Там вдали за рекой ноты для хора

Там вдали за рекой ноты для хора

ТАМ ВДАЛИ, ЗА РЕКОЙ

Слова Николая Кооля

Там вдали, за рекой
Зажигались огни,
В небе ярком заря догорала.
Сотня юных бойцов
Из буденновских войск
На разведку в поля поскакала.

Они ехали долго
В ночной тишине
По широкой украинской степи.
Вдруг вдали у реки
Засверкали штыки —
Это белогвардейские цепи.

И без страха отряд
Поскакал на врага.
Завязалась кровавая битва.
И боец молодой
Вдруг поник головой —
Комсомольское сердце пробито.

Он упал возле ног
Вороного коня
И закрыл свои карие очи.
«Ты, конек вороной,
Передай, дорогой,
Что я честно погиб за рабочих!»

Там вдали, за рекой,
Уж погасли огни,
В небе ясном заря загоралась.
Капли крови густой
Из груди молодой
На зеленые травы сбегали.

Три последние строки куплетов повторяются

Русские советские песни (1917-1977). Сост. Н. Крюков и Я. Шведов. М., «Худож. лит.», 1977.

Автор текста — комсомолец Николай Кооль.

Красноармейская переделка казачьей песни времен русско-японской войны «За рекой Ляохэ загорались огни» о неудачном штурме казаками города Инкоу в декабре 1904 года (не все признают подлинность «За рекой Ляохэ», некоторые считают ее современной подделкой; в этом случае, Кооль опирался на другие песни на этот мотив). На эту мелодию ранее пелась каторжанская песня «Лишь только в Сибири займется заря» (2-я половина XIX века) и, предположительно, цыганский романс «Андалузянка» на стихотворение Всеволода Крестовского, написанное в 1862 году. В «Андалузянке» есть текстовая параллель с «Там вдали, за рекой»: «Расскажу я ему, как была эта ночь Горяча, как луна загоралась».

В интернете встречается аналогичный красноармейскому «деникинский» вариант, созданный уже в наши дни. В 2012 году от потомка оренбургских казаков записан дутовский вариант, тоже сомнительный. Но не исключено, что в годы Гражданской войны какие-то красные и белые песни на этот мотив все же существовали.

Записано много фольклорных вариантов песни Кооля. Ее популярность вызвала появление пародий: «Там вдали, у реки собирались братки. «, песня про израильскую армию («И бесплатно отряд поскакал на врага, Завязалась кровавая драка. И молодой вдруг поник головой, Рабиновича ранили в сраку. Он упал между ног вороного коня И закрыл свои карие очи. «) и т.д.

Можно импровизировать и вставлять в песню любых подходящих героев:

Там вдали, за Днепром
Загорались огни,
В небе ясном заря догорала.
Сотня храбрых бойцов
Из повстанческих войск
На разведку в Бердянск поскакала.

Они ехали долго
От батьки Махно
По широкой украинской степи.
Вдруг вдали у реки
Засверкали штыки —
Там Дыбенко растягивал цепи.

Бондаренко стрелой
Поскакал на врага. (храбрый герой Бондаренко истории не известен, но его можно считать фольклорным родственником Маруси Бондаренко, которая «рубала юнкеров». Так вот песни и рождаются. )

ВАРИАНТЫ (2)

1.

Там, вдали за рекой,
Засверкали огни,
В небе ясном заря догорала;
Сотня юных бойцов
Из буденновских войск
На разведку в поля поскакала.

Они ехали долго
В ночной тишине
По широкой украинской степи.
Вдруг вдали у реки
Засверкали штыки:
Это белогвардейские цепи.

И без страха отряд
Поскакал на врага,
Завязалась кровавая битва.
И боец молодой
Вдруг поник головой —
Комсомольское сердце пробито.

Он упал возле ног
Вороного коня
И закрыл свои карие очи.
— Ты, конек вороной,
Передай, дорогой,
Что я честно погиб за рабочих.

Там, вдали за рекой,
Уж погасли огни,
В небе ясном заря разгоралась.
Сотня юных бойцов
В стан буденновских войск
Из разведки назад возвращалась.

Три последние строки куплетов повторяются

Когда душа поет: Самые популярные песни XX века. Сост. Ю. Г. Иванов. Муз. редактор С. В. Пьянкова. Смоленск: Русич, 2006. – (Азбука быта). Этот же вариант — в большинстве других песенников.

