Таффель клавир столообразное фортепиано

Tafelklavier, тафель-клавир, столообразное/прямоугольное фортепиано

Благодаря многим усилиям, прежде всего от Алексея Борисовича Любимова и его учеников приблизился к близкому знакомству(надеюсь и дружбе 🙂 ) с этим удивительным типом фортепиано.
Начну с неточной цитаты ( по моей вине) от А.Б. Любимова, что первый концерт на тафеле был около 1762 года дан (зафиксирован) в исполнении Иоганна-Кристиана Баха..
Далее выложу фото и видео с изумительным тафелем, героически завезенным в Россию В.А.Ивановым,
Huni Hubert . Начало 1850х гг Два ремонта минимум.[/B]

Ой, знаю такой, играл пару раз.

Вложение 90738Вложение 90739Вложение 90740Вложение 90736ATTACВложение 90737Вложение 90734Вложение 90735
Интересны описания — на клавише , видимо ремонтер с 1904 года и внутри на корпусе от известного базельского мастера от1999 года. Мы тут видим, что тафель был всегда под пристальным вниманием и регулярно обновлялся. Как? Об этом далее.

Из первых тафелей, с которыми работал, это были. 🙂 не помню, из музея Останкино и музея Бахрушина- Стейнвей, который перевозил и по весу который был, пожалуй , под концертный рояль.
У нас была «кровавая» и романтическая история с Петром Айду много лет назад, когда мы тащили его тафель с 9 или 11 этажа , на тяжелом хвосте я , на более легком — 2 пианиста. И пианисты запомнили это на всю жизнь (я тогда много носил ф-но и не так было заметно)
Этот же тафель мы заносили по хитрой лестнице на 2 этаж и когда много лет спустя грузчики из опытнейших московских, Сергей Хмурый с Пашей Антоновым сносили его вниз, даже Хмурый морщился.
Ну да это лирика, а собственно, славное семейство столообразных мало знакомо и заодно отодвинуто в далекие экзотические дали.
Есть на это причины, которые явствуют и из анализа Хюберта@Хюни.
Сложнейшая конструкция. Точнейшие расчеты по устройству.
И она особенно выявляет некорректность, а просто слабость современных восстановителей. Все делается с допуском, как музыканты говорят про фальшивую игру «на полкирпича».
1. Загадки конструкции- струны явно толстоваты, так какие были изначально, если корпус повело?
2. Стоят аграфы! 1854 год. Аналогов не знаю. Переделка? Оригинал? Струны развернуты, каждый хор стоит под углом к линии горизонта
3. демпферы вклеены! Это явление скорее до1820-30 гг. А потому сложно разбираются и вся контрклава ужасно отрегулирована( вспоминаются швайцарские часы сразу)

Ясно, что изначально точность и расчёты были другие. Четыре дня возился с механикой, за это время на эраровсой мог бы вклеить новые молотки, поштифтовать и порегулировать, здесь с трудом- ауслезер, нахдрук, друк и кучу мелочей, от подклейки шпона до подрезки канители, упирающейся в аграф.
Зато вдохнул тафельный воздух со всеми трудностями, с чем теперь могу делиться.

