- Уроки guitar.ru
- Как обыграть аккорд интересно
- Как пользоваться полученным звукорядом
- Обыгрывание аккордов минорного класса
- 6 комментарий (-ев) к статье «Обыгрывание аккордов минорного класса»
- Последовательности аккордов на гитаре. Практические примеры.
- Аккордовая последовательность – что это?
- Применение последовательностей аккордов
- Примеры последовательностей аккордов
- Как построить аккордовую последовательность
- Основная информация
- Кварто-квинтовый круг
- Последовательности аккордов в тональности
- Частные случаи и моменты
- Общие советы
Уроки guitar.ru
      Автор: Игорь Бойко       Дата публикации: 26 октября 2000 г. |
ИГОРЬ БОЙКО — московский фьюжн-гитарист, известный не только по работе в группе Валерия Сюткина, но и по выступлениям в новом «Арсенале», с Сергеем Манукяном, Вячеславом Горским и другими звездами отечественного джаз-рока. Последние несколько лет Игорь Бойко много пишется в студии с разными музыкальными проектами в качестве приглашенного музыканта. Помимо насыщенной концертной деятельности, Игорь Бойко занимается учебно-педагогической работой.
Данная статья продолжает серию уроков, написанных Игорем Бойко специально для GUITAR.RU.
В этом уроке пойдет речь о гармоническом обыгрывании минорных аккордов. Помимо традиционных аппликатурных форм минорных аккордов с надстройками (не путать с альтерациями) существуют еще нестандартные аппликатурные формы аккордов, которые применяются в аккомпанементе для обыгрывания минорных аккордов.
В этом уроке я хочу предложить гитаристам несколько способов гармонического обыгрывания минорных аккордов, используя именно нестандартные формы аккордов. Предложенные ниже способы гармонизации минорных аккордов при аккомпанементе могут использоваться гитаристами независимо от того, в каком стиле они играют.
В учебном плане, в примерах этого урока движение аккордов происходит гаммообразно. Естественно, в реальной игре такое движение аккордов нецелесообразно. Играть и использовать так много аккордов для аккомпанемента одного минорного аккорда тоже нет необходимости, поэтому из всех предложенных мной примеров необходимо выбрать, может быть, только один или несколько аккордов, которые подходят гитаристу для гармонического обыгрывания минорного аккорда. Разумеется, применение аппликатурных форм примеров этого урока зависит также от характера пьесы и от вкуса самого гитариста.
Для быстрого усвоения предложенных мной аппликатурных форм нестандартных аккордов, все примеры приведены в тональности Gm и к этому аккорду могут добавляться диатонические надстройки (6, 7, 9, 11 ступени аккорда).
Рассмотрим пример 1. Этот пример показывает способ гармонического обыгрывания минорного аккорда Gm7 квартовыми аккордами, состоящих из четырех нот, и движение которых происходит по дорийскому ладу (повышенная шестая ступень, нота ми-бекар). Использование квартовых аккордов в аккомпанементе является очень распространенным приемом, которым пользуются многие гитаристы. В этом примере движение квартовых аккордов начинается с шестой струны (включая в себя 6, 5, 4 и 3 струны) и заканчивается на 4, 3, 2 и 1 струнах.
Чаще в аккомпанементе применяются квартовые аккорды, расположенные на верхних струнах гитары, так как они звучат лучше, чем на нижних струнах. Также в аккомпанементе могут применяться квартовые аккорды состоящих из трех нот.
Пример 2 показывает нам способ гармонического обыгрывания Gm7 аккордами, в построении которых присутствует секундный интервал (нижняя нота аккорда); здесь встречаются малые и большие секунды. Эти секунды как раз и создают некоторые неудобства при исполнении этих аппликатурных форм, а именно — достаточно большую растяжку пальцев. Но это неудобно только на начальном этапе, так как через некоторое время, практикуясь, вы сможете совершенно спокойно извлекать и применять в аккомпанементе эти аккорды, которые красиво звучат, и часто применяются многими известными гитаристами.
В примере 3 приведен еще один способ гармонического обыгрывания Gm7 аккордами, состоящих из трех нот, в построении которых также присутствует интервал секунда, малая и большая, только теперь секунды находятся в верхней части аккорда. Движение аккордов в этом примере происходит по дорийскому ладу (с повышенной шестой ступенью, нота ми- бекар). Как и в предыдущем примере, здесь есть непривычная для многих гитаристов растяжка пальцев. Но, упражняясь, вы скоро добьетесь легкости исполнения этих аккордов.