2. Там вдали за рекой загорались огни

Там вдали за рекой загорались огни,
В небе ясном заря догорала,
Сотня юных бойцов из буденновских войск
На разведку в поля поскакала.

Они ехали долго в ночной тишине
По широкой украинской степи,
Вдруг вдали у реки засверкали штыки –
Это белогвардейские цепи.

И отряд боевой наскочил на врага,
Завязалась жестокая битва,
И боец молодой вдруг поник головой —
Комсомольское сердце разбито.

Он упал возле ног вороного коня
И закрыл свои карие очи:
«Ты, конек вороной, передай, дорогой,
Что я честно погиб за рабочих!».

Там вдали за рекой уж погасли огни,
В небе ясном заря разгоралась,
Сотня юных бойцов из буденновских войск
Из разведки домой возвращалась.

Русские народные песни. Сборник. Вступ. статья и прим. А. М. Новиковой. Гослитиздат, М., 1957, стр. 550. Зап. А. М. Новиковой в 20-х годах в Тульской области. Текст песня создан в 1924 г. комсомольцем Н. М. Коолем во время прохождения им военной службы в Москве. Вначале она пелась его односельчанами на мотив старинной сибирской песни «Лишь только в Сибири займется заря». Вскоре песня получила широкое распространение и подверглась народной переработке (см. подробнее: А. Шилов. Неизвестные авторы известных песен, стр. 66—70). Варианты: Песни Красной Армии. Воениздат, М., 1937, стр. 210; Красноармейский фольклор. Сост. В. М. Сидельников, под ред. Ю. М. Соколова. М., «Сов. писатель», 1938, стр. 63—64; Фольклор Воронежской обл. Сост. В. А. Тонков. Воронеж, 1949, стр. 120—121; Л. Христиансен, Современное народное песенное творчество Свердловской области. Музгиз, М., 1954, стр. 80 — 81; Рукописный отдел Института русской литературы, Р. V, колл. 27, п. 8, № 18, и др. Приводится по изд.: Русский советский фольклор. Антология / Сост. и примеч. Л. В. Домановского, Н. В. Новикова, Г. Г. Шаповаловой. Под ред. Н. В. Новикова и Б. Н. Путилова. Л., 1967, № 35.

Источник

Там вдали за рекой. Александров. Кооль

Вы находитесь на сайте Нотного Архива России (library notes Russia) — www.notarhiv.ru Посмотреть другие произведения

Слова Н. Кооля Обработка А. Александрова

Там, вдали за рекой,
Засверкали огни,
В небе ясном заря догорала.
Сотня юных бойцов
Из буденновских войск
На разведку в поля поскакала.

Они ехали долго в ночной тишине
По широкой украинской степи.
Вдруг вдали у реки
Засверкали штыки:
Это белогвардейские цепи.

И без страха отряд
Поскакал на врага,
Завязалась кровавая битва.
И боец молодой
Вдруг поник головой –
Комсомольское сердце пробито.

Он упал возле ног
Вороного коня
И закрыл свои карие очи.
— Ты, конек вороной,
Передай, дорогой,
Что я честно погиб за рабочих.

Там, вдали за рекой,
Уж погасли огни,
В небе ясном заря разгоралась.
Сотня юных бойцов
В стан буденновских войск
Из разведки назад возвращалась.

Источник

Там, вдали за рекой — ноты, текст, история песни

Там, вдали за рекой

Слова: Н. М. Кооль

Там, вдали за рекой ноты

Там, вдали за рекой текст

Там, вдали за рекой слушать онлайн

Там, вдали за рекой — история создания песни

Родилась песня в конце марта 1924 года. О том дне ее автор Николай Мартынович Кооль вспоминал:
«Я рубли дрова Теплое мартовское солнце обогревало старинную стену женского монастыря в Курске, — в его помещении мы организовали тогда комсомольскую коммуну. В одной из келий под зданием церкви я поселился вдвоем с сотрудником редакции газеты «Курская правда» Лаврентьевым. Помню, как, принеся охапку дров, я записывал в толстую конторскую книгу очередной куплет песни:

Там, вдали за рекой,
Засверкали огни,
В небе ясном заря догорала…

Почему именно эти слова возникли тогда в моем воображении? В апреле 1924 года мне предстояло сдать дела завполитпросветотделом 1-го Курского райкома комсомола и по досрочной мобилизации комсомольцев идти в Красную Армию. Я мечтал о службе в коннице…»

Основной мотива юному поэту послужила старая песня сибирских каторжан:

Лишь только в Сибири займется заря,
По деревне народ просыпается.
На этапном дворе слышен звон кандалов —
Это ссыльные в путь собираются…

Ведь песни каторжан были тогда очень популярными. Их любили и комсомольцы, и особенно большевики, многие из которых сами в прошлом отбывали каторгу и ссылку.