Читайте также:  Элтон джон ноты для пианино

Что самое непривычное при обслуживании тафельклавира?
Пожалуй, все элементы, механика, контрклаваиатура, колки.
Чтобы запустить механику, где совершенно другие зазоры и допуски на них в молотках, струнах, — другой временной интервал .Рамка у механики огромная и подглнять ее надо, я напр., не успевал, поскольку оставалось мало времени (около недели ) и я не понимал, насколько успею справится с регулировкой.
И были весьма тревожные симптомы- вирбельбанк отошел от корпуса, его вспучило, крепления шпрейцев сошли с установочных мест. Повышать строй нельзя, хотя в инструкции рекомендовали 435 герц ля 1ой, остановился на 430, что, собственно и было. Колки держут хорошо. Но ощущения от настройки совершенно инные, хотя слышно достаточно хорошо, фальши много после 3ей октавы.
Тут стоит описать швейцарский ремонт /реконструкцию 1999 года.
Молотки Абелевские новые, весьма вычурной формы , заточены с 5 сторон прим, скорее всего там стояли молотки более тонкие , скожей и были более тонкие гаммерштили. Новое- гаммербанк, гаммерштили с молотками и шпилеры и .. вот клавиши непонятно, скорее всего 1904 год, что там написано , были заново выточены. Почему ? Непонятно, как понятно и то , что работа хорошая, но грубоватая и в подметки не годится изначальной.
Отвратительная кожа в шультерной части. там же странный ауслезер из одного винтика.
малоэффективный фенгер.
Контрклавиатура почти наверняка имела плоские демпферы, более подзвучивающие, теперь- клинковые все, но восстановлено плохо, как косой забор.
Демпферы прижимаются снизу вверх, от пружин фигурок.
Расчёт клавиш сложнейший, по длине правые — под метр и вывесить их ровно, сложная задача.
Отдельно- дека и штег, он один, изогнутый и сложный.
Форма деки , весьма небольшая и трапецевидная? самое интересное- рипки(пружины) Дека делится как бы на две части, левая, треугольная, с параллельными рипками, правая- с крестообразными !
И звук прекрасный, совершенно не ожидал от грубовато скроенной деки такое.
И одна педаль.

Источник

Читайте также:  Мари краймбрери давай навсегда аккорда

Tafelklavier, тафель-клавир, столообразное/прямоугольное фортепиано

Благодаря многим усилиям, прежде всего от Алексея Борисовича Любимова и его учеников приблизился к близкому знакомству(надеюсь и дружбе 🙂 ) с этим удивительным типом фортепиано.
Начну с неточной цитаты ( по моей вине) от А.Б. Любимова, что первый концерт на тафеле был около 1762 года дан (зафиксирован) в исполнении Иоганна-Кристиана Баха..
Далее выложу фото и видео с изумительным тафелем, героически завезенным в Россию В.А.Ивановым,
Huni Hubert . Начало 1850х гг Два ремонта минимум.[/B]

Ой, знаю такой, играл пару раз.

Вложение 90738Вложение 90739Вложение 90740Вложение 90736ATTACВложение 90737Вложение 90734Вложение 90735
Интересны описания — на клавише , видимо ремонтер с 1904 года и внутри на корпусе от известного базельского мастера от1999 года. Мы тут видим, что тафель был всегда под пристальным вниманием и регулярно обновлялся. Как? Об этом далее.

Из первых тафелей, с которыми работал, это были. 🙂 не помню, из музея Останкино и музея Бахрушина- Стейнвей, который перевозил и по весу который был, пожалуй , под концертный рояль.
У нас была «кровавая» и романтическая история с Петром Айду много лет назад, когда мы тащили его тафель с 9 или 11 этажа , на тяжелом хвосте я , на более легком — 2 пианиста. И пианисты запомнили это на всю жизнь (я тогда много носил ф-но и не так было заметно)
Этот же тафель мы заносили по хитрой лестнице на 2 этаж и когда много лет спустя грузчики из опытнейших московских, Сергей Хмурый с Пашей Антоновым сносили его вниз, даже Хмурый морщился.
Ну да это лирика, а собственно, славное семейство столообразных мало знакомо и заодно отодвинуто в далекие экзотические дали.
Есть на это причины, которые явствуют и из анализа Хюберта@Хюни.
Сложнейшая конструкция. Точнейшие расчеты по устройству.
И она особенно выявляет некорректность, а просто слабость современных восстановителей. Все делается с допуском, как музыканты говорят про фальшивую игру «на полкирпича».
1. Загадки конструкции- струны явно толстоваты, так какие были изначально, если корпус повело?
2. Стоят аграфы! 1854 год. Аналогов не знаю. Переделка? Оригинал? Струны развернуты, каждый хор стоит под углом к линии горизонта
3. демпферы вклеены! Это явление скорее до1820-30 гг. А потому сложно разбираются и вся контрклава ужасно отрегулирована( вспоминаются швайцарские часы сразу)

Ясно, что изначально точность и расчёты были другие. Четыре дня возился с механикой, за это время на эраровсой мог бы вклеить новые молотки, поштифтовать и порегулировать, здесь с трудом- ауслезер, нахдрук, друк и кучу мелочей, от подклейки шпона до подрезки канители, упирающейся в аграф.
Зато вдохнул тафельный воздух со всеми трудностями, с чем теперь могу делиться.

