времени, с другой — это было и смешно, и странно. Не думаю, что я должен быть виртуозом-гитаристом, может быть, мне это даже помешало бы, но хорошо владеть гитарой и позволять себе командовать ею, а не ждать от нее милостей — это очень важно». (Собеседник №11, март 1987)

Музыковед М.В. Каманкина в своей диссертации (выдержки из нее опубликованы в книге «Окуджава. Проблемы поэтики и текстологии. М.: ГЦКМ В.С.Высоцкого, 2002) подробно рассматривает особенности музыки Б. Окуджавы: «Распространён в песнях Окуджавы приём ладовой переменности: песня, начавшаяся в мажоре (миноре) заканчивается в параллельном ладу. Это «Часовые любви», «Дежурный по апрелю», «Песенка старого шарманщика», «Пожелание друзьям», «Союз друзей», «Дальняя дорога» и другие. Каждый раз это имеет свой особый художественный смысл, связанный с образом стихотворения». Речь идет о излюбленной окуджавской последовательности аккордов C G7 C (E7) Am Dm E7 Am.

Источник

Читайте также:  Что одеть с гитарой
Оцените статью