«Записанная в конторскую книгу, моя песня лежала на дне деревянного солдатского сундучка, с которым я приехал на действительную военную службу в Москву…

Гражданская война окончилась недавно. Не было у нас тогда ни своей развитой промышленности, но новых строевых песен. По вечерам мы пелишуточные песни и частушки, которые в большинстве случаев сочиняли сами на темы текущих событий… Эти песни особо сильно звучали у нас в строю…

Летом 1924 года командир нашего полка Мамушкин и его помощник Аксенов собрали возле нашей палатки комсомольское собрание. На повестке дня был один вопрос: «О строевой песне». Нас стыдили: «Вы комсомольцы, а какие песни в строю поете!»

Комиссар полка поставил перед нами задачу: во что бы то ни стало найти, создать и отработать для строевого шага новые песни. Тут я попросил слово и сказал, что у меня есть песня, которую сам сочинил, но не знаю, можно ли ее петь в строю. Попросили принести и прочитать. Песня понравилась.

Командир полка распорядился, чтобы старшина Чупраков сейчас же построил на лагерном плацу роту и начал разучивание.

На другой день эту песню мы уже пели в строю, а вскоре ко мне стали приходить запевалы из других частей и записывать слова песни. Так моя песня пошла в народ, не опубликованная ни в печати, ни по радио…»

После войны в предисловиях песенников стали появляться сведения о том, что будто бы эту песню пели еще в девятнадцатом году, что ее автор служил в буденновской коннице… Все эти неточности побудили Кооля подать заявление в Управление охраны авторских прав, и его авторство было подтверждено.

Источник

Ноты для хора — Поет русский народный хор

Издательство «Музыка» с 1980 года выпускает новую серию — «Художественной самодеятельности». Ее составляют разнообразные нотные и книжные издания, рассчитанные на руководителей и участников музыкальных коллективов художественной самодеятельности.
В нотные сборники наряду с произведениями, прочно вошедшими в репертуар исполнителен — солистов, хоров, оркестров различных составов, — постоянно включаются новые сочинения советских и зарубежных авторов. В некоторые издания входят методические пояснения и рекомендации.
В книгах рассматриваются практические вопросы организации учебно-воспитательной и творческой работы самодеятельных музыкальных коллективов.


Поет русский народный хор
Выпуск 1
составитель А. Широков
Хоровые произведения советских композиторов
без сопровождения и в сопровождении баяна
“Музыка”, 1980г.
номер 11075

  • От составителя
  • ЗААЛЕЛА ЗОРЕНЬКА. Музыка и слова Г. Демидова
  • ПЕСНЯ О РОДИНЕ. Музыка Р. Бойко, слова А. Прокофьева
  • ДЕРЕВЕНЬКА МОЯ. Музыка Н. Кудрина, слова В. Гундарева
  • ПЕРВАЯ БОРОЗДА. Музыка В. Букина, слова В. Лазарева
  • ХЛЕБА. Музыка Н. Поликарпова, слова В. Семернина
  • ОБЕЛИСКИ. Музыка и слова Л. Дмитриева
  • ПРИДОНЬЕ МИЛОЕ ЦВЕТЕТ. Музыка Ю. Зацарного, слова М. Шишлянникова
  • НАША РУССКАЯ ЗИМА. Музыка Г. Пономаренко, слова П. Черняева
  • ЛЕНОЧЕК. Музыка Л. Дмитриева, слова Т. Алексеевой
  • ПРОЛЕТАЛИ ГУСИ-ЛЕБЕДИ. Музыка А. Эманова, слова Л. Шикиной
  • ТРИ РОВЕСНИЦЫ. Музыка Л. Печникова, слова М. Исаковского
  • СЛОВНО СНЕГОМ. Музыка и слова Ю. Рыбникова
  • ЕСЛИ МЫ НУЖНЫ ДРУГ ДРУГУ. Музыка Г. Пономаренко, слова Г. Георгиева
  • ВЕРИТСЯ — НЕ ВЕРИТСЯ. Музыка Н. Кутузова, слова Е. Карасева
  • ВЕСЕЛАЯ КАДРИЛЬ. Музыка В. Темнова, переложение для хора А. Широкова, слова О. Левицкого
  • Русские народные песни
    • ЖИЛ Я У БАРИНА. Запись Е. Шелеманова
    • СИНЕ МОРЕ ВСКОЛЫБАЛОСЬ. Обработка Г. Пантюкова
    • В ХОРОВОДЕ БЫЛИ МЫ. Запись и обработка А. и Г. Заволокиных
    • КАЛИНА С МАЛИНОЙ. Обработка А. Широкова
  • Методические пояснения
  • Тексты песен