Что самое непривычное при обслуживании тафельклавира?
Пожалуй, все элементы, механика, контрклаваиатура, колки.
Чтобы запустить механику, где совершенно другие зазоры и допуски на них в молотках, струнах, — другой временной интервал .Рамка у механики огромная и подглнять ее надо, я напр., не успевал, поскольку оставалось мало времени (около недели ) и я не понимал, насколько успею справится с регулировкой.
И были весьма тревожные симптомы- вирбельбанк отошел от корпуса, его вспучило, крепления шпрейцев сошли с установочных мест. Повышать строй нельзя, хотя в инструкции рекомендовали 435 герц ля 1ой, остановился на 430, что, собственно и было. Колки держут хорошо. Но ощущения от настройки совершенно инные, хотя слышно достаточно хорошо, фальши много после 3ей октавы.
Тут стоит описать швейцарский ремонт /реконструкцию 1999 года.
Молотки Абелевские новые, весьма вычурной формы , заточены с 5 сторон прим, скорее всего там стояли молотки более тонкие , скожей и были более тонкие гаммерштили. Новое- гаммербанк, гаммерштили с молотками и шпилеры и .. вот клавиши непонятно, скорее всего 1904 год, что там написано , были заново выточены. Почему ? Непонятно, как понятно и то , что работа хорошая, но грубоватая и в подметки не годится изначальной.
Отвратительная кожа в шультерной части. там же странный ауслезер из одного винтика.
малоэффективный фенгер.
Контрклавиатура почти наверняка имела плоские демпферы, более подзвучивающие, теперь- клинковые все, но восстановлено плохо, как косой забор.
Демпферы прижимаются снизу вверх, от пружин фигурок.
Расчёт клавиш сложнейший, по длине правые — под метр и вывесить их ровно, сложная задача.
Отдельно- дека и штег, он один, изогнутый и сложный.
Форма деки , весьма небольшая и трапецевидная? самое интересное- рипки(пружины) Дека делится как бы на две части, левая, треугольная, с параллельными рипками, правая- с крестообразными !
И звук прекрасный, совершенно не ожидал от грубовато скроенной деки такое.
И одна педаль.

Источник

Таффель клавир столообразное фортепиано

Tafelklavier, тафель-клавир, столообразное/прямоугольное фортепиано

Ой, знаю такой, играл пару раз.

Из первых тафелей, с которыми работал, это были. 🙂 не помню, из музея Останкино и музея Бахрушина- Стейнвей, который перевозил и по весу который был, пожалуй , под концертный рояль.
У нас была «кровавая» и романтическая история с Петром Айду много лет назад, когда мы тащили его тафель с 9 или 11 этажа , на тяжелом хвосте я , на более легком — 2 пианиста. И пианисты запомнили это на всю жизнь (я тогда много носил ф-но и не так было заметно)
Этот же тафель мы заносили по хитрой лестнице на 2 этаж и когда много лет спустя грузчики из опытнейших московских, Сергей Хмурый с Пашей Антоновым сносили его вниз, даже Хмурый морщился.
Ну да это лирика, а собственно, славное семейство столообразных мало знакомо и заодно отодвинуто в далекие экзотические дали.
Есть на это причины, которые явствуют и из анализа Хюберта@Хюни.
Сложнейшая конструкция. Точнейшие расчеты по устройству.
И она особенно выявляет некорректность, а просто слабость современных восстановителей. Все делается с допуском, как музыканты говорят про фальшивую игру «на полкирпича».
1. Загадки конструкции- струны явно толстоваты, так какие были изначально, если корпус повело?
2. Стоят аграфы! 1854 год. Аналогов не знаю. Переделка? Оригинал? Струны развернуты, каждый хор стоит под углом к линии горизонта
3. демпферы вклеены! Это явление скорее до1820-30 гг. А потому сложно разбираются и вся контрклава ужасно отрегулирована( вспоминаются швайцарские часы сразу)

Ясно, что изначально точность и расчёты были другие. Четыре дня возился с механикой, за это время на эраровсой мог бы вклеить новые молотки, поштифтовать и порегулировать, здесь с трудом- ауслезер, нахдрук, друк и кучу мелочей, от подклейки шпона до подрезки канители, упирающейся в аграф.
Зато вдохнул тафельный воздух со всеми трудностями, с чем теперь могу делиться.

