Такты 3 4 четвертные ноты
Музыкальные звуки записываются при помощи нот. Нотные знаки (ноты) состоят из следующих частей:
1 – флажок; 2 – штиль; 3 — головка
В зависимости от длительности ноты, головка может быть пустой или закрашенной, флажков
может быть несколько, штиль и флажки могут отсутствовать. Расположение головки ноты
относительно линеек нотоносца, определяет высоту звука, а взаимное расположение нот —
порядок их исполнения.
Когда штиль присутствует, он направлен вверх (из правой части головки ноты) или вниз (из левой части, исключая длинную ноту). В большинстве случаев штиль направлен вниз, если головка ноты находится на центральной линии нотоносца или выше ее, в противоположных случаях — вверх. Флажок всегда рисуется справа штиля.
Когда две или более ноты, в обычном виде имеющие флажки (восьмые ноты и короче), встречаются последовательно, флажки могут быть заменены рёбрами (перемычками, вязками). Число вязок равно числу флажков у негруппированных нот. Ноты обычно связываются рёбрами, только если они появляются в одной и той же доле в такте.
Длительности нот
Любой музыкальный звук может быть не только высоким или низким, но также долгим или коротким. И это свойство звука называется длительностью. Длительность ноты не сопоставлена никаким общепринятым длительностям (например, секунда и т. д.), её протяжённость считается только в рамках конкретной композиции, опираясь на её темп, который выбрал автор.
Рассмотри обозначение длительностей нот и пауз в музыке. В таблице приведены аудиопримеры счёта, в которых метроном считает «четвертями».
Метроно́м (греч. μέτρον — мера, νόμος — закон) — прибор, отмечающий короткие промежутки времени равномерными ударами
Если нет метронома, то счёт ведётся ногой. При движении носка вниз (касание пола) считаются цифры (1,2,3,4) при подъёме носка считается «И» .
В аудиопримере метроном обозначает только сильные доли (цифры-1,2,3,4).
Доля — элементарная единица музыкального метра (аналог общепринятой секунды, но её величина может меняться в зависимости от темпа музыкальной композиции). За эту единицу чаще всего принимается 1 четвертная нота
Основных длительностей не так уж и много. Это:
Целая – считается самой долгой длительностью, она представляет собой обычный кружочек или, если хотите, овал, эллипс, пустой внутри – не закрашенный.
Половинная – это длительность, которая ровно в два раза короче, чем целая. Половинная длительность выглядит почти так же как целая, только головка у нее не такая жирная, а еще у нее имеется штиль.
Четвертнáя – это длительность, которая в два раза короче половинной ноты. А если ее сравнивать с целой ноткой, то она будет ее в четыре раза короче (ведь четвертная – это 1/4 часть целой). Четвертная нота – обязательно закрашенная и штиль у нее тоже есть, как и у половинной.
Восьмая –восьмая нота в два раза короче, чем четвертная, в четыре раза короче по сравнению с половинной, и нужно восемь штук восьмых нот, чтобы заполнить время одной целой ноты (потому что восьмая нота – это 1/8 часть целой. От четвертной она отличается наличием флажка. Восьмые часто любят собираться группами по две или по четыре штуки, тогда все хвосты соединяются и образуют одну общую «крышу» (ребро).
Шестнадцатая – в два раза короче восьмой, в четыре раза короче четвертной, а чтобы заполнить целую ноту надо 16 таких нот. По своему написанию, по внешнему виду эта длительность очень похожа на восьмую, только вот флажка два. Шестнадцатые любят собираться в компании по четыре штуки (иногда и по две, конечно), а соединяют их целых два ребра.
Когда «восьмая» или «шестнадцатая» стоят не в чётной группе (по 2 или 4 ноты), то отдельно стоящая восьмая пишут так: , а шестнадцатая так: .
Рассмотрим счёт различных длительностей на основе всем известной мелодии.
Триоли
До этого мы рассматривали длительности, кратные двум. Есть ещё вариант обозначения «дробных» длительностей.
Рассмотрим рисунок (триоли обведены красными квадратами — точнее это восьмые триоли):
Длительность всех нот — восьмые. Метроном ведёт счёт четвертями.
Восьмые триоли это три ровные восьмые в одной четверти.
В этом случае при счёте «И» не считается, так как она попадает между долями и её сложно считать.
Давайте рассмотрим ещё 1 пример. За основу возьмём шестнадцатые. Длительность триоли будет соответствовать двум шестнадцатым или одной восьмой, что одно и то же.