Завершают урок примеры гармонического обыгрывания минорных аккордов. Пример 4 является самым трудным из всех приведенных выше аккордовых упражнений. Трудность заключается в широких аппликатурных формах аккордов, так как некоторые из аккордов располагаются на расстоянии шести ладов. Эти аппликатурные формы могут показаться гитаристам очень сложными, поэтому, изучая этот пример, мне бы хотелось посоветовать вам следующее. Когда вы будете упражняться, для того, чтобы ваша рука не уставала при взятии этих аккордов, не держите долго один аккорд.
Аккорды примера 4 состоят из четырех нот и движение их происходит по дорийскому ладу (нота ми-бекар). В состав этих аккордов входит малая и большая секунда, которая находится в нижней части аккордов этого примера.
После того, как вы освоите все эти примеры, попробуйте скомбинировать их между собой, ну а затем переносите эти примеры гармонического обыгрывания минорных аккордов в другие тональности.
ДИСКОГРАФИЯ Игоря Бойко:
«РЕШИЛОСЬ НЕОЖИДАННО ЛЕГКО » Игорь Бойко SZCD 0775-97 «СОЮЗ»
«ВРЕМЯ ВДОХНОВЕНИЯ » Игорь Бойко SBCD 0002-99 S&B Recording Company
«SECRETS» Сергей Манукян SLR 0090 Solyd Records 1997г.
«ПРЕСТИЖ-1: РОЖДЕСТВЕНСКАЯ НОЧЬ» Сборник. MC/CD,SZ 0881-97 «СОЮЗ»
«ДАЛЕКО НЕ ВСЁ. » Валерий Сюткин SZCD 0921-98 «СОЮЗ»
«ДКО» МС «ФОНОГРАМ» Киев 1999 г.
«NEW ROMANTIC JAZZ » Вячеслав Горский CDGOR 901053 I.F.&M 1998 г.
«СКАЗКА О ЛЮБВИ» Александр Басилая 1998 г.
«YOUR SMILE» Serguei Manukian SLR 0211 99 Solyd Records, 1999 г.
ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ:
Видеокассета «MUSIC BOX & FORTE CLUB presents «IGOR BOIKO & FRIENDS» live at Forte club». Содержит запись концерта Игоря Бойко, проходившего в клубе «Forte» под названием «Игорь Бойко и друзья».
Источник
Как обыграть аккорд интересно
Здравствуйте, уважаемые читатели. Давайте посмотрим как обыграть аккорд интересно с использованием арпеджио двух взаимозаменяемых аккордов. Дело в том, что замены аккордов, о которых мы писали в последнее время можно расценивать как способ по-новому обыгрывать аккорд. То есть мы, например можем играть ноты трезвучия одного аккорда на другой. Например, на до-мажор трезвучие ми-минора — ведь эти два аккорда практически одинаковы по звуковому составу. Или на ля-минор семь играть ноты септаккорда (или арпеджио) фа-мэйдж (или большого мажорного септаккорда).
Таким образом, возможность использовать ноты сразу двух арпеджио дает нам много больше простора для обыгрывания аккордов. Да, а если мы просто используем гамму аккорда, как нам её лучше использовать? Во-первых важен метр — или внутренняя пульсация, то есть аккорд обычно звучит как часть гармонии, выполняет в ней свою функцию и звучит в определенном размере, например четыре четверти. Гамма тоже должна звучать ровно в четком ритме, нужно считать про себя, чтобы когда вы хотите звучали восьмые ноты, шестнадцатые. Во-вторых, есть устойчивые и неустойчивые звуки, устойчивые — это главные звуки звучащего аккорда. Главные звуки аккорда — это первая, третья, пятая ступени лада (к которому относится аккорд), когда звучит септаккорд то к списку устойчивых прибавится еще и седьмая ступень.
Остальные ноты гаммы — неустойчивые и они добавляются к основным нотам аккорда. Но мы сейчас говорим о том, как гамму играть. Когда играете ноты гаммы, неустойчивые используйте аккуратно — они выполняют роль проходящих, для добавления к звучащим в аккорде нотам новой какой-то окраски. Проходящие нужно стараться разрешать в устойчивые. Поэтому старайтесь заканчивать ваши музыкальные фразы на 1-ой, 3-ей или 5-ой ступенях.
Да, в третьих при игре старайтесь и синкопам уделять внимание — это больше к метру относится. В статье что такое синкопа мы рассматривали и виды синкоп и о метре говорили немного.