Ой, знаю такой, играл пару раз.

9072490725
Это в музее художника. (забыл, Тропинина ?) , в районе Ордынки?
Стейнвей ? Если он, то я его туда затаскивал..

В данном фортепиано интересно мне особенно , каково состояние мыслей современных европейских реставраторов , что чётко прописано в работах , которые обслуживаю, щупаю руками, выслушиваю.

А вот два маленьких видео с проф. А.Любимовым на тафеле Хюни и Хюберт. Вот уж где кладезь знаний, приемов исполнительства. :

Ввиду того, что дело новое
90953.

А теперь можно немного сравнить увиденное.
Главные отличия конструктивные у тафеля 1804 и 1854 года, это то, что первый- практически клавикорд с молотками, без педали ( в Хуберте одна педал правая). Площадь деки меньше почти в два раза на Бродвуде , как и молотков.
А вот почему?
1804 год. Далеко не дешевое производство в Англии, которому уж около 30 лет и — нет педали? которые с начала 1780-х гг Бродвуд и применял один из первых. А наличие музыки к 1804 году- это расцвет венской школы, Бетховен пишет Героическую и соответственно без педали те же вариации невозможно представить и Моцарт и Гайдн и Шуберт и дети Баха давно популярны..
Словом, этот экземпляр в 5 октав имел своё, очевидно, узкое предназначение, не для больших пианистов и был из последних такого рода.
Друк я не померил, он крохотный, около 5 мм, из параметров хода молотка важно лишь ограничение штейнунга, да друк.

Очень понимаю теперь современных производителей, кои выпускают копии подобных тафелей.
Тут многое привлекает- и возможность поработать с акустикой и экстерьером и нет большой нагрузки в виде большого количества тонких знатоков сего искусства.

Это какой то лентой проклеено снизу деки? А верх как? Трещина заделана или нет? Я думаю что это работа каких то музейных реставраторов. Была сделана историческая реставрация, так называемая консервация — не дать экспонату разрушаться дальше или замедлить этот процесс не вмешиваясь в конструкцию и т.д.

Это халтура, а не консервация, обычная бумажка. Там завернуло мост- штег и потому это дало трещину в деке и никакие бумажки не удерживают трещину , не консервируют.

А вот еще интересный снимок мне попался тафель-пиано на eBay. Скажите, это так ставили тогда басы, что навивка проходит через штег?92792

Да, бывает и два вида навитых басов. Собственно, если вспоминать материалы, то видов больше.
Данный вид, с металлическими упорами, имеет толстые басовые струны. Стилистика примерно до середины 19 века

Могу научить «навязывать» струну 🙂

Год хотелось бы уточнить.

Могу научить «навязывать» струну 🙂

Год хотелось бы уточнить.

Год точный1803. Образцы есть на тафеле. Только настроил.
Если есть секреты , поучусь. пример- полный комплект, но сумбурно как-то.
9305493052

[ATTACH=CONFIG]93043[/ATTACH
Колки без дырок под струну. Скорее всего оригинальные, конические, прим. 5.20х 4.50 мм. 1803 год
Куда бежать жаловаться?
93059

(из М. Бернарда, 1886 г.)

(из М. Бернарда, 1886 г.)

Спасибо, Шухрат!
Осложнено дело тем, что колок короткий, кривой и места размахнуться навивать мало , ползет, зараза. И ситуация уникальная — на этом чудище через 3 дня концерт 🙁

За хлопотами работы не пишу главный смысл этой темы.
откуда появились эти тафели ? Кто стоит за концертами на этих непривычных современному человеку инструментах?
Концерты организовывает ученик А.Б.Любимова, нашего замечательного пианиста, народного артиста России и профессора Московской консерватории Владимир Иванов- Ракиевский.
Вчера мне Алексей Борисович рассказал историю своего тафеля Шёне, как он его выменял на клавесин, как собрался реставрировать, как наш выдающийся мастер Евгений Георгиевич Артамонов его восстанавливал.
Мне же досталось повозиться с тафелем Бродвуд , который Владимир Иванов привез из Швейцарии и где он стоял не менее 10 лет без использования.