Скачать сборник

Спасибо Ирине за предоставленный сборник!


Поет русский народный хор
Выпуск 2
составитель А. Широков
Хоровые произведения советских композиторов
без сопровождения и в сопровождении баяна
“Музыка”, 1981г.
номер 11505

  • От составителя
  • ЖИВИ, СОВЕТСКАЯ ДЕРЖАВА! Музыка К. Массалитинова, слова Г. Воловика
  • ПЕСНЯ О СОВЕТСКОЙ РОДИНЕ. Музыка Н. Поликарпова, слова Л. Кондырева
  • В ЧЕСТЬ ДА ВО СЛАВУ. Музыка Ф. Маслова, слова В. Русакова
  • РОДИНА МИЛАЯ. Музыка Н. Горлова, слова В. Бокова
  • РОССИИ ПРОСТОР ВЕКОВОЙ. Музыка А. Аверкина, слова Н. Волкова
  • ЛЮБЛЮ ПРОСТОРЫ РУССКИЕ. Музыка В. Левашова, слова В. Харитонова
  • ВЕРНОСТЬ. Музыка В. Литвинова, слова Л. Татьяничевой
  • СЕЛО РОДНОЕ. Музыка Б. Киселева, слова Ю. Леднева
  • ПРИНИМАЙ, СТРАНА, НАШ КУБАНСКИЙ ХЛЕБ! Музыка В. Захарченко, слова С. Хохлова
  • О НАШЕМ ТРАКТОРИСТЕ. Музыка Л. Дмитриева, слова В. Кузнецова и В. Семернина
  • РУССКИЙ СУВЕНИР. Музыка В. Сигалова, слова А. Осьмушкина
  • Русские народные песни
    • ЗАЛИЛА ВОЛГА КРУТЫЕ БЕРЕЖКА. Протяжная. Обработка В. Царегородцева
    • ТАМ, ВДАЛИ ЗА РЕКОЙ. Слова Н. Кооля, обработка А. Широкова
    • ШИРОКА ТЫ, СТЕПЬ. Обработка А. Цибизова
    • ОЙ, РЕБЯТУШКИ, СХОДИСЬ! Трудовые припевки. Обработка В. Баранова
    • ВО ПОЛЕ ТУМАН. Обработка А. Болдырева
    • НЕ БУДИТЕ МЕНЯ, МОЛОДУ. Плясовая. Запись А. Квасова
    • ВЕСЕЛИТЕСЬ, ВСЕ НАШИ ПОДРУЖКИ. Протяжная.
    • ВЕСНА КРАСНА. Весенняя, хороводная. Запись Е. Засимовой
    • ОИ, ЧЕЙ-ТО КОНЬ. Свадебная. Запись А. Рудневой
    • МЫ ГУЛЯЛИ ДО СУМЕРЕК. Хороводная. Запись В. Царегородцева
    • НЕ ВЕЧОР ПОЗДНО. Лирическая. Запись Е. Засимовой
    • ОЙ ТЫ, ЛЕТИЧКО. Лирическая. Запись Е. Засимовой
    • НЕ БЕЛА ЗАРЯ. Протяжная. Переложение для хора Н. Мешко
    • Я ПОСЕЯЛА ЛЕНКУ. Запись и обработка И. Веретенникова
    • АХ ТЫ, НОЧЕНЬКА. Обработка Ю. Рыбникова
    • ЗДРАВСТВУЙ, ЧЕРНАИ ЧЕРНОБРОВАЙ. Хороводная. Запись Л. Антиповой.
    • КРУТОВСКИЕ СТРАДАНИЯ. Запись В. Грибановой
  • Методические пояснения
  • Тексты песен

Скачать сборник

Спасибо Ирине за предоставленный сборник!