Паузы
Какие нотные знаки нужны для того, чтобы показать тишину в музыкальном произведении?
Молчание вашего голоса или инструмента (во время исполнения произведения) называют паузой. Длительность пауз определяется так же, как и у звуков (нот): она может быть равна целой ноте, половинной, четвертной и т.д. Давайте посмотрим обозначения пауз:
Приводим пример использования пауз (в оригинале этой мелодии пауз нет):
Тот же пример, но уже без пауз:
Верхний вариант из-за пауз звучит отрывисто, нижний звучит более плавно. Постарайтесь это услышать.
Кстати, обратите внимание на то, что с исчезновением пауз, длительность нот увеличилась ровно на длину паузы.
Размер такта
Размер такта (музыкальный размер) — количество долей определенной длительности, образующих такт.
Такты придуманы специально для того, чтобы помочь исполнителям следить за тем, в каком месте пьесы они находятся, и играть в нужном размере. В простом размере именно в тактах можно ощутить истинный ритм пьесы, даже если вы просто просматриваете нотную запись, не играя нот. В простом размере сильной всегда является первая доля каждого такта. Это означает, что, когда вы видите строку наподобие показанной на рисунке ниже, ритм отсчитывается так: РАЗ два три четыре РАЗ два три четыре РАЗ два три четыре.
Размер длительности доли и количество долей могут быть разными. (2,4,6,8,16)
Размер такта | Произношение |
2/4 | Две четверти |
3/4 | Три четверти |
4/4 | Четыре четверти |
6/8 | Шесть восьмых |
12/8 | Двенадцать восьмых |
Музыкальных размеров больше, чем представлено в таблице. Их разнообразие придумано для дирижёров и композиторов, так как смена музыкального размера изменяет не только принцип счёта, но так же и характер музыки и принцип игры на инструменте. В рамках первого этапа обучения нас интересует только счёт музыки и длительности нот, поэтому мы будем рассматривать только 2/4, 3/4 и 4/4. К остальным размерам мы вернёмся на втором этапе обучения.
Рассмотрим примеры счёта в этих музыкальных размерах:
Рисунки в примерах сложны для счёта в слух. Главное чтобы вы поняли, сколько и каких длительностей можно использовать в том или ином размере. Обратите внимание паузы какой длительности используются в тактах. Нужно посчитать и убедиться, что в каждом такте сумма длительностей нот и пауз соответствует музыкальному размеру.
Размер 4/4 (четыре четверти) состоит из четырёх долей, каждая из которых по длительности равна четвертной ноте.
Теперь пример который выглядит сложнее, обратите внимание, что в триолях «и» не считается.
Размер 3/4 (три четверти). состоит из трёх долей, каждая из которых по длительности равна четвертной ноте.
Здесь вы не увидите целых нот, т.к. целая нота не вмещается в один такт.
Размер 2/4 (две четверти). состоит из двух долей, каждая из которых по длительности равна половинной ноте. Здесь так же нет целых нот.
Проверь себя.
- Чем отличается целая нота от четвертной в письме?
Ответ:
Целая нота пишется как овал, а четвертная с закрашенной головкой и штилем.
- Чем отличается целая пауза от половинной паузы в письме?
Ответ:
Целая пауза пишется в виде закрашенного прямоугольника под четвертой линией нотного стана, а половинная — на третьей линии.
- Как отличается запись восьмых нот по отдельности и тогда, когда они стоят по несколько штук?
Ответ:
По отдельности восьмые ноты пишутся как четвертные, но с флажком, пишущимся справа от ноты. Когда же восьмые ноты стоят по несколько штук, рядом друг с другом, то они соединяются одним ребром.
- Как пишутся 8-ая и 16-ая паузы?
- Прохлопайте восьмые длительности со счетом вслух и счетом ногой.
- Что означают цифры в размере композиции?
Ответ:
Верхняя цифра обозначает количество нот в такте, нижняя — длительность этих нот.
- Можно ли использовать другие длительности в такте, кроме тех, которые значатся в размере такта?
Ответ:
- Сколько восьмых в одной четверти?И сколько восьмых триолей в одной четверти? В чем разница счета ногой и вслух восьмых и восьмых триолей?
Ответ:
В четверти помещаются две восьмые ноты. В счете “и” используется при поднятии ноги.
При использовании восьмой триоли в четверти помещаются три равные восьмые ноты. В счете не используют “и”, так как она сбивала бы ровный счет и ее неудобно считать.
