Знаменитый Полонез Огинского на Гитаре
Полонез Огинского, безусловно, самое известное произведение из репертуара польской классической музыки. И вполне заслуженно. Произведение очень мелодичное, лиричное, грустное и ностальгическое. И оно не просто так такое, ведь название, которое дал ему сам автор — “Прощание с Родиной” (польск. Pozegnanie Ojczyzny).
Давайте, немного окунемся в историю создания этого замечательного музыкального произведения. Ниже в видео мы послушаем его оригинальную версию, и посмотрим интересный видеоряд, связанный с жизнью композитора.
Автором этого полонеза является граф Михаил Клеофас Огинский (также часто можно встретить написания с польской транскрипцией: Михал, Огиньский). Родился Михаил 25 сентября 1765 года в имении Гузово, под Варшавой в аристократической и уважаемой семье.
В ту пору была большая федерация — Речь Посполитая, объединяющая королевство Польша и Великое княжество Литовское (территория современной Польши, Западной Украины, Латвии, Молдавии, Литвы и Белоруссии). Отец Михаила — Анджей Огинский (1740-1787) был сенатором и послом Речи Посполитой в Петербурге, Вене и Берлине.
У Михаила Огинского должна была сложиться блестящая карьера. И начало было положено, в 19 лет он уже депутат Варшавского сейма, а немного позже успешный дипломат.
Но речь Посполитая была уже на закате своего существования. Ведь уже с 1772 года, три большие империи Австрия, Пруссия и Россия начали, так называемые, разделы Речи Посполитой.
Все это происходило на глазах молодого Михаила, и конечно же, оставило неизгладимое впечатление.
Особенно крупный 2-й раздел в 1793 году Михаил Клеофас встретил с оружием. На собственные средства он создал вооруженный отряд в 2500 человек (1000 кавалеристов и 1500 пехотинцев).
В 1794 году отряд Михаила присоединяется к восстанию, которое поднял Тадеуш Костюшко. Восставшие самоотверженно сражались, но, конечно, восстание было изначально обречено на поражение, слишком неравны были силы.
В финальных сражениях Тадеуш был тяжело ранен и взят в плен Русскими солдатами. Почти все литовское княжество также попало в состав Российской империи.
Огинский вместе с женой по поддельным документам смог бежать в Италию. Именно там в городе Венеция, в вынужденной эмиграции, был написан знаменитый полонез, который и получил название “Прощание с Родиной”.
Вот при таких обстоятельствах родилось это знаменитое произведение и именно поэтому в музыке столько грусти и печали.
Надо сказать, что дальнейшая судьба Михаила Огинского сложилась весьма хорошо и с неожиданными поворотами.
В 1802 году, недавно взошедший на трон император Александр I, объявил амнистию всем участникам восстания. Михаила не только амнистировали, но и вернули полностью все конфискованное имущество и его фамильное имение “Залесье” на территории нынешней Белоруссии.
Михаил Огинский возвращается на Родину, сначала в свое имение. Там он строит новую усадьбу и разбивает парк.
А через некоторое время начинает активно служить Российской империи! За этот период своей жизни он успел побывать в должностях тайного советника, сенатора и даже доверенным лицом императора Александра I.
Последние годы жизни из-за проблем со здоровьем, Михаил проводит в полюбившейся Италии, где и уходит из жизни в кругу семьи. Случилось это в 1833 году, Михаилу Огинскому было 68 лет.
Интересные факты из жизни Михаила Огинского
* Свой Первый полонез Михаил написал в 1792 году. А полонез “Прощание с Родиной” у него тринадцатый по счету: “Полонез Ля минор No 13”. В данном случае число 13 стало для произведения по настоящему счастливым. Полонез, кстати, изначально был свадебным танцем, а далее уже стал торжественным придворным церемониальным.
* Всего Михаил Огинский написал около 40 музыкальных произведений, из которых 25 — полонезы. Многие его произведения, в том числе и полонез “Прощание с Родиной” с удовольствием слушала императрица Екатерина II. И вообще его музыка была очень популярна в России.
* Во время жизни Михаила почему-то всегда было много слухов и даже публикаций в прессе о его смерти. То он “попадал” в кораблекрушение, то “погибал” на дуэли, то “стрелялся” из-за неразделенной любви. В своих поздних воспоминаниях он напишет так: «Я умирал так часто, что смерть не страшит меня».
* В заключительной части полонеза отчетливо слышны торжественные мажорные нотки, которые как бы намекают на то, что автор еще вернется. Что, собственно, и произошло))
* На знаменитой картине Ильи Репина “Славянские Композиторы” присутствует и Михаил Клеофас. Он там изображен рядом с Шопеном. Всего на картине изображены 22 знаменитых композитора того времени.