Поет русский народный хор
Выпуск 3
составитель А. Широков
Хоровые произведения советских композиторов
без сопровождения и в сопровождении баяна
“Музыка”, 1982г.
номер 11779

  • От составителя
  • СЛАВА СОВЕТСКОЙ ДЕРЖАВЕ! Музыка В. Захарова, слова М. Исаковского.
  • ТЫ ЦВЕТИ, РОССИЯ! Музыка В. Левашова, слова Н. Палькина
  • ЛЕНИН У НАС НА ЗАВОДЕ. Музыка С. Туликова, слова В. Харитонова
  • КАК ЗЕМЛЯ ПРЕКРАСНА. Музыка Б. Фиготина, переложение для хора А. Широкова, слова Ф. Лаубе
  • ЛЮБЛЮ БЕРЕЗУ РУССКУЮ. Музыка Ю. Зацарного, слова А. Прокофьева
  • В ЧИСТОМ ПОЛЕ. Музыка В. Захарова, слова М. Исаковского
  • ШЛИ ВПЕРЕД СОЛДАТЫ. Музыка Р. Бойко, слова И. Дремова
  • УРОЖАЙНЫЙ ГОД. Музыка В. Калистратова, слова народные
  • ПЕСНЯ О ХЛЕБОРОБАХ. Музыка Н. Горлова, слова Б. Дверного
  • ПЕСНЯ О СТРОИТЕЛЯХ. Музыка А. Аверкина, слова В. Матвеева
  • НОВОСЕЛЬЕ. Музыка А. Абрамского, слова В. Бокова.
  • РУССКИЙ ЛЕС. Музыка Г. Пономаренко, переложение для хора А. Широкова, слова Д. Смирнова
  • СЫПЛЕТ ЧЕРЕМУХА СНЕГОМ. Музыка Г. Демидова, слова С. Есенина.
  • БЕЛОСНЕЖНАЯ КАЛИНА. Музыка Н. Поликарпова, слова А. Русака, перевод с белорусского С.Красикова
  • ЯСНЫЙ МЕСЯЦ. Музыка Анатолия Новикова, слова Д. Терещенко
  • МИЛАЯ. Музыка Андрея Новикова, слова В. Пухначева.
  • ОТШУМЕЛА В ПОЛЕ РОЖЬ ВЫСОКАЯ. Музыка Л. Шульгина, слова Ф. Карбушева
  • ЗВЕЗДОЧКА ХОРОШАЯ МОЯ. Музыка Л. Дмитриева, слова Т. Алексеевой.
  • ПЕРЕПЛЯС — ВЕСЕЛЬЯ ЧАС! Музыка Л. Печникова, слова Б. Соловьева.
  • ПРОВОДЫ ЗИМЫ. Музыка Е. Шелемацова, слова Г. Луткова.
  • РУССКИЙ ПЕРЕПЛЯС. Музыка А. и Г. Заволокиных, слова В. Малкова.
  • МНЕ И СОЛНЕЧНО И ПЕСЕННО. Музыка Б. Киселева, слова В. Бокова
  • Русские народные песни
    • ЗА КУБАНЬЮ ОГОНЬ ГОРИТ. Обработка С. Чернобая
    • ТЫ ПОДУЙ, БУЙНЫЙ ВЕТЕРОЧЕК. Обработка А. Широкова
    • ТОМСКИЕ ХОРОВОДЫ. Обработка А. и Г. Заволокиных.
    • МИМО МОЕГО САДИКА. Запись И. Веретенникова
    • ВДОЛЬ БЫЛО ПО ТРАВОНЬКЕ. Хороводная. Запись 3. Пашковой
    • ТУМАН ЯРОМ. Хороводная. Обработка П. Клиничева
    • РАНО, РАНО НА ЗАРЕ. Свадебная. Обработка В. Клюева
    • НЕ ЗОЛОТ МОИ ПЕРСТЕНЕК. Свадебная. Запись и обработка Е. Шелеманова.
    • ГОЛУБЬ СИЗЫЙ. Частушки. Запись В. Щурова.
  • Методические пояснения
  • Тексты песен

Скачать сборник

Спасибо Ирине за предоставленный сборник!