- Сколько шестнадцатых нот может быть в одном такте при размере такта 3/4
Ответ:
Источник
Музыкальный размер
Воспринимая музыку на слух, простой обыватель получает возможность насладиться оригинальной звуковой палитрой: красотой мелодии, интересными ритмическими комбинациями и виртуозными пассажами. Музыкальное полотно кажется безупречным: в нем нет ничего лишнего, всё гармонично. Но профессиональные музыканты знают, что при кажущейся спонтанности и абстрактности, каждое музыкальное произведение имеет четкую, можно сказать, математическую структуру. Музыка – это не просто набор красивых звуков и аккордов, гармонично перетекающих один в другой. Оказывается, ее можно измерить и посчитать.
Размер
Теории музыки существуют понятия метра и ритма. Метр — это расстояние от одной сильной доли в такте до следующей сильной доли, а ритм – это чередование нот разных длительностей. Чтобы музыка звучала правильно (то есть так, как задумал композитор), мы должны сыграть нужную ноту в отведенное для нее время. Ведь музыка – это искусство, которое разворачивается во времени, и для каждой ноты задумана своя очередь и свое время в произведении. Музыкальный размер — это «регулировщик», который задает музыке определенные параметры метра.
Что такое музыкальный размер?
Взяв в руки какой-нибудь музыкальный сборник, мы увидим, что каждое произведение оформлено соответствующим образом. Проанализируем фрагмент фортепианной пьесы «Жеребёнок» Б. Паливода:
Мы видим два нотных стана, соединенных фигурной скобочкой (акколадой) и тактовой чертой. Это значит, что музыка первой и второй строчек подчинена общему счету и должна исполняться двумя руками вместе. Затем следуют ключи – скрипичный и басовый. А за ключами размер: две цифры, записанные в столбик: 2 и 4. Музыканты говорят так: две четверти. Это и есть музыкальный размер. Верхняя цифра указывает на количество долей в такте, а нижняя – на сами доли (4 – четверти, 8 – восьмые и т.д.).
Виды долей
Каждый такт условно делится на несколько частей. В размере 2/4 – на 2 части; в 3/4 — на 3 части; 4/4 – на 4 части. Это и есть доли. В каждой части/доле может быть не 1, а 2 ноты (в размере 6/8 – три ноты в первой доле и три — во второй).
Музыка имеет «сердцебиение» — внутреннюю пульсацию, которая образуется чередованием сильных и слабых долей. В двухдольном размере сильной долей будет первая нота в такте, а вторая — слабой. В трехдольном размере сильной будет первая доля, а вторая и третья – слабые. В четырехдольном размере первая доля сильная, вторая слабая, третья относительно сильная, четвертая – слабая.
Такты
Нотный стан разделяется тактовой чертой, а в пространстве – в тактах — излагается музыкальный материал (мелодия, аккомпанемент). Количество нот в одном такте может быть разным: от одной до четырех и более. Деление каждого произведения на такты позволяет структурировать и держать в порядке все его компоненты: мелодию, аккорды и ритм. Такт это своего рода емкость, которая имеет свою вместимость. Он может вмещать в себя только определенное количество нот с учетом их длительностей.
Таким образом, в «Жеребёнке» в каждом такте содержится две четвертные доли (но не обязательно четвертные длительности!). Это видно в строчке, где написан аккомпанемент – в первом такте мы видим две четвертные ноты. А что же в верхней? Почему там 4 ноты? Поскольку там присутствует ритм из более мелких длительностей – восьмых — их количество возросло до четырех в такте. Две восьмые соответствуют одной четвертной. Если в такте 4 восьмых, то они эквивалентны двум четвертым.
Для того, чтобы понимать, сколько нот каких длительностей должно быть в такте при разных размерах пьес, нужно знать длительности и их счет.
Теперь обратим внимание на второй такт. В мелодии мы видим две четвертные, а в аккомпанементе одну половинную. Одна половинная соответствует двум четвертым точно так же, как одна половинка яблока равняется двум его четвертинкам (только они меньше и их две, но в сумме они все равно являются половиной яблока).
Таким образом, музыкальный размер 2/4 может быть выражен в такте так:
- половинной (одна в такте);
- четвертными (и тогда их в такте может быть только две);
- восьмыми (это более мелкие длительности, поэтому в такте их будет 4);
- шестнадцатыми (это совсем короткие нотки, их в размере 2/4 будет 8 на такт).