Полонез №13 Огинского — очень популярное произведение. Изначально, оно было написано автором для клавира, и немного позже переписано для фортепиано. На фортепиано полонез звучит наиболее органично, но было, конечно, создано множество переложений под разные инструменты. В том числе и для гитары.
Мне нравится переложение для акустической гитары выполненное известным гитаристом и аранжировщиком Романом Черновым .
Давайте его и посмотрим.
Ноты и табы Полонеза Огинского ЗДЕСЬ
А вот оригинальная версия полонеза для соло фортепиано. Также в видео есть портреты автора, фотографии его усадьбы и многое другое.
Если вам понравился пост, нажмите, пожалуйста, на “палец вверх” и подписывайтесь на наш блог. Я регулярно рассказываю много интересного из мира музыки и гитары!
P.S. Чтобы подписаться на наш ютьюб-канал, где регулярно публикуются лучшие каверы и аранжировки для гитары, нажмите ЗДЕСЬ
С уважением, Сергей Бородин,
Источник
Полонез Огинского ноты для гитары
Полонез Огинского на гитаре.
Полонез Огинского на гитаре.
В данной композиции используются: гитара Schecter OMEN 6FR, гитарный головной усилитель Hiwatt (MAX/WATT)G200R HD, ламповый пред.
Полонез Агинского (версия В.Зинчука).
Если вы хотите научиться играть на гитаре, следует внимательно изучить специальную рубрику нашего сайта. Вашему вниманию предложена обновляемая подборка видеоматериалов.
Предлагаем просмотреть коллекцию отличных видеоматериалов, на которых можно изучить самые доступные видео уроки для тех, кто хочет самостоятельно научиться играть на гитаре.
Источник
Чиж & Co «Полонез»: аккорды, табы/ноты, текст песни
Разбор на гитаре песни Чиж и Ко – Полонез: аккорды и табы, текст. В оригинальной тональности – фа мажор. Вам понадобится каподастр: его нужно установить на 5-ый лад. Гитара в стандартном строе: 1(E) 2(B) 3(G) 4(D) 5(A) 6(E). Аппликатуры простые: все аккорды открытые, кроме Bb (упрощённый вариант баррэ).
Текст и аккорды
Постановка пальцев в сетках от 5-го лада: т.е. первая жирная горизонтальная линия вверху это 5-ый лад, на котором установлен каподастр, и далее 6-ой, 7-ой и т.д.
На вступление и куплет перебор в табах (см. следующий блок после текста).
В интро ход аккордов повторяется: за 2-ым разом немного по-другому (часть B), вместо мелодического хода, только С.
В куплете Gsus2 отмечен «*»: после арпеджио обыгровка (в табулатуре расписана); или простой вариант – после sus2 сыграть Gm (аппликатура как во вступлении).
Проигрыш – как первая часть вступления: повторяется 2 раза.
В последнем куплете, после слов «… соль диезом», на строчку «Колокольчик в твоих волосах… » – /Eb6 (#11) C/ и затем снова с Eb (И колокольчик… ).
Табы (аккорды, перебор)
Каподастр на 5-ом ладу. Но табулатура для гитары указана как в открытой позиции: то есть «0» (открытые струны) – это 5-ый лад (каподастр как порожек).
Перебор и аккорды Полонез (Чиж) на вступление:
Куплет: табулатура, аккорды и слова (на какие строчки куплета играть).
Перебор меняется в зависимости от аккордов. Вы можете разучить партию как есть (по нотам), либо только ознакомиться с ней и в дальнейшем играть по-своему, т.е. примерно в таком стиле (не обязательно в точности повторяя арпеджио). Но обыгровки, которые добавляются к некоторым аккордам (Gsus2, на C в конце 3-ей строчки «…она живёт там» и др.), лучше играть по табам. Так аккомпанемент будет звучать красивей.
Песню можно сыграть и без каподастра в открытой позиции (на первых ладах), абсолютно в такой же аппликатуре. Но это уже будет тональность – До мажор. Постановка пальцев сохраняется, но аккорды уже другие (C – G/B – C – F – A7 – Dsus2 и т.д.).
Если высоко, низко петь в фа мажоре (оригинальной тональности): из 5-ой позиции каподастр переставляйте соответственно выше или ниже по грифу – в другую тональность; аппликатура также будет без изменений. Но не путайте названия аккордов (!) в новой тональности.
Источник