Итак, давайте для интереса попробуем использовать тот подход, который мы выше в самом начале описали. Вот есть септаккорд D7.
рис. 1
А вот такое будет его арпеджио:
рис. 2
Теперь надо найти какую-нибудь замену нашему доминантсептаккорду D7. Для этого используем принцип описанный нами в статье про аккорд G7. Сначала заменим D7 на Adim вот так:
рис. 3
Затем, помня об особенности уменьшенных аккордов заменяем Adim на Cdim — оба эти созвучия имеют абсолютно одинаковый звуковой состав. И на этот раз уже полученный Cdim заменим на доминантсептаккорд F7 вот так:
рис. 4
Таким образом, вместо D7 можем брать F7. Мы можем заменять эти два аккорда (так как они имеют близкое звучание), а также играть арпеджио одного на другой. То есть фактически вот эту последовательность нот (просто звуковой состав F7 или арпеджио)
рис. 5
можно играть на аккорд D7. Более того давайте объединим оба арпеджио в одну последовательность, получив необычно звучащую гамму звуков, которой также можно пользоваться при обыгрывании доминантсептаккорда D7:
рис. 6
Вот на рисунке 6 изображена наша интересная гамма, она кажется необычной, но если присмотреться, это гамма гармонического ля-минора только с пропущенной нотой до, и её мы с легкостью можем играть на малый мажорный септаккорд D7.
Как пользоваться полученным звукорядом
Теперь — зачем же нам эта последовательность из двух арпеджио как не для того чтобы использовать в импровизации? Как это делать? Нужно выделить в ней аккордовые звуки, то есть звуки того созвучия, которые мы хотим обыграть ей. У наc это Ре-семь, поэтому посмотрим на его примере:
рис. 7
На рисунке мы обвели красным нужные нам устойчивые ступени. Теперь это позволит нам правильно играть эту последовательность на аккорд. Правила использования устойчивых ступеней и неустойчивых мы описывали уже здесь. Но если вкратце все не обведённые ступени выполняют роль неустойчивых и их используют для добавления новых красок, в вашу мелодию, на устойчивые же звуки заканчивают фразы, на них делают акценты. Но давайте послушаем как это на примере блюзовой последовательности: G7 | C7 | G7 D7| G7 и так далее. Мы, изображенный на рисунке 7 звукоряд будем играть на аккорд D7 из блюза, а также на C7 его транспонированную версию — то есть все те же ноты, но сдвинутые на тон вниз: пример использования.
Источник
Обыгрывание аккордов минорного класса
6 комментарий (-ев) к статье «Обыгрывание аккордов минорного класса»
а где же звуковой файл, чтобы послушать? желательно для каждого примера отдельно.
Блин,забыл выложить:) Сделаю
Весьма полезно! Но почему в некоторых местах руки тянутся сыграть немножко другие ноты? В 9 примере на аккорд Cm вместо C Bb D G странным образом кажется (может именно мне только) интереснее C B D F#.
А на мой взгляд в этой пользы мало. Ну, проиграйте гамму от второй ступени мажорного лада по клавишам самого мажорного лада. Ну, судьба у этой гаммы такая, быть ей дорийской. Это же не вы ее сделали такой? И совсем не напряжетесь, обыгрывая аккорд второй ступени такими нотами, так как они естественны для тональности песни. В целом ведь просто использованы звуки основного тонического лада, а такая интерпретация только все усложняет.
Будучи отнюдь не противником теории в практической музыке, все-таки такой взгляд на построение мелодии, находящейся естественно в определенной тональности, на некоторый аккорд, гармонизирующий эту мелодию, это скорее просто факт, который замечает грамотный музыкант, владеющий дорийскими, миксолидийскими… ладами. На практике же разве что очень одаренный композитор будет сидеть и тупить, сочиняя мелодию, вспоминая, какими же мне ладами рекомендовали обыгрывать в сегодняшнем блюзе минор второй ступени в мажоре, учитывая что я отклонился туда из минора… сделать осознанный выбор, выдавить таки 3-5 нот мелодии и перейти к следующему аккорду. При таком подходе вряд ли выйдет хит, даже при условии соблюдения всех теорий. Скорее всего человек чувствует звучащее у него внутри настроение джаза… и генерирует мелодию лишь меньшей отчасти осознанно. А вот при обратном инжиниринге мы как раз и узнаём все озвученные раскладки. Они окажутся просто естественным складом стиля, а не задумкой автора. Другой вопрос, что такое ощущение музыки, стилей и умение применять это, генерировать мелодии естественным путем достигается, конечно же, широкими теоретическими знаниями и опытом слушания, исполнения, анализа….