Поет русский народный хор
Выпуск 4
составитель А. Широков
Хоровые произведения советских композиторов и народные песни
без сопровождения и в сопровождении баяна или фортепиано
“Музыка”, 1983г.
номер 12169

В четвертом выпуске сборника «Поет русский народный хор», как и в предыдущих, составитель стремился представить материал, разнообразный по тематике, характеру и исполнительскому составу.
Открывается сборник песнями о Советской России, ее просторах, нивах, о людях, трудом преображающих родную землю. Некоторые из этих произведений давно завоевали широкое признание (так, еще в тридцатые годы хор имени Пятницкого впервые исполнил «Колхозную песню о Москве» Ф. Маслова); другие («Нивы России» И. Волкова, «Песня комбайнера» В. Лаптева) созданы в последнее время, но уже успели войти в репертуар народных хоров.

Наша память о Великой Отечественной войне нашла отражение п нескольких сочинениях, вошедших в сборник. Особая проникновенность свойственна «Песне-сказу о Мамаевом кургане» А. Пахмутовой, где эпическое начало сочетается с глубоким лиризмом. Произведение было специально написано для одной из программ Волжского русского народного хора, а затем исполнено хором русской песни Всесоюзного радио и Центрального телевидения.

Среди лирических песен, вошедших в сборник, кроме, известных («Отчего» П. Барчунова, «Я назову тебя зоренькой» Г. Пономаренко), несомненный интерес для исполнителен представят и новые работы советских композиторов — например, «Травиночка» В. Григоренко, написанная в традициях протяжных народных песен, или «В чистом поле» Л. Печникова — игровая, задорная, близкая эстрадному жанру.
В небольшой раздел русской народной песни включены произведения, с успехом исполняемые различными хоровыми коллективами: «Зеленая рощица» (хор им. Пятницкого), «Мимо моего садика» (Белгородский молодежный хор профтехобразования), «Где ж ты был, мой черный баран?» (воронежский ансамбль «Лада»), «Раз-два, люблю тебя» (Северный русский народный хор), «Рязанские частушки» (Государственный республиканский русский народный ансамбль «Россия»).
А. Широков,
заслуженный деятель искусств РСФСР

  • ВЕЛИЧАЛЬНАЯ. Музыка Андрея Новикова, слова В. Пухначева
  • КОЛХОЗНАЯ ПЕСНЯ О МОСКВЕ. Музыка Ф. Маслова, слова В. Гусева
  • НИВЫ РОССИИ. Музыка И. Волкова, слова А. Бодренкова
  • ПЕСНЯ-СКАЗ О МАМАЕВОМ КУРГАНЕ. Музыка А. Пахмутовой, переложение для хора А. Колосова, слова В. Бокова
  • ПОДМОСКОВНЫЕ СОСНЫ. Музыка Н. Кутузова, слова Е. Карасева
  • СИБИРЬ ЛЕНИНСКАЯ. Музыка Г. Пантюкова, слова Т. Белозерова
  • МНЕ ДОВЕРЯЕТ РОССИЯ. Музыка А. и Г. Заволокиных, слова Е. Карасева
  • ПЕСНЯ КОМБАЙНЕРА. Музыка В. Лаптева, слова В. Бокова
  • ЗАПЕВАЮТ ЗВЕНЬЕВЫЕ. Музыка А. Двоскина, слова В. Добронравова
  • ЛЮБЛЮ БЕРЕЗУ РУССКУЮ. Музыка Б. Киселева, слова А. Прокофьева
  • Я НАЗОВУ ТЕБЯ ЗОРЕНЬКОЙ. Музыка Г. Пономаренко, слова В. Бокова
  • ТРАВИНОЧКА. Музыка В. Григоренко, слова В. Татаршюва
  • ЛЮБОВЬ ДА СОВЕТ. Музыка В. Голикова, слова А. Гангова
  • ОТЧЕГО. Музыка П. Барчунова, слова В. Крахта
  • В ЧИСТОМ ПОЛЕ. Музыка Л. Печникова, слова М. Андронова
  • Русские народные песни
    • ЗЕЛЕНАЯ РОЩИЦА. Запись В. Захарова
    • МИМО МОЕГО САДИКА. Запись н обработка И. Веретенникова.
    • ГДЕ Ж ТЫ БЫЛ, МОИ ЧЕРНЫЙ БАРАН? Запись и обработка Е. Шелеманова
    • РАЗ-ДВА, ЛЮБЛЮ ТЕБЯ. Северные игровые припевки. Запись и обработка Ю. Запарного.
    • РЯЗАНСКИЕ ЧАСТУШКИ. Обработка А. Широкова
  • Тексты песен

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЯСНЕНИЯ

В настоящем выпуске помещены в основном произведения средней трудности; они доступны как начинающим, так и подвинутым коллективам русских народных хоров. Ниже приводятся пояснения к тем песням, где возможны варианты исполнительских составов и хоровой аранжировки.
«Величальная» Андрея Новикова — произведение подлинно гражданского звучания, праздничного, торжественного характера. Им можно открыть концертную программу хора. Для более яркого выражения художественного образа исполнение запевов и припева может быть расцвечено вариантами. Так, при наличии хорошего баса запев рекомендуется поручить ему, а с пятого такта к басу присоединится баритон; далее для контраста может вступить женская часть хора, а мужские голоса начнут петь восемь тактов спустя. При женском запеве целесообразно первую половину хора поручить только мужским голосам.
«Песня-сказ о Мамаевом кургане» А. Пахмутовой требует высокой исполнительской культуры, умения выделить ведущие мелодические партии на фоне сопровождающих голосов. Исполнение подголоска в высокой тесситуре на рр доступно лишь певцам с хорошо поставленными голосами; чтобы достичь легкого, полетного звучания, нужно петь фальцетом.

В песне Н. Кутузова «Подмосковные сосны» сопровождение изложено для фортепиано. Это поможет руководителю хора переложить его для оркестра русских народных инструментов. При исполнении на баянах повторные проведения следует дублировать октавой ниже.
В песне А. и Г. Заволокиных «Мне доверяет Россия» запев последнего куплета можно поручить всей альтовой группе хора, а одному из баянов (если их несколько) — исполнить свою партию октавой выше.
Особый колорит хору В. Лаптева «Песня комбайнера» придает сочетание моторности, упругого ритма с песенностью. Во всех куплетах здесь был бы предпочтителен мужской запев, особенно в первых четырех тактах, но запевать может и группа солистов. Не исключены также другие варианты хоровой инструментовки, например, повторение припева не хором, а солистом (хор в этом случае молчит или поет закрытым ртом).

Мелодия песни А. Двоскина «Запевают звеньевые» состоит из коротких, отделенных паузами фраз, каждая из которых поручена разным группам хора, быстро сменяющим друг друга. Следует добиваться их органического включения в музыкальную ткань, следить за единством мелодической линии. Гибкая и разнообразная подача материала создает красочность, живость исполнения. Сольные запевы в этой песне необязательны, — они целесообразны лишь при наличии крепкого, звонкого голоса у первой запевающей. Партию сопровождения желательно разделить на два баяна, так как в данном виде фактура сопровождения несколько перегружена. Уместно было бы и хореографическое решение этого номера.
«Люблю березу русскую» Б. Киселева — одно из самых трудных произведений данного выпуска и вместе с тем самых интересных в исполнительском плане. Необходимо сначала отдельно выучить с альтами витиеватое остинатное хоровое сопровождение, а затем как бы наложить на него мелодию, исполняемую партией сопрано. Учитывая быстрый темп, прихотливый ритм в сочетании с характерной для русской народной песни метрической переменностью, особое внимание нужно уделить ритмическому ансамблю как одной партии, так и всего хора.
Песня Л. Печникова «В чистом поле» рассчитана на трехголосный женский хор. Однако по желанию при повторении припева возможно подключение мужской партии, повторяющей партию первых сопрано октавой ниже.

Русскую народную песню «Зеленая рощица» можно исполнять ансамблем от трех до девяти человек. Последнюю строчку («.что молодца нет») можно повторить с небольшим замедлением темпа.
Украшением песни «Мимо моего садика» является ее узорный, типично белгородский припев. Петь его нужно легко, светло, пританцовывая или двигая кистями рук, приподнятых над головой.
При исполнении песни «Где ж ты был, мой черный баран» хор можно разделить на две половины (одна спрашивает, другая отвечает). На слонах «Мельники, мельники.» будет уместно внезапное пиано. После шестого куплета возможен проигрыш на материале вступления. В конце песни повторяется первый куплет, а припев в этом случае исполняется дважды с подголосками при повторении.
А. Широков

Скачать сборник

Источник

Читайте также:  Кусаю руки с аккордами
Оцените статью