Вот тут бы описать ретроспективно, как появилось музицирование в России на старинных клавишных, что побудило музыкантов заниматься, учиться, выступать на них ? И организовать целый факультет — ФИСИИ при Московской консерватории ?
Это вопрос многомерный, но первенство А.Б.Любимова в распространении клавишных, пожалуй, никто не оспорит.
с него начался интерес к коллекционированию и исполнению на разного рода струнно-клавишных инструментах- клавесинах, клавикордах, вёрджиналах, тафель-клавирах, хаммерклавирах, тангентклавирах. вплоть до современного устройства фортепиано разного рода музыки.
Любимов здесь выступает пророком. Поскольку без связи исторических нитей, без творческого оживления созданного человечеством искусства жить неинтересно. Или просто невозможно. Хотя пробовали,
И тем, кто обслуживает фортепиано, открывается огромная, разнообразная и творческая ниша для работы.
Как формировалось фортепиано ? Как проходила эволюция конструкций клавишно- струнных ?
На это мы получаем практический ответ сразу, как только погружаешься в загадочный и непривычный мир тех же тафель-клавиров.
И наконец , здесь едва уместен вопрос- что лучше?
Жизнь показывает, что у нас есть место всем видам инструментов и все они прекрасны , если они освящены вдохновением людей, их любящих.

новое видео с самой простой в мире механикой — тафель-клавира 1803 года.
Клавиш- проволка( шпилер) с кожаным навершием- палочка гаммерштиля на пергаментном шарнире и кожаный молоток. Да,
и сила тяжести 🙂
Ауслезера нет, проскок невозможен.
Алексей Борисович Любимов проделывал тут же , что и я , одной рукой.
Так что говорить о совершенстве современных механик, возможно, преждевременно 🙂

Маленький фрагмент репетиции. Извините, тафели расползлись по строю , местами на пару герц и больше .. пока.

Это фрагмент перед концертом.
оч. тяжелая была у меня подготовка тафелей, десятки рвущихся струн. Неизвестная неиграющая механика . Колки пальцами вытаскивались.
А потом появился почти азарт- неужели они заиграют ? да еще в унисон ? 🙂
Заиграли, даже молотки все доклеил.
А вот звук запись передает относительно- он разнообразнее , мягче.
и это потрясающая школа обучения. Представьте- Пушкину 4 года, только что Наполеона короновали, а эти клавишные играют уже !

Здесь все интересно- где латунные струны, где стальные, каков баланс, какие басы..

Бросок в неизведанное — это общение со старинными клавишными.
Современному музыканту большей частью невдомек, что есть игра на старинных, тем более аутентичных инструментах.
Для России, где культ нового захлестывает и давно считается хорошим вкусом, очень сложно пробивать давно потерянные истины.
Единственным исполином, многие десятилетия тащившим не только груз собирательства старинных клавишных, но и создания школы игры на них, организации пространства для восприятия звуков от аутентичных исторических клавишиных и их копий, был и есть Алексей Борисович Любимов.
Сейчас вокруг него организовался круг, ряд единомышленников, в основном из музыкантов, преподавателей и студентов ФИСИИ — факультета исполнительства при московской консерватории.
Мои впечатления от общения с Алексеем Борисовичем начинались с пластинок, а потом, в конце 80-х гг. , в таллиннской Ратуше, я услышал звуки на старом французском рояле, наверное, Эраре ( сам Любимов сказал- , да, возможно был такой 🙂 ) . Это были волшебные звуки потрясающего прямострунного рояля середины 19 века и в зале 15 века он звучал завораживающе, с шопеновской программой.
Потом была поездка ко мне в мастерскую. которую только создавал, в 93 году, когда еще на одной стороне Садового кольца стреляли, мы ехали по другой, смотреть» треугольник «- рояль о трёх углах Йохансон, который я потом подарил П.Айду.
И вот, спустя более чем 20 лет мне посчастливилось принять участие в подготовке к концерту Алексея Борисовича.
Отдельно , как школа знания, было изучение двух тафель-клавиров, одного, Бродвуда практически в состоянии , близком к аутентичному, после ремонтов, но щадящих (кроме механики, восстановленной лет 10-15 назад в Европе во многом заново и достаточно халтурно) и другого Шёне и Ренка, который полностью восстанавливал Е.Г.Артамонов, весьма старательно и достойно.
И отдельно стояли репетиции и собственно концерт, в который Алексей Борисович начинал погружаться в глубь возможного, что было можно извлечь из этих тафелей и это мне и уроком и праздником одновременно. Его приемы игры, удивительные руки , незаметно почти , как все в искусстве, что безукоризненно по вкусу, вводят в мир любимовских образов.
И это все настолько созвучно с с характером , образом мыслей самого исполнителя, с любимовскими почти простодушными откровениями, с незаурядной читаемой философской и научной основой , при тончайших нюансах, при внимательном взгляде Мастера на всю ткань произведений и что дано только большому музыканту, соответствующее , выверенное воспроизведение.
Отрадно, что Мария Успенская,она играла в сонате для двух тафелей и целый ряд учеников Алексея Борисовича продолжают его идеи воплощать в жизнь.