Если цель статьи разложить жизнь по полочкам? То она имеет право на жизнь. Если цель — помощь композитору? То как-то сомнительно.
Вы не первый попали в большое заблуждение,которое пытаетесь выдать за истину.Если бы композиторы не искали гаммы и не применяли эти знания на практике,то не было бы вообще никакого развития.Большинство композиторов рождали свой стиль исключительно из теоретических предпосылок.Например,лады Мессиана не могли появиться естественным образом — это результат работы вдохновения и ума.То же самое и с импровизацией.Тот кто думает,что не надо знать гаммы и способы обыгрывания аккордов чаще всего обыгрывает все одно гаммой в результате чего импровизацию уже невозможно слушать через 8 тактов.Послушайте любого известного импровизатора и Вы услышите использование не 10-15 способов обыгрывания,а гораздо большее их количество.Развитие идет только через работу и постоянный поиск,который является теоретическим — практически большую часть невозможно найти.Можете посмотреть любую школу и любой учебник.Ну а лучшее доказательство — это конечно импровизации мастеров и музыка гениев)
Источник
Последовательности аккордов на гитаре. Практические примеры.
Аккордовая последовательность – что это?
Аккордовой последовательностью называют музыкальную гармонию, составленную из трезвучий – аккордов, сыгранных на каком-либо инструменте. Они должны находиться в одной тональности и не дисгармонировать друг с другом – то есть звучать естественно и красиво. Умение ее создавать является основным навыком любого музыканта, поскольку именно с нее и начинается весь процесс аранжировки и сочинения песни. В этой статье мы подробно рассмотрим аккордовые последовательности, расскажем об их построении и применении на практике.
Применение последовательностей аккордов
Во-первых, это, разумеется, сочинение собственных песен. Знание того, как построить аккордовую последовательность, поможет вам сходу сочинить простую мелодию, без вынужденной необходимости подбирать ее на слух. Вы начнете понимать, что вы делаете, и при необходимости подстраиваться под других.
Кроме того, знания, полученные из этой статьи, помогут вам в импровизации аккордами, что значительно упростит вам процесс джемов с группой, а также, опять же, в сочинении своих композиций. Стоит также сказать и о том, что информация в этой статье относится не только к аккордовым прогрессиям – но и вообще универсальна для всей музыки. То есть, усвоив материал отсюда, вы поймете, как вообще работает гармония и композиция.
Примеры последовательностей аккордов
Хрестоматийный пример аккордовой прогрессии – это знаменитые «три блатных аккорда», являющиеся на самом деле классической блюзовой последовательностью – Am, Dm, E. Они идеально входят в свои тональности и звучат гармонично и ровно.
Еще один пример, также взятый из песни – это Bm, G, D, A. Она находится в тональности Bm, и также все аккорды прекрасно подходят друг к другу, создавая характерное блюзовое звучание. Однако, это только отдельные примеры, которые не иллюстрируют общей картины.
Как построить аккордовую последовательность
Основная информация
Для начала, давайте вспомним, из чего состоят аккорды. Трезвучия – это ноты, входящие в гамму, которые особым образом выстроены между собой. В случае с минорными аккордами это тоника – малая терция – большая терция , а в случае с мажорными – тоника – большая терция – малая . При этом тоника, как мы уже сказали, берется непосредственно из гаммы.
Пример гаммы Ля -минор
В этом и заключается вся фишка построения последовательностей аккордов – вам надо понять, какие ноты на грифе гитары входят в гамму и по их тоникам выстраивать трезвучия. Но как понять, какие ноты входят в тональность? В этом вам поможет такая вещь как кварто-квинтовый круг тональности.
Кварто-квинтовый круг
Всего существует 24 тональности, 12 минорных, и 12 мажорных – то есть на каждую из нот. Разумеется, классическая музыка считает их немного по-другому – разделяя понятия бемоль и диез, однако для удобства понимания мы этого не будем делать. Все они строятся по своему особому принципу.
Мажорная тональность – тоника – тон – тон – полутон – тон – тон – тон – полутон с возвращением в тонику.
Минорная тональность – тоника – тон – полутон – тон – тон – полутон – тон – тон с возвращением в тонику.