Примеры музыкальных ритмов
Это всё еще кажется сложным? Тогда представьте себе, что у вас есть корзина, в которую вмещается 2 кг яблок. В нее вы можете положить:
- одно яблоко весом 2 кг (одна нота половинной длительности);
- 2 яблока весом по одному кг (две четвертных);
- 4 яблока по полкило (4 восьмых);
- 8 яблок по 250 г (8 шестнадцатых).
При этом вы не можете положить в корзину яблоко весом 4 кг (что будет соответствовать одной ноте целой длительности, которая измеряется четырьмя счетами-«килограммами»), поскольку ваша корзина может вмещать только 2 кг.
Если ваша корзина (такт) может «вместить» 4 кг (музыкальный размер 4/4), вы можете ее наполнить следующим образом:
- одно яблоко на 4 кг (=одна нота целой длительности; счет 1-2-3-4);
- два яблока по 2 кг (=две половинные);
- 4 яблока по 1 кг (4 четвертных в такте);
- 8 яблок по 0,5 кг (8 нот восьмыми длительностями; счет 1-и-2-и-3-и-4-и).
В такте вы можете увидеть комбинации из нот разных длительностей. Это называется ритмом или ритмическим рисунком. При написании какой-либо пьесы композитор использует придуманную мелодию и ритм, которой придается определенная структура.
Размер такта в музыке и есть той самой «корзиной» (структурой), емкость которой ограничена количеством нот в такте и их «весом» (длительностями).
Простые и сложные размеры
Размер в музыке бывает простой и сложный (смешанный).
- простые двухдольные: 2/2, 2/4, 4/4, 2/8, 2/16;
- простые трехдольные: 3/2, 3/4, 3/8, 3/16;
- сложные (смешанные): 4/4, 4/8, 12/8, 6/4, 6/8, 9/4, 9/8 и т.д.
Сложные размеры в музыке – это результат объединения нескольких простых размеров.
Так, размер 12/8 в музыке будет считаться 4 раза по три счета внутри каждого такта. Рассмотрим, какие ритмические конфигурации можно встретить в музыке с таким параметром:
Теперь изучим трехдольные размеры: 3/4, 3/8 и 6/8. Их еще называют музыкальными размерами вальса. Давайте разберемся с их счетом.
В размере 3/4 будет присутствовать стандартный счет на три: раз-два-три. В 6/8 в одном такте будет два раза по три счета: 1-2-3, 1-2-3. Точь-в-точь, как движения классического вальса. Как же считать размер 3/8 в музыке? Также на три счета. Например:
Размер 8/8 в музыке представляет собой объединение трех простых размеров: 3+3+2 или 3+2+3 или 2+3+3 (так группируются ноты в записи).
Музыкальные размеры 4/4 и 2/2 похожи между собой. В первом случае один такт будет считаться на 4 счета (1-2-3-4), а во втором случае один такт считается два раза по два (1-2, 1-2), что в сумме также составляет четыре. Не забываем, что в музыкальном счете может присутствовать связка «и», которая часто употребляется, когда в музыке присутствуют восьмые длительности.
Посмотрим на примеры 4/4 и музыкального размера 2/2:
Музыкальный размер танго «Кумпарсита» Х. Родригеса — самого известного и страстного танца в мире – 4/4. Здесь отчетливо слышен четырехдольный метроритм: 1-2-3-4:
Проанализируем мелодию и ритм этого произведение (верхнюю строку). В первом такте мы видим наполнение в виде четырех четвертных. Здесь всё предельно ясно – каждая четвертная будет соответствовать своему счету. В данном случае этот счет будет порядковым: раз (первая нота) — два (вторая нота) — три (третья нота) — четыре (четвертая нота). Во втором такте на первую долю стоит пауза. Паузы, как и ноты, имеют такие же длительности. Итак, во втором такте на первую долю стоит восьмая пауза. Ее мы считаем – раз. Далее идет группа из трех восьмых. На каждую из них попадает счет: и-2-и (помним о том, что восьмые «любят» связку «и»). Затем следует четвертная и четвертная. Им достается то, что осталось: 3-и; 4-и. С нового такта счет начинается заново.
Важное примечание: счет должен быть всегда равномерным и четким. А попадание каждой ноты в отведенный для нее счет является обязательным условием правильного исполнения произведения! Начинающим музыкантам рекомендуется считать вслух, чтобы добиться соответствия счета и ноты. Торопиться в этом деле не стоит. Выучив произведение в медленном темпе, вы очень скоро достигнете хорошей технической формы, и необходимый темп со временем придет естественным образом.
Источник