После возвышенного, сказанного о перспективах исторического музицирования в России, не хочется сразу углубляться в реалии обслуживания и восстановления старинных клавишных.
Мой опыт говорит, что и в Европе этот вид деятельности пришел в упадок и держится скорее на энтузиазме отдельных реставраторов, причем достаточно разного уровня и взглядов.
И в этом мы отстаем на десятки лет.
А потому реставрацию, как искусство, придется лепить, возрождать с нулевого уровня, поскольку это не только веление времени, но и лучшая школа для изучения фортепиано для тех, кто хочет понимать суть конструкций фортепиано.

Требую убрать из названия темы слово «столообразное», как не отвечающее истинному назначению музыкального инструмента.
Перевод с немецкого:
Tafel f =, -n пло́ская пове́рхность (чего-л.),
Tafel f =, -n (обе́денный) стол
eine reichbesetzte Tafel бога́то у́бранный стол

klavier — [-‘viːr] n (-s, -e) роя́ль, пиани́но, фортепья́но
————————
Столообразный — это не сам стол, а нечто, похожее на стол по своей форме. Вот поэтому и назвали инструмент Tafelklavier, что и переводится на русский язык как столообразное пианино.
Переводить как плоское не стоит, т.к. плоское может быть не только горизонтальное (как стол), но и вертикальное (как современное пианино)
И термин четырехугольное не объясняет специфическую форму Tafelklavier. Вертикальное пианино тоже четырехугольное.

Так что ничего требовать не нужно.

Термин «столообразное фортепиано» существует только в немецком языке. Для обозначения этого инструмента в английском используется «Square piano», во французском — paino carre (с accent aigu над Е).

В России также использовался термин «четырехугольное фортепиано» 101024 до тех пор, пока Зимин не написал свой взгляд на историю фортепиано.

Поэтому возвращение к исторически верному названию «четырехугольное фортепиано», «четырехугольный рояль» — правильно.

Термин «столообразное фортепиано» существует только в немецком языке. Для обозначения этого инструмента в английском используется «Square piano», во французском — paino carre (с accent aigu над Е).

В России также использовался термин «четырехугольное фортепиано» 101024 до тех пор, пока Зимин не написал свой взгляд на историю фортепиано.

Поэтому возвращение к исторически верному названию «четырехугольное фортепиано», «четырехугольный рояль» — правильно.
Сначала были треугольные рояли — горизонтальные. Потом форму изменили до прямоугольного — чтобы меньше места занимал инструмент в помещении. Вот тогда и появился термин — четырехугольные, как противоположность треугольному роялю. Но когда стали делать пианино вертикальное (сохраняя четырехугольность), то предыдущий термин для горизонтального инструмента уже не подходил, т.к. можно было спутать с вертикальным. Вот и появился термин — столообразный. Только для того, чтобы противопоставить более новому вертикальному.
Так что не всегда возврат к самому начальному термину более правильный.

Источник

Оцените статью