При этом зачастую эти ноты пересекаются между собой, то есть в разные тональности могут входить одинаковые ноты. Это очевидно и понятно. Однако все тональности имеют свои зеркальные пары – так называемые сингармонические, или параллельные. В них абсолютно одинаковые ноты, и именно для запоминания таких пар мы и представим кварто-квинтовый круг.
Выглядит он следующим образом:
Самое главное , что здесь надо запомнить, это то, что параллельные тональности расположены друг от друга на расстоянии трех полутонов. Например, если мы возьмем тональность Ля-минор, то от ее тоники – Ля – надо отсчитать три полутона вверх – Ля-диез – Си – До – и последняя нота будет той самой параллельной мажорной тональностью. Таким образом вы сможете, отстроив по схеме, указанной выше, гамму, понять, какие в нее входят ноты, и исходя из них построить аккордовую последовательность.
Конечно, на первый взгляд это может показаться сложным, однако все намного проще, чем вы думаете – самое главное не просто читать данную статью, но и одновременно подбирать ноты на гитаре.
Последовательности аккордов в тональности
Ниже мы представим входящие в параллельные тональности ноты, от которых можно строить минорные и мажорные аккорды. Кроме того, вы можете использовать эту таблицу для лучшего понимания принципа построения аккордовых прогрессий.
Мажорная тональность | Минорная тональность | Входящие ноты |
До-мажор | Ля-минор | C – D – E – F – G – A – B |
До-диез-мажор | Ля-диез-минор | C# – D# – F – F# – G# – A# – C |
Ре-мажор | Си-минор | D – E – F# – G – A – B – C# |
Ре-диез-мажор | До-минор | D# – F – G – G# – A# – C – D |
Ми-мажор | До-диез-минор | E – F# – G# – A – B – C# – D# |
Фа-мажор | Ре-минор | F – G – A – A# – C – D – E |
Фа-диез-мажор | Ре-диез-минор | F# – G# – A# – B – C# – D# – F |
Соль-мажор | Ми-минор | G – A – B – C – D – E – F# |
Соль-диез-мажор | Фа-минор | G# – A# – C – C# – D# – F – G |
Ля-мажор | Фа-диез-минор | A – B – C# – D – E – F# – G# |
Ля-диез-мажор | Соль-минор | A# – C – D – D# – F – G — A |
Си-мажор | Соль-диез-минор | B – C# – D# – E – F# – G# – A# |
Просто используйте информацию из данной таблицы и подставляйте под входящие в тональность ноты в любом порядке, чтобы создать красивые последовательности аккордов. Помните, что для большей части из них вам понадобится научиться ставить баррэ на гитаре, поэтому стоит учесть этот навык в своем плане обучения.
Частные случаи и моменты
Кроме этого, существуют частные случаи и моменты, когда аккордовые последовательности могут выходить за рамки обычной гаммы.
- Дополнительные поднятые ступени. К ним относится, например, гармонический минор, где в гамме появляется дополнительная, восьмая нота, на расстоянии полутона от последней. То есть, например, в гамме до-мажор, между нотами A и B появится нота A#. Это придаст мелодии восточное звучание, и попробуйте поэкспериментировать с ними. То же самое относится и к пентатонике, особенности которой стоит учитывать в вопросе гармонии, особенно если вы играете блюз.
- Аккорды с надстройками. Не бойтесь изменять стандартные формы трезвучий для достижения более интересного звука. Используйте и добавляйте новые ноты к уже существующим вариантам аккордов, надстраивайте тонику и поднимайте ступени – просто опираясь на круг и представленную таблицу.
- Progressive-музыканты, которые играют структурно сложную и интересную музыку, например, Tool или Pink Floyd, также изменяют и нарушают правила гармонии. Например, добавляют тот же A# в тональность до-мажор, или добавляют другие ноты, чтобы это звучало интересно. Вы можете делать так же – однако в данном вопросе стоит углубиться в изучение теории, чтобы понимать, какие аспекты можно нарушать, а какие – нельзя.
Общие советы
1. Обязательно разучите представленную таблицу и запомните кварто-квинтовый круг тональности, чтобы быстрее и лучше ориентироваться внутри музыки.
2. Научитесь тому, как быстро переставлять аккорды на гитаре, особенно если хотите играть интересные мелодии перебором.
3. Тренируйте свой слух, особенно слышимость нот, чтобы понимать, в какой тональности играют другие музыканты, и при необходимости подыгрывать им